--PAGE_BREAK--1.2. Причины и формы безработицы
Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны напрямую зависит от того, на сколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и типами предприятий (по численности персонала) она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наемного труда. Ведь он не только, как правило, основной или существенный источник дохода, но одновременно и способ реализации определенных жизненных установок и интересов человека, в том числе и в области профессиональной карьеры. Наконец, особо важна стадия экономического развития. Одно дело, когда народное хозяйство функционирует в рамках устоявшейся экономической системы, и совсем другое, когда осуществляется переход, как это происходит сейчас в России, к принципиальной иной системе. Аналогично разнится ситуация в зависимости от того, наблюдаются ли в экономике застой, некоторый спад и тем более кризис или на лицо подъем производства.
Таким образом, безработица – это объективно существующий спутник наемного труда независимо от того, признается экономика рыночной или нет и, соответственно, производятся либо нет официальная оценка численности и регистрация безработных[4].
Непропорционально высокий уровень средней заработной платы по отношению к производительности труда является лишь одной из причин возникновения безработицы. Существуют и другие причины, некоторые из которых имеют прямое отношение к России. Прежде всего следует отметить, что в условиях рыночной экономики рынок труда прибывает в постоянном движении.
Одни предприятия сокращают штаты, другие – увеличивают. Люди уходят на пенсию или покидают работу по иным причинам (Например, женщины уходят в декретный отпуск). На их место приходят новые работники, скажем, выпускники учебных заведений. Движение рынка труда по-разному влияет на уровень безработицы.
Даже в нормальные времена многие люди временно не трудоустроены (потому что ушли с одной работы и занимаются поисками другой) или же впервые ищут работу. В рыночных условиях, когда уровень зарплаты и льгот сильно зависит от предприятия, люди не торопятся, подыскивая себе достойную работу, и не всегда соглашаются на первое попавшееся предложение трудоустройства. Не занятость такого рода может достигать 2-3 % общего уровня безработицы.
Количество временно неработающих или ищущих работу людей зависит и от других экономических факторов. Например, фрикционная не занятость будет гораздо выше, если государство обеспечивает крупные выплаты по безработице. Получая большое пособие, можно не спешить с поиском работы, дожидаясь наилучшего варианта трудоустройства. В США и Европе многие сознательно остаются безработными до тех пор, пока не истекает срок их пособия, после чего немедленно устраиваются на работу. Уровень временной безработицы заметно повышается и в тот период, когда экономика проходит структурного корректирования. Как только высвобождаются цены, сокращаются государственные субсидии, определенные виды занятости становятся невыгодными, в то время как другие, наоборот приобретают важное значение.
Еще одной важной причиной безработицы является несоответствие спроса на рабочую силу и ее предложение. Поскольку в России все новые места создаются в европейской части страны в то время как большинство безработных находятся в Сибири, может пройти долгое время, прежде чем рынок труда придет в равновесие. Если рост безработицы и появление новых рабочих мест происходит в одном и том же регионе, дисбаланс будет не таким сильным, и занятость станет увеличиваться более быстрыми темпами. В общем же дисбаланс может быть вызван не только географическими факторами. Например, если компаниям требуются высококвалифицированные кадры, но очень немногие безработные имеют необходимую квалификацию, снижение уровня безработицы займет больше времени. Этот дисбаланс может быть ослаблен с помощью программ профессиональной переподготовки, однако они зачастую стоят недешево и, поэтому не всегда способствуют увеличению занятости (как выяснила на своем горьком опыте Швеция).
В арсенале правительства имеют три вида политики в отношении безработицы: социальная, макроэкономическая и в области занятости. Цель социальной политики – облегчить тяжелые последствия потери рабочего места для безработных и из семей. В каждой демократической высокоразвитой стране существует множество социальных программ помощи безработным, нацеленных на поддержание их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежных и бюджетно-налоговых мероприятий для сокращения безработицы. Но это не всегда осуществимо.
Цель политики в области занятости – снизить уровень безработицы, вызванной структурным корректированием и несоответствием спроса и предложения рабочей силы, путем использования программ переподготовки, организации центров по трудоустройству и т. д. В этой области тоже не существует единого мнения о том, на сколько эффективными могут быть правительственные программы такого типа.
