Реферат по предмету "Математика"


Доказательства неравенств с помощью одномонотонных последовательностей

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
Средняяобщеобразовательная школа № 4
Секция: математика
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме

Доказательства неравенствс помощью одномонотонных последовательностей
ПозолотинаНаталья Андреевна, 9б класс,
МОУСОШ №4 Центрального района.
224-49-85
Руководитель:Тропина Наталья Валерьяновна,
кандидатпедагогических наук,
доценткафедры математического анализа НГПУ.
(Работавыполнена в МОУ СОШ №4)
Новосибирск 2008

Содержание
 
Введение
1. Основные понятия и определения
2. Обоснование метода одномонотонныхпоследовательностей для случая с произвольным числом переменных
2.1 Доказательство неравенств сминимальным числом переменных
2.2 Случай с двумяпоследовательностями из двух переменных
Упражнения
2.3 Случай с двумяпоследовательностями из трех переменных
Упражнения
2.4 Случай с двумяпоследовательностями из n переменных
Упражнения
2.5 Случай с n последовательностямииз n переменных
Упражнения
Заключение
Список использованной литературы
 

Введение
 
В школьном курсематематике мы изучали доказательства неравенств в основном двумя способами:
- сведение кочевидному с помощью равносильных преобразований;
- графически(исследование свойств и построение графиков функции)
Не существуетуниверсального способа доказательства всех неравенств, и более того, несуществует конкретных указаний для выбора способа доказательства. Поэтому любойновый способ доказательства неравенств представляет особый интерес.
В данном работе мырассмотрим один из таких способов: доказательство неравенств с помощьюодномонотонных последовательностей.
Работа состоит из 2-хпараграфов. В первом параграфе я объясняю основные определения, которые нам понадобятсядля работы. Во втором параграфе находится основная работа с примерами иупражнениями.

1. Основные понятия иопределения
В данном параграфе мырассмотрим основные понятия и определения, которые нам понадобятся длядальнейшей работы.
Определение 1. Множество– это совокупность, собрание, набор некоторых объектов по какому – либо общемудля них признаку.
Определение 2. Натуральныечисла N – это целые положительные числа 1,2, 3, 4, 5,…
Определение 3. Целыечисла Z – это числа 0, +1, +2, +3, +4, +5…:
Z = N /> -N /> {0}
Определение 4.Рациональные числа Q – это числа представимые обычнымидробями в виде />, где m є Z, n є N (иликонечными, или бесконечными периодичными дробными).
Определение 5.Иррациональные числа I –это числа, представимые бесконечными непериодическими десятичными дробями инепредставимые в виде />.
Определение 6.Вещественные (действительные) числа R – объединение множества рациональных и иррациональных чисел.
R=Q /> I
Определения 7.Неравенство – соотношение между величинами, показывающее, что одна величинабольше или меньше другой.
Например: />, />
Известно, что всенеравенства подчиняются определенным свойствам, таким как:
а) aa
b) a/>b, b/>a/>a=b
c) a/>b />a+c/>b+c
d) a/>0/>-a/>0
Определения 8. Доказатьнеравенство – установить истинность неравенства.
Неравенства бывают разными:с одной, двумя и более переменными, со степенями. Ля каждого неравенствасуществует свой способ доказательств. Мы рассмотрим еще один способ: черезодномонотонные последовательности.
Определение 9. Следствие– из двух неравенств одно является следствием другого, если область истинностивторого неравенства содержит в себе область истинности первого неравенства.
Обозначение: f1(x)>f2(x)/>ц1(x)>ц2(x) – второе неравенство – следствиепервого.
Определение 10. Дванеравенства называются равносильными, если каждое из них является следствиемдругого. Иначе это можно сформулировать так: два неравенства считаютсяравносильными, если их множества значений переменных, для которых они истинны,совпадают.
Обозначаются равносильныенеравенства: f1(x)>f2(x)/>ц1(x)>ц2(x)
Эти определенияаналогичны соответствующим определениям для уравнений. Как и для уравнений,можно сформулировать утверждения о действиях, преобразующих данное неравенствов равносильное ему. Такими действиями могут быть:
– прибавление к обеимчастям неравенства одного слагаемого;
– перенос слагаемого спротивоположным знаком из одной части неравенства в другую;
– умножение обеих частейна положительное число или положительную функцию и т.д.
Следует, однако,производя эти действия, следить, чтобы не изменилась область допустимыхзначений, так как иначе будет нарушена равносильность этих неравенств.
Определение 11. Методаматематической индукции – метод доказательства неравенств, путем схожести доказательствот самого легкого к самому сложному.
Например, Р(n) – некоторое утверждение, зависимоеот nє N
1) Проверяемправдивость Р(1)
2) Предполагаем, чтоP(k) истинно
3) Доказываемистинность Р(k+1)
4) Заключаем, что Р(n) истинно для любых n.
Определение 12. Одномонотонныепоследовательности – это последовательности чисел вида (а1 а2… аn)(b1 b2 … bn) записанных в виде таблицы, где наибольшее из чисел а1а2 … аnнаходитсянад наибольшим числом из чисел b1 b2 … bn и второе по величине из чисел а1а2 … аnнад вторым по величине из чисел b1 b2 … bn и т.д., другими словами обе последовательностиодновременно возрастающие или одновременно убывающие.
Определение 13.Произведение одномонотонных последовательностей (а1, а2,…аn), (b1, b2,…bn), …( d1, d2,…, dn) это число вида
/>= а1b1…d1+а2b2…d2+ …+anbn…dn

