--PAGE_BREAK--3.АНАЛИЗ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ЛИВЕНСКОЕ РАЙПО
3.1 Организация товароснабжения магазина №30 Ливенского РАЙПО
Специализация магазинов способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы торговли и оказывает положительное влияние на качество обслуживания покупателей.
Магазин №30 предприятия Ливенское РАЙПО можно отнести к универсальному магазину, так как в нем реализуется универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.
Данный магазин имеет смешанный ассортимент, который представляет собой набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Большую долю в структуре ассортимента занимают продовольственные товары (более 70 %). В продаже находятся в основном товары повседневного спроса (наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением) и периодического спроса (покупка которых осуществляется периодически). Ассортимент товаров очень широкий и глубокий в пределах отдельных наименований продукции.
Формирование ассортимента товаров в данном магазине имеет свою специфику и зависит от ряда факторов. На построение ассортимента оказывают влияние следующие факторы: размер магазина, его техническая оснащенность; условия товароснабжения, наличие постоянных поставщиков; численность обслуживаемого населения.
Организация хозяйственных связей торгового магазина №30 предприятия Ливенского РАЙПО с поставщиками товаров должна обеспечивать полноту и устойчивость ассортимента, удовлетворения спроса населения, а также хорошие финансово-экономические показатели деятельности торговли.
Инструментом, с помощью которого осуществляется регулирование ассортимента товаров в магазине №30 Ливенского РАЙПО, является ассортиментный перечень. В него включается перечень наименований товаров, соответствующий установленной широте ассортимента, и минимально необходимое количество разновидностей товаров, которые должны быть постоянно продаже (таблица 2).
Таблица 2 — Ассортиментный перечень магазина№30 предприятия Ливенского РАЙПО
В настоящее время состав поставщиков магазина является относительно постоянным. Сотрудничество ведется в основном с крупными оптовыми организациями, которые работают на ливенском рынке не один год. При выборе поставщиков главным образом специалисты ориентируются на качество поставляемой продукции, на уровень цен, на условия поставки. Согласно договору товары поставляются в магазин по заявкам, в которых указывается наименование товара, его количество. Заявка заверяется подписью предпринимателя и печатью. Если поставщик по каким-либо причинам не может выполнить частично или полностью заказ, то он обязан об этом оповестить предпринимателя, который делал заявку. Поставщики обязаны доставлять товар своим транспортом и за свой счет. Поставка должна сопровождаться всеми необходимыми документами. Право собственности на товар переходит к магазину в момент подписания сторонами накладной.
Почти вся продукция требует особых условий хранения и транспортирования. Часть продукции имеет ограниченные сроки хранения и относится к скоропортящейся, поэтому ее поставляют ежедневно.
Критерии определения количества заказываемого товара:
— необходимость пополнения продукции для удовлетворения покупательского спроса
— сроки и частота поставки
— срок годности
— средняя продажа в день
— место, занимаемое в торговом зале (на полке, расширенная выкладка, дополнительная выкладка)
— наличие места на складе
— проведение дополнительных мероприятий по продвижению товара
— форма оплаты (предоплата, консигнация, оплата по реализации)
Основными поставщиками данных групп товаров являются ливенские фирмы-производители и оптовые фирмы, представленные в таблице 3.
Доля разных поставщиков в общем объеме поставок различна. Из таблицы 3 видно, что наибольшее количество товаров в магазин №30 предприятия Ливенское РАЙПО поставляют ИП Байда, ООО «Винком», ООО «Межрайбаза».
Таблица 3 — Поставщики магазина № 30 предприятия Ливенское РАЙПО
Таким образом, предприятию «Ливенское РАЙПО» необходимо сократить долю поставщиков, оставив самых крупных из них.На данном предприятии действует свыше 150 поставщиков, что не позволяет сократить издержки на обеспечение товарами. Основными поставщиками «Ливенского РАЙПО являются: ИП БАЙДА В.И, ООО «Винком», ООО «Межрайбаза», ООО «Катран», ООО «Мир вина», ОАО «Этанол», ООО«Продторг», ПО Коопцентр. Массовую поставку обеспечивают первые четыре, наглядно это представлено на рисунке 2.
Рисунок 2- Долевое соотношение поставщиков Магазина №30 предприятия Ливенское РАЙПО.
3.2 Мероприятия по совершенствованию
товароснабжения предприятия Ливенское РАЙПО
При организации хозяйственных связей большое значение имеет правильный выбор поставщика – это является основным мероприятием по совершенствованию процесса товароснабжения. Выбор поставщика предприятием Ливенское РАЙПО осуществляется в том случае, когда нет монополизма среди поставщиков. Правильный выбор поставщика в условиях рынка – дело весьма сложное, и ошибка здесь может дорого стоить предприятию Ливенское РАЙПО. При прочих равных условиях предпочтительнее воспользоваться услугами местных поставщиков. Выбор поставщиков необходимо начать с анализа материальных потребностей предприятия и возможностей удовлетворить их на рынке. После изучения рынка нужно составить спецификации на необходимые виды материальных ресурсов. Спецификация должна включать наименование и характеристику товаров, требования к ним.
В спецификацию должны быть включены все характеристики и стандарты требуемого товара. После подготовки спецификации составляется список возможных поставщиков для каждого вида продукции. Какое число поставщиков должно участвовать в выполнении заказа на каждый товар, зависит от назначения товара, конъюнктуры рынка и от количества требуемого товара. Эти вопросы решает отдел материально- технического обеспечения предприятия Ливенское РАЙПО. Если предприятие закупает продукцию у одного поставщика, то можно наладить тесные деловые контакты и установить взаимовыгодные формы деловых торговых отношений, связанных с предоставлением потребителям скидок с цены и дополнительными формами обслуживания. Источником информации для составления списка поставщиков является изучение рынка товаров и услуг. Когда поставщиков немного (два, три), критериями выбора наиболее подходящего из них служит сравнительные производственные мощности, цены на закупаемые товары, надежность поставщиков. Выбирается поставщик, в наиболее полной степени соответствующий названным критериям.
Когда поставщиков много, то выбор наиболее подходящего целесообразно проверять в два этапа. На первом этапе производиться предварительный отбор поставщиков. Критерии выбора представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Критерии предварительного выбора поставщика
№
п/п
Критерии выбора
Поставщик
ООО «Межрайбаза»
ООО «Винком»
ПО «Кооператор»
ООО «Этель торг»
ООО «Триумф»
1
Комплектность поставки
5
4
3
4
2
2
Удаленности поставщика
4
5
3
2
3
3
Форма расчетов
5
3
4
3
3
4
Качество продукции (по сертификации)
5
3
5
4
4
5
Цена единицы продукции
5
4
4
5
3
6
Упаковка
5
4
5
3
3
7
Размер партии
5
4
3
4
3
8
Итого
34
27
27
25
21
9
Среднее значение
4,86
3,86
3,86
3,57
3
После анализа поставщиков часть из них, не соответствующая требованиям предприятия Ливенское РАЙПО, исключается из таблицы. Поставщики ООО «Этель торг» и ООО «Триумф» не устраивают предприятие Ливенское РАЙПО, т.к. их бальная оценка была наимешьшей.
На втором этапе используется более расширенный перечень критериев выбора поставщиков (таблица 5.)
Таблица 5 — Критерии окончательного выбора поставщика
№
п/п
Критерий выбора
Поставщик
ООО «Межрайбаза»
ООО «Винком»
ПО Кооператор
1
Финансовые условия
5
4
4
2
Время поставки
4
5
5
3
Переодичность поставки
4
5
5
4
Наличие сервесного обслуживания после поставки
5
4
5
5
Коммуникационные условия
4
5
5
6
Складские условия поставки
5
4
5
7
Другие критерии
5
4
3
8
Итого
32
31
32
9
Среднее значение
4,57
4,43
4,57
Критериями выбора поставщика могут быть дополнены и другими специфическими для конкретного предприятия-потребителя критериями. Целесообразно заполнить таблицы 6 и 7, проставляя баллы каждому поставщику по каждому критерию. При этом балл «5» означает «отлично», «4» — «очень хорошо», «3» — «хорошо», «2» -0 «удовлетворительно», «1» — «малоприемлемо», «0» — «неприемлемо». Сложив все оценки по критериям, можно вывести среднее значение оценки. Предпочтение должно отдаваться тем поставщикам, которые имеют наибольшее среднее значение оценки.
По итогам таблицы 5 наибольшее предпочтение отдается двум поставщикам, т.к. они набрали самые высокие значения по критериям оценки. К данным поставщикам относятся: ООО «Межрайбаза» и ПО кооператор.
