Реферат по предмету "Маркетинг"


Бизнес-план по пошиву медицинских халатов

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
1.1 Введение в бизнес-планирование
1.2 Этапы составления бизнес-плана
1.2.1 Краткое содержание
1.2.2 Отрасль, создаваемая компания иее продукт или услуга
1.2.3 Исследования и анализ рынка
1.2.4 Экономика предприятия
1.2.5 План маркетинга
1.2.6 План технической доработкипродукта
1.2.7 План производства
1.2.8 Управленческая команда
1.2.9 Общее расписание по созданиюпредприятия
1.2.10 Оценка риска
1.2.11 Финансовый план
1.2.12 Предложения по уровнюфинансирования
1.3 Выводы
2. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПОШИВУ МЕДИЦИНСКИХ ХАЛАТОВ»
2.1 Резюме
2.2 Описание фирмы
2.3 Маркетинг
2.4 План производства
2.5 Организационный план
2.6 Финансовый план
2.6.1 План доходов и расходов
2.6.2 Определение пределабезубыточности
2.6.3 Анализ рисков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Бизнеспо пошиву профессиональной одежды привлекателен по нескольким причинам:
1.Красивая и удобная униформа пользуется большим спросом у российских клиентов, ив перспективе объем заказов всегда имеет тенденцию роста.
2. Выходна этот рынок не требует отраслевого опыта и возможен при символическихвложениях.
3. Вотдельных нишах практически нет конкуренции.
Легкаяпромышленность никогда не отличалась высокой доходностью, и рентабельностьсреднего по размеру предприятия в этой отрасли по-прежнему колеблется в пределах10%. В таких условиях шить простенькую и дешевую униформу очень выгодно тольков больших объемах, которых у мелких и средних мастерских по определению нет.Однако можно производить малотиражный эксклюзив и продавать его по цене,которая будет на порядок выше среднерыночной. Конкурентным преимуществом в этомслучае следует считать внимание к каждому заказчику и творческий подход ксозданию моделей. Например, крупный производитель не станет вручную вышиватьпуговицы к китайским костюмам: усилия, затраченные на обучение персонала этойнепростой технологии, себя не окупят.
«Еслицена товара для клиента существенно выше, чем в среднем по швейной отрасли, тои он, и мы должны быть уверены, что это обоснованная сделка»,– говорятпредприниматели.
Вдипломной работе на тему «Бизнес-план» предлагается исследование теоретическихметодик и практическая разработка бизнес-плана организации малогопроизводственного предприятия по пошиву профессиональной одежды, в частностимедицинских халатов.
Выбортемы обусловлен ее актуальностью, которая обусловлена, прежде всего, тем, чтодеятельность любого делового предприятия независимо от того большое оно или нет,следует планировать.
Бизнес-планже — планирующий документ, который обобщает анализ возможностей для начала илирасширения бизнеса в какой-либо конкретной ситуации и дает четкое представлениео том, каким образом управленческий аппарат данной компании намерениспользовать эти возможности.
Цельработы: изучение теории и практики составления бизнес-плана — соединение вместерезультатов анализа, идеи, случайных мыслей и ясного представления о желаемомположении дел, основанное на расчетах.
Длядостижения цели в работе представляется целесообразным решить следующие задачи:
1.Изучить предлагаемые теоретические методики составления бизнес-планов.
2. Оценитьвозможности проекта или фирмы. Будет ли проект работать, принесет ликоммерческий и финансовый успех? Все заинтересованы в том, чтобы «ошибиться набумаге», гипотетически проверить возможности до начала реального дела.
3.Установитьцели деятельности фирмы и бюджетов. Каково общее направление развития фирмы ифинансовые задачи? Существует ли ясное понимание бюджета, то есть структуры ивремени поступления доходов и расходов?
4. Определитьтребуемое количество денег. Сколько и каких средств требуется для выполненияплана? Прогноз потока наличности — основа правильного определения заемногокапитала.
Главноедостоинство бизнес — планирования заключается в том, что правильно составленныйбизнес-план показывает перспективу развития фирмы, т.е. в конечном счетеотвечает на самый нужный для предпринимателя вопрос: стоит ли вкладывать деньгив это дело и принесет ли оно доходы которые окупят все затраты сил и средств.
Работавключает введение, две главы, заключение, список использованных литературныхисточников.
Впервой главе представлена теоретическая часть, которая включает методикуразработки бизнес-плана.
Вовторой главе описывается процесс практической разработки бизнес-планаорганизации малого производственного предприятия по пошиву профессиональнойодежды, в частности медицинских халатов.
Взаключительной главе приводятся выводы по результатам работы.

1. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
 
1.1 Введение в бизнес-планирование
Планированиеявляется неотъемлемой частью деятельности любого делового предприятиянезависимо от того большое оно или нет. Бизнес-план — это планирующий документ,который обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса вкакой-либо конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образомуправленческий аппарат данной компании намерен использовать эти возможности.
Постепеннопроходят времена эйфории по поводу победы рыночного уклада экономики наднеповоротливостью планового хозяйства, и место свободного вздоха сменяетзакономерный вопрос: «Что делать дальше?» Постепенно приходят и ответы, апотому планирование, адаптированное к рыночным условиям, прочно входит вповседневную практику предпринимательской деятельности. Надо признать, конечно,что составление бизнес-планов, являющееся предметом данной работы, основноесвое применение находит при участии предпринимателей в инвестиционных конкурсахи получении банковского кредита, но и в целом в необходимости планированияубеждены большинство бизнесменов.
Однако,по моему мнению, более подробный анализ состояния бизнес -планирования можетобнаружить, что в зависимости от размаха бизнеса существуют значимые различия вподходах к составлению планов. Для сравнения можно привести следующиесоображения. Крупные предприятия понемногу приспосабливаются к рыночнымусловиям хозяйствования, и составление бизнес-планов чаще всего у них имеетместо при организационных преобразованиях (например, в акционерное общество),смене собственника или руководителя, при внутриорганизационном планировании.Большинство малых предприятий чересчур мобильны, чтобы отражать в каких-либопланах текущее состояние своих дел, так что к составлению бизнес-планов ониприбегают, в основном, для получения кредитов, поиска инвесторов, при участии винвестиционных конкурсах и приватизационных проектах. [7, стр. 10-14]
Бизнес-план- это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ,описывающий, к чему стремится фирма, как она предполагает, добитьсяпоставленных целей, и как будет выглядеть после их достижения. Это удобная,общепринятая форма ознакомления потенциальных инвесторов с проектом, в которомим предлагается принять участие.
Рассмотрим,сначала, само существо бизнес — планирования и выясним, в чем его необходимость.Предпринимая первые шаги в бизнесе, представители малого бизнеса сталкиваются,во-первых, с нехваткой финансовых средств, во-вторых — с множествомнепредвиденных обстоятельств, которые могут увести ваше предприятие в сторонуот выбранного курса. Чтобы этого избежать, необходимо предварительно изложитьсвои цели, оценки и прогнозы на бумаге, то есть составить бизнес-план.
Существуютдве важнейшие причины для подготовки бизнес-плана:
убедитьпосторонних инвесторов в целесообразности вкладывания денег в ваш бизнес илипредоставления кредита;
помочьсохранять избранный курс и не позволить случайным обстоятельствам отклонить васот выбранной цели.
Однакоэто не означает, что все намеченное в плане будет непременно выполнено: цели изадачи будут корректироваться по мере поступления дополнительной информации иприобретения практического опыта. Бизнес-план не гарантирует избавления отпроблем, но осознанный, продуманный план позволяет менеджеру лучше предвидетькризисные ситуации и легче пережить их. Зачастую дефицит времени, обилиетекущих забот не оставляют времени для планирования и заставляют действоватьвслепую или использовать «реактивный стиль» управления. Эффективностьуправления в этом случае, как правило, гораздо ниже. [5, стр. 22-29]
Основнаяцель бизнес-плана — достижение разумного и выполнимого компромисса между тем,что фирма хочет, и что может достичь. План призван показать работникам ипотенциальным инвесторам целостность предлагаемого курса, продемонстрировать,как одно вытекает из другого.
Бизнес-планпризван ответить на три ключевых вопроса (рис. 1):
Каковотекущее состояние бизнеса?
Каковожелаемое состояние?
Какнаиболее эффективно достичь желаемого состояния?
/>
Рис.1 Контуры бизнес-плана
Бизнес-пландолжен показать, как эффективно перейти из нынешнего состояния в желаемое,отразить как текущие задачи, так и задачи на средне- и долгосрочный период.
Отмечу,что бизнес-план — это рабочий инструмент предпринимателя, он имеет более важноезначение для малой и развивающейся фирмы, чем для более крупной и зрелой. [4,стр. 43-49]
Бизнес-анализвнешней среды и текущего состояния предприятия является необходимойпредпосылкой разработки эффективного плана. Он нацелен на получение и обобщениеобъективной информации о состоянии предприятия, его соответствия требованиямвнешней среды и внутренней организации. Структура бизнес — анализа представленав табл.1.
Таблица1
Структурабизнес — анализаВнешняя среда Внутренняя среда Перспективы развития отрасли и продукции Маркетинг Состояние конкуренции Финансы Потребители продукции Производственная деятельность Сбытовая деятельность Человеческие ресурсы Тенденции развития макросреды Административная деятельность
Анализвнешней среды представляет собой процесс, посредством которого предпринимательили менеджер оценивает внешние опасности и возможности, которые могутзатруднить или помочь достижению поставленных целей.
Самоанализпредставляет собой методичную оценку всех сфер деятельности предприятия. Оннаправлен на выявление сильных и слабых сторон предприятия, призван помочьвыявить те сферы, которые требуют более детального рассмотрения илисовершенствования, а заодно посмотреть, какие задачи ставились в предыдущийпериод времени и были ли они выполнены, каковы были причины неудач.
Обычнопри самоанализе рекомендуется исследовать пять основных функций управления:маркетинг, финансы, производство, управление персоналом и административнуюдеятельностью.
Анализнеобходим не только при составлении бизнес-плана, он полезен и в текущейдеятельности. Многие западные фирмы регулярно (1-2 раза в год) проводят анализсвоих позиций на рынке на определенную дату («моментальный снимок фирмы»). [8,стр. 30-46]
Дляфирмы, находящейся на ранней стадии развития, бизнес-план во многих отношенияхпредставляет первую попытку стратегического планирования. Планирование нужно,для установления ориентиров развития, на ближайшие несколько лет.Предполагаемое направление развития должно быть ясным и точным, понятнымсотрудникам фирмы и потенциальным кредиторам и инвесторам.
Периодвремени, на который разрабатывается бизнес-план, может быть самым разным, онзависит от специфики бизнеса и товара. Опыт показывает, что слишком продолжительныйплановый горизонт приводит только к обессмысливанию всех расчетов. Обычно плансоставляется на два-три года с детальной проработкой первого года и укрупненнымпрогнозом на следующий период. Хотя план может быть составлен и на пять лет, ина один год.
Бизнес-планпредставляет собой общую стратегию деятельности фирмы на определенном товарномрынке. Технология разработки бизнес-плана представлена на рис. 2.
/>
Рис.2. Технология разработки бизнес-плана
Бизнес-пландля уже существующей фирмы имеет под собой надежное обоснование в видерезультатов предыдущей деятельности. План подкрепляется существующими финансовымидокументами, историей фирмы, описанием ее опыта и ошибок.
Вновьсоздаваемая фирма не имеет такой базы, поэтому основой составления бизнес-планав этом случае являются исследования рынка.
Качествоплана существенно зависит от того, кто его разрабатывает. Существуют разныемнения по поводу того, кто должен разрабатывать бизнес-план. Одни считают, чтоэто дело руководителя, которому могут помочь специалисты предприятия иконсультанты. Другой взгляд — надо как можно шире привлекать к составлению бизнес-планаработников предприятия, используя различные методы групповой работы. В этомслучае генерируется больше идей, меньше вероятность принятия заведомоневыполнимых решений, легче будет реализовывать план по принципу: самисоставляем — сами выполняем.
Конкретныйпуть составления плана зависит от поставленных целей, периода планирования,личности руководителя, компетенции работников предприятия, их опыта, знаний имногих других факторов.
Еслипредприниматель хорошо знает свое дело, свой проект, владеет информацией, тонаписать бизнес-план несложно. Однако определить сравнительную ценностьсуществующей информации представляет немалые трудности. Объективный взглядпрофессионала может многое улучшить в разработанном бизнес-плане. Обычнопрофессионалы, не участвующие в данном проекте, помогают реально оценитьположение дел, задавая вопросы, которые для предпринимателя кажутся очевидными,либо он о них просто не подумал, упустил из вида. [11, стр. 103-156]
Помнению авторов работы, идеальным является вариант, когда бизнес-план составляетпредприниматель или специалисты предприятия с привлечением консультантов.Консультанты помогают правильно расставить акценты и придать «товарный» видбизнес-плану. Обычно важна роль консультантов при составлении финансового планаи оценки рынка сбыта продукции.
Большинствоменеджеров рассматривают бизнес-план как необходимый документ для полученияденег в банке или у другого инвестора, кредитора. По этой причине предприятия,которым не требуется дополнительный капитал, не составляют бизнес-план, не доконца понимая процесс бизнес — планирования, его выгоды и преимущества.
Бизнес-планможет быть использован в различных ситуациях и с выгодой для различных людей — менеджеров, собственников, инвесторов.
Итак,бизнес-план необходим в следующих ситуациях:
Фирметребуется капитал для дальнейшего развития. Формы привлечения капитала могутбыть различными. Чаще всего это является главным доводом для составлениябизнес-плана.
Создаетсяновая фирма или меняется собственник, поэтому разрабатывается стратегияразвития.
Бизнес-планразрабатывается во время значительных изменений.
(Реконструкция,покупка оборудования, переход на выпуск новой продукции и т.д.).
Еслипредприятие намерено использовать бизнес-план для привлечения дополнительногокапитала, то необходимо:
показать,что шансы возврата денег (окупаемость инвестиций) очень велики;
внушитьдоверие относительно ваших управленческих способностей, а также эффективностивашей команды;
показать,что имеется хороший рынок сбыта для вашего товара или услуги.
Чтобыдостигнуть своих целей и получить средства, необходимо сообщить что-тоинтригующее о перспективах данного бизнеса в комбинации с хорошо подготовленнымпредставлением цифр и исследований. Идея должна быть не только хороша сама посебе, но и хорошо подана.
Тритипа людей заинтересованы в бизнес-плане: менеджеры, собственники, кредиторы.Менеджеры являются, как правило, создателями и исполнителями бизнес-плана.Часто забывают, что менеджеры могут получить важные преимущества от самогопроцесса планирования, а не только от плана. Собственники заинтересованы всоставлении бизнес-плана с точки зрения перспектив развития фирмы. В малыхфирмах менеджер может быть одновременно и собственником, то есть выступать вразных ролях: как создатель плана, его исполнитель и контролирующий орган.
Традиционнобизнес-план разрабатывается для банков — кредиторов. В большинстве западныхбанков, а сейчас и в наших российских банках, предоставление бизнес-планаявляется обязательным, но не достаточным условием получения кредита. Кредиторырассматривают бизнес-план как дополнительный источник информации при принятиирешений о выделении кредитов. Но кредит выдают конкретным людям.
Длявсех трех указанных групп (менеджеры, собственники, кредиторы) есть общиевыгоды составления бизнес-плана:
Оценкавозможностей проекта или фирмы. Будет ли проект работать, принесет ликоммерческий и финансовый успех? Все заинтересованы в том, чтобы «ошибиться набумаге», гипотетически проверить возможности дол начала реального дела.
Установлениецелей деятельности фирмы и бюджетов. Каково общее направление развития фирмы ифинансовые задачи? Существует ли ясное понимание бюджета, то есть структуры ивремени поступления доходов и расходов?
Определениетребуемого количества денег. Сколько и каких средств требуется для выполненияплана?
Прогнозпотока наличности — основа правильного определения заемного капитала.
Выгоды,которые получают менеджеры при составлении бизнес-плана:
Уяснениеидей. Бизнес-план — итоговый документ, соединяя вместе результаты анализа, идеии случайные мысли, он призван дать более ясное представление о желаемомположении дел и о том, как его достичь;
Созданиекоманды. Участие в разработке плана может усилить чувство сопричастности кобщему делу, способствовать созданию команды единомышленников;
Практикав проведении анализа и презентации. Исследования и анализ, присущие бизнес — планированию,также как количественный прогноз прибыли, убытков и наличности, широкоиспользуются на западе как инструмент обучения менеджеров. Для некоторыхбудущих и настоящих менеджеров процесс составления бизнес-плана является ихпервым опытом рыночных исследований и бюджетного планирования. А презентациябизнес-плана для получения средств от банков или других инвестороврассматривается как хороший опыт продажи своих товаров/услуг; помощь вполучении денег. Хорошо составленный бизнес-план не гарантирует, но помогаетполучить деньги.
Кредиторырассматривают бизнес-план как источник информации, на основе которого они могутоценить:
Степеньликвидности и риска проекта.
Качествоуправления. Качество управления зачастую является более важным факторомгарантии кредита, чем осязаемые (материальные) активы фирмы.
Частоне только содержание плана, но и то как он оформлен и представлен может иметьзначение при принятии решения о выделении денег.
Составляябизнес-план, необходимо исходить из того, что кредиторам предоставляется многоаналогичных планов, и что вы должны сразу захватить внимание кредиторов,заставить его просмотреть план до конца, а не отбросить сразу, не дойдя дорассмотрения тщательно подготовленных цифр. [10 стр. 130-159, 5 стр. 54-78]
 

1.2 Этапы составления бизнес-плана
 
Внастоящее время бизнес-планирование широко распространено, и множествоисточников дают разнообразные примеры методик составления бизнес-планов. Этиметодики, впрочем, не имеют значительных отличий друг от друга, а отличаютсялишь степенью детализации описания различных составляющих. Принимая во вниманиеданное обстоятельство в данной работе по возможности предусмотрено сочетаниедостоинств всех имеющихся в распоряжении источников. [8, стр. 6]
 
