Реферат по предмету "Маркетинг"


Понятие и планирование производственной мощности предприятия

--PAGE_BREAK--
2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЕЛИЧИНУ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ ООО «ХЛЕБ»
2.1 Краткая характеристика  предприятия
ООО   «Хлеб» является коммерческой организацией, осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, хозяйственного расчета и самоокупаемости.

Основной целью деятельности предприятия является  расширение сферы производственной деятельности, а также получение прибыли в интересах собственников  и обеспечение стабильности деятельности предприятия.

На ООО «Хлеб» изготавливается высококачественная хлебопекарная  продукция.  Это такие популярные сорта ржано-пшеничного хлеба как: «Дарницкий», «Старорусский», «Рыбинский» и «Заволжский» заварные. Батоны высшего сорта: «Рыбинский», «Нарезной йодированный», «Подмосковный» и с изюмом. Батоны первого сорта: «Студенческий», «Нарезной» другие.    

Широкий ассортимент великолепной выпечки: «Плетенка особая с маком», «Сайка с изюмом», «Булка рождественская», булочки «Листочек», «Забава», «Фантазия» и другие.

Опыт, накопленный за долгие годы работы, и бережно хранимые традиции хлебопечения позволяют ООО  «Хлеб» добиваться высочайшего качества продукции.

Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется генеральным директором. К компетенции генерального  директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью предприятия.

Предприятие  реализует свою продукцию  через розничную и оптовую сеть. К оптовым покупателям относятся такие города, как, Спасск, Партизанск с которыми предприятие сотрудничает как с равными партнерами в целях расширения сбыта.  За длительный период существования предприятие  сформировало разветвленную сбытовую сеть, постоянно учитывая все изменения, происходящие в каналах товародвижения. Предприятие ориентируется на расширение рынков сбыта за географические пределы сегмента и ориентируется на поиск новых посредников.
2.2 Технико-экономические  показатели деятельности предприятия
Для представления об эффективности финансово-экономической  деятельности  ООО  «Хлеб» на основании отчетности предприятия проведем анализ основных экономических показателей за период с 2007 – 2009 гг. Данные для анализа представлены в таблице 2. 1.

Таблица 2.1  — Основные технико-экономические показатели ООО  «Хлеб»   за период 2007-2009гг.



Данные таблицы 2.1  показывают, что выручка от реализации  предприятия составила в 2007 году 113416 тыс. руб., в 2008 году 122748 тыс. руб., в 2009 году 141200 тыс. руб.  В целом изменение показателя в анализируемом периоде характеризуется тенденцией роста. Темп роста выручки составил в 2008 году 108,23%, в 2009 году 124,50 % по отношению к уровню 2007 года. 

Значительный рост показателя в отчетном году связан  с увеличением  ООО  «Хлеб» объемов выпуска продукции, снижением товарных запасов на конец года, а, следовательно,  увеличением объемов реализации. Также рост показателя выручки обусловлен ценовым фактором, а именно увеличением  предприятием  цен  реализации на некоторые виды продукции.

Темп роста показателя себестоимости к уровню 2007 года оставил в 2008 году – 106,10%, в 2009 году – 124,16%.  Основными факторами роста себестоимости в анализируемом периоде являются  рост цен на сырье, электроэнергию  и воду.

Также следует отметить, что существенное влияние на рост себестоимости  продукции ООО «Хлеб» в 2009 году оказало повышение производителями  закупочных цен на муку, сухое молоко и яичный концентрат.

         Среднесписочная численность работников предприятия составила в 2008 году -  176 человек,  в 2009 году  — 183  человек  или 106,67% и 110,91% по годам соответственно  к уровню 2007 года. Фактором роста среднесписочной  численности  работников предприятия является  увеличение объемов основного производства.

         В 2008 году фонд оплаты труда увеличился на 11,75%, в отчетном году на 37,32%, что связано с существенным ростом среднегодовой заработной платы и среднесписочной численности работников предприятия.

         Среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия в 2008 году по сравнению с 2007 годом возросла  на 1,3%  , в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 19,39 % по причине  обновления части основных фондов,  было приобретено новое оборудование.

         Показателем, характеризующим финансовый результат деятельности предприятия, является  показатель прибыли, который рассчитывается как разница между суммой выручки от реализации и себестоимости.  В 2008 году прибыль от реализации на исследуемом предприятии составила 18821 тыс. руб., что на 21,73%  выше уровня базисного 2007 года. В 2009 году темп роста прибыли от реализации к уровню 2007 года составил   126,65%.