Сначала рассмотрим макроэкономическую политику. Согласно учению одной влиятельной экономической школы правительство с помощью денежной и бюджетно-налоговой политики может снизить общий уровень безработицы в стране. Эту школу часть называют кейнсианской экономикой исходя из работ британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса[5].
Безработица в России растет по двум причинам: ввиду почти полного ее отсутствия в настоящий момент и ввиду того, что в ближайшие несколько лет России необходимо провести множество структурных преобразований. Эти проблемы невозможно решить за счет повышения цен посредством девальвации рубля, увеличения правительственных расходов и выделения дешевых кредитов Центрального банка. Безусловно, подобные меры могут вызвать повышение цен относительно зарплаты, а следовательно, и повышение занятости, однако вместе с тем они могут лишь еще сильнее раскрутить спираль инфляции, не сокращая при этом уровня безработицы. На практике высокая инфляция может создать такое неопределенное положение в экономике, что предприятия станут опасаться нанимать рабочих, и таким образом, безработица может даже вырасти.
Следует упомянуть еще об одном виде макроэкономической политики – целевых кредитах и субсидиях государственной промышленности. Эта мера поможет предприятиям продолжать выплату зарплаты, и определенная часть рабочих сможет избежать увольнения. Однако главная проблема заключается в том, что субсидии предприятиям и без того привели к чрезвычайно высокой инфляции. Дотации могут спасти некоторое количество рабочих мест, но при этом наверняка повлекут сокращение занятости в других секторах экономики.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Факторы, способствующие безработице в г. Санкт-Петербурге
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся. В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в г. Санкт-Петербурге будет способствовать наличие следующих факторов:
1. подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);
2. частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
3. условная безработица (непостоянная работа);
4. временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
5. потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
6. безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
7. безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
8. вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
9. безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;
10. безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
11. безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;
12. безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
13. первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
14. безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
15. безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
16. безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
17. безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
18. безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;
19. безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
20. безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
21. безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
22. безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.
Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом городе в г. Санкт-Петербурге есть определенная часть населения не желающая работать, — люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее, будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. Основы статистики и анализа
Начальным этапом всякого статистического исследования служит планомерный, научно организованный сбор данных о явлениях и процессах общественной жизни, называемый статистическим наблюдением. Значение этого этапа исследования определяется тем, что использование лишь вполне объективной и достаточно полной, полученной в результате статистического наблюдения, на последующих этапах в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.
Статистическое наблюдение осуществляется путем оценки и регистрации признаков единиц изучаемой совокупности в соответствующих учетных документах. Полученные таким образом данные представляют собой факты, так или иначе характеризующие явления общественной жизни. Использование аргументации, основанной на фактах, не противоречит применению теоретического анализа, поскольку всякая теория в конечном счете основывается на фактическом материале. Доказательная способность фактов еще больше возрастает в результате статистической обработки, обеспечивающей их систематизацию, представление в сжатом виде.
Статистическое наблюдение следует отличать от других форм наблюдений, осуществляемых в повседневной жизни, основанных на чувственном восприятии. Статистическим можно назвать лишь такое наблюдение, которое обеспечивает регистрацию устанавливаемых фактов в учетных документах для последующего их обобщения. Конкретными примерами статистического наблюдения служит систематическое собирание сведений, например, на машиностроительных предприятиях о количестве произведенных машин и узлов, издержках производства, прибыли и т. д.
Статистическое наблюдение должно удовлетворять довольно жестким требованиям:
Наблюдаемые явления должны иметь определенное народнохозяйственное значение, научную либо практическую ценность, выражать определенные социально-экономические типы явлений.
Статистическое наблюдение должно обеспечить сбор массовых данных, в которых отражается вся совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, поскольку общественные явления находятся в постоянном изменении, развитии, имеют различные качественные состояния. Неполные данные, недостаточно разносторонне характеризующие процесс, приводят к тому, что из их анализа делаются ошибочные выводы.
Многообразие причин и факторов, определяющих развитие социальных и экономических явлений, предопределяет ориентацию статистического наблюдения наряду со сбором данных, непосредственно характеризующих изучаемый объект, на учет фактов и событий, под влиянием которых осуществляется изменение его состояний[6].
Для обеспечения достоверности статистических данных на стадии статистического наблюдения необходима тщательная проверка качества собираемых фактов. Строгая достоверность его данных- одна их важнейших характеристик статистического наблюдения. Дефекты статистической информации, выражающиеся в ее недостоверности, не могут быть устранены в процессе дальнейшей обработки, поэтому их появление затрудняет принятие научно обоснованных решений и сбалансированность экономики.
