Иммунные реакции — это часть общих защитных реакций организма. Иммунные реакции обеспечивают жизнеспособность организма. Подавляющее большинство заболеваний связано с иммунными нарушениями.
В нормально функционирующем организме иммунные реакции должны быть (подобно кровяному давлению) адекватными (нормальными) — их неоправданное повышение или понижение приводит к патологическому состоянию организма (т.е. и выше плохо, и ниже плохо).
Неадекватные повышения иммунных реакций (гипериммунный ответ) называются аллергии.
Неадекватные понижения иммунных реакций (иммунного ответа) называются иммунодефицитные состояния (иммунодефициты).
Грубые иммунодефициты позволяют длительно функционировать на человеке различным видам патогенной бактериальной и вирусной микрофлоры, в т.ч. хламидийной, герпетической, Эпштейн-Барр, энтеровирусной, цитомегаловирусной, вирусам гепатита В и С, вирусам папилломы человека и другим внутриклеточным инфекциям, что ведёт не только к дальнейшему осложнению состояния, но и вызывает риск появления онкологических изменений, особенно, если у ближайших родственников больного уже отмечались случаи онкологии. В частности, в современной медицине длительно протекающие заболевания герпесом, Эпштейн-Барр, ЦМВ, хламидиозом, гепатитом В и С, папилломавирусом и некоторые другие рассматриваются как предраковые состояния.
Очень грубые формы иммунодефицитов называются СПИД (англ. AIDS). При СПИДе большое количество различной патогенной микрофлоры (ВИЧ-инфекции), в обычном состоянии людям вообще неприсущей, получает возможность функционировать в организме больного. При заболевании СПИДом первичен именно иммунодефицит, т.е. патологически изменённое состояние самого организма, а функционирование ВИЧ-инфекции является уже следствием этого состояния. В процессе своей жизнедеятельности в организме больного, ВИЧ-инфекция вызывает дальнейшее усугубление тяжести иммунопатологического состояния и, в большинстве случаев, приводит к возникновению у больного СПИДом и онкологических заболеваний.
Подробную информацию о ВИЧ / СПИД смотрите на сайте coitin.com на страницах «ВИЧ / СПИД / AIDS» и «СПИД в РОССИИ».
Важно отметить, что практически всегда иммунные реакции нарушаются разнонаправленно. Когда одни из них неадекватно понижаются, другие неадекватно повышаются, что называется дисбалансом иммунной системы. Поэтому у аллергиков почти всегда наблюдаются и признаки иммунодефицитного состояния — или хронические воспалительные процессы, или склонность к частым ОРВИ и др., а у пациентов с иммунодефицитными состояниями присутствует в какой-либо форме и симптоматика аллергии. Следует помнить, что при всяком длительно протекающем воспалительном процессе обязательно происходит местная аллергизация тканей. И в этом еще одна опасность осложнений, которую несут хронические воспалительные процессы. В частности, хронические или частые бронхиты могут спровоцировать возникновение бронхоспазмов, бронхиальной астмы.
Будучи свойствами, зависящими от состояния организма, иммунные реакции никогда (!) не нарушаются сами по себе, изолированно, вне зависимости от функционирования организма в целом. Нарушения иммунных реакций всегда следуют за метаболическими изменениями в организме, возникшими из-за нарушений функций отдельных органов или целых систем организма, в частности, из-за нарушения функции почек, печени, желез эндокринной системы (чаще щитовидной и поджелудочной), регуляторной функции головного мозга и многих других.
Наличие иммунной дисфункции — это всегда свидетельство наличия у пациента серьезных системных нарушений. Поэтому результаты объективной диагностики (клинико-лабораторной и аппаратной), являющейся первым и необходимым этапом лечебного процесса, должны дать ответы на два основных вопроса:
какие иммунные реакции пациента в какой степени нарушены?
и, самое главное, в результате чего они нарушены?
С каждым пациентом необходимо разбираться по всем этим вопросам только строго индивидуально, т. к. современная иммунология рассматривает свыше 100 параметров, и наборы (сочетания) иммунных нарушений у разных людей никогда не повторяются. При этом, у каждого больного и свои объективные причины иммунных нарушений, обусловленные особенностями функционирования различных органов и систем его организма. Поэтому каждому пациенту требуется свой конкретный объем диагностики, который определяется на первичном приеме (обычно, продолжительностью от 2 до 3 часов), исходя из результатов осмотра, беседы с больным и всей представленной предыдущей медицинской информации (желательно, начиная с медицинской карты с периода новорожденности), т.е.
