Реферат по предмету "Медицина"


Влияние совместного использования пиридитола и дыхания гиипоксически-гиперкопнической газовой смесью на мыслительные способности здоровых пациентов

Церебро-сосудистые заболеваниязанимают одно из первых мест в структуре смертности, причин инвалидности.Нарушается и качество жизни, и в первую очередь страдают когнитивные процессы:мышление, память, внимание, способность к суждению и т.д. Множествонозологических форм ведут к подобным последствиям: атеросклеротическоепоражение церебральных сосудов, гипертоническая болезнь, аномалии развитиясосудов мозга. При этом нарушается адекватное кровоснабжение нейронов мозга иразвивается гипоксия клеток. К состоянию гипоксии клеток головного мозга могутпривести не только церебро-сосудистые заболевания, нои заболевания внутренних органов, например: хронические неспецифическиезаболевания легких, сердечная недостаточность и др.
В современной медицине применение медикаментозных препаратовпродолжает оставаться основным методом лечения и профилактики различныхзаболеваний. Однако наряду с бесспорными успехами медикаментозного леченияпоявились проблемы, обусловленные чрезмерным увлечением фармакологическимисредствами. В результате этого появилась лекарственная болезнь, значительноувеличилось число аллергических заболеваний. По этому последнее время делаютсяпопытки создать новые методы лечения и профилактики заболеваний, продлениеактивной полноценной жизни.
В нормальной ипатологической физиологии считается признанным факт гипоксии, как ввозникновении, так и в течении заболеваний. И как не парадоксально это звучит,но нормализация состояния внутренней среды организма достигается созданиемлегкой гипоксии (Н. А. Агаджанян, 1999). Эффектгипоксии хорошо известен на примере высокогорья, условия которого в течениемногих лет используют для лечения бронхиальной астмы, гипертонической болезни,нейроциркуляторной дистонии.
В нашей странеи за рубежом накоплен большой экспериментальный и клинический материал,свидетельствующий о возможности значительного повышения устойчивости организмаразличных животных и человека к ряду экспериментальных воздействий, в томчисле. (Сиротин Н.Н. 1934, Барбашова З.И. 1960, Агаджанян Н.А. Мирахимов М.М.1970, Меерсон Ф.З. 1973) Выработанная при этом устойчивость являетсянеспецифической, по этому улучшаются функции нервной системы, нормализуетсярегуляция различных функций (артериальное давление, дыхание), нормализуютсяобменные процессы, иммунная система.
Учитываяданные факты, делаются различные попытки разработать дыхательные упражнения,дыхательные аппараты, которые позволили бы в течение длительных тренировокадаптировать организм к условиям гипоксии. Например, в гимнастике Стрельниковой А.Н. предлагается выполнить серию дыхательныхдвижений в сочетании со специальными движениями. При этом вдох выполняетсякороткий, с сопротивлением, т.е. сжимая грудную клетку, выдох – пассивный, безусилия. В методе Бутейко К.П. – восстановление нормальногосодержания углекислого газа в организме путем постепенного уменьшения глубиныдыхания в процессе многочасовых тренировок. В 90-х гг. появилась методика нормобарической гипоксии Стрелкова. Основным действующимфактором является гипоксия. Накапливающийся в процессе дыхания углекислый газпоглощается специальным устройством. Вслед за методикой Стрелкова появиласьметодика Фролова. Снижения концентрации кислорода во вдыхаемом воздухе и вальвеолах при тренировках на тренажере Фролова происходит вследствие увеличениявдоха. При этом задерживается выдыхаемый воздух, в котором по сравнению сатмосферой снижено содержание кислорода до 16% и повышено содержаниеуглекислого газа до 4%. Таким образом уже после первого дыхательного цикласоздается гипоксически-гиперкапническая газовая смесьв результате удлинения выдоха. Кроме этого, давление в легких при вдохеуменьшается, а при выдохе увеличивается, что создается гидравлическим затвороммежду камерами аппарата.
Применениеописанных выше способов дыхания затруднительно для больного: требует многовремени, физических усилий и т.д.