Фактором роста прибыли от реализации является то, что рост выручки  происходит быстрее, (2008 год — 108,23%; 2009год -  124,50%) чем  рост себестоимости продукции (106,10% и 124,16% соответственно).  

         Рентабельность  продаж ООО  «Хлеб» в  2008 году составила 15,33%, что означает получение прибыли в размере 15,33 рубля с каждого рубля реализации продукции. В 2009 году каждого рубля  реализации предприятия получило 13,87  рублей прибыли.

Темп роста рентабельности продаж к уровню 2007 года составил в 2008 году – 112,47%, в 2009 году – 101,76%.  Рост данного показателя обусловлен тем, что темпы роста прибыли от реализации (121,73%  и 126,65%) выше темпов роста выручки (108,23% и 124,50%.) 

Фондоотдача является показателем, характеризующим эффективность использования основных фондов предприятия.  На протяжении всего анализируемого период фондоотдача основных фондов ООО  «Хлеб» имеет тенденцию роста.  В 2008 году с каждого рубля стоимости  основных фондов предприятие получило 8,46 рублей  выручки, в 2009 году  9,42 рублей.

Изменение  фондоотдачи  обусловлено главным образом приростом объема выпуска продукции     и  ростом  среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Причем темп роста выручки (124,5%) больше, чем темп роста основных фондов (104,28%), что и является причиной  роста фондоотдачи.

Таким образом, на рост показателя основное влияние оказало увеличение объема выпуска продукции.

Соответственно, значение фондоемкости снизилось. Фондоемкость является показателем обратным фондоотдаче. Этот показатель при росте показателя фондоотдачи  должен уменьшаться, в данном случае это и наблюдается.

 Фондоемкость  показывает, сколько фондов приходится на 1 единицу произведенной продукции (работ, услуг). Так, в  2008 году на 1 единицу выручки от реализации предприятия в стоимостном выражении приходится 0,08 рублей основных фондов, в 2009 году – 0,07 рубля.

Проведенный анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО  «Хлеб» свидетельствует о стабильной работе предприятия в анализируемом периоде,  что подтверждается ростом таких показателей как среднесписочная численность работников, среднегодовая заработная плата,  темпы роста выручки от реализации продукции опередили темпы роста себестоимости, повысилась прибыль предприятия.  Хозяйственная  деятельность предприятия рентабельна.
2.3 Факторный анализ  производственной мощности предприятия
От уровня материально-технической базы предприятия, степени ис­пользования его производственного потенциала зависят все конечные результаты хозяйствования, в частности объем выпуска продукции, уровень ее себестоимости, прибыль, рентабельность, финансовое со­стояние и др.

Если производственная мощность предприятия используется не­достаточно полно, то это приводит к увеличению доли постоянных издержек в общей их сумме, росту себестоимости продукции и, как следствие, уменьшению прибыли.

Поэтому в процессе анализа необ­ходимо установить, какие изменения произошли в производственной мощности предприятия, насколько полно она используется.

Производственная мощность пред­приятия не может быть постоянной. Она изменяется вместе с совер­шенствованием техники, технологии и организации производства и стратегией предприятия.
Таблица 2.2  Анализ использования производственной мощности ООО  «Хлеб»

Показатель

Значение показателя

Изме­нение



2008г.

2009г.



Выпуск продукции (в сопоставимых ценах), тыс. руб.

122748

141200

+18452

Производственная мощность, тыс. руб.

158343,660

177833,76

+19490,1

Прирост производственной мощно­сти за счет:







ввода в действие нового цеха





+15000

реконструкции





+2200

инновационных мероприятий





+ 2290,1

Уровень использования мощности, %

77,52

79,4

+1,88



Данные табл. 2.2 показывают, что за отчетный год производствен­ная мощность предприятия за счет ввода в действие нового (кондитерского) цеха, ре­конструкции и внедрения намеченных инновационных мероприятий увеличилась на 12 % (177833,76 / 158343,66 х 100).

Однако уровень исполь­зования ее  возрос не так значительно. Использование  производственной мощности ООО  «Хлеб» в 2009 году  составляет  79,4%, что больше на 1,88 % этого показателя  в 2008 году.

Резерв производственной мощности фактически в отчетном году составляет 20,6 % (100 – 79,4).

С целью нор­мального функционирования предприятия, устранения кратковремен­ных сбоев в работе планом предусматривался резерв мощности 5 %. Следовательно, созданный производственный потенциал используется недостаточно полно. Причины — сверхплановые затраты времени на ремонт оборудования, сверхплановые целодневные и внутрисменные простои оборудования из-за отсутствия сырья, электроэнергии, недоста­точно высокого уровня организации производства и сбыта продукции.

Для характеристики степени использования пассивной части основных средств рассчитаем показатель выхода продукции на 1 м производ­ственной площади, который в некоторой степени дополняет характери­стику использования производственных мощностей предприятия. Повышение уровня данного показателя способствует увеличению производства продукции и снижению ее себестоимости.
Таблица 2.3 —  Анализ использования производственной площади ООО  «Хлеб»

Наименование показателей



2008 г.

2009 г.

Изменения

%

Объем производства продукции, тыс. руб.

, тыс. руб.

122748

141200

18452,0

115,03

Производственная площадь, м2

12130

12252

-78

99,36

В том числе площадь цехов, м2

10917

11149,32

+232,32

102,1

Удельный вес площади цехов в об­щей производственной площади



0,90

0,91

+0,01

101,1

Выпуск продукции на 1 м2, тыс. руб.

10,12

11,52

1,60

115,81

Площади цехов

11,24

12,66

+1,42

112,63


Из табл. 2.3 следует, что объем производства на анализируемом предприятии в отчетном году вырос на 18452 тыс. руб., в том числе за счет увеличения:

— производственной площади предприятия

∆ВП= (12252 — 12130) х 0,9 х 11,24 = +1237 тыс. руб.;

— удельного веса площади цехов в общей производственной пло­щади

∆ВП= 12252 х (0,91 — 0,90) х 11,24 = +1379 тыс. руб.;

-  выпуска продукции на 1 м2 площади цехов

∆ВП= 12252 х 0,91 х (12,66 – 11,24) = 15836 тыс. руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие в 2009 году  более полно использует не только активную, но и пассивную часть основных средств, что  является положительным моментом, так как приводит к уменьшению ее се­бестоимости, так как меньше  постоянных расходов приходится на единицу продукции.
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ ООО «ХЛЕБ»
3.1 Этапы построения плана производственной мощности
Под производственной мощностью хлебопекарного предприятия понимается возможность закрепленных за ним средств труда (технологи­ческой совокупности машин, оборудования, агрегатов, установок и производственных площадей) к максимальному выпуску продукции в сутки (год) в соответствии с установленными специализацией и ре­жимом работы.

При расчете производственной мощности предприятия следует ис­ходить из необходимости интенсивного использования оборудования и площадей.

Производственная мощность определяется в штучном ржаном формовом хлебе из обойной муки массой 1 кг, принимаемом за услов­ный сорт, а также в ассортименте: предусмотренном планом для планового периода; соответствующем фактическому выпуску для отчетного года.

Годовая производственная мощность хлебопекарного предприятия зависит от количества печей, величины технической производитель­ности печей по отдельным видам изделий, годового расчетного фонда времени работы каждой печи, структуры ассортимента.

При расчете производственной мощности наличие «узких мест» на промежуточных стадиях производственного процесса не должно уменьшать производственную мощность предприятия.

В связи с этим для проверки соответствия технической производи­тельности хлебопекарных печей и остального оборудования, входящего в состав поточной линии, с производительностью печи сопоставляется производительность каждого вида оборудования, указанная в паспорте или справочно-технической литературе по хлебопекарному оборудо­ванию.

Печь, установленная специально для замены одной из печей во вре­мя ремонта в целях бесперебойного снабжения населения, особенно там, где предприятие является единственным в данном населенном пункте, выводится в резерв с разрешения вышестоящей организации и при расчете производственной мощности не учитывается.

При определении производственной мощности хлебопекарного предприятия учитываются все установленные на предприятии хлебо­пекарные печи, как действующие, так и бездействующие вследствие неисправности, ремонта, модернизации, временной консервации, нахо­дящиеся в процессе монтажа и предназначенные к вводу в эксплуата­цию в расчетном периоде, кроме резервных, опытно-эксперименталь­ных и специализированных участков для профессионально-техниче­ского обучения.

Суточная производственная мощность хлебопекарного предприя­тия рассчитывается по технической производительности хлебопекар­ных печей с учетом применения передовой технологии, наиболее совер­шенной организации труда и производства. По выработке хлеба и хлебо­булочных изделий она определяется в тоннах, исходя из технической производительности печей при трехсменной работе.

На всех хлебопекарных предприятиях при трехсменной работе предусматривается время (1 ч в течение суток) на профилактический осмотр и зачистку оборудования при передаче смен, что учтено в тех­нической производительности печей, рассчитанной на 23 ч работы, дан­ные о которой по наиболее распространенным типам печей приведены в Инструкции по расчету производственных мощностей действующих предприятий, производственных объединений (комбинатов) хлебо­пекарной промышленности и цехов предприятий других отраслей, вы­рабатывающих хлеб и хлебобулочные изделия.

Для предприятий, основные цехи которых работают в две смены или менее, суточная производственная мощность определяется исходя из двухсменного режима работы, за исключением потерь при передаче смен, а также потерь, связанных с возобновлением производства в начале первой смены в размере одного периода выпечки в печи.

Суточная  техническая  производительность  конвейерных хлебопе­карных печей Рк(т в сутки) при выработке одного вида изделий рас­считывается по формуле

                                        PK=AHмTх  60/t х 1000,                                    (9)

где А -количество люлек в печи или рядов в ленточной печи;

Н — количество изделий на одной люльке или в одном ряду ленточного пода, шт.;

 м— масса изде­лий, кг;

Т — число часов работы печи в сутки  (при трехсменном режиме работы Т -23 ч);

t— продолжительность выпеч­ки, мин; 20 — потери при передаче смен, мин.

Средняя техническая производительность печи Рсг (т в сутки) при выработке двух видов изделий и более представляет собой средневзве­шенную гармоническую величину:

При производстве на одной печи в течение смены свыше трех видов булочных изделий с различным технологическим процессом или хлеба и хлебобулочных изделий средняя техническая производительность печи снижается на 5 %.

Годовая производственная мощность хлебопекарного предприятия устанавливается в тоннах путем умножения суточной технической произ­водительности по каждой печи на годовой фонд времени работы и сум­мирования полученных результатов.

Нормативный годовой фонд времени работы оборудования опре­деляется исходя из количества календарных дней в году (365 дней х 24 ч) за вычетом нормированного времени на все виды ремонта и технологи­ческие остановы оборудования.

Простои оборудования, вызванные недостатком сырья, материалов, топлива, энергии и рабочей силы, простои из-за организационно-техни­ческих неполадок, так же как и потери времени, связанные с выпуском или исправлением брака, при расчете производственной мощности не учитываются.

Для хлебопекарной отрасли годовой фонд рабочего времени прини­мается 330 дней (365 дней минус 35 дней на техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты).

Годовая производственная мощность предприятий на плановый период рассчитывается с учетом прироста за счет ввода в действие мощ­ностей в результате установки новых печей, реконструкции и модер­низации действующих печей, изменения ассортимента продукции.

Под приростом производственной мощности действующего про­мышленного предприятия, достигнутым за счет технического пере­вооружения, понимается увеличение проектной или утвержденной по балансу производственной мощности на начало отчетного года или планового периода.

Прирост производственной мощности устанавливается по каж­дой хлебопекарной печи, цеху, участку, предприятию. Среднегодовая производительность хлебопекарной печи определяется следующим образом. При расчете максимально возможной выработки печи до и после изменения ее производительности суточная техническая произ­водительность умножается на фонд рабочего времени каждого периода. Полученные результаты суммируются.

В расчете производственной мощности учитывается ее уменьше­ние в отчетном году (плановом периоде) за счет износа хлебопекарных печей, выбытия вследствие ветхости зданий и сооружений, изменения ассортимента продукции.

Среднегодовая производственная мощность Мтрассчитывается по формуле

                                     Мт =М0+МувН/12-МумН1/12,                               (10)

где М0 — мощность на начало планируемого периода;

Мув — увеличение мощнос­ти в плановом периоде;

Н — количество месяцев до конца года после ввода мощности;

Мум — уменьшение мощности в плановом периоде;

Н — количество меся­цев до конца года после выбытия мощности.

Расчет наличия и планируемого использования производственной мощности предприятия проводится на плановый период в условном сорте (хлеб ржаной из обойной муки, формовой, массой 1 кг) и в ассортименте продукции, предусмотренном производственной програм­мой на планируемый год.

Общий (интегральный) коэффициент использования годовой произ­водственной мощности по предприятию представляет собой отноше­ние планового выпуска продукции к плановой годовой мощности в со­поставимом ассортименте. Помимо этого определяются:

коэффициент интенсивного использования производственной мощ­ности

                                                   Ки =Вс/Рс,                                             (11)

где Вс — планируемая выработка на предприятии, т в сутки;

Рс— техническая норма производительности печей на предприятии в планируемом ассортименте, т в сутки;

коэффициент экстенсивного использования производственной мощ­ности

                                                   Кэ =ДП/ДМ,                                            (12)

где Дп — планируемое время работы предприятия в год, сутки;

Дм — максималь­но возможное время работы предприятия в год, сутки.

Наряду с этим рассчитываются также аналогичные коэффициенты использования производственной мощности отдельно по печам.

Произведение коэффициентов интенсивного и экстенсивного ис­пользования производственных мощностей должно быть равно общему (интегральному) коэффициенту.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.