Реферат по предмету "Маркетинг"


Механизм действия закона спроса и предложения, рыночное равновесие

ОглавлениеВведение 3 1.   Экономическая теория о понятии рынка, рыночных субъектах и месте спроса и предложения в рыночном механизме 5
2.   Экономическое обоснование спроса и предложения в механизме   
рынка 11
3.   Содержание и характеристика закона спроса и предложения в рыночном хозяйстве
3.1.     Содержание законов в рыночном хозяйстве
3.2.     Проявление рыночных законов спроса и предложения в экономике
15
15
18 4. Уравновешивающая функция цен и законов в рыночной экономике 22 Заключение 25 Приложение 27 ВВЕДЕНИЕ
Необходимо признать, что выведенные вXIX веке законы спроса и предложениябыли практически революционными в экономической теории. Но они сыграли своюроль не только в теоретическом плане, их роль весьма и весьма велика и впрактическом применении на практике.
          В условиях рыночныхотношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всейэкономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимаяобществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточенынаиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономногорасходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии.На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства иреализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг,осуществляется эффективное управление – менеджмент.
Все это требует глубоких экономическихзнаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболееграмотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организуетпроизводство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходомвысококвалифицированных работников.
Изучение же спроса и предложения нарынке сейчас становится первоочередной задачей при функционированиипредприятия. Постоянное отслеживание спроса и предложения и способностьмоментально реагировать на малейшие их изменения (то есть гибкость производства)– все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас длялюбой фирмы важно не только произвести какую-либо продукцию, а также и сбытьее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роливыходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственнозанимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, чтотакое спрос и предложение, а также  как они изменяются с течением времени.
          Целью настоящей работыявляется теоретический и, по возможности, практический анализ закона спроса ипредложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание ипроявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромнуюважность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики,что уже вытекает из вышеизложенного.
1.   ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ О ПОНЯТИИ РЫНКА, РЫНОЧНЫХ СУБЪЕКТАХ И МЕСТЕ СПРОСАИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РЫНОЧНОМ МЕХАНИЗМЕ
В экономической теориитермин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок— это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.
Отношения междупокупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще вглубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многомдля того, чтобы обслуживать эти отношения.
По мере разложениянатурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось самопредставление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействияпокупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственнойжизни (экономики).
Рынок обслуживаетпроизводство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынокпоставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяетспрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товарови услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяетразмеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потреблениярынок — это тот канал, через который потребителю поступает основная частьнеобходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок — это то место, гдеопределяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.
В настоящее время вэкономической теории существует еще одно определение рынка, которое звучитследующим образом: «Под рынком понимается определенная форма организацииобщественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства ипотребления посредством механизма цен».
«Механизм цен являетсяключевым звеном рыночных отношений, так как именно он обеспечивает связь междупроизводителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешиваяпредложение товаров и услуг и спрос на них»[1].
Говоря о ценах, мы имеемв виду именно рыночные цены, которые устанавливаются не внешними по отношению крынку силами (например, государством или церковью, как это было в средневековойЕвропе), а самими продавцами и покупателями, их свободным волеизъявлением.Рыночная экономика – это экономическая система, которая контролируется,регулируется и управляется рыночными, т.е. свободными ценами.
Модель экономики такоготипа базируется не только на системе общественного разделения труда испециализации, но и на праве частной собственности субъектов рыночныхотношений. Рассмотрим подробнее условия возникновения рынка.
Первое условие—разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.
Первоначально обмен имелпримитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территориинынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты дляобмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотретьих. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставлялисвои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забиралиоставленные предметы, взамен оставив свои.
Здесь мы наблюдаемзародыш бартера — одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко доподлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать.Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продуктполучить то, что требовалось.
Развитие обмена привело кпоявлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаровспециально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство вподлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны ихпроизводителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости,позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Инымисловами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностейдругих экономических агентов.
Второе условие —самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты,обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагаетстремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотятполучить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремлениевозникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся вэкономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность(обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. Вдальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательноограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества,акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е.с государственным участием, и т.д.).
Для эффективногофункционирования рыночного хозяйства необходимо и   третье условие — свободапредпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любойсистеме. Институциональная система дополняет рынок. Институты — это законы,нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду,в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов,противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чемменьше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Представляетсяневозможным анализировать тему настоящей работы, не упомянув один немаловажныймомент, а именно – функции рынка. Функции рынка определяются стоящими перед нимзадачами Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые во проса: что,как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций.Ценообразующая функция. В результатевзаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары иуслуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки наего производство.
