Реферат по предмету "Маркетинг"


Проблема регулирования естественных монополий в России

Курсовая работа
 
На тему:
«Проблемырегулирования естественных монополий в России»Санкт-Петербург 2010 год

Введение
Существует огромное количество различных рыночных состояний, чтопозволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическуюсоставляющую в качестве причины этого несовершенства. Рынки, в которых либопокупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать нарыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Отсутствие или слабаяконкуренция ведут к внутренним проблемам рынка, которые сказываются на конечныхего показателях.
Для удобства описания проблемы следует дать определение понятияестественная монополия, чтобы в дальнейшем можно было от него исходить.Предпочтительнее следующее определение: естественная монополия – состояниетоварного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее вотсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (всвязи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мереувеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественноймонополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чемспрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественныхмонополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спросна другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующийсубъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров вусловиях естественной монополии.
Как правило, в них высоки постоянные издержки, что обеспечиваетвозможность экономии на масштабах, то есть снижения удельных (на единицупродукции) издержек по мере увеличения объемов производства. Именно этоопределяет эффективность сосредоточения выпуска продукции у единственногопроизводителя. К тому же конкуренция здесь невозможна вследствие исключительновысоких невозвратных издержек. Активы, воплощенные в проложенных параллельножелезных дорогах, телефонных линиях связи и т.п., исключительно специфичны,имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть переориентированы надругие рынки. Продать такие активы будет практически невозможно, апотенциальная выручка от реализации в случае демонтажа не покроет издержек.
Вышеприведенное определение показывает всю сложность регулированияестественных монополий на современном рынке России. Актуальность даннойпроблемы характеризуется тем фактом, что данный вид монополий очень сильновлияет на состояние рыночных отношений внутри страны. Так как данная проблемаотносится к проблемам управления социальным развитием региона (Федеральногоокруга, экономического района, субъекта Р.Ф.) она имеет ключевое значение длябольшинства слоев населения. Проблемы государственного регулирования социально-экономическихпроцессов напрямую связаны с вопросом регулирования естественных монополий так,как социальная сфера неразрывно связана с экономической составляющей.
Актуальность связана так – же с тем фактором, что значительноевлияние на экономическое состояние России в кризисный период 2008–2009 оказалиучастники естественных монополий. Сложилась такая ситуация, когда крупныепредприятия – монополисты и естественные монополии практически всегда имели иимеют потенциальную возможность своими анти – рыночными действиями не толькосоздавать кризисные явления в экономике, но и всячески дискредитировать самуполитику проведения рыночных реформ. В странах с развитой рыночной экономикойтакие действия хозяйствующих субъектов давно уже подвергаются ограничительномуи регулирующему воздействию со стороны государства. В таких странахправительству в некоторых случаях приходится принуждать монополиста принятьвстречные условия для того, чтобы избежать общественных волнений и беспорядков.
Таким образом, можно говорить о возможном полном контролегосударства над естественными монополиями. В кризисных ситуациях экономикалюбой страны нуждается в инвестициях и государственном регулировании, но еслимы говорим о естественных монополиях, то мерами государственного регулированияможно предупредить развития на внутреннем рынке страны кризисных ситуаций. А,как известно, страна с прочными внутриэкономическими связями и слаженныммеханизмом взаимодействием меньше подвержена влиянию неизбежного мировогоэкономического кризиса.
Как известно, наиболее эффективной организацией экономики, многимикрупными учеными и политиками признается конкурентный рынок. Однако, в силубольшого числа разнородных социально-экономических факторов совершеннаяконкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того,функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентнойоснове невозможно или не эффективно, то есть естественной для них становитсявысокая степень монополизации.
Повышение эффективности государственного регулирования цен вотраслях, которые принадлежат естественным монополиям – одна из наиболееактуальных задач, стоящих в настоящее время перед руководством РоссийскойФедерации.