Статистическое наблюдение должно проводиться на научной основе по заранее разработанным системе, плану и правилам (программе), обеспечивающим строго научное решение всех программно-методологических и организационных вопросов.
Подготовка к статистическому наблюдению, обеспечивающая успех дела, предполагает необходимость своевременного решения ряда методологических вопросов, связанных с определением задач, цели, объекта, единицы наблюдения, разработкой программы и инструментария, определением способа сбора статистических данных.
Задачи статистического наблюдения непосредственно вытекают из задач статистического исследования и состоят, в частности, в получении массовых данных непосредственно о состоянии изучаемого объекта, в учете состояния явлений, оказывающих влияние на объект, изучении данных о процессе развития явлений. Цели наблюдения определяются прежде всего нуждами информационного обеспечения для экономического и социального развития общества. Поставленные перед государственной статистикой цели уточняются и конкретизируются ее руководящими органами, в результате чего определяются направления и масштаб работы.
В зависимости от цели решается вопрос об объекте статистического наблюдения, т.е. что именно следует наблюдать. Под объектом понимается совокупность вещественных предметов, предприятий, трудовых коллективов, лиц и т.д., посредством которых осуществляются явления и процессы, подлежащие статистическому исследованию. Объектами наблюдения в зависимости от целей могут выступать, в частности, массы единиц производственного оборудования, продукции, товарно материальных ценностей, населенных пунктов, районов, предприятий, организаций и учреждений различных отраслей народного хозяйства, население и отдельные его категории и т.д.
Установление объекта статистического наблюдения связано с определением его границ на основе соответствующего критерия, выраженного некоторым характерным ограничительным признаком, называемым цензом. Выбор ценза оказывает существенное влияние на формирование однородных совокупностей, обеспечивает невозможность смешения различных объектов либо недоучета некоторой части объекта.
Сущность объекта статистического наблюдения уясняется полнее при рассмотрении единиц, из которых он состоит: Единицами наблюдения служат первичные элементы объекта статистического наблюдения, являющиеся носителями регистрируемых признаков.
От единицы наблюдения следует отличать отчетную единицу. Отчетной единицей служит такая единица статистического наблюдения, от которой в установленном порядке получают информацию, подлежащую регистрации. В ряде случаев оба понятия совпадают, но нередко они имеют и вполне самостоятельное значение.
Учесть все множество признаков, характеризующих объект наблюдения, оказывается невозможным и нецелесообразным, поэтому при разработке плана статистического наблюдения следует тщательно и квалифицированно решать вопрос о составе признаков, подлежащих регистрации в соответствии с поставленной целью. Перечень признаков, формулируемых в виде вопросов, обращаемых к единицам совокупности, на которые должно дать ответ статистическое исследование, представляет собой программу статистического наблюдения.
Чтобы получить исчерпывающую характеристику изучаемого явления, в составе программы должен быть учтен весь круг его существенных признаков. Однако проблематичность практического осуществления этого принципа обусловливает необходимость включения в программу лишь наиболее существенных признаков, выражающих социально-экономические типы явления, его важнейшие черты, свойства и взаимосвязи. Объем программы регламентируется величиной ресурсов, имеющихся в распоряжении статистических органов, сроками получения результатов, требованиями к степени детализации разработок и т.д.
Содержание программы определяется характером и свойствами изучаемого объекта, целями и задачами исследования.
К числу общих требований к составлению программы относится недопустимость включения в ее состав вопросов, на которые затруднительно получить точные, вполне достоверные ответы, дающие объективную картину той или иной ситуации.
При рассмотрении некоторых наиболее важных признаков в состав программы принято включать контрольные вопросы, служащие для согласованности получаемых сведений. Чтобы усилить взаимопроверку вопросов и аналитичность программы наблюдения, взаимосвязанные вопросы располагаются в определенной последовательности, иногда в блоках взаимосвязанных признаков[7].
Вопросы программы статистического наблюдения должны быть сформулированы четко, ясно, лаконично, не допуская возможности различных их истолкований. В программе нередко приводится перечень возможных вариантов ответов, посредством которых уточняется смысловое содержание вопросов.