В отличие от административно-командной системы в рыночнойэкономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная ценапредставляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителейи полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, впроцессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат(издержек) и полезности обмениваемых благИнформационная функция.Цена, складывающаяся на каждом из рынков,содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной(экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсыдают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качествеблаг, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточномпредложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособнымспросом.
Стихийно протекающиеоперации превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающийколоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всемухозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынкоминформация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверятьсобственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынкасвои расчеты и действия.Регулирующая функция. Она связана своздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего напроизводство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел,но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширениюпроизводства; падает цена — сигнал к его сокращению. Информация,предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшатькачество продукции.
Образно говоря, на рынкедействует регулирующая «невидимая рука», о которой еще писал Адам Смит:«Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследуетсобственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется кцели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственныеинтересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чемтогда, когда сознательно стремится служить им»[2].
В то же время, являясьрегулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не всепроцессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется впериодических спадах, инфляции, безработице.Посредническая функция. Рынок выступаетпосредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболеевыгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономикипотребитель имеет возможность выбора оптимального поставщику Продавец со своихпозиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим егопокупателем.
Санирующая функция.Рыночный механизм — этодостаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит«естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используяинструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующихпредприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. Врезультате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности,поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.   
Состояние рынка определяетсясоотношением величины спроса и предложения
Спрос и предложение— взаимозависимые элементы рыночного механизма, гдеспрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), апредложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями);соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость,определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Спрос изображается в виде графика,показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состояниикупить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода временицен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представитьв виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочихравных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показываетколичество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможнымценам.
Цена спроса— максимальная цена, по которой потребитель готовкупить данную продукцию.
Величины спроса должны иметьопределенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренноесвойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочихпараметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса.Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это неозначает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равныхусловиях.
2.   ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В МЕХАНИЗМЕ РЫНКА
Каждое самостоятельное хозяйство,вступающее в отношения с другими самостоятельными хозяйствами, создает на рынкепредложение и спрос. начнем с экономического обоснования спроса в рыночноммеханизме.
Желания индивида в условиях рыночнойэкономики трансформируются в понятие спроса. Естественно, что спрос нельзяотождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду вкаком-либо благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательскимспросом. Следовательно, спрос – это платежеспособная потребность.
Спрос – это экономическая категория,характеризующая объем товара, который потребители желают и могут купить поопределенной цене за определенное время.
На спрос воздействует ряд факторов:цены на запрашиваемый товар, доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, числопокупателей на рынке, цены товаров-заменителей и дополняемых товаров. Причемперед потребителем обычно предстает рынок, где имеется возможность выбораальтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разнымценам. За те же деньги человек приобретает больше продуктов, если их ценаснизится, и наоборот.
Функция спроса – это взаимосвязьмежду желаниями потребителей иметь тот или иной товар (спросом на товар) иопределяющими его факторами. Общая функция спроса может быть представленаследующим образом:
Qd= f (P, I, T, Ps, Pc, N, Ec)
где Qd – объем спроса;
         P – цена товара;
I – доход потребителей;
T – вкусы и предпочтения потребителей;
Ps – цена взаимозаменяемых товаров;
Pc – цена взаимодополняемых товаров;
N – количество покупателей данноготовара;
Ec – ожидание потребителей.
          Таким образом, величинаспроса является функцией ряда переменных. Прежде всего она зависит от цены.Цена – это сумма денег, которую готов уплатить потребитель за определенноеколичество товара.
          Предположим, что все факты,кроме первого (цены данного товара), неизменны. Тогда величина спроса будетзависеть только от цены P:Qd= f (P).Рассмотрим эту зависимость на простом примере.Предположим, что на каком-либо местном рынке приобретут разное количествояблок, если их цена будет снижаться так, как показано в шкале спроса (табл. 1).
          Шкала спросапоказывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период.Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимозависимость цены и спроса.
Таблица1
Шкаласпроса
Цена яблок, руб./кг.
Продано, т.
20
15
13
10
8
5
2
4
6
9
15
25
          Теперь посмотрим на рынокглазами продавца. Он представляет другую сторону рыночных отношений –предложение. Предложение – это количество товара, которое производителиготовы продать по определенной цене за определенный период времени.
