Реферат по предмету "Политология"


Политические партии



ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Содержание

Причины возникновения и признаки политической партии

Цели и функции политических партий

Типы политических партий

Сущность и разновидности партийных систем

Зарождение и развитие многопартийной системы в Украине

Введение

Наряду с государством важнейшим субъектом политического процесса в качестве института политической системы выступает политическая партия. Не будучи непосредственным носителем государственной власти, они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, а также выражают интересы граждан в сфере государственной жизни.

1. Причины возникновения и признаки политической партии

Термин "партия" - латинского происхождения и переводится как "часть", то есть часть более крупной общности. Задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались группы, соперничающие между собой в сфере власти либо во влиянии на власть. То, что организованное действие более эффективно, чем индивидуальные устремления, было замечено давно. Уже во времена Аристотеля (IV в. до н.э.) стихийно образовывались политические группы, которые и назывались партиями. Они представляли собой временные объединения для поддержки конкретной личности. Группируясь вокруг какого-нибудь политического деятеля, его сторонники и последователи обеспечивали координацию действий, что позволяло достигать поставленных целей. В Средние века существовали группировки, носившие чаще всего временный характер и называвшиеся партиями (например, известная война между «партиями» Красной и Белой Розы в средневековой Англии). Подлинная история политических партий как особых, отличающихся высокой степенью институционализации политических движений, датируется концом XVIII и, в особенности, XIX веком. Это связано с усложнением социальной структуры общества, появлением новых социальных групп со своими специфическими интересами, реализация которых требовала создания партии. Введение всеобщего избирательного права и формирование представительных институтов власти в XIX в. тоже дало мощный толчок созданию партий массового типа. Политические партии в современном понимании окончательно сформировались лишь к середине XX ст. одновременно с эволюцией избирательного права в направлении к утверждению прямых, равных, всеобщих выборов при условии тайного голосования.

Партии как социальный феномен постоянно эволюционируют. В современных условиях более разнообразными стали причины и способы их возникновения, во многом изменились их формы и сущность, представления об их ролях в обществе и сама эта роль, методы их деятельности и функции.

Факторами, определяющими создание современных политических партий, являются:

наличие у определенных социальных групп специфических интересов, реализация которых требует создания партии;

недовольство части общества своим положением и наличие потребности действий по его изменению;

разные представления о перспективах политического устройства общества;

наличие межнациональных конфликтов или межконфессиональных противоречий, когда партии формируются прежде всего вокруг национальных или религиозных идей.

Но не всякую группу людей, организованную для выражения своих политических интересов, можно назвать политической партией. Американские политологи Дж. Лапаломбара и М. Вейнер в работе "Политические партии и политическое развитие" сформулировали признаки, отличающие партию от других политических сил (см. схема):

ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

это организация, то есть довольно длительное по времени объединение людей

существование устойчивых местных организаций

стремление завоевать власть

поиск поддержки у народа

Схема

Первый признак заключается в том, что партия - это организация, т.е. достаточно длительное по времени объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать ее, например, от фракции, блока и т.п., которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами. Второй признак партии - существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством. Третий признак - стремление партии в одиночку или в блоке с другими организациями завоевать власть, а не только оказывать на нее воздействие. Этот признак позволяет отличить партии от групп давления. Если партии ставят целью завоевание власти на выборах, осуществление ее посредством работы депутатов в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на нее, влиять на власть, оставаясь вне ее сферы. Четвертый признак партии - поиск поддержки в народе в ходе выборов и другими средствами. Выборы - это самая активная фаза деятельности партии. Но и после выборов партии стремятся увеличить электоральную поддержку правящему или оппозиционному курсам, организуя разного рода мероприятия. Массовые партии активно борются за расширение своего численного состава, укрепление материального положения, распространение своих программ, целей и т.д.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение партии: Политическая партия - эта непрерывно действующая организация, которая существует как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке. Важное место в теории о партиях имеет вопрос об их институционализации (правовом признании). В качестве основных средств институционализации политических партий выступают, прежде всего, нормативные акты, начиная от конституций и кончая решениями местных административных органов. Во многих странах действует закон о партиях, который регулирует вопросы организационного строения партий, их структуры, финансовых аспектов деятельности и др.

