Реферат по предмету "Маркетинг"


Устройство и планировка магазина

--PAGE_BREAK--Однако следует учесть, что этот показатель может измениться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.
Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.
Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.
Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент установочной площади. Его рассчитывают по следующей формуле:
Kэксп. = Sэксп / Sт. з.,
где Kэксп — коэффициент экспозиционной площади торгового зала;
Sэксп — экспозиционная площадь магазина, кв. м.;
Sт. з. — площадь торгового зала, кв. м.
Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т.п.) Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7.
Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозреваемости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями. [8, c.255]
Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и другое подобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами, и т.д.
Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока. Так, более широкие проходы должны быть там, где предусматривается перемещение товаров с помощью подъемно-транспортных средств. Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов, расположенных вдоль стен и связывающих все зоны торгового зала.
В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест обслуживающего персонала. Ее размер равен произведению длины фронта прилавка на глубину рабочего места. Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка и торгового оборудования для выкладки и размещения рабочего запаса товаров, а также ширину прохода между ними, который должен быть не менее 0,9 м.
Специально оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазина, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины, называется контрольно-кассовым узлом. Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15% площади торгового зала. При этом количество рабочих мест контролеров — кассиров определяют исходя из специализации магазина и площади его торгового зала.
В продовольственных магазинах на одно рабочее место контролера — кассира должно приходиться до 100 кв. м площади торгового зала, а в непродовольственных — до 160 кв. м.
При составлении технологической планировки торгового зала большое значение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования.
В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки. [8, c.256]
Многолетний опыт работы магазинов, осуществляющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, определил основные, наиболее рациональные типы планировки торгового зала. Самой распространенной планировкой торгового зала таких магазинов является линейное размещение рабочих мест продавцов. В зависимости от глубины торгового зала применяются различные варианты линейной планировки.
При глубине торгового зала 6-7 м шкафы и прилавки размещают в одну линию, вплотную к стене, отделяющий торговый зал от подсобных помещений. Если глубина торгового зала превышает 8 м, рабочие места продавцов могут быть размещены вдоль двух или трех стен.
Линейная планировка торгового зала получила широкое распространение, так как она обеспечивает приближение рабочих мест продавцов к кладовым, что сокращает затраты труда по перемещению товаров в торговый зал; дает возможность пополнения товарных запасов в часы работы магазина, не создавая неудобств для покупателей, и возможность перемещать продавцов.
Выбор варианта линейной планировки рабочих мест зависит не только от размера и формы торгового зала; необходимо соблюдать также следующее требование: площадь, занятая рабочими местами продавцов, не должна превышать 40% площади торгового зала.
Кассовые кабины следует размещать по фасадной линии торгового зала, а не по линии оборудования рабочих мест продавцов, что неудобно как кассирам, так и продавцам. Оптимальная глубина и ширина кассовых кабин 1,5 м. [7, c.68]
С помощью линейной планировки удобно регулировать направления движения покупательских потоков, организовать единый расчетный узел. Она обеспечивает хороший просмотр торгового зала, предоставляет возможность самостоятельного отбора товаров одновременно всеми находящимися в зале покупателями, позволяет им совершить комплексную покупку, затратив на это минимум времени.
Различают три варианта линейной планировки:
продольную, при которой линии торгового оборудования выстроены вдоль торгового зала;
поперечную, когда оборудование образует линии, идущие поперек торгового зала;
комбинированную, сочетающую в себе и продольную, и поперечную планировки.
Продольная линейная планировка применяется, если торговый зал магазина имеет небольшую (до 12 м) глубину. При большой глубине торгового зала целесообразно использовать поперечную или комбинированную планировки.
Боксовая планировка представляет собой разбивку всей площади торгового зала на изолированные друг от друга отделы (боксы). При этом каждый отдел имеет собственный узел расчета, что делает такую планировку менее удобной для покупателей, совершающих комплексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетные операции им приходится затрачивать дополнительное время. Боксовая планировка наиболее часто применяется в крупных магазинах или магазинах, расположенных в жилых домах и имеющих вытянутые пропорции торговых залов. Оправдано ее применение и в магазинах с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, особенно при продаже товаров, требующих примерки (обувь, одежда) или специального отбора (ювелирные изделия и т.п.).
Выставочная планировка применяется в магазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральных машин и др. Товары демонстрируют на стендах, горках, стеллажах, манекенах, расположенных на специально отведенной площади для показа товаров.
Смешанная планировка торгового зала сочетает в себе различные виды планировок. [8, c.257]
Глава 2. Среда функционирования магазина По словам заместителя министра экономического развития и торговли РФ Андрея Белоусова, по динамике рост розничного товарооборота примерно в два раза обгоняет рост экономики в целом. В этом году рост товарооборота розничного рынка является в среднем 12%, а в лидирующих регионах — около 20%. [11, c.22]
В таблице 1 представлен оборот розничной торговли отдельных республик и областей Приволжского Федерального округа за 2003-2005 г. г. Среди совокупного объема оборота розничной торговли за 2005 год первое место занимает Республика Татарстан 161441 млн. руб. последнее Республика Марий Эл 13953 млн. руб.
Среди показателей оборот розничной торговли в расчете на душу населения за 2005 год первое место также занимает Республика Татарстан 42879 руб., а последнее Республика Марий Эл 19536 руб. [13, c.148]
Таблица 1. Оборот розничной торговли отдельных республик и областей Приволжского Федерального округа за 2003-2005г. г.
По итогам 2005 г доля торговли в ВВП страны — около третьей части, что несопоставимо велико по сравнению с другими областями — строительством, промышленностью, сельским хозяйством. В значительной мере розничная торговля — это предприятие малого бизнеса, малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями создается около половины оборота отрасли. В общей структуре малого бизнеса торговые предприятия составляют около ѕ, по обороту это 72,1%. [11, c.22]
По прогнозам аналитиков, высокая динамика роста российского рынка в течение ближайших лет сохранится в первую очередь за счет развития региональных рынков. Региональные розничные рынки в своем развитии повторяют московский опаздывая приблизительно на два-три года. В свою очередь, регионы по уровню развития, емкости рынка и жизни населения отличаются друг от друга. Высокая динамика развития наблюдается в Центральном и Приволжском регионах, но выделяется ряд особенностей, свойственных развитию региональных розничных сетей. Особенностью региональных рынков является более низкая покупательская способность населения.
Угрозу для выживания местных компаний создает экспансия федеральных сетей. Готовясь конкурировать с федеральными сетями, региональные компании выдвигают новые стратегические задачи. Стратегией местной компании должно стать агрессивное увеличение доли рынка, захват торговых площадей, качественный и количественный рост компании, высокопрофессиональный маркетинг, интенсивное внедрение IТ-технологий в управленческие и технологические процессы компании.
Для решения задачи закрепления на рынке региональные компании имеют ряд преимуществ перед столичными сетями. Местные компании лучше знают свой рынок, лучше понимают какую покупать землю, на которой нужно строить магазины, знать возможности региона, ситуацию с недвижимостью.
Локальные компании имеют возможность быстро принимать решение, а не ждать когда ответ придет из центра. Нередко быстрая реакция на ситуацию и мгновенное принятие необходимого решения помогают выиграть очень ценное для бизнеса время. [10, c. 19]
Во многих регионах по-прежнему основную часть розничных объектов составляют постсоветские магазины с торговлей через прилавок, развитие новых форматов происходит путем поглощения и усовершенствования старых. [10, с. 20]
Для того, чтобы определить место исследуемого предприятия розничной торговли на региональном рынке и его конкурентоспособность, необходимо обратить внимание на следующие данные.
Потребительская кооперация РФ сегодня оказывает 150 тысяч видов услуг 130 наименований, среди гармоничного развития традиционных отраслей деятельности (розничная торговля, общественное питание, заготовительная деятельность и др.). Основными направлениями являются оказание разнообразных услуг сельскому населению, участие системы в обеспечении продовольственной безопасности страны.
Материальная основа развития социальной деятельности потребительской кооперации формируется в результате эффективного хозяйствования каждого субъекта системы.
В таблице 2 представлены основные экономические параметры деятельности отдельных потребсоюзов Приволжского федерального округа в 2003 году.
Несомненным лидером в экономическом развитии среди субъектов хозяйствования потребительской кооперации Приволжского федерального округа является Нижегородский облпотребсоюз.
Его совокупный объем деятельности является наибольшим по рассматриваемым потребсоюзам — 5421 млн. руб. и обладает самой высокой динамикой (145,7% в сопоставимых ценах в сравнении с 2003 г). Оборот розничной торговли и общественного питания превысил 4 млрд. руб., что на 44,2% в сопоставимых ценах больше показателя 2003 г.
По показателю удельного веса потребительской кооперации в товарообороте зоны деятельности Нижегородский облпотребсоюз уступает Чувашскому (74,3%), Марийскому (32,4%) респотребсоюзам и Кировскому облпотребсоюзу (31,6%), занимая 27,8% в обороте территории. Однако его показатель превышает значение показателя Татарского потребсоюза (26,7%) и среднее значение по Центросоюзу РФ (20,6%). [12, c.156]
Таблица 2. Основные экономические параметры деятельности отдельных потребсоюзов Приволжского федерального округа в 2005 г.
В таблице 3 приведены показатели удельного веса потребительской кооперации в обороте Республики Марий Эл за 2006 год. Согласно таблицы первое место среди районов по обороту розничной торговли и общественного питания занимает Медведевский район 1228,6 млн. руб., но доля потребительской кооперации значительно небольшая. В Медведевском районе оборот розничной торговли и общественного питания потребительской кооперации составляет 93,3 млн. руб., отсюда и очень низкий показатель удельного веса потребительской кооперации в обороте республики за 2005 год 8,9%, а за 2006 годи того меньше 7,6%.
Показатель оборота розничной торговли и общественного питания в Оршанском районе составил 243,5 млн. руб., но в отличие от Медведевского района оборот потребительской кооперации значительный — 154,1 млн. руб., отсюда и очень высокий показатель удельного веса потребительской кооперации в обороте республики за 2005 год составил 59,9%, а в 2006 году — 63,3%. Согласно этим данным по показателю удельного веса Оршанский район занимает первое место в республике, а также Оршанское потребительское общество является монополистом в своем районе. Доля конкурентов других форм собственности в обороте розничной торговли и общественного питания значительно небольшая.
Таблица 3. Удельный вес потребительской кооперации в обороте Республики Марий Эл за 2006 год
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.