1. Логистика — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии е его требованиями, а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации.
Глобальная цель логистики — сокращение цикла, уменьшение запасов.
Основная задача логистики — использование материалов, энергии, информации, персонала и ср-в производства. Предоставить потребителю продукцию в заданное время заданного качества в заданное место и за определенную цену.
Сущность товародвижения заключается в сочетании физических и экономических процессов. Физическое движение заключается в его территориальном продвижении из одного географического пункта в другой. Движение в экономическом пространстве заключается в переходе товара от одного владельца к другому, т.е. в смене прав собственника товара.
Показатели логистики: время поставки; точность, верность, обязательность поставки;
готовность к поставке; качество поставок — определяется долей заказов, выполненных без дефектов в соответствии со спецификацией; гибкость — готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения; информация — способность предприятия выдавать запрашиваемые клиентом сведения на всех стадиях.
Сущность логистики в комплексе — управлять товародвижением на стадиях производства, снабжения и сбыта продукции.
Основные понятия Логистики
Материальный поток (МП) — совокупность ресурсов одного наименования, находящихся в процессе приложения к ним различных логистических операций (складирование — элементарный МП).
Информационный поток (ИП) не всегда соответствует дан. МП, т.е. ИП и МП могут быть синхронные и асинхронные.
Логистическая операция — обособленная совокупность действий, направленных на преобразование ИП или ИП. Логистическая операция может быть материальной (транспортировка, складирование, погрузка) и нематериальной (сбор данных о МП, хранение и передача данных).
Логистическая функция — укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Основные функции — снабжение, пр-во, сбыт.
Логистический канал — частично упорядоченное множество, состоящие из поставщика, потребителя, перевозчиков, посредников, страховщиков и т.д.
Потребитель или поставщик в условиях рыночной экономики имеют возможность выбора по различным критериям с помощью применения различных методов вычисления рейтингов. После сделанного выбора логистический канал превращается в логистическую цепь (линейно упорядоченное множество физических и/или юридических лиц осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.
Производственный цикл — часть логистического цикла (от запуска на операцию до полного изготовления).
Логистический цикл — включает сферу обращения. Логистические издержки — затраты на выполнение логистических операций (складирование, сбережение).
Логистическая система — адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции или операции, состоящая из подсистем, имеющая развитые связи с внешней средой. В качестве логистических систем рассматриваются промышленные и торговые предприятия, территориально-промышленный центр, снабженческо-сбытовую организацию и т.д.
2. Логистика — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии е его требованиями а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации.
Глобальная цель логистики — сокращение цикла, уменьшение запасов.
На стадии производства — за счет синхронизации процессов; за счет определения потребности в материальных ресурсах; что требуется? когда? сколько?; за счет саморегулирования (пр-во идет в соответствии со спросом на ту или иную продукцию).
Основная задача логистики — использование материалов, энергии, информации, персонала и ср-в производства. Предоставить потребителю продукцию в заданное время заданного качества в заданное место и за определенную цену.
Логистика снабжения — закупка максимума материалов.
Логистика производства — найти дополнительные помещения для хранения.
Товар нужно продать как можно быстрее: Д-Т-Д’ или Д-Т-П-Т’-Д’ (как напрямую так и через посредника).
Сущность товародвижения заключается в сочетании физических и экономических процессов. Физическое движение заключается в его территориальном продвижении из одного географического пункта в другой. Движение в экономическом пространстве заключается в переходе товара от одного владельца к другому, т.е. в смене прав собственника товара.
Логистика — нахождение такого канала товародвижения, который обеспечивает минимальные сроки и минимальные затраты по доставке товаров потребителю. Обеспечивает непрерывность производства и воспроизводства.
Товарный запас — готовая продукция, которая не продана.
Цели товара:
— удовлетворение потребностей потребителя;
— приносить прибыль владельцу;
Цикл товарообращения должен быть как можно короче. Условия:
1. Переход от рынка продавца к рынку потребителя;
2. Производство изделий большими партиями сменяется на мелкосерийное производство.
3. Логистический канал — частично упорядоченное множество, состоящие из поставщика, потребителя, перевозчиков, посредников, страховщиков и т.д.
Потребитель или поставщик в условиях рыночной экономики имеют возможность выбора по различным критериям с помощью применения различных методов вычисления рейтингов. После сделанного выбора логистический канал превращается в логистическую цепь (линейно упорядоченное множество физических и/или юридических лиц осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой. Параметрами логистической цепи могут быть орг. коэффициент звенности, который показывает, сколько раз продукция была перепродана и складской коэффициент звенности -сколько перевалок прошла продукция на том-же пути; логистический цикл — интервал времени между оформлением заказа на поставку товаров и доставкой продукции на склад потребителя. Логистический цикл в общем виде включает в себя: время на формулировку заказа и его оформление в установленном порядке. время на доставку или передачу заказа поставщику. время выполнения заказа (время ожидания постановки заказа на выполнение, время выполнения заказа, время простоев, комплекса услуг). время доставки изготовленной продукции заказчику. время на подготовку продукции к потреблению.
4. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассмотреть на микро- и макро уровне. На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источником материальных потоков. Возможность адаптации макрологических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т.е. ассортимент и количество выпускаемой продукции. Качественная гибкость внутрипроизводственных логистических систем может обеспечиваться за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы – закупка, склады, запасы, обслуживающие производства, транспорт, информация, сбыт и кадры, обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечить возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.
