--PAGE_BREAK--Для рациональной организации процесса продажи хлебобулочных изделий в магазинах самообслуживания должны быть корзины.
Магазин является последним звеном в процессе доведения товара до покупателя, где можно рекламно-информационными средствами воздействовать на возможного покупателя и добиться продажи товара. Сведения, получаемые покупателями благодаря информации в магазине, способствуют повышению культуры торговли, позволяют ориентироваться в большом разнообразии товаров, их свойствах, ценах, услугах оказываемых торговым предприятием.
Информация создает условия для формирования новых запросов и привычек людей, содействует покупателю в совершении покупки, активизирует существующую потребность людей.
Большое место в рекламно- информационной работе занимает рекламная выкладка хлебобулочных изделий. Свободный подход покупателя к изделиям создает большие возможности для рекламы в магазине. Показ товаров средствами внутримагазинной экспозиции позволяет покупателям в более удобных условиях осмотреть товар, привлекший внимание в витрине /2/.
Рекламные плакаты, вывешенные на фоне рекламируемых хлебобулочных изделий, привлекают внимание покупателя, при наличии плакатов нескольких видов работники магазина периодически меняют их местами. Яркие вывески и ценники помогают покупателям экономить время на поиск того или иного изделия.
1.3 Оценка эффективности продажи хлебобулочных изделий
В зависимости от метода продажи хлебобулочных изделий можно получить различную оценку эффективности продажи.
Оценку эффективности продажи хлебобулочных изделий можно определить по таким показателям как:
— коэффициент широты;
— коэффициент полноты;
— коэффициент устойчивости;
— новизна ассортимента.
Коэффициент широты – отношение числа товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем, к числу товаров выпускаемых в Республике.
(1)
где Qн – количество разновидностей товаров, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем.
Qб – количество разновидностей товаров, выпускаемых в Республике.
Коэффициент полноты– отношение числа разновидностей товара, находящегося в продаже, к числу товаров, предусмотренных договорным обязательством (ассортиментным перечнем).
Коэффициент полноты вычисляют по формуле:
(2)
где Qф – фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки;
Qн – количество разновидностей товаров, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем.
Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же групп.
Коэффициент устойчивости вычисляют по формуле:
(3)
где Qу – фактическое количество разновидностей товаров пользующихся устойчивым спросом;
Qн – количество разновидностей товаров, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем;
Коэффициент стабильности — отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров во время проверок к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же групп.
Коэффициент стабильности вычисляется по формуле:
Кс= Qф1+Qф2+…+Qфn/Qн * n (4)
где Qф1,Qф Qфn- фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;
Qн – количество разновидностей товаров, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем;
n – число проверок.
Новизна ассортимента – замена находящихся в продаже товаров изделиями с более высокими потребительскими свойствами.
Коэффициент новизны определяют по формуле:
(5)
где Н – количество новых разновидностей товаров в продаже;
Qф – фактическое количество разновидностей товаров имеющегося в продаже.
Оценку эффективности продажи хлебобулочных изделий можно провести, используя метод сравнения плановых (нормативных) и фактических показателей, фактических показателей и показателей прошлого периода на основе следующих характеристик:
— финансовые показатели от реализации продукции;
— объем сбыта продукции;
— увеличение покупательской базы, путем приобретения новых постоянных покупателей;
— постоянный спрос на новые виды продукции;
— изменение производительности труда персонала, в лучшую сторону.
2. Практическая часть
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика магазина «Каравай»
Магазин «Каравай» открыт от Кричевского хлебозавода (филиал РУПП «Могилевхлебпром») в котором работают 7 человек: 4 продавца, заведующая магазином, грузчик, уборщица.
Средняя заработная плата составляет – 360 тысяч рублей в месяц.
Магазин «Каравай» расположен по адресу: г. Кричев, ул. Комсомольская 129.
Режим работы с 800 до 2100, а в воскресенье с 800 до 2000, перерыв с 1400 до 1500 часов.