          На предложение влияютнесколько факторов: цены на продаваемые продукты, число продавцов на рынке,применяемая технология (более технологичные изделия пользуются предпочтениемпотребителей), цены на другие товары (включая цены на ресурсы), налоги идотации, природно-климатические условия.
          Общую функцию предложенияможно выразить следующей формулой:
Qs= f (P, Ps, Pc, Pres, K, T, N, Ep),
          Где P – цена товара,
        Ps и Pc –цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;
             Pres – цены ресурсов ифакторов производства;
                 К – уровеньтехнологии, т.е. способ производства товара;
                 Т – налоги,субсидии;
                 N – количество продавцов данноготовара;
                Ер – ожиданияпродавца.
          Все эти факторы, влияющиена предложение, являются внешними, независящими от производителя продукции иносят объективный характер.
          Главным фактором, влияющимна величину предложения товара, является цена, поскольку все продавцы стремятсяпродать свой товар по максимально возможной цене, чтобы получить высокуюприбыль.
 На этом основании можно определитьхарактер функции предложения от цены. Она имеет следующий вид:
Qs= f (P),
где Qs – величина предложения;
         Р – цена товара.
Как и функция спроса, функция ценыможет быть представлена с помощью шкалы предложения (табл. 2).

Таблица 2.Шкала предложения
Цена 1 кг яблок, руб.
Продавцы готовы продать, т
20
15
13
10
8
5
25
15
9
6
4
2
          Шкала предложенийпоказывает, сколько товаров продавцы готовы предложить по разным ценам.Приводимые цифры раскрывают взаимосвязь цены и предложения. Эту зависимостьхарактеризует закон предложения, речь о котором пойдет ниже.
3.   СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РЫНОЧНОМХОЗЯЙСТВЕ
 
3.1.    Содержаниезаконов в рыночном хозяйстве
Как уже указывалось, закон спросавыражает следующую функциональную (математическую) зависимость объема спроса (Qd) от цены (P):
Qs= f(P),
где f — показатель количественной зависимости. Чем выше ценатовара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. Например, в нашейстране повышение цен на подписные издания в 1991-1998гг. привело к сокращениюобъема подписки. Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем большеспрос.
Такая количественная зависимостьпредставлена в виде графика (рис. 1). Здесь взят тот же условный пример опродаже яблок на местном рынке. На оси ординат отложены цены на яблоки. На осиабсцисс указано количество яблок, на которое
/>
Рис. 1.Кривая спроса (по цене)
предъявлен спрос. Кривая C1-C2на графикепоказывает: при повышении цены платежеспособная потребность людей сокращаетсяи, наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.
Степень количественного измененияспроса в ответ на динамику цен характеризует эластичность (или неэластичность)спроса. Подэластичностью спроса подразумевается степеньизменения спроса (“чувствительность” его объема) в зависимости от цены. Меройтакого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Kg):
к == Рост объема спроса (в %)
     Снижениецен (в %)
Эластичным спрос бывает тогда, когдавеличина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Величина эластичностиспроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дробивсегда имеют разные знаки. В США опытным путем были получены такие оценкиэластичности по цене (за долгосрочный период, со знаком “минус”): канцелярскиепринадлежности — 0,6, бензин- 1,5, жилье- 1,9, кино- 3,9.
Неэластичный спрос проявляется, еслиплатежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен.Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на неенеизменен. Знание коэффициента эластичности спроса имеет важное значение дляпрогнозирования объема спроса населения при изменении уровня рыночных цен.
Закон предложения характеризует следующим: чем вышецена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. Инаоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение.
Данная взаимосвязь нагляднопредставлена на графике (рис. 2). Ее иллюстрирует опять же пример с продажейяблок. По оси ординат отложены цены на яблоки, а по оси абсцисс — количествояблок, которое продавцы готовы продать. Кривая П1-П2 награфике показывает, как с ростом цены производители увеличивают объем продажи,и, наоборот, предложение с их стороны уменьшается при снижении цены.
/>
Рис. 6.3.Кривая предложения (по цене)
Степень изменения объема предложенияв ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Подэластичностьюпредложенияпонимается степень его изменения в зависимости отдинамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичностипредложения (Кд):
/>
Предложение(по цене) бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно дляпроизводителей продукции, которые заранее прогнозируют степень эластичностиновых изделий.