2. Обоснование методаодномонотонных последовательностей для случая с произвольным числом переменных
 
Данный параграф разбит напункты, в которых мы попробуем прийти к самому общему доказательству, дляслучая k последовательностей с n числом переменных, с помощью методаматематической индукции.
2.1 Доказательствонеравенств с минимальным числом переменных
а1*b1 – неравенство с минимальным числом переменных. Тогда
/>= a1b1.
Так как это неравенствоминимальное из всех существующих, то сравнивать с похожим неравенством егопросто невозможно.
2.2Случай с двумя последовательностямииз двух переменных
 
Если />= a1b1. то />=а1b1+а2b2
 
Теорема 1. Пусть (а1а2)/>(b1b2) – одномонотонныепоследовательности. Тогда
 
/>/>/>

Доказательство
Действительно,
/> – />=a1b1+a2b2-a1b2-a2b1 = (a1-a2) />(b1-b2)
Таккак последовательности (а1а2)(b1b2)одномонотонны, то числа a1-a2 и b1-b2имеют одинаковый знак. Поэтому
(a1-a2)/>(b1-b2) /> 0.
Теорема доказана.
Упражнения
Данные ниже упражнениямы решим с помощью Теоремы 1
Упражнение №1.
Пусть a и b – положительные вещественные числа.
Доказать неравенство
a3 +b3/> a2b+b2a.
Доказательство.
Заметим, прежде всего,что
a3 +b3 =/>, a2b+b2a = />
А так какпоследовательности (a2, b2), (a, b) одномонотонны, то

/>/>/>
А это значит, что a3 +b3/> a2b+b2a.
Что и требовалосьдоказать.
Докажем это женеравенство, но другим способом.
/>
Значит a3 +b3/> a2b+b2a.
Что и требовалось доказать.
Мы не можем сказать какойиз методов доказательства решения легче, так как в данном случае оба методарешения неравенства примерно одинаковые по сложности.
Упражнение №2.
Пусть a и b – положительные вещественные числа.
Доказать неравенство.
/>а2+b2.
Доказательство.
Заметим, прежде всего,что

а2+b2 =/>, />/>,
А так какпоследовательности (/>), (/>) одномонотонны, то
/>/>/>.
Что и требовалосьдоказать.
2.3 Случай с двумяпоследовательностями из трех переменных
Рассмотримпоследовательность (а1, а2, а3) и (b1,b2,b3), и запишем в виде таблицы
/>
Если последовательность(а1, а2, а3)/>(b1, b2 ,b3) записанных в виде таблицы, где наибольшее из чисел а1, а2, а3находиться над наибольшим из чисел b1,b2,b3, а второе по величине а1, а2, а3находиться над вторым по величине из чисел b1,b2,b3, и где наименьшее из чисел а1, а2, а3находиться над наименьшим из чисел b1,b2,b3 то последовательность одномонотонная.
Если />=a1b1, и />=а1b1+а2b2, то />=а1b1+а2b2+a3b3

Для доказательстваследующих теорем нам понадобится одно свойство одномонотонных последовательностей,которое оформим в виде леммы.
Лемма. Если (а1,а2, …аn) и (b1, b2,…bn) одномонотонные последовательности,то их произведение не изменится при перестановки местами столбцов.
Доказательство.
Рассмотримпоследовательность с двумя переменными из двух переменных.
/>=а1b1+а2b2.
Заметим, что а1b1+а2b2 = а2b2+ а1b1 по переместительному свойству сложения. Значит, всамой таблице мы тоже можем переставлять столбцы переменных, при этом сохраняетсяодномонотонность последовательности. То есть
/>=/>
Теперь рассмотримпоследовательность с двумя последовательностями из трех переменных.
/>=а1b1+а2b2+a3b3.
Кроме того, что мы можем поменятьпеременные по переместительному свойству, а по сочетательному свойству мы можемобъединять некоторые слагаемые, сохраняя одномонотонность последовательности.То есть
а1b1+а2b2+a3b3= (a3b3+а2b2)+ а1b1 =/>
 
Лемма доказана
Теорема 2. Пусть (а1а2 а3), (b1 b2 b3) – одномонотонные последовательностии (/>)(здесь и в дальнейшем) любая перестановкачисел b1 b2 b3. Тогда
 
/> />/> .
 
Доказательство.
Действительно, еслипоследовательность /> отличается от (b1 b2b3) то найдется пара чисел k, l (1/>k3) такая, что последовательности (ak, al) и (bk, bl) не одномонотонны. Значит, поменявместами числа /> и />, мы увеличим всю сумму, а значити всю сумму />.То есть
/>, так как />.
Очевидно, что за конечноечисло попарных перестановок элементов 2-ой строки можно получить одномонотоннуюпоследовательность.
Теорема доказана

Упражнения
Данные ниже упражнениямы решим с помощью Теоремы 2
Упражнение №1.
Пусть a и b и c –положительные вещественныечисла.
Докажите неравенство.
a3+b3+c3/>a2b+b2c+c2a.
Доказательство.
Заметим, прежде всего,что
a3+b3+c3=/>, a2b+b2c+c2a = />
А так какпоследовательности (a2, b2, c2), (a, b, c) одномонотонны, то
/>/>/>.
А это значит, что a3+b3+c3/>a2b+b2c+c2a.
Что и требовалосьдоказать.
Упражнение №2.
Пусть a и b и c –положительные вещественныечисла.
Докажите неравенство.
/>.
Доказательство.

Заметим, прежде всего,что
/>
и (a, b, c) и (/>) одномонотонные последовательности, то
/>,
/>.
Складывая этинеравенства, мы получаем
/>.
Отделим дроби содинаковым знаменателем в правой части
/>.
Вычислив, получаем
/>/>/>.

А это значит, что />
Что и требовалосьдоказать
 
2.4 Случай с двумяпоследовательностями из nпеременных
Рассмотрим одномонотонныепоследовательность (а1, а2, …аn) и (b1, b2,…bn)
Если />=a1b1, и />=а1b1+а2b2, то />=а1b1+а2b2…anbn
 
Теорема 3. Пусть (а1 а2 … аn), (b1 b2 … bn) – одномонотонные последовательностии (/>)перестановкачисел b1 b2 … bn. Тогда
 
/>/>/> .
 
Доказательство.
Действительно, еслипоследовательность (/>) отличается от (b1 b2… bn) то найдется пара чисел k, l (1/>kn) такая, что последовательности (ak, al) и (bk, bl) не одномонотонны. Значит, поменявместами числа и /> и />, мы увеличим всю сумму, а значити всю сумму />. То есть
/>,

так как />.
Очевидно, что за конечноечисло попарных перестановок элементов 2-ой строки можно получить одномонотоннуюпоследовательность.
Теорема доказана.
Следствие.
Для любого n/>N верно
 
/>.
Доказательство.
/>
Но последовательности (а1а2 … аn)и (/>) неявляются одномонотонными, и поэтому мы не можем воспользоваться теоремой 3.
Однако этипоследовательности противомонотонны: числа в последовательностях расположены вобратном порядке – самому большому по величине соответствует самое маленькое, асамому маленькому соответствует самое большое. А из противомонотонныхпоследовательностей сделать одномонотонные очень просто – достаточно все числавторой линии взять со знаком минус. В данном случае одномонотонными являютсяпоследовательности

 (а1 а2… аn) и (/>)
Поэтому
/>
 
Отсюда и следуетискомое неравенство
Следствие
Для любого n/>N верно
/>
(Неравенство Чебышева).
Доказательство.
В силу теоремы 3справедливы следующие n неравенства
/>
Значит
/>
/>

