--PAGE_BREAK--
Глава 3.Роль СМИ в формировании ценностных ориентаций российской молодёжи: социологический аспект.
Объект и предмет исследования
Объект:население г. Липецка обоего пола от 18-ти лет.
Предмет: медиапространство г. Липецка.
Цель и задачи исследования
Цель: изучить роль СМИ и степень их значимости для молодёжи.
Задачи:
1. Определить наиболее популярные источники распространения информации среди населения;
2. Выявить степень доверия к получаемой информации у молодёжи.
3. Выяснить заинтересованность молодёжи в участии в «обратной связи» со СМИ;
4. Выявить основные информационные приоритетымолодёжи.
Основные понятия:
Медиапространство, СМИ, СМК, масс-медиа, глобализация, «информационное общество».
Интерпретация и операционализация понятия: «Медиапространство»:
Медиапространство – определенная область распространения информации, созданная всем спектром носителей и источников информации; пространство, содержащее определенный объем информации, которая создается, хранится, передаётся и получается, посредством общественной коммуникации и через средства массовой информации; совокупность всей доступной информации для определенного общественного пространства; особая область территориального, географического, политического, этнического или административного пространства, в которой действуют определенные законы получения, трансляции и потребления информации.
Факторы, влияющие на медиапространство:
1) Государственная политика (государственный строй, вид государственной власти, тип правления).
— Положительно: свобода слова, печати, свобода обмена информации, мягкая политика цензуры, развитие СМИ;
— Отрицательно: ограничение обмена информации, жесткая цензура, закрытие различных учреждений СМИ, запрет на определённые виды информации;
2) Инфраструктура общественных организаций и учреждений (вследствие экономического состояния страны, общества, населения).
— Положительно: развитие и распространение СМИ при благоприятной экономической обстановке в стране;
— Отрицательно: существование только необходимых СМИ в ситуации экономического, политического, природного кризиса;
3) Глобализация (экономики, информации, политики).
— Положительно: увеличение объёма информации, её глобальность, общедоступность, быстрота передачи и получения;
— Отрицательно: уменьшение качества информации в целом, заострение внимания на определённых сферах жизни общества, излишняя детализация и различное толкование информации;
4) Информационные потребности общества (научные и популярные).
— Положительно: расширение спектра научной информации, её доступность; распространение популярной развлекательной и доступной информации для большинства социальных слоев общества;
— Отрицательно: «информационное загрязнение» общества, а так же самих СМИ, снижение качества информации.
5) Новые технологии (передачи, хранения и трансляции информации).
— Положительно: распространение и развитие различных СМИ, расширение медиапространства, обеспеченность информацией труднодоступных районов страны, повышение качества передачи и сроков хранения информации.
— Отрицательно: вторжение СМИ в личную жизнь индивида.
6) Мораль индивида и общества в целом (информационные предпочтения, степень доверия к получаемой информации, моральное состояние общества)
— Положительно: «отсеивание» ненужной информации, низкий рейтинг сомнительных СМИ;
— Отрицательные: «информационный мусор», поднятие различных фактов из жизни отдельного человека, общества и т.п. в СМИ, резкое снижение качества информации, распространенность популярных и развлекательных СМИ.
Гипотезы исследования:
1. Основным источником информации среди населения г. Липецка является телевидение;
2. Молодёжь использует СМИ как основной источник информации;
3. Население г. Липецка проявляет высокую степень недоверия к СМИ;
4. СМИ г. Липецка играют больше развлекательную, чем информационную роль.
План исследования
№
Вид работ
Сроки выполнения
1
Сбор теоретического материала
5.01. 10. — 17.01. 10.
2
Разработка программы исследования
18.01. 10. — 24.01. 10.
3
Разработка методов сбора информации и инструментария
25.01. 10.- 28.02. 10.
4
Апробация инструментария (анкеты)
28.02. 10. — 4.03.10.
5
Составление и тиражирование новой анкеты
5.03. 10. — 6.03. 10.
6
Проведение анкетирования
6.03. 10. — 17.04. 10.
7
Ввод данных в компьютер
17.04. 10. — 21.04. 10.
8
Обработка данных
21.04.10. — 27.04. 10.
9
Подведение итогов и формулировка выводов
27.04.10. — 1.05.10.
--PAGE_BREAK--