Реферат по предмету "Маркетинг"


Управление сбытом на предприятии

Содержание
Введение
1. Место и значение системы сбыта в деятельностипредприятия
2. Отдел сбыта в «ИП Коренюгин»
3. Сбытовая политика в «ИП Коренюгин»
4. Стимулирование группы сбыта
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Мояознакомительная практика проходила в фирме «ИП Коренюгин». Это достаточнобольшая организация, специализирующаяся на оптовой и розничной торговлезапасными частями для автотракторов и ремонте деталей грузовых автомобилей повсему Южному Федеральному округу.
Целью данной практики являлось закрепление теоретических знаний,полученных в ходе обучения базовых экономических дисциплин, изучениеорганизационной и управленческой деятельности организации, формированиепрофессиональных навыков, а так же получение практического опыта работы вколлективе.
Во времяпрохождения практики я выбрал для изучения тему: «Управление сбытом напредприятии». Соответственно, я провел все время именно в отделе сбыта, изучаяфункции отдела сбыта в «ИП Коренюгин», и наблюдая за работой сотрудников.
Передомной стояли следующие задачи:
— определить место и значение системы сбыта в деятельности предприятия;
— ознакомиться со структурой отдела сбыта в «ИП Коренюгин»;
— изучитьобязанности и права начальника и сотрудников отдела сбыта;
— ознакомиться с функциями управления сбытом;
— ознакомиться со сбытовой политикой «ИП Коренюгин» и изучить «Положение» еёрегулирующую;
— ознакомится со способами стимулирования службы сбыта.

1. Место изначение системы сбыта в деятельности предприятия
Вхозяйственной деятельности коммерческой организации основными вопросамиявляются снабжение, распределение и сбыт (реализация) готовой продукции;последняя подразумевает изделия, работы и услуги, которые могут быть предложенырынку как товары. При наличии жесткой конкуренции главная задача системыуправления сбытом — обеспечить завоевание и сохранение организациейпредпочтительной доли рынка и добиться превосходства над конкурентами. Сбытпродукции должен рассматриваться через призму рыночного спроса и предложения.Для выживания в рыночных условиях отечественные предприниматели должны предлагатьто, что продается, а не продавать то, что они производится.
Под сбытомпонимают комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок (формированиеспроса, получение и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции котправке покупателям, отгрузка продукции на транспортное средство итранспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее(установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями заотгруженную продукцию). Главная цель сбыта — реализация экономического интересапроизводителя (получение предпринимательской прибыли) на основе удовлетворенияплатежеспособного спроса потребителей.
Хотя сбыт— завершающая стадия хозяйственной деятельности товаропроизводителя, в рыночныхусловиях планирование сбыта предшествует производственной стадии либо стадиизакупки и состоит в изучении конъюнктуры рынка и возможностей предприятия предлагатьпользующуюся спросом (перспективную) продукцию, а также в составлении плановпродаж, на основе которых должны формироваться планы снабжения. Грамотно построеннаясистема организации и контроля сбыта способна обеспечить конкурентоспособностькомпании.
Формированиесбытовой политики организации — это основа совершенствования ее системы сбыта.Под сбытовой политикой организации (предприятия) в наиболее широком смыслеследует понимать выбранные ее руководством совокупность сбытовых стратегиймаркетинга (стратегии охвата рынка, позиционирования товара, и т.д.) и комплексмероприятий (решений и действий) по формированию ассортимента продаваемой продукциии ценообразованию, по формированию спроса и стимулированию сбыта (реклама,обслуживание покупателей, коммерческое кредитование, скидки), заключениюдоговоров продажи (поставки) товаров, товародвижению, транспортировке, поинкассации дебиторской задолженности, организационным, материально-техническими прочим аспектам сбыта.
Сбытовуюполитику предприятия целесообразно ориентировать на:
1)получение предпринимательской прибыли в текущем периоде, а также обеспечениегарантий ее получения в будущем;
2) максимальноеудовлетворение платежеспособного спроса потребителей;
3)долговременную рыночную устойчивость организации, конкурентоспособность еепродукции;
4)создание положительного имиджа организации на рынке и признание ее со стороныобщественности.
Сбытоваяполитика, сформулированная на основе целей и задач сбыта, должнасоответствовать бизнес-концепции организации (что собой представляеторганизация, чем она сильнее конкурентов, каково желаемое ею место на рынке ит.д.), а также принятому курсу действий (ориентирам). Сбытовая политика зависитот внутренних и внешних условий функционирования предприятия (организации), идля ее разработки необходим их детальный анализ, а также возможностейорганизации. Рынок предоставляет конкретному производителю разные возможностидля сбыта и одновременно накладывает на его деятельность определенныеограничения. Производитель, заинтересованный в эффективности сбыта своейпродукции, должен знать реальное положение дел на рынке и на этой основепринимать обоснованные решения по реализации товаров. Сбытовая политикастроится на основе упорядоченного анализа потребностей и запросов, восприятий ипредпочтений, свойственных потребителям продукции организации. Потребности изапросы покупателей постоянно меняются. Эффективная сбытовая политика тем самымдолжна быть направлена на постоянное обновление ассортимента и повышениеразнообразия предлагаемых покупателям услуг (гарантийное обслуживание,консультации по эксплуатации, обучение пользователей и т.д.).
В рамкахэтих представлений организация должна перестраивать свою деятельность быстрее иэффективнее, чем конкуренты, учитывая интересы, связанные с сохранением иповышением благополучия как самой организации, так и потребителей, общества.Сбытовая политика организации должна служить базой для разработки ееснабженческой, производственно-технологической (если это производственноепредприятие), инновационной и финансовой политики.
2. Отделсбыта в «ИП Коренюгин»
Отделсбыта является структурным подразделением и подчиняется непосредственнодиректору.
Организационнаяструктура отдела сбыта организована по региональному принципу, при которойучитывается специфика потребления продукции на каждом из обслуживаемыхрегионов.
Руководителемотдела сбыта является начальник отдела сбыта, которому подчиняются (ПриложениеА):
Ø группасбыта (служба отдела сбыта);
Ø регион1, 2, 3, 4, 5;
Ø товарныйсклад.
Начальник отдела сбыта относится к категории руководителей, принимается наработу и увольняется директором. Основной задачей начальника отдела сбытаявляется осуществлять организацию сбыта продукции. Начальник отдела сбыта всвоей деятельности подчинен непосредственно директору. На должность начальникаотела сбыта назначаются лица с высшим экономическим или инженерно-экономическимобразованием и стажем работы по специальности в области сбыта не менее 5 лет.
Функции руководителя отдел сбыта:
1. Сбыт продукции.
2. Участие в подготовке перспективных и годовых планов реализации продукции.
3. Обеспечение выполнению плана реализации продукции.
4. Организация приемки продукции на склад, рационального хранения иподготовки к отправке потребителям, определения потребности в транспортныхсредствах.
5. Руководство работниками отдела.
Начальник отдела сбыта обязан:
1. Знать условия хранения и транспортировки продукции.
2. Знать правила оформления материалов для заключения договоров попоставкам, сбытовой документации.
3. Своевременно оформлять сбытовую документацию, составлять предусмотреннуюотчетность по сбыту, о выполнении плана реализации.
4. Знать порядок ответов на поступающие претензии.
5. Знать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственнойсанитарии и противоположной защиты.
6. Обеспечивать контроль за выполнением подразделениями предприятиязаказов, договорных обязательств в установленные сроки по объему и качествуреализуемой продукции.
7. Разрабатывать и внедрять мероприятия по совершенствованию работы посбыту.
8. Принимать меры по обеспечению своевременных поступлений средств зареализованную продукцию.
9. Обеспечивать учет выполнения заказов и договоров.
Начальник отдела сбыта имеет право:
1. Принимать решения в пределах своей компетенции.
2. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполненияслужебных обязанностей.
3. Подавать предложения по совершенствованию своей работы.
Начальник отдела сбыта несет ответственность за:
1. Ненадлежащее выполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящейинструкцией.
2. Нарушение внутреннего распорядка предприятия.
Основнымизадачами отдела сбыта являются:
1. Своевременнаяподготовка и заключение договоров на поставку продукции.
2. Обеспечениевыполнение планов поставки продукции в сроки и по номенклатуре в соответствии сзаключенными договорами.
3. Контрольза поставкой продукции структурными единицами.
4. Обеспечениеправильного учёта приёмки и отчётности по отгрузке продукции.
Основнымифункциями отдела сбыта являются:
1.Комплексное изучение рынка и прогнозирование его развития.
2.Прогнозирование объема продаж по каждому виду продукции.
3.Разработки текущих, среднесрочных и долгосрочных планов работы отдела сбыта покаждому виду продукции.
4.Проведение работ по совершенствованию ассортимента продукции для удовлетворенияменяющихся потребностей и запросов потребителей.
5.Изучение и внедрение в практику новых форм и методов сбыта продукции.
6. Сбор ианализ действующих стандартов, международных норм и правил, касающихся реализуемойпродукции.
7.Корректировка планов производства с учетом реализации и имеющихся заявок.
8.Совершенствование системы контроля и испытаний на основе информации о качествепродукции, поступающей от потребителей.
 Службаотдела сбыта имеет следующие обязанности:
— обеспечивать выполнение текущих планов по сбыту продукции;
— своевременнообеспечивать поступление заявок по заключенным договорам и производить отгрузкупродукции;
— контролировать сроки оплаты;
— заключать экономически выгодные бартерные сделки, положительно влияющие наснижение себестоимости изготавливаемой продукции;
— собиратьинформацию о рынке, структуре и динамике спроса;
— анализироватьрыночную ситуацию на основе сбора информации о конкурентах;
— представлять начальнику отдела сбыта данные для разработки долгосрочных итекущих планов отдела сбыта по каждому виду продукции, для совершенствования ассортиментапродукции согласно потребительскому спросу и последним достижениям науки итехники;
— представлятьначальнику отдела сбыта данные по прогнозу поступления денежных средств;
— формироватьспрос и стимулировать сбыт продукции;
— принимать участие в специализированных ярмарках и выставках;
— формироватьблагоприятное деловое мнение об организации на всех рынках и распространятьинформацию о продаваемой продукции;
— осуществлятьметодическое руководство по заключению договоров с потребителями, а также поведению переписки и другой деловой документации;
— организовывать работу по поиску и привлечению новых потребителей;
— контролировать своевременное поступление информации по всем вопросам,относящимся к реализации продукции;
— организовывать работу с дилерами;
— постоянно искать и внедрять новые эффективные формы работы с потребителями;
— выполнять работы, связанные с подготовкой и обработкой информации накомпьютере.
Службаотдела сбыта имеет следующие права:
— представлять предприятие в государственных, коммерческих, общественных и другихорганизациях по кругу вопросов, входящих в его компетенцию;
— получатьот всех подразделений предприятия необходимую для работы информацию;
— совместнос начальником отдела сбыта рассматривать проекты текущих, годовых иперспективных планов завода, касающихся работы отдела;
— самостоятельноопределять сроки поставки продукции в соответствии с планом закупки исоблюдением норм отгрузки.
Учет,снабжение, контроль качества, повышение производительности труда и другиеаналогичные функции играют важную, хотя и косвенную роль в сбытовойдеятельности. Цель коммерческой деятельности — получение максимальной прибыли.
Основополагающимиориентирами сбытового отдела являются: построение научно-обоснованного прогнозасбыта, активное продвижение товара и создание общественного мнения,благоприятного к конкретной продукции и к фирме в целом. Это требует рекламыопределенного вида, в соответствующем месте и в правильно выбранное время, адля этого необходимо изучение рынка продаж, обоснованное ценообразование и эффективноераспределение. Сегодня вопрос — «что предприятие может предложить» — является второстепенным. Основной вопрос — «в чем нуждается потребитель,что он будет покупать, по какой цене и т. д. и т. п.».
Поэтому, дляуспешной реализации в организации:
— осуществляется «правильный» маркетинг — умение понимать и оценивать различныефакторы, которые лежат в основе определения политики сбыта и программ,вытекающих из нее;
— используются все ресурсы предприятия в стремлении максимально увеличить продажии одновременно снизить торговые издержки;
— ведетсяучет человеческого фактора, т.к. товарооборот, положение на рынке и прибыли вомногом зависят от того, насколько умело заведующий сбытом может руководитьлюдьми.
Функциисбыта представляют собой замкнутую петлю. Они начинаются с потребителей икончаются ими. Они включают планирование, администрирование и контроль за пятьюосновными операциями:
— определение потребностей людей в области определенной продукции;
— определение возможностей фирмы удовлетворить эти потребности с учетом политикии целей фирмы;
— планирование закупки определенной продукции для удовлетворения этихпотребностей;
— вызов употребителей ассоциации их потребностей с реализуемой продукцией;
— активныйсбыт продукции с разумной прибылью.
Каждая изэтих взаимосвязанных операций играет важную роль в достижении главной целиотдела. Это делает необходимым, чтобы политика, положенная в основу этихопераций, определялась начальником отдела сбыта с постоянным учетом общейполитики и целей издательства.
Начальникотдела сбыта теперь — это человек с более широким кругозором и большейответственностью, чем когда-либо в прошлом.
Программасбыта определяется и устанавливается до того, как она начинает выполняться.Руководитель сбыта может сконцентрировать свое внимание на локальных проблемахи рассчитывать на то, что все возникающие в его деятельности трудности, помимочисто сбытовых, будут устранены на уровне высшего руководства (иногда все жеему приходится отстаивать некоторые положения перед директором).
Как илюбая прибыльная деятельность ограничивается всеми факторами, влияющими на неё,так и активный сбыт продукции не может рассматриваться как независимая функция.
Сбыт — часть коммерческого комплекса. Цель коммерческой деятельности — сбыт.
Этополностью соответствует формуле сбыта:
Товар +научное обоснование продажи +
+распределение (распространение товара) +
+ торговыеагенты в той или иной форме +
/>+ продвижение товара + реклама
Сбыт
3.Сбытовая политика в «ИП Коренюгин»
Научныеисследования в области торговой деятельности включают в себя изучение всехфакторов, связанных с движением товара от производителя к потребителю. На базеэтих выявленных факторов осуществляется планирование производственной исбытовой деятельности. Распространение (распределение) товара может бытьэкстенсивным, исключительным (эксклюзивным) и выборочным (совместным).Последнее наиболее предпочтительно. Продвижение товара осуществляется черезторговых агентов, через посредников, через оптовую и розничную торговлю.
Разрабатываютсбытовую политику руководители отделов сбыта и маркетинга. Они согласовываютпроект «Положения о сбытовой политике» с другими руководителями организации(главным конструктором, главным технологом, начальником планово-экономическогоотдела, начальником финансового отдела, начальником отдела труда и заработнойплаты, начальником отдела материально-технического снабжения, начальникомюридического отдела (юрисконсультом), главным инженером (техническимдиректором), заместителем директора по коммерческим, экономическим,производственным вопросам). После необходимых согласований начальник отделасбыта представляет завизированный вышеуказанными должностными лицами текст«Положения о сбытовой политике» на утверждение генеральному директоруиздательства. «Положение о сбытовой политике» вводится в действие приказомгенерального директора организации.
Документальноезакрепление сбытовой политики целесообразно по следующим причинам:
1)формальное установление и документальное закрепление стандартов деятельности посбыту снижает возможность злоупотреблений (сговор сбытовиков с покупателями ит.д.) и ошибок;
2)наглядно демонстрирует взаимосвязь различных аспектов сбытовой деятельности иформирует единое видение сбытовой работы и возникающих проблем всеми ответственнымиработниками, что заставит их понимать проблемы не только своего отдела, но идругих подразделений предприятия;
3)способствует более четкой координации предпринимаемых усилий по сбыту;
4) ведет кформальному установлению показателей сбытовой деятельности для контроля;
5) делаеторганизацию более подготовленной к внезапным переменам;
6) на базедокументально закрепленных положений сбытовой политики функциональныеспециалисты могут разрабатывать свои подробные планы — например, планыисследований различных аспектов рынка, планы рекламных мероприятий, сметызатрат на сбытовую деятельность, планы формирования портфеля заказов и т.д.;
7)заставляет руководителей мыслить перспективно и более ответственно относиться ксвоим решениям.
Персонал,имеющий отношение к реализации продукции, формально ознакомлен (обязательноналичие отметок об ознакомлении) с информацией в «Положении о сбытовойполитике» и обязан четко придерживаться принятых решений в своей текущейдеятельности. Обязанности по осуществлению контроля на предмет соблюденияутвержденного «Положения о сбытовой политике» всеми структурнымиподразделениями организации возложены на руководителя отдела сбыта. Сбытоваяполитика разрабатывается на каждый отчетный год, а любые изменения (дополнения)— оформляются соответствующим приказом. В условиях рыночной конкуренцииинформация, содержащаяся в «Положении о сбытовой политике», представляетопределенный интерес для конкурентов организации и поэтому отнесена приказомдиректора к сведениям, составляющим коммерческую тайну организации. Соответственно,определены и документально закреплены приказом руководителя круг должностныхлиц, имеющих право доступа к указанным сведениям для осуществления своихфункциональных обязанностей.
В целяхконтроля за соответствием отдельных положений принятой сбытовой политики быстроменяющимся внутренним и внешним условиям и адекватного реагирования организациина изменения рыночной конъюнктуры целесообразно периодически (ежемесячно)проводятся рабочие совещания. В них участвуют лица, ответственные за разработкусбытовой политики, а также лица, участвовавшие в ее согласовании, в том числезаместители директора по коммерческим, экономическим, производственнымвопросам, главный инженер и начальник финансового отдела.
Такиесовещания позволяют:
* лучшеконтролировать эффективность отдельных элементов сбытовой политики и вносить внее необходимые поправки;
*оценивать целесообразность принятых стратегий ценообразования и сбытовыхстратегий маркетинга (с учетом определения стадии жизненного цикла товарныхгрупп);
*оценивать политику товародвижения (на основе анализа продаж), соответствиетоварного ассортимента потребительскому спросу;
*принимать решения по упразднению нерентабельных видов изделий, их модификации,разработке новых или улучшенных (модифицированных) изделий.
4. Стимулированиегруппы сбыта
Для того,чтобы участники сбытовой сети эффективно реализовали товар, их необходимо мотивировать.Различают стимулирующие и партнерские факторы мотивации.
К стимулирующимфакторам мотивации участников канала в основном относятся краткосрочныеэкономические «приманки», побуждающие продвигать товар.
Выбор методовстимулирования основывается на определении коммуникационной стратегии канала сбыта.Выделяют три коммуникационные стратегии:
Стратегиявталкивания;
Стратегиявтягивания;
Смешаннаястратегия.
Стратегиивталкивания характеризуются тем, что основные маркетинговые усилия обращены на посредников,чтобы побудить их принять марки фирмы в свой ассортимент, создать необходимые запасы,выделить ее товарам хорошее место в торговом зале и побуждать покупателей к закупкамтоваров фирмы. Цель: добиться добровольного сотрудничества с посредником,предложив ему привлекательные условия и продвигая свой товар любым доступным способом.Стратегия вталкивания подразумевает гармоничные отношения с посредниками, и главнуюроль здесь играют торговые представители. Основные способы мотивированияпосредника: рост продаж и поддержание уровня запасов; интенсификация работы торговогоперсонала; рост локальной активности по продвижению товаров (локальная реклама,расширение пространства магазинов, продвижение товаров магазинами); улучшениеобслуживания клиентов.
Стратегиявталкивания необходима для обеспечения взаимодействия с теми сбытовиками, безкоторых фирма не может получить доступ к рынку. Чем выше их способность торговаться,тем меньше выбора у фирмы. На рынках с концентрированным распределением именно посредникиопределяют условия сотрудничества. Риск коммуникационной стратегии, ориентированнойисключительно на посредников, состоит в том, что она ставит фирму в зависимостьперед ними при отсутствии реального контроля над системой сбыта.
Стратегиивтягивания концентрируют все коммуникационные усилия на конечном спросе, т.е. наконечном пользователе или потребителе, минуя посредников. Цель: создать на уровнеконечного спроса благоприятное отношение к товару или марке с тем, чтобы в идеалесам конечный пользователь требовал эту марку от посредника и тем самым побуждалего к торговле этой маркой. В противоположность стратегии вталкивания фирмастремится создать вынужденное сотрудничество со стороны посредников.
Потребителииграют роль своеобразного насоса: марка втягивается в сбытовой канал благодаряконечному спросу.
На практикебольшинство фирм применяют смешанные стратегии как интеграцию предыдущих.
После определениякоммуникационной стратегии определяются общие затраты на стимулирование сбыта.Основными методами определения затрат на стимулирование сбыта являются:
— методисчисления от наличных средств или возможностей;
— методисчисления в процентах к сумме продаж;
— метод конкурентногопаритета или равновесия, отражающего коллективную мудрость отрасли;
— методисчисления исходя из конкретных целей и задач.
Мотивациядолжна охватывать все сферы сбыта: продвижение товара на рынок, исследованиярынка, организация сбыта и т.д. При этом необходимо помнить, что сбытоваяполитика издательства является лишь частью маркетинговой стратегии предприятия.
Средствана мотивацию по каждому направлению могут подразделяться на две части:
1) наоплату всех расходов по решению данной задачи (например, оплата маркетинговыхисследований, рекламы и т.п.)
2) и на дополнительнуюоплату или премирование работников любых подразделений фирмы, участвующих вреализации концепции маркетинга. Например, работники получают зарплату и премиюза выполнение своих задач, но если они еще выполнили работу с учетом требованийконцепции маркетинга, то должны быть стимулированы дополнительно и за это.Выполнять любую работу с ориентацией на потребителя очень трудно, поэтомукачество и напряженность труда необходимо стимулировать. Размер премииопределяется дифференцированно. Кроме материального стимулирования применяются иморальные стимулы. Среди направлений стимулирования маркетологи особо выделяютстимулирование объекта как конечного результата.
Стимулированиеобъекта — использование многообразных средств стимулирующего воздействия,призванных ускорить и / или усилить ответную реакцию рынка. К ним относятсястимулирование потребителей, сферы торговли, стимулирование собственного торговогоперсонала фирмы.
Стимулированиесферы торговли решает следующие основные задачи:
1.Поощрить увеличение объема сбыта;
2.Стимулировать заказы максимальных по объему партий товара на реализацию;
3.Поощрить обмен передовым опытом в реализации конкретного товара;
4. Снизитьвременные колебания в поступлении заказов от посредников.
Стимулированиесбыта по отношению к собственному торговому персоналу преследует цель:
— увеличитьобъем сбыта в подразделениях самой фирмы;
— поощритьнаиболее эффективно работающих сотрудников;
— дополнительно мотивировать их труд;
— способствовать обмену опытом между продавцами и т.д.

Заключение
Знаниесбыта и методов управления сбытом — важное орудие в руках любогодобросовестного менеджера. Что же приносит успех в руководстве сбытом?
Можносказать, что, прежде всего, успех начальника отдела сбыта зависит от уменияисключительно проницательно оценивать людей. У него должно быть такое умение;этого требует его работа. Менеджер обязан обладать способностью чувствоватьотношение покупателей, их желания, предугадывать, какому товару будет отданопредпочтение. Он должен обладать способностью — набирать перспективных торговыхагентов, обучать их до профессионального уровня. Товарооборот фирмы, положениена рынке и даже ее прибыли во многом зависят от того, насколько умелозаведующий сбытом может руководить людьми и воздействовать на них. Это умениеявляется одним из основных качеств талантливого администратора.
Второекачество управляющего сбытом заключается в умении правильно понимать иоценивать различные факторы, которые лежат в основе определения политики сбытаи программ, вытекающих из нее. Это значит, что начальник отела сбыта долженразбираться в методах исследования изделий, в ценообразовании, упаковке,коммерческой тактике, а также в рекламе и торговой технике. Далее, он долженуметь использовать эти факторы при разработке твердой программы сбыта, которуюбудут выполнять его торговые агенты и другие работники.
В-третьих,квалифицированный управленец, заведующий сбытом должен быть человеком, которыйзнает, как использовать различные специальные службы фирмы. Он прекрасно знает,что учет, закупки, контроль качества, упрощение трудовых процессов и другиеаналогичные функции играют решающую, хотя и косвенную роль в сбытовойдеятельности. Отсюда следует, что менеджер не должен колебаться использоватьвсе ресурсы своего предприятия в стремлении максимально увеличить сбыт иодновременно снизить торговые издержки.

Списокиспользованной литературы
1. Винкельманн П. Маркетинг и сбыт. Основыориентированного на рынок управления компанией. М: Издательский домГребенникова, 2006.
2. Ефимова С.А.Управление сбытом, или Как увеличить объём продаж. М: Альфа-Пресс, 2007.
3. Прайснер А.Сбалансированная система показателей в маркетинге и сбыте. М: Издательский домГребенникова, 2009.
4. Стюарт Г.Эффективное управление сбытом. М: Баланс-Клуб, 2003.
5. Чирков А.Мотивация и управление в канале сбыта. М: Издательский дом «БИ», 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Index Funds Essay Research Paper With the
Реферат Essay On First Nations Book Back On
Реферат Обзорный реферат по творчеству Ф.И. Тютчева
Реферат «Научно методическое сопровождение развития воспитательной системы школы»
Реферат Аудит денежных средств 14
Реферат Нацыяцальная мадэль свету беларуса i адлюстраванне яе у розных пластах беларускай культуры
Реферат Развитие кинематографа
Реферат Биография Ф. Карпова
Реферат Физиологические основы внимания
Реферат История злоупотребления психоактивными веществами
Реферат Где жил и что изобрел Иван Петрович Кулибин
Реферат Сталин. Путь к власти 2
Реферат Собственность и основные формы предпринимательской деятельности
Реферат Станко- и приборостроение в структуре промышленного комплекса Республики Беларусь
Реферат Расчет схемы аппаратуры формирования первичной группы каналов ТЧ на передающем и приемном концах линии связи