В этих неравенствах леваячасть не изменяется, а в правой части элементы второй строки меняютсяциклически.
Складываем все и получаем
/>
Что и требовалосьдоказать
Упражнение №1.
Пусть a и b и c –положительные вещественныечисла.
Докажите неравенство.
a3+b3+c3+d3/>a2b+b2c+c2d+d2a.
Доказательство.
Заметим, прежде всего,что
a3+b3+c3+d3=/>, a2b+b2c+c2d+d2a =/>.
А так какпоследовательности
(a2, b2, c 2, d3), (a, b, c, d)
одномонотонны, то
/>/>/>.
А это значит, что a3+b3+c3+d3/>a2b+b2c+c2d+d2a.
Что и требовалосьдоказать.
Доказательство этогонеравенства с помощью одномонотонных последовательностей я не могу сравнить сдругим доказательством, так как доказать другим способом это неравенство я несмогла.
 
2.5 Случай с nпоследовательностями из nпеременных
Рассмотрим одномонотонныепоследовательность (а1, а2, …аn), (b1, b2,…bn), …(d1, d2,…, dn).
Если />=a1b1, и />=а1b1+а2b2, и />=а1b1+а2b2…anbn,
то />= а1b1…d1+а2b2…d2+ …+anbn…dn
 
Теорема 4. Рассмотримодномонотонные последовательности (а1, а2, …аn), (b1, b2,…bn), …, (d1, d2,…,dn). Тогда
/>/>.
 
Доказательство.
Действительно, если последовательность(a1, а2, …аn), (b'1, b'2,…b'n), …, (d'1,d'2,…,d'n) отличается от (а1, а2, …аn), (b1, b2,…bn), …, (d1, d2,…,dn), то найдутся переменные k, l (1/>kn) такие, что последовательности (ak, al) и (bk, bl) …(dk, dl) не одномонотонны. Значит, поменявместами числа />,/>, ak, al … dk, dl мы увеличим всю сумму, а значит ивсю сумму />.То
есть
/>,
так как />.
Очевидно, что за конечноечисло попарных перестановок элементов n-ой строки можно получить одномонотонную последовательность.
Теорема доказана.
Пример
 
/>

Упражнение 1
Пусть а1, а2,…аn — положительные вещественные числа.
Докажите, что />
Это неравенствоназывается неравенством Коши о среднем арифметическом и среднем геометрическом.Докажем его двумя способами
Доказательство.
Перепишем его в виде:
/>, введя новые переменные
/>
 
Имеем
 
/>
/>

Если сравнить эти двадоказательства неравенства, можно заметить, что доказательство с помощьюодномонотонных последовательностей гораздо легче в сравнении с доказательствомКоши.
неравенство одномонотонный последовательностькоши

Заключение
Работая по данной теме, яузнала новый способ доказательства неравенств, вспомнила уже изученные способыдоказательства неравенств. Все упражнения в работе я решала сама.
 

Список использованнойлитературы
 
1. Большойсправочник школьника. 5 – 11 кл. М. Дрофа, 2001 г.
2. В.В. Зайцев, В.В.Рыжков, М.И. Сканави. Элементарная математика (повторительный курс). М., Наука. 1976 г.
3. Р.Б. Алексеев, Л.Д.Курлядчик. Нетрадиционные способы доказательства традиционных неравенств./Математика в школе. 1991 г. №4
4. Л. Пинтер, Й. Хегедыш.Упорядоченные наборы чисел и неравенства. /Квант. 1985 г. №12.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1 Наличие эффективной системы выявления и реализации общественного заказа на образовательные услуги в рамках современной модели образования
Реферат Безработица как проявление макроэкономической нестабильности
Реферат Dr Jack Kevorkian Disrupting The Universe Essay
Реферат Карматы
Реферат Языческие праздники Древней Руси
Реферат Особенности каталитического влияния меди на фазовый переход от BNк к BNг
Реферат Интеграционный маркетинг
Реферат Тема любви в лирике Блока
Реферат Аналіз трудових показників на ЦЗФ "Комсомольська"
Реферат Автомобилестроение
Реферат Сословно-представительная монархия в России середина XVI - середина XVII вв
Реферат Разработка систем управления базой данных MySQL
Реферат 1 Сотрудник обязан приступить к работе с " " 19 г
Реферат 7. переход доли или части доли в уставном капитале стр
Реферат Стиль барокко в архитектуре