Так в Украине новый закон о политических партиях был принят в 2001 г.. Согласно этому закону все политические партии в Украине создаются и действуют только со всеукраинским статусом. Членство же в политической партии является фиксированным. То есть, если гражданин Украины желает быть членом партии, он должен написать заявление в структурный орган соответствующей партии. Одновременно можно состоять лишь в одной политической партии. Партии имеют право на самороспуск, слияние и распределение, создание молодежных, женских и других организаций. Они могут иметь любое имущество, которое необходимо для обеспечения их деятельности.

2. Цели и функции политических партий

Целью деятельности партий является реализация интересов тех слоев общества, которых они представляют. Но они не только их выражают, но и стараются сформировать, объединить и выработать один общий партийный интерес. Партии занимают особое место среди различных организаций, действующих в политической системе общества. Главной целью политических партий есть завоевание существующей политической власти или участие в ее реализации. Любая из партий, придя к власти, расставляет своих людей на ключевые участки управления. Ее участие во власти осуществляется через своих представителей в органах власти. Не имея никаких непосредственных публично-властных полномочий, политические партии разрабатывают государственную политику (предложения относительно политического курса и политического режима). Внедряется же эта политика в жизнь лишь по мере ее принятия представительными органами. На основе общих политических идей партии разрабатывают свои программы, в которых определяются задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. Современные политические партии характеризуются сложной структурой, в которой можно выделить следующие элементы: лидер партии, партийный аппарат, идеологи партии, рядовые члены партии. Существенную роль в определении политического влияния партии играет "партийный электорат", "симпатии" и "меценаты" партии. Роль и значение политических партий в обществах с разным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями, неодинакова. Однако можно выделить некоторые общие функции партий (см. схему).

Ф

У

Н

К

Ц

И

И

П

А

Р

Т

И

И

согласование интересов и потребностей различных групп и индивидов

социального представительства

социальной интеграции

политической социализации

борьба за власть

политическое рекрутирование

разработка и осуществление политического курса

Схема

Прежде всего, политические партии обобщают и согласовывают интересы определенных групп общества. Затем эти интересы формулируются в программах, требованиях, лозунгах, избирательных платформах и т.п. Каждая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные группы, является их представителем на политической арене. Некоторые партии стремятся подчеркнуть свою социальную базу и в названии, например: Селянская партия Украины или партия предпринимателей и промышленников Украины. Но, как правило, каждая партия стремится объединить по возможности широкие слои общества и представлять различные социальные группы. Это отражается и в самом названии многих партий - народные, национальные и т.д. Функция социальной интеграции выражается в следующем. Выдвигая тот или другой набор властных притязаний, партии обеспечивают связь населения с государственными структурами. Партии заменяют стихийные формы общественно-политической активности населения формами формализованными, подверженными контролю со стороны своих лидеров. Одновременно партии способствуют политической социализации граждан, формированию у них свойств и навыков участия в отношениях власти. Партии обращают внимание людей на важнейшие конфликты и пути их преодоления, преодолевая дефицит информированности, разъясняют рядовым гражданам ситуацию, сложившуюся в обществе. Борьба за власть - это и признак политической партии, и ее главная цель и, одновременно, и функция. Именно в ходе борьбы за власть вырабатываются установки партии, формируются ее лидеры, идеологические и пропагандистские кадры. Механизм межпартийной борьбы за власть не позволяет партиям "топтаться на месте", жить с старым багажом. Партии вынуждены чутко и оперативно реагировать на сдвиги, происходящие в стране и в мире. Серьезное внимание в деятельности партий уделяется функции политического рекрутирования, под которым понимаются подбор, подготовка и выдвижение кадров как для самой партии, так и для других структур политической системы (в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы и в исполнительный аппарат государства). В разных политических системах по-разному проявляется функция разработки и осуществления политического курса. Объем и эффективность выполнения этой функции зависит от позиции конкретной партии по отношению государственной власти. Партия может быть в непримиримой оппозиции, выступая против существующего государственного устройства, даже если не призывает к насилию. В этом случае партия стремится к власти, прежде всего для того, чтобы изменить само государство. Партия может быть в оппозиции, направленной не против существующего государственного строя, а против политики определенного правительства. Партия может выступать также в роли конструктивной оппозиции: критикует то, с чем не согласна в действиях правительства, поддерживает то, что считает правильным в его деятельности.

Партия способна участвовать в правительстве и в различных органах управления в качестве партнера других партий. В этом случае, обладая частью власти, партия несет за нее определенную ответственность. Возможна роль партии в качестве ведущей силы правительственной коалиции. В таком случае партия обладает большой долей власти и ответственности, от нее, в основном, зависит осуществление государственной власти, в ее руках сосредоточенны широкие возможности реализации собственных вариантов решения проблем.

Партия может сформировать правительство единолично, в этом случае она берет на себя монопольную ответственность за осуществление государственной власти, особенно, если она располагает абсолютным большинством в парламенте. Возможные другие функции и другие основания для их классификации. Мир политических партий чрезвычайно многообразен. Поэтому попытки типологизировать партии достаточно условны, однако они имеют целью более глубокое проникновение в природу партий и их возможности.

3. Типология политических партий

Тип партии - это понятие, включающее в себя наиболее существенные признаки группы политических партий.

Типология партий может строиться по различным критериям (см. схему):

КРИТЕРИИ ТИПОЛОГИЗАЦИИ

ТИПЫ

По организационной структуре

кадровые

Массовые

По методам и способам деятельности

Авангардные

Парламентские

По месту в системе власти

Правящие

Оппозиционные

По месту в политическом спектре

правые

левые

центристские

Схема Типология политических партий

Общепризнанной и наиболее распространенной является типология партий, представленная французским политологом М. Дюверже в работе «Политические партии» (1951 г.). В соответствии с характером внутренней организации партий он классифицировал их как кадровые и массовые. Кадровые партии обычно невелики по своему численному составу, но в них существует жесткая дисциплина и четко выраженная организационная структура. Их задача заключается в том, чтобы в период выборов обеспечить поддержку кандидатам от партии со стороны большинства избирателей в конкретном округе. Это достигается подбором профессиональных партийных кадров, способных эффективно организовать и провести избирательную кампанию.

Типичные черты кадровой партии:

небольшая численность членов партии;

олигархический характер партии, то есть в нее входят, в основном, депутаты, министры, сенаторы, руководители различного ранга - люди, профессионально занимающиеся политикой;

наличие аппарата, обслуживающего высшие руководящие органы партии;

отсутствие сильных организаций на местах;

отсутствие механизма официального приема в партию и института обязательных членских взносов;

электоральный характер, то есть партия оживляет свою деятельность главным образом во время выборов.

Типичный пример кадровых партий - партии демократов и республиканцев в США. К данному типу относятся большинство европейских партий консервативной ориентации.

Массовые партии - это крупные организации, которые имеют сложную внутреннюю структуру и высокую степень идеологизированности. Свою социальную базу они формируют, в основном, из низших слоев населения. Как правило, это партии коммунистической, социалистической и социал-демократической ориентации.

Типичные черты массовой партии:

высокая численность;

формализованная партийная структура, построенная на основе выборов снизу доверху;

упорядоченная деятельность широкой сети низовых организаций;

тесная и постоянная взаимосвязь между членами партии;

четкая дисциплина, члены партии не только платят взносы, но и активно принимают участие в делах партии;

кроме электоральной деятельности большое значение предоставляется массово-политической и идейно-воспитательной работе;

упор делается на рекрутировании новых членов, организацию кампаний в связи с разными политическими событиями, проведения дискуссий по разным теоретическим и практическим проблемам и т.д.

Эту классификацию М. Дюверже дополнили американские политологи Дж. Лаполамбара и М. Вейнер. Они выделили еще один тип: партия "хватай всех" ("интерклассовая", "общенародная", "партия избирателей" и т.п.).

Партии этого типа стремятся с помощью неидеологизированных программ привлечь на свою сторону наибольшее количество избирателей разной социальной и профессиональной принадлежности. Для этих партий характерны:

особый тип лидера-интеллектуала, играющего роль мировоззренческого символа;

такой отбор лидеров партии, который позволил бы сосредоточить в ней больших специалистов, представителей политической элиты, которые могли бы обеспечить привлечение избирателей во время выборов;

отсутствие фиксированности массового членства;

отсутствие жестких социальных ориентиров.

По методам и средствам деятельности различают партии авангардного и парламентского типа. Партии авангардного типа используют в своей деятельности средства и методы, которые пребывают на грани или вне закона. Это такие как: силовой натиск на органы власти, забастовки, пикетирование, физическое насилие и террор. Для партий парламентского типа присущи методы и средства деятельности в границах правовых норм государства. Свои политические платформы они воплощают через законные органы власти. Внешняя деятельность таких партий сосредоточена прежде всего в парламенте и местных органах власти. Партии парламентского типа естественно заинтересованы в сохранении стабильности существующей политической системы.