5. Материальный поток — совокупность ресурсов одного наименования, находящихся в процессе приложения к ним различных логистических операций (складирование — элементарный МП). Множество элементарных МП формирующихся на предприятии составляют общий мат. поток, обеспечивающий функционирование предприятия. МП имеет размерность (объем, время, количество, масса), формой существования МП может быть грузооборот склада или грузовой поток (кол-во грузов, перевезенное отдельными видами транспорта от пункта отправления до пункта назначения за опр. период времени).
Информационный поток (ИП) не всегда соответствует дан. МП, т.е. ИП и МП могут быть синхронные и асинхронные.
Логистическая операция — обособленная совокупность действий, направленных на преобразование ИП или ИП. Логистическая операция может быть материальной (транспортировка, складирование, погрузка) и нематериальной (сбор данных о МП, хранение и передача данных).
Логистическая функция — укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Основные функции — снабжение, пр-во, сбыт.
В логистике для управления потоками использую функции:
— Планирование (установление оптимальной траектории движения, разработка расписания или графика следования потока, расчет потребностей в ресурсах для осуществления потока).
— Оперативное регулирование (отслеживание каждого объекта потока, согласно графику движения, выработка и применение управленческих воздействий).
— Учет, сбор, обработка, хранение и выдача информации о МП, составление отчетности).
— Контроль (степень соответствия фактических параметров потока плановым).
— Анализ (причины несоответствия плану).--PAGE_BREAK--
— Координация (координация процессов закупки, сбыта).
6. Основные направления программы работ по реализации функций логистики на предприятии:
— Выбираются технические средства для выполнения программного задания
— Устанавливаются требования к качественным характеристикам и определяется объем необходимых финансовых и трудовых ресурсов
— Определение базовых методов формирования программных заданий
— Выбор организационной формы осуществления программных заданий
— Составление сетевой модели выполнения этапов и работ
— Разработка системы критериев оценки и мотиваций действий
— Организация контроля, учета и оценки хода работ
1. Наиболее рациональная организация пространственного размещения и материального потока.
2. Формирование хозяйственных связей (внутри- и внепроизводственных).
Взаимоотношение между поставщиком и потребителем формируется за счет того, что существует:
— территориальное разобщение — преодолевается путем создания транспортных связей;
— разобщение во времени из-за несовпадения процессов пр-ва и потребления — преодолевается путем создания запасов;
— персептивное разобщение — производители не знают, что требуется потребителю и наоборот — устраняется установлением каналов общения;
— разобщения во владении — преодолевается за счет актов купли-продажи.
3. Изучение рынка и прогнозирование спроса.
4. Определение потребностей в материальных ресурсах (определение объемов и направления перевозок, требуемого количества и видов транспорта, количество и объем складов и т.д.)
5. Выбор поставщиков.
6. Установление последовательности и звенности передвижения продукции через места складирования.
7. Формирование и регулирование запасов.
8. Выполнение операций непосредственно предшествующих и завершающих перевозку продукции.
7. Совет логистического менеджмента в 50-60-х годах давал логистике следующее определение:
Логистика – широкий диапазон деятельности, связанный с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии до покупателя, в некоторых случаях включающей также движение сырья от источника снабжения до начала производственной линии. Эта деятельность включает транспортировку, складирование, обработку материалов, защитную упаковку, контроль запасов и производства, заказа на производство продукции, прогнозирования спроса, маркетинг и обслуживание потребителей.
В 1960-е годы – появилось большое число конкурентных товаров, усилилось внимание к покупателю, т.е. увеличилось количество сервисных услуг. Это поставило перед логистикой новые проблемы, в частности, координацию спроса и предложения. В середине 60-х годов была сформирована новая концепция бизнес-логистики, как интегрального инструмента менеджмента.
Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и заданное время.
В 1970-е годы отличительной особенностью является переход от быстрого роста средств производства (как в 60-е годы) и относительной стабилизации. В это же время в большинстве компаний рост логистических инвестиций стал опережать рост в основные средства производства. В связи с этим основной задачей большинства фирм стало уменьшение себестоимости производства продукции и рациональное использование сырья, материалов, производственных фондов и комплектующих. В 70-х годах большую роль сыграл энергетический кризис. В силу этого ресурсный фактор – уменьшение энергоемкости и материализации продукции – стал одним из основных в конкурентной борьбе. Акцент в логистике сместился на производство, чему способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством. На Западе широкое распространение получила внутрипроизводственная микрологистическая система: MRP.
9. Логистика — нахождение такого канала товародвижения, который обеспечивает минимальные сроки и минимальные затраты по доставке товаров потребителю. Обеспечивает непрерывность производства и воспроизводства.
Товарный запас — готовая продукция, которая не продана.
Цели товара:
— удовлетворение потребностей потребителя;
— приносить прибыль владельцу;
Виды дефицита: естественный (отсутствие тех или иных видов ресурсов); технологический (образуется из-за того, что делали не то, что нужно); искусственный.
При дефиците необходимо делать запасы.
Сущность и значение производственного запаса.
Простые запасы — различные виды мат. ресурсов, предназначенных для производственного потребления.
Причины образования простых запасов: несоответствие объемов поставки объему разового потребления; разрыв во времени между моментами поступления материалов и его потреблением; климатические условия местности; снижение транспортных расходов.
Производственный запас включает: текущий запас (необходимый для между 2-мя очередными поставками);
подготовительный запас (служит для обеспечения бесперебойной работы предприятия в период, необходимый для подготовки механизмов для эксплуатации); страховой или гарантийный запас (необходим на случай перебоев в процессе снабжения); товарные запасы (запасы готовой продукции и запасы в каналах сферы обращения).