В методикеНенашева основными действующими факторами, так же, как и в методике Фролова,является гипоксически-гиперкапническая газовая смесьи влияние на изменение давления в легких при вдохе-выдохе. Повышениедыхательных нагрузок создается повышение объема внешней камеры. Таким образом,с помощью портативных дыхательных аппаратов появилась возможность адаптироватьорганизм и в т.ч. головной мозг к гипоксии, уменьшить клинические проявления церебро-васкулярных заболеваний, т.к. снижение концентрациикислорода во вдыхаемом воздухе примерно на 10% активирует деятельность мозга,улучшает мыслительные способности. (Н.А. Агарджанян)
Лекарственнымипрепаратами, благоприятно влияющими на когнитивный статус человека, являются ноотропные средства, которые позволяют улучшить память,мышление, внимание. По этому было сделано предположение, что совместноеприменение дыхания гипоксически-гиперкапническойгазовой смесью и ноотропного средства пиридитола может улучшить мыслительные процессы здоровыхпациентов.
Цель работы:
q  пиридитола идыхания гипоксически-гиперкопнической газовой смесьюна мыслительные процессы здоровых пациентов.
Задачи:
q  пиридитола и дыхания гипоксически-гиперкопнической газовой смесью.
                                                        

На здоровых добровольцах в возрасте от 19 до 24 лет,  из которых было сформировано 5 групп по 5человек проводилось исследование эффектов дыхания гипоксически-гиперкапническойгазовой смесью совместно с ноотропными средствами.Выработка «адаптационного дыхания» гипоксически-гиперканическойгазовой смесью проводилось с помощью портативного дыхательного аппарата ТДИ –01, который состоит из двух цилиндрических, входящих одна в другую и заливаемыхводой камер, непосредственно соединенных с дыхательной трубкой. Внутренняякамера имеет насадку с мелкоточечными отверстиями. Конструкция помещается вовнешнюю камеру изменяемого объема – стандартная стеклянная банка. Внешняякамера необходима для увеличения концентрации углекислого газа и сниженииконцентрации кислорода во вдыхаемой воздушной смеси.
Выработка «адаптационного дыхания» проводилась натощак двараза в день (утром и перед сном) по 20 минут.
Использовался свободный тип дыхания, только через рот.Носовые ходы перекрывались полностью пальцами или ватными тампонами. Положениетела – сидя за столом. Положение тренажера – на столе, вертикально.
Тренинг состоял из 4 этапов. Первые два этапа, которыедлились по одной неделе, являлись вводными. В этот период происходила адаптацияк гипоксическому типу дыхания. По этому применялисьминимальные нагрузки.
На первом этапе во внутреннюю камеру вода не заливалась, аобъем внешней камеры составлял 500 мл. На втором этапе объем внешней камерыувеличивался до 700 мл, а в стакан заливалось 2 столовые ложки теплой кипяченойводы.
Третий – четвертый этапы – основной тренинг.Продолжительность каждого этапа – 1 месяц. При этом во внутреннюю камерузаливалось 3 столовые ложки воды. Объем внешней камеры увеличивался до 1000 млна третьем этапе, и до 1500 мл на четвертом этапе.
По окончании третьего и четвертого этапов проводилсяконтроль нервно-психического статуса здоровых добровольцев. Исследовались:кратковременная память, долговременная память, объем арифметических действий,вербальное обучение, перекодирование, ассоциативное научение,внимание, работоспособность.
q  Кратковременная память.
Исследовалось5 списков по 30 слов, поочередно зачитывался каждый список в темпе 1 слово вминуту. После этого испытуемые воспроизводили в протоколе все слова, которыемогли вспомнить. Оценивался процент всех воспроизведенных слов, предъявленныхна 26-30 местах в списках и число неправильно воспроизведенных слов.
q  Долговременная память.
