Реферат по предмету "Маркетинг"


Телевизионная реклама виды и эффективность

Оглавление

Введение 3
Гл.1 Реклама: понятия иэффективность 5
1.1. Понятиерекламы 5
1.1.1. Видыи функции рекламы 6
1.1.2. Характеристикателевизионнойрекламы 9
1.2. Понятияэффективностирекламы 11
1.2.1. Методыоценки психологическойэффективности 12
Гл. 2 Исследованиетелевизионнойрекламы шоколадного
батончикаNUTS 16
2.1. Характеристикашоколадногобатончика NUTSи его рекламы 16
2.2. Разработкаисследованияэффективностирекламных
роликовШБ NUTS 18
Заключение 26
Списоклитературы 29

Введение
У насв стране рекламаприобретаетвсе большеезначение. Еецелью являетсяпривлечениевнимания покупателейк фирме, еевозможностями выпускаемымтоварам, подчеркиваяих высокоекачество, новизну, надежность, удобствоиспользованияи приемлемуюцену.
Вовсем мире отношениепотребителяк товарам иуслугам рыночныхструктур чрезвычайноважно. Не секрет, что у значительнойчасти обществак некоторымфирмам сохраняетсянасторо­женноеили даже откровеннонегативноеотношение.Поэтому нарекламу затрачиваютсянемалые средства.Порой устраиваютсямощные и дорогостоящиекампании, ноэто не всегдаприносит ожидаемыхрезультатов.
Рекламаявляется составнойчастью формированияимиджа фирмы.В условияхконкуренциинедостаточнопроизвестихороший товар, обеспечитьмаркетинг, распределитьпродукцию, разрекламироватьее и продать, Даже оченьхороший продуктможет «не найтипокупателя», если его производительиспользуетнеэффективнуюрекламу. Покасуществуетреклама, проблемаее эффективностибудет актуальна.Задачей рекламыявляется нетолько привлечьвнимание изаинтересоватьпотребителя, но и побудитьего к осознаниюпотребностив данном товаре, т.е. повлиятьна покупателятак, чтобы подтолкнутьего купить этотпродукт. Большинствокомпаний вкладываетв рекламу большуючасть своегобюджета. Поэтомупроблема оценкиэффективностизатрат на рекламуволнует всех, кто так илииначе связанс коммерческойдеятельностью.
Телевизионнаяреклама являетсяодним из самыхэффективныхметодов донесенияинформациидо потребителей.Она воздействуетсразу на несколькоканалов восприятиячеловека: визуальный, слуховой иподсознательный, что тоже немаловажно.
Поэтомуцельюработы являетсяисследованиеэффективностителевизионнойна примерешоколадныхбатончиковNUTS. Для достиженияэтой цели мнойбыли поставленыследующиезадачи: определитьпонятие рекламы, ее виды и функции, дать характеристикутелевизионнойрекламе, определитьпонятие эффективностии методов ееоценки, провестиисследованиетелевизионнойрекламы шоколадногобатончика NUTS.
Даннаякурсовая работасостоит извведения, двухглав и заключения
Перваяглава носиттеоретическийхарактер. В нейрассмотреныпонятия рекламы, ее виды и функции.Дана характеристикателевизионнойрекламы, еевиды, преимуществаи недостатки.Также представленыпонятия эффективностирекламы и методыее оценки.
Во второйглаве описаныхарактеристикашоколадногобатончика NUTSи анализ рекламныхроликов. Проведеноисследованиепсихологическойэффективностирекламныхроликов NUTSа.
В заключенииприводятсявыводы по всейработе.

Понятие рекламы.

Термин“реклама”происходитот латинского“reclamare”, что означаетоткликаться, возражать, выкрикивать, выражатьнеудовольствие.А в английскомязыке рекламаобозначаетсятермином “advertising”, что в переводеозначает уведомлениеи истолковываетсякак привлечениевнимания потребителяк продукту(товару, услуге)и распространениесоветов, призывов, предложений, рекомендацийприобрестиданный товарили услугу.Существуетбольшое количестворазных определенийрекламы, вотнекоторые изних:
«Реклама — это вид деятельности либо произведенная в ее результате продукция, целью которых является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудиторией»(8 с. 31)
«Реклама — платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитация в пользу какого-либо товара или услуги» (9 с.9)
«Реклама – это оплаченная, не персонализированная коммуникация осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить к чему-то аудиторию или повлиять на нее» (10 с.32)
Анализируяприведенныевыше определения, можно выделитьнекоторыеособенностирекламы:
реклама одновременно достигает большого числа потребителей и относительно дёшева на одного клиента;
реклама публична и это означает, что товар проверен, а его приобретение не встретит осуждения со стороны общественности;
реклама позволяет многократно повторять обращения;
реклама выразительна, так как воздействует на органы чувств человека.
Такженаряду с особенностями, которые можноназвать преимуществами, у рекламы естьнедостатки:
реклама безлична и не требует ответной реакции;
стоимость рекламной кампании в целом может быть достаточно высокой;
реклама менее убедительна, чем живой продавец.
Реклама — это весьматонкий рыночныйинструмент.В условияхразвитогорынка, когдаприсутствуетвысокая конкуренция, и каждый продавецстремитсямаксимально, удовлетворитьпотребностипокупателя, реклама можетпослужитьрешающим факторомконкурентнойборьбы, т.е. рекламаслужит длятого, чтобыоповеститьразличнымиспосо­бамио новых товарахили услугахи их потреби­тельскихсвойствах.Реклама необязательнонавязываеттовар покупателю.Иногда онапросто заставляетвспомнитьконкретнуюмарку или на­званиетовара в моментвыбора. В началепотребительрешает из чеговыбирать, а ужезатемкакой маркеотдать предпочтение, на основе сво­егопредставленияо ней, стереотипаили сложившегосяобраза.

1.1.1. Видыи функции рекламы.

Цели рекламнойдеятельностидолжны бытьчетко установлены, выраженыколичественнои определенысроками, чтопозволитконтролироватьэффективностьрекламныхмероприятий.
Существуеттри вида рекламы, которые теснымобразом связаныс целями еесоздания:
1.Имидж– реклама.
В основном, это рекламапо созданиюблагоприятногообраза (имиджа)фирмы или товара.Ее основнаяроль — ознакомитьпотенциальныхпокупателейили пользователейс продукцией(услугой), сназначениемпродукции, еехарактеристиками, а также с направлениямидеятельности, с теми преимуществами, которые получаетпокупатель, обращаясь кпроизводителю.Вторая роль— создатьблагоприятноевпечатлениеименно о данномтоваре илифирме.
Имидж –реклама, какправило, действуетшире другихвидов рекламы.Она направленане только нанепосредственныхпокупателей, но и на болееширокие слоинаселения длятого, чтобы прирасширенииперечня продукциии сферы деятельностифирма или товаруже вызывалиположительныеэмоции у покупателей.
Для имидж–рекламынаиболее эффективнысредства рекламы, такие как:
рекламные ролики на телевидении, которые классифицируются:
1) по продолжительности:
— блиц-ролик.Это роликпродолжительностью5-15 сек., в немпоказываетсялоготип компании, образ, слогани изображениетоварногознака.
— развернутыйролик. Этотролик продолжительностью30-60 сек., в немприсутствуетсюжет. Этотролик наиболееэффективный.
2) по характерупредоставленияинформации:
— информационныеролики, которыесопровождаютсядикторскимтекстом;
— видовыеролики, которыедемонстрируютобраз потребителя, типичные условияпотреблениятовара;
— чувственно-сентиментальные.В данных роликахнет сюжета, акцент делаетсяна ощущенияхпотребителя;
— аттракционные.В этих роликахприсутствуетюмор, они основанына неожиданномстеченииобстоятельств.
рекламные щиты;
реклама на транспорте;
реклама в популярных газетах и журналах;
участие в благотворительных акциях.
Как правило, в российскойрекламнойпрактикеимидж-рекламумогут позволитьсебе фирмы сустойчивымипозициями нарынке, а значит, и с устойчивымидоходами. Это, в основном, касается фирм, занимающихсяпроизводствомили реализациейтоваров. Иначеобстоит делов сфере услуг, особенно финансовых.С имидж-рекламыначинают своюдеятельностьбанки и инвестиционныефонды, так какбез определенногоимиджа и доверияклиентов онине смогут добитьсякаких-либоощутимых успехов.
2. Стимулирующаяреклама.
Эта рекламанаправлена, в основном, настимулированиепотребностейпокупателей.Ее направленностьограничена, она должна бытьадресованапользователямили покупателямпродукции. Приэтом неизбежнообращение кнесколькобольшей аудиториипокупателейили пользователей.Это самыйраспространенныйвид рекламы.В ней важноподчеркнутьосновные преимуществапродукции иуслуги, ихположительныекачества посравнению саналогичнымитоварами.
Основнаязадача стимулирующейрекламы —стимулироватьпотребностьв приобретениитовара илиэксплуатации, предлагаемойуслуги.
Стимулирующаяреклама являетсячастью имидж-рекламы.
Наиболееэффективныесредства реклама:
повторяющаяся в газетах и журналах;
прямая почтовая рассылка;
реклама на радио;
участие в выставках;
телереклама (эффективна, но у нее высокая стоимость).
Хорошиерекламныеобъявления, которые являютсяосновой стимулирующейрекламы, относятсяк тем сферам, где присутствуетболее серьезнаяконкуренциятоваров и услугили стоимостьтовара настольковысока, чтоборьба за покупателяидет на уровнеего убеждения, а не простогоинформирования.Поэтому передпроведениемрекламныхмероприятийобязательнонадо обратитьвнимание наположение делна данном рынке: чем выше конкуренция, тем болеепродуманнымидолжны бытьрекламныетексты и рекламнаякампания вцелом.
3. Рекламастабильности.
Эта рекламанаправленана информированиепокупателейи партнерово стабильностив результатахработы фирмы, о ее устойчивомположении нарынке.
Задачиданной рекламы:
побуждение у потребителя обратиться к данной фирме;
стремление сделать данного потребителя постоянным покупателем данного товара, постоянным клиентом фирмы;
формирование у других фирм образа надежного партнера.
Даннаяреклама используетсяпри налаженномсбыте товарови услуг и приполном “портфелезаказов”. Дажекогда фирмаи продукция, которую онапроизводит, пользуютсяспросом нарынке, эти результатынеобходимовремя от временизакреплятьрекламой.
Наиболееэффективныесредства рекламы:
скрытая реклама в виде статей о деятельности и товарах;
участие в выставках;
прямая почтовая рассылка постоянным партнерам проспекта о годовой деятельности.
У рекламымножествоприменений.Ее используютдля формированиядолговременногообраза организации(престижнаяреклама), длядолговременноговыделенияконкретногомарочноготовара (рекламамарки), дляраспространенияинформациио продаже, услугеили событии(рубричнаяреклама), дляобъявленияо распродажепо сниженнымценам (рекламараспродаж), идля отстаиванияконкретнойидеи (разъяснительно-пропагандистскаяреклама).
К рекламеможно отнестилюбой способагитации, информации, убеждений, выставочныемероприятия, коммерческиесеминары, упаковку, печатную продукцию(проспекты, каталоги, плакатыи т.д.), распространениесувениров идругие средствастимулированияторговойдеятельности.
Функциирекламы определяютсяее целями изадачами.
— Экономическая(сбытовая). Умелаяреклама стимулируетсбыт товараи способствуетросту прибыли.
— Информационно-просветительская.Реклама информируетпокупателейо товарах иуслугах.
— Социальная(культурная)Реклама способствуетукреплениюопределенныхэстетическихнорм.
— Интеграционно-организаторская.Реклама способствуеторганизацииобщественнойжизни в определенныхсферах.
— Контролирующая.Контролируетпроцессы созданиепредпочтенийгрупп потребителейк товарам различногоассортимента.
Реклама– один из способовпродвижениятовара на рынок.Она существуетради того, чтобыпривлечь ктовару илиуслуге столькопотребителей, сколько нужно, чтобы этоттовар или этууслугу быловыгодно производить.Реклама имеетсмысл тогда, когда затратына нее с лихвойокупаются, т.е.когда она эффективна.Существуетмного средствраспространениярекламы, носамое эффективноеэто телевидение.

1.1.2. Характеристикателевизионнойрекламы

Телевидение — самое разностороннееиз рекламныхсредств. Онодает возможностьповлиять насознание иподсознаниепотенциальныхпокупателейнаибольшимколичествомспособов: сочетаниезвуков и зрительныхвоздействийи огромная посравнениюдругими рекламнымисредствами, аудитория, увеличивающаясяво время демонстрациителесериалов.
Подобнопрочим средствамраспространенияинформации, телевидениепредоставляетрекламодателюуникальныевозможностипланированияи претворенияв жизнь эффективнойрекламнойстратегии.Мгновенностьпередачи позволяетрекламодателюточно контролировать, когда именнобудет полученоего обращение— не просто вкакой деньнедели, а в какойчас и какуюминуту егоувидят и услышат.А это даетвозможностьвыбрать конкретнуюаудиторию(домохозяйки, дети, любителиспорта и т. д.).
По сравнениюс другими видамирекламы телевидениеимеет — илиможет иметь— более личностныйхарактер иобладает возможностьюнагляднопродемонстрироватьрекламируемыетовары.
Благодаряизображению, звуку, движениюи цвету телевидениеобеспечиваетвысокую степеньвовлечениязрителей впроисходящеена экране. Огромныйобъем демографическихданных о телевизионныхаудиторияхпозволяет болеечетко планироватьи стратегиюрекламы, и размерызатрат. Телевидение— средстворекламы повышенногоохвата, достигающеепредставителейвсех сегментовнаселения. Приэтом охватобеспечиваетсяочень быстроблагодаря тому, что телевидениеежедневнособирает огромныеаудитории.Кроме того, онообеспечиваетвозможностьвысокой частотностивоздействиярекламы. Людипроводят запросмотромтелепередачтак много времени, что вполнемогут вступитьв контакт содним и тем жеобращениемнесколько разв течение недели.Повышениючастотностиспособствуети приверженностьзрителей кдневным сериалами популярнымшоу “пикового”времени. Телевидениерентабельно.Несмотря навысокие общиеиздержки, егобольшие аудиториидают в итогесравнительноневысокийпоказательстоимости врасчете натысячу зрителей.
Телевизионнаяреклама полезнав основном тем, кто намеренсоздать своейфирме или еепродукту максимальноширокую известность.Она хороша длятех, кто хочет, чтобы рекламируемыйтовар или услугаавтоматическисвязывались с именем рекламодателя.Услуги телевизионнойрекламы незаменимыдля фирм, которыехотят в короткийсрок насытитьмассовый рынокновой маркойпродукта.
Телерекламаможет использоватьсякомпаниями, которые, дажене занимаясьмассовымобслуживанием, стремятсясоздать себепрестиж.Сам факт появлениярекламы на ТВговорит осостоятельности, и после десяткапрогонов вэфире он можетрассчитыватьна рост репутации, уважения клиентов, пусть и не стольмногочисленных.
Носуществуетряд ограниченийи недостатковтелевизионнойрекламы.Продолжительностьжизни ее непревышаетдлительностипередачи. Еслителевизионнойобъявлениепередаетсяв то время, когдааудиторияневелика, тодля большинстваостальныхпотенциальныхпотребителейоно оказываетсянавсегда потерянным.Объявлениевещательнойрекламы мимолетноуже по самойсвоей природе, а то, что зрители, включив телевизор, часто одновременнозанимаютсякакими-то другимиделами, нередкоснижает эффективностьрекламногообращения. Также краткостьтелевизионнойрекламы не даетвозможностидетально описыватьположительныекачества товарови не позволяетпредложитьзрителям весьассортименттоваров. Созданиетакой рекламытребует большогомастерства, знаний, творческихспособностей, а также средств, которые являютсяглавной причинойограничения.
Ноэти ограничениявовсе не обязательноподрываютэффективностьотдельныхтелевизионныхобъявлений, они скорееуказывают нанедостатоквозможностиудовлетворитьвесь потенциальныйспрос на рекламныеуслуги.
Средисамых распространенныхвидов телевизионнойрекламы можновыделить:
телевизионные рекламные ролики;
рекламные объявления, рекламные телерепортажи и телепередачи;
рекламные заставки в перерывах между передачами;
Телеролики— эторекламныевидеороликипродолжительностьюот несколькихсекунд до 2-3 минут, демонстрируемыепо телевидению.Очень частотакие программымогут включатьсяв различныепопулярныехудожественныеи публицистическиепередачи ипрограммы.
Телеобъявления— рекламнаяинформация, читаемая диктором.Рекламныетелепередачимогутпредставлятьсобой самыеразличныепрограммы: шоу, викторины, репортажи, интервью, походу которыхактивно рекламируютсяте или иныетовары илиуслуги, размещаемыена телеэкранепо ходу телепередач.
Телезаставки— транслируемыев сопровождениидикторскоготекста и музыкиразличныенеподвижныерисованныеили фотографическиерекламныесюжеты, которымизаполняют паузымежду различнымителепередачами, или какие-либоэлементы фирменнойсимволики.
--PAGE_BREAK--
1.2.Понятия эффективностирекламы.

Практическикаждая компаниявкладываетв рекламу большуючасть своегобюджета, поэтомуих очень волнуетпроблема оценкиэффективностизатрат на рекламу.
Нередкоисследователямприходитсяслышать требованияизмерить прямоевоздействиеконкретнойрекламы напродажи. Например:«Сколько человекотправитсяв магазин замоим товаром, увидев егоролик по телевизору?»Однако подобнаязадача на сегодняшниймомент практическине имеет решения, посколькуреакция аудиториина рекламуотсрочена.Покупка товарав большинствеслучаев совершаетсяспустя какое-товремя послеконтакта целевойаудитории срекламой. И втечение этоговремени напокупателявоздействуетмножествофакторов какукрепляющих, так и подрывающихэффект рекламы.
Эффективностьрекламы являетсяважным условиемправильногоиспользованиятруда и материальныхсредств, расходуемыхна рекламу. Подней понимаютспособностьвоздействоватьна аудиториюв направлениизаданномпроизводителем.Эффективностьрекламныхсредств характеризуетсячислом охватапотребителей, яркостью иглубиной впечатления, которые этисредства оставляютв памяти человека, степенью привлечениявнимания.
Различаютэкономическуюи психологическуюэффективность.
Экономическаяэффективностьрекламы — этоэкономическийрезультат, полученныйот применениярекламногосредства илиорганизациирекламнойкампании. которыйвыражаетсяв увеличенииприбыли и снижениирасходов нарекламу.(5 с. 332)
Она определяетсярентабельностьюпо формуле
P=П / U* 100%,
ГдеP– рентабельностьрекламированиятовара, П – прибыль, полученнаяот рекламированиятовара, U– затраты нарекламу данноготовара.
Психологическаяэффективность — степеньвлияния рекламына человека, т.е. это реклама, которая привлекаетвнимание, вызываетинтерес, убеждаетпотребителяв необходимостикупить товари подталкиваетк покупке. Онасвязана с влияниемрекламы насознание иповедениелюдей. С этойточки зренияэффект рекламыможно считатьдостигнутым, если ей удалосьпривлечь вниманиепотенциальногопотребителя, актуализироватьпотребность, возбудитьинтерес, создатьблагоприятныйобраз товара, внушить доверие, внедрить впамять коммерческиеаргументы, создать устойчивыеассоциации.
Большаячасть российскойрекламы интенсивноиспользуетэмоциональныевоздействия.В этом случаеобъективнойлогике противопоставляетсявымысел, иллюзионныймир. Спецификарекламы состоитв ее способностивлиять не толькона отношениечеловека кокружающемумиру и другимлюдям, но и ксамому себе.«Согласнонаучным исследованиям, закреплениезрительногообраза в памятиможет усиливатьсяв условияхпсихологическойидентификациизрителя с рекламнымперсонажем: если персонажв чем-то похожна зрителя, онстановитсяближе и вызываетболее сильныеэмоции.» (13 с.23)

1.2.1.Методыоценки психологическойэффективности

Экономическаяи психологическаяэффективноститесно взаимосвязанымежду собой.Но критерииэти двух видовэффективности, естественно, различны — впервом случаеэто объем продажи, во втором — психологическиеособенностивосприятиярекламы ееадресатом. Обаэтих понятияочень важныпри созданииэффективнойрекламы, ноглавную рольвсе же играетпсихологическоевлияние. Дажеесли производительне будет жалетьсредств нарекламу, этоне значит, чтореклама повлияетна покупателяв нужном направлении.
Психологическийэффект рекламыможет бытьизмерен с помощьюряда показателей, такие, как охватаудитории, запоминаниеи пониманиерекламногосообщения, оценка рекламыи другие.
1. Охватрекламнойаудитории — этоколичестволюдей, видевших, слышавших иличитавших рекламноесообщение заопределенныйпериод времени.Например, еслителевизионнаяреклама товарапродолжаласьтри месяца, охват аудитории- это количествозрителей, увидевшихролик хотя быодин раз в течениеэтого периода.
2. В зависимостиот выбранногометода возможноизмерениечисленностиреальной аудиториирекламногосообщения.Однако сам посебе состоявшийсяконтакт аудиториис сообщениемеще не гарантирует, что оно былозамечено иотложилосьв памяти. Поэтомутребуетсяизмерениеуровня запоминаниярекламы — насколькореклама сумелапривлечь вниманиецелевой аудитории.
Различаюттри вида вспоминания:
1) спонтанноевспоминание, когда респондентвспоминает, что видел рекламупри упоминаниикатегориитовара;
2) вспоминаниепо предъявлению, когда рекламавспоминаетсятолько послетого, как былапроизнесенаили показанарекламируемаямарка;
3) по содержанию, когда рекламавспоминаетсятолько послепересказасодержания.
Сумматрех показателейсоставляетитоговую цифру(количествочеловек илидолю целевойгруппы), которые, так или иначевспомнилирекламноесообщение. Приэтом имеетзначение, каксоотносятсямежду собойвсе три показателя.Чем выше уровеньспонтанноговспоминания, тем успешнеебыла рекламнаякампания.
3. Характеристикипониманиярекламы показывают, как было расшифрованоаудиториейсодержаниесообщения; какбыла понятаобщая темасообщения, насколькоаудиторияосведомленаоб особенноститовара, и в какойстепени онауверена в егопревосходственад конкурентами, какие деталирекламногосообщенияоказалисьнаиболеезапоминающимися.Запоминаниедеталей рекламы, с одной стороны, дает возможностьоценить эффективностьиспользованнойформы сообщенияи силу ассоциаций, вызванныхрекламнымиобразами, а сдругой стороны, позволяетубедиться, чтореклама правильноотождествляетсяс товаром. Многиекто уверен всостоявшемсяконтакте срекламой, немогут припомнитьни одной деталииз виденногоили слышанногосообщения.Причина в том, что запоминаемостьрекламы зависитне только откачества исполненияи частотыпредъявления, но также отпсихологическиххарактеристикпотребителя.В большинствеслучаев запоминаемостьсодержаниядаже наиболее«навязчивой»рекламы самыхизвестных марокимеет четковыраженныйпредел. Крометого, значительнаячасть аудиториипутают рекламуконкурирующихмарок, котораяимеет сходныйсюжет, слоганили форму исполнения.
4. Оценкарекламы показываетобщее отношениеаудитории кней, а такжепозволяетвыявить наиболееудачные и неудачныеэлементы содержания, формы или способыпередачи. Степеньдоверия к рекламепоказываетуровень убедительностиинформации.При изученииимиджа рекламы, образа товараи потребителястановитсявозможныманализ ассоциативныхсвязей, затронутыхсообщением, проверка, насколькосозданныйрекламой идеальныйобраз потребителятовара соответствуетпредставлениямпотенциальногопотребителяо самом себе.
Какимобразом можноизмеритьперечисленныепоказатели?
Чаще всегов социологиии маркетингеиспользуютсядля этой целиметоды наблюдения, экспериментаи опроса.
Методнаблюденияприменяетсяпри исследованиивоздействияна потребителейотдельныхрекламныхсредств. Этотметод носитпассивныйхарактер, таккак наблюдательпри этом никакне воздействуетна покупателя, а, напротив, ведет наблюдениянезаметно длянего. По заранееразработаннойсхеме наблюдательрегистрируетполученныеданные, которыезатем всестороннеанализируются.
Методнаблюденияпозволяетоцениватьпсихологическоевоздействиерекламы вестественныхусловиях, внепосредственномобщении потребителяс определеннымрекламнымсредством. Прииспользованииэтого методаво всех случаяхнеобходимособлюдать рядусловий: наблюдениедолжно вестисьв будние дни, не отличающиесяповышеннойинтенсивностьюпотоков покупателей(желательнов серединенедели); продолжительностьнаблюденийзависит отхарактерасредства рекламы, действенностькоторого предстоитустановить.
Нарядус методом наблюденияшироко применяетсяметод эксперимента.Этот методносит активныйхарактер. Изучениепсихологическоговоздействиярекламы здесьпроисходитв условиях, искусственносозданныхэкспериментатором.Если при наблюдениилишь фиксируют, как потребительотносится, например, копределеннойвыкладке товаров, то экспериментаторможет переставитьтовары, а затемнаблюдать заизменениемреакции покупателей.
Таким жеобразом экспериментаторможет создаватьсамые различныекомбинациирекламныхсредств и путемсравненияреакции покупателейвыбрать из нихнаиболее удачную.
Методопроса такжеотносится кактивным методамопределенияпсихологическоговоздействиярекламы. Этотметод трудоемкий, но намногодостовернеедругих, так какпозволяетвыявить непосредственноу самого покупателяего отношениене только крекламномусредству вцелом, но и котдельнымсоставнымэлементам этогосредства. Используяметод опроса, можно оценитьвоздействиерекламногосредства напокупателейи установить, какие элементыего оформленияпривлекаютк себе наибольшеевнимание илучше запоминаются.
Путемопроса можноустановить, какое рекламноесредство (плакат, рекламныйфильм, объявление, выкладка товаров)оказываетнаибольшеевлияние напокупателяпри приобретенииим определенноготовара.
Опросиспользуетсякак в качественных(фокус-группы), так и в количественныхвариантах(стандартизованныеинтервью илианкетирование).
Данныеоб эффективностипсихологическоговоздействиярекламы позволяютпрогнозироватьее действенность.

Выводыпо главе 1.

«Реклама- это вид деятельностилибо произведеннаяв ее результатепродукция, целью которыхявляется реализациясбытовых илидругих задачпромышленных, сервисныхпредприятийи общественныхорганизацийпутем распространенияоплаченнойими информации, сформированнойтаким образом, чтобы оказыватьусиленноевоздействиена массовоеили индивидуальноесознание, вызываязаданную реакциювыбраннойпотребительскойаудиторией»
У рекламыесть свои особенностии недостатки.
Существуеттри вида рекламы, которые теснымобразом связаныс целями еесоздания: имидж– реклама, стимулирующаяреклама, рекламастабильности.
Функциирекламы определяютсяее целями изадачами. Существуюттакие функциикак: экономическая, информационно-просветительская, социальная(культурная), интеграционно-организаторская, контролирующая.
Однимиз самых эффективныхсредств рекламыявляется телевидение.Благодаряизображению, звуку, движениюи цвету, телевидениеобеспечиваетвысокую степеньвовлечениязрителей впроисходящеена экране.Телевизионнаяреклама имеетсвои плюсы иминусы. Средисамых распространенныхвидов телевизионнойрекламы можновыделить:
телевизионные рекламные ролики;
рекламные объявления, рекламные телерепортажи и телепередачи;
рекламные заставки в перерывах между передачами.
Практическикаждая компаниявкладываетв рекламу большуючасть своегобюджета, поэтомуих очень волнуетпроблема оценкиэффективностизатрат на рекламу.Эффективностьрекламы являетсяважным условиемправильногоиспользованиятруда и материальныхсредств, расходуемыхна рекламу. Подней понимаютспособностьвоздействоватьна аудиториюв направлениизаданномпроизводителем.Эффективностьрекламныхсредств характеризуетсячислом охватапотребителей, яркостью иглубиной впечатления, которые этисредства оставляютв памяти человека, степенью привлечениявнимания.
Различаютэкономическуюи психологическуюэффективность.
Экономическаяэффективностьрекламы — этоэкономическийрезультат, полученныйот применениярекламногосредства илиорганизациирекламнойкампании. которыйвыражаетсяв увеличенииприбыли и снижениирасходов нарекламу. Онаопределяетсярентабельностьюпо формуле
P=П / U* 100%,
ГдеP– рентабельностьрекламированиятовара, П – прибыль, полученнаяот рекламированиятовара, U– затраты нарекламу данноготовара.
Психологическаяэффективность — степеньвлияния рекламына человека, т.е. это реклама, которая привлекаетвнимание, вызываетинтерес, убеждаетпотребителяв необходимостикупить товари подталкиваетк покупке. Онасвязана с влияниемрекламы насознание иповедениелюдей. Этаэффективностьоцениваетсяметодами наблюдения, экспериментаи опроса.

2.1. Характеристикашоколадногобатончика NUTSи его рекламы.

Всередине 90-хгодов российскийрынок заполонилиимпортныешоколадныебатончики, например такиекак SNIKERSи MARS.Чуть позже наприлавкахмагазиновпоявиласьновинка отNESTLE, которая вполнебы могла претендоватьна лидирующееместо по продажам.Речь идет ошоколадномбатончике NUTS– это «цельныелесные орехии нуга, покрытыемолочным шоколадом».Его ярко-желтаяобертка с краснойнадписью сильновыделяласьна фоне остальных, что сразу жепривлекловнимание покупателя.Также на упаковкенаходитсяизображениелесных орехов, что являетсяуникальнымтоварнымпредложением, и девиз: «Зарядимозги!».
Анализируяупаковку ШБNUTS, можно сказать, что желтый цвет«настраиваетна коммуникабельность.Этот цвет помогаетпридать уравновешенностьразгулявшимсяэмоциям, обрестивнутреннееспокойствие, утихомиритьдушевное волнение.Кроме того, желтый цветспособен «наделить»предмет интеллектом.А красный –настраиваетна решительность, и способенвызвать у человекасильное желаниесовершить тотили иной поступок»(14с. 29), и, применительнок нашей теме- купить NUTS.
Спустянекоторое времяпосле появленияNUTSав магазинах, на телеэкранахпоявиласьреклама этогошоколадногобатончика. Онатранслировалась, примерно, каждыйчас по такимканалам, какТВ2, ОРТ, Россия.Фирма-производительиспользовалааттракционныеразвернутыеролики продолжительностьюот 30 до 60 секунд, в которыхприсутствуютсюжет и юмор.Юморвсегда связанс положительнымиэмоциями, онделает рекламулегкой, понятнойи запоминающейся.Но при этомвсегда существуетопасность, чтотелезрительзапомнит толькосмешную сторону, а содержание– пройдет мимо.О всех рекламныхроликах присутствуютобразы:NUTSи Мозг. Главнойидеей рекламныхроликов ШБ NUTSявляется то, что NUTSвсегда в любойситуации поможетМозгу. В действительностилесные орехисодержат витаминЕ, который полезендля мозга испособствуетумственнойработе.
Сейчаскомпания NESTLEиспользуетстимулирующуюрекламу, котораянаправленана стимулированиепотребностейпотенциальныхпокупателей.В ней подчеркиваютсяосновные преимуществапродукта, егоположительныекачества посравнению сдругими аналогичнымишоколаднымибатончиками.

2.2. Исследованиеэффективностирекламныхроликов ШБNUTS.

Программаисследованияв фокус-группепо теме:
«Эффективностьрекламныхроликов шоколадногобатончика NUTS»

Цель:определить, эффективныли рекламныеролики шоколадногобатончикаNUTS.

Задачи:
Выявить, способны ли покупатели узнать ШБ NUTS и его рекламные ролики
Определить знания рекламных роликов шоколадного батончика NUTS
Определить, насколько реклама понятна.
Выявить отношение покупателя к рекламе и самому продукту.
Определить, влияние рекламных роликов на потребителя.

Ход исследования:

.Этап №1 Вводные вопросы, подводящиек данной теме.

Респондентампредлагаетсяответить наряд вопросов.
Какие ассоциации вызывает у вас слово «NUTS»?
Покупаете ли вы ШБ NUTS?
Как вы узнали об этом продукте?
Повлияла ли реклама на ваш выбор при покупке ШБ?

Этап №2 ВыявлениеузнаваемостиШБ NUTSи его рекламныхроликов

Испытуемымпредлагаютсяследующиеключевые фразыиз рекламныхроликов:
!.. «Съели порядок!»
2. «Замешани завернут!»
3. «Зарядимозги, если ониесть!»
4. «Не тормози– сникерсни!»
5. «Никтоне позаботитсяо вашем мозгелучше…»
6. «…длятех, кто вправдукрут.»
Из предложенныхфраз они должнывыбрать, на ихвзгляд, соответствующиерекламнымроликам NUTS.Также участникамгруппы предлагаютсяразрезанныешоколадныебатончики, содержащиеорехи.
SNIKERS
NUTS
PICNIC
ШОК
По содержаниюбатончиковучастникидолжны определитьNUTSи обосноватьсвой выбор.

Этап №3. Тестированиерекламныхроликов ШБNUTS.

Затемиспытуемым предлагаетсявспомнитьрекламныеролики шоколадногобатончика NUTS.При необходимостиделаются подсказки.По роликамзадаются следующиевопросы:
Что конкретно запомнилось в роликах?
В чем необычность данных роликов?
Понятна ли основная идея?
Соответствуют ли ролики рекламируемому продукту?
Что вам нравится, не нравится в этих роликах?
На кого ориентированна эта реклама?

Выборка:7 студентовIIIкурса: 3 муж., 4 жен.

Методисследования:фокус-группа.

Результатыисследования
Авторомбыло проведеноисследование, цель которого- определитьэффективностьрекламныхроликов шоколадногобатончика NUTS.Для раскрытияэтой цели былапроведенафокус-группа, в которой принялиучастие 7 студентовIIIкурса МФУ ТГУ.
В началереспондентампредлагалосьответить наряд вводныхвопросов, чтобыустановитьконтакт и подвестиих к даннойтеме.
На вопрос,«Какие ассоциациивызывает у васслово «NUTS»?»респондентыответили следующимобразом:
Орех – 6 чел.
Шоколад – 4 чел.
Белка – 4 чел.
Мозг — только 2 чел.
На следующийвопрос, «Покупаетели вы ШБ NUTS?»положительноответили 5 чел.Один респондентответил, чтоего постоянноугощают NUTSоми он ему оченьнравится.
На 3 вопрос,«Как вы узналиоб этом продукте?»5 человек опрашиваемыхответили – изрекламы, а остальные2 – увидели егов магазине.
На последнийвопрос, « Повлиялали реклама наваш выбор?» 6человек ответили– нет, 1 человекчетко сказал, что да.
Следующийблок вопросовпомог выявитьузнаваемостьШБ NUTSи его рекламныхроликов. Изперечисленныхна листочкеслоганов, респондентамнеобходимобыло выделитьте, которыесоответствуютШБ NUTS.
!.. «Съели порядок!»
2. «Замешани завернут!»
3. «Зарядимозги, если ониесть!»
4. «Не тормози– сникерсни!»
5. «Никтоне позаботитсяо вашем мозгелучше…»
6. «…длятех, кто вправдукрут.»
Результатытестированиятаковы: 5 человеквыбрали «Зарядимозги, если ониесть!» и «Никтоне позаботитсяо вашем мозгелучше…»1 человек — только «Зарядимозги, если ониесть!» и 1 человек- только «Никтоне позаботитсяо вашем мозгелучше…».
Затемреспондентамбылопредложенопродегустироватьшоколадныебатончики. Имнужно былоопределитьпо вкусу какойиз них NUTS.
Все участникиправильноопределилиего по цельномулесному ореху, а 2 участникаеще по нуге.
Из вышеприведенногоможно сделатьвыводы, респондентыс легкостьюмогут отличить рекламу и самШБ NUTSот других емуподобных.
Третийэтап исследованиязаключалсяв тестированиирекламныхроликов шоколадногобатончика.
Испытуемымбыло предложеновспомнитьрекламныеролики ШБ NUTS.
Сначалаучастникисмогли назватьне все ролики, но большую ихчасть. Но посленебольшихподсказокреспондентысмогли вспомнитьвсе ролики.Чаще другихбыли названыследующие:
Очередь из белок, которые принесли NUTSу цельные лесные орехи. Но одна белка принесла разломанный орех, и NUTS не принимает его.
Этот роликвспомнилисамостоятельно6 человек.
Девушка бежит — опаздывает на свидание. И у нее постоянно прокручивается в мозге, что она не успевает, что это уже не в первый раз, что делать? Девушка видит, что через дорогу стоит ее парень, который уже устал ждать и собирается уходить. Тогда она достает NUTS откусывает его и в голову приходит идея!
Этот роликсамостоятельновспомнили 4респондента.
3. СидитМозг, а возленего крутитсяпарень, посыпаяпудрой. Но тутприбегает NUTSи отряхиваетМозга.
4. Послебурной вечеринкипросыпаетсяМозг, он оглядываетсяпо сторонами не может понять, где он. Тут приходитNUTSи говорит, чтоон дома.
5. Мозгделал урокии уснул за столом.Пришел NUTSи потушил свет,
Эти 3 роликавспомнили по3 человека.
Послетого, как респондентывспомнили всеролики, былзадан следующийряд вопросов, для того чтобыопределитьзнание участникамирекламы NUTSи уровень понятностиданной рекламы.
В.1. «Чтоконкретнозапомнилосьв роликах?»Ответы на этотвопрос указывают, что запоминаетсязрителю изрекламы, чтоименно привлеклоего внимание.
«ОбразМозга» – 7 чел.
«ОбразNUTS»– 5 чел.
«Орехи»(цельные лесные)–6 чел.
«Юмор»–4 чел.
«Желтаяфутболка NUTSа»– 2 чел.
В.2. «В чемнеобычностьданных роликов?»Ответы на этотвопрос показываюторигинальностьроликов, котораяспособствуетзапоминаемости.
На этотвопрос ответыбыли следующими:
юмор — 3 чел.,
ролики- серии одногосериала – 2чел.,
люди вобразе Мозгаи NUTSа– 2 чел.
По полученнымрезультатамможно сделатьвывод, что юморзначительновлияет назапоминаемостьрекламныхроликов. Такжезапоминаемостиспособствуютповторяющиесяобразы и идея, которые присутствуютв каждом ролике.
В.3. «Понятнали основнаяидея?» Ответына это вопроссвидетельствуюто том, понятнали идея роликовпотребителям.
Все опрашиваемыеответили – да, лесные орехиочень полезныдля мозга, причемэта полезностьсовмещаетсяс приятнымвкусом. Именноэто и хотелсказать производительнашего исследуемогопродукта.
В.4. «Соответствуютли роликирекламируемомупродукту?»Данные, полученныепри ответе наэтот вопрос, свидетельствуюто правдоподобностирекламы.
Пятьреспондентовответили, чтопродукт полностьюсоответствуетрекламе. Двачеловека согласилисьс присутствиемцельных лесныхорехов в батончике, но усомнилисьв их полезностидля мозга. Возможно, фирме-производителюнеобходимовключить врекламнуюкампаниюинформационныеролики, в которыхбудут приведеныаргументы ополезностилесных орехов.
В.5. «Чтовам нравится, не нравитсяв этих роликах?»Ответы на этотвопрос показываютотношениепотребителяк рекламе NUTS..
Шестьопрашиваемыхответили, чтонравится простота, юмор, серийностьэтих роликови то, что оникороткие попродолжительности.Один респондентответил, чтоон вообще относитсяк рекламе негативно, но эта хоть нераздражает.Это говорито том, что даннаяреклама интересназрителю и невызывает негативнойреакции.
В.6.На когоориентированнаэта реклама? Ответы свидетельствуюто том, понимаютли респонденты, на кого рассчитанаданная реклама.
Все опрашиваемыесчитают, чтореклама рассчитанана молодежь, особенно научащуюся часть, т.е. на них самих.

Выводыо проведениифокус — группыпо теме:«Эффективностьрекламныхроликов шоколадногобатончика NUTS»
На первомэтапе проведенияфокус-группыбыло определенно, что из присутствующихсеми участниковпять, покупаютШБ NUTS, хотя и не постоянно.При дегустацииобозначенногопродукта былоустановлено, что ШБ NUTSнравится всемреспондентам.Почему же двареспондентане покупаютNUTS? Их действиябыли обоснованынежеланиемподдерживатьиностранныетранс — национальныекомпании, атакже тем, чтоесть такиебатончики, какнапример, SNIKERS, у которых весбольше, а ценакак у NUTS.
Можносделать вывод, что большаячасть респондентовузнали о продуктеиз рекламы, аостальныеувидели егона прилавкахмагазинов. Прианализе ответовреспондентово влиянии рекламына выбор шоколадногобатончикатолько одинчеловек четкосказал, чтореклама повлиялана его выборпри покупкешоколадногобатончика. Тричеловека высказалисьне в пользурекламы, т.е.она никак неповлияла навыбор продукта, обосновав этотем, что купилибатончик дотого, как увиделирекламу, илиих угостили.А вот ответыостальных трехучастниковвызываютнеоднозначнуюоценку.На вопрос «Повлиялали реклама наваш выбор припокупке ШБ?»они ответили– нет, но до этогоутверждали, что узнали опродукте изTVрекламы, а NUTSкупили излюбопытства.Из этого можносделать вывод, что они, самитого не подозревая, попали подвлияние рекламы.
В результатетестированияпродукта былоустановлено, что респондентыс легкостьюпо вкусу и навид могут узнатьшоколадныйбатончик NUTSсреди другихему подобных.Основной фактор, способствующийэтому — цельныйлесной орех.
Когдаучастникампредложиливспомнить всеизвестные имрекламныеролики ШБ NUTS, самостоятельноони вспомнилиих основнуючасть, а далеепри помощиподсказоксмогли вспомнитьвсе. Наиболееизвестнымоказался ролик«Очередь избелок», еговспомнили 6человек. Анализируяматериалытестированиярекламныхроликов, можносделать вывод, что они легкидля запоминанияблагодаря своейпростоте, юморуи идее, котораяпроходит черезвсе роликиисследуемогобатончика.Респондентызапомнили восновном образыМозга, NUTSа, орехи и юмор.В этом же заключаетсянеобычностьданных роликов. О связи продуктас рекламой мыможем сделатьвыводы из ответовна вопросы:«Какие ассоциациивызывает у васслово «NUTS»?,«Соответствуютли роликирекламируемомупродукту?», «Накого ориентированнаэта реклама?»Вызванныеассоциацииполностьюсоответствуютрекламнымроликам, и самиреспондентыподтвердилиэто. Такжереспондентыподтвердили, что рекламашоколадногобатончиканаправленана Мозг, т.е. научащихся.
Из этогоследует, чтоданные рекламныеролики ШБ NUTSможно назватьэффективными, т.к. они легкоузнаваемы изапоминаемы, а также влияютна выбор припокупке, пустьдаже сами потребителине осознаютэтого.

Выводыпо главе 2

В конце90-х годов у ШБSNIKERSи MARSпоявился конкурентот NESTLE.– это NUTS.
NUTS– это цельныелесные орехии нуга, покрытыемолочным шоколадом.Завернуто всеэто в ярко-желтуюобертку с краснойнадписью. Такжена ней изображеныцельные лесныеорехи и девиз«Заряди мозги!»Яркость упаковкисразу привлеклавнимание покупателя.
Спустякакое-то времяпосле появленияNUTSав магазинах, на телеэкранахпоявилась егореклама. Онатранслировалась, примерно, каждыйчас по такимканалам, какТВ2, ОРТ, Россия.
Авторомбыло проведеноисследованиеэффективностиTVрекламы ШБNUTS, в результатекоторого былисделаны следующиевыводы.
На первомэтапе проведенияфокус-группыбыло определенно, что основнаячасть респондентовпокупает ШБNUTS, хотя и не постоянно.При дегустацииобозначенногопродукта былоустановлено, что ШБ NUTSнравится всемреспондентам.Среди участниковисследованиядвое — не покупаютNUTS.Их причина внежеланииподдерживатьиностранныетранс — национальныекомпании, атакже тем, чтоесть такиебатончики, как, например, SNIKERS, у которых весбольше, а ценакак у NUTS.
Анализируяответы респондентовможно сделатьвывод, что большаячасть опрошенныхузнала о продуктеиз рекламы, аостальныеувидели егона прилавкахмагазинов.Также отметимчто, толькоодин человекчетко сказал, что рекламаповлияла наего выбор припокупке шоколадногобатончика. Нов ходе дальнейшегоисследованиябыло определено, что три респондента, которые высказалисьне в пользурекламы, самитого не подозревая, попали под еевлияние. Придегустациитестированияпродукта былоустановлено, что респондентыс легкостьюпо вкусу и навид могут узнатьшоколадныйбатончик NUTSсреди другихему подобных.Основной фактор, способствующийэтому — цельныйлесной орех.
Такженужно отметить, что рекламныеролики исследуемогопродукта довольнотаки известны, особенно «Очередьиз белок», еговспомнили почтивсе опрашиваемые.Данная рекламалегка для запоминанияблагодаря своейпростоте, юморуи идее, котораяпроходит черезвсе ролики.Респондентызапомнили восновном образыМозга, NUTSа, орехи, юмор ияркость. Такжеони подтвердили, что рекламашоколадногобатончиканаправленана Мозг, т.е. научащихся.
Подводяитого всемуисследованию, можно сказать, что рекламныеролики ШБ NUTSэффективны, т.к. они легкоузнаваемы изапоминаемы, а также влияютна выбор припокупке, пустьдаже сами потребителине осознаютэтого.

Заключение

Итак, реклама — этовид деятельностилибо произведеннаяв ее результатепродукция, целью которыхявляется реализациясбытовых илидругих задачпромышленных, сервисныхпредприятийи общественныхорганизацийпутем распространенияоплаченнойими информации, сформированнойтаким образом, чтобы оказыватьусиленноевоздействиена массовоеили индивидуальноесознание, вызываязаданную реакциювыбраннойпотребительскойаудиторией.Ознакомившисьс различнымивидами, целямирекламы и способамиее распространения, можно сделатьвывод, что средивсех средстврекламы, такихкак пресса, радио реклама, наружная, сувенирнаяи.т.д., телерекламаявляется наиболееэффективной.Причем не та, в которую вложеныогромные деньги, а та, котораяграмотно составлена, учитывая всепсихологическиеаспекты восприятия.Например, Nestleиспользоваластимулирующуюрекламу, а именно телевизионныеролики т.к. компанияимеет серьезныхконкурентов, таких как Mars,Cadburry. И здесьуже борьба запокупателяидет не на уровнеинформирования, а на уровне егоубеждения. С помощьюисследованиярекламы шоколадногобатончика NUTS, я попыталасьопределитьэффективностьэтих рекламныхроликов. Методомисследованияя выбрала проведениефокус-группы, т.к. мне нужнабыла не толькоколичественнаяинформация, но и качественная.Психологическиэффективнаяреклама заключаетсяв том, насколькоона привлекаетвнимание, вызываетинтерес, внедряетсяв память, воздействуетна потребителя.И исследовавданную проблемуможно сказать, что компанияNestle правильноиспользоваларазвернутыеаттракционныеролики, т.к. вних присутствуетюмор, что способствуетих запоминанию.Но пред тем каких транслировать, компании-производителюнеобходимобыло использоватьинформационныеролики. Т.к.результатыисследованияпоказали, чтоне все участникифокус-группызнали о влияниилесного орехана мозг, о том, что он содержитвитамин Е, которыйспособствуетумственнойработе. В основномопрашиваемыеруководствуютсяпри покупкеNUTSа тем, чтоим нравитсявкус, о полезностиони могли лишьдогадыватьсяиз рекламы, причем неохотнов это веря. Но в целомтелевизионныеролики ШБ NUTSможно считатьэффективными.Они достаточнопривлекательныи интересныдля зрителя, не навязчивы, просты и легкидля запоминания.Также они полностьюсоответствуютрекламируемомупродукту, чтонемаловажнодля потребителя.Когда покупательстоит передвыбором, рассуждаянад тем, чемуотдать предпочтение, он начинаетвспоминатьрекламу, и поприведеннымв ней аргументамделает свойвыбор. Но еслиреклама содержитложную илипреувеличеннуюинформацию, то покупательможет разочаровыватьсяи не брать даннуюпродукцию, отдавая предпочтениетовару конкурентов.Что сильносказываетсяна имидже фирмы, на ее финансовомсостоянии.

Списокиспользованнойлитературы
Закон РФ «О рекламе» от 18 июля 1995 г
Гермогенова Л. Эффективная реклама в России. М., 1994
Дейян А. Стимулирование сбыта и реклама. – М., 1994, 190 с.
Дейян А. Реклама. – М., 1993, 176с.
Панкратов Ф.Г., Рекламная деятельность, М.2001. 364с.
Раджиев Б. Рекламный менеджмент.- М., СПб., К.2001, 784с.
Рожков И.Я., Реклама: планка для «профи». М.1997, 208с.
Рожков И.Я. Международное рекламное дело. — М., 1994.
Семенов А. Рекламный менеджмент. – М., 2001, 272 с.
Уэллс У.“Реклама. Принципы и практика”. СПб, 1999, 736с.
Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. – СПб., 2000, 384с.
Боткина О. Психология рекламы: откуда она пошла. // Рекламные технологии. 2001. № 8, с. 42-43
Горюнова Н.Б. Механизм психологической идентификации в телевизионной рекламе,// Реклама и жизнь. 2002 г. № 3 с.23-27
Габривлян Ж. Еще раз о цвете… // Реклама. 1999. № 4, с. 28-30
Дударева А. Красный, синий…цвет морской волны. // Лаборатория рекламы. 2002. № 5, с. 22-25
Коган Е. Методы оценки эффективности РК. // Рекламные технологии. 2002 г. № 4, с. 9-11
Качалов И. Коммуникации товара: в телеэфире и на магазинной полке // Реклама 1999 г. № 4, с.32-35
Миронова Е. Воздействие цвета в рекламе. // Лаборатория рекламы. 2002. № 4, с. 18-21
Перлина О. Эффективность рекламы. Как ее оценить?// Управление компанией. 2002г. № 4 с.19-21.
Пикулева М. Как измерить эффективность рекламы?// Реклама. 1999 г. № 4, с.20-23


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.