В данной работе будет проведено исследование на тему монополизациирынков вообще и проблем монополизации в частности. Для следующего исследованияиспользую два метода исследования: экспертный опрос и анализ документов. Данныеметоды показались мне наиболее удобными и подходящими в связи со своейактуальностью, в первом случае, и достоверностью, во втором. Использованиеданных методов так – же обусловлено условием актуальностью и научным подходом кформированию информации, которая будет получена от экспертов по вопросамэкономической и социологической составляющей общественных процессов.
Целью данной работы необходимо считать проведение анализа подоступным данным и проведение на основании этих данных исследования социальнойпроблемы. Проанализировав материал, можно будет представить себе социальнуюпроблему как нечто целое и в то же время как частное, относящееся к конкретномупримеру.

1.Естественные монополии в России
1.1 Причинывозникновения дисбаланса на рынке естественных монополий
Естественные монополии появились в России практически одновременнос европейскими аналогами, однако их развитие не было столь значительным.Интенсивное развитие естественных монополий началось после окончания Первоймировой войны. Оно происходило уже в рамках административно – команднойсистемы, т.е. в условиях беспрецедентно высокого вмешательства со стороныгосударства в их деятельность, что обусловило целый ряд уникальных, посравнению с рыночной моделью, отличий. По мере развития рыночных элементовхозяйствования в России в 80–90 гг. XIX века и начала реформирования в началеXX века многие из этих особенностей российских естественных монополийсохранились до сих пор по технологическим и другим причинам. Исследование этихособенностей является крайне важным на современном этапе развития рыночнойэкономики.
Проанализируем более подробно историю формирования естественныхмонополий в нашей стране. Первые естественные монополии возникли в начале 80-гг.XIX века. Среди них особое место занимал «Союз рельсовых фабрикантов»,образованный в 1882 году при непосредственном участии государства. К началу 90-гг.XIX их насчитывалось более 50. Это были различные союзы и соглашения впромышленности и на водном транспорте, роль которых в экономике до начала XXвека была не велика.
Дальнейшее развитие естественные монополии получили в новомтысячелетие. Значительное увеличение числа монополистических объединений,таких, как «Продамет», «Медь», «Продуголь», «Продвагон» и т.д., сталосвоеобразным ответом экономики России на промышленный кризис 1900–1903 гг.Сокращение промышленности в этот период составило 5–6%, что позволило В.И. Ленинусделать вывод о начале новой фазы развития капитализма, т.е. констатироватьперерастание домонополистического капитализма в империализм, к характернымчертам которого он относил развитый монополизм. В этот период в результатеслияния финансовых институтов и промышленности появляются первые финансово –промышленные монополистические группы.
В годы первой мировой войны увеличилась мощь монополий, особенносвязанных с военными нуждами, общее число которых составило около 200 компаний.Однако естественные монополии ещё не вышли на первый план, и крупнейшимимонополиями были такие компании, как «Металлургический комбинат», «Джутовыйсиндикат», «Организация Ванкова», «Организация Ипатьева» и др.
Причины возникновения дисбаланса на рынке
В процессе разгосударствления, приватизации и демонополизации вРоссии на этапе 1992–1994 гг. не только достаточно конкретно определилсякруг естественных монополий, но и был разработан проект Федерального закона «Оестественных монополиях». Первоначально в этот законопроект были также включенынормы, связанные с государственной монополией на производство и оборототдельных видов продукции. Однако в последствии стало очевидно, чтогосударственные монополии – предмет особого законодательства. Таким образом, вРоссии произошел перелом во властных структурах, который привел к возникновениюбольшого числа рабочей силы и развитию промышленного производства. Сталиактивно развиваться фабрики и заводы, начала расти экономика страны. Ростэкономики был обусловлен формирование на рынке страны относительно свободнойвнутренней среды такого отраслевого производства как промышленности. Властистраны начинают полностью контролировать такие монопольные отрасли как:производство и передача электроэнергии; крупное промышленное производство,машиностроительное и приборостроительное производство; добыча, переработка итранспортировка углеводородов; железнодорожные, авиа и автотранспортныеперевозки, а так же отдельные подотрасли связи. Вопросы функционирования,реорганизации и повышения эффективности деятельности естественных монополий вРоссии в последнее время находится в центе внимания политиков, экономистов,ученых. Особые условия функционирования естественных монополий предопределилинеобходимость выделения их в особую сферу государственного регулирования.
