СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Трудовые ресурсы и рабочая сила
2.Повышение квалификации, его виды и планирование
Литература
1. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И РАБОЧАЯ СИЛА
Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. С.53.. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.
Необходимые для осуществления полезной деятельности психофизиологические и интеллектуальные качества человека зависят от возраста, который выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы. Согласно сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте и работающих в экономике страны граждан моложе и старше трудоспособного возраста.
В настоящее время в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации нижней границей трудоспособного возраста считается 16 лет, а верхней, определяемой правом на получение пенсии, -- 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Однако для некоторых видов профессиональной деятельности, связанных с высокими психофизиологическими нагрузками на организм человека, пенсионная планка заметно ниже -- на 5-10, а то и более лет. Это касается производств с неблагоприятными, тяжелыми условиями труда (например, добыча угля, выплавка металла и др.), а также тех профессиональных занятий, где с голами утрачивается возможность поддерживать нужную «трудовую форму» (например, балет). В реальной жизни многие из «льготных пенсионеров» продолжают трудиться в прежнем качестве или на другой работе и поэтому остаются в составе трудовых ресурсов. Неработающие исключаются из их состава.
Определенную часть людей трудоспособного возраста составляют те, кто никогда не работал или перестал работать из-за плохого здоровья. Речь идет об инвалидах I и II групп, которых государство обеспечивает пенсией. Однако некоторые из этой группы населения, особенно в случаях, когда на производствах создаются приемлемые условия, трудятся. Поэтому к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте относятся граждане этого возраста, за исключением неработающих инвалидов I и II групп.
Итак, численность трудовых ресурсов (Т) можно определить следующим образом:
Т = Ртр - Ринв + Рпен + Рмол,
где Ртр - численность населения в трудоспособном возрасте; Ринв - численность неработающего населения того же возраста, считающегося, согласно установленным государством правовым нормам, нетрудоспособным (инвалиды I-II групп и лица льготных пенсионных возрастов); Рлен - работающие лица пенсионного возраста; Рмол - работающие подростки до 16 лет.
Статус в занятости определяется для той части трудовых ресурсов, которая участвует в общественно полезной деятельности. К ней относится как группа людей, которые предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг с целью получения дохода, так и та группа населения, которая участвует в общественно полезной деятельности, не приносящей прямого денежного дохода, либо приносящей доход, непосредственно не связанный с производством товаров и услуг. В первую группу входят граждане, занятые в государственном секторе экономики, в кооперативах, в частном секторе. Во вторую группу входят учащиеся с отрывом от производства, служащие Российской Армии.
Часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составляет экономически активное население (рабочую силу). Его численность измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных.
К занятым в составе экономически активного населения относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
а) выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);
б) временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин;
в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
а) не имели работы (доходного занятия);
б) занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела;
в) были готовы приступить к работе.
При отнесении к безработным должны присутствовать все критерии, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, получаемые через службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.
В международной практике распространено также понятие «гражданское экономически активное население», в состав которого не включают военнослужащих.
Экономически не активное население -- это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы, а именно:
1) среди населения в трудоспособном возрасте:
* учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы;
* лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками и т.п.;
* лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;
* лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода;
2) среди населения, не входящего в состав трудовых ресурсов:
* лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по потере кормильца) и не занятые никакой деятельностью;
* инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2005. С.302. .
Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах всей страны, региона, отрасли экономики, либо в рамках какой-либо профессиональной группы. Наряду с ним в экономической науке и практике применяются и такие понятия, как «рабочая сила», «человеческие ресурсы», «человеческий фактор», «кадры», «работники», «персонал», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», имеющие разное содержание и смысловую нагрузку. Они дополняют друг друга, раскрывая какую-либо одну из сторон носителя этих понятий - человека.
Вид обучения |
Характеристика вида обучения |
|
1. Профессиональная подготовка кадров1.1. Профессиональная начальная подготовка 1.2. Профессиональная специализированная подготовка |
Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь) Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров) Предназначена для получения специфической про-фессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр) |
|
2. Профессиональное совершенствование {повышение квалификации) 2.1. Совершенствование профессиональных знаний и способностей 2.2. Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе |
Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт) Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность) Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность) |
|
3. Профессиональная переподготовка (пере-квалификация) |
Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт) |
Целевая группа |
Главные задачи обучения |
|
1 . Учащаяся молодежь |
Теоретическая начальная подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа -- производство) |
|
2. Специалисты с опытом работы |
Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности |
|
3. Руководители с опытом работы |
Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п. |
Сведения о результатах повышения квалификации специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. Ю.П. Орловский. - М.: Юридическая фирма «Контракт», ИНФРА - М, 2002. С.437.
1.Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. Ю.П. Орловский. - М.: Юридическая фирма «Контракт», ИНФРА - М, 2002. С.437.
2.Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партненрами: Учебно-практическое пособие. - М.: Элит, 2000. - 589с.
Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 234с.
Кротова А.Я. Управление персоналом: Учебник для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 318с.
Моргунов Е.Б. Управление персоналом: Учебное пособие. - М.: Бизнес - школа, 2000. - 259с.
Мордвин С.К. Управление персоналом: Учебное пособие. - СПб. Питер, 2005. - 302с.
Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2005. - 415с.
Стрекалова Н.Д. Управление персоналом: Учебное пособие. - СПб: Изд-во СПб ГУП, 2004. - 153с.
Управление персоналом: Учебник /под ред. П.Э. Шлендера. - М.: Юнити, 2005. - 318с.
10.Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 363с
11.Шапиро С.А. основы управления персоналом в современных организациях: М.: Гросс Медиа, 2005. - 206с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |