Реферат по предмету "Маркетинг"


Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров

--PAGE_BREAK--• расчет прогноза на перспективу;
• оценку полученных результатов прогнозирования спроса и разработку правил их возможной корректировки.
На первом этапе осуществляется подготовка необходимых фактических, нормативных и прогнозируемых показателей о раз­витии потребительского спроса и предложения товаров, факторов, формирующих их динамику, а также обеспечение достоверности и сопоставимости исходных данных.
Основными источниками информации являются:
• отчетные и плановые балансы денежных доходов и расходов населения, разрабатываемые федеральными и региональными статистическими и экономическими органами;
• данные выборочных обследований бюджетов домашних хо­зяйств, проводимые статистическими органами;
• данные о динамике цен на потребительские товары и услуги, получаемые на основании проводимых статистическими орга­нами выборочных наблюдений за ценами;
• данные статистической отчетности о динамике показателей розничного товарооборота;
• нормы рационального потребления основных продовольст­венных и непродовольственных товаров.
Весьма полезны данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, позволяющие оценивать и прогнозировать уро­вень и структуру потребительского спроса в зависимости от уров­ня среднедушевых доходов населения. В настоящее время такие обследования охватывают 49 тыс. домохозяйств на всей террито­рии России (0,1% всех домохозяйств) и проводятся по 150 наиме­нованиям потребительских товаров и услуг.[1]
Специалисты отмечают два недостатка указанного источника информации:
• ориентация выборочного обследования на средний слой на­селения, который в последние годы тяготеет к бедности, ведет к завышению доли продовольственных товаров в общем объ­еме продаж;
 • существенно заниженную долю расходов на алкогольные напитки.
Ранее эти проблемы решались на основе корректировки ука­занных отклонений по данным статистики розничного товарообо­рота. Однако в 90-е годы в связи с широким распространением неорганизованных форм закупки и реализации потребительских товаров (около трети общего объема розничного товарооборота) статистика розничного товарооборота перестала выполнять роль надежного источника информации, в том числе и для корректи­ровки данных бюджетной статистики. Поэтому одним из важнейших направлений совершенствования прогнозирования потребитель­ского спроса и всей организации товарного обращения является создание системы информации о производстве и обращении товаров и услуг.
Создание эффективного информационного обеспечения функ­ционирования товарных рынков предусмотрено «Комплексной про­граммой развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2005 годы». В современной практике особое внимание уделяется конъюнктурной информации о товарных рынках. С помощью такой информации об ассортименте, качестве, ценах на товары, процентных ставках и др. решаются конъюнктурные и разнообразные маркетинговые задачи. Данные статистической от­четности и статистических наблюдений применяются для обобща­ющих оценок состояния национального и регионального рынков, отраслей товарного обращения и тенденций их развития.
Разрабатываемая на втором этапе гипотеза о спросе пред­ставляет собой научно обоснованные предположения о характере взаимосвязи спроса и факторов, формирующих его динамику. Она разрабатывается для объяснения факторов спроса и содержит об­щие направления и тенденции его развития.
Например, разработка гипотезы о более полном удовлетворении спроса населения в перспективе может включать предположения о том, что:
• рост денежных доходов населения будет способствовать увеличению общего объема и улучшению структуры потре­бительского спроса;
• будет проводиться государственная социальная политика, направленная на сокращение дифференциации населения по уровню денежных доходов на одного члена семьи, что будет способствовать росту массовости спроса на потребительские товары и услуги;
• умеренный рост потребительских цен будет способствовать насыщению рынка товарами и услугами;
   •развитие материально-технической базы и современных тор-гово-технологических процессов в отраслях товарного обра­щения позволит обеспечить повсеместное удовлетворение спроса населения.
В процессе расчетов прогнозов спроса на перспективу выпол­няемых на третьем этапе, рекомендуется, с одной стороны, исходить из объективной оценки факторов и условий, формиру­ющих основные тенденции развития потребительского спроса, а с другой — отвлечься от влияния некоторых текущих условий, чтобы избежать их механического перенесения на будущее. По­этому расчеты прогнозов спроса базируются на предварительных прогнозах важнейших факторов, формирующих уровень и дина­мику потребительского спроса:
• роста внутреннего валового продукта и основных направлений его использования;
• роста денежных доходов и расходов населения;
• изменения уровня цен на потребительские товары и услуги,
• изменения численности населения, его социально-экономи­ческой и половозрастной структуры.
Кроме перечисленных факторов общего порядка, учитывается влияние специфических факторов, формирующих'спрос на отдель­ные группы товаров. Например, при расчете прогнозов спроса на товары длительного пользования необходим предварительный про­гноз роста числа семей, уровня обеспеченности семей данными товарами, сроков их физического и морального износа и т. п. Сле­довательно, сущность прогнозирования потребительского спроса заключается в определении и синтезе комплекса факторов, фор­мирующих основные тенденции его развития.
Поскольку прогнозирование спроса содержит элементы детер­минированности и неопределенности его будущего развития, по­стольку оно всегда имеет вероятностный характер. Поэтому про­гнозирование потребительского спроса на четвертом этапе завершается расчетами вероятностных оценок и доверительных интервалов полученных прогнозов. Разрабатывается также система мер, направленная на корректировку полученных прогнозов при возможном изменении факторов и условий развития потребитель­ского спроса в прогнозируемом периоде.
Таковы логика и содержание процесса прогнозирования потре­бительского спроса. Выбор же конкретных методов его прогно­зирования в значительной мере зависит от продолжительности периода прогнозирования и степени детализации или агрегирования потребительского спроса.
В зависимости от продолжительности периода прогнозирование потребительского спроса может быть краткосрочным (на 1—2 года), среднесрочным (на 3—5 лет) и долгосрочным (на срок свыше 5 лет). В силу инерционности развития товарно-групповой структуры потребительского спроса в течение краткосрочного периода сущест­венных изменений в действии основных факторов спроса не про­исходит. Поэтому краткосрочное прогнозирование базируется на широком использовании показателей выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, товарно-конъюнктурной информации и методов экономико-статистического моделирования динамики спроса.
При среднесрочном прогнозировании, особенно макроструктуры спроса, также исходят из инерционности действия основных факторов спроса. Однако здесь могут быть и новые тенденции в развитии факторов спроса. В последнем случае особое значение приобретают динамические факторные модели прогнозирования спроса, которые могут быть дополнены методами экспертных оценок и аналогий.
При долгосрочном прогнозировании снижается доля инерционных факторов и возрастает роль новых тенденций в развитии факторов спроса. При таких условиях наиболее эффективны методы про­гнозирования, основанные на нормах потребления отдельных товаров, а также экспертных оценок и аналогий.
В зависимости от степени детализации или агрегированности структуры спроса различают:
• прогноз общего объема платежеспособного спроса;
• прогноз макроструктуры спроса;
• прогноз спроса на отдельные товары;
• прогноз микроспроса.
Прогноз общего объема платежеспособного спроса или расчет общей емкости рынка на краткосрочную перспективу производится на основе разработки балансов денежных расходов и доходов на­селения. Среднесрочное прогнозирование может производиться с помощью небалансовых методов экономико-статистического мо­делирования динамики общего объема спроса.
Прогноз макроспроса включает расчеты спроса в разрезе укруп­ненных групп товаров. Например, в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров, а в составе продовольственных товаров — в разрезе товаров растительного и животного проис­хождения и т.д. Прогноз макроструктуры спроса связан со ста­бильными процессами длительного действия и осуществляется с помощью экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу — методов экспертных оценок и аналогий.
Прогноз спроса на отдельные товары, например на мясо, кон­дитерские изделия, мебель или радиотовары и т. п., может произ­водиться методами экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу — на основе норм рационального по­требления товаров, методов экспертных оценок и аналогий.
Рассмотренные виды прогнозов потребительского спроса раз­личаются между собой как по содержанию, так и по применяемым методам расчетов. В совокупности они представляют собой систему комплексного изучения и прогнозирования спроса, позволяющую производить многовариантные расчеты прогнозов.

1.4 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ ЕМКОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И СПРОСА НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Важнейшей характеристикой взаимодействия спроса и предло­жения товаров и исходной основой прогнозирования потребитель­ского спроса и предложения является емкость рынка. Под емкостью рынка понимается возможный объем реализации товаров, опреде­ляемый платежеспособностью потребителей товаров при данном уровне потребительских цен на рынке.
В условиях насыщенности товарного рынка его емкость нахо­дится в прямой зависимости от совокупного спроса потребителей и в обратной от уровня цен на товары. Повышение уровня цен уменьшает емкость рынка, снижение их уровня увеличивает пла­тежеспособность покупателей на данном рынке. Это может быть выражено следующей формулой:
                                            ЕР=(EP/Iц)-EP                           №2
гдеЕР — изменение емкости рынка вследствие изменения уровня
цен на товары, руб.;
ЕР — емкость рынка за определенный период, руб.;
Iц — индекс цен на товары за указанный период.
В зависимости от масштабов рынка различают:
• общую емкость рынка страны или региона;
• емкость рынка какой-либо группы товаров;
• емкость рынка фирмы, компании.
Общая емкость рынка страны определятся на основе суммирова­ния ее источников (покупки товаров населением и организациями социального характера) или источников ее товарного покрытия13, например
                                    ЕР= П — Э + И,                         №3
где П — объем производства товаров в стране, руб.; Э — объем экспорта товаров, руб.;
И — объем импорта товаров, руб.
Емкость рынка определенного региона определяется суммиро­ванием ее источников по таблице (Приложение таблица № 1).
Основным источником формирования емкости рынка являются покупки товаров местным населением, которые рассчитываются на основе разработки баланса денежных доходов и расходов насе­ления. В этом балансе отражается движение той части националь­ного дохода, которая в денежной форме распределяется между наемными работниками, предпринимателями и другими группами населения. Баланс состоит из двух частей. В первой части отражаются источники поступления денег населению, а во второй — обратное движение денег от населения (см. Приложение таблица № 2) основе расчета покупательных фондов населения по данным ба­ланса его денежных доходов и расходов.
Покупательные фонды населения представляют собой ту часть его денежных доходов, которая может быть направлена на покупку товаров. Их величина определяется как разность между суммой денежных доходов и суммой нетоварных расходов.
                                      ПФ=                                №4
где ПФ — покупательные фонды населения, руб.;
ДД, — денежные доходы населения по статье руб.;
ДРу — денежные расходы населения руб.
Тогда возможная сумма покупок товаров местным населением (ПТМ) составит:
ПТМ = ПФ ± Пр,
где Пр — сумма превышения доходов над расходами, руб. (вычи­тается) или расходов над доходами, руб. (прибавляется).
Суммы превышения денежных доходов над расходами или рас­ходов над доходами отражают:
•ввоз денег населением в данный регион или их вывоз из региона;
•изменение остатка денег на руках местного населения. Миграция денежных средств населения считается нормальной, если она обусловлена передвижением населения в места отдыха, лечения, командировок и т. П. Экономически необоснованной, вынужденной считается миграция денег, связанная с поездками населения за пределы своего региона с целью покупки товаров. Аналогичный характер имеет увеличение денег на руках у населе­ния, связанное с недостаточным уровнем организации торговли в данном регионе. Последние два обстоятельства свойственны то­варно-дефицитной экономике.
Суммы превышения доходов над расходами и расходов над доходами в отчетном балансе являются сальдирующими статьями и отражаются в соответствующих разделах баланса. На планиру­емый год эти суммы прогнозируются исходя из оценки их динамики за последние годы с учетом прогнозируемого насыщения рынка товарами и повышения уровня торгового обслуживания населения в данном регионе.
Второй источник емкости рынка региона — возможные покупки товаров приезжим населением — прогнозируется на основе выбо­рочных обследований таких покупок и экспертных оценок их ди­намики за последние годы с учетом намечаемых в планируемом году условий их финансирования.[3]
Таким образом, общая емкость рынка, характеризующая объем потребительского спроса страны или региона, может быть опреде­лена прямым суммированием ее источников. При этом основной источник — возможные покупки товаров местным населением — может быть определен как методом прямого счета на основе ба­ланса денежных доходов и расходов населения, так и небалансо- выми методами прогнозирования на основе экономико-статисти­ческого моделирования их динамики за последние годы.
Прогнозы общей емкости рынка страны или региона являются исходной основой прогнозирования емкости рынка отдельных групп товаров.[1]
Микроспрос на товары и услуги.Одним из основных элементов потребительского рынка являет­ся категория «потребительский спрос».
Спрос — это специфическая форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений.
Спрос населения на потребительском рынке определяется по­требностями людей в пище, жилье, в духовной хи услу­гах личного потребления.
Формирование спроса на рынке потребительских товаров носит индивидуальный и избирательный характер. Индивидуальный спрос — это спрос, предъявляемый на товар или услугу отдельным потреби­телем. Он характеризуется значительной эластичностью и изменчи­востью. В целом рыночный спрос представляет собой спрос на то­вар или услугу, предъявляемый всеми потребителями на рынке этого товара или услуги. Изменение спроса на отдельный товар или услу­гу отражает поведение массового потребителя, вызванное измене­нием цен на товары или услуги.
Являясь выражением конкретных платежеспособных потребнос­тей, вынесенных на рынок, спрос может быть удовлетворен только при наличии соответствующего им товарного предложения. В усло­виях рынка предложение потребительских товаров и услуг должно обладать повышенной способностью реагировать на различные из­менения спроса.
В системе рыночных отношений категория спроса может высту­пать как макроспрос и микроспрос. Эти понятия могут быть рас­смотрены в двух аспектах: с точки зрения классификации товаров и с точки зрения объекта (территориальный признак).
В соответствии с первой классификацией под макроспросом понимают спрос на отдельную группу товаров (услуг), объединенных по какому-то признаку, например, по потребительскому на­значению — одежда, обувь, мебель и т.д. В свою очередь, макро­спрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объеди­ненные группы, например, одежда для женщин, одежда для муж­чин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.