По месту в системе власти выделяют правящие и оппозиционные партии. Правящие - это партии, получившие по результатам выборов большинство мест в парламенте и сформировавшие правительство. Оппозиционные - это те партии, которые находятся в оппозиции к правительству. В демократических государствах оппозиция представляет один из полноправных политических институтов, являясь неотъемлемым элементом механизма сдержек и противовесов в политической системе. Функции оппозиции достаточно многообразны. Прежде всего, это основной канал выражения социального недовольства масс. Подвергая критике официальный курс правительства и принимая участие в законотворческом процессе, оппозиционная партия имеет возможность добиваться принципиальных уступок и корректировать политику. Кроме того, присутствие оппозиционных партий ограничивает злоупотребление властью, препятствует нарушению гражданских и политических прав и свобод населения. Представляя альтернативные политические программы, оппозиционные партии дают гражданам возможность сделать собственный выбор. В политическом спектре каждой страны различаются партии правые, левые и центристские.

Традиция делить политические силы на "правые" и "левые" берет свое начало со времен французской революции 1789 г., когда на заседании французского парламента по правую сторону от председателя располагались консерваторы, выступавшие за сохранение монархии. Слева - радикалы, которые отстаивали идеи всеобщего равенства. Умеренные занимали места в центре зала. После этого правыми стали называть последователей сохранения существующего строя, а левыми - сторонников радикальных изменений. В зависимости от конкретной политической ситуации, "левые" могут стать "правыми", а "правые" - "левыми". Данная классификация, как и любая иная, далеко не совершенна и довольно условна. Можно перечислить еще ряд критериев, в зависимости /от которых партии подразделяются на те или другие типы. Наличие же большого количества типологий партий по различным основаниям свидетельствует о сложности и многогранности данного политического института и позволяет всесторонне характеризовать каждую политическую партию.

4.Сущность и разновидности партийных систем

В настоящее время в разных странах действует различное количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть. В зависимости от положения партий в политической системе, взаимодействии между ними, типа самих политических партий складывается партийная система. Партийная система - это совокупность всех политических партий, действующих в рамках определенной политической системы и отношений между ними. Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов. Среди них особо следует выделить такие, как:

уровень политической зрелости общества;

действующее законодательство;

политическое сознание и культура общества, исторические традиции;

национальный состав страны;

религиозная ситуация в стране;

расстановка социально-классовых сил и др.

Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и, прежде всего, конституция и избирательные законы. Партийная система играет одну из главных ролей в политической жизни общества. Она как бы структурирует социальные интересы и политические взгляды, дает им возможность выражаться на общенациональном и местном уровнях, организует политические силы, в частности, избирателей, помогает партиям выдвигать своих представителей в законодательные и исполнительные органы власти. Наряду с государством институт партийной системы является вторым важнейшим каналом осуществления власти. В политической литературе существуют разные методики классификации партийных систем. Наиболее распространенная основана на количественном критерии - числе партий, которые реально борются за власть или имеют влияние на нее. Соответственно этой методике выделяют однопартийную, двухпартийную и многопартийную системы. Однопартийные системы характерны для стран с авторитарными и тоталитарными режимами, где легальный статус и право формировать правительство представленные одной, практически государственной партии. Единственная партия превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией и государственная администрация лишь осуществляет их на практике. Однопартийная система существовала в 20-40-х гг. ХХ в. в Италии, в 30-40-х гг. в Германии, в 20-80-х гг. - в Советском Союзе и в ряде других государств. Сегодня однопартийные системы сохраняются в таких странах, как Куба, Северная Корея, Лаос, Камерун, Габон и др. В однопартийных системах единственная партия вынуждена выполнять намного более широкие и разнообразные функции. Она становится многофункциональной, особенно в тоталитарных системах, тяготеющих к контролю над всеми видами активности в обществе. Эта система может иметь временный успех. Но, в конечном итоге, она нестабильна и неэффективна. Она приемлема как временное явление в конкретных условиях отдельных государств. Однопартийность целесообразна и оправдана лишь в условиях переходных, исключительных или чрезвычайных. Двухпартийная система представляет собой систему с двумя сильными политическими партиями, каждая из которых имеет возможность победить на выборах и сформировать свое правительство. При двухпартийной системе возможное существование и иных партий, однако они не имеют реальных шансов встать у руля государства. При такой системе одна партия правит, а другая, находясь в оппозиции, критикует ее. В результате выборов они время от времени меняются местами. Двухпартийность полезна, поскольку ее результаты способствуют хорошему функционированию политической системы. Двухпартийность гарантирует стабильность правительства, поскольку партия, находящаяся у власти, получает абсолютное большинство парламентских мест.

