Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие речи у детей с ДЦП



Развитие речи у детей с ДЦП

О распространенности нарушений речи при ДЦП существуют разные мнения. По данным В. Кардвелл (1956) речевая патология имеет место в 73% случаев. К.А. Семенова отмечает, что частота расстройств речи зависит от формы паралича. Так при спастической диплегии у 70% детей диагностируются дизартрии, реже встречается моторная алалия, при гемипаретической форме 25-35% детей имеют те же расстройства речи, при гиперкинетической форме дизартрия присутствует в 90% случаев, при атонически-астатической форме - 60-75, а при двойной гемиплегии всегда наблюдается тяжелая дизартрия или анартрия.

Большинство исследователей связывают нарушения речи самым непосредственным образом с ДЦП, пытаясь все симптомы речевых нарушений обусловить патологией движений органов артикуляционного аппарата. Такой подход является несколько односторонним, так как патология речи при ДЦП может иметь и традиционную этиологию, не зависящую от моторных расстройств или связанную с ними лишь опосредованно.

Учитывая разнообразие нарушений речи при ДЦП и сложную структуру данной патологии, можно представить, что развитие речи у этих детей во многом зависит от проявлений данного расстройства. Так на развитие речи оказывают влияние:

? те же обстоятельства, которые вызывают патологию речи у детей без ДЦП;

? моторные нарушения в периферическом речевом аппарате.

В зависимости от их распространенности, интенсивности и характера у детей развиваются разные формы дизартрии;

? сенсорные расстройства, которые могут быть связаны с моторными нарушениями.

Нарушения зрения, слуха и осязания, задержка в развитии перцепции отрицательно влияют на овладение лексикой и речью в целом;

? частные отклонения в строении артикуляционного аппарата, обусловленные внутриутробной патологией, которые могут являться механическим препятствием к овладению правильным произношением;

? органические поражения ЦНС, затрагивающие не только ее моторные отделы. При наличии билатеральных диструкций в височных зонах и заднем ассоциативном комплексе возникают алалии;

? социальные условия развития больного ребенка - позднее становление ситуативно-делового общения и предметно-практической деятельности, частичная изоляция от окружающих.

В свою очередь речевые расстройства также оказывают влияние на развитие ребенка с церебральным параличом: ограничивают речевое общение или привносят в него специфический компонент, отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности, возникают проблемы в развитии вербального интеллекта.

Дизартрия

У детей с ДЦП были обнаружены спастическая, гиперкинетическая и мозжечковая формы дизартрии. В каждой форме можно выделить три степени поражения: легкую, среднюю и тяжелую. Исследователями наблюдались у детей с ДЦП смешанные формы: спастико-атактическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактико-гиперкинетическая.

Все авторы сходятся во мнении, что у детей с ДЦП наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартия. Для детей с псевдобульбарной дизартрией характерно в той или иной степени замедленное, напряженное произношение. Ограничение движений в дыхательном отделе приводит к тому, что воздушная струя недостаточна для образования звуков в передней части артикуляционного аппарата. При очень слабой воздушной струе невозможно образование даже губных звуков. Разумеется, дизартрия может проявляться в различной степени - от полной неспособности к произношению (анартрии) до минимальных расстройств звукопроизношения и просодики. Общий характер расстройства речи зависит от условий формирования артикуляционного праксиса и фонематической системы. При этом надо иметь в виду, что в формировании праксиса при псевдобульбарной дизартрии на первый план выступают расстройства произвольных движений, требующих коркового контроля. В связи с этим моторные проблемы ярче проявляются при необходимости реализации сложных, иерархически организованных движений. Особенно страдает произношение сложных переднеязычных звуков, требующих более высокого уровня моторного контроля, - ротовых смычно-проходных, вибрантов, свистящих, шипящих, и может приводить к смещению артикуляции в средние и задние участки артикуляционного отдела.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ветроэнергетический потенциал Калининградской области
Реферат Tweak ui твикни свой ui !
Реферат Мотивация просоциального и агрессивного поведения
Реферат Tokaimura Nuclear Accident Essay Research Paper Tokaimura
Реферат Шлюбний контракт
Реферат Радиационные и химические разведки Дозиметрический контроль с помощью приборов
Реферат СМИ как инструмент политического PR на примере деятельности партии Единая Россия 2
Реферат Вентиляция и освещение производственных помещений Обеспечение электробезопасности на производстве
Реферат В чем заключается трагизм нигилиста Е. Базарова 2
Реферат Криминалистические особенности расследования взяточничества
Реферат Fab Essay Research Paper The history of
Реферат Расчёт экономической эффективности инвестиционного проекта
Реферат Аудиторская проверка операций на расчетном счете и прочих счетов в банке на примере ООО "ДЛ-Холдинг"
Реферат Элементарная теория радуги
Реферат Как убрать из баланса "безвозвратный" заем