В 1994–1995 гг. цены российских предприятий в отрасляхестественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отрасляхэкономики. Сложившаяся на рынке ценовой дисбаланс, непредсказуемость поведенияи действий субъектов естественных монополий активизировали усилия по принятиюзакона, регулирующего деятельность Е.М, и ФЗ «О естественных монополиях» былпринят Государственной Думой 19 июля 1995 г. Законопроект о Е.М.преодолевал два президентских вето. Один из краеугольных камней проекта –включение в него Е.М., относящихся к ведению субъектов РФ. Поэтому принятыйЗакон распространяется только на субъекты Е.М., регулируемы на федеральномуровне:
§  Транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральнымтрубопроводам;
§  Транспортировку газа по трубопроводам;
§  Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
§  Железнодорожные перевозки;
§  Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
§  Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, аресурсы распределялись централизованно, поэтому практически не производилосьспециальное выделение отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переходк рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методоврегулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана рядом причин.
Отсутствие отработанных механизмов контроля над деятельностью этихотраслей в 1992–1994 гг. привело к взрыву инфляции, а с 1995 г.,когда монетарными мерами обращения инфляция стала подавляться, – к быстромуросту неплатежей и сокращению производства в перерабатывающих отраслях.Несмотря на постоянную законотворческую деятельность государственных органов,направленную на создание системы регулирования деятельности естественныхмонополий, последние до настоящего времени вынуждают своих потребителейоплачивать продукцию по неоправданно высоким ценам и тем самым продолжаютудерживать Россию в состоянии глубокого экономического кризиса. Поэтомуочевидно, что задача совершенствования механизмов формирования тарифов напродукцию естественных монополий требует немедленного решения.
Классическими примерами естественных монополий на федеральномуровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожныеперевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальныеуслуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Такимобразом, данные отрасли являются стратегически важными для государства ивнутреннего рынка страны. Функционирование естественных монополий как отдельныхот государства экономических структур не возможно в силу большого влияния накаждодневные потребности общества в оказываемых этими монополиями услугах. Следуетзаметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабыгосударственного регулирования существенно сократились как в связи стехнологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов кформированию и регулированию соответствующих рынков. По этой причине в такихстранах как Англия, Германия, Франция, Испания, Греция и т.д., функционированиерынка естественных монополий сконцентрировано в руках частных компаний, чтонегативно сказывается на регулировании государством цен на тарифы. Примеромможет служить частые забастовки населения этих стран, как потребителей услуг,так и работников компаний предоставляющих услуги, связанные с высокимитарифами, невыгодными условиями которые диктуют монополисты. Компании –монополисты в свою очередь были вынуждены поднимать цены на услуги в связи споследствиями экономического кризиса, который значительно повлиял наевропейский рынок. Последствия были бы менее значительными, если государствомогло регулировать цены на отдельные виды монопольных услуг этих компаний.
Вышеприведенный пример наглядно демонстрирует зависимость такойкапиталоемкой части экономики страны, как естественная монополия отгосударственного регулирования. В странах с развитыми рыночными экономикамисовременная концепция регулирования естественных монополий предполагает, чтоприменение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях,когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическимсубъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятияминевозможна по технологическим и или экономическим причинам. Рост объемапроизводства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек(экономия на масштабах).
1.2Субъектный состав отношений на рынках естественных монополий
Субъекты естественной монополии – это юридические лица, занятыепроизводством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии.Главный критерий для признания организации естественным монополистом – этоосуществление деятельности в условиях естественной монополии. Для этогонеобязательно быть собственником «сетей» (электрических, трубопроводных и т.п.).Закон не содержит специальных требований относительно организационно-правовыхформ субъектов естественных монополий. В Указе Президента РФ от 28 февраля 1995 г.№220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественныхмонополий в Российской Федерации» прямо назывались коммерческие инекоммерческие организации как субъекты государственного регулирования. Такимобразом, можно предположить, что субъектами естественных монополий могут быть ите, и другие. Потребители – это любые юридические и физические лица, в томчисле индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (услуги),производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий. Понятие«потребитель» здесь используется в широком смысле слова, оно не совпадает страктовкой, данной в Законе РФ «О защите прав потребителей».
1.3 Роль естественных монополий в национальной экономике
Естественные монополии, как уже было сказано выше, играют большуюроль в экономики страны. Значительное влияние на экономику естественным путемотражается на общественных процессах. Большая часть услуг предоставляемых этимимонополиями направлена на оказание обслуживания населения. Услуги,предоставляемые данными монополиями делятся на: федеральные и региональные, т.е.местные и территориальные.
К услугам, предоставляемым на территориальном уровне относятся:передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а такжеотдельные подотрасли связи. Данные услуги в силу своей большой потребности постояннонуждаются в спросе. Спрос на такие услуги практически не изменяется в течениигода и может колебаться только в момент сезонных колебаний спроса и ценсоответственно.
К местным услуга относятся: предоставление телефонной связи,услуги по обеспечению водой и теплом (в зимнее время года), предоставлениенекоторых транспортных услуг (наземный транспорт, метро) и т.д. Данные услугитакже являются постоянно востребованными. Государственное регулирование, такимобразом, необходимо и в территориальных и в местных монополиях.
Ежегодное повышение цен на такие услуги можно считать традиционнойтенденцией для таких крупных монополистов как РАО «ЕЭС» России, РЖД, Газпрома ит.д. Цены на услуги предоставляемы этими монополистами растут не произвольнымобразом, а под воздействием различных социально – экономических и политическихфакторов. Подробнее об социально – экономических факторах будет сказано вовторой части курсовой работы.
Государственное влияние можно обозначить, выделив следующиеосновные задачи регулирования цен в естественных монополиях:
1) Обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) ирегулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторови инвесторов); определение структуры тарифов на основе принципов справедливогои эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
2) стимулирования предприятий отраслей естественных монополий ксокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания,повышению эффективности инвестиций и т.д.
3) использование возможностей ценовых механизмов регулирования припроведении стабилизирующей макроэкономической политики. управление развитиемэкономики в регионах.
В силу своего огромного значения для экономики в целом постоянноевнимание привлекают три главные естественные монополии – «Газпром», РАО «ЕЭСРоссии» и МПС. Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий, близких импо типу, таких как «Транснефть», министерство атомной энергетики, «Сбербанк», атакже локальные монополии типа водоканалов, аэропортов и т.п., но они вызываютинтерес не столь часто.
Три вышеуказанные монополии составляют важную частьгосударственного сектора, и всей российской экономики. Хотя формально «Газпром»– акционерное общество, в котором доля государства всего 38%, реально онявляется неотъемлемой частью госсектора. О роли этих организаций в экономикесвидетельствуют данные таблицы 1.
Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти три монополии дают 13,5%ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2% прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированногобюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортногопотенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместевзятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов – вдвое больше,чем они. Очевидно, это следствие извлечения значительной природной ренты,которая здесь еще недооценена из – за заниженных внутренних цен на газ. Приповышении этих цен в три раза, – хотя и тогда они были бы вдвое ниже экспортнойцены на основном европейском рынке, – валовая добавленная стоимость «Газпрома»составляла бы в 2000 году примерно один триллион рублей, т.е. вдвое вышеотчетного показателя, а прибыль – около 300–350 млрд. руб., в том числе рента –около 70%. В настоящее время часть ренты перераспределяется через заниженныецены в другие отрасли, прежде всего в электроэнергетику, позволяя поддерживатьзаниженные тарифы на энергию и тепло, а также населению через удешевленныекоммунальные услуги. При этом удерживается низкая заработная плата бюджетникови пенсии, усиливая дифференциацию населения по денежным доходам. Роль«Газпрома» в современной российской экономике, таким образом, уникальна,особенно в искажении относительных цен, подающих неверные сигналы агентамрынка.
Представляется вполне оправданным рассмотрение и утверждение ихинвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным бюджетом, атекущих издержек – в правительстве, с выдачей соответствующих директивпредставителям государства в этих компаниях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.