Методологическое обеспечение статистического наблюдения предполагает, что одновременно с программой наблюдения составляется и программа ее разработки. Задачи исследования формулируются в перечне обобщающих статистических показателей. Эти показатели должны быть получены в результате обработки собранного материала, признаков, с которыми корреспондируется каждый показатель, и макетов статистических таблиц, где представлены результаты обработки первичной информации. Программа разработки, выявляя недостающую информацию, позволяет уточнить программу статистического наблюдения.
Проведение статистического наблюдения предполагает необходимость подготовки соответствующего инструментария: формуляров и инструкции по их заполнению. Статистический формуляр- это первичный документ, в котором фиксируются ответы на вопросы программы по каждой из единиц совокупности. Формуляр, таким образом, — это носитель первичной информации[8]. Для всех формуляров характерны некоторые обязательные элементы: содержательная часть, включающая перечень вопросов программы, свободная графа либо несколько граф для записи ответов и шифров (кодов) ответов, титульная и адресная печати.
Статистические формуляры в целях обеспечения единства трактовки их содержательной части обычно сопровождаются инструкцией, т.е. письменными указаниями и разъяснениями к заполнению бланков статистического наблюдения. Инструкция разъясняет цель статистического наблюдения, характеризует его объект и единицу, время и продолжительность наблюдения, порядок оформления документации, сроки представления результатов. Однако главное назначение инструкции состоит в разъяснении содержания вопросов программы, как следует давать на них ответы и заполнять формуляр.
Успех дела сбора качественных и полных исходных данных с учетом требования экономного расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов во многом определяется решением вопроса о выборе вида, способа и организационной формы статистического наблюдения[9].
В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными.
Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода или в среднем за год:
Оценка уровня безработицы и занятости в г. Санкт-Петербурге за 2006- 2009 гг. представлена в табл. 1 (см. Приложение).
За рассматриваемый период уровень безработицы (в среднем за год) возрос на 2,8 процентных пункта (п. п.), т, е. ежегодно уровень безработицы увеличивается в среднем на 0,93 п. п. (2,8/3). Соответственно на эту же величину уменьшался уровень занятости:
(87,7-90,4)/3 = 0,93 п.п.
Уровень занятости можно определить и как долю занятых среди населения определенной возрастной группы. Так, на конец ноября 2009 г. занятые, по данным опроса, составляли 60,6 тыс. человек, или 55,4% населения в возрасте от 15 до 72 лет. Между этими двумя показателями занятости существует взаимосвязь:
По материалам указанного обследования имеем следующую взаимосвязь данных показателей:
Уровень занятости среди экономически активного населения составлял на конец ноября 2009 г. 86,9%, что на 31,5 п. п. больше, чем среди населения в возрасте от 15 до 72 лет.
Уровень занятости характеризует степень использования трудоспособного населения в сфере общественно полезного труда, Величина данного показателя отражает сложившуюся экономическую ситуацию в стране. Она зависит от развития производительных сил, научно-технического прогресса в обществе, уровня благосостояния населения. Различают полную, частичную и скрытую занятость.
Полная занятость предполагает создание таких условий жизни, при которых каждому трудоспособному человеку предоставляется возможность при его желании быть занятым или незанятым.Полная занятость не означает, что все трудоспособное население в трудоспособном возрасте должно быть обязательно занятым. В силу ряда обстоятельств отдельные трудоспособные лица могут и не участвовать в процессе труда (женщины, ухаживающие за детьми; люди, не работающие потому, что желают сменить профессию, и др.). Полная занятость достигается, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением, что является довольно редким событием в условиях рыночной экономики.
Частичная занятость представляет собой заранее обусловленную работу в течение неполного рабочего дня, неполной рабочей недели.Она присуща странам с высоким уровнем экономического развития, где состояние науки создает экономические условия для частичной занятости. В настоящее время удельный вес численности частично занятых в экономически активном населении составляет: в Норвегии — 26%, Великобритании — 25%, Швеции-25%, Австралии-21%, США- 17,3%, Японии- 12%. рост категории частично занятого населения предполагает достаточно высокий уровень оплаты труда. Неполный рабочий день (неделя) может более широко использоваться и в нашей стране, особенно среди женщин, не как вынужденная, а как сознательно выбранная форма организации труда.
Особого внимания заслуживает скрытая занятость (потенциальная безработица), при которой работники трудятся не по своей воле в режиме неполной занятости, пользуются отпусками по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Такая неполная видимая занятость преуменьшает реальное число безработных. По данным Госкомстата России, к концу ноября 2009 г. 1,6 млн. человек вынуждены были трудиться в режиме неполной рабочей недели и находиться в неоплачиваемых или частично оплачиваемых отпусках. Поэтому с учетом данной категории работников общий потенциал безработицы составлял 10,7 млн. человек, или 15,3% экономически активного населения.
Занятые и безработные (экономически активное население) являются составной частью трудовых ресурсов региона.Поэтому в литературе нередко уровни занятости и безработицы определяются как удельный вес занятых и удельный вес безработных в общем объеме трудовых ресурсов. Найденные так показатели уровней занятости и безработицы по своим величинам оказываются ниже рассмотренных ранее (в % к экономически активному населению). Между ними существует примерно следующая связь:
Считая, что доля экономически активного населения в трудовых ресурсах г. Санкт-Петербурга составляла в 2009 г. 0,89 при уровне занятости 92% и уровне безработицы 8%, получим:
Уровень занятости в трудовых ресурсах = 92 0,89= 81,9 %;
Уровень безработицы в трудовых ресурсах = 8 0,89 = 7,1 %.
Приведенные взаимосвязи показателей справедливы лишь в целом. В ряде случаев возможны их нарушения, если в составе безработных окажется, велика доля лиц нетрудоспособного возраста (например, пенсионеров, ищущих работу и готовых к ней приступить), ибо возрастные границы для категорий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население» не совпадают. Однако в большинстве случаев приведенные равенства имеют место.
Сумма показателей уровней занятости и безработицы в трудовых ресурсах дает удельный вес экономически активного населения в трудовых ресурсах: 81,9+7,1= 89 %. Недостающие (до 100) 11 % — экономически не активное население в трудоспособном возрасте, т. е. население, которое не входит в состав рабочей силы. К нему относятся:
— учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы;
— лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками и т. п.;
— лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но они могут и готовы работать,
— лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода.
По методологии Международной организации труда (МОТ) экономически не активное население включает еще две категории, не входящие в состав трудовых ресурсов:
— лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по потере кормильца) и не занятые никакой деятельностью;
— инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью,
Поскольку численность экономически активного населения, численность занятых и безработных связаны аддитивно, динамика этих показателей характеризуется следующим образом:
где — коэффициент роста численности экономически активного населения;
и — коэффициенты роста численности занятых и безработных;
и — уровни занятости и безработицы в базисном периоде.
По г. Санкт-Петербургу имеется информация, представленная в табл. 2. (см. Приложение).
В соответствии с приведенным равенством получим;
0,95 0,93 + 1,333 0,07 = 0,977.
Таким образом, общий темп динамики численности экономически активного населения 97,7% определяется темпами роста численности занятых (95%) и безработных (3,3%), Изменения в уровнях занятости и безработицы хотя и могут быть измерены коэффициентами роста (как дано в табл. 2), но нагляднее характеризовать их в виде абсолютных приростов, выраженных в процентных пунктах. Так, уровень безработицы в отчетном периоде возрос на 2,5 процентных пункта, Соответственно на эту же величину снизился уровень занятости экономически активного населения. Изменение в пунктах уровня безработицы (занятости) можно определить, не обращаясь к данным табл. 2, а основываясь на модели динамики численности экономически активного населения:
где — абсолютное изменение уровня безработицы, выраженное в процентных пунктах.
Применительно к рассматриваемому примеру получим:
процентных пункта.
Принято отличать фактическую безработицу, рассчитанную по методологии МОТ на основе выборочных обследований, от официально зарегистрированной в органах Государственной службы занятости РФ.
В службах занятости среди граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве, выделяются три группы:
1) работающие, но желающие переменить место работы или трудиться по совместительству в свободное от основной работы время;
2) студенты, учащиеся общеобразовательных школ и других учебных заведений, желающие работать в свободное от учебы время;
3) не занятые на момент обращения с просьбой о трудоустройстве.
Для регулирования в г. Санкт-Петербурге уровня безработицы наибольший интерес представляет третья группа граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве. Большая часть из них учитывается как официально признанные законодательным путем безработные. Например, к концу ноября 2009 г. Федеральной службой занятости было зарегистрировано граждан, не занятых трудовой деятельностью, 105 тыс. человек, а статус безработного получили 103 тыс. человек, т. е. 87% из незанятых и обратившихся за помощью в трудоустройстве граждан.
