Реферат по предмету "Маркетинг"


Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг 3

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра статистики
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Статистика»

на тему

«Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг»

Вариант № 6
Исполнитель:

Специальность:

Группа: договор, вечер

№ зачетной книжки:

Руководитель:

Липецк 2010 г.



Оглавление

Введение
Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистического метода, исследующего количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними.

Целью данной работы является ознакомление с материалами по теме: «Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг», овладение теоретическими знаниями и применение их на практике.

Тема курсовой работы достаточно актуальна, так как потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

Актуальность темы «Статистическое изучение потребления населением товаров и услуг» заключается в том, что потребления населения являются основой производственной деятельности хозяйствующего субъекта, поэтому этот элемент производственного капитала нуждается в полном анализе, достоверной оценке и качественном управлении, а это возможно только при использовании статистическим методов изучения основных фондов.

Исходя из актуальности темы, в курсовой работе в качестве основной цели было определено – изучение теоретических и методологических аспектов использования статистических методов изучения потребления населением товаров и услуг.

Данная работа представляет собой обзор статистических методов исследования потребления населения на столько полно, на сколько это возможно в рамках курсовой работы, а также проиллюстрирована конкретными данными, расчетами и графиками по применяющимся на практике методам.



В расчетной части исследуются выборочные данные о валовых доходах и расходах на продукты питания домохозяйств одного из районов.

В аналитической части работы рассмотрено изменение объема ВВП, вследствие изменения денежной массы и скорости обращения денег.

Для автоматизации статистических расчетов, использовался пакет прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.



1. Теоретическая часть

1.1. Потребление населения

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей. Различают промежуточное и конечное потребление.

Промежуточное потребление (отражено в счете производства Системы национальных счетов — СНС) представляет собой стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг. Это потребление есть процесс производства продукта, не выходящий за его рамки. В состав промежуточного потребления включаются материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства, нематериальные услуги.

Конечное потребление, или собственно потребление населения (отражено в счете использования доходов Системы национальных счетов), — это расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. Они группируются в зависимости от того, кто фактически финансирует расходы: потребительские расходы домашних хозяйств финансируются за счет личного бюджета населения; государственных учреждений – за счет государственного бюджета; некоммерческих общественных организаций – за счет добровольных взносов членов этих организаций и пожертвований, а также доходов от своей собственности.

В структуре потребления населения выделяются потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные).



Денежные расходы населения – это использование доходов на покупку товаров и услуг и различного рода платежи: обязательные платежи (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, возврат банковских ссуд, проценты за товарный кредит и т.д.), покупку иностранной валюты, а также прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.

По натурально-вещественной форме различаются расходы на приобретение материальных благ и оплату услуг. В составе материальных благ российская статистика выделяет следующие группы.

1. Продукты питания;

2. Потребительские товары длительного пользования.

Разница между совокупными доходами населения и его расходами представляет собой сбережение населения.

Производство и потребление активно влияют друг на друга. Назначение производства – служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие элементы в жизни человека. Именно потребление населения выражает суть социально ориентированной рыночной экономики.

На уровне домашних хозяйств потребление изучается на основе выборочного обследования их бюджетов. Программой обследования предусмотрен сбор информации, характеризующей не только доходы, но и расходы населения. Расходы домохозяйств включают расходы на потребление и расходы, не связанные с потреблением. К последним относятся налоги, отчисления на пенсии и социальное страхование, и другие страховые взносы, денежные переводы, подарки. Потребление продуктов питания учитывается в натуральных единицах и по стоимости. [3, С. 319-326]

Потребляемые населением товары удовлетворяют различные потребности. По степени их значимости они делятся на товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т.п.), товары, менее

необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.), предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).

Возрастающую роль в потреблении населения играют разнообразные услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги – особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления (услуга оказывается). В статистике потребления объектом исследования высту

пают лишь услуги, оказываемые населению, удовлетворя

ющие потребности человека.
1.2. Фонд потребления населением основных продуктов питания

Важнейшим аспектом изучения потребления выступает анализ обеспечения населения продовольственными товарами. Для этой цели государственная статистика строит балансы продовольст

венных ресурсов. Баланс отражает движение продукции от мо

мента производства до момента конечного использования, поз

воляет осуществить текущий анализ и прогнозировать развитие ситуации на рынке продовольствия, оценивать потребности в им

порте, определять фонды потребления продуктов питания.

Балансы продовольственных ресурсов составляются в натуральном выражении ежегодно по мясу, молоку, яйцам, зерну, картофелю, овощам и бахчевым культурам, фруктам, маслу растительному, сахару. В табл. 1.1 представлена структура потребительских расходов домашних хозяйств (в %) с 2003 по 2008 годы. В данной таблице мы наблюдаем уменьшение процента расхода на продукты питания, одежду и возрастание процента на расходы транспорта, здравоохранение, отдыха. В табл. 1.2 показан состав потребительских расходов домашних хозяйств с 2003 по 2008 годы. Здесь прослеживается тенденция возрастания расходов на товары и услуги.



Таблица 1.1

СТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ (в процентах к итогу)

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Потребительские расходы — всего

100

100

100

100

100

100

   продукты питания и
   безалкогольные напитки

37,7

36,0

33,2

31,6

28,4

29,1

хлебобулочные изделия и
  крупы

6,4

6,5

5,6

5,1

4,5

4,8

мясо

10,9

10,5

10,1

9,7

8,6

8,6

рыба, морепродукты

2,1

2,1

2,0

1,9

1,8

1,8

молочные изделия, сыр и
  яйца

4,8

4,8

4,4

4,1

3,9

4,1

масла и жиры

1,9

1,7

1,4

1,2

1,1

1,2

фрукты

2,4

2,3

2,2

2,1

2,0

2,1

овощи

3,0

2,6

2,5

2,4

2,3

2,4

сахар, джем, мед, шоколад и
  конфеты

3,4

2,9

2,5

2,4

2,0

1,9

другие продукты питания

0,9

0,8

0,8

1,0

0,6

0,7

безалкогольные напитки

1,9

1,8

1,7

1,7

1,6

1,5

алкогольные напитки, табачные
  изделия

3,2

3,0

2,7

2,7

2,4

2,3

одежду и обувь

12,6

11,6

10,7

10,9

10,4

10,4

жилищные услуги, воду,
  электроэнергию, газ и другие
  виды топлива

10,5

10,8

11,3

12,1

11,6

10,4



предметы домашнего обихода,
    бытовую технику и уход за домом

7,3

6,9

7,2

7,3

7,3

7,5

здравоохранение

2,2

2,4

2,5

3,0

3,1

2,9

транспорт

9,2

10,2

12,2

12,5

16,6

15,5

организацию отдыха и
    культурные мероприятия

6,0

6,3

7,1

6,4

6,4

7,7

другие товары и услуги

4,5

4,7

4,7

4,9

5,2

5,9

Источник: http://www.gks.ru

Таблица 1.2

СОСТАВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
(в среднем на члена домашнего хозяйства; рублей в месяц)

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Потребительские расходы — всего

2757,5

3350,0

4239,2

5083,4

6540,7

8216,8

в том числе на:


продукты питания и безалкогольные
   напитки

1040,0

1206,4

1406,2

1604,0

1857,3

2393,6

алкогольные напитки, табачные
   изделия

88,1

101,2

114,7

137,8

158,6

185,3

одежду и обувь

348,1

389,7

452,9

553,9

677,4

854,9

жилищно-коммунальные услуги,
   топливо

290,2

362,0

480,7

615,4

761,2

853,2

предметы домашнего обихода,
   бытовую технику и уход за домом

200,0

230,9

305,6

368,9

475,6

619,1



здравоохранение

61,3

78,9

104,8

151,7

202,1

238,1

транспорт

252,6

342,0

516,3

633,4

1083,4

1275,8

связь

66,3

98,7

155,3

202,6

251,3

302,7

организацию отдыха и культурные
   мероприятия

164,7

209,6

299,2

325,1

418,5

634,5

образование

36,1

57,3

77,6

100,5

115,2

129,8

гостиницы, кафе и рестораны

84,6

118,5

124,5

130,8

195,9

243,8

другие товары и услуги

125,5

154,8

201,4

259,3

344,2

485,9

Источник: http://www.gks.ru

Обобщение информации, характеризующей потребление населения, представляет собой сложный процесс балансовых разработок, нацеленный на увязку разнообразных источников данных. К основным источникам информации, характеризующим потребление населения, относятся:

— данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, на базе которых строятся натуральные и стоимостные показатели потребления в расчете на душу населения и на потребительскую единицу; изучаются структура, динамика и дифференциация потребления;

— данные торговой статистики об объеме и структуре розничного товарооборота;

— баланс денежных доходов и расходов населения по данным финансовой статистики, определяющий соотношение в расходах населения на покупку товаров и услуг и на сбережения;

— статистика деятельности предприятий и хозяйств, участвующих в формировании и использовании продовольственных ресурсов (сельскохозяйственные предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и предприятия промышленности, оптовой и розничной торговли). [2, С. 432-435]



1.3. Методы изучения потребления населением товаров и услуг

На основании распределения населения по размеру доходов рассчитываются следующие статистические показатели.

Модальный доход, т.е. уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения.

Медианный доход – показатель дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения. Половина населения имеет доход ниже медианного, а вторая половина – выше.

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения (Кd), характеризующий во сколько раз минимальные доходы 10% самого богатого населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения:

, где d9 и d1 соответственно девятый и первый дециль.

Коэффициент фондов (), определяемый как соотношение между средними доходами населения в десятой и первой децильной группах:

, где и — среднедушевой доход в месяц соответственно у 10% населения, имеющего минимальный доход и у 10% самой богатой его части.

Учитывая, что при расчёте среднего дохода для 10% населения в знаменателе показателей и находятся одинаковые значения, коэффициент фондов можно представить в следующем виде:

, где и — соответственно суммарный доход 10% самого бедного и 10% наиболее богатого населения;

Коэффициент концентрации доходов Джини (), характеризующий степень неравенства в распределении доходов населения. Он рассчитывается по формуле:

, где хi — доля населения, принадлежащая к i-й социальной группе в общей численности населения;

yi — доля доходов, сосредоточенная у i-той социальной группы населения;

n – число социальных групп;

cum yi — кумулятивная доля дохода.

Для графической иллюстрации степени неравномерности в распределении доходов строится кривая Лоренца. Кривая Лоренца представляет собой кривую концентрации отдельных элементов статистической совокупности по группам. Прямая АВ отражает модель полного равенства в распределении, когда, например, 20% населения получают 20% всех доходов и т. д. Кривая Лоренца (кривая АСВ) строится на основании данных о фактическом распределении доходов. Чем она более вогнута, тем неравномернее распределение доходов и выше их концентрация.

По кривой Лоренца также можно рассчитать коэффициент Джини как отношение площади фигуры, образуемой кривой и линией равномерного распределения(Sa), к площади треугольника ниже линии равномерного распределения (Sa+Sb):

КG = Sa/ (Sa+Sb).

Рис. 1. Кривая Лоренца



Коэффициент Джини изменяется в интервале от 0 до 1. В случае полного равенства в распределении доходов коэффициент Лоренца равен 0, а при полном неравенстве – 1. По данным 2006 года индекс Джини в России – 41%, что на 0,4% выше, чем в 2005 г… Таким образом, сохраняется высокая степень расслоения общества. Среди стран Евросоюза самый низкий коэффициент Джини в Дании – 24,7%. В Германии он составляет 28,3%, во Франции – 32,7%.

Для измерения уровня бедности устанавливается порог денежных доходов, ниже которого лица или домохозяйства считаются имеющими недостаток средств для обеспечения стоимости жизни, определяемой минимальными потребностями. Таким образом, уровень бедности− это удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. В 2007 г. 21,6 млн. россиян имели среднедушевой доход ниже официально установленного прожиточного минимума в 3809 рублей, что составило 15,8 % всего населения страны.

Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:

объем потребления отдельных продуктов:

, где и — объемы потребления данного вида материальных благ в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах;

общего потребления i-ого товара:

, где, — объемы потребления i-ого товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах соответственно;

3) среднедушевого потребления i-ого товара:

, где, — средняя численность населения в отчетном и базисном периодах соответственно;

4) разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение соответственно общего и среднедушевого потребления i-ого товара:

;

.

Существуют определенные особенности в расчете потребления продовольственных и непродовольственных материальных благ. Показатели потребления продуктов питания рассчитывают на душу населения (как правило, за год), применяя натуральные и условно-натуральные единицы измерения. Пересчет в условно-натуральные измерители осуществляют на основе коэффициентов перевода показателей потребления конкретных продуктов питания в условную единицу, в качестве которой принято потребление взрослого мужчины, занятого механизированным трудом.

Для расчета коэффициента удовлетворения потребностей фактический уровень потребления (Пфакт)соотносят с научно обоснованными нормами, т.е. рациональными нормами потребления (Прац):

.

Показатель среднедушевого размера потребления основных продуктов питания рассчитывается делением фонда личного потребления на среднегодовую численность населения. [1, С. 191-196]

Потребление непродовольственных товаров краткосрочного пользования (одежды, обуви, тканей, чулочно-носочных изделий) определяется с помощью показателей в натуральном выражении в расчете на душу населения.



Для характеристики потребления предметов длительного пользования более целесообразно использовать показатели обеспеченности населения этими материальными благами, рассчитываемые либо на 1000 человек населения, либо на 100 семей.

Услуги делятся на платные и бесплатные. В состав платных услуг включаются: бытовые услуги; услуги пассажирского транспорта; услуги по обслуживанию населения; жилищно-коммунальные услуги; услуги по содержанию детей в дошкольных детских учреждениях; платное образование; платное здравоохранение; услуги учреждений культуры; туристско-экскурсионное обслуживание; санаторно-курортные и оздоровительные услуги; финансовые услуги; юридические и правовые услуги; прочие услуги. К услугам, предоставляемым населению бесплатно или на льготных условиях, относятся услуги ряда организаций непродовольственной сферы по охране здоровья и медицинскому обслуживанию, воспитанию и содержанию детей, образованию, культурно-просветительской работе, физической культуре и спорту. Потребление населением услуг измеряется так же, как и товаров.

Динамика общего потребления населением товаров и услуг характеризуется агрегатным индексом объема потребления:

, где,;, — количество потребленных в отчетном и базисном периодах соответственно товаров и услуг;, — цена товара и тариф за определенную услугу в базисном периоде. [4, С. 249-256] Для изучения динамики потребления отдельных групп товаров или услуг применяется средний гармонический индекс физического объема:

, где — индивидуальные индексы цен на отдельные товары и услуги.



Для изучения зависимости объема потребления от дохода используется коэффициент эластичности потребления от изменения дохода, который показывает, насколько процентов возрастает (или снижается) потребление товаров и услуг при росте дохода на 1% (формула А.Маршалла):

, где, — начальные доход и потребление;

, — их приращения за некоторый период.

Если коэффициент эластичности отрицательный, то с ростом доходов потребление «малоценных» (низкого качества) товаров уменьшается.

Если Кэ 1, то потребление растет быстрее доходов.

Если Кэ =1, то между доходом и потреблением существует пропорциональная зависимость.

Если Кэ 1, то потребление увеличивается медленнее, чем доход.



Расчетная часть

При проведении статистического наблюдения за деятельностью домохозяйств одного из районов за исследуемый период получены выборочные данные об объеме валового дохода, числа членов домохозяйств и сумме расходов на продукты (выборка 2%-ная, механическая).

В проводимом статистическом исследовании эти домохозяйства выступают как единицы выборочной совокупности. Генеральную совокупность образуют все домохозяйства района. Анализируемыми признаками изучаемых единиц совокупности являются Валовый доход и Расходы на продукты питания.

Выборочные данные представлены в табл.2.1

Таблица 2.1

Исходные данные

№ домохозяйства

п/п

Валовый доход

Тыс. руб.

Число членов домохозяйства

Чел.

Расходы на продукты питания, тыс. руб.

№ домохозяйства

п/п

Валовый доход

Тыс. руб.

Число членов домохозяйства

Чел.

Расходы на продукты питания, тыс. руб.

1

35,8

1

14,9

16

161,4

3

61,5

2

65,1

1

22,2

17

203,4

3

69,6

3

22,1

1

10,2

18

163,5

3

59,7

4

26,3

1

12,4

19

113,6

3

53,1

5

78,0

2

32,2

20

145,5

3

57,9

6

80,0

2

33,2

21

89,7

3

40,2

7

92,4

2

36,8

22

224,0

4

80,0

8

84,0

2

34,8

23

202,4

4

81,2

9

164,2

2

50,4

24

192,0

4

74,4

10

150,0

2

48,6

25

138,0

4

59,2

11

137,6

2

44,4

26

225,0

5

90,0

12

134,0

2

46,0

27

292,1

5

105,0

13

82,0

2

34,2

28

243,0

5

89,0

14

171,0

3

61,5

29

280,8

6

110,2

15

140,1

3

55,8

30

159,0

6

69,6



Цель статистического исследования — анализ совокупности домохозяйств по признакам Валовый доход и Расходы на продукты питания, включая:

• изучение структуры совокупности по признаку Валовый доход;

• выявление наличия корреляционной связи между признаками Валовый доход и Расходы на продукты питания домохозяйств, установление направления связи и оценка её тесноты;

• применение выборочного метода для определения статистических характеристик генеральной совокупности фирм.


Задание 1

По исходным данным (табл.2.1) необходимо выполнить следующее:

Построить статистический ряд распределения домохозяйств по Валовому доходу, образовав пять групп с равными интервалами.

Графическим методом и путем расчётов определить значения моды и медианы полученного ряда распределения.

Рассчитать характеристики ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратичное отклонение,коэффициент вариации.

Вычислить среднюю арифметическую по исходным данным (табл. 2.1), сравнить её с аналогичным показателем, рассчитанным в п. 3 для интервального ряда распределения. Объяснить причину их расхождения.

Решение Задания 1

Целью выполнения данного задания является изучение состава и структуры выборочной совокупности банков путем построения и анализа статистического ряда распределения домохозяйств по признаку Валовый доход.

1. Построение интервального ряда распределения домохозяйств

по объему валового дохода

Для построения интервального вариационного ряда, характеризующего распределение домохозяйств по объему валового дохода, необходимо вычислить величину и границы интервалов ряда.

При построении ряда с равными интервалами величина интервала h определяется по формуле

, (1)

где – наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности, k— число групп интервального ряда.



Число групп k задается в условии задания или рассчитывается по формуле Г.Стерджесса

k=1+3,322 lg n, (2)

где n— число единиц совокупности.

Определение величины интервала по формуле (1) при заданных k= 5, xmax= 292,1 тыс. руб., xmin= 22,1 тыс. руб.:
При h = 54 тыс. руб. границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид (табл. 2.2):

Таблица 2.2

Для построения интервального ряда необходимо подсчитать число домохозяйств, входящих в каждую группу (частоты групп). При этом возникает вопрос, в какую группу включать единицы совокупности, у которых значения признака выступают одновременно и верхней, и нижней границами смежных интервалов (для демонстрационного примера – это 76,1; 130,1; 184,1; 238,1 тыс. руб.). Отнесение таких единиц к одной из двух смежных групп рекомендуется осуществлять по принципу полуоткрытого интервала [ ), т.к. при этом верхние границы интервалов не принадлежат данным интервалам, то соответствующие им единицы совокупности включаются не в данную группу, а в следующую. В последний интервал включаются и нижняя, и верхняя границы.

Процесс группировки единиц совокупности по признаку Валового дохода представлен во вспомогательной (разработочной) таблице 2.3 (графа

4 этой таблицы необходима для построения аналитической группировки в Задании 2).
--PAGE_BREAK--Таблица 2.3
Разработочная таблица для построения интервального ряда распределения и аналитической группировки

Группы домохозяйств по объему валового дохода, тыс. руб.

Номер домохозяйства

Объем валового дохода, тыс. руб.

Расходы на продукты питания,

Тыс. руб.

1

2

3

4

22,1-76,1

3

22,1

10,2
4

26,3

12,4
2

35,8

14,9
1

65,1

22,2

Всего

4

149,3

59,7

76,1-130,1

5

78

32,2
6

80

33,2
13

82

34,2
8

84

34,8
21

89,7

40,2
7

92,4

36,8
19

113,6

53,1

Всего

7

619,7

264,5

130,1-184,1

12

134

46
11

137,6

44,4
25

138

59,2
15

140,1

55,8
20

145,5

57,9
10

150

48,6
30

159

69,6
16

161,4

61,5
18

163,5

59,7
9

164,2

50,4
14

171

61,5

Всего

11

1664,3

614,6

184,1-238,1

24

192

74,4
23

202,4

81,2
17

203,4

69,6
22

224

80
26

225

90

Всего

5

1046,8

395,2

238,1-292,1

28

243

89
29

280,8

110,2
27

292,1

105



Всего

3

815,9

304,2

ИТОГО

30

4296

1638,2

На основе групповых итоговых строк «Всего» табл. 2.3 формируется итоговая таблица 2.4, представляющая интервальный ряд распределения домохозяйств по объему валового дохода.

Таблица 2.4

Распределения домохозяйств по объему валового дохода.

Номер группы

Группы домохозяйств по объему валового дохода, тыс. руб.,

х

Число домохозяйств,

f

1

22,1-76,1

4

2

76,1-130,1

7

3

130,1-184,1

11

4

184,1-238,1

5

5

238,1-292,1

3




Итого

30

Помимо частот групп в абсолютном выражении в анализе интервальных рядов используются ещё три характеристики ряда, приведенные в графах 4 — 6 табл. 2.5. Это частоты групп в относительном выражении, накопленные (кумулятивные) частоты Sj, получаемые путем последовательного суммирования частот всех предшествующих (j-1) интервалов, и накопленные частости, рассчитываемые по формуле .

Таблица 2.5

Структура домохозяйств по объему валового дохода

№ группы

Группы домохозяйств по объему валового дохода, тыс. руб.

Число домохозяйств, fj

Накопленная

частота,

Sj

Накопленная

частоcть, %
в абсолютном выражении

в % к итогу
1

2

3

4

5

6

1

22,1-76,1

4

13,3(3)

4

13,3(3)

2

76,1-130,1

7

23,3(3)

11

36,6(6)



3

130,1-184,1

11

36,6(6)

22

73,3(3)

4

184,1-238,1

5

16,6(6)

27

90

5

238,1-292,1

3

10

30

100
Итого

30

100,0

х
Вывод: Анализ интервального ряда распределения изучаемой совокупности домохозяйств показывает, что распределение домохозяйств по объему валового дохода не является равномерным: преобладают домохозяйства с валовым доходом от 130,1 тыс. руб. до 184,1 тыс. руб. (это 11 домохозяйств, доля которых составляет 36,6(6)%); 36,6(6)% домохозяйств имеют валовый доход менее 130,1 тыс. руб., а 73,3(3)% – менее 184,1 тыс. руб.

2. Нахождение моды и медианы полученного интервального ряда распределения графическим методом и путем расчетов

Мода и медиана являются структурными средними величинами, характеризующими (наряду со средней арифметической) центр распределения единиц совокупности по изучаемому признаку.

Мода Мо для дискретного ряда – это значение признака, наиболее часто встречающееся у единиц исследуемой совокупности. В интервальном вариационном ряду модой приближенно считается центральное значение модального интервала (имеющего наибольшую частоту). Более точно моду можно определить графическим методом по гистограмме ряда (рис.2).


Рис. 2. Определение моды графическим методом

Конкретное значение моды для интервального ряда рассчитывается по формуле:

(3)

где хМo– нижняя граница модального интервала,

h –величина модального интервала,

fMo – частота модального интервала,

fMo-1 – частота интервала, предшествующего модальному,

fMo+1– частота интервала, следующего за модальным.

Согласно табл. 2.4 модальным интервалом построенного ряда является интервал 130,1-184,1 тыс. руб., так как его частота максимальна (f3 = 11).

Расчет моды по формуле (3):
Вывод. Для рассматриваемой совокупности домохозяйств наиболее распространенный объем валового дохода характеризуется средней величиной 148,1 тыс. руб.



Медиана Ме – это значение признака, приходящееся на середину ранжированного ряда. По обе стороны от медианы находится одинаковое количество единиц совокупности.

Медиану можно определить графическим методом по кумулятивной кривой (рис. 3). Кумулята строится по накопленным частотам (табл. 2.5, графа 5).
Рис. 3. Определение медианы графическим методом

Конкретное значение медианы для интервального ряда рассчитывается по формуле:

, (4)

где хМе– нижняя граница медианного интервала,

h – величина медианного интервала,

– сумма всех частот,

fМе – частота медианного интервала,

SMе-1 – кумулятивная (накопленная) частота интервала, предшествующего медианному.



Для расчета медианы необходимо, прежде всего, определить медианный интервал, для чего используются накопленные частоты (или частости) из табл. 2.5 (графа 5). Так как медиана делит численность ряда пополам, она будет располагаться в том интервале, где накопленная частота впервые равна полусумме всех частот или превышает ее (т.е. все предшествующие накопленные частоты меньше этой величины).

Медианным интервалом является интервал 130,1-184,1 тыс. руб., так как именно в этом интервале накопленная частота Sj= 22 впервые превышает величину, равную половине численности единиц совокупности (=).

Расчет значения медианы по формуле (4):
Вывод. В рассматриваемой совокупности домохозяйств половина домохозяйств имеют в среднем объем валового дохода не более 149,74 тыс. руб., а другая половина – не менее 149,74 тыс. руб.

3. Расчет характеристик ряда распределения

Для расчета характеристик ряда распределения, σ, σ2, Vσ на основе табл. 2.5 строится вспомогательная таблица 2.6 ( – середина j-го интервала).

Таблица 2.6

Расчетная таблица для нахождения характеристик ряда распределения

Группы домохозяйств по объему валового дохода,

тыс. руб.

Середина интервала,
Число домохозяйств

fj
1

2

3

4

5

6

7



22,1-76,1

49,1

4

196,4

-100,8

10160,64

40642,56

76,1-130,1

103,1

7

721,7

-46,8

2190,24

15331,68

130,1-184,1

157,1

11

1728,1

7,2

51,84

570,24

184,1-238,1

211,1

5

1055,5

61,2

3745,44

18727,2

238,1-292,1

265,1

3

795,3

115,2

13271,04

39813,12

Итого
30

4497
115084,8

Расчет средней арифметической взвешенной:

(5)

Расчет среднего квадратичного отклонения:

(6)

Расчет дисперсии:

σ2=61,93672=3836,1598

Расчет коэффициента вариации:

(7)

Вывод. Анализ полученных значений показателей и σ говорит о том, что средний объем валового дохода домохозяйств составляет 149,9 тыс. руб., отклонение от среднего объема в ту или иную сторону составляет в среднем 61,9367 руб. (или 41,31%), наиболее характерные значения объема валового дохода находятся в пределах от 87,9633 тыс. руб. до 211,8367 тыс. руб. (диапазон ).

Значение Vσ = 41,31% превышает 33%, следовательно, вариация валового дохода в исследуемой совокупности домохозяйств значительна и совокупность по данному признаку дохода неоднородна. Расхождение между

значениями, Мо и Ме незначительно (=149,9 тыс. руб., Мо=148,1 тыс. руб., Ме=149,74 тыс. руб.).

4.Вычисление средней арифметической по исходным данным

Для расчета применяется формула средней арифметической простой:

, (8)

Причина расхождения средних величин, рассчитанных по формулам (8) и (5), заключается в том, что по формуле (8) средняя определяется по фактическим значениям исследуемого признака для всех 30-тидомохозяйств, а по формуле (5) средняя вычисляется для интервального ряда, когда в качестве значений признака берутся середины интервалов и, следовательно, значение средней будет менее точным (за исключением случая равномерного распределения значений признака внутри каждой группы).


Задание 2

По исходным данным табл. 2.1 с использованием результатов выполнения Задания 1 необходимо выполнить следующее:

Установить наличие и характер корреляционной связи между признаками Валовый доход и Расходы на продукты питания, образовав по каждому признаку четыре группы с равными интервалами, используя методы:

а) аналитической группировки;

б) корреляционной таблицы.

Оценить тесноту корреляционной связи, используя коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.

Сделать выводы по результатам выполнения Задания 2.

Решение Задания 2

Целью выполнения данного Задания является выявление наличия корреляционной связи между факторным и результативным признаками, установление направления связи и оценка ее тесноты.

Факторный и результативный признаки либо задаются в условии задания, либо определяются путем проведения предварительного теоретического анализа. Лишь после того, как выяснена экономическая сущность явления и определены факторный и результативный признаки, приступают к проведению корреляционного анализа данных.

По условию Задания 2 факторным является признак Валовый доход (X), результативным – признак Расходы на продукты питания (Y).

1. Установление наличия и характера связи между признаками Валовый доход и Расходы на продукты питания методами аналитической группировки и корреляционной таблицы

А) Применение метода аналитической группировки

При использовании метода аналитической группировки строится интервальный ряд распределения единиц совокупности по факторному

признаку Х и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.

Используя разработочную таблицу 1.3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х – Валовый доход и результативным признаком Y – Расходы на продукты питания. Макет аналитической таблицы имеет следующий вид (табл. 2.7):

Таблица 2.7

Зависимость суммы расходов домохозяйств от объема валового дохода

Номер группы

Группы домохозяйств по объему валового дохода,

Тыс. руб.

Число домохозяйств

Расходы на продукты питания,

Тыс. руб.

всего

в среднем на одно домохозяйство

1

2

3

4

5=4/3

1













2













3













4













5













Итого













Групповые средние значения получаем из таблицы 3 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл. 2.8.




Таблица 2.8

Зависимость суммы расходов домохозяйств от объема валового дохода

Номер группы

Группы домохозяйств по объему валового дохода,

Тыс. руб.

Число домохозяйств

Расходы на продукты питания,

Тыс. руб.

всего

в среднем на одно домохозяйство

1

2

3

4

5=4/3

1

22,1-76,1

4

59,7

14,925

2

76,1-130,1

7

264,5

37,78571429

3

130,1-184,1

11

614,6

55,87272727

4

184,1-238,1

5

395,2

79,04

5

238,1-292,1

3

304,2

101,4

Итого

х

30

1638,2

х

Вывод. Анализ данных табл. 2.8 показывает, что с увеличением объема валового дохода от группы к группе систематически возрастает и средний расход по каждой группе домохозяйств, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.

Б) Применение метода корреляционной таблицы.

Корреляционная таблица представляет собой комбинацию двух рядов распределения. Строки таблицы соответствуют группировке единиц совокупности по факторному признаку Х, а графы – группировке единиц по результативному признаку Y. На пересечении j-ой строки и k-ой графы указывается число единиц совокупности, входящих в j-ый интервал по факторному признаку и в k-ый интервал по результативному признаку. Концентрация частот около диагонали построенной таблицы свидетельствует о наличии корреляционной связи между признаками. Связь прямая, если частоты располагаются по диагонали, идущей от левого

верхнего угла к правому нижнему. Расположение частот по диагонали от правого верхнего угла к левому нижнему говорит об обратной связи.

Для построения корреляционной таблицы необходимо знать величины и границы интервалов по двум признакам X и Y. Величина интервала и границы интервалов для факторного признака Х – Валовый доход известны из табл. 2.8. Для результативного признака Y – Расходы на продукты питания величина интервала определяется по формуле (1) при k= 5, уmax= 110,2 тыс. руб., уmin= 10,2 тыс.руб.:
Границы интервалов ряда распределения результативного признака Y имеют следующий вид (табл. 2.9):

Таблица 2.9

Подсчитывая с использованием принципа полуоткрытого интервала

[ ) число банков, входящих в каждую группу (частоты групп), получаем интервальный ряд распределения результативного признака (табл. 2.10).

Таблица 2.10

Распределение банков по сумме прибыли

Группы домохозяйств по валовому доходу, тыс. руб.,

х

Число домохозяйств,

fj

10,2-30,2

4

30,2-50,2

9

50,2-70,2

10

70,2-90,2

5



90,2-110,2

2

Итого

30

Используя группировки по факторному и результативному признакам, строим корреляционную таблицу (табл. 2.11).

Таблица 2.11

Корреляционная таблица зависимости суммы прибыли банков

от объема кредитных вложений

Группы домохозяйств по валовому доходу, тыс. руб.,

Расходы на продукты питания, тыс. руб.




10,2-30,2

30,2-50,2

50,2-70,2

70,2-90,2

90,2-110,2

ИТОГО

22,1-76,1

4













4

76,1-130,1




6

1







7

130,1-184,1




3

8







11

184,1-238,1







1

4




5

238,1-292,1










1

2

3

Итого

4

9

10

5

2

30

Вывод. Анализ данных табл. 2.11 показывает, что распределение частот групп произошло вдоль диагонали, идущей из левого верхнего угла в правый нижний угол таблицы. Это свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между Валовым доходом и суммой расходов домохозяйств.

2. Измерение тесноты корреляционной связи с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения

Для измерения тесноты связи между факторным и результативным признаками рассчитывают специальные показатели – эмпирический коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение .



Эмпирический коэффициент детерминации оценивает, насколько вариация результативного признака Y объясняется вариацией фактора Х (остальная часть вариации Y объясняется вариацией прочих факторов). Показатель рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии по формуле:

, (9)

где – общая дисперсия признака Y,

– межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.

Значения показателя изменяются в пределах. При отсутствии корреляционной связи между признаками Х и Y имеет место равенство =, а при наличии функциональной связи между ними — равенство =1.

Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных). Этот показатель вычисляется по формуле

, (10)

где yi – индивидуальные значения результативного признака;

– общая средняя значений результативного признака;

n – число единиц совокупности.

Общая средняя вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:

(11)

или как средняя взвешенная по частоте групп интервального ряда:

(12)

Для вычисления удобно использовать формулу (11), т.к. в табл. 2.8 (графы 3 и 4 итоговой строки) имеются значения числителя и знаменателя формулы.

Расчет по формуле (11):
Для расчета общей дисперсии применяется вспомогательная таблица 2.12.

Таблица 2.12

Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии

Номер

домохозяйства

п/п

Расходы, тыс. руб.
1

2

3

4

5

1

14,9

-39,706666

1576,619

222,01

2

22,2

-32,406666

1050,192

492,84

3

10,2

-44,406666

1971,952

104,04

4

12,4

-42,206666

1781,403

153,76

5

32,2

-22,406666

502,0587

1036,84

6

33,2

-21,406666

458,2453

1102,24



7

36,8

-17,806666

317,0774

1354,24

8

34,8

-19,806666

392,304

1211,04

9

50,4

-4,206666

17,69604

2540,16

10

48,6

-6,006666

36,08004

2361,96

11

44,4

-10,206666

104,176

1971,36

12

46

-8,606666

74,0747

2116

13

34,2

-20,406666

416,432

1169,64

14

61,5

6,893334

47,51805

3782,25

15

55,8

1,193334

1,424046

3113,64

16

61,5

6,893334

47,51805

3782,25

17

69,6

14,993334

224,8001

4844,16

18

59,7

5,093334

25,94205

3564,09

19

53,1

-1,506666

2,270042

2819,61

20

57,9

3,293334

10,84605

3352,41

21

40,2

-14,406666

207,552

1616,04

22

80

25,393334

644,8214

6400

23

81,2

26,593334

707,2054

6593,44

24

74,4

19,793334

391,7761

5535,36

25

59,2

4,593334

21,09872

3504,64

26

90

35,393334

1252,688

8100

27

105

50,393334

2539,488

11025

28

89

34,393334

1182,901

7921

29

110,2

55,593334

3090,619

12144,04

30

69,6

14,993334

224,8001

4844,16

Итого

1638,2
19321,58

108778,2

Расчет общей дисперсии по формуле (10):
Общая дисперсия может быть также рассчитана по формуле:

, где – средняя из квадратов значений результативного признака,

– квадрат средней величины значений результативного признака.

Для демонстрационного примера
Тогда
Межгрупповая дисперсия измеряет систематическую вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка). Воздействие фактора Х на результативный признак Y проявляется в отклонении групповых средних от общей средней. Показатель вычисляется по формуле

, (13)

где –групповые средние,

– общая средняя,

–число единиц в j-ой группе,

k – число групп.



Для расчета межгрупповой дисперсии строится вспомогательная таблица 2.13, при этом используются групповые средние значения из табл. 2.8 (графа 5).

Таблица 2.13

Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии

Группы домохозяйств по размеру валового дохода,

Тыс. руб.

Число домохозяйств,

Среднее значение в группе







1

2

3

4

5

22,1-76,1

4

14,925

-39,6817

6298,538

76,1-130,1

7

37,78571429

-16,821

1980,611

130,1-184,1

11

55,87272727

1,266061

17,63202

184,1-238,1

5

79,04

24,43333

2984,939

238,1-292,1

3

101,4

46,79333

6568,848

Итого

30

х

х

17850,57

Расчет межгрупповой дисперсии по формуле (11):
Расчет эмпирического коэффициента детерминации по формуле (9):

или 92,39%

Вывод: 92,39% вариации суммы расходов домохозяйств обусловлено вариацией объема валового дохода, а 7,61% – влиянием прочих неучтенных факторов.

Эмпирическое корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле:



(14)

Значение показателя изменяются в пределах. Чем ближе значение к 1, тем теснее связь между признаками. Для качественной оценки тесноты связи на основе служит шкала Чэддока (табл. 2.14):

Таблица 2.14

Шкала Чэддока



0,1 – 0,3

0,3 – 0,5

0,5 – 0,7

0,7 – 0,9

0,9 – 0,99

Характеристика

силы связи

Слабая

Умеренная

Заметная

Тесная

Весьма тесная

Расчет эмпирического корреляционного отношения по формуле (14):

или 96,12%

Вывод: Согласно шкале Чэддока связь между объемом кредитных вложений и суммой прибыли банков является весьма тесной.


Задание 3

По результатам выполнения Задания 1 с вероятностью 0,683 необходимо определить: ошибку выборки средней величины объема валового дохода домохозяйств и границы, в которых будет находиться генеральная средняя.

Решение Задания 3

Целью выполнения данного Задания является определение для генеральной совокупности домохозяйств районов границ, в которых будут находиться величина среднего объема кредитных вложений банков.

Определение ошибки выборки для среднего объема кредитных вложений банков и границ, в которых будет находиться генеральная средняя

Применение выборочного метода наблюдения всегда связано с установлением степени достоверности оценок показателей генеральной совокупности, полученных на основе значений показателей выборочной совокупности. Достоверность этих оценок зависит от репрезентативности выборки, т.е. от того, насколько полно и адекватно представлены в выборке статистические свойства генеральной совокупности. Как правило, генеральные и выборочные характеристики не совпадают, а отклоняются на некоторую величину ε, которую называют ошибкой выборки (ошибкой репрезентативности).

Значения признаков единиц, отобранных из генеральной совокупности в выборочную, всегда случайны, поэтому и статистические характеристики выборки случайны, следовательно, и ошибки выборки также случайны. Ввиду этого принято вычислять два вида ошибок — среднюю и предельную .



Средняя ошибка выборки — это среднее квадратичное отклонение всех возможных значений выборочной средней от генеральной средней, т.е. от своего математического ожидания M[].

Величина средней ошибки выборки рассчитывается дифференцированно (по различным формулам) в зависимости от вида и способа отбора единиц из генеральной совокупности в выборочную.

Для собственно-случайной и механической выборки с бесповторным способом отбора средняя ошибка выборочной средней определяется по формуле:

, (15)

где – общая дисперсия выборочных значений признаков,

N – число единиц в генеральной совокупности,

n – число единиц в выборочной совокупности.

Предельная ошибка выборки определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная средняя:

,

, (16)

где – выборочная средняя,

– генеральная средняя.

Границы задают доверительный интервал генеральной средней, т.е. случайную область значений, которая с вероятностью Р гарантированно содержит значение генеральной средней. Эту вероятность Р называют доверительной вероятностью или уровнем надёжности.

В экономических исследованиях чаще всего используются доверительные вероятности Р= 0.954, Р= 0.997, реже Р= 0,683.



В математической статистике доказано, что предельная ошибка выборки Δ кратна средней ошибке µ с коэффициентом кратности t(называемым также коэффициентом доверия), который зависит от значения доверительной вероятности Р. Для предельной ошибки выборочной средней это теоретическое положение выражается формулой

(17)

Значения t вычислены заранее для различных доверительных вероятностей Р и протабулированы (таблицы функции Лапласа Ф). Для наиболее часто используемых уровней надежности Р значения t задаются следующим образом (табл. 2.15):

Таблица 2.15

Доверительная вероятность P

0,683

0,866

0,954

0,988

0,997

0,999

Значение t

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

3,5

По условию демонстрационного примера выборочная совокупность насчитывает 30 домохозяйств, выборка 2% механическая, следовательно, генеральная совокупность включает 1500 домохозяйств. Выборочная средняя, дисперсия определены в Задании 1 (п. 3). Значения параметров, необходимых для решения задачи, представлены в табл. 2.16:

Таблица 2.16

Р

t

n

N







0,683

1

30

1500

149,9

3836,1598

Расчет средней ошибки выборки по формуле (15):

,

Расчет предельной ошибки выборки по формуле (17):


Определение по формуле (16) доверительного интервала для генеральной средней:
Вывод: На основании проведенного выборочного обследования домохозяйств районов с вероятностью 0,683 можно утверждать, что для генеральной совокупности домохозяйств средний объем валового дохода находится в пределах от 145,3 тыс. руб. до 154,5 тыс. руб.


Задание 4

Потребление товаров и услуг населением района характеризуется следующими данными:

Таблица 2.17

Определите:

Общий индекс цен на товары и услуги.

Индекс покупательной способности рубля.

Общий индекс физического объема потребления товаров и услуг в сопоставимых ценах.

Общий индекс потребления товаров и услуг в фактических ценах.

Абсолютный прирост (снижения) стоимости товаров и услуг вследствие:

а) изменения цен;

б) объема продажи по каждому виду товаров и услуг.

Дайте анализ исчисленных показателей и сделайте выводы.

Решение задания 4

Ip =





Таблица 2.18

Расчет агрегатных индексов цены, товарооборота и физического объема продаж

Виды товаров и услуг

p1q1

ip

iq

p0q1=p1q1/ip

p0q0=p0q1/iq

Продовольственные товары

432

1,1

0,95

392,7

413,4

Непродовольственные товары

690

1,15

0,8

600,0

750,0

Платные услуги

252

1,3

0,7

193,8

276,9

Итого

1374

х

х

1186,6

1440,3

Он показывает, что уровень цен на товары и услуги, реализованные в III квартале, возрос на 15,8 % (115,8%-100%).

2. или 86,4 %.

Он показывает, что покупательная способность рубля в III квартале снизилась на 13,6 % (100%-86,4%).

3. Найдём индекс физического объёма потребления товаров и услуг в сопоставимых ценах по формуле среднего гармонического взвешенного индекса физического объёма продукции:


или 82,4 %.

Он показывает, что физический объём потребления товаров и услуг в сопоставимых ценах снизился в III квартале по сравнению со II кварталом на 17,6% (100%-82,4%).



4. Общий индекс потребления в фактических ценах найдем по формуле:

или 95,4%

Он показывает, что общий выпуск продукции (стоимость) в фактических ценах снизился в III квартале по сравнению со II кварталом на 5,6% (100-95,4%).

5. Подсчитаем абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие изменения цен и объёма продаж по каждому виду товаров и услуг.

Для этого построим таблицу 2.19.

Таблица 2.19

Абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие изменения цен и объёма продаж

Виды товаров

и услуг






















Продовольственные товары

432

1,10

0,95

392,727

413,397

39,273

-20,670

Непродовольственные товары

690

1,15

0,80

600,000

750

90,000

-150,000

Платные услуги

252

1,30

0,70

193,846

276,923

58,154

-83,077



1374

3,55

2,45

1186,6

1440,3

187,454

-253,747

где:

— стоимость товаров и услуг в III квартале в текущих ценах, млн. руб.;

— средний индекс цен III квартала ко II кварталу;

— средний индекс объёма продажи III квартала ко II кварталу в сопоставимых ценах;

— стоимость товаров и услуг в III квартале в сопоставимых ценах, млн. руб.;

— стоимость товаров и услуг во II квартале в ценах II квартала (базисных), млн. руб.;

– абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие изменения цен, млн. руб.;

– абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие изменения объёма продажи, млн. руб.

Вследствие роста цен стоимость товаров и услуг выросла на 187,454 млн. руб. Вследствие уменьшения объема продажи стоимость товаров и услуг снизилась на 253,747 млн. руб.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


3.Аналитическая часть

1. Постановка задачи

Контроль за изменением стоимости основных продуктов питания по регионам в отчетном периоде по сравнения с базисным и в среднем по всем регионам.

По данным, представленным в таблице 3.1, необходимо рассчитать:

• изменение стоимости набора продуктов питания по округам;

• изменение стоимости набора продуктов питания в среднем по всем округам.

Таблица 3.1

Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (для мужчин трудоспособного возраста)




Январь 2008г., руб.

Январь 2009г., руб.

Центральный федеральный округ

1870,09

2150,54

Северо-Западный федеральный округ

2020,7

2364,09

Южный федеральный округ

1788,82

2042,03

Приволжский федеральный округ

1727,56

1936,15

Уральский федеральный округ

1968,61

2320,79

Сибирский федеральный округ

1887,61

2157,71

Дальневосточный федеральный округ

2534,21

3001,32



Источник: http://www.gks.ru
2. Методика решения задачи
В статистическом исследовании изменения стоимости продуктов питания используется индексный метод.

Изменение стоимости по отдельному округу будем вычислять по формуле:

(1)

Изменение стоимости по всем регионам:

(2)

где: — стоимость набора в отчетном периоде;

— стоимость набора в базисном периоде.
3. Технология выполнения компьютерных расчетов
Статистические расчеты изменения стоимости набора продуктов выполнены при помощи пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.

Расчетные формулы приведены в таблице 3.2.

Таблица 3.2
Январь 2008 г., руб. (p0q0)

Январь 2009 г., руб. (p1q1)

Изменение стоимости набора, %

Центральный федеральный округ

1870,09

2150,54

=C2/B2

Северо-Западный федеральный округ

2020,7

2364,09

=C3/B3

Южный федеральный округ

1788,82

2042,03

=C4/B4

Приволжский

федеральный округ



1727,56

1936,15

=C5/B5



Уральский федеральный округ

1968,61

2320,79

=C6/B6

Сибирский федеральный округ

1887,61

2157,71

=C7/B7

Дальневосточный федеральный округ

2534,21

3001,32

=C8/B8

Итого

=СУММ(B2:B8)

=СУММ(C2:C8)

=C9/B9

Результаты расчетов приведены в таблице 3.3:

Таблица 3.3




Январь 2008 г., руб. (p0q0)

Январь 2009 г., руб. (p1q1)

Изменение стоимости набора, %

Центральный федеральный округ

1870,09

2150,54

1,149966044

Северо-Западный федеральный округ

2020,7

2364,09

1,169936161

Южный федеральный округ

1788,82

2042,03

1,141551414

Приволжский федеральный округ

1727,56

1936,15

1,12074255

Уральский федеральный округ

1968,61

2320,79

1,178897801

Сибирский федеральный округ

1887,61

2157,71

1,143090999

Дальневосточный федеральный округ

2534,21

3001,32

1,184321741

Итого

13797,6

15972,63

1,149966044



Графически изменение стоимости набора продуктов питания по регионам представлено на рис.3.1.
Рис.4. Изменение стоимости набора продуктов питания по округам
4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов
Результаты проведенных расчетов позволяют сделать выводы о том, что стоимость набора основных продуктов питания по всем округам с января 2008 г. по январь 2009 г. увеличилась на 15,77 %.

По округам в отдельности стоимость набора выросла в:

Центральном ФО на 15%;

Северо-Западном ФО на 17%;

Южном ФО на 14,15%;

Приволжском ФО на 12,07%;

Уральском ФО на 17,89%;

Сибирском ФО на 14,31%;

Дальневосточном ФО на 18,43%.

Самый высокий рост стоимости отмечается в Дальневосточном ФО, самый низкий в Приволжском.



Заключение

Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

В данной курсовой работе были проанализированы статистические методы исследования потребления населения, а также проиллюстрированы конкретными данными, расчетами и графиками. Приведенные в данной курсовой работе методы широко применяются на практике.

Целью данной работы явилось ознакомление с материалами по теме: «Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг», овладение теоретическими знаниями и применение их на практике.

В теоретической части мы рассмотрели понятие потребления, источники данных потреблений, основные статистические показатели и методы изучения потребления населением товаров и услуг.

В расчетной части работы были исследованы выборочные данные о валовых доходах и расходах на продукты питания домохозяйств одного из районов. И можно сказать, что между валовым доходом и расходами на продукты питания существует прямая корреляционная связь.

В аналитической части проанализировано изменение стоимости основных продуктов питания по 7 федеральным округам. В результате стоимость набора по всем округам с января 2008 г. по январь 2009 г. увеличилась на 15,77%.


Список использованной литературы

Гусаров В. М. Теория статистики. Учеб. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2004. – 463 с.

Елисеева И.И. Социальная статистика. М.: Финансы и Статистика, 2004. – 656 с.

Общая теория статистики: статистическая методология в изучении коммерческой деятельности, Учебник / под редакцией А.А. Спирина, О.Э. Башиной: М.: «Финансы и статистика», 2005. – 567 с.

Практикум по статистике: Учебное пособие для вузов/ под редакцией В.М. Симчеры/ ВЗФЭИ.-М.: ЗАО «Финстатинформ», 2006. – 259 с.

Статистика: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов III курса, обучающихся по специальности 060400 “Финансы и кредит” (первое высшее образование). – М.: Вузовский учебник, 2005. – 81с.

Экономика: Учеб. / Под ред.А.С.Булатова. — М.: Экономистъ, 2006. – 572 с.

Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Иванова Ю. И… –М.: Инфра-М, 2005. – 480 с.

Интернет-ресурсы:

Российская Федерация Федеральная служба государственной статистики: портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru свободный. — Дата обращения 13.01. 2011.





Приложение 1

Расчетные формулы для аналитической части


Приложение 2

Конечные результаты


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.