описаний всех состояний пациента в течение жизни;
результатов всех ранее проведенных по любому поводу диагностических исследований, как нормальных (а в них разброс различных параметров в пределах нормы индивидуален), так и патологически измененных;
анализа всех представленных пациентом ранее сделанных по любому поводу рентгеновских снимков (рентгеновские снимки имеют особую ценность, т.к. рентгенограмма делается по поводу какой-то конкретной патологии или подозреваемой патологии, но в поле зрения снимка, в т.ч. и снимка зубов, попадают изображения многих тканей, которые несут очень ценную комплексную информацию о состоянии всего организма в целом на момент снимка; разумеется, в описании снимка все это уже отсутствует — для такого анализа нужны именно сами снимки);
беседы с пациентом обо всех его заболеваниях, об условиях жизни;
результатов осмотра пациента;
данных обо всех проведенных ранее видах лечения (по поводу любых заболеваний);
сведений о состоянии здоровья ближайших родственников.
(Получение достаточной информации обо всех предыдущих состояниях позволяет выявить динамику развития нарушений, принципиальную важность чего для диагностики трудно переоценить.)
После проведения и получения всех результатов определенного для данного пациента объема диагностики (некоторые исследования занимают 10-20 минут, а некоторые требуют и две недели непрерывной лабораторной работы), результаты исследований обрабатываются совместно — в иммунологии каждое отдельное исследование представляет минимальный интерес, т.к. дает только часть общей картины состояния организма. Совместная обработка позволяет создать достаточно целостную картину состояния организма, что необходимо для определения направленности и конкретных методов для успешного лечения данного состояния у данного пациента, результатом которого должна быть стойкая нормализация здоровья.
Главное в лечении иммунопатологических состояний (иммунодефицитов и аллергий) — это компенсация причин иммунных нарушений у пациента. Пока будут сохраняться основания для иммунных нарушений, в той или иной форме будут сохраняться и сами иммунные нарушения (состояние неизбежно будет меняться, практически вне зависимости от полученного неадекватного лечения, по принципу, то лучше, то хуже, то почти прошло, то опять обострение, с общей направленностью к усугублению тяжести заболевания). И только когда будут компенсированы причины, т.е. не будет оснований для иммунных нарушений, стойко исчезнут и сами нарушения.
Поэтому, попытки аллергика выявить, что является для него аллергенами, и в дальнейшем избегать этих веществ, приводят только к временному чисто внешнему облегчению симптоматики.
Патологически измененное состояние организма при этом в полной мере сохраняется и, чаще всего, усугубляется в дальнейшем, что проявляется и в постепенном расширении спектра аллергенов, и во все большем обострении аллергических реакций, и в появлении новых, не отмечавшихся ранее, заболеваний.
Следует отметить, что выявление причин иммунных нарушений у данного конкретного пациента крайне сложная задача, требующая высочайшего профессионализма, т.к. организм есть единое взаимосвязанное целое, и стоит в его функционировании нарушится чему-либо одному, как в той или иной степени нарушается функционирование и всего остального. И что первично в этих нарушениях, и что является их следствием (а следствия компенсировать бессмысленно, пока сохраняются причины) — все это возможно диагностировать только методами современной медицины, что требует не только должной квалификации лечащего врача, но и наличия в его распоряжении соответствующей очень широкой диагностической базы, как клинико-лабораторной, так и аппаратной. При этом огромное значение имеет не только объем проведенных исследований, но и их достоверность, т.к. именно достоверные результаты диагностических исследований являются основанием для успешного лечения. Следует помнить, что единственная цель лечебного процесса — это возможное достижение стойкой нормализации здоровья каждого пациента (в возрасте от 0 до 50-55 лет). Конечно, в случае массированных нарушений функционирования организма (пациенты с тяжелыми радиационными поражениями, с грубыми врожденными аномалиями, пациенты старческого возраста, наркоманы после очень длительного употребления наркотиков) достижение стойкой нормализации здоровья в большинстве случаев становится невозможным, и в этом случае цель лечебного процесса — улучшение качества жизни пациента, при котором если и не удается достичь полного выздоровления, то следует добиться резкого облегчения патологической симптоматики.
Иммунопатологии излечимы, но успешное лечение каждого пациента — это сугубо индивидуальная задача. Единого, общего для всех, способа лечения иммунопатологических состояний (ни медикаментозного, ни аппаратного) нет и быть не может.
