--PAGE_BREAK--До лета 2001 года рынок сетевой наружной рекламы Архангельска был представлен несколькими рекламными агентствами, бесспорными лидерами которого являлись «Норд-медиа». «Outdoor Callery» и «TYD» (к слову, в июле «TVD» получило новое имя и теперь называется «News Outdoor Russia»). Причем два последних агентства — это региональные представительства крупных одноименных рекламных компании Москвы. В 1997 году вся тропка практически одновременно появилась на архангельском рынке наружной рекламы пли, как его называют специалисты, outdoor-рынке. Но летом 2001 г. произошли значительные изменения. На рынок вышли две архангельские компании, которые ранее с биллбордамн не работали. Это рекламно-производственное агентство «Графика» и рекламное агентство «M&D». За два месяца щиты в городе стали расти как грибы после дождя. Крупные рекламные конструкции появились как на небольших улицах, так и на «дорогом» Троицком проспекте.
Опросив несколько источников, мы попытались определить пятерку лидеров наружной рекламы Архангельска: «Норд-Медиа». OutdoorGallery, TVD, «Графика», M&D.
Несмотря на большой поток новых рекламоносителей, появившихся в Архангельске, многие считают, что это лишь начато «второй волны»… Так, производственно-рекламная компания «Принт-Мастер» намерена уже в ближайшее время стать более крупным участником outdoor-рынка. Компания работает на рекламном рынке Архангельска восемь лет и на данный момент имеет в городе 3 щита. Но, по словам генерального директора компании Дмитрия Тяпкина, в настоящее время на стадии согласования находится еще 13 биллбордок. Помимо этого «Принт-Мастер» занимается размещением световых коробов на ж/д вокзале.
Другое рекламное агентство «М'АРТ» также планирует выйти на рынок наружной рекламы и занять на нем свою нишу.
В заключении мне бы хотелось привести небольшую информационную таблицу.
Таблица 1
Лидеры наружной рекламы в Архангельске
Название компании
Как давно на рынке сетевой рекламы г. Архангельска
Количество принадлежащих компании биллбордов в г. Архангельске
«Норд-медиа»
с 1997
70 сторон 3*6
«Графика»
с лета 2001
48 сторон 3*6
OutdoorGallery
с 1997
30 сторон 3*6,
8 сторон 3*12
TVD
с 1997
36 сторон 3*6
M&D
с лета 2001
12 сторон 3*6,
биллборд галерея, общей длиной 126 м.
1.2.2. Печатная реклама
Печатная реклама известна уже давно. Особое внимание мне хотелось бы уделить лишь основным тенденциям, изменениям на рынке печатной рекламы.
Так, в начале II квартала в Архангельске произошли прогнозируемые изменения рекламодателей, размещающих рекламу в региональных печатных СМИ.
Перемены на рынке печатной рекламы в Архангельской области
Как и в I квартале 2001 года, верхние строки рейтинга
рекламной активности, по затраченным рекламодателями суммам по-прежнему заняты секторами «строительство, операции с недвижимостью», «торговля производством мебели». Эти отрасли, наряду с секторами «продукты питания», а также «досуг, отдых, рекреационные услуги», «оргтехника, компьютеры» остались на своих прежних позициях.
Происходят лишь незначительные перемещения в пределах 1-2 пунктов. Так, если компьютерные фирмы Архангельска в начале года находились на 13-й позиции, то и в середине лета они остались на прежнем месте. Ни количество объявлений (171 — в I квартале, 124 — в первые месяцы II квартала), ни затраченные суммы практически не изменились. Однако эти показатели лишь косвенно свидетельствуют о стабильности в указанных секторах. Причина стабильности, объясняется тем, что у некоторых компаний заключены долгосрочные договоры с печатными изданиями, а рекламные площади были выкуплены на несколько месяцев вперёд.
Изменения на рынке печатной рекламы в финансовом секторе Архангельска
Количество рекламных объявлений осталось неизменным (около 30 блоков в месяц), а вот рекламные площади увеличились на 25%. Весной и летом 2001 года архангельские финансисты в целом затратили около 75 тысяч рублей в месяц на размещение рекламы в печатных изданиях. Лидером по количеству купленных рекламных площадей в весенне-летний период, как и в I квартале, остается региональное отделение ГУТАБАНКа. Прошлые же фавориты — WESTERN UNION, СОБИНБАНК, МИБ с появлением в городе «новичков» -СЕВЕРГАЗБАНК и МАКБАНК — отошли на второй план. Суммарный объем затраченных средств в секторе «Финансовые, страховые, брокерские услуги» в апреле и мае составил около 100 тысяч рублей.
Серьезные изменения произошли в секторе «Одежда обувь». Ситуация в данной области похожа на старт ракеты. Так, по сравнению с I кварталом «Одежда и обувь» переместилась на 8 пунктов вверх (самый большой прирост рекламной активности) и сейчас занимает 7 место. Количество рекламных объявлений в прессе возросло с 32 (в I квартале) до 169 (в первые месяцы II квартала)! Одновременно увеличилось на 30% и число компаний, позиционирующих себя в данном секторе (сейчас их 59). Стабильно первые места здесь занимают архангельская торговая сеть «СТИЛЬ-ИНТЕР-ОБУВЬ» и отделы в торговом центре «ОРБИТА». Эти компании потратили с начала 2001 года на рекламу в печатных изданиях Архангельска около 200 тысяч рублей.
При этом прирост за первые 2 месяца II квартала в указанном секторе составил 65%, а объем средств, затраченных 41 компанией, — 350 тысяч рублей. Лидерами на сегодняшний день являются торговая сеть «СТИЛЬ-ИНТЕР-ОБУВЬ», торговый центр «ОРБИТА», «ПАНДА», «РИМ», фирменный магазин одежды «МАРШАЛ».
Изменения в секторе рекламы туристических компаний.
Активность в данном секторе в I квартале была довольно низкой, однако, как и следовало ожидать, с приходом лета туристический бизнес оживился на 60 %. Количество рекламных предложений только за
первые летние месяцы составляет более 120 блоков по сравнению с 118 за весь I квартал 2001 года. К сожалению, для издательств значительная активизация в секторе туризма не принесла пропорциональных доходов. Денежные поступления возросли лишь на 35%. Это в первую очередь связано с тем, что большинство компаний, занятых в туристическом и гостиничном бизнесе Архангельска, традиционно покупают рекламные блоки малых размеров в тематических разделах рекламных газет.
Между тем в туристском секторе Архангельска наблюдается большая конкурентность — более 35 активно рекламирующихся компаний для города с населением в 380 тысяч человек. Из 140 тысяч рублей, затраченных на рекламу в печатных изданиях, 50% приходится на традиционную для Архангельска первую «туристскую пятерку»: «КОМАНДОР», «ГЕРМЕС», «СЕЛЕНА», «ВИЗИТ», «DEEP TOUR». Тем не менее положительная динамика в этом секторе продолжается
В подведении итогов приведу диаграмму.
1.2.3. Реклама на радио
Радио некоторыми воспринимается как бедный родственник телевидения, хотя это не более, чем заблуждение. Радиостанции имеют огромный потенциал и успешно конкурируют с другими СМИ.
Современная реклама на радио переживает подъем благодаря нескольким факторам:
Оперативность. Радио предоставляет рекламодателю уникальные возможности воплощения в жизнь рекламной стратегии за счет
мгновенной передачи сообщения и возможности контролировать время выхода в эфир.
Большой потенциал охвата. Радио есть везде. Оно настигает людей на работе, на отдыхе, дома, в автомобиле и может являться
последним средством рекламы на пути к магазину.
Высокая степень достижения целевой аудитории. Мобильность радиорекламы дает возможность выбирать конкретную целевую аудиторию. Использование различных программ позволяет добиться высокой точности в охвате любого сегмента рынка. Специализированные программы
для водителей, домохозяек, студентов бизнесменов и др. позволяют направить рекламное обращение точно «по адресу». Радиослушатели, в какой-то степени, похожи на читателей журналов — они слушают любимые передачи в определенное время. Это позволяет достигнуть высокой частотности повторного воздействия рекламы.
Личностный характер. Радио передает весь спектр эмоций, теплоту и доверительность человеческого голоса, все образы создаются в воображении слушателя, поэтому радиореклама более других напоминает личную продажу.
Экономичность. Процесс производства радиорекламы не требует сложных технологий, поэтому он несоизмеримо мал по сравнению с производством телерекламы, стоимость проката также в десятки раз ниже. Это дает шанс множеству небольших предприятий быть услышанными. Для крупных же предприятий с рекламными бюджетами в несколько тысяч долларов, 300-500 из них, потраченных на радиорекламу, покрывают эфирное время радиостанции на 2-4 недели[8].
Радио, как рекламный канал, можно использовать для любых целей — от объявления в несколько слов до масштабной имиджевой акции.
При разработке рекламы на радио нужно учитывать несколько основных моментов:
Имидж и раскрученность радиостанции;
Величину аудитории и степень ее совпадения с целевой группой;
Оригинальность текста и его подачи;
Качество исполнения;
Еще один важный момент, который необходимо учитывать, размещая рекламу на радио: формат радиостанции. В настоящее время, как в целом по России, так и в Архангельске, появляется все больше радиостанций, обслуживающих довольно узкие сегменты аудитории. Это могут быть радиостанции, формат которых состоит только из музыки 50-80-х годов, либо это только «кислотная» музыка, или просто «блатняк» и т.д. Естественно, что и у рекламодателей имеются свои предпочтения в выборе музыки. И вот здесь может произойти ошибка. Ошибка в рассуждении рекламодателя: «Мне нравится эта радиостанция, в ее эфире я и размещу свою рекламу». Стоит ли добавлять, что процент «попадания точно в цель» будет весьма мал. Делая выбор между той или иной радиостанцией, нужно помнить, что ее основные слушатели могут абсолютно не нуждаться в товаре или услуге, которые предлагаются к продаже. В ситуации, когда радиостанции начинают работать для более узких сегментов слушателей, на первый план выходит важность и своевременность получения маркетинговой информации относительно состава и предпочтений аудитории. И только тогда, когда будут взвешены все «за» и «против», возможно принятие решения, которое будет наиболее эффективным.
Не секрет, что единственным источником дохода коммерческих радиостанций является реклама, поэтому их коллективы уделяют огромное внимание профессиональному подходу к этому вопросу.
Рекламодатель, планируя разместить рекламу на радио, интересуется в первую очередь числом и типом слушателей той или иной радиостанции.
Одной из самых популярных радиостанций в Архангельске является «Русское Радио». На его волну (103,8 МГц) постоянно настроено более 1/3 радиослушателей. Современный формат «Русского Радио» образован уникальным соотношением музыки, информации и культурных программ. Маркетинговая концепция «Русского Радио» строилась исключительно на основе песен на русском языке. Российская аудитория всегда стремилась к эмоциональности, «душевности» песен, что во многом и определяет популярность этой радиостанции, слоган которой так и звучит: «Музыка для души».
По данным социологического исследования, проведенного в Архангельске, аудитория «Русского Радио» самая образованная — 38% ее слушателей имеют высшее образование. Наибольшей платежеспособностью обладает возрастная группа 30-40 лет. Это люди, имеющие стабильный заработок или свое дело. Они являются основной целевой группой любого рекламодателя и определяют эффективность рекламы на радио. Доля подобных радиослушателей аудитории «Русского Радио» составляет 30% и является наибольшей среди других радиостанций, работающих в Архангельске.
Радиореклама эффективна, если она рассчитана на определенную аудиторию и передается в то время, когда именно эта аудитория слушает радио. По данным социологического опроса, 52% архангельских радиослушателей включают радио с 12 до 18 часов: около 47% предпочитают слушать радио с 6 до 12 часов или с 18 до 24 часов. Поэтому ярко выраженного «прайм-тайм» на радио нет. Для охвата наибольшего процента аудитории местная студия «Русского Радио» выходит в эфир ежедневно с 7.30 до 23.00, каждую «20» и «50» минуту часа. Поэтому, исходя из специфики рекламируемого продукта или услуги, на «Русском Радио» можно выбрать наиболее подходящее для эфира время. Рекламу ресторанов, например, наиболее выгодно размещать в вечером, информацию о развлекательных программах — накануне выходных дней, и т. д. Рекламный график радиостанции позволяет повторять рекламу необходимое количество раз (до 15 в день) и мотивировать потребителя на приобретение товара, что особенно важно для местных коммерческих фирм[9].
Существует два типа рекламы на радио: реклама в прямом эфире и в записи. «Русское Радио» предлагает своим клиентам оба варианта.
Наиболее экономичными являются устное объявление и трансляция рекламного ролика. Информация в программу «Новости» будет стоить чуть дороже, но и привлечет наибольшее внимание слушателей.
На «Русском Радио» распространенной является форма спонсорства популярных эфирных программ, например, программ «Стол заказов», «Прогноз погоды», «Гороскоп» и др. Специализированные программы являются рекламными страничками спонсоров и предполагают активное участие в эфире заказчика рекламы.
Особенно эффективными формами рекламы являются игры, конкурсы и лотереи с участием представителей целевой аудитории. Действие происходит в прямом эфире, а призы для победителей предоставляют рекламодатели.
Радиореклама ни в коем случае не должна быть подобием печатной рекламы, сдобренной популярной мелодией, хотя это и наименее обременительный путь ее создания. «Высший пилотаж» — создание мини-спектакля, который способен передать ощущение реальной жизни, — по силам ведущим «Русского Радио», впрочем, как и многие другие проекты: музыкальные марафоны в ведущих клубах города, шоу-программы, дискотеки...
1.3. РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК АРХАНГЕЛЬСКА И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ.
По объективным причинам Архангельск в рекламном бизнесе весьма отстал от деловых центров России: Москвы и Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга, однако процессы, свидетельствовавшие о формировании такого рынка и в этом городе, были схожими. Возникновение его, этого рынка, и в большей степени стихийное развитие, относится к началу 90-х. Осознанное формирование и структурирование — к середине 90-х.
В это время в Архангельске стал складываться профессиональный рынок рекламы.
На рекламном рынке Архангельска сейчас практически завершились структурирование, сегментация. Все участники рынка определились структурно и в тех профессиональных направлениях, в которых наиболее сильны. Агентства с профилировались, понимая, что заниматься всем невозможно. Регион по большому счету небольшой, и рекламный рынок зависит от рынка промышленного. В Архангельске сформировались основные промышленно-финансовые группы, поделив рынок между собой. И, соответственно, агентств, которые существуют независимо, почти не осталось.
Дальнейшее развитие рынка? Оно может быть тогда, когда товаропроизводители осознают в полной мере необходимость рекламы. Сейчас же она находится в весьма загнанном состоянии. Скажем, купить новейший станок за огромные деньги – это нормально. А заплатить десятую часть от этих денег на продвижение, на то, чтобы продукция, произведенная на этом станке, нашла своего потребителя — большая проблема. Когда же такой перелом в сознании произойдет — тогда наступит новый качественный рост рекламных услуг. Главное, чтобы сами производители осознали — если они не будут вкладывать существенные деньги в рекламу, в PR, то они никогда не продвинутся.
В настоящее время ведется серьезная работа по разработке концепции рекламы в городской среде, где необходимо упорядочить рекламные процессы. Пример для нас – Санкт-Петербург, где наиболее гармонично и грамотно решены эти проблемы. Реклама соизмеряется с внутренней эстетикой города, его архитектурными памятниками. Хотим питерский опыт адаптировать к Архангельску. И здесь понадобится помощь и дизайнеров, и архитекторов, и чиновников мэрии.
Кроме того, за последние несколько лет, в связи с отсутствием профессионального подхода, имидж мэрии и горсовета Архангельска в общественном мнении жителей сильно искажен, если не сказать более. Нужны большие усилия для исправления этой ситуации. И она видится, прежде всего, в профессиональном подходе, установлении принципов открытости и постоянного диалога с жителями города, а также грамотном позиционировании Архангельска на российском и международном уровне.
продолжение
--PAGE_BREAK--