--PAGE_BREAK--
2. Организация службы сбыта на ОАО «Ликероводочный завод «Хабаровский»
2.1 Краткая характеристика предприятия
Полное фирменное наименование: Открытое Акционерное Общество «Ликероводочный завод «Хабаровский»
Сокращенное наименование: ОАО «ЛВЗ «Хабаровский»
Место расположения:г. Хабаровск, ул. Тургенева, 59
ОАО «Ликероводочный завод «Хабаровский» — современное, стабильное предприятие одно из лидирующих в производстве алкогольной продукции Хабаровского края и Дальневосточного региона. Сегодня завод — это цеха, оборудованные по последнему слову науки и техники, собственный цех сувенирной продукции, широкая сеть мелкооптовых и фирменных магазинов.
Результат деятельности завода — это алкогольные напитки высочайшего качества. Предприятие выпускает более 40 наименований алкогольных напитков, в потребительском и сувенирном исполнении. Благодаря широкому ассортименту выпускаемой продукции, она признана самым широким кругом потребителей: рабочими, бизнесменами, творческой интеллигенцией. Высокий стандарт качества и современный дизайн в оформлении продукции были отмечены многочисленными наградами на различных выставках и смотрах-конкурсах.
ОАО «Ликероводочный завод «Хабаровский», входящий в группу компаний «Синергия», работает в лучших Российских традициях производства водок и настоек. Применение векового опыта, сочетание классической и современной технологии приготовления, использование высококачественного спирта, кристально чистой воды и натурального сырья – все это обеспечивает выпускаемой продукции высокое качество, популярность и узнаваемость.
Вся продукция изготавливается из натуральных экологически чистых компонентов. Добавки из плодов, ягод и трав Дальневосточной тайги придают неповторимые свойства алкогольным изделиям ОАО «Ликероводочный завод Хабаровский».
В своем развитии предприятие ориентируется на современные технологии и научные достижения отрасли с использованием своих рецептурных и композиционных разработок. Основой деятельности является принцип выпуска высококачественной алкогольной продукции широкого ассортимента (см. Приложение А) [12].
Продукция завода представлена в различных ценовых категориях. Соотношение доступной цены и высокого качества продукции делают ее привлекательной для покупателей.
Основными поставщиками, на долю которых приходится 10 и более процентов всех поставок товарно-материальных ценностей являются Общество с ограниченной ответственностью «Ситалл-Восток» и Краевое государственное унитарное предприятие «Лазовский спиртовик». Основной рынок сбыта товаров и услуг – Дальневосточный регион.
Основными конкурентамиОАО «ЛВЗ «Хабаровский» являются ОАО «Ликероводочный завод «Корфовский» и Комсомольский ГПК.
Основной деятельностью ОАО «ЛВЗ «Хабаровский» является производство и реализация ликероводочной продукции. Доля доходов от основного вида деятельности составляет почти 100 % (см.таблица 1).
Таблица 1 – Доля доходов от основного вида деятельности
Показатели, характеризующие прибыльность и убыточность предприятия сведены в следующей таблице:
Таблица 2 – Прибыль и убытки
Производство продукции на ОАО «ЛВЗ «Хабаровский» является рентабельным. Наблюдается снижение уровня рентабельности. Снижение рентабельности связано с тем, что темпы роста себестоимости опережают темпы роста выручки от продаж.
Таблица 3 – Объем производства и выручка от реализации
В таблице 3 представлены объем производства и выручки от реализации. Из таблицы можно увидеть, что объем выпуска сократился, по сравнению с 2003 годом, а выручка от реализации, наоборот, возросла. Это можно объяснить удорожанием сырья и материалов, необходимых для производственного процесса, и, следовательно, повышением цены на готовую продукцию.
Однако, по выше приведенным данным нельзя судить о деятельности предприятия в целом, так как в таблице 3 для анализа приведен не весь ассортимент, а лишь те позиции, которые занимают наибольший удельный вес, причем только среди водок. Всего же в ассортименте водок насчитывается порядка четырнадцати наименований, а весь ассортимент включает более сорока наименований ликероводочных изделий.
Тем не менее, объем производства, в целом по предприятию, ежегодно растет (т.к. растет производительность труда). А это значит, что предприятие расширяет свой ассортимент, что и обеспечивает рост производства.
2.2 Каналы сбыта готовой продукции на ОАО «ЛВЗ «Хабаровский»
ОАО «ЛВЗ «Хабаровский» осуществляет сбыт готовой продукции через:
1. сеть фирменных магазинов «Русская водка»;
2. сеть торговых точек;
3. ООО «Торговый Дом Ликероводочного завода «Хабаровский»;
4. акцизные склады в г. Хабаровске;
5. филиалы в Комсомольске-на-Амуре и Владивостоке.
Фирменные магазины «Русская водка» расположены в разных районах города, в основном это большие спальные районы и, так называемая «красная линия» (см. Приложение Б). Помимо них, в городе насчитывается порядка шестнадцати фирменных торговых точек. ООО «Торговый Дом ликероводочного завода «Хабаровский» представляет собой вертикальную систему сбыта готовой продукции и располагается по тому же адресу, что и сам завод. Торговый Дом непосредственно осуществляет и контролирует сбыт готовой продукции производителя, т.е. выступает головным распределительным центром. Он работает как с собственными магазинами, так и с прочими сформированными каналами распределения, а так же с потребителями, которые не числятся на постоянном счету у предприятия. Естественно, что завод пытается привлечь как можно больше покупателей, и с этой целью широко используются услуги торговых агентов.
Вся готовая продукция завода хранится на специально оборудованных акцизных складах, откуда и осуществляется отгрузка и доставка в адрес потребителя (заказчика). Отгрузка производится автомобильным, железнодорожным и водным транспортом. ЛВЗ «Хабаровский» имеет два склада: один находится в собственности самого завода (расположен рядом, по ул. Тургенева, 63), второй – акцизный склад общего пользования (расположен по ул. Павловича, 6).
Филиалы ОАО «ЛВЗ «Хабаровский», расположенные в Комсомольске и Владивостоке представляют интересы своего эмитента и реализуют его продукцию в месте расположения. Таким образом, все каналы распределения можно разделить на три группы: собственная сеть, контролируемая сеть и прямые продажи (см табл. 4).
Таблица 4 – Каналы сбыта на ОАО «ЛВЗ «Хабаровский»
Схематично систему сбыта ОАО «ЛВЗ «Хабаровский» можно представить следующим образом (см. рисунок 8):
Рисунок 8 – Система сбыта на ОАО «ЛВЗ «Хабаровский»
2.3 Служба сбыта на ОАО «ЛВЗ «Хабаровский»
На ОАО «ЛВЗ «Хабаровский» служба сбыта организована по принципу функционального подчинения всех отделов главному управляющему по сбыту – коммерческому директору. Поскольку ООО «Торговый Дом Ликероводочного завода «Хабаровский» представляет собой вертикальную систему сбыта готовой продукции, в структуре службы сбыта выделяются отдел продаж и отдел распределения, обеспечивающие собственную сеть фирменных магазинов, сеть торговых точек, и прямые продажи.
Отдел продаж непосредственно работает с клиентами: принимает заявки, заключает договоры купли-продажи, договоры поставки, принимает пожелания и рассматривает предложения заказчиков. Вся полученная информация затем поступает в отдел распределения, который отвечает за формирование партий товаров подлежащих отправке или отгрузке. Как уже отмечалось, предприятие использует два склада, и в отделе распределения решаются вопросы о том, сколько какой продукции должно поступить на тот или иной склад, и сколько, в каких объемах и по каким маршрутам должно быть отпущено со склада.
Отгрузка готовой продукции производится автомобильным, железнодорожным и водным транспортом. Естественно у предприятия имеется свой автомобильный парк, с помощью которого осуществляется доставка до потребителя, что обуславливает необходимость наличия транспортного отдела в структуре сбыта предприятия.
У данного предприятия также есть два филиала за пределами города, что обуславливает необходимость наличия регионального управляющего по сбыту.
В структуре службы сбыта имеется отдел маркетинга, занимающийся исследованием рынков, рекламой и изучением спроса.
Хотя продукция ОАО «ЛВЗ «Хабаровский» не имеет товарного знака, она узнаваема. Качество продукции подтверждается многочисленными наградами, которые ОАО «ЛВЗ «Хабаровский» получил на специальных выставках, что говорит о том, что продукция завода конкурентоспособна. На IVВсероссийской выставке «Лучшие товары и услуги на рынках России», проходившей в «Экспоцентре» Москвы (2002 год) ЛВЗ «Хабаровский» был отмечен в номинации «Лучшее соотношение цены и качества». Теперь появилась надежда, что продукция ХЛВЗ проникнет и на московский рынок. По признанию экспертов, напитки на основе дальневосточных дикоросов и водки класса «премиум» при их относительно не высокой цене наверняка будут пользоваться в столице повышенным спросом. [9]
Открывающаяся перспектива весьма современна поскольку на хабаровском рынке заводу сегодня уже, как говорится, стало тесно. Особенно с учетом того, сколько ликероводочной продукции ныне ввозится в наш край из других регионов. Хотя и в этих условиях темпы производства постепенно наращиваются. Но прирост происходит в основном за счет новых разработок. А в целом же выпускаемые объемы приближаются к показателям «критической массы», поэтому проблема расширения рынков сбыта сегодня как никогда актуальна.
Исходя из этих условий, на предприятии и строят сегодня ассортиментную политику. Происходит своеобразная оптимизация: от выпуска некоторых напитков, спрос на которые упал, приходится отказываться, а упор делать на высококачественной продукции, которая ни в чем не уступает элитным сортам российских водок. Всеми этими вопросами и занимается отдел маркетинга.
Ввиду выше сказанного, структуру службы сбыта на ОАО «ЛВЗ «Хабаровский» можно наглядно представить следующим образом (рисунок 8):
Рисунок 9 – Организация сбытовой службы на ОАО «ЛВЗ «Хабаровский»
продолжение
--PAGE_BREAK--