10. Цели создания информационной системы: обеспечить выживаемость и дееспособность фирмы, обеспечение работникам нормального трудового процесса, устранение неразберихи в получении информации и ее использовании, расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка
Потребители информационной системы: подразделения маркетинга, отдел снабжения и сбыта, склад, разработчики изделий и технологий, управленческое звено предприятий.
Внешние потребители и поставщики информации: потребители продукции, поставщики сырья и комплектующих, посредники, предприятия-конкуренты, инвесторы, рекламодатели.
Основные принципы построения информационной системы: иерархия (подчиненность задач и использования источников данных), принцип агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях), избыточность (построение с учетом не только текущих, но и будущих задач), конфиденциальность, адаптивность к изменяющимся запросам, согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации), открытость системы (для пополнения данных)
11. Процесс снабжения – это совокупность операций, обеспечивающих предприятие необходимыми предметами и средствами труда. Основная задача предприятия по организации снабжения – своевременное бесперебойное и комплексное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами при минимальных издержках управления запасами. Обеспечение производств сырьем, материалами, покупными полуфабрикатами и готовыми изделиями связано с выполнением таких функций, как закупка, транспортировка, складская переработка и другими. Все эти операции планируются, осуществляются, контролируются и регулируются специализированными службами, подразделениями снабжения или специальными сотрудниками (в зависимости от размера предприятия). В снабженческой деятельности предприятия можно выделить два основных вида функций: внешние и внутренние. Внешние функции снабжения определяют взаимоотношения предприятия с другими предприятиями-поставщиками, оптовыми и розничными торговыми фирмами, транспортными организациями:
поиск возможных поставщиков материальных ресурсов, анализ и выбор наиболее подходящих из них; заключение договоров с поставщиками;
установление рациональных хозяйственных связей по поставкам продукции на предприятие, заключение договоров с потребителями;
выбор средств доставки материальных ресурсов от поставщиков и к потребителям, заключение договоров с транспортными фирмами.
Внутренние функции снабжения характеризуют взаимодействие службы снабжения с административными и производственными подразделениями данного предприятия:
планирование материально-технического снабжение на основе баланса материальных ресурсов (плана снабжения);
организация и планирование снабжения средствами и предметами труда производственных подразделений;
лимитирование отпуска материалов со склада;
подготовка материальных ресурсов к производственному потреблению, отпуск и доставка материальных ресурсов со склада на место их потребления;
оперативное регулирование движения материальных ресурсов, контроль над их использованием на предприятии.
Различают две формы снабжения:
транзитная форма снабжения – предприятие получает сырье и материалы непосредственно от предприятий, их добывающих, обрабатывающих или производящих;
складская форма снабжения – материальныересурсы предприятие получает с баз и складов снабженческо-сбытовых организаций, оптовых и розничных торговых фирм. продолжение
--PAGE_BREAK--
В настоящее время обеспечение предприятия материальными ресурсами осуществляется через: товарно-сырьевые биржи, аукционы, конкурсы, оптовые закупки, регулярные закупки мелкими партиями, закупки по мере необходимости, снабжение производства по запросам и так далее, а также собственное производство.
12. Распределительная логистика: Задача — довести товар до потребителя с минимальными издержками и в кратчайший срок.
Распределительная логистика связана с товародвижением в сфере распределения:
— планирование и контроль за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест происхождения к местам их использования.
Существует два подхода к определению функций логистики распределения. Первый охватывает комплекс операций по отгрузке готовой продукции со склада поставщика. Второй — более широкий. В этом случае считается, что распределительная логистика реализует весь процесс обращения материальной продукции начинающийся с момента, когда она попадает на склад потребителя. При этом следует иметь ввиду, что задачи распределения решаются на уровне микро- и макрологистики.
Задачи производственной логистики
К общим задачам (функциям) производственной логистики относятся:
1) планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в ГП и заказов потребителей;
2) разработка планов-графиков производственных заданий цехам и др. производственным подразделениям;
3) разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;
4) установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;
5) оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
6) контроль за количеством и качеством ГП;
7) участие в разработке и реализации производственных нововведений;
8) контроль за себестоимостью производства ГП.
В снабженческой деятельности предприятия можно выделить два основных вида функций: внешние и внутренние.
Внешние функции снабжения определяют взаимоотношения предприятия с другими предприятиями-поставщиками, оптовыми и розничными торговыми фирмами, транспортными организациями:
поиск возможных поставщиков материальных ресурсов, анализ и выбор наиболее подходящих из них; заключение договоров с поставщиками;
установление рациональных хозяйственных связей по поставкам продукции на предприятие, заключение договоров с потребителями;
выбор средств доставки материальных ресурсов от поставщиков и к потребителям, заключение договоров с транспортными фирмами.
Внутренние функции снабжения характеризуют взаимодействие службы снабжения с административными и производственными подразделениями данного предприятия:
планирование материально-технического снабжение на основе баланса материальных ресурсов (плана снабжения);
организация и планирование снабжения средствами и предметами труда производственных подразделений;
лимитирование отпуска материалов со склада;
подготовка материальных ресурсов к производственному потреблению, отпуск и доставка материальных ресурсов со склада на место их потребления;
оперативное регулирование движения материальных ресурсов, контроль над их использованием на предприятии.
13. Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:
платы, взыскиваемые за перевозку грузов;
сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
правила исчисления плат и сборов.
Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их применение должно обеспечивать:
возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли транспортному предприятию;
возможность покрытия транспортных расходов покупателю транспортных услуг.
Одним из существенных факторов, влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы, поскольку умелое регулирование уровня тарифных ставок различных сборов позволяет стимулировать спрос на дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов.
Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности. Остановимся на их краткой характеристике.
На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.
Общие тарифы — это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.
Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы.
Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.
Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.
На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:
сдельные тарифы на перевозку грузов;
тарифы на перевозку грузов на условиях платных авто-тонно-часов;
тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
тарифы из покилометрового расчета;
тарифы за перегон подвижного состава;
договорные тарифы.
На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:
расстояние перевозки;
масса груза;
объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля.
На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие, связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.
На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу. В случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.
14. Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
По назначению выделяют две основные группы транспорта:
1.Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный).
2.Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям.
Организация перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора каналов товародвижения решается в области распределительной логистики.
Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения. продолжение
--PAGE_BREAK--
Задачи транспортной логистики: выбор вида транспортного средства; выбор типа транспортного средства; совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным; совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта) в случае смешанных перевозок; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса; определение рациональных маршрутов доставки.
15. Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:
платы, взыскиваемые за перевозку грузов;
сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
правила исчисления плат и сборов.
Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности. Остановимся на их краткой характеристике.
На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.
Общие тарифы — это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.
Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок.Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например каменного угля, кварцитов, руды и т. п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.
Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.
Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.
Основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов по железной дороге включают:
вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной — весом до 25 т и объемом до полувагона — и мелкой отправкой — весом до 10 т и объемом до 1/3 вместимости вагона;
скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз;
расстояние перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению либо за действительно пройденное расстояние — в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью;
тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным;
принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя;
количество перевозимого груза — фактор, также оказывающий
существенное влияние на стоимость перевозки.
На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:
сдельные тарифы на перевозку грузов;
тарифы на перевозку грузов на условиях платных авто-тонно-часов;
тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
тарифы из покилометрового расчета;
тарифы за перегон подвижного состава;
договорные тарифы.
На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:
расстояние перевозки;
масса груза;
объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля.
На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие, связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.
Транспортная организация, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов по водным путям. В ее ведении находятся флот, порты, пристани и судоремонтные предприятия. Пароходство несет ответственность перед грузоотправителями и грузополучателями за своевременную доставку и сохранность грузов.
В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическое обоснование указанных ими тарифов.
На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу. В случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.
16. Логистика производственных процессов
Логистическая концепция организации производства, характерная для «рынка покупателя», включает в себя следующие основные положения: отказ от избыточных запасов; отказ от завышенного времени на выполнение основных транспортно-складских операций; устранение нерациональных внутризаводских перевозок; отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей; устранение простоев оборудования; обязательное устранение брака; превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.
Традиционная концепция организации производства, характерная для «рынка продавца», предполагает: никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования; изготавливать продукцию как можно более крупными партиями; иметь максимально большой запас МР «на всякий случай». Производство в условиях рынка может выжить лишь в случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. В традиционной концепции производства эта задача решается за счет наличия на складах запасов. Логистическая концепция предусматривает адаптацию к изменению спроса за счет запаса производственной мощности, который может быть обеспечен за счет количественной или качественной гибкости производственных систем.
17. АВС регулирование запасов
Определение сроков и размеров закупок сводится к расчетам по какой либо одной формуле и считается формальной механической работой.
Принципы: нерационально уделять партиям, играющим незначительную роль в производстве, то же внимание, что и материалам первостепенной важности (принцип Парето); в зависимости от затрат, материалы делятся на 3 класса А, В, С. А — немногочисленные но важные материалы, которые требуют больших вложений. В — относительно второстепенные материалы, требующие меньшего внимания, чем А. С — составляет значительную часть в номенклатуре, недорогие, на них приходятся наименьшая часть вложений в запасы.
Этапы АВС метода: установить стоимость каждой детали, установить спрос на каждую деталь, расположить материалы по убыванию цены, суммировать данные о количестве и издержках на материалы, разбить материалы на группы в зависимости от удельного веса в общих издержках
Преимущества: позволяет провести классификацию материалов и формально использовать ее долгое время.
Недостатки: возможная переклассификация из-за изменения спроса и цены; необходим контроль.
18. Цели создания информационной системы:
— обеспечить выживаемость и дееспособность фирмы
— обеспечение работникам нормального трудового процесса
— устранение неразберихи в получении информации и ее использовании
— расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка
Базы данных — содержат информацию по различным областям коммерческой деятельности: справочники номенклатур товара, справочники о потребителях, производителях, банках, биржах и т.д. Данные о заявках на сбыт, на рекламу и приобретение услуг. Могут также использоваться таблицы категорий
Базы знаний — отличаются высокой структурированностью данных. Называется расширенно-декларативно-процедаральный подход к представлению данных.
В системе математического обеспечения информационной системы представлены следующие модели:
— Модель факторного анализа. Строится на базе информации о деятельности изучаемых объектов и предназначена для количественной оценки вкладов различных факторов в диагностику результирующих показателей.
— Модель обобщения информации. Предназначена для построения интегральных показателей в соответствии с целями анализа.
— Модель прогноза. Для определения вариантов развития объекта, которые существенны для предпринимательской деятельности. продолжение
--PAGE_BREAK--
— Модель принятия оптимальных решений.
Основные направления программы работ по реализации функций логистики на предприятии
— Выбираются технические средства для выполнения программного задания
— Устанавливаются требования к качественным характеристикам и определяется объем необходимых финансовых и трудовых ресурсов
— Определение базовых методов формирования программных заданий
— Выбор организационной формы осуществления программных заданий
— Составление сетевой модели выполнения этапов и работ
— Разработка системы критериев оценки и мотиваций действий
— Организация контроля, учета и оценки хода работ
21. На предпр-ях примен 2 формы орг-ии МТО, функционир-их на принципах лог-ки,- централиз-ая и децентр-ая. Осн-ые преимущ-ва централизации управ-я службами МТО закл в сниж издержек и создании усл для разраб-ки единой заготовит-ой, сбыт-ой и трансп-ой политики фирм. Централ-ая форма управ-я МТО примен-ся на фирмах, выпуск-щих однородную прод-ию и имеющих небольш число предпр-ий, располож-х в одном регионе. Децентр-ая форма управ-я примен на предпр-ях размещ-ых в различ районах и специализир-ся на выпуске опред-ой прод-ии. Смешанная форма управ-я использ на предпр-ях, потребляющих разные мат-лы и имеющих большой V поставок нек-ых из них.
У каждая из форм м/б сгруппир-ая или разбросанная служба снабж-я и сбыта.
Централиз-ое управ-е со сгруппиров-ми службами, при к-ой центральная служба – МТО несет ответст-ть за движ-е мат-ов внутри предпр-ий за потоки входящего сырья, п/ф и ГП, отправл-ой потреб-лям, за обеспеч-е произв-го процесса всеми необх-ми При такой орг-ии служба управ-я мат-лами подчин-ся вице-президенту фирмы и м/б объединена со службой пр-ва и проектир-ия. Ф-ии: снабж-е и сбыт прод-ии, планир-ие и контроль ее произв-ва. Централиз-ое управ-е МТО без групп-ки его служб примен-ся, к-да отдел-ые подразд-ия службы имеют наиб знач-е для деят-ти компании в целом. В кач-ве отдел-го звена могут выдел-ся ф-ции закупок и орг-ии трансп-го обеспеч-я. Децентрализ-ое управ-е со сгруп-ными службами МТО предусм отдел-ую ответст-ть за снабж-е пр-ва и сбыт на каждом предпр-ии фирмы, специализ-щемся на выпуске опред-ой прод-ии.
Минимизация издержек на распределение:
— дешевая система транспорта
— поддержание небольших ТМЗ
— наличие оптимального количества складов
— оптимальная мощность складов
— оптимальное расположение складов
Некоторые фирмы часть своего ТМЗ хранят на самом предпирятии или недалеко от него, остальное — на складах в различных частях страны. Фирма может иметь собственные арендованные склады, арендованные места.
Степень контролирования ТМЗ выше на своем складе, но фирме труднее гибко реагировать на спрос.
Общественный склад — высокие издержки, но зато предоставляются дополнительные услуги — контроль и охрана. Фирма может легко переместиться на другой рынок.
22. Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.
Современный крупный склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом в силу многообразия параметров, технологических решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры, перерабатываемых грузов склады относят к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня – логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза. Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности. При этом необходимо иметь в виду, что в каждом отдельно взятом случае, для конкретного склада, параметры складской системы значительно отличаются друг от друга, так же как ее элементы и сама структура, основанная на взаимосвязи этих элементов. При создании складской системы нужно руководствоваться следующим основным принципом: лишь индивидуальное решение с учетом всех влияющих факторов может сделать ее рентабельной. Предпосылкой этого является четкое определение функциональных задач и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада. Любые затраты должны быть экономически оправданными, т.е. внедрение любого технологического и технического решения, связанное с капиталовложениями, должно исходить из рациональной целесообразности, а не из модных тенденций и предлагаемых технических возможностей на рынке.
Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К основным функциям склада можно отнести следующие:
Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом – создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.
Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.
Унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществить функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства.
Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей. Среди них:
подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);
проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;
придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);
транспортно-экспедиционные услуги и т.д.
23. Одним из важных классификационных признаков является ассортимент товаров, который оказывает влияние на характер выполняемых складами функций, напостроение складского технологического процесса.
По ассортиментному признаку склады делят на универсальные и специализированные.
Универсальные склады предназначены для концентрации широкого ассортимента непродовольственных или продовольственных товаров. К этой группе следует также относить склады для хранения основных групп непродовольственных и продовольственных товаров с выделением для этих целей специальных кладовых или секций.
Специализированные склады служат для хранения товаров одной или нескольких родственных товарных групп.
С учетом создаваемых режимов хранения склады подразделяют на общетоварные и специальные. Общетоварные склады являются основным видом складов в торговле предназначены для хранения непродовольственных и продовольственных товаров, не нуждающихся в создании особого режима.
К другим признакам классификации складов следует отнести этажность и высоту складских помещений, степень механизации технологических процессов, внешние транспортные связи.
В зависимости от этажности и высоты складских помещений различают одноэтажные (высотой 6, 12, 16 и 32 м) и многоэтажные склады. С точки зрения наиболее рациональной организации технологического процесса предпочтение отдается одноэтажным складам.
По степени механизации технологических процессов склады подразделяют на комплексно-механизированные и автоматизированные, а также склады с применением средств малой механизации.
С учетом внешних транспортных связей бывают склады с причалами (пристанские) и рельсовыми подъездными путями (прирельсовые). Склады, не имеющие своих подъездных путей, называют неприрельсовыми.
В зависимости от устройства склады подразделяют на открытые, полузакрытые и закрытые. Открытые склады устраиваются в виде грунтовых площадок и площадок на столбах или ленточных фундаментах. Эти склады предназначены для хранения строительных материалов, топлива, товаров в контейнерах и др. Полузакрытые склады представляют собой навесы для хранения строительных материалов и других изделий, требующих защиты от атмосферных осадков. Закрытые склады — это одно- или многоэтажные здания, которые могут быть отапливаемыми и неотапливаемыми (утепленные и неутепленные).
Стены склада могут быть кирпичными, из железобетонных панелей и блоков. Они должны быть достаточно прочными и выдерживать необходимую нагрузку, обладать минимальной массой, быть огнестойкими и способными поддерживать необходимый режим температуры и влажности воздуха.
24.Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту. продолжение
--PAGE_BREAK--
25. Основным показателем, характеризующим то или иное складское помещение, является размер общей площади склада. Общая площадь склада подразделяется на следующие составляющие:
— грузовую или полезную, занятую непосредственно материальными ценностями или устройствами для их хранения:
— оперативную, занятую приемными, сортировочными, комплектовочными и отпускными площадками, а также штабелями и стеллажами;
конструктивную, занятую перегородками, колоннами, лестницами и т.п.
— служебную, занятую под конторы и бытовые помещения.
Определение размера грузовой(полезной) площади склада может производиться двумя методами:
по удельным нагрузкам;
с помощью объемных измерителей.
По первому методу размер полезной площади определяется по формуле:
S пол = Z max
Q доп.
Где S пол – полезная, м^2; Z max – максимальный размер запасов, подлежащих хранению, т; Q доп. – допустимая нагрузка на 1 м^2 полезной площади склада, т.
В этом случае общая площадь S общ. Определяется по формуле
S общ. = Sпол.
Ки
Где К и – коэффициент использования общей площади склада.
Второй метод более точный. Полезная площадь склада определяется по формуле
S пол. = S ст Nст,
Где S ст -площадь, занимая одним стеллажом, м ^2; N ст -количество стеллажей для хранения, шт;
N ст = N яо
N я ст
Где N яо – общее количество ячеек стеллажей, необходимое для хранения максимального запаса, N я ст -количество ячеек в данном стеллаже, шт;
N яо = Z max
V я Y Kо
26. 27. Закупочная логистика есть процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство.
Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
Эта цель достигается решением ряда задач, которые можно сгруппировать следующим образом:
1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материа-лов и комплектующих изделий.
2. Обеспечение точного соответствия количества поставок потребностям в них.
3. Соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий.
Без закупочной логистики невозможна нормальная деятельность предприятия. Она является связующим звеном между разными товаропроизводителями и координаторами их работы.
Логистика закупок выполняет следующие функции:
• формирование стратегии приобретения материальных ресур., сов и прогнозирование потребности в них;
• получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;
• выбор поставщиков;
• определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;
• согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;
• контроль за сроками поставки материалов;
• входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;
• доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;
• поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.
28. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассмотреть на микро- и макро уровне.
На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источником материальных потоков. Возможность адаптации макрологических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т.е. ассортимент и количество выпускаемой продукции. Качественная гибкость внутрипроизводственных логистических систем может обеспечиваться за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы – закупка, склады, запасы, обслуживающие производства, транспорт, информация, сбыт и кадры, обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечить возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.
29. Процесс снабжения – это совокупность операций, обеспечивающих предприятие необходимыми предметами и средствами труда. Основная задача предприятия по организации снабжения – своевременное бесперебойное и комплексное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами при минимальных издержках управления запасами. Обеспечение производств сырьем, материалами, покупными полуфабрикатами и готовыми изделиями связано с выполнением таких функций, как закупка, транспортировка, складская переработка и другими. Все эти операции планируются, осуществляются, контролируются и регулируются специализированными службами, подразделениями снабжения или специальными сотрудниками (в зависимости от размера предприятия). В снабженческой деятельности предприятия можно выделить два основных вида функций: внешние и внутренние. Внешние функции снабжения определяют взаимоотношения предприятия с другими предприятиями-поставщиками, оптовыми и розничными торговыми фирмами, транспортными организациями:
поиск возможных поставщиков материальных ресурсов, анализ и выбор наиболее подходящих из них; заключение договоров с поставщиками;
установление рациональных хозяйственных связей по поставкам продукции на предприятие, заключение договоров с потребителями;
выбор средств доставки материальных ресурсов от поставщиков и к потребителям, заключение договоров с транспортными фирмами.
Внутренние функции снабжения характеризуют взаимодействие службы снабжения с административными и производственными подразделениями данного предприятия:
планирование материально-технического снабжение на основе баланса материальных ресурсов (плана снабжения);
организация и планирование снабжения средствами и предметами труда производственных подразделений;
лимитирование отпуска материалов со склада;
подготовка материальных ресурсов к производственному потреблению, отпуск и доставка материальных ресурсов со склада на место их потребления;
оперативное регулирование движения материальных ресурсов, контроль над их использованием на предприятии.
Различают две формы снабжения:
транзитная форма снабжения – предприятие получает сырье и материалы непосредственно от предприятий, их добывающих, обрабатывающих или производящих;
складская форма снабжения – материальныересурсы предприятие получает с баз и складов снабженческо-сбытовых организаций, оптовых и розничных торговых фирм.
В настоящее время обеспечение предприятия материальными ресурсами осуществляется через: товарно-сырьевые биржи, аукционы, конкурсы, оптовые закупки, регулярные закупки мелкими партиями, закупки по мере необходимости, снабжение производства по запросам и так далее, а также собственное производство.
30. Виды посредников в логист-их каналах. При формир-ии канала распредел-я товара на 1-ое место выдвиг-ся решение о стр-ре канала, необх-мо опред-ся с типом использ-ых посред-ков.
Дилеры — это оптовые посред-ки, к-ые ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается ими по договору поставки, дилер станов-ся собствен-ом прод-ии после полной оплаты поставки. Отнош-ия м/у произв-ем и дилером прекращ после выполн-ия усл по договору поставки. В логист-ой цепи дилеры занимают полож-е, наиб близкое к конечным потреб-ям. Различ 2 вида дилеров. Эксклюзивные дилеры явл единст-ми представит-ми произв-ля в регионе и наделены исключ-ми правами по реализ-ии прод-ии. Дилеры, сотруднич-щие с произв-лем на условиях франшизы, назыв авторизованными.
Дистрибьюторы- оптовые и розничные посред-ки, ведущие операции от имени производ-ля и за свой счет. Дистрибьютор не явл собств-ом прод-ии. По договору им приобрет-ся право продажи прод-ии. Дистрибьютор может действовать и от своего имени. Тогда в рамках договора на предоставление права продажи закл договор поставки. В логист-ой цепи дистриб-ры обычно заним положение м/у производ-лем и дилерами.
Комиссионеры — оптовые и рознич посред-ки, ведущие операции от своего имени иза счет производ-ля… Производ-ль остается собствен-ом прод-ии до ее передачи и оплаты конечным потреб-лем. Договор о поставке прод-ии заключ от имени комиссионера, он явл посред-ком только для произв-ля, а не для конечного потреб-ля, деньги к-го перечисл-ся на счет комиссионера. При этом риск случайной порчи и гибели прод-ии лежит на произв-ле. продолжение
--PAGE_BREAK--
Агенты– посред-ки, выступающие в кач-ве представителя или помощника др-го, основного по отнош-ю к нему лица(принципала). Агенты явл юр лицами, закл сделки от имени иза счет принципала
Брокеры– посред-ки при заключ сделок, сводящие контрагентов. Брокеры не явл собств-ми прод-ии, как дилеры или дистрибьюторы, и не распоряж-ся прод-ей -
31. Традиционная концепция организации производства, характерная для «рынка продавца», предполагает: никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования; изготавливать продукцию как можно более крупными партиями; иметь максимально большой запас МР «на всякий случай». Производство в условиях рынка может выжить лишь в случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. В традиционной концепции производства эта задача решается за счет наличия на складах запасов. Логистическая концепция предусматривает адаптацию к изменению спроса за счет запаса производственной мощности, который может быть обеспечен за счет количественной или качественной гибкости производственных систем.
32. Задачи производственной логистики
К общим задачам (функциям) производственной логистики относятся:
1) планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в ГП и заказов потребителей;
2) разработка планов-графиков производственных заданий цехам и др. производственным подразделениям;
3) разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;
4) установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;
5) оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
6) контроль за количеством и качеством ГП;
7) участие в разработке и реализации производственных нововведений;
8) контроль за себестоимостью производства ГП.
33. Канбан разработана группой японских менеджеров. Потери в данном методе — излишки продукции, досрочное производство, брак, нерациональная транспортировка, хранение излишних запасов.
Система “Канбан” с двумя карточками
Эффективность обеспечивается соблюдением нескольких правил:
Последующий этап вытягивает необходимые изделия с предыдущего этапа в необходимом количестве и в строго установленное время.
На участках изготовления \ обработки не может быть изготовлена ни одна деталь, пока не будет получена производственная карточка, разрешающая производство
Количество карточек канбан должно строго соответствовать количеству продукта
Ни одна деталь не производится, если нет производственной карточки
Различные детали должны изготавливаться в той последовательности в которой поступали карточки
Бракованная продукция не должна поступать на следующий участок
Количество карточек должно д.б. минимально, т.к. оно отражает максимальный запас деталей. Право изменять количество карточек принадлежит среднему управляющему персоналу.
На каждый контейнер приходится 1 транспортировочная карточка и 1 производственная карточка, число контейнеров рассчитывается менеджером по производству
Применяются только стандартные контейнеры в которых помещается определенное количество деталей
34. Логистическая система – представляет собой совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, предназначеннную для управления потоками. В качестве звеньев лог. системы могут выступать предприятия – постовщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, транспортные предприятия, банки, биржи и т.д.
Сущ-ет неск-ко способов снабжения, ориентир-х на конкретную потребность пр-ва. Одним из них явл с/с планир-ия мат-х потребн-ей МРП1, МРП2. МРП – это с/с орг-ии пр-ва и мат-но-техн-го обеспечения, относящаяся к классу толкающих с/с. Цели MRP-с/с:-удовлетвор-ие потреб-ти в мат-лах, комплектующих для планир-ия пр-тва и доставки потреб-лю, планир-ие пр-х операций, расписаний доставки, закупочных операций.
Наличие недост-ов в MRP с-мах повлекло за собой создание MRP2 с-м, обладающих большей гибкостью планир-ия, лучшей орг-цией поставок и реакцией на измен-я спроса.
Важное место в MRP2 занимает прогнозир-ие спроса, размещения заказов и управ-ия запасами. С/с MRP II — имеет целью интеграцию всех осн-х процессов, реализ-х предп-ем, таких как снабж-е, запасы, пр-во, продажа и план-е, контроль за выполн-ем плана, з-ты, фин-сы и т.д. Задачей MRP II явл оптимальное формир-ие потока мат-лов (сырья), п/ф и ГП
Концепция МРП вкл 3 этапа: 1)программное планир-ние планов сбыта, с учетом планов пр-тва и т.д. 2)распредхие матхлов, с учетом остатков. 3)управ-ие закупками. С-ма МРП1, МРП2, была разраб-на в 60-е года. Ее развитие совпало с появл-ем компьютеров, техники 3-го поколения и возмож-тью оперативно корректировать планы пр-ва и снабж-я в режиме реального времени
35. Система “Точно в срок” — поставка необходимой продукции в требуемом количества в требуемый срок — служит для оперативного управления производством и включает не только специальные карточки, но и транспортные средства, производственные графики, технологические и операционные карты. Предполагает сокращение до возможных пределов разницы между временем поступления материалов на очередную стадию производства и временем их потребления. Данная система минует промежуточное складирование (производство без запасов, работа с колес). Применение системы требует синхронизации мат. потока и тех. операций.
