Реферат по предмету "Маркетинг"


Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров

--PAGE_BREAK--• расчет прогноза на перспективу;
• оценку полученных результатов прогнозирования спроса и разработку правил их возможной корректировки.
На первом этапе осуществляется подготовка необходимых фактических, нормативных и прогнозируемых показателей о раз­витии потребительского спроса и предложения товаров, факторов, формирующих их динамику, а также обеспечение достоверности и сопоставимости исходных данных.
Основными источниками информации являются:
• отчетные и плановые балансы денежных доходов и расходов населения, разрабатываемые федеральными и региональными статистическими и экономическими органами;
• данные выборочных обследований бюджетов домашних хо­зяйств, проводимые статистическими органами;
• данные о динамике цен на потребительские товары и услуги, получаемые на основании проводимых статистическими орга­нами выборочных наблюдений за ценами;
• данные статистической отчетности о динамике показателей розничного товарооборота;
• нормы рационального потребления основных продовольст­венных и непродовольственных товаров.
Весьма полезны данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, позволяющие оценивать и прогнозировать уро­вень и структуру потребительского спроса в зависимости от уров­ня среднедушевых доходов населения. В настоящее время такие обследования охватывают 49 тыс. домохозяйств на всей террито­рии России (0,1% всех домохозяйств) и проводятся по 150 наиме­нованиям потребительских товаров и услуг.[1]
Специалисты отмечают два недостатка указанного источника информации:
• ориентация выборочного обследования на средний слой на­селения, который в последние годы тяготеет к бедности, ведет к завышению доли продовольственных товаров в общем объ­еме продаж;
 • существенно заниженную долю расходов на алкогольные напитки.
Ранее эти проблемы решались на основе корректировки ука­занных отклонений по данным статистики розничного товарообо­рота. Однако в 90-е годы в связи с широким распространением неорганизованных форм закупки и реализации потребительских товаров (около трети общего объема розничного товарооборота) статистика розничного товарооборота перестала выполнять роль надежного источника информации, в том числе и для корректи­ровки данных бюджетной статистики. Поэтому одним из важнейших направлений совершенствования прогнозирования потребитель­ского спроса и всей организации товарного обращения является создание системы информации о производстве и обращении товаров и услуг.
Создание эффективного информационного обеспечения функ­ционирования товарных рынков предусмотрено «Комплексной про­граммой развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2005 годы». В современной практике особое внимание уделяется конъюнктурной информации о товарных рынках. С помощью такой информации об ассортименте, качестве, ценах на товары, процентных ставках и др. решаются конъюнктурные и разнообразные маркетинговые задачи. Данные статистической от­четности и статистических наблюдений применяются для обобща­ющих оценок состояния национального и регионального рынков, отраслей товарного обращения и тенденций их развития.
Разрабатываемая на втором этапе гипотеза о спросе пред­ставляет собой научно обоснованные предположения о характере взаимосвязи спроса и факторов, формирующих его динамику. Она разрабатывается для объяснения факторов спроса и содержит об­щие направления и тенденции его развития.
Например, разработка гипотезы о более полном удовлетворении спроса населения в перспективе может включать предположения о том, что:
• рост денежных доходов населения будет способствовать увеличению общего объема и улучшению структуры потре­бительского спроса;
• будет проводиться государственная социальная политика, направленная на сокращение дифференциации населения по уровню денежных доходов на одного члена семьи, что будет способствовать росту массовости спроса на потребительские товары и услуги;
• умеренный рост потребительских цен будет способствовать насыщению рынка товарами и услугами;
   •развитие материально-технической базы и современных тор-гово-технологических процессов в отраслях товарного обра­щения позволит обеспечить повсеместное удовлетворение спроса населения.
В процессе расчетов прогнозов спроса на перспективу выпол­няемых на третьем этапе, рекомендуется, с одной стороны, исходить из объективной оценки факторов и условий, формиру­ющих основные тенденции развития потребительского спроса, а с другой — отвлечься от влияния некоторых текущих условий, чтобы избежать их механического перенесения на будущее. По­этому расчеты прогнозов спроса базируются на предварительных прогнозах важнейших факторов, формирующих уровень и дина­мику потребительского спроса:
• роста внутреннего валового продукта и основных направлений его использования;
• роста денежных доходов и расходов населения;
• изменения уровня цен на потребительские товары и услуги,
• изменения численности населения, его социально-экономи­ческой и половозрастной структуры.
Кроме перечисленных факторов общего порядка, учитывается влияние специфических факторов, формирующих'спрос на отдель­ные группы товаров. Например, при расчете прогнозов спроса на товары длительного пользования необходим предварительный про­гноз роста числа семей, уровня обеспеченности семей данными товарами, сроков их физического и морального износа и т. п. Сле­довательно, сущность прогнозирования потребительского спроса заключается в определении и синтезе комплекса факторов, фор­мирующих основные тенденции его развития.
Поскольку прогнозирование спроса содержит элементы детер­минированности и неопределенности его будущего развития, по­стольку оно всегда имеет вероятностный характер. Поэтому про­гнозирование потребительского спроса на четвертом этапе завершается расчетами вероятностных оценок и доверительных интервалов полученных прогнозов. Разрабатывается также система мер, направленная на корректировку полученных прогнозов при возможном изменении факторов и условий развития потребитель­ского спроса в прогнозируемом периоде.
Таковы логика и содержание процесса прогнозирования потре­бительского спроса. Выбор же конкретных методов его прогно­зирования в значительной мере зависит от продолжительности периода прогнозирования и степени детализации или агрегирования потребительского спроса.
В зависимости от продолжительности периода прогнозирование потребительского спроса может быть краткосрочным (на 1—2 года), среднесрочным (на 3—5 лет) и долгосрочным (на срок свыше 5 лет). В силу инерционности развития товарно-групповой структуры потребительского спроса в течение краткосрочного периода сущест­венных изменений в действии основных факторов спроса не про­исходит. Поэтому краткосрочное прогнозирование базируется на широком использовании показателей выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, товарно-конъюнктурной информации и методов экономико-статистического моделирования динамики спроса.
При среднесрочном прогнозировании, особенно макроструктуры спроса, также исходят из инерционности действия основных факторов спроса. Однако здесь могут быть и новые тенденции в развитии факторов спроса. В последнем случае особое значение приобретают динамические факторные модели прогнозирования спроса, которые могут быть дополнены методами экспертных оценок и аналогий.
При долгосрочном прогнозировании снижается доля инерционных факторов и возрастает роль новых тенденций в развитии факторов спроса. При таких условиях наиболее эффективны методы про­гнозирования, основанные на нормах потребления отдельных товаров, а также экспертных оценок и аналогий.
В зависимости от степени детализации или агрегированности структуры спроса различают:
• прогноз общего объема платежеспособного спроса;
• прогноз макроструктуры спроса;
• прогноз спроса на отдельные товары;
• прогноз микроспроса.
Прогноз общего объема платежеспособного спроса или расчет общей емкости рынка на краткосрочную перспективу производится на основе разработки балансов денежных расходов и доходов на­селения. Среднесрочное прогнозирование может производиться с помощью небалансовых методов экономико-статистического мо­делирования динамики общего объема спроса.
Прогноз макроспроса включает расчеты спроса в разрезе укруп­ненных групп товаров. Например, в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров, а в составе продовольственных товаров — в разрезе товаров растительного и животного проис­хождения и т.д. Прогноз макроструктуры спроса связан со ста­бильными процессами длительного действия и осуществляется с помощью экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу — методов экспертных оценок и аналогий.
Прогноз спроса на отдельные товары, например на мясо, кон­дитерские изделия, мебель или радиотовары и т. п., может произ­водиться методами экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу — на основе норм рационального по­требления товаров, методов экспертных оценок и аналогий.
Рассмотренные виды прогнозов потребительского спроса раз­личаются между собой как по содержанию, так и по применяемым методам расчетов. В совокупности они представляют собой систему комплексного изучения и прогнозирования спроса, позволяющую производить многовариантные расчеты прогнозов.

1.4 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ ЕМКОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И СПРОСА НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Важнейшей характеристикой взаимодействия спроса и предло­жения товаров и исходной основой прогнозирования потребитель­ского спроса и предложения является емкость рынка. Под емкостью рынка понимается возможный объем реализации товаров, опреде­ляемый платежеспособностью потребителей товаров при данном уровне потребительских цен на рынке.
В условиях насыщенности товарного рынка его емкость нахо­дится в прямой зависимости от совокупного спроса потребителей и в обратной от уровня цен на товары. Повышение уровня цен уменьшает емкость рынка, снижение их уровня увеличивает пла­тежеспособность покупателей на данном рынке. Это может быть выражено следующей формулой:
                                            ЕР=(EP/Iц)-EP                           №2
гдеЕР — изменение емкости рынка вследствие изменения уровня
цен на товары, руб.;
ЕР — емкость рынка за определенный период, руб.;
Iц — индекс цен на товары за указанный период.
В зависимости от масштабов рынка различают:
• общую емкость рынка страны или региона;
• емкость рынка какой-либо группы товаров;
• емкость рынка фирмы, компании.
Общая емкость рынка страны определятся на основе суммирова­ния ее источников (покупки товаров населением и организациями социального характера) или источников ее товарного покрытия13, например
                                    ЕР= П — Э + И,                         №3
где П — объем производства товаров в стране, руб.; Э — объем экспорта товаров, руб.;
И — объем импорта товаров, руб.
Емкость рынка определенного региона определяется суммиро­ванием ее источников по таблице (Приложение таблица № 1).
Основным источником формирования емкости рынка являются покупки товаров местным населением, которые рассчитываются на основе разработки баланса денежных доходов и расходов насе­ления. В этом балансе отражается движение той части националь­ного дохода, которая в денежной форме распределяется между наемными работниками, предпринимателями и другими группами населения. Баланс состоит из двух частей. В первой части отражаются источники поступления денег населению, а во второй — обратное движение денег от населения (см. Приложение таблица № 2) основе расчета покупательных фондов населения по данным ба­ланса его денежных доходов и расходов.