1.2.1 Краткое содержание
Первымразделом бизнес-плана является его краткое содержание. Не исключено, чтопотенциальный партнер получит множество предложений о сотрудничестве отразличных организаций. Поэтому первое, что он прочтет, будет краткое содержаниебизнес-плана. На Западе, к примеру, венчурные капиталисты, банкиры, менеджерыполучают десятки бизнес-планов, поэтому цель первого раздела — дать сжатый,короткий (1-2 страницы) обзор делового предложения, способный привлечь вниманиеинвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению документа.
Краткоесодержание имеет и самостоятельное значение. Нередко именно этот короткий документиспользуется при предоставлении заявки в банк или фонд на дополнительное илиначальное финансирование.
Какправило, в этом разделе должно быть четко сказано, какая возможность длябизнеса открывается, в чем его привлекательность, кто будет во главе этогонового бизнеса и каковы его достоинства, как новая фирма проникнет на рынок икаковы имеющиеся здесь перспективы и т.п. Обычно данный раздел плана готовитсяпосле того, как проведена работа над всеми остальными разделами, и тогда одно — два предложения из каждого раздела, несколько наиболее ярких цифр повторяются вкратком содержании бизнес-плана. Всего можно выделить следующие позиции данногораздела плана:
Целив бизнесе. Здесь следует описать, каким бизнесом вы собираетесь заниматься.Обязательно указывается, каким образом продукт или услуга будут способствоватьудовлетворению клиентов. Коротко представляется информация о технологии,торговых секретах или уникальных характеристиках, которые позволят достичьлидерства в выбранной области деятельности. Эта часть должна занимать 25 словили менее;
Возможностидля бизнеса и стратегия их реализации. Коротко описывается, какие возможностидля бизнеса существуют, каким образом их можно использовать, представляетсяпланируемая стратегия выхода на рынок. Эта информация может быть представлена,как перечень ключевых фактов, условий, слабых мест в действиях конкурентов(таких, как инертность, плохой сервис и т.п.), тенденций в развитии отрасли идругих доводов в пользу имеющихся возможностей для налаживания бизнеса;
Намечаемыерынки сбыта и прогноз. Кратко описывается отрасль и рынок сбыта, выделяетсякруг лиц, являющихся основными потребителями, предлагается способ подачи товарапотребителям. В данный раздел включается информация о структуре рынка, размереи темпах роста сегментов рынка, которые должен заполнить предлагаемый бизнес,оценка объема продаж в натуральном и стоимостном выражениях, предполагаемаядоля рынка, период окупаемости затрат и ценовую стратегию (включая объяснение,на что будет делаться упор на доступную цену, высокое качество или уникальностьсвойств);
Конкурентныепреимущества. Необходимо рассмотреть, насколько значительно конкурентноепреимущество, которое создает предлагаемый проект, как результат новаторскогопродукта, услуги и стратегии, лидерства по времени поставки, слабостиконкурентов и других условий данной отрасли;
Прогнозируемыефинансовые результаты. Обобщается экономическая и финансовая стороныдеятельности (например, валовая чистая прибыль, долгосрочность прибыльностибизнеса); время, необходимое для достижения равенства доходов и расходов, атакже устойчивого потока наличных средств; ожидаемую рентабельность и т.п. Этиразмышления обязательно основываются на описании примерных методов анализа,наиболее весомых факторов, которые будут влиять на конечные результаты и циклаоборота наличности;
Компетенцияи профессионализм управленческой команды. Важно рассмотреть компетенция ипрофессионализм будущего руководителя и всех членов его команды, отметивпредыдущие достижения, особенно в том, что касается принятия ответственныхрешений в бизнесе, и опыт в руководстве предприятиями и управлении людьми;
Требуемаясумма инвестиций. В конце указывается долларовая оценка необходимогофинансирования, каким образом капитал будет потрачен, в какой форме партнер(или кредитор) получит желаемую отдачу от вложенных средств. [2, стр. 34-56]
 
1.2.2 Отрасль, создаваемая компания иее продукт или услуга
Вданном разделе необходимо описать создаваемую компанию, ее продукты или услугиво взаимодействии с существующей отраслью. То есть необходимо представитьинформацию как о самой компании, ее продуктах или услугах, их достоинствах ипреимуществах, так и о других производителях подобных товаров и услуг, датьописание того, как вы собираетесь выходить на рынок и наращивать объемыреализации своей продукции:
Описаниеотрасли. Следует дать картину современного состояния и перспективы развитияотрасли промышленности, в которой будет оперировать предлагаемый проект.Необходимо рассмотреть ее структуру. Коротко описать емкость рынка сбыта,тенденции его роста и основных конкурентов. Причем все оценки должны быть какможно более конкретны. Дается оценка вероятности появления новых потребителейвашего продукта, законов и инструкций, конкурентов или, наоборот, исчезновенияпоследних, короче говоря, любых других тенденций и факторов, которые могутпозитивно или негативно повлиять на бизнес;
Создаваемаякомпания. Западные фирмы при характеристике своего бизнеса обычно употребляюттакое понятие, как концепция бизнеса. Под ней понимается общее представление онамечаемом бизнесе и тех целях, которые ставит перед собой предприниматель,начиная свое предприятие. Например, производитель пляжных солнечных тентовследующим образом определял концепцию своего бизнеса: «стать лидером в поставкевысококачественных продуктов для отдыха на открытом воздухе», т.е. в концепциипредусматривается возможность расширения номенклатуры выпускаемых изделий(«товаров для отдыха на открытом воздухе»), поставка цели («стать лидером») иопределенные ограничения («поставлять высококачественный продукт»).
Поэтомув данном разделе бизнес-плана следует описать общую концепцию предполагаемого бизнеса;какие продукты или услуги компания будет предлагать; кто будет ее основнымипотребителями.
Необходимодать историю фирмы, как появилась идея ее создания.
Приэтом следует охарактеризовать основные направления деятельности фирмы,предоставить информацию о ее финансовых результатах (прибыльность и размерыпродаж). Если организация имела потери в предыдущие годы, приводятся причиныэтих потерь и намеченные мероприятия по улучшению ее финансового состояния:
Намечаемыек производству продукты и услуги. Приводятся все продукты и услуги, которыебудут предложены для продажи и обсуждается их применение пользователями, приэтом нужно описать как основные, так и второстепенные области их применения.Следует подчеркнуть отличительные черты продукта или услуги и то, как этоделает их более ценными для клиентов; особо отмечаются любые различия между тем,что представлено на рынке сейчас; и тем, что будет предложено при реализациипроекта, как все это будет способствовать проникновению на рынок. Необходимоописать, за счет чего и каким образом фирма добьется уникальности продукта, засколько месяцев потребителями будут покрыты затраты на его приобретение (врезультате роста производительности, снижения себестоимости и т.п.).
Неследует захваливать свой продукт, так как все имеет свой жизненный цикл,поэтому необходимо указать и все имеющиеся недостатки (включая моральноеустаревание) продуктов и услуг. Если предполагаемый к производству продуктнаходится на стадии НИОКР, следует сказать об этом совершенно определенно,включая и то, сколько времени и денег потребуется до полного завершенияразработки, испытаний и представления продукта на рынок. Весьма желателенперечень функциональных особенностей продукта, если возможно, его фотографии.
Описываютсяпервоначальные рыночные преимущества, которые позволят достичь выгодного исильного положения в отрасли, указываются все особенности продукта или услуг,которые дают преимущества над конкурентами, включая патенты, торговые секреты ит.д., рассматриваются возможности для расширения производства предполагаемогопродукта и разработки, связанных с ним продуктов или услуг.
Стратегиявыхода на рынок и роста производства и объемов продаж. Выделяются ключевыефакторы успеха в предлагаемом плане маркетинга (например, новый для рынкапродукт, преимущество во времени выхода на рынок и т.п.), расскажите о вашемподходе к ценам, способам продажи и рекламы продукта. [1, стр. 128-134]
Созданиепредприятия предполагает его длительное функционирование, поэтому следуетсказать и о том, как быстро будет достигнуто желаемое положение; следуетупомянуть и планы дальнейшего развития бизнеса с точки зрения перспективных(отличных от предлагаемых здесь) продуктов и услуг. Следует подчеркнуть, чтостратегия выхода на рынок и роста объемов производства и продаж вытекает извозможностей, которыми обладает фирма, уникальных свойствах продукта и другихдополнительных конкурентных преимуществ, таких, как например слабостьконкурентов. [2, стр. 43]
 
1.2.3 Исследования и анализ рынка
Из-заособой важности анализа рынка и сильной зависимости других частей плана от этойинформации, предлагается начать подготовку бизнес-плана с этого раздела.Необходимо, чтобы информация в этой секции подкрепляла утверждение о том, чтопредприятие сможет рассчитывать на существенный рынок в быстро развивающейсяотрасли в условиях конкуренции. Этот раздел бизнес-плана является наиболеетрудным, но и одним из наиболее важных. Другие разделы зависят от анализарынка, представленного здесь. Например, предсказываемый уровень продаж прямовлияет на такие разделы, как размер производства, план маркетинга, величинукредита или инвестиций зарубежного партнера в предприятие, которая будетнеобходима для его нормального функционирования. Необходимо рассмотретьследующее:
Потребителипродукта или услуги. Необходимо определить, кто является потребителем предлагаемыхпродуктов/услуг или кто может стать им в будущем. При этом потенциальныепотребители должны быть классифицированы по относительно однородным группам всоответствии с общими идентифицированными характеристиками (например, на основесегментов рынка). Так, детали автомобиля могут покупать его производители иремонтники. Соответственно речь должна идти об этих двух сегментах рынка.Необходимо показать, кто и где является основным покупателем товара в каждомсегменте.
Нужнопоказать, легко ли выйти на потребителей, как они будут покупать (черезоптовиков, в розницу, через биржу и т.п.), кто именно принимает решение опокупке в их организациях и сколько на это уходит времени. Описываютсяособенности процесса покупки покупателями, включая то, что является для нихглавным при покупке (цена, качество, время поставки, послепродажноеобслуживание, личные контакты или политическое давление) и почему потребителимогут изменить своим традиционным продавцам.
Приводятсялюбые заказы на продукт, контакты или письменные обязательства, которые ужеесть на руках. Это наиболее сильная информация для привлечения кредитора илипартнера для предприятия. Также необходимо перечислить всех потенциальныхпотребителей, уже выразивших заинтересованность в продукте/услуге, и объяснитьпочему продукт их заинтересовал; назвать также потенциальных потребителей, непроявивших пока заинтересованности в предложенном продукте/услуге, объяснить,какие меры будут приняты для их завоевания. Можно дать прогноз быстротыутверждения товара на рынке.
Еслибизнес уже функционирует, можно перечислить основных потребителей на сегодня инаметить перспективы продаж продукта в будущем;
Размеррынка и возможные тенденции его развития. Оценивается на пять лет размер рынкаи долю предлагаемого продукта в нем по отдельным сегментам рынка в региональномили страновом разрезе, в штуках, в рублях и долларах, показываетсяпотенциальную прибыльность. Привести данные возможного ежегодного роста рынкапродукта или услуги, по крайней мере, для трех лет по каждой из основных групппотребителей, если возможно — в региональном или страновом разрезе. Описатьосновные факторы, влияющие на рост рынка (например, тенденции развития отрасли,социально-экономические тенденции, правительственную политику и изменения вдемографическом составе страны), и дать обзор предшествующих тенденций развитиярынка. Любые различия между прошлым и проектируемыми тенденциями темпов ростарынка необходимо объяснить;
Конкуренцияи конкурентное преимущество. Надо сделать реалистичную оценку силы и слабостиконкурентов. Оценить замещающие и альтернативные продукты и услуги иперечислить как внутренние, так и внешние фирмы, поставляющие их.
Следующийперечень облегчит анализ различных элементов, которые рассматривает покупатель,когда решает, будет ли он покупать продукт/услугу у вас или вашего конкурента:
Качество;
эксклюзивностьобслуживания;
болеенизкие цены;
ассортимент,надежность продукта;
своевременностьв поставке;
удобствов местоположении продавца;
доступностьпродукта;
гарантияв послепродажном обслуживании;
помощьв использовании продукта;
дополняющиепродукты;
вежливоеобращение.
Сравнитьконкурирующие и замещающие продукты и услуги с точки зрения доли рынка,качества, цены, характеристик, надежности, сроков поставок, послепродажного обслуживания,гарантии и других особенностей.
Сравнитьдополнительные выгоды для клиентов, обеспечиваемые предлагаемымпродуктом/услугой с тем, что они имеют от конкурирующих продуктов и услуг.Указать достоинства и недостатки последних и укажите, почему они неудовлетворяют нуждам потребителей;
Оценкарынка и объема продаж. Обобщить особые характеристики предлагаемыхпродуктов/услуг, которые делают их конкурентоспособными в настоящем и вбудущем. Перечислить потребителей, которые готовы заключить или уже заключилидоговоры о закупках, почему они это сделали; кто из потребителей мог бы сделатькрупные закупки в будущем. Основываясь на оценке преимущества продукта, размераи тенденций развития рынка, потребителей, конкурентов и их продуктов и продаж впредыдущие годы, оценить долю рынка и объем продаж продукта в штуках и долларахв каждом из трех последующих лет. Указать, какие допущения о рынке вы при этомсделаны.
Покажите,как рост продаж в штуках и оцениваемая доля рынка связаны с развитием самойотрасли и ростом спроса потребителей, силой и слабостью конкурентов. Еслипредприятие уже действует, привести данные об общем объеме рынка, доле и объемепродаж за последние два года;
Дальнейшееразвитие рынка. Дать прогноз будущих рынков сбыта, принимая во внимание необходимость,удовлетворять растущие потребности потребителей, проводить постоянное улучшениепродуктов и услуг и разрабатывать новые продукты, проводить расширение вашихпроизводственных мощностей. [10 стр. 29-38, 11 стр. 105-142]
 
1.2.4 Экономика предприятия
Экономическиеи финансовые характеристики деятельности предприятия, включая абсолютнуювеличину дохода и получаемой прибыли, необходимы для подтвержденияпривлекательности продукта для данного рынка. Знать скорость оборота средств,прибыльность бизнеса необходимого для планирования стратегий производства иреализации продукта. Раздел экономики предприятия включает:
Валоваяи операционная прибыль. Определить величину валовой прибыли (продажная ценаминус переменные издержки) и операционную прибыль для каждого продукта и/илиуслуги, которые предлагается продавать в своей рыночной нише;
Потенциали устойчивость прибыли. Определить величину и ожидаемую устойчивость потокаприбыли (до и после уплаты налогов) и отразить соответствующие уровни поотрасли и конкурентам. Показать, какая тенденция будет преобладать: устойчивыйили прерывистый поток прибыли, и почему. Как можно повлиять на этообстоятельство, в какой степени оно будет препятствовать выходу на рынок другихфирм, как это отразится на длительности технологического или рыночноголидерства;
Постоянныеи переменные затраты. Дать подробный перечень постоянных и переменных затрат вденежном выражении и в процентах от общих затрат на продукты или услуги,которые предлагаются рынку. Показать, как эти затраты зависят от величиныобъема продаж и закупок продуктов и услуг. Привести соответствующие отраслевыенормативы;
Периоддостижения безубыточности. Исходя из стратегии выхода на рынок, плана помаркетингу и предполагаемого финансирования, показать, через сколько времени ипри какой величине объема продаж расходы будут равны доходам. Показать,насколько увеличится время достижения равенства доходов и расходов при попыткахрасширить производственные мощности;
Периоддостижения позитивной кассовой наличности. Показать, исходя из приведенных вышестратегии и допущений о рынке, когда предприятие достигнет позитивной кассовойналичности. Отметить, при каких условиях и когда придется обратиться за помощьюк банку. Отметить любые заметные изменения в кассовой наличности по мере ростаи увеличения производственных мощностей предприятия. [4 стр. 45-48]
 
1.2.5 План маркетинга
Этотраздел плана должен убедить потенциального партнера в том, что вы понимаете,как рынок делится на сегменты, и что вы способны довести свой продукт допотребителя. План маркетинга описывает, как будет достигнут намечаемый уровеньпродаж. Необходимо, чтобы этот план детально описывал общую рыночную стратегию,которая будет использовать конкурентные преимущества. Включить также описаниеполитики по реализации продукта, подход к ценообразованию, каналовраспределения, стратегии рекламы. Подробный состав раздела, описывающий планмаркетинга, включает:
Общаястратегия маркетинга. Описывается рыночная философия и стратегия компании,исходя из особенностей продукта и каналов реализации в определенной нише рынка.Включить, например, описание потребителей, которые уже являются клиентами фирмыили на которых будут направлены первоначальные усилия по продажам, а также тех,на ком внимание будет сконцентрировано несколько позднее. Указать, какпотенциальные потребители в этих группах будут выяснены и как на них следуетвыйти; какие особенности продуктов и услуг (высококлассный сервис, качество,доступная цена, своевременная поставка, гарантия или подготовка персоналапокупателя) будут использованы для стимулирования продаж; будут ли примененыноваторские маркетинговые концепции, которые будут способствовать реализациипродукта (аренда, возможность бесплатно использовать продукт ограниченныйпериод времени и т.п.).
Указать,как будут реализовываться продукты или услуги на начальном этапе (на мировом,национальном или только региональном рынках) и объяснить почему; привести планыдля расширения продаж в будущем. Выявить сезонные колебания в продажах,наметить, что может быть сделано для продаж продукта вне сезона. Если возможно,описать планы получения правительственных контрактов, как способа покрытиянакладных расходов на развитие продукта;
Ценообразование.Описать стратегию в области цен и сравнить ее с ценовой политикой основныхконкурентов, включая окупаемость затрат потребителей. Дать оценку валовойприбыли и показать, будет ли она достаточна, чтобы позволить себе затраты нареализацию продукции, гарантию потребителям, если необходимо, подготовку егоперсонала, ценовую конкуренцию и т.д. Пояснить, в какой степени цены помогут:проникнуть на рынок, сохранять и увеличивать долю рынка в условиях конкуренции,получать достаточную прибыль.
Показатьправильность ценовой стратегии и различий между вашими ценами и ценамиконкурирующих или замещающих продуктов или услуг с точки зрения приобретенияпотребителями некоторых дополнительных ценностей в виде новизны, качества,гарантий, вспомогательного обслуживания, снижения себестоимости и т.п. Описатьценовую политику с точки зрения взаимосвязи цены, доли рынка и прибыли.Например, более высокая цена может уменьшать объемы продаж, но давать врезультате более высокую прибыль.
Еслицена продукта ниже цены конкурентов, объяснить, как при этом будет сохраненаприбыльность производства (с помощью большего объема продаж, благодаря высокойэффективности производства, низкой стоимости труда и материалов, невысокимнакладным расходам и т.п.). Указать любые скидки с цен, позволяющие стимулироватьреализацию продукта или услуги;
Тактикапо реализации продукции. Описать методы реализации (собственная торговая сеть,торговые представители, посредники), которые могли бы быть использованы вближайшее время, и в долгосрочной перспективе. Включить описание любыхспециальных требований для реализации продукции (необходимость рефрижераторов ит.п.). Проанализировать сравнительную эффективность различных методовреализации, включая специальную политику, касающуюся скидок, исключительныхправ на распределение и др., в сравнении с тактикой конкурентов в этой области.Описать, как посредники и торговые представители, если они будут использованы,будут выбраны, когда они начнут свою деятельность, регионы, где они будутдействовать, рост их числа помесячно и ожидаемый объем продаж каждого из них.Если используется собственная торговая сеть, покажите ее структуру, указать,заменит ли она торговых представителей и если да, то когда и как этопроизойдет. Показать какой объем продаж будет приходиться на одного продавца икакие комиссионные или зарплату он будет получать: сравнить эти цифры сосредним по отрасли.
Подготовитьграфик работы сбытового подразделения, составить смету затрат на реализациюпродукции;
Политикапо послепродажному и предоставлению гарантий. Если предприятие будет предлагатьпродукт, который требует послепродажного обслуживания, предоставления гарантийили обучения персонала покупателя, оценивается степень их важности дляпокупателя, и предлагаются пути решения этих проблем.
Предлагаетсяописание предлагаемых гарантий — будет ли обслуживание проводиться работникамипредприятия на месте или ремонтными мастерскими, или продукция будетвозвращаться на завод. Приводятся предполагаемые цены за послепродажное обслуживание,и определяется его прибыльность. Для иллюстрации можно сравнить предлагаемыеуслуги с услугами основных конкурентов;
Рекламаи продвижение продукта на рынок. Нужно показать, как будет привлечено вниманиепотенциальных покупателей, для чего рассказывается о методах ведения рекламныхкампаний предлагаемого товара. Производители промышленного оборудования должнырассказать о планах участия в торговых ярмарках и выставках, размещения рекламыв газетах и журналах, подготовки рекламных буклетов и листовок. Производителитоваров народного потребления должны указать, какой тип рекламной кампании имбольше подходит, в каких ярмарках и выставках они собираются участвовать, и гдебудут размещать рекламные объявления и щиты. Следует составить расписаниерекламной кампании и определить величину расходов на рекламу и продвижениетоваров на рынок;
Реализацияпродукта. Описание методов и каналов реализации, которые будут использованы.Наглядность добавит вычисление транспортных расходов, как процента от цены.[11, 7 стр. 105-154]
 
1.2.6 План технической доработкипродукта
Необходимодостаточно подробно рассмотреть вопросы, связанные с технической доработкойпродукта. Нередко случается так, что требуемые для этого деньги и времянедооцениваются. Для доработки продукта могут использоваться: инженерныеработы, необходимые для превращения лабораторного прототипа в конечный продукт;разработка специального оборудования; работы по дизайну, чтобы сделать продуктнаиболее привлекательным для потребителя, и т.п.
Вцелом данный раздел рассматривает:
Текущеесостояние. Следует описать текущее состояние каждого продукта или услуги ипояснить, что еще необходимо сделать для их выхода на рынок. Полезно указать,какие навыки имеет или должно иметь предприятие для выполнения этих задач. Еслиесть возможность, следует перечислить потребителей или конечных пользователей,которые участвуют в разработке и испытаниях продуктов и услуг. Необходимо датьтекущие результаты испытаний и то, когда ожидается получение нового продукта;
Проблемыи риск. Выделяются любые предполагаемые проблемы в конструкции разрабатываемогопродукта и подходы к их решению. Методика расчета рисков приведена в приложении3;
Улучшениеизделий и новые продукты. Кроме описания разработок и исходных продуктов,указываются работы по их совершенствованию, планируемые для поддержания ихконкурентоспособности, и работы по разработке новых продуктов и услуг, которыемогут быть предложены той же группе потребителей. Указываются потребители,участвующие в этих разработках и их мнение о перспективности последних;
Затраты.Представьте смету расходов на НИОКР, включая заработную плату, расходы наматериалы и т.п. Нужно учесть, что недооценка этой сметы может повлиять наожидаемую прибыльность, снизив ее на 15-30%;
Вопросысобственности. Указываются любые патенты, торговые марки, права копирования,которыми располагает предприятие или собирается приобрести. Описываются любыеконтракты или соглашения, дающие права эксклюзивности или собственности наразработки или изобретения. [5 стр. 124-139]

1.2.7План производства
Вплан производства необходимо включить такие сведения, как местоположениепредприятия, вид требуемых производственных мощностей, необходимыепроизводственные помещения, потребность в основных производственных фондах ирабочей силе. Для проекта в обрабатывающей промышленности необходимо включить вплан политику управления запасами, снабжением, производством, определитьперечень комплектующих, которые будут произведены самостоятельно, а какиезакуплены на стороне. Бизнес в сервисе требует особого внимания кместорасположению. Состав вопросов, рассматриваемых в разделе:
Производственныйцикл. Дать графическую характеристику производственного цикла нашего бизнеса.Указать, методы реагирования на сезонные колебания загрузки производственныхмощностей (за счет создания запасов и их использования в пиковые периоды);
Географическоеположение. Описать и проанализировать положительные и отрицательные стороныпланируемого размещения предприятия. Анализ провести с точки зрения такихфакторов, как трудовые ресурсы (включая их доступность, квалификацию, процентобъединения в профсоюзы, а также местные стандарты уровня жизни и связанного сним уровня зарплаты), близость к клиентам и/или поставщикам, транспортныерасходы, государственные и местные налоги и законы (включая региональноерегулирование), доступность и развитость энергетических ресурсов, промышленнойи социальной инфраструктуры и т.п;
Производственныемощности и развитие. Для уже существующего бизнеса описать производственныемощности, включая производственные и административные помещения, склады иплощадки, специальное оборудование, механизмы и другие производственные фонды,имеющиеся на фирме. Проанализировать, достаточные ли эти фонды для вновьсоздаваемых предприятий, указать, как и когда будут приобретены мощности,необходимые для начала производства. Отметить, собирается ли создаваемоепредприятие купить или арендовать оборудование и помещения. Сколько это будетстоить, когда намерены это сделать и какая доля средств, полученных отзападного партнера, пойдет на эти цели. Указать потребности в оборудовании наближайшие три года. Пояснить, как и когда в последующие три года планируетсярасширять помещения и наращивать оборудование для увеличения объемов продаж. Скольковсе это будет стоить;
Стратегияснабжения и производственный план. Описать производственный процесс, решения посубконтрактам на комплектующие и компоненты. Подтвердить правильность этихрешений с точки зрения расходов на поддержание запасов, квалификацию рабочейсилы, размера партий продукта и т.п. Указать наиболее вероятных субподрядчикови поставщиков и охарактеризовать степень их надежности.
Подготовитьпроизводственные планы с информацией, характеризующей зависимость затрат отобъема производства для уровней продаж с разбивкой по применяемым материалам,труду, закупаемым компонентам и накладным расходам производства; показатьтребуемый уровень запасов как функцию различных уровней продаж. Описать подходк контролю качества, управлению производством и запасами; пояснить, какинспекционные процедуры и система контроля качества позволяет свести к минимумууровень брака;
Государственноеи правовое регулирование. Указать здесь любые правительственные, местные илизарубежные нормативные акты, касающиеся предлагаемого бизнеса, включая законы,лицензии, пропускной режим в запретных зонах, требования регистрации в местныхили центральных органах власти и т.п. Отметить любые нормативные акты, которыемогут влиять на характер и сроки открытия и функционирования предприятия. [8стр. 145-164]
 

1.2.8 Управленческая команда
Этотраздел бизнес-плана включает описание того, какова будет структура управленияпредприятием, как будут распределены роли между основными членамиуправленческой команды и как они взаимно дополняют друг друга. Здесь необходимопривести схему организационной структуры компании. Инвесторы, зарубежныепартнеры хотели бы видеть управленческую команду, в которой были бы на равныхпредставлены как административные навыки, так и навыки в управлении финансами,маркетингом, производством. Так, данный раздел рассматривает:
Организационнаяструктура. Перечислить ключевые управленческие должности в предприятии иназвать людей, которые их займут. Полезным является представление схемыорганизационной структуры. Если невозможно заполнить все должности постояннымисотрудниками без чрезмерного увеличения накладных расходов, пояснить, как ихфункции будут выполняться (с использованием работников — совместителей,консультантов или путем совмещения функций), кто будет их выполнять, и когдаэти должности будут заняты постоянными сотрудниками. Дать примеры успешнойсовместной работы главных действующих лиц управленческой команды, чтобы онимогли продемонстрировать, как навыки и опыт каждого дополняет и создаетэффективную управленческую команду;
Главныеруководители предприятия. Описать точные права и обязанности каждого членакоманды управления. На каждого руководителя составляется подробнаяхарактеристика, необходимая как иллюстрация деловых качеств и достигнутыхрезультатов в управлении. В ней должны быть приведены биографические данные,предшествующий опыт работы, достижения в прошлом, которые свидетельствуют оспособности кандидата справляться со своими будущими обязанностями;
Компенсацияруководства и вопросы собственности. Указать величину заработной платы каждогочлена управленческой команды, сравнив ее с тем, что они получили на последнемместе работы. Общая практика на Западе состоит в том, что на начальном этапефункционирования рискованного предприятия, к которым относится предприятие, егоруководители довольствуются скромным уровнем вознаграждения — на уровнезарплаты на предыдущем месте работы или ниже.
Еслипредприятие планируется как акционерное общество, необходимо отметить, сколькоакций находится в собственности его руководителей, какой собственный капиталони вложили в дело;
Другиеинвесторы. Если такие существуют, описать других инвесторов предприятия, числои долю акций, принадлежащих им, дату приобретения и стоимости акции;
Наем,другие соглашения, опционы и премиальные планы. Описать существующие илипредполагаемые условия найма ключевых сотрудников. Указать любые ограничения наприобретение акций и вложение капитала, которые повлияют на распределениесобственности. Следует обобщить все подходы к распределению акционерногокапитала, существующие и планируемые, которые важны для ключевого персонала исотрудников. Описать намечаемую систему опционов и премиальных выплат;
Советдиректоров. Описать подход предприятия касательно размеров и структуры советадиректоров. Перечислить предполагаемых членов совета и в двух строчкахрассказать, что они смогут дать фирме;
Другиедержатели акций. Перечислить остальных держателей акций, их права иобязанности, письменные гарантии;
Содержаниепрофессиональных советников и услуги. Назвать имена и организациисоветников-профессионалов по аудиторству, рекламе, праву и банковскимоперациям. [1 стр. 149-173]
 
1.2.9 Общее расписание по созданиюпредприятия
Расписание,показывающее взаимосвязь главных событий в создании предприятия, является однимиз важнейших разделов бизнес-плана. Грамотно составленное расписание помимовсего прочего демонстрирует партнеру профессионализм управленческой команды.Предприниматели имеют склонность недооценивать время, требуемое для выполненияразличных задач, поэтому необходимо быть реалистичным.
Награфике показать решающие для успеха бизнеса события:
созданиепредприятия;
окончаниеНИОКР;
созданиепрототипа;
достижениедоговоренностей с торговыми представителями;
выходна торговые показы;
подписаниесоглашений с оптовиками;
заказматериалов в необходимых для производства первых партий количествах;
началопроизводства;
получениепервых заказов;
поставкапервых партий товара;
получениепервых платежей и поступлений на счет.
Наотдельном графике показывается, сколько времени проходит от моментаприобретения сырья до получения денежной выручки по каждому выпускаемомупродукту или услуге.
Показатьна графике, как изменяется численность управленческого и производственногоперсонала, идет процесс приобретения или строительства зданий, сооружений иоборудования по мере развития бизнеса. [4, стр. 102]
 
1.2.10 Оценка риска
Созданиефирмы, как и начало любого делового предприятия, влечет за собой определенныйриск, который связан с неопределенностью будущего.
Присоставлении бизнес-плана неизбежно использование прогнозных оценок, которыекасаются объема продаж, степени заинтересованности потребителей в вашихпродуктах и услугах, будущей доли рынка, а говоря о более весомых вещах,делаются определенные предположения о развитии отрасли и даже страны. Всеоснования для прогнозных оценок должны быть четко обозначены в бизнес-плане.Следует иметь в виду, что после прочтения краткого содержания западныебизнесмены сначала читают секцию, посвященную управлению, а затем эту, стремясьсоставить наиболее полное представление о степени рискованности будущегопредприятия.
Приэтом следует иметь в виду, что открытое и честное обсуждение этого вопроса вбизнес-плане, во-первых, характеризует составителя с хорошей стороны, какпредпринимателя и, во-вторых, показывает, что он проявляет определенную заботуо тех средствах, которые собирается получить от своего партнера. Болееконкретно следует:
Обосноватьвсе допущения, которые сделаны при разработке бизнес-плана, и риск, который вних заложен;
Привестианализ возможных проблем как:
рискистратить всю наличность до получения заказа на продукт, риск снижения цениз-за действий конкурентов,
возможныетенденции в развитии отрасли,
рискпревышения запланированных уровней затрат разработки и производства продукта,
невыходна намеченный объем продаж,
срывграфика разработки продукта, трудности в поставках сырья и комплектующих,трудности в получении банковского кредита,
рискоказаться без наличности после массового поступления заказов;
Отметить,какие из потенциальных проблем являются критическими для успеха предприятия, иописать ваши планы по минимизации влияния неблагоприятных факторов;
Оценитьопасность того, что поставленные цели могут быть частично или полностью недостигнуты. Оценка проводится по стадиям проекта, подготовительной,строительства и функционирования.
Всерасчеты выполняются дважды: на момент составления проекта и после выявлениянаиболее опасных его элементов. В последнем случае разрабатывается переченьмер, реализация которых позволяет уменьшить степень риска.
Общийриск проекта определяется как составной по всем стадиям: подготовительной,строительной и функционирования. Результаты оформляются в таблице (табл. 2).
Таблица2
РискипроектаСтадии Доля Исходная оценка Уточненная оценка Подготовительная Строительная Функционирования в том числе подстадии: финансово-экономическая социальная техническая экологическая Всего 1.0
Необходимоубедить инвестора в том, что риски проекта оценены всесторонне и объективно.
Изтаблиц, составленных для простых рисков, выбираются все значения, превышающие10, т.е. Wi * Vi > 10. Для каждого из них указываются мероприятия попротиводействию. Результаты оформляются в таблице (см. табл. 3). [7, 8, 11 стр.204-239]
Таблица3
Путиснижения рисковПростой риск Мероприятия, снижающие отрицательное воздействие риска
 

1.2.11 Финансовый план
Цельфинансового плана — показать потенциал фирмы и представить временный графикдостижения финансовой жизнеспособности. В последующем он также можетиспользоваться для определения оперативного управления финансами компании.
Чтокасается кредитоспособности, то весьма желательно, чтобы был представлен отчето прибылях и убытках, а также балансовый отчет фирмы за текущий год (прогноз) иза 2-3 предшествующих года, если фирма уже функционирует. Финансовый планвключает:
Издержкипо подготовке к началу операции фирмы. Кредитор будет требовать детальногоперечня издержек, связанных с подготовкой и началом операций, вместе с полнымиэксплуатационными расходами на 1-3 месяца. В эти издержки, как правило,включаются как единовременные расходы (оборудование, машины, движимое имущество,стоимость установки оборудования, благоустройство территории и реконструкцияпроизводственных помещений, начальные запасы сырья и материалов. различногорода залоги и единовременные выплаты, плата за лицензии и допуски, регистрацияи презентация и наличность для неожиданных расходов), так и текущие(повторяющиеся) расходы за три месяца (вся зарплата и вознаграждения, аренда,реклама, транспортные расходы, эксплуатационные расходы, страхование всехтипов), налоги (государственные и местные), выплата процентов по займам икредитам, ремонт и профилактика, расходы по подготовке персонала, а такженеожиданные расходы;
Стандартныйотчет о прибылях и убытках показывает финансовую осуществимость новогопредприятия. Используя прогноз продаж и соответствующие ему производственныезатраты, подготовить стандартный отчет о прибылях и убытках по крайней мере дляпервых трех лет. При этом приводится полный перечень допущений, сделанных приподготовке стандартного отчета о прибылях и убытках. В раздел 10 бизнес-планавносятся все основные моменты, которые могут дать снижение продаж в 20% отпроектируемого уровня и чувствительность прибыли к этим моментам.
Внаиболее общем виде Стандартный отчет о прибылях и убытках включает: стоимостьреализованной продукции, себестоимость, валовую прибыль, производственныезатраты, чистый доход или убытки;
Балансоваяведомость. Основное отличие в составлении балансовых отчетов на Западе и вбывшем СССР состояло в том, что:
во-первых,в активной части не отражались «неосязаемые» активы (ими могут быть: обладаниепатентами, торговыми марками, репутация фирмы, хорошие отношения сгосударственными органами, которые обеспечат режим наибольшегоблагоприятствования в бизнесе, монопольное положение на рынке и т.п;
во-вторых,в пассивах в нашей стране ранее не приводилась структура собственности фирмы.Создание акционерное общество или партнерство, являющееся собственностьюнескольких лиц, требует введения в баланс раздела, отражающего структурусобственности.
Балансоваяведомость представляет финансовые условия компании к определенной дате. Онадетально описывает элементы собственности компании (активы) и величинуобязательств (пассив). Она также показывает чистую стоимость компании и ееликвидность (превращаемость в наличные деньги). Этот документ необходимосоставлять на 3-4 года вперед;
Анализкассового плана. Необходимо дать прогноз движения кассовой наличности помесячнодля первого года операций и поквартально, по крайней мере, для двух лет,детально выделив величину и время ожидаемых прихода и расхода наличности;определить потребности и сроки дополнительного финансирования и указатьмаксимум потребности в оборотном капитале; показать, каким образом должно бытьполучено дополнительное финансирование (через акционерное финансирование, банковскиезаймы, по линии краткосрочного банковского кредита), на каких условиях, какдолжны выплачиваться заемные средства.
Указываютсядопущения об условиях платежей кредиторам, о планируемом возрастании зарплаты ивознаграждений, о предполагаемом увеличении прочих операционных расходов, овлиянии сезонных характеристик бизнеса на требования по запасам, оборот запасовв год, закупки капитального оборудования и т.д;
Анализбезубыточности. Фирме и ее партнеру необходимо точно определить, какие затратыявляются постоянными, а какие изменяются с изменением величины бизнеса. Можноиспользовать простую формулу, для определения точки безубыточности:
Безубыточнаявеличина объема продаж = />
Финансовыепоказатели деятельности фирмы. В заключение данного раздела следует дать оценкупо основным финансовым показателям деятельности фирмы:
Чистыйдоход к продажам. Этот показатель получается делением вашей прибыли послеуплаты налогов на объем продаж за год;
Текущийкоэффициент состояния активов и пассивов фирмы. Это текущие активы деленные натекущие обязательства. Большинство фирм рассматриваются как финансово здоровые,когда этот показатель равен или выше 2;
Рентабельность- это чистая прибыль, деленная на инвестиционный капитал.
Здесьследует иметь в виду, что для западного партнера вкладывание капитала вроссийскую экономику является рискованным предприятием. На Западе такого родавложения осуществляются, если возврат на капитал будет не меньше 40-60%. [7стр. 154-172]

1.2.12Предложения по уровню финансирования
Этотраздел бизнес-плана должен отражать: количество денег, которое потребуется;время, когда возникнет необходимость в них, и как они будут использованы.Основываясь на проектируемом кассовом плане и оценке того, сколько потребуетсяденег в период от 3-х до 5-ти лет для проведения развития или расширениябизнеса, описывается, сколько из них будет получено от партнера или инвестора исколько будет получено через займы у других организаций.
Инвесторызахотят узнать, как будет потрачен капитал. В частности, какое количествосредств будет использовано на НИОКР, оборудование, маркетинг и на пополнениеоборотного капитала. Приведите планы расчетов с инвесторами. Многие из нихочень положительно относятся к планам перевода ПРЕДПРИЯТИЯ в акционерноепредприятие, акции которого свободно продаются и покупаются на фондовой бирже.Этот переход может планироваться через 5-7 лет. [9 стр. 209]
 
1.3 Выводы
Взаключение нужно отметить, что приведенные рекомендации по построению разделовбизнес-плана относятся к достаточно сложному случаю компании, которая намеренапроизводить новый продукт и ищет финансирования или партнеров под свой проект.В реальности бизнес-план торговых, посреднических и подобных им компаний ипроектов оказываются намного проще. В этих случаях не нужны также разделы, какплан производства и доработка продукта. Кроме того, упрощается и исследование,посвященное анализу рынка, и снижается связанный с этим риск.
Впоследние годы появились компьютерные программы, которые помогают и начинающим,и уже опытным руководителям, составлять достаточно убедительные бизнес-планы.
Вбольшинстве случаев создание квалифицированного бизнес-плана под силу лишькоманде профессионалов — каждого в своей области (управлении, финансах,маркетинге). На Западе при составлении бизнес-планов даже небольшие фирмыобращаются к ним за консультацией, разработка же подобных документов в крупныхкомпаниях идет целыми штабами, составленными из опытных специалистов. Опытпоказывает, что слишком высока расплата за некачественный бизнес-план и неоправдывает сэкономленных при его составлении средств. [5 стр. 198]

2. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПОШИВУ МЕДИЦИНСКИХ ХАЛАТОВ
 
2.1 Резюме
Бизнес– план документ призванный убедить инвесторов или кредиторов в целесообразностивкладывания денег в предприятие, а так же он имеет важное значение и дляуправленческого персонала фирмы, поскольку точно определяет содержание целейпредприятия, а так же время и пути их достижения.
Цельюданного проекта является создание предприятия по производству медицинскиххалатов для обслуживания больниц и частных клиник Нижнего Новгорода.
Деятельностьсоздаваемого предприятия направлена на оказание услуг в сфере здравоохранения.Данное предприятие будет заниматься реализацией готовой продукции собственногопроизводства. Изделия будут всегда сшиты качественно.
Производимуюпродукцию планируется распространять в пределах Нижнего Новгорода, в дальнейшемтак же возможно наладить доставку продукции в районы области.
Основнымтребованием к персоналу будет являться наличие необходимой профессиональнойквалификации, а так же имеющие опыт работы на швейных фабриках.
Максимальновозможная прибыль является основной целью, ради которой создаётся предприятие.Прибыль предприятия прямо пропорциональна, зависит от его производительности.Следовательно, только при максимальной производительности и при использованиивсех производственных ресурсов можно добиться максимальной прибыли.

2.2 Описание фирмы
Насегодняшний день проблема пошива медицинских халатов в частности и спецодеждывообще достаточно актуальна, поскольку большая часть продукции ввозится из-заграницы – так называемый китайский «ширпотреб», который зачастую несоответствует гигиеническим стандартам и часто выполнен из неподходящих посоставу материалов.
Цельюданного бизнес-плана является создание предприятия – минифабрики по пошивумедицинских халатов. Необходимые условия: нужно, чтобы себестоимость единицыпродукции была меньше, чем у конкурентов. Для создания данного предприятияподойдет любое помещение в Нижнем Новгороде, отвечающее требованиям швейныхмастерских и с наиболее низкой арендной платой.
Дляреализации данного проекта, возможно, придется взять кредит в банке сроком наодин год.
Внастоящее время покупатель стал гораздо разборчивее, чем раньше. Это одно из качеств,на которое рассчитываем, открывая предприятие.
Планируется,что данное предприятие будет заниматься реализацией готовой продукциисобственного производства. Изделия будут всегда качественно выполнены и дешевы.Первое время ассортимент и объемы производства будут невелики. Но впоследствии, по мере завоевания потребителя первое и второе будут увеличены.
Ценоваяполитика ориентирована на корпоративного клиента со средним и низким уровнемдохода.
Предполагаетсявзять в аренду помещение и землю под этим помещением размером 40 кв.м., договораренды предусматривает выплату годовой арендной платы в размере 18450 руб.
Договорзаключается сроком на 5 лет.
Дляосуществления данного проекта необходимо заключить договора:
Поставщикиматериалов:
ОАО«Нижегородский текстиль» для поставки тканей и ниток,
Покупателиготовой продукции:
Больницыг. Нижний Новгород,
Частныеклиники,
Аптеки.
Канцтоварыи прочий инвентарь необходимо покупать в магазинах Нижнего Новгорода.
 
2.3 Маркетинг
Производимуюпродукцию планируется распространять в пределах Нижнего Новгорода, в дальнейшемтакже возможно наладить доставку продукции в районы области. Так же есть смыслв распространении продукции через магазины спецодежды.
Максимальновозможная прибыль является основной целью, ради которой создается предприятие.Под максимально возможной прибылью понимается прибыль, получаемая при полномиспользовании всех производственных и человеческих ресурсов направленных наувеличения объема продаж.
Нанимаярабочих, мы берем на себя ответственность за их уровень жизни. Соответственно,чем выше этот уровень, тем значительнее кажется организация. Следовательно, внаших интересах обеспечить рабочих, прежде всего конкурентно-способнойзарплатой, а так же другими возможными благами.
Положениена рынке является второй по значимости из поставленных целей. В нее входитзавоевание основной доли рынка спецодежды.
Прибыльпредприятия прямо пропорционально зависит от его производительности.Следовательно, только при максимальной производительности и, кроме того, прииспользовании всех производственных ресурсов можно добиться максимальнойприбыли.
Лишьс внедрением новых современных технологий, постоянного улучшая качество изделийи расширяя список выпускаемой продукции, предприятие может добиться успеха.
Достижениеэтих целей возможно лишь при быстром развитии производства. Всё остальноезависит от руководства предприятия, от умения правильно использовать имеющиесяу фирмы ресурсы, от чёткого контролирования протекающих в фирме процессов.
Рекламнаядеятельность нашего предприятия осуществляется выпуском высококачественнойпродукции (так называемый «вирусный» маркетинг, а также подача рекламы вбуклеты, в справочник желтые страницы Нижнего Новгорода).
Дляпривлечения первых клиентов, планируется в первый месяц работы снизить цены на10%, а так же организовать доставку своей продукции до потребителя.
Обеспечениевысокого качества продукции невозможно без привлечения высококлассногоперсонала, в связи, с чем предполагается найм высококвалифицированногоперсонала.
Мыпровели тщательное исследование конъюнктуры рынка спецодежды на текущий момент,проанализировав ассортимент одежды во многих магазинах города Нижний Новгород(на предмет того, есть ли незаполненная рыночная ниша) и потребностипокупателей (чтобы понять каким товаром и как мы могли бы их удовлетворить). Вцелом, в плане ассортимента ситуация складывается следующая: в небольших и дажекрупных промтоварных магазинах спецодежды нет вообще, в небольшихспециализированных магазинах представлена в основном одежда для обслуживающегоперсонала (в очень малом ассортименте) и униформа. А в больших специальных магазинахспецодежды есть медицинские халаты (в основном сшитые из синтетическихволокон). Медицинских халатов из хлопчатобумажных тканей представлено оченьмало. В смысле ценовой ситуации можно сделать следующие выводы: так как большаячасть ассортимента спецодежды импортируется, цены достаточно высоки, ирассчитаны на клиентов со средним достатком. Что касается качества: большинствовещей изготовлены из синтетических тканей и представлены очень небольшимколичеством размеров. Так как в последнее время появилось большое количествопромтоварных рынков (как оптовых, так и розничных), на которых многиепредпочитают совершать покупки из-за низких цен и большого выбора, былпроанализирован ассортимент и на них, чтобы выяснить, не потенциальные ли ониконкуренты.
Результатследующий: медицинские халаты отсутствует, так как продавцы не привозят ее(привозные медицинские халаты частные лица мало кто покупает). Чтобы выяснитьпотребности потребителей спецодежды, было проведено наблюдение и опрос вотделах спецодежды как небольших, так и крупных магазинов города. Основныевыводы, которые можно сделать: потребителям хотелось бы:
чтобыбыла спецодежда, которая легко стиралась;
чтобыцены были сравнительно низкими, чем в других фирмах;
чтобыбыло много размеров и фасонов;
чтобывещи были достаточно прочны.
Теперьотносительно конкурентов. Практически 95% всего ассортимента спецодеждыпоставляют 2 фирмы: «Нижегородспеодежда» и ООО «Спецоптторг». Приблизительно80% от общего объема производства составляет одежда обслуживающего персонала ипроизводственных рабочих. Итак, основные достоинства товаров конкурентов:
средниецены;
довольнобольшой выбор одежды для обслуживающего персонала;
Недостатки:
длятакого качества довольно высокие цены;
недостатокассортимента по размерам одежды.
Судя,по объемам сбыта, можно сказать, что эти товары в целом не полностьюудовлетворяют потребности покупателей. Стратегия конкурентов не агрессивна и вохвате рынка они используют методы недифференцированного маркетинга.
Такимобразом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что есть довольноперспективная маркетинговая возможность выхода на рынок спецодежды.
 