36. Понятие распределительной логистики. Задача — довести товар до потребителя с минимальными издержками и в кратчайший срок.
Место распределительной логистики и ее функции в логистической системе
Распределительная логистика связана с товародвижением в сфере распределения:
— планирование и контроль за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест происхождения к местам их использования.
Существует два подхода к определению функций логистики распределения. Первый охватывает комплекс операций по отгрузке готовой продукции со склада поставщика. Второй — более широкий. В этом случае считается, что распределительная логистика реализует весь процесс обращения материальной продукции начинающийся с момента, когда она попадает на склад потребителя. При этом следует иметь ввиду, что задачи распределения решаются на уровне микро- и макрологистики.
Задачи:
— планирование процесса реализации;
— выбор упаковки продукции, ее комплектация и консервирование;
— организация отгрузки продукции;
— контроль за транспортировкой к месту потребления и доставка продукции потребителю;
— организация после реализованного обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относятся:
— выбор схемы распределения материальных потоков;
— формирование каналов распределения;
— размещение распределительных центров.
37.Пpи opгaнизaции зaкyпoк иcпoльзyют cлeдyющиe мeтoды.
Зaкyпкa тoвapa oднoй пapтиeй. Мeтoд пpeдпoлaгaeт пocтaвкy тoвapoв бoльшoй пapтиeй зa oдин paз (oптoвыe зaкyпки). Егo пpeимyщecтвa: пpocтoтa oфopмлeния дoкyмeнтoв, гapaнтия пocтaвки вceй пapтии, пoвышeнныe тopгoвыe cкидки. Нeдocтaтки — бoльшaя пoтpeбнocть в cклaдcкиx пoмeщeнияx, зaмeдлeниe oбopaчивaeмocти кaпитaлa.
Рeгyляpныe зaкyпки мeлкими пapтиями. В этoм cлyчae пoкyпaтeль зaкaзывaeт нeoбxoдимoe кoличecтвo тoвapoв, кoтopoe пocтaвляeтcя eмy пapтиями в тeчeниe oпpeдeлeннoгo пepиoдa. Пpeимyщecтвa дaннoгo мeтoдa тaкoвы: ycкopяeтcя oбopaчивaeмocть кaпитaлa, тaк кaк тoвapы oплaчивaютcя пo мepe пocтyплeния oтдeльныx пapтий; дocтигaeтcя экoнoмия плoщaди cклaдcкиx пoмeщeний; coкpaщaютcя зaтpaты нa дoкyмeнтиpoвaниe пocтaвки, пocкoлькy oфopмляeтcя тoлькo зaкaз нa вcю пocтaвкy. Егo нeдocтaтки: вepoятнocть зaкaзa избытoчнoгo кoличecтвa тoвapoв; нeoбxoдимocть oплaты вceгo кoличecтвa тoвapoв, oпpeдeлeннoгo в зaкaзe.
Ежeднeвныe (eжeмecячныe) зaкyпки пo кoтиpoвoчным вeдoмocтям. Тaкoй мeтoд зaкyпки шиpoкo иcпoльзyeтcя тaм, гдe зaкyпaютcя дeшeвыe и быcтpo пoтpeбляeмыe тoвapы. Кoтиpoвoчныe вeдoмocти cocтaвляютcя eжeднeвнo (eжeмecячнo) и включaют cлeдyющиe cвeдeния: пoлный пepeчeнь тoвapoв; кoличecтвo тoвapoв, имeющиxcя нa cклaдe; тpeбyeмoe кoличecтвo тoвapoв. Пpeимyщecтвa дaннoгo мeтoдa: ycкopeниe oбopaчивaeмocти кaпитaлa, cнижeниe зaтpaт нa cклaдиpoвaниe и xpaнeниe, cвoeвpeмeннocть пocтaвoк.
38. Пoлyчeниe тoвapa пo мepe нeoбxoдимocти. Этoт мeтoд пoxoж нa peгyляpнyю пocтaвкy тoвapoв, нo xapaктepизyeтcя cлeдyющими ocoбeннocтями: кoличecтвo пocтaвляeмыx тoвapoв нe ycтaнaвливaeтcя, a oпpeдeляeтcя пpиблизитeльнo; пocтaвщики пepeд выпoлнeниeм кaждoгo зaкaзa cвязывaютcя c пoкyпaтeлeм; oплaчивaeтcя тoлькo пocтaвлeннoe кoличecтвo тoвapa; пo иcтeчeнии cpoкa кoнтpaктa зaкaзчик нe oбязaн пpинимaть и oплaчивaть тoвapы, кoтopыe eщe тoлькo дoлжны быть пocтaвлeны. Пpeимyщecтвa дaннoгo мeтoдa: oтcyтcтвиe твepдыe oбязaтeльcтв пo пoкyпкe oпpeдeлeннoгo кoличecтвa тoвapoв, ycкopeниe oбopoтa кaпитaлa, минимyм paбoты пo oфopмлeнию дoкyмeнтoв.