Также, как и при исследовании кратковременной памяти, поочередно зачитывалось 5списков из 30 слов каждый (1 слово в секунду). Но после предъявления последнегослова списка называлось трехзначное число. Испытуемые в течение минуты вели«обратный счет тройками», затем воспроизводили слова в протоколе также втечение  1 минуты. Оценка результатовпроводилась по тем же показателям, что и при выполнении первого теста.
q  Объем скорости арифметического мышления.
Приоценке скорости арифметического мышления складывались все арифметическиедействия в пяти списках обратного счета тройками, и находили показательскорости арифметического мышления в минуту.
q Вербальноеобучение.
Втечение 5 сеансов предъявлялся один и тот же список. Каждый раз послезачитывания испытуемые воспроизводили слова в течение 1 минуты у себя впротоколе. После пятого сеанса обучения испытуемые на оборотной стороне листавоспроизводил слова, которые могли вспомнить. Оценивалось количество слов,заученных в каждом сеансе и число ошибок в словах в пяти сеансах обучения.
q  Перекодирование.
Применялосьпять списков слов. При зачитывании списка, каждому слову присваивалсяпорядковый номер. После предъявление всего списка в различном порядкеназывались  номера, а испытуемые впротоколе напротив номера воспроизводили слова. Для оценки этого теста использовалииндекс точности перекодирования, который рассчитывали по формуле:  N1 / (150 * N2) * 100%, и индекс объема перекодирования N1 / 150  * 100%, где N1 – число случаевправильного перекодирования в пяти сеансах; N2 –число ошибок в пяти сеансах перекодирования; 150 – количество слов,предъявленных в пяти сеансах.
q  Оценка скорости ассоциативного обучения.
Втечение пяти сеансов предъявлялся один и тот же список из 30 слов с присвоениемкаждому слову порядкового номера. Каждый раз после зачитывания испытуемыезаписывали заученные пары у себя в протоколе. После пятого сеанса на оборотнойстороне листа испытуемые воспроизводили ассоциативные пары, которые могливспомнить. Оценивались следующие показатели: число заученных пар в каждомсеансе обучения, общее число заученных пар и количество ошибок.
q  Оценка процесса внимания.
Предлагалсясписок из 1000 различных букв. Корректурная проба выполнялась в течение 5минут. Нужно было вычеркнуть буквы К, В, Н, за исключением тех случаев когдаони стояли перед буквами А и Е. По окончании каждой минуты по командеэкспериментатора выставлялся восклицательный знак в том месте списка, где наданный момент проводился анализ. При оценке процесса внимания вычислялся индексточности внимания: n1/ (n1 + n2) * 100%, где  n1 – число правильно зачеркнутых букв, n2 – число ошибок.
q  Оценка работоспособности.
Использовалисьданные предыдущего теста. Для этого подсчитывалось число проверенных букв закаждую минуту и общее число букв проверенных за 5 минут. Кроме оценкикогнитивного статуса, исследовались показатели функции внешнего дыхания (МОД;ОФВ1), показатели ферментов печени (АЛТ; АСТ), показатели рО2 ,  рСО2, КОС с помощьюстандартных лабораторных методик.
На фоне дыхания гипоксически-гиперкапническойгазовой смесью использовались ноотропные средства сседативным и стимулирующим действием.
Пирацетам – по 400 мг 2 раза всутки;
Пиридитол – по 100 мг 2 раза всутки;
Аминалон – по 500 мг 2 раза всутки;
Пантогам – по 500 мг 3 раза всутки;
Результаты влияния ноотропныхсредств и дыхания гипоксически-гиперкапническойгазовой смесью на мыслительные процессы, КОС, ферменты, показания ФВД занесеныв таблицы. Обработка полученных данных производилась компьютерным способом сиспользованием методов описательной статистики двухвыборочногоt-теста с различнымидисперсиями.

Тест №1  Кратковременная память.
По данным описательной статистики среднее значениерезультатов тестирования контроль №1 Утро и контроль №3 Утро уменьшилось отпредъявленных на последних  пяти местах всписке  — от 66% до 52%; контроль №1Вечер и контроль №3 Вечер  незначительноуменьшилось — от 77% до 76%. Средний разрыв между утром и вечером всех 3контролей составил не более 10%. Результаты сравнительной статистики не достоверны(более 0,05).