2.4 План производства
Дляосуществления данного проекта планируется арендовать помещение на правахдолгосрочной аренды площадь 40 м2. Также необходимо провести ремонтпомещения с целью изменение планировки помещения. Планируется размещениестолов.
Дляорганизации производства потребуется приобрести (табл. 4):
Таблица4Перечень оборудования и машин (постоянные расходы, приведенные к месяцу в руб.)

п.п.
Наименования оборудования
(для производства, для офиса)
Цена за ед
на 1.
Срок служ-
бы (лет) Кол-во об.
Суммарная
цена 1 2 3 4 5 оборудован. 1. Швейная машинка 10000,0 5,0 3,0 30000,0 2. Оверлок 5000,0 5,0 1,0 5000,0 3. Утюг 1500,0 3,0 2,0 3000,0 4. Гладильная доска 500,0 5,0 2,0 1000,0 5. Компьютер 30000,0 3,0 1,0 30000,0 6. Стол для раскроя 2000,0 5,0 2,0 4000,0 7. Стол 3000,0 5,0 1,0 3000,0 8. Стул 300,0 5,0 5,0 1500,0 Итого: 52300,0 77500,0
Крометого, необходим также инвентарь для работы швей, представленный в табл.5.

Таблица5Перечень инвентаря (постоянные расходы, приведенные к месяцу в руб.)

п.п. Наименования инвентаря (для производства, для офиса) Цена за ед. Срок служ бы (лет)
Амортиза-
ция за ед. Всего
Суммарная
цена
инвентаря Кол-во ин. Амортиз. 1 2 3 4 5 6 7 1. Ножницы 500,0 1,0 50,2 2,0 100,4 1000,0 2. Сантиметровая лента 10,0 4,0 40,0 3. Линейка 20,0 2,0 40,0 4. Иглы 2,0 10,0 20,0 5. Булавки 1,5 50,0 75,0 6. Карандаш 3,0 10,0 30,0 Итого: 536,5 100,4 1205,0
Послезакупки необходимого оборудования и инвентаря необходимо наладить поставкитканей и остальных материалов. Потенциальный поставщик материалов ОАО«Нижегородский текстиль».
Основныетребования к персоналу – наличие необходимой профессиональной квалификации,опыт работы на швейных фабриках, наличие допуска.
Общееколичество создаваемых рабочих мест составляет 6 человек (табл. 6).
Таблица6 Должности работников и их заработная плата (средняя в месяц вруб.)

п.п.
Наименования должностей
работников офиса и производства
Кол-во
работников
Средняя
з.п. одного Всего Премии
Всего с
премиями 1 2 3 4 5 6 7 1. Директор ООО 1 6000,0 6000,0 500,0 6500,0 2. Уборщица 1 1500,0 1500,0 1500,0 3. Швеи 4 3000,0 12000,0 100,0 12100,0 Итого: 6 19500,0 600,0 20100,0

Вдальнейшем при развитии предприятия возможно создание еще нескольких рабочихмест. Калькуляция расхода материалов на пошив одной единицы товара представленав табл.7.
Таблица7 Калькуляция расхода материалов на единицу товара (переменные расходы вруб.)

п.п.
Наименования исходных
материалов (сырья)
Ед.измер.
сырья
Потребн.
на ед. тов.
Цена ед.
изм.сырья
Цена на
ед. тов. 1 2 3 4 5 6 1. Материал м 2,0 100,0 200,0 2. Нитки шт 1,0 3,5 3,5 3. Пуговицы шт 6,0 2,0 12,0 Итого: 215,5
Втабл. 7 видно что для пошива одной единицы товара необходимо потратить 215,5рубля на материалы, основную часть которых составляют затраты на материал.
 
2.5 Организационный план
Вкачестве правового статуса выбрано общество с ограниченной ответственностью. Унас два учредителя: директор-бухгалтер и швея (выполняющая функции технолога) сравной долей в уставном капитале. Форма собственности — частная.
/>/>
Рис.3 Организационная схема предприятия

Директор-бухгалтер:
организуетвсю работу предприятия;
несетполную ответственность за его состояние и состояние трудового коллектива;
представляетпредприятие во всех учреждениях и организациях;
распоряжаетсяимуществом предприятия;
заключаетдоговора;
поискпоставщиков материала;
сбытпродукции (т.е. поиск клиентов);
издаетприказы по предприятию в соответствии с трудовым законодательством, принимает иувольняет работников;
применяетмеры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия;
открываетв банках счета предприятия;
руководитработой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии,повышению производительности труда, выявлению и использованию производственныхрезервов улучшению организации производства, труда и заработной платы;
разрабатываетнормативы для образования фондов экономического стимулирования;
проводитвсесторонний анализ результатов деятельности предприятия;
разрабатываетмероприятия по снижению себестоимости и повышению рентабельности предприятия,улучшению использования производственных фондов, выявлению и использованиюрезервов на предприятии;
осуществляетучет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежнымиресурсами;
устанавливаетрезультаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
производитфинансовые расчеты с заказчиками и поставщиками, связанные с реализациейготовой продукции, приобретением необходимого сырья, в его задачи такжеполучение кредитов в банке, своевременный возврат ссуд, взаимоотношение сгосударственным бюджетом.
Швея-технолог:
Несетответственность за:
выпусквысококачественной продукции и ее совершенствование;
разработкиновых видов продукции;
внедрениев производство новейших достижений науки и техники;
механизациии автоматизации производственных процессов;
соблюдениеустановленной технологии;
использованиеновейшей техники и технологии;
осуществляетоперативный контроль за ходом производства;
разрабатываеткалендарные графики работы;
устраняетпричины, нарушающие нормальный режим производства;
осуществляетконтроль за комплексностью и качеством готовой продукции;
организуетконтроль за качеством поступающего на предприятие материалов, так как качествопродукции является определяющем в общей оценке результатов деятельноститрудового коллектива;
осуществляетпошив спецодежды.
Применениеколлективной ответственности приводит к существенному снижению потерь рабочеговремени, текучести кадров.
Таблица8
Штатноерасписание предприятияДолжность Число рабочих Оклад, руб. Годовой ФОТ, тыс. руб. Директор-бухгалтер 1 6000 72 Швея-технолог 1 3000 36 Швеи 3 3000 108 Уборщица 1 1500 18 ИТОГО 6 19500 234

Заработнаяплата работников напрямую зависит от прибыли. При увеличении прибыли выдаютсяпремии. Средний возраст наших работников составит 30 лет.
Рабочаясила, не связанная с управлением:
Таккак проектируемое предприятие относится к сфере легкой промышленности, топланируемый график работы с 8.00 до 17.00. Таким образом, в соответствии с ТКрежим работы швей устанавливается с 8.00 до 17.00 с перерывом на обед. Режимработы административно-управленческого персонала с 8.00 до 17.00 с перерывом наобед пять дней в неделю, уборщица работает вечером (после закрытия).Оборудование и характер работы обуславливает следующие квалификационныетребования к работникам:
Таблица9
Квалификационныетребования к работникамДолжность Образование Качества Опыт работы 1 2 3 4 Директор- Высшее Честность, порядочность, Желателен бухгалтер экономическое
добросовестность, хорошее
знание компьютера,
бухгалтерского учета, основ менеджмента, кассового аппарата. Швея-технолог Среднее специальное
Честность, порядочность,
добросовестность, знание
технологии пошива одежды Желателен Швея Среднее специальное или курсы
Честность, порядочность,
добросовестность, умение хорошо и быстро шить. Желателен, не менее 1 года Уборщица Не важно
честность, порядочность,
добросовестность, аккуратность. Необязательно
Наймсотрудников проводится на конкурсной основе, с учетом личных качеств и опытаработы.

2.6 Финансовый план
Всерасчеты проводились с учетом приведенного в разделе маркетинг спроса. Так как планируется,что подготовительный этап реализации проекта составит 6 месяцев, то дляупрощения таблиц и их наглядности подготовительный период в финансовый план невключается.
 
2.6.1 План доходов и расходов
Амортизациявычислительной техники, утюгов, швейных машин и оверлока рассчитывалась исходяиз того, что это оборудование является высокотехнологичным и ему свойственнобыстрое моральное старение.
Расчетамортизации оборудования и машин представлен в табл. 10.
Таблица10 Амортизация оборудования и машин (руб.) № п.п. Наименования оборудования (для производства, для офиса)
Цена за ед
на 1.
Срок служ-
бы (лет)
Амортиза-
ция за мес. Всего Кол-во об. Амортиз. 1 2 3 4 5 6 7 1. Швейная машинка 10000,0 5,0 166,7 3,0 500,0 2. Оверлок 5000,0 5,0 83,3 1,0 83,3 3. Утюг 1500,0 3,0 41,7 2,0 83,3 4. Гладильная доска 500,0 5,0 8,3 2,0 16,7 5. Компьютер 30000,0 3,0 833,3 1,0 833,3 6. Стол для раскроя 2000,0 5,0 33,3 2,0 66,7 7. Стол 3000,0 5,0 50,0 1,0 50,0 8. Стул 300,0 5,0 5,0 5,0 25,0 Итого: 52300,0 1221,7 1658,3
Расчетамортизации инвентаря представлен в таблице 11.
Таблица11 Перечень инвентаря (руб.)

п.п.
Наименования инвентаря
(для производства, для офиса)
Цена за ед
на 1.
Срок служ-
бы (лет)
Амортиза-
ция за м. Всего Кол-во ин. Амортиз. 1 2 3 4 5 6 7 1. Ножницы 500,0 1,0 50,2 2,0 100,4


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.