Более тщательный выбор поставщика предприятия Ливенское РАЙПО может быть достигнут при его посещении. При этом необходимо выяснить следующие вопросы
— качество продукции (соответствует ли качество продукции поставщика спецификации потребителя);
— возможные финансовые льготы;
— возможна ли модернизация продукции;
— достаточно ли хорошо упаковка предохраняет закупаемую продукцию, экологична ли она;
— контролирует ли поставщик качество продукции на каждом этапе производства, какие методы контроля качества он применяет.
продолжение
--PAGE_BREAK--
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам данной курсовой работы было выявлено, что предприятие Ливенское РАЙПО работает достаточно продуктивно, но для улучшения своей деятельности и повышения прибыли и рентабельности продаж необходимо учесть следующие мероприятия:
— прибыль до налогообложения в 2007 году составила 287 тысяч рублей, а в 2008 году -704,85 тысяч рублей. Данный показатель снизился по сравнению с 2007 годом на 417,85 тысяч рублей. Это свидетельствует об уменьшении балансовой прибыли. Такой рост данного показателя в этом случае произошел из-за увеличение коммерческих и управленческих расходов. В большей степени повлияло увеличение внереализационных доходов. В данном случае необходимо провести анализ основных статей расходов и по возможности снизить некоторые расходы;
— фондовооруженность Ливенского РАЙПО возросла с 664,23 тысяч рублей на человека в 2007 году до 760,32 тысяч рублей на человека в 2008 году, то есть на 96,09 тысяч рублей на человека. Повышение фондовооруженности не способствует росту производительности труда и оказывает отрицательное влияние на деятельность предприятия. Следовательно, нужно более точно проанализировать показатели производительности труда и найти рациональное решение данного вопроса;
— В 2008 году степень платежеспособности находиться на уровне 2,15.В 2007 году данный показатель составил 2,42.Снижение степени платежеспособности 2008 года произошло под влиянием резкого спада валовой прибыли. Значит нужно снизить себестоимость продукции, повышение которой отрицательно влияет на валовую прибыль;
— коэффициент задолженности по кредитам банков и займов и коэффициент задолженности другим организациям в 2008 году сократились и составили соответственно 0,41и 1,47.Следовательно, на данном предприятии собственных денежных средств достаточно, для того чтобы оплатить все расходы и не привлекать заемные денежные средства.
В отличие от предыдущего показателя, коэффициент внутреннего долга, наоборот, в 2008 увеличился и составил 0,23, в свою очередь данный показатель в 2007 году оставался на уровне 0,19.Вероятно предприятию в 2008 году пришлось в больших количествах прибегнуть к займам и кредитам государственных систем, чем в 2007 году. Здесь также необходимо провести мероприятия по снижению задолженности предприятия Ливенское РАЙПО;
— собственный капитал в обороте в 2008 году составил – 4109, а в 2007 году данный показатель был равным- 4063.Собственный капитал в обороте в 2008 году снизился, но у предприятия, как и в 2007 году по-прежнему нет в наличии необходимого капитала. По возможности доступными способами увеличить собственный капитал предприятия;
- кооэффициент автономии финансовой независимости в 2007 и в 2008 годах находился в пределах от 0,5 до 0,7 и составил соответственно 0,29 и 0,25. Следовательно, данное предприятие занимает достаточно прочные позиции, не смотря на то, что приходиться прибегать к займам и кредитам, поэтому происходит увеличение коэффициента финансовой зависимости с 0,71 в 2007 году до 0,75 в 2008году. Провести анализ собственных средств предприятия Ливенское РАЙПО;
— снижение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами в 2008 году по сравнению с 2007годом с 1,93 до 1,77отрицательно сказывается на дальнейшем развитии предприятия, т.к это приведет к займам капитала и увеличения задолженности перед другими организациями и следовательно увеличивается коэффициент оборотных средств в расчетах с 0,20 в 2007году до 0,25 в 2008году.Прибегнуть к мероприятиям по снижению задолженности.
Кроме того предприятию Ливенское РАЙПО необходимо провести анализ поставщиков, а именнонеобходимо сократить долю поставщиков, оставив самых крупных из них. На данном предприятии действует свыше 150 поставщиков, что не позволяет сократить издержки на обеспечение товарами. Основными поставщиками «Ливенского РАЙПО являются: ИП БАЙДА В.И, ООО «Винком», ООО «Межрайбаза», ООО «Катран», ООО «Мир вина», ОАО «Этанол», ООО«Продторг», ПО Коопцентр. Массовую поставку обеспечивают первые четыре.
Если предприятием Ливенское РАЙПО будут учтены все выше изложенные мероприятия, то по окончании 2009 года оно займет лидирующее положение не только в Ливенском районе, но и по всей Орловской области.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беликова, Т.Н. Все об учете и отчетности индивидуального предпринимателя / Т.Н. Беликова. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
2. Белов, Г.В., Информационные технологии предпринимательства: учебное пособие / Г.В. Белов. – М.:. Академкнига, 2005. – 432 с.
3. Белозерцев, Л.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция: учеб. пособие. – М.: Экономика, 1990. – 198 с.
4. Белявский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учебное пособие / И.К. Белявский. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.
5. Берман, Барри, Эванс, Джоэл, Р. Розничная торговля: стратегический подход / 8-е изд., пер. с англ. Т.В. Клекоты. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 1184 с.: ил.
6. Годин, А.М. Маркетинг: учебник / А.М. Годин. – М.: Дашков и Ко, 2003. – 604 с.
7. Голиков, Е.А. Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность: учебно-практическое пособие / Е.А. Голиков. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 352 с.
8. Голиков, Е.А. Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность: учебно-практич. пособие/ Е.А. Голиков. – М.: издательство «Экзамен», 2004. – 272 с.
9. Дашков, Л.П. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России: коммерция и технология торговли / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2006. – 520 с.
10. Карданская, Н.Л. Управленческие решения: учебник / Н.Л. Карданская. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2003. – 416 с.
11. Книга директора магазина / Владислав Горлов [и др.]; под ред. С.В. Сысоевой. – СПб.: Питер, 2005. – 384 с.: ил.
12. Крылова Г.Д. Маркетинг. Теория и практика: учебник / Г.Д. Крылова, М.И. Соколова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 655 с.
13. Крюков, А.Ф. Управление маркетингом: учебное пособие / А.Ф. Крюков. – М.: Кнорус, 2005. – 368 с.
14. Организация коммерческой деятельности: учеб. пособие/ Л.А. Брагин [и др.]; под ред. Л.А. Брагина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.
15. Памбухчиянц, О.В. Технология розничной торговли: учебник / О.В. Памбухчиянц. – 4-е перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2005. – 288 с.
16. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: учеб. пособие/ Е.В. Попов. – М.: Финансы и статистика, 2002. 320 с.: ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЛИВЕНСКОЕ РАЙПО
Наименование показателя
Базовый период
Отчетный период
Абсолютное отклонение
Относительное отклонение,%
В фактических ценах
В сопоставимых ценах
1
2
3
4
5
6
Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг
99635
129445
114048,46
14413,46
114,47
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг
79322
103395
91096,92
11774,92
114,84
Валовая прибыль
20313
26050
22951,54
2638,54
112,99
Расходы на продажу (издержки обращения)
19051
25820
22748,90
3697,90
119,41
Прибыль (убыток) от продаж
1262
230
202,64
-1059,36
16,06
Уровень издержек обращения
19,12
19,95
17,57418
-1,55
91,91
Прибыль (убыток)до налогообложения
287
-800
704,85
417,85
-245,59
Чистая прибыль (непокрытый убыток) отчетного периода
207
1291
1137,44
930,44
549,49
Среднегодовая стоимость имущества
25952
29507
25997,36
45,36
100,17
Среднегодовая стоимость основных средств
11662
11921
10503,08
-1158,92
90,06
Среднегодовая стоимость оборотных средств
14181,5
17558,5
15470,04
1288,54
109,09
Среднесписочная численность персонала
150
150
-150,00
0,00
В том числе торгово оперативного
140
140
-140,00
0,00
Продолжение таблицы
Фонд оплаты труда
67,39
94,19
82,99
15,60
123,14
Производительность труда
711,68
924,61
814,63
102,95
114,47
Среднемесячная заработная плата одного работника
5,62
7,85
2,23
-3,38
39,77
Фрондоотдача
8,54
10,86
9,57
1,02
111,98
Фондоемкость
0,12
0,09
0,08
-0,04
69,32
Фондовооруженность
664,23
862,97
760,32
96,09
114,47
Козффициент оборачиваемости оборотных средств (вчисле оборотов)
7,03
7,37
6,50
-0,53
92,45
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (в днях)
51,24
48,83
43,02
-8,22
83,96
Коэффициент загрузки средств в обороте
0,14
0,14
0,12
-0,02
83,96
Относительное высвобождение оборотных средств (по сравнению с базовым периодом)
865,99
762,99
Индекс цен
1,135
продолжение
--PAGE_BREAK--