Одним из самых существенных недостатков двухпартийной системы является вынужденный обстоятельствами акцент на критику противников, а не на свои конструктивные предложения. Еще один недостаток состоит в том, что перестает существовать политический "центр". Наиболее ярким примером двухпартийной системы является существование в США демократической и республиканской партий. Попытки в этой стране третьих партий победить на президентских выборах всегда заканчивались неудачей.

Мировой практике известные и такие партийные системы, которые называются "два плюса". Эта система является как бы переходной от двухпартийной к многопартийной: рядом с двумя традиционными партиями появляется и даже участвует во властных структурах третья партия. В ФРГ существуют крупные христианско-демократическая и социал-демократическая партии. Рядом с ними и партия свободных демократов, и "зеленых" завоевывают достаточно голосов для того, чтобы с ними считались две первых партии при формировании правительства. В Великобритании также в течение длительного времени рядом с двумя основными (консервативной и лейбористской) партиями существует и либеральная партия. Многопартийная система означает, что на политической арене выступают три и более партии, каждая из которых на выборах собирает значительное число голосов. При многопартийной системе каждая партия имеет четко определенные идейно-политические или идеологические позиции, занимает свою нишу в политической системе. Спектр воззрений может простираться от крайне левых до крайне правых. Между двумя полюсами имеются партии, занимающие промежуточное положение и умеренные позиции. Многопартийные системы более типичны для парламентской формы правления. Чаще всего ни одна из парламентских партий не способна набрать абсолютное большинство мест в парламенте и править в одиночку, и поэтому они вынуждены идти на компромисс и формировать правительственные органы на основе коалиций. В целом, как и любому другому явлению, многопартийности также присущи свои плюсы и минусы. Их в свое время всесторонне проанализировал русский политолог ХІХ ст. Б. Чигерин. Но его выводы в полной мере относятся и к нашему времени.

К позитивным сторонам многопартийности относятся:

всестороннее освещение политических вопросов, наличие у людей политической позиции;

существование оппозиции, не прощающей промахов, сдерживающей бюрократизацию, заставляющей правительство действовать эффективно;

воспитание в партиях организованности, дисциплины, необходимых для победы над конкурентами;

выявление и выдвижение в политической борьбе действительно даровитых людей.

Негативное в многопартийности Б. Чигерин видел в следующем:

систематическое одностороннее направление взглядов и действий членов партии, так как они на все смотрят ее глазами и интересами ее политической борьбы. Например, член оппозиционной партии привыкает смотреть на правительство только отрицательно;

в политической борьбе разгораются страсти. Для победы сторонники различных партий взывают к самым низменным потребностям масс. В силу этого портятся общественные нравы;

для достижения своих целей партии прибегают к любым, порой нечистоплотным средствам: лжи, клевете и др. Ложь становится обыденной в общественной жизни, и к ней привыкают;

непрерывная борьба ведет к ослаблению правительственной власти, ее силы расходуются на борьбу с оппозицией.

Следовательно, многопартийность - это общественное благо, источник развития политической жизни, но и фактор ожесточения политических нравов, серьезное испытание для общественной морали вообще.

Многопартийная система может принимать блоковую форму, когда политические партии группируются в блоки.

5.Зарождение и развитие многопартийной системы в Украине

Многопартийная система находится в нашей стране на стадии становления. Ее создание - наиважнейший элемент построения гражданского общества и правового государства, современной политической системы.

Современному политическому плюрализму на территории Украины полтора десятка лет. Первые политические группировки возникают в середине 1988г. На первом этапе создания многопартийной системы в Украине целиком закономерно возникает двухцветная типология с разделением политических сил на "правых-партократов" и "левых-демократов". В середине 1988 г. В западных регионах Украины были созданы первые политические организации: Демократический союз (ДС) и Украинский Хельсинский союз (УХС). Это были группировки откровенно антикоммунистического направления, лидеры которых провели немало лет в концлагерях за политические взгляды. УХС была первой организацией в стране, которая заявила о необходимости построения самостоятельного украинского государства.