Особенно сложные отдаленные последствия вызывают иммунопатологические состояния в детском возрасте, когда идет быстрое формирование ребенка. Какое формирование детского организма идет на фоне этих нарушений? Закладываются основания для последующих нарушений, которые будут проявляться уже в более зрелом возрасте. Основы здоровья человека, в основном, закладываются во время внутриутробного развития и на первом году жизни. Нарушения развития в эти периоды приводят к существенным нарушениям функционирования организма в дальнейшем. Во время вынашивания беременности это, в основном:
токсикозы первой и второй половины беременности (т.е. иммунные конфликты матери-плода, из которых плод выходит с серьезными поражениями, и которые в современной медицине полагаются недопустимым осложнением беременности, т.к. разработаны циклы мероприятий, позволяющие избежать этого);
угроза самопроизвольного прерывания беременности (угроза выкидыша);
различные заболевания беременной и применение лекарственных препаратов;
работа или жизнь беременной в условиях, связанных с вредностью (в т.ч. работа на компьютере), особенно в первой половине беременности, когда идет очень быстрое формирование плода;
неполноценное питание беременной;
нарушение срока вынашивания беременности.
На первом году жизни ребенка — это, преимущественно, сокращение периода естественного вскармливания (периода лактации). По данным исследований, проведенных Всемирной Организацией Здравоохранения, кормление ребенка грудью менее 12-ти месяцев, помимо других нарушений, однозначно ведет к недоразвитию головного мозга, что проявляется в нарушении его регуляторной функции, а это одна из основных причин иммунных нарушений.
(О естественном вскармливании: ребенку до 6-ти месяцев в питании не годятся не только никакие смеси, но даже донорское молоко с тем же сроком родов — необходимо именно молоко матери; после 6-ти месяцев, уже на фоне прикорма, ребенка можно отдать кормилице, но лучше матери продолжать кормить самой. Увеличение периода кормления грудью до 2-3 лет, при условии получения ребенком и другой достаточной и адекватной его возрасту пищи, никакого вреда не приносит. Обычно в 12-14 месяцев ребенок сам отказывается от груди, но не надо проводить процесс отрыва от груди принудительно — следует помнить, что развитие каждого организма идет в значительной степени индивидуально.)
Все дети, чье развитие в эти периоды было связано с какими-либо отклонениями, обязательно должны пройти хотя бы минимальное иммунологическое обследование (исследование на кишечный дисбактериоз; исследование иммунного статуса, включая общий иммуноглобулин Е (IgE); исследование инфекционного статуса). Это позволяет выявить отклонения в функционировании детского организма и вовремя их компенсировать, т.е. добиться стойкой нормализации состояния здоровья ребенка, — в том числе, еще и до появления внешних признаков этих нарушений, не дать им развиться до проявлений уже в виде различных заболеваний.
Прогнозирование при лечении иммунопатологических состояний такое же, как и при лечении других заболеваний — чем меньше возраст пациента, чем лучше общее состояние организма, чем легче форма и меньше продолжительность заболевания, тем быстрее, легче и дешевле достигается нормализация здоровья.
Достоверный прогноз о продолжительности и стоимости лечения возникает только после проведения необходимого объема диагностики. Полная стоимость лечения складывается из стоимости лечебной работы, стоимости диагностики и стоимости необходимых лекарственных препаратов. Оплата производится поэтапно в течение всего срока лечения медицинскими или иными страховыми фондами, или предприятием, на котором работает пациент, или благотворительными фондами, общественными организациями, или, по желанию, самим пациентом либо его родственниками.
Региональная некоммерческая организация НПВМЦ «Вита-Элин» обеспечивает стоимость диагностических мероприятий (при высочайшем качестве и достоверности) в 4-5 раз дешевле, чем аналогичные исследования в других лечебных учреждениях Москвы. Поэтому полная стоимость лечебного процесса не превышает стоимость одной, максимум двух, фарфоровых зубных коронок. Стоимость лечения ребенка обычно ниже, чем стоимость лечения взрослого.
Всякое дальнейшее уменьшение стоимости в существующих условиях возможно только за счет снижения объемов диагностики и качества лечебной работы, что неизбежно приводит к невозможности достижения стойкой нормализации здоровья и утверждениям о неизлечимости данного заболевания, позволяя добиться только некоторого, весьма временного, облегчения симптоматики течения заболевания с последующим, в большинстве случаев, дальнейшим осложнением состояния больного, что не может быть признано удовлетворительным результатом.