По регионам этот показатель имеет свою специфику. В Санкт-Петербурге статус безработного получили лишь 62,6 % граждан, состоящих на учете в службе занятости. При этом по месяцам 2009 г этот показатель систематически снижался: с 80,7% о январе до 61,8 % в декабре[10].
Как правило, уровень безработицы, определенный по данным выборочного обследования, в 3 — 6 раз выше уровня, зарегистрированного в органах Государственной службы занятости РФ: в 2009 г в среднем за год численность безработных, зарегистрированных в органах, составляла 17% общей численности безработных. Следовательно, из каждых 100 безработных, определенных по методологии МОТ лишь 17 по России в 2009 г. регистрировались в службе занятости. Различия этих показателей еще более ощутимы, если учесть состав безработных по полу (табл. 3).
Табл. 3 в Приложении показывает существенные различия по полу в доле безработных, обращавшихся в государственную службу занятости:
в ноябре они составили 9,5, в августе — 10 процентных пунктов, Оценка значимости подобного различия может быть дана с помощью F-критерия Фишера, если рассматривать материалы выборки до распространения их на генеральную совокупность.
Например, в г. Санкт-Петербурге в ходе выборки были зарегистрированы 305 безработных, в том числе 245 мужчин и 160 женщин. Среди них обращались за помощью в службу занятости 29 мужчин и 60 женщин, т. е. от опрошенных безработных 20 и 37,5 %, В целом из всех обследованных обратились 29,2 % (89/305).
Существенность различия по полу в доле безработных, обращавшихся в службу занятости, может быть оценена с помощью F-критерия Фишера:
где и факторная и остаточная дисперсии на одну степень свободы.
Для определения этих дисперсий можно использовать следующие формулы, учитывающие правило сложения дисперсий альтернативного признака:
где — число групп населения по полу;
— доля безработных, обратившихся в службу занятости, в общей численности безработных (отдельно среди мужчин и среди женщин);
— средняя доля безработных, обратившихся в службу занятости в целом по обследованию;
— численность безработных — отдельно для мужчин и женщин;
— общая численность безработных.
Используя данные формулы, получим значения факторной и остаточной дисперсий на одну степень свободы:
— характеризует различия по полу уровня обращения безработных в службу занятости;
— оценивает вариацию доли безработных, обратившихся в службу занятости, независимо от пола граждан.
Отсюда F-критерий
Эта величина значительно превышает табличную величину при 5% вероятности ошибки, равную 3,87. Следовательно, состав безработных по полу обусловливает существенные различия в уровне официально зарегистрированной в службах занятости безработицы. Данные текущей статистики службы занятости о трудоустройстве населения используются для оценки общей численности безработных в периоды между обследованиями населения по проблемам занятости. Для расчета численности безработных в месяцы между двумя обследованиями применяется интерполяция соотношения численности безработных, полученной по данным обследования, и численности незанятого населения, учтенной в службе занятости на соответствующую дату. Методика подобных расчетов может быть разной в зависимости от принятой концепции интерполяции,
Вначале определяется, как измен ил ось за период между двумя последними обследованиями соотношение общей численности безработных, полученной поданным обследования, и численности незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости. Предположим, что по данным последнего обследования численность безработных в регионе составила 180 тыс. человек (), в службе занятости на конец месяца обследования числилось 30 тыс. человек (). Следовательно, соотношение численности безработных по двум источникам информации составило 6:1 ().
Аналогично по результатам предыдущего обследования численность безработных 160 тыс. человек (); в службах занятости состояло на конец месяца, в котором проводилось обследование, 40 тыс. человек (), соотношение этих данных равно 4 (). Изменение этих соотношений между двумя последние обследованиями
ли в среднем за месяц
где — число месяцев между двумя смежными обследованиями.
Если обследование проводится раз в квартал, то и . Если предположить, что ежемесячно данное соотношение возрастает на одну и ту же величину, то общая численность безработных на конец рассматриваемого месяца определится как
где — порядковый номер месяца после даты предыдущего обследования;
— численность незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости на конец рассматриваемого месяца t.
Значит, если в нашем примере обследования проводились в ноябре 2008 г. и феврале 2009 г., то для декабря 2008 г, когда в органах службы занятости состояло на учете 39 тыс., человек, общая численность безработных может быть оценена тыс. человек.