По своей направленности магазин « Каравай» является узкоспециализированным. Данный магазин реализует 45 наименований хлебобулочных изделий: 30 видов хлеба и 15 видов булочных изделий. Также в магазине есть в наличие кондитерские изделия и диетические хлебные изделия, предназначенные для лиц с определенными заболеваниями, при которых употребление обычного хлеба противопоказано. В эту группу включены также изделия, используемые для профилактики и лечения некоторых болезней.
В магазине имеются два входа-выхода, которые оборудованы охранной сигнализацией (ОПС) на открытие, закрываются они на внутренние замки (1-й вход для покупателей, а второй — служебный). Окна оборудованы охранной сигнализацией (ОПС) на разбитие. Общая площадь магазина — 180 м2, площадь торгового зала — 100 м2, подсобные помещения занимают 80 м2. Торговый зал освещается лампами дневного освещения.
В магазине имеются: административное помещение – кабинет заведующей магазином. Бытовые помещения – это раздевалка, комнаты для приема пищи, сан узел. Для хранения товаров имеются отдельные помещения. Имеется отдельное помещение для приемки товаров. В магазине нет подвальных помещений.
Метод продаж – традиционный через прилавок. В магазине имеется оборудование: немеханическое (горки, прилавки, столы), кассовое оборудование ЭКР – 31 – 02 – 3 машины, холодильное оборудование – в виде прилавков, где поддерживается t от 0 до 80С.
Весоизмерительное оборудование – это электронные весы «Дина», грузоподъемностью до 5 килограмм, обыкновенные циферблатные весы – ВНЦ – 10, товарные весы грузоподъемностью до 500 килограмм.
Рекламная работа магазина – это световые витрины, вывески, где указан отделы, в которых можно купить интересующий вас товар. Имеются информационный уголок – где изложены правила торговли, выдержки отдельных статей Закона «О защите прав потребителя», телефоны инспекции и комитета по защите прав потребителей, сообщения о новых товарах.
Основную рекламную функцию выполняет печатная маркировка на товарах и устная речь продавца. В магазине имеется книга отзывов и предложений. Она пронумерована, прошнурована, скреплена печатью и подписью директора магазина, вывешена на видном месте. Выдается по первому требованию покупателей.
В магазине всегда поддерживается чистота и порядок. В самый разгар лета, когда температура на улице поднимается свыше 30Со, в магазинах действуют кондиционеры, и покупателей обдувает поток свежего воздуха; в морозные зимние дни комфорт создают тепловентиляторы и тепловые завесы. Оформление магазина «Каравай» представлено в Приложении А.
Магазину « Каравай» доводится план на сумму 15 миллионов рублей в месяц, по которому должно быть реализовано хлебобулочных изделий на сумму 7 миллионов в месяц. Расчет выручки от реализации хлебобулочных изделий за месяц представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Расчет выручки от реализации хлебобулочных изделий за месяц.
Вид продукции
Цена за 1 шт. ( с НДС 10%), руб.
Объем продажи, шт.
Сумма,
руб.
В % к Итогу
Хлеб из ржаной муки
940
685
643900
8,33
Хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки
960
678
650880
8,43
Хлеб из смеси ржаной обдирной и сеяной муки
870
739
642930
8,32
Хлеб из сеяной муки
910
697
634270
8,19
Хлеб пшеничный из муки первого сорта
890
694
617660
7,98
Хлеб из пшеничной муки высшего сорта
970
710
688700
8,90
Батоны
990
920
910800
11,77
Плетеные изделия
1010
820
828200
10,70
Булки
880
898
790240
10,22
Сайки
890
560
498400
6,44
Сдобные изделия
930
892
829560
10,72
Итого
7735540
100
2.2 Организация поставки, приемки и размещения на хранение хлебобулочных изделий в магазине «Каравай»
После выпечки на предприятии хлебобулочные изделия укладываются на чистые, без посторонних запахов деревянные лотки. Укладка производится сразу после его выхода в один ряд на нижнюю или боковую корку, чтобы не смять горячий хлеб. Количество изделий на одном лотке зависит от их массы и формы. Изделия не должны укладываться слишком плотно во избежание дефектов. При укладке на лотки производят бракераж, т.е. изымают горевшие, деформированные, с рваными корками и другие хлебные изделия, не соответствующие стандарту, а также отбирают от каждой партии образцы и определяют в них все предусмотренные стандартом показатели качества. В настоящее время на предприятии широко применяют упаковку хлебных изделий в различные виды мягкой тары (целлофан, полиэтиленовую, полипропиленовую, термоусадочную и другую синтетическую пленку).
Все упаковочные материалы, используемые на предприятии, соответствуют стандартам. Они являются безвредными, не реагируют с веществами хлеба, непроницаемы для паров и газа. Перед упаковкой изделия охлаждают, в термоусадочную пленку изделия упаковывают горячими. Упаковка не только задерживает очерствение изделий на 4-5 суток, но и позволяет хранить и транспортировать их в хорошем санитарном состоянии.
Готовую продукцию в магазин «Каравай» предприятие перевозит автомобильным транспортом. Транспортные средства, предназначенные для перевозки хлеба и хлебобулочных изделий, соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, приведенным в СанПиН 2.3.4.545-96.
Прием товара в магазин « Каравай» осуществляется через разгрузочную площадку в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 1996 года №285.
Принимая товар в магазин «Каравай», происходит оценка качества органолептическими так и физическими показателями, а также и по количеству сразу, так как поступает он небольшими партиями.При приемке по количеству обращается внимание на внешний вид.
По органолептическим показателям хлеб отвечает следующим требованиям:
— внешний вид определяется по состоянию поверхности, формы, толщины корки. Поверхность является гладкой, без трещин и подрывов;
— форма правильная с несколько выгнутой формой. Окраска хлебобулочных изделий от светло – желтой до коричневой. Не допускается отслаивание корки от мякиша;
- состояние мякиша определяется прочностью, эластичностью и свежестью;
- вкус соответствует данным видам хлебобулочных изделий, не пресный, некислый, не пересоленный, без горечи, постороннего привкуса и хруста от минеральных примесей;
- запах хлеба не содержит затхлого и других посторонних запахов.
Если попадаются хлебобулочные изделия, не соответствующие вышеперечисленным показателям, хлеб отбраковывается как негодный и возвращается хлебзаводу.
Прием товара осуществляется материально ответственное лицо. Сопроводительными документами при приемке хлебобулочных изделий являются: товарно-транспортная накладная (Приложение Б), счет фактура, сертификат соответствия.
Материально ответственное лицо, принимающее товар, хорошо знает Инструкцию «О приемке товаров материально – технического назначения и товаров народного потребления», требования к качеству хлеба по стандарту; оформление сертификатов и удостоверений качества.
Если поставщик разовый, то он предъявляет сертификат соответствия, на котором должна быть «живая» печать, а если постоянный, то в магазине должна быть копия сертификата с живой печатью, а не накладная указывающая его номер и срок действия.
Принятые от поставщиков хлебобулочные изделия сразу же подают в торговый зал для продажи.
Хлебобулочные изделия не реализованные хранятся в магазине в чистом, сухом, хорошо проветриваемом складском помещении на чистых деревянных лотках (допускается также укладка в лотки из полимерных материалов). В магазине « Каравай» применяют два вида деревянных лотков: трехбортные лотки с решетчатым дном (для крупных изделий) и четырехбортные со сплошным днищем. Лотки из полимерных материалов используются четырехбортные.
Срок реализации хлебобулочных изделий в магазине соответствует ГОСТу 8227: в розничной торговой сети с момента выемки из печи хлеба без упаковки из ржаной сеяной муки и смеси ее с сортовой пшеничной мукой – не более 24 ч, остальных видов хлеба без упаковки – не более 36 ч, упакованного – не более 72 ч, булочных изделий без упаковки – 16-24ч ( в зависимости от компонентов, входящих в состав изделия), в упаковке – не более 72 ч. Данные сроки установлены с учетом очерствения различных видов изделий. Если сроки хранения повышены, то изделия бракуют как зачерствевшие.
продолжение
--PAGE_BREAK--