Покупательные фонды населения представляют собой ту часть его денежных доходов, которая может быть направлена на покупку товаров. Их величина определяется как разность между суммой денежных доходов и суммой нетоварных расходов.
                                      ПФ=                                №4
где ПФ — покупательные фонды населения, руб.;
ДД, — денежные доходы населения по статье руб.;
ДРу — денежные расходы населения руб.
Тогда возможная сумма покупок товаров местным населением (ПТМ) составит:
ПТМ = ПФ ± Пр,
где Пр — сумма превышения доходов над расходами, руб. (вычи­тается) или расходов над доходами, руб. (прибавляется).
Суммы превышения денежных доходов над расходами или рас­ходов над доходами отражают:
•ввоз денег населением в данный регион или их вывоз из региона;
•изменение остатка денег на руках местного населения. Миграция денежных средств населения считается нормальной, если она обусловлена передвижением населения в места отдыха, лечения, командировок и т. П. Экономически необоснованной, вынужденной считается миграция денег, связанная с поездками населения за пределы своего региона с целью покупки товаров. Аналогичный характер имеет увеличение денег на руках у населе­ния, связанное с недостаточным уровнем организации торговли в данном регионе. Последние два обстоятельства свойственны то­варно-дефицитной экономике.
Суммы превышения доходов над расходами и расходов над доходами в отчетном балансе являются сальдирующими статьями и отражаются в соответствующих разделах баланса. На планиру­емый год эти суммы прогнозируются исходя из оценки их динамики за последние годы с учетом прогнозируемого насыщения рынка товарами и повышения уровня торгового обслуживания населения в данном регионе.
Второй источник емкости рынка региона — возможные покупки товаров приезжим населением — прогнозируется на основе выбо­рочных обследований таких покупок и экспертных оценок их ди­намики за последние годы с учетом намечаемых в планируемом году условий их финансирования.[3]
Таким образом, общая емкость рынка, характеризующая объем потребительского спроса страны или региона, может быть опреде­лена прямым суммированием ее источников. При этом основной источник — возможные покупки товаров местным населением — может быть определен как методом прямого счета на основе ба­ланса денежных доходов и расходов населения, так и небалансо- выми методами прогнозирования на основе экономико-статисти­ческого моделирования их динамики за последние годы.
Прогнозы общей емкости рынка страны или региона являются исходной основой прогнозирования емкости рынка отдельных групп товаров.[1]
Микроспрос на товары и услуги.Одним из основных элементов потребительского рынка являет­ся категория «потребительский спрос».
Спрос — это специфическая форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений.
Спрос населения на потребительском рынке определяется по­требностями людей в пище, жилье, в духовной хи услу­гах личного потребления.
Формирование спроса на рынке потребительских товаров носит индивидуальный и избирательный характер. Индивидуальный спрос — это спрос, предъявляемый на товар или услугу отдельным потреби­телем. Он характеризуется значительной эластичностью и изменчи­востью. В целом рыночный спрос представляет собой спрос на то­вар или услугу, предъявляемый всеми потребителями на рынке этого товара или услуги. Изменение спроса на отдельный товар или услу­гу отражает поведение массового потребителя, вызванное измене­нием цен на товары или услуги.
Являясь выражением конкретных платежеспособных потребнос­тей, вынесенных на рынок, спрос может быть удовлетворен только при наличии соответствующего им товарного предложения. В усло­виях рынка предложение потребительских товаров и услуг должно обладать повышенной способностью реагировать на различные из­менения спроса.
В системе рыночных отношений категория спроса может высту­пать как макроспрос и микроспрос. Эти понятия могут быть рас­смотрены в двух аспектах: с точки зрения классификации товаров и с точки зрения объекта (территориальный признак).
В соответствии с первой классификацией под макроспросом понимают спрос на отдельную группу товаров (услуг), объединенных по какому-то признаку, например, по потребительскому на­значению — одежда, обувь, мебель и т.д. В свою очередь, макро­спрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объеди­ненные группы, например, одежда для женщин, одежда для муж­чин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Создание и функционирование маркетинговой службы на ОАО Альфа-Банк
Реферат Цунами на тихоокеанском побережье Камчатки за последние 7000 лет: диагностика, датировка, частота
Реферат Развитие инвалидного спорта в Украине
Реферат Macbeth By Shakespeare Essay Research Paper William
Реферат Rasomon Essay Research Paper The HorrorA horror
Реферат The Life Of Sir Thomas More Essay
Реферат Особливості гармонізації корпоративного права європейських країн
Реферат Маркетингова програма підвищення якості продукції ВАТ Лубенський молочний завод
Реферат История конфронтации Исламского Движения Сопротивления (ХАМАС) и Организации Освобождения Палестины
Реферат Персональные компьютеры в медицинской практике
Реферат Структура норм права
Реферат Jazz Dance History Essay Research Paper Jazz
Реферат Кубарев, Валерий Викторович
Реферат Оптовый товарооборот понятие и сущность
Реферат Использование платформы j2me для мобильных телефонов при организации видеонаблюдений