В январе 2009 г при общая численность безработных составит; тыс. человек. Продолжая далее расчеты по этому методу, получим для февраля 2009 г общую численность безработных () в 180 тыс. человек, т. е. столько же, сколько было на дату последнего обследования.
Возможен и другой метод интерполяции численности безработных между двумя датами обследования, если предположить, что ежемесячно рассматриваемое соотношение двух источников информации о численности безработных меняется не в арифметической, а в геометрической прогрессии (в одно и тоже число раз). С этой целью определим общий коэффициент роста данного соотношения:
т. е, коэффициент роста соотношения данных за период между двумя смежными обследованиями. В нашем примере он составит .
Средний ежемесячный коэффициент роста данного соотношения найдем как
при для нашего примера . Тогда, предполагая, что ежемесячно данное соотношение изменяется в одно и то же число раз — , численность безработных в месяце t можно оценить по формуле
Так, интерполируя попей, получим численность безработных на конец декабря 1999 г. как
Соответственно в январе 2009 г. по этой методике общая численность безработных составила: тыс. человек, в феврале 2009 г., как и по данным текущего обследования, — 180 тыс. человек.
Теоретически оба варианта интерполирования равноправны, хотя на практике отдается предпочтение первому методу как более простому.
В Санкт-Петербурге на основе анализа результатов телефонных опросов населения города по проблемам занятости для более точной оценки ситуации на рынке труда определяется критическая зона рынка труда (КЗРТ). Она охватывает ту часть экономически активного населения, которая оказалась в сложном материальном положении из-за полного или частичного отсутствия работы или низкого уровня ее оплаты.
Критическая зона рынка труда включает четыре группы граждан:
1 — лица, имеющие официальный статус безработного;
2 — неработающие, не имеющие официального статуса безработного, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума;
3 — работающие в режиме неполной занятости, не имеющие дополнительного заработка, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума;
4 — занятые полный рабочий день, не имеющие дополнительного дохода, с заработной платой ниже прожиточного минимума.
Первая и вторая категории представляют собой объединенную категорию безработных; третья и четвертая — категорию занятых. Однако вторая категория уточнена, ибо в ней учитывается душевой доход в семье. Критерий прожиточного минимума позволяет оценить ту часть безработных, которая крайне нуждается в работе. Третья и четвертая категории отражают неполную занятость людей: видимую и невидимую (соответственно). Увеличение численности лиц, имеющих неполную занятость при душевом доходе в семье ниже прожиточного минимума, усугубляет ситуацию на рынке труда. Эти лица также нуждаются в работе, хотя и не считаются безработными. Как показывают результаты анализа ситуации Санкт-Петербурга, из общей численности безработных, по определению МОТ, в КЗРТ без работы находятся в разное время 84 — 95% лиц[11].
Распространенность КЗРТ оценивается в процентах к экономически активному населению. Имея подробную информацию по месяцам года, можно измерять устойчивость данного явления. С этой целью может рассчитываться коэффициент колеблемости:
,
где — среднее квадратическое отклонение;
— средний процент КЗРТ в экономически активном населении.
Чем меньше коэффициент колеблемости, тем в большей мере наблюдается устойчивость КЗРТ по месяцам года. Если, например, этот показатель составит 10%, то это значит, что в течение года в КЗРТ находится мало отличающийся по месяцам процент лиц от экономически активного населения (ЭАН). Если же данный показатель превысит 30%, то для региона характерна сильная колеблемость процента лиц, находящихся в КЗРТ.
Каждая категория лиц рассматривается как субзона КЗРТ, объектом изучения которой являются: материальное положение, социальный статус, возрастная, семейная структуры. Это позволяет видеть различия между категориями граждан, требующими наибольшего внимания со стороны общества. Чтобы положение людей, находящихся в КЗРТ было освещено более наглядно, делаются сравнения с совокупностью лиц, находящихся вне КЗРТ (табл. 4 в приложении).
Табл. 4 показывает, что в Санкт-Петербурге значительная часть лиц критической зоны рынка труда в декабре 2009 г. имела плохо оплачиваемую работу (57,5%) или не имела работы вообще и официального статуса безработного (35,6%). Среднедушевой доход семьи для лиц вне КЗРТ был в 1,7 раза выше, чем для граждан, попавших в зону риска рынка труда. Наиболее существенные различия в среднедушевых доходах для второй и четвертой категорий — 53 руб. Для оценки значимости групповых различий может быть использован F-критерий Фишера:
,
где — разность между любыми сравниваемыми средними
по субзонам;
— остаточная дисперсия (здесь — индивидуальные
значения среднедушевого дохода в семье;
— средний по категориям душевой доход семьи;
-общий объем выборки; = 4 — число категорий);
и — числа лиц в сравниваемых категориях.
Представленная в табл. 4 типологическая группировка позволяет видеть и другие различия между категориями КЗРТ, например в четвертой категории высока доля женщин, в третьей — доля рабочих, в первой — при доминирующем женском составе высок процент специалистов.
Материалы проводимых обследований позволяют изучать отраслевую и социально-профессиональную структуры критической зоны рынка труда. Отраслевая структура рассматривается для третьей и четвертой категорий, охватывающих категорий занятых. Структурные различия в отраслевом составе занятых между группами лиц, находящихся в КЗРТ и вне ее, могут быть оценены с помощью квадратического коэффициента абсолютных структурных сдвигов. Оценка же значимости полученных результатов, т. е. насколько существенны сдвиги в отраслевом составе занятых КЗРТ и вне КЗРТ, может быть дана путем сравнения двух распределений через критерий -квадрат, формула которого в данном случае примет вид:
,
где - доля численности каждой отраслевой группы в общем объеме совокупности
(1 и 0 — сравниваемые распределения);
-общее число лиц в ряду распределения по отраслям экономики
(1 и 0 — сравниваемые распределения).
Внутри каждой отраслевой группы изучается распределение занятых по секторам экономики. В критическую зону рынка труда среди занятых с большей вероятностью попадают лица, работающие в бюджетной сфере.
Мониторинг социально-экономической ситуации дает информацию не только о распространенности КЗРТ, но и об удовлетворенности работой и причинах поиска новой работы. Основным фактором, влияющим на степень удовлетворенности трудом, сегодня является уровень оплаты труда. Большинство лиц, находящихся в КЗРТ, не довольны своей заработной платой. На низкую оплату труда жалуются часто и не попавшие в КЗРТ. Привлекательным для многих является соответствие работы интересам человека.
Обследование дает ответы и на другие вопросы, связанные с социально-психологической характеристикой лиц, оказавшихся в КЗРТ. В частности, рассматриваются как составные ее элементы: угроза потерять работу; уверенность в завтрашнем дне; удовлетворенность своим положением в обществе; готовность к активному политическому протесту. Последняя особенно важна с позиции социальных последствий безработицы и низкого материального положения занятых в сфере труда.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Социальные последствия безработицы
Хочется отметить, что социальные последствия безработицы — это еще одна животрепещущая проблема.
Считается, что показатель безработицы может применяться как индикатор уровня развития процесса реструктуризации в экономике. Традиционная экономическая школа обычно ограничивается при этом показателем числа ищущих работу на одну вакансию. Гораздо более эффективным методическим приемом, позволяющим индицировать структурные изменения на рынке труда является показатель поляризации, то есть учет одновременного роста, как уровня безработицы, так и уровня предложения новых рабочих мест.
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.
Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеют исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д.
Заключение
В заключение своей работы я хотела бы подвести некоторые итоги.
Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую.
Исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, комфортность, пессимистичность и осторожность в поведении; недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние.
На мой взгляд, главным в социальной политике является (т.е. должно быть) упреждение массовой безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.
Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда.
Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалифицированных высвобождаемых работников и безработных граждан.
У нас еще слабо используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения (освобожденных из мест заключения, болезней и т.д.). Как правило, такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей. Их фиксируют предприятия, для которых выполняются эти работы. В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на продолжительный период своей деятельности, они становятся все более важными органом оказания социальной защиты граждан, потерявших работу.
Современный рынок труда не является абсолютно свободным, стихийным. Он регулируется посредством различных инструментов, законодательства, государственных программ занятости населения, соглашений между работодателями и профсоюзом, государственных и частных институтов, занимающихся трудоустройством населения. Я постаралась придерживаться определенной концепция регулирования экономических отношений занятости и считаю, что она должна включать:
- макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;
— государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово – кредитными методами;
- регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;
- регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
продолжение
--PAGE_BREAK--