Первой формально зарегистрированной политической партией явилась Украинская национальная партия (УНП) (октябрь 1989 г., Львов). Процесс возникновения политических объединений в Украине, как и в России и других постсоветских республиках, не был связан со структуризацией общества на определенные социальные группы. Закономерное следствие - формирование на первом этапе широких демократических коалиций.. в Украине таким объединением стал Народный Рух Украины за перестройку - первое массовое политическое объединение, которое собрало под свои знамена людей с разными политическими взглядами - от коммунистов до членов УХС. Это было время консолидации гражданско-политических объединений и группировок на основе борьбы за национальное, духовное, экономическое и политическое возрождение Украины. Весной 1990 г. Во время выборов в Верховный Совет УССР и в местные органы власти начался активный процесс размежевания политических сил. Возникает необходимость создания партий с четкими политическими ориентирами и уставной дисциплиной. В республике в это время функционировало свыше 20 партий и объединений. Неудачная попытка государственного переворота в августе 1991 г. привела к кардинальной смене политической ситуации. Распад государственности СССР, провозглашением Верховным Советом Украины Акта о независимости, запрет в сентябре 1991 г. Коммунистической партии Украины создали качественно новые условия для развития политических объединений в стране. За прошедшие годы в Украине сформировалась многопартийная система. Но при этом процесс создания новых партий не приостанавливается. Так, если во время выборов в Верховную Раду в марте 1998 г. В Украине было 52 политические партии, в начале 2001 г - 110, а за год до парламентских выборов 2006 (то есть в марте 2005 г.) их было зарегистрировано 126. Происходят типичные для многопартийности межпартийная и внутрипартийная борьба, расколы в партиях, объединения партий, создание межпартийных блоков. Особенно эти процессы активизировались в 2005 г. В связи с подготовкой выборов в Верховную Раду в марте 2006 г. Многопартийность в Украине отражает весь идейно-политический спектр партий, который существует в мире. Так, в соответствии с идеологическими направлениями в Украине действуют коммунистические (КПУ, КПРС и др.), социал-демократические (СДПУ(о), СДПУ и др.), либерально-демократические (ЛДПУ, ПРП и др.), консервативные (УКРП, УНКП и др.), христианские (ХДПУ, РХП и др.), националистические (КУН, УНА и др.) партии. В зависимости от обстоятельств и интересов политической борьбы деятельность некоторых партий не в полной мере отвечает идейно-политической сути, зафиксированной в их названиях и программных документах. Случаются расхождения между провозглашенными общественно-политическими целями партии и конкретными текущими интересами ее лидеров. Многопартийность в Украине стала реальностью и выводит ее на путь современного демократического цивилизованного развития. Современная украинская многопартийность является предусловием создания партийной системы, которая будет способствовать становлению сильной, стабильной, демократической системы власти в стране. Очевидно, партии как неотъемлемый элемент современного цивилизованного общества имеют будущее.

Литература

1. Білоус А. Виборче законодавство та партійна система України в порівнянні з деякими країнами ЄС та Східної Європи // Нова політика. - 1999. - № 1.

2. Білоус А. Політико-правові системи: світ і Україна. - К., 2000.

3. Галкин А. Массовая партия сегодня // Свободная мысль - ХХI. - 2000. - № 1.

4. Галкин А. Модель партии ХХI в. // Свободная мысль - ХХI - 2000. - № 6.

5. Дюверже М. Политические партии. - М., 2000.

6. Нікорич А.В. Політологія. - Харків, 2001.

7. Піча В.М., Хома Н.М. Політологія. - К., 2001.

8. Политология / Под ред. М.А. Василика. - М.. 2001.

9. Політологія / За ред. О В. Бабкіної, В. П. Горбатенка. - К., 2001.

10. Шмачкова Т.В. Мир политических партий // Полис -1991. - № 1,2.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Rain Forest Essay Research Paper As much
Реферат Ассортимент игристых вин и экспертиза
Реферат Hamlet Story Essay Research Paper Hamlet was
Реферат Together Yet Separate Essay Research Paper You
Реферат Бизнес-план строительства гостиницы 2
Реферат Биоразнообразие
Реферат «гражданское общество. Взгляд студенчества». Приглашаются
Реферат Идея и художественные средста ее воплощения в поэме Анны Ахматовой Р
Реферат Современный механизм внешнеэкономической деятельности в Украине
Реферат Реформа 1861 года Отмена крепостного права
Реферат Правовые основы лицензирования деятельности предприятий
Реферат Битлз и их роль в формировании молодежной культуры XX века
Реферат Не превратить планету в свалку
Реферат Срок выплаты страхового возмещения Правомерные действия освобождающие от обязанности возмещения
Реферат Внешняя политика России в первой четверти XVIII в