Тест №2  Долговременная память.
 По даннымописательной статистики среднее значение результатов тестирования контроль №1Утро и контроль №3 Утро по общему количеству заученных слов значительноулучшилось — от 39% до 48%; контроль №1 Вечер и контроль №3 Вечер так жезначительно улучшилось – от 35% до 54%. Результаты сравнительной статистики недостоверны (более 0,05, кроме тестов «Без гипоксии – гипоксия 2.5 мес., вечер»и «Гипоксия 1.5 мес., утро/вечер», в которых данный показатель составил 0.02 и0.004 соответственно). Среднее значение анализа данных арифметического счета отконтроля 1 до контроля 3 возросло на 1,5.
Тест №3  Вербальное обучение.
Количество слов, заученных в каждом сеансе обучениязначительно возросло от Контроля № 1 к Контролю № 3 утром и вечером. (утро: 1 сеанс– от 8 до 18, 2 сеанс – от 12 до 24, 3 сеанс – от 15 до 26, 4 сеанс – от 17 до27, 5 сеанс – от 18 до 28; вечер: 1 сеанс – от 8 до 17, 2 сеанс – от 12 до 23,3 сеанс – от 15 до 27, 4 сеанс – от 17 до 28, 5 сеанс – от 17 до 28).Результаты сравнительной статистики достоверны, хотя коэффициент достоверностивозрос  в 2 раза от 0,02 до 0,047.
 
      Тест№4  Оценка перекодирования.
По данным описательной статистики среднее значениерезультатов тестирования контроль №1 Утро и контроль №3 Утро – «индекс  точности перекодирования» значительноулучшилось — от 22% до 59%;  контроль №1Вечер и контроль №3 Вечер так же значительно улучшилось — от 21% до 73%.Среднее значение результатов тестирования контроль №1 Утро и контроль №3 Утро –«индекс объема перекодирования» улучшилось – от 23% до 62%; контроль №1 Вечер иконтроль №3 Вечер так же улучшилось – от 23% до 74%. Результаты сравнительнойстатистики не достоверны (больше 0.05).
   Тест№5  Оценка скорости ассоциативного научения.
Количество пар, заученных в каждом сеансе обучениязначительно возросло от Контроля № 1 к Контролю № 3 утром и вечером. (утро: 1сеанс – от 5 до 13, 2 сеанс – от 13 до 21, 3 сеанс – от 14 до 24, 4 сеанс – от17 до 28, 5 сеанс – от 19 до 30; вечер: 1 сеанс – от 5 до 15, 2 сеанс – от 11до 22, 3 сеанс – от 15 до 26, 4 сеанс – от 17 до 28, 5 сеанс – от 19 до 29).Результаты сравнительной статистики в большинстве тестов достоверны.
Тест №6  Оценка внимания.
По данным описательной статистики среднее значениерезультатов тестирования контроль №1 Утро и контроль №3 Утро «индекс точностивнимания» улучшилось — от 79% до 98%; контроль №1 Вечер и контроль №3 Вечер возрос от 89% до 97%. Среднеезначение результатов тестирования контроль №1 Утро и контроль №3 Утро «общеечисло проверенных букв» улучшилось — от 690 до 896 букв;  контроль №1 Вечер и контроль №3 Вечер возросот 764 до 915 букв. Результаты сравнительной статистики в большинстве тестов недостоверны.
Общий вывод:
На фоне дыхания гипоксически-гиперкапнической газовой смесью в сочетании супотреблением пиридитола у испытуемых значительноулучшились показатели во всех тестах: по данным описательной и сравнительнойстатистики возрос процент вербального обучения, улучшились показателиассоциативного научения. В остальных тестах значительновозрос процент среднего значения описательной статистики. Итак, в результатеэксперимента улучшилось внимание, кратковременная память, долговременнаяпамять, результат оценки перекодирования, показатели ассоциативного научения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :