Реферат по предмету "Маркетинг"


Развития малого бизнеса в Республике Беларусь

--PAGE_BREAK--В республике гарантируется:
ü                право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущества;

ü                защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством страны и договорами;

ü                научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;

ü                страхование предпринимательского риска; запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренных в контракте.

Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.

Причины, по которым небольшие предпринимательские коллективы (без специальных мер государственной поддержки) не могут быть равноправными и равносильными конкурентами крупных товаропроизводителей следующие:

ü        их производственная и техническая привязка к крупным предприятиям-производителям, которым они доставляют узлы, детали, или оказывают услуги;

ü        зависимость от кредитных банков, которые, не имея солидных гарантий от предпринимателей, могут ущемлять их в выделении финансовых ресурсов;

ü        неустойчивость получаемых доходов вследствие небольших объёмов производства и ориентации на изменчивую рыночную конъюнктуру и т.п.

Учитывая эти и другие обстоятельства, в Республике Беларусь разработана Государственная и региональные программы поддержки предпринимательства, образован Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. Программа включает:

ü        создание целостной системы правовых, экономических, финансовых, информационных, технологических и других условий для развития предпринимательства;

ü        организацию методического и кадрового обеспечения предпринимательской деятельности;

ü        меры по привлечению иностранных инвестиций в экономику республики.

Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются за счёт:

ü       отчислений (взносов) министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей;

ü       средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, временно передаваемых фонду для осуществления уставных задач;

ü       ассигнований из республиканского бюджета;

ü       банковских процентов за использование временно свободных средств фонда;

ü       иных поступлений и доходов.

Фонд осуществляет:

ü        финансирование разработок и реализацию программ, связанных с развитием предпринимательской деятельности;

ü        финансовую поддержку территориальных программ развития предпринимательства, непосредственное инвестирование частной инициативы и другие виды финансовой поддержки предпринимательства;

ü        установление и развитие взаимовыгодных контактов с аналогичными фондами и другими организациями зарубежных стран.

Вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. Предприниматель имеет право обращаться в суд или хозяйственный суд с заявлением о признании недействительными и правомерными актов государственных и иных органов либо действий должностных лиц, касающихся его деятельности [32, с. 73].

Убытки, причинённые предпринимателю в результате выполнения указаний государственных или иных органов, возмещаются этими же органами. Споры о возмещении убытков решаются судом в соответствии с его компетенцией.

Каково оно, лицо частного бизнеса Беларуси? Уверенное и целеустремлённое, или испуганное и обречённое? Каковы его проблемы: сбыт, технологии, конкуренция, налоги, контролёры или бандиты? Кто ему друг: западный инвестор, предпринимательские союзы – независимые и пропрезидентские – или налоговик, местный чиновник и политик?

Мировой опыт развития малого бизнеса показал большую эффективность микрокредитования, которое является особо актуальным для начинающих предпринимателей. Нормативная база и проект микрокредитования разрабатывались совместно с Программой ООН и правительства Республики Беларусь. Финансирование данной программы будет осуществляться как за счёт средств белорусской стороны, так и за счёт привлечения средств иностранных “доноров”. В настоящее время приступил к реализации микрокредитования Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.

Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение – отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как доходы всех социально-профессиональных групп, работающих на государственных предприятиях и учреждениях довольно низкие.

Преимущественная специализация малых предприятий в области торговли и посреднических услуг является следствием невостребованности малых предпринимательских форм в качестве субподрядчиков крупных промышленных структур.

Все мероприятия государственной программы, необходимой для осуществления задач поддержки малого предпринимательства, с учётом значимости и последовательности можно объединить в три блока:

ü        создание благоприятной для малого бизнеса внешней среды;

ü        содействие решению основных проблем малых предприятий;

ü        ориентация малых предприятий на решение приоритетных проблем конкретных территорий.

Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование предпринимательства:

ü        преимущественная ориентация предпринимательских структур на деятельность в сфере торговли и общественного питания – примерно 50% от общего количества предприятий;

ü        недолговечность большинства предпринимательских структур, обусловленная нестабильностью общей экономической ситуации, отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям;

ü        вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно-технического прогресса, их неспособность переломить негативные последствия за счёт прорыва на экспортные рынки;

ü        «размывание» специфики функций поддержки малых предприятий, их «растворение» в общем процессе удовлетворения предпринимательских нужд, что, в частности, резко повышает требования к размеру государственных затрат;

ü        отсутствие оперативного контроля показателей деятельности субъектов малого предпринимательства.

Предпринимательство в Республике Беларусь, получившее развитие в 90-е годы за прошедшее десятилетие превратилось в самостоятельный и весьма влиятельный элемент рыночной экономики.

Развивать предпринимательство оказалось очень трудно. Мешает несогласованность союзного и республиканского законодательства. Мешает былое огосударствление не только материальной жизни, но и духовной культуры, самой личности – винтика, которая разучилась мыслить категорией «Я» и непрерывно срывается на идеологию «МЫ». Мешает иждивенческий распределительный принцип, формировавшийся у нескольких поколений людей и ставший у нас бесспорной идеологией. Практически это религиозная вера в возможность социальных гарантий «сверху» без каких-либо усилий со стороны каждого человека.

На первых этапах негосударственный сектор был представлен преимущественно кооперативами, арендными и совместными предприятиями, а также лицами, зарегистрированными как индивидуальные предприниматели. Перспективы развития предпринимательства определяется прежде всего проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их очевидной нужности для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны сознавать, что на предпринимателей целесообразнее воздействовать экономическими, а не административными методами. Попытки волевого руководства развитием предпринимательства приводят к перемещению предпринимательских капиталов или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и во втором случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений.

Наиболее актуальными задачами развития малого предпринимательства на ближайшую перспективу являются [12, с. 27]:

ü        применение заявительного порядка регистрации малых предприятий;

ü        сокращение числа лицензированных видов деятельности;

ü        гарантия упрощённого льготного налогообложения для малых предприятий, работающих в приоритетных направлениях, а также специализированных организаций, оказывающих кредитные, консультационные, научно-технические и информационные услуги предпринимателям и их соблюдение;

ü        гарантия сохранения уровня налогообложения действовавшего на момент регистрации предприятия в течение установленного законодательством периода в случае ухудшения условий налогообложения и закрепление перечисленных гарантий в налоговом кодексе;

ü        расширение сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование малых предприятий на льготных условиях, таких как пониженный процент, более продолжительный срок кредитования, мягкие требования к залоговому обеспечению, бесплатное консультирование;

ü        активизация государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, увеличение объёмов финансирования на эти услуги;

ü        создание системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого предприятия, особенно по долгосрочным инвестициям;

ü        повышение достоверной статистической отчётности о развитии малого бизнеса.

В настоящее время в Республике Беларусь малому бизнесу уделяется значительное внимание: приняты соответствующие законы, разрабатываются программы государственной поддержки на общереспубликанском и областном уровнях, созданы центры и фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразных экономических зон, научно-технологических парков и инновационных центров.

Однако следует признать, что желаемые темпы развития подобных предприятий, обозначенных в программах, зачастую не совпадают с действительными, деловая активность малого предпринимательства снижается, следовательно, поиск действенных и эффективных организационных экономических инструментов государственной политики поддержки малого бизнеса по-прежнему актуален.

1.2. Современные направления развития организационно-правовых форм функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь
Очередной проект Указа по переходу индивидуальных предпринимателей (ИП) в коммерческие организации подготовило Министерство экономики. По подсчетам экспертов, он стал как минимум третьим вариантом за последние несколько месяцев. Причем изначально документ фигурировал как проект декрета.

Нынешний вариант указа состоит всего из трех пунктов и утверждает объемное Положение о порядке создания предпринимателем частного унитарного предприятия (ЧУП) в случае, если он не имеет возможности перейти в семейный бизнес, как того требует п. 1.1 Указа № 760.

Как и прежде, разработчики документа предлагают освободить ЧУПы от необходимости платить за госрегистрацию. Для осуществления этого процесса предлагается не позднее 1 ноября 2007 г. обратиться в свой регистрирующий орган и представить ряд документов: заявление (с указанием, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям законодательства и сведения в них достоверны); справку о согласовании наименования, анкету установленного образца на учредителя — физическое лицо; устав с указанием видов деятельности и две нотариально заверенные копии; копию свидетельства о госрегистрации в качестве ИП без нотариального заверения; гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение ЧУП по месту нахождения; а также эскизы печатей в двух экземплярах.

От уплаты госпошлины проект указа предлагает освобождать индивидуалов за свидетельствование подлинности подписи на уставах, а унитарные предприятия — за свидетельствование верности копии свидетельства о госрегистрации УП, карточки для представления их в банк, выдачу удостоверения руководителя коммерческой организации, выдачу дубликата извещения о присвоении учетного номера плательщика для открытия счетов в банке. При этом банкам предписывается не брать плату за закрытие счетов ИП и открытие счетов создаваемых ими ЧУПов. Если предприниматель открывает счет унитарного предприятия в том же банке, ему предлагается разрешить в течение двух месяцев со дня госрегистрации ЧУП использовать банковскую карточку, оформленную на ИП.

Как и в предыдущих вариантах, проект указа позволяет зарегистрировать ЧУП в жилом помещении предпринимателя (кроме помещений государственного жилого фонда), указанном в свидетельстве о его госрегистрации. При этом госорганы и организации по мере обращения к ним ИП должны предоставлять неиспользуемые помещения в административных, переоборудованных производственных зданиях и сооружениях для размещения создаваемых унитарных предприятий. К слову, один из первых проектов обещал разрешить регистрировать ЧУП на базе юридических лиц, имеющих статус центров поддержки предпринимательства или инкубаторов малого бизнеса.

Лицензии, выданные индивидуальному предпринимателю, остаются в силе и для ЧУП при условии, что наименование указанных там видов деятельности и составляющих работ, услуг не изменилось.

Минимальный размер уставного фонда ЧУП формируется в течение одного года с даты госрегистрации, предусмотрено в документе. При внесении ИП неденежного вклада, включая основные и оборотные средства, в уставный фонд предприятия обязательную экспертизу достоверности оценки имущества, вносимого в уставный фонд, предлагается не проводить и не рассматривать его как безвозмездную помощь.

В проекте предусматривается установить жесткие сроки для госорганов, «осуществляющих санитарные, эпидемиологические, пожарные и другие виды контроля» при выдаче документов ЧУП (не позднее десяти календарных дней со дня обращения).

Согласно проекту трудовые договоры с работниками ИП могут быть прекращены с выплатой пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка. При этом предприниматель за две недели до увольнения работников обязан письменно предупредить их о предстоящем увольнении.

Заложенные в проекте льготные условия перехода предпринимателей в унитарные предприятия прогрессивны и вполне заслуживают того, чтобы распространить их на весь регистрационный процесс, считает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Потупа. Однако в число льготников попадают лишь те ИП, кто успеет подать документы на регистрацию до 1 ноября. По его мнению, из проекта сложно понять, почему выделена единственная форма преобразования предпринимателей — ЧУП. Почему группа ИП, занимающихся однородной работой, не может в основном на тех же льготных условиях образовать ООО или даже ЗАО. Нельзя оценить также, какое количество регистраций ЧУП планируют авторы за менее чем полугодовой период.

В документе необходимо также четко прописать источник средств на компенсацию наемным работникам в связи с увольнением, считает глава Белорусского союза предпринимателей. Поскольку увольнение наемных работников у ИП фактически инициировано Указом № 760, эти компенсации должны вестись за счет государства.

Вопрос упрощенного и безболезненного преобразования индивидуальных предпринимателей в малые формы бизнеса становится актуальнее чуть ли не с каждым часом. Будут ли они переходить в ЧУП, индивидуальные предприниматели должны определиться до 10 ноября текущего года. Пока, по данным Минэкономики, в качестве ЧУП в республике зарегистрировано около 200 бывших ИП. Но процесс обещает активизироваться – каждый день все больше предпринимателей подтверждают свое намерение перейти в формат частного унитарного предприятия.

С момента выхода указа №302, определившего порядок перехода индивидуальных предпринимателей в частные унитарные предприятия, прошло больше двух месяцев. По состоянию на 5 сентября текущего года первый шаг на пути перехода из ИП в ЧУП сделали 3 167 предпринимателей, пройдя в Минюсте процедуру согласования наименования будущего унитарного предприятия. Об этом БЕЛТА сообщила начальник управления единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Нина Дубовик.

Количество ИП, официально подтвердивших таким образом свое намерение создать ЧУП, пока выглядит достаточно скромно и составляет лишь 1,6% от их общего количества в республике.

Одна из причин такой неторопливости — элементарная боязнь приступить к работе в новом качестве юридического лица и связанная с ней необходимость вести бухучет по другим правилам. Многие медлят, потому что надеются на продление регистрации частных унитарных предприятий чуть ли не на год, а кто-то просто откладывает переход на последний момент.

Несмотря на все «но», в последнее время среди индивидуальных предпринимателей все же наблюдается оживление. По словам Нины Дубовик, с каждым днем все больше ИП обращаются в Минюст с целью согласования наименования будущего ЧУП. Если в конце августа предприниматели согласовывали в министерстве около 100 наименований в день, то, например, 5 сентября ими было согласовано 179 наименований унитарных предприятий.

В целом, в Минюсте положительно оценивают ситуацию. Здесь отмечают, что предприниматели, которые обращаются для согласования наименования организации, спокойно относятся к процессу перехода в ЧУП и готовятся к регистрации.

То, что процесс активизировался, подчеркивают и в Минэкономики. «Индивидуальные предприниматели однозначно будут создавать частные унитарные предприятия, — считает заместитель директора департамента по предпринимательству Минэкономики Евгений Семенов. — Другое дело, что многие из них до сих пор находятся в раздумьях, в каком формате им существовать дальше. В любом случае указ №302 никого не обязывает переходить в частное унитарное предприятие. Он лишь предоставляет такое право, причем в льготном (упрощенном) порядке».

Тем ИП, которые в итоге так и не решатся стать юридическими лицами, придется либо работать только с привлечением членов семьи и близких родственников, либо прекратить свою деятельность. В предпринимательских кругах сейчас продумывают и другие варианты, но, в целом, их выгодность для самих ИП пока вызывает сомнения.

Для тех ИП, чей бизнес получил действительно хорошее развитие, оптимальным вариантом эксперты все же считают переход в ЧУП в рамках указа №302 от 28 июня 2007 года, которым утверждено Положение о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности. Как заявлял ранее начальник управления регистрации и лицензирования комитета экономики Мингорисполкома Александр Тутыкин, ожидается, что в Минске в упрощенном порядке в ЧУП перейдут около 20 тыс. индивидуальных предпринимателей. В столице, отметим, сконцентрирована значительная часть ИП — около 37% их общего количества в Беларуси.

Упрощенный порядок перехода значительно облегчит предпринимателям этот процесс и позволит снизить связанные с ним временные, организационные и финансовые затраты. Согласно указу №302 при осуществлении регистрационных процедур применяется заявительный принцип государственной регистрации, а также принцип «одного окна». Сокращен перечень документов, представляемых для государственной регистрации унитарных предприятий.

Существует и возможность формирования минимального размера уставного фонда создаваемого унитарного предприятия в течение одного года с даты регистрации. Указ освобождает от уплаты регистрационного сбора за госрегистрацию, а также от уплаты госпошлины за свидетельствование подлинности подписи на уставах. Банки не будут взимать плату за закрытие счетов индивидуальных предпринимателей и открытие счетов создаваемых ими унитарных предприятий. Кроме того, ИП освобождены от обязательной экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в качестве неденежного вклада в уставный фонд. Указом предусмотрен и ряд других норм, направленных на сокращение финансовых затрат и упрощение порядка создания унитарного предприятия.

Кроме того, ИП, перерегистрировавшиеся в ЧУП, смогут перейти на упрощенную систему налогообложения. Она станет доступной для субъектов малого бизнеса с нового года согласно указу №119 от 9 марта текущего года «Об упрощенной системе налогообложения». Будет отменена система установления и уплаты патента, а также механизм авансовой уплаты самого налога по упрощенной системе налогообложения. Вместо этого указом предусмотрено ежемесячное внесение налога в бюджет, исходя из фактического размера выручки, полученной за месяц. При этом сохранен ранее применявшийся размер ставки налога при упрощенной системе налогообложения — 10% (без уплаты НДС). Субъектам, применяющим упрощенную систему налогообложения, будет предоставлено право уплачивать НДС в общем порядке с одновременным снижением в этом случае ставки налога по упрощенной системе до 8%.

Организациям с численностью работающих до 15 человек, применяющим «упрощенку» в налогообложении, предоставляется право ведения государственной статистической отчетности по упрощенной форме, а отдельным плательщикам — применения упрощенного порядка бухгалтерского учета.

В результате многим ИП будет значительно выгоднее создать ЧУП и перейти на новые принципы работы, нежели работать «семейным подрядом» либо вовсе закрыть свой бизнес.

Считается, что из всех ИП в наиболее сложном положении сейчас находятся предприниматели, занятые в сфере торговли (около 80% всех ИП). В результате перехода в ЧУП для них, в частности, значительно возрастет налоговая нагрузка, а переход на упрощенную систему налогообложения будет менее выгодным, чем уплата налогов на общих основаниях.

В настоящее время прорабатываются различные варианты, которые могли бы создать дополнительные возможности для ИП, занятых в сфере торговли, для трансформации своего бизнеса в ЧУП без существенного увеличения налоговой нагрузки. В частности, рабочая группа по упрощению налоговой системы при Совете Министров под руководством вице-премьера Андрея Кобякова вносила предложение установить для микропредприятий, занятых в сфере торговли и общепита, с численностью работников до 5 человек налог в размере 20% объема валового дохода. По словам первого заместителя председателя Белорусского союза предпринимателей Александра Калинина, налоговая нагрузка для них в таком случае будет значительно ниже, чем если бы они платили налог по упрощенной системе, исходя из размеров фактической выручки.

Сегодня рассматриваются и другие предложения, которые могли бы еще больше облегчить переход ИП в ЧУП. По информации Минэкономики, в настоящее время заинтересованные министерства и ведомства прорабатывают дополнительные меры по созданию льготных условий перехода индивидуальных предпринимателей в юридические лица. Но при этом рассматривается только вариант ЧУП, переход ИП в любые другие формы будет осуществляться на общих основаниях.

Также в настоящее время изучается возможность установления адаптационного периода для ЧУП, создаваемых в соответствии с указом №302, путем распространения на них ряда требований, предъявляемых к ИП. В их числе — требования по гигиенической регламентации и регистрации, осуществлению кассовых операций, инкассации денежных средств, регистрации цен и тарифов и некоторые другие.

Пока же в исполкомах проводятся встречи с предпринимателями, анкетные опросы, горячие линии. Сами ИП обсуждают вопросы перехода, создают программные документы, но конкретных действий пока не так уж и много, что отмечают и в предпринимательских союзах. Так, по данным вице-председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Лилии Коваль, из более чем 60 ИП, являющихся членами этого союза, пока ни один не начал процесс перехода в ЧУП. Это, однако, не означает, что они и не собираются этого делать. «Предприниматели очень часто обращаются к нам за консультациями по вопросу перехода. Мы знаем, что многие из них, особенно занятые в сфере услуг, намерены создать унитарное предприятие, — отметила Лилия Коваль. — Тем не менее, все ждут до последнего момента. Очевидно, срабатывают менталитет и привычка решать все вопросы в авральных условиях, когда сроки уже поджимают».

На сегодняшний день в Беларуси зарегистрировано более 201,6 тыс. индивидуальных предпринимателей. В целях совершенствования государственного регулирования в сфере индивидуального предпринимательства 29 декабря 2006 года был подписан указ №760, предусматривающий внесение ряда дополнений и изменений в указ №285 от 18 июня 2005 года. В частности, с 1 января 2008 года вводится запрет на привлечение индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности физических лиц, кроме членов семьи и близких родственников, в количестве не более трех человек. В иных случаях индивидуальные предприниматели должны будут получить статус юридического лица.

Белорусское государство заинтересовано в том, чтобы индивидуальные предприниматели развивались, становились мощнее и конкурентоспособнее. Как отметил заместитель Министра экономики Республики Беларусь Андрей Тур на пресс-конференции в Национальном пресс-центре Республики Беларусь, этому будет способствовать переход индивидуальных предпринимателей в юридические лица.

«Предприниматели должны развиваться и, по объективным законам экономики, становиться крупнее. Это общецивилизационный процесс», – подчеркнул Андрей Тур.

По его словам, для упрощения системы перерегистрации и введения определенного льготного режима для желающих преобразоваться в юридические лица был принят Указ Президента №302. «И сроки реализации Указа №302, точно так же, как и Указа №760, принятого в рамках реализации государственной политики развития малого и среднего бизнеса, сдвигаться не будут, – заявил заместитель Министра. Если индивидуальный предприниматель не успеет перерегистрироваться в юридическое лицо до 10 ноября этого года, то с 1 января 2008 года ему придется регистрироваться не по упрощенной, а по действующей в нашем законодательстве процедуре».

Как отметил представитель Министерства экономики, продуктивность деятельности одного индивидуального предпринимателя, включая наемных рабочих, в среднем составляет Br17,8 млн., в то время как продуктивность одного юридического лица — Br102,9 млн. «Однако это не означает, что мы вытесняем индивидуальных предпринимателей», – констатировал выступающий. Только за три  последних месяца их число увеличилось почти на 11 тыс. человек.

Дальнейшее развитие индивидуальных предпринимателей в форме юридических лиц, по мнению Андрея Тура, будет способствовать более эффективному экономическому сотрудничеству с Россией и устранению «серых» схем реализации продукции.

Профильная комиссия Палаты представителей посчитала излишним обращаться в Конституционный суд по поводу соответствия Конституции Указа № 760.

В течение последних месяцев в Палату представителей было направлено несколько десятков писем от индивидуальных предпринимателей, в которых утверждается, что п. 1.1 Указа № 760, фактически запрещающий ИП использование наемного труда, не соответствует Конституции и должен быть отменен. Аналогичную резолюцию приняли участники митинга предпринимателей, состоявшегося 12 марта в Минске, а также ряда митингов, прошедших в регионах Беларуси. Авторы писем и резолюций просили депутатов инициировать соответствующее обращение в Конституционный суд РБ.

Но депутаты позицию предпринимателей в отношении Указа № 760 не поддержали, о чем сообщается в письме на имя одного из инициаторов кампании Валерия Левоневского, подписанного заместителем председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.