Эластичным предложение становится,когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Как показывает опытзападных стран, коэффициент эластичности предложения — при условии равновесияцен и за длительный период — имеет тенденцию к возрастанию (то есть рост цен наопределенную величину в несколько большей степени вызывает увеличениепроизводства).
Неэластичным предложение бывает, еслионо не изменяется при повышении или снижении цен. Это характерно для многихтоваров в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность дляскоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах(скажем, клубнику). К тому же предложение более инертно (по сравнению соспросом). Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новыхизделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количествавыпускаемых товаров. Стало быть, знание динамики коэффициента эластичностипредложения полезно для прогнозирования объема производства в зависимости отизменения цен.
Таким образом, нам стала известнапрямая зависимость спроса и предложения от рыночной цены. Эта зависимостьпроявляется в регулирующем воздействии цены на соотношение спроса ипредложения, а стало быть, на экономическое положение продавцов и покупателей.Нами обнаружены два варианта такого регулирования, при которых одна сторонарыночной сделки выигрывает, а другая — проигрывает.
Первый вариант: рыночная ценавозрастает, а это ведет, с одной стороны, к снижению спроса и, с другойстороны, к увеличению предложения. В результате экономический выигрышоказывается у производителей и продавцов (они увеличивают выпуск и реализациютоваров, получая больше дохода).
Второй вариант: цена на товарыснижается, что способствует, с одной стороны, расширению спроса и, с другойстороны, сокращению предложения. В итоге экономически выигрывают покупатели (нату же сумму денег они приобретают больше благ).
3.2.    Проявлениерыночных законов спроса и предложения в экономике
Рыночный механизм действует таким образом, что любоенарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однакоиногда равновесие нарушается искусственно  либо в результате вмешательствагосударства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных вподдержании монопольно высоких цен.
«Цена пола» —установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Ценапотолка», напротив, ограничивает повышение цены.
Цены пола и потолка могутбыть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например,государство  при осуществлении социальной политики может установитьмаксимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), вышекоторых продавцы не вправе устанавливать свои цены.  
 Примером цены пола можетслужить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.
Можно указать на многочисленные случаи завышения цен на продовольственные товары, в частности на пшеницу и кукурузу в США, посредствомпредоставления субсидий фермерам с тем, чтобы спасти их от разорения иобеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуютсяизлишки  непроданного товара. В Соединенных Штатах Америки излишки зерновыхскупаются федеральным правительством за счет средств госбюджета и в дальнейшемэкспортируются. В противном случае одно лишь декларативное установлениезавышенной цены не дало бы никакого результата.
С ценами потолка,регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России вкачестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения нажелезнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.
Цены потолка занижены посравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровняравновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политикигосударства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их наопределенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствоватьснижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат заниженияцен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационированияспроса путем введения карточной системы или других систем нормированногораспределения.
Многие экономисты —сторонники неолиберального направления в экономике, т.е. приверженцы ничем неограниченной свободы рыночных отношений, возражают против применения цен пола ипотолка, поскольку это нарушает рыночный механизм. Они полагают, что рыночноеценообразование автоматически устраняет излишки и дефицит. Пока цены могут свободнодостигать своего уровня равновесия, объем спроса и объем предложения отменитьнельзя.
Приверженцы другихнаправлений экономической науки, нисколько не умаляя роли рынка и его законов,предлагают не дожидаться автоматического регулирования спроса и предложения.Одни считают, что надо регулировать спрос посредством управления занятостью,кредитом и денежной массой (неокейнсианцы); другие рекомендуют регулироватьпредложение с помощью изменений в налоговой политике и инвестициях (сторонникиэкономики предложения).
Так или иначе, но фирмы,вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основевзаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путемустановления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний.Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться отэтого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ейправо стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляциидолжна заложить рыночную цену.
Рассмотрение законовспроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяетсделать следующие выводы.
1. В рыночной экономикесуществует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов ипокупателей на рынках:
―  фирмы могут расширять исужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, онисвободны в выборе объема и структуры выпуска;
―  цены гибкие, изменяютсяпод воздействием спроса и предложения;
―  наличие конкуренции, безкоторой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.
2. Если на рынке произойдеткакое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменениевкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то:
―  фирмы-производителиобязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличениеспроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажетпроизводителям, куда следует направить свои усилия);
―  начнется процессприспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результатесформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующиеизменившимся условиям.
В этом смысле рыночная экономика оказалась болееэффективной, чем административно-командная, которая реагировала на возникновениедиспропорций в скрытой форме (устойчивый дефицит отдельных продуктов,деформированная структура производства и другие известные атрибуты плановойсистемы). Иными словами, предприятия в административно-командной экономикеоказались нечувствительными к изменениям в силу отсутствия обратной связи,реакции производства на изменения спроса.
Значительная частьсегодняшних проблем России во многом объясняется пассивностьюпредприятий-производителей, ожиданием привычной помощи «сверху», нежеланиемформировать рыночный образ мышления, отсутствием информации о том, как должновести себя предприятие в условиях рынка.
4.   УРАВНОВЕШИВАЮЩАЯФУНКЦИЯ ЦЕН И ЗАКОНОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
 
Еще в XIX веке в экономической теории возникла дискуссия: чтоопределяет уровень рыночной цены – спрос или предложение? Как – при какомуровне цены – может быть достигнуто рыночное равновесие – равенство спроса ипредложения?
Здесь уместно вспомнить о двух прямопротивоположных концепциях рыночной цены. Одна из них высказана английскими классикамии Карлом Марксом и обосновывается на приоритете предложения продавца(товаропроизводителя): цена – это денежное выражение стоимости товара,созданной трудом. Другое учение, развитое австрийской школой политическойэкономии (маржиналистами), отстаивает приоритет спроса: потребности человека,полезность и ценность блага, следовательно, спрос покупателя диктует уровеньрыночной цены.
Выход из сложившейся ситуации нашелАльфред Маршалл. Прежде всего, он сформулировал и выразил в математическойформе законы спроса и предложения. Затем он синтезировал противоположные ученияо рыночной цене. В соответствии с реальной действительности Маршалл считал, чторыночная цена отражает влияние и предложения, и спроса. Как осуществляетсядвустороннее воздействие видно на графике 3, где одновременно представленыкривая спроса (по цене) и кривая предложения (по цене).
Т.е. вернемся к рассмотренным ранеезависимостям от цены спроса (см. рис. 1) и предложения (см. рис. 2). Еслиодновременно совместить эти кривые, то в точке пересечения Р получим равновесиеспроса и предложения (рис. 3).
/>
Рис. 3.Установление равновесной цены
Эта точка равновесия свидетельствуето единстве экономических интересов покупателей и продавцов.
Если из точки Р опуститьперпендикуляр на ось абсцисс, то в точке Кр определимравновесноеколичество. Оно показывает величину товарной массы (в данном случаеколичество яблок), которая удовлетворяет пожелание покупателей и продавцов.
Проекция точки Р на ось ординат — точка Ц„ определяет равновесную цену. Это тот уровень рыночной цены,который одинаково приемлем для участников рыночной сделки.
Все сказанное свидетельствует о том,что равновесная цена и равновесное количество обладают следующиминеобыкновенными свойствами.
1. Товаров представлено на рынке небольше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты напроизводство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть,достигнутое равновесие свидетельствует онаибольшей экономическойэффективности сложившейся рыночной ситуации. Нобелевский лауреат французскийэкономист М. Алле вывел теоремы с такими фундаментальными положениями:«… всякая равновесная ситуация рыночной экономики является ситуациеймаксимальной эффективности, и, наоборот, всякая ситуация максимальнойэффективности является равновесной ситуацией рыночной экономики»[3].
2. В точке равновесия выражен инаибольшийсоциальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (дляего дохода) количество полезностей.
3. На рынке не обнаруживаетсяниизбытка товаров (количества, которое излишне для продажи при данном объемедоходов населения), ни дефицита (нехватки) благ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
          Рыночный процесс состоит из множестваактов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, настороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемыйспросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывновзаимодействующими категориями и служат связующим механизмом междупроизводством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так исовокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четкоотслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Результатом взаимодействия спроса ипредложения выступает рыночная цена, которая также называется равновеснойценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равнапредложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используетсяпонятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменениедругой.
Также, в заключении необходимоотметить, что важнейшими категориямимикроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчиненыдействию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовыприобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; междуценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения вусловиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемомпредлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готоввыпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.                        
Рынок сводит продавцов ипокупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, гденамерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе илипредложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительскихпредпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов ипроч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие нарынке устанавливается в новой точке.Приложение

Спрос ипредложение на рынке зерна
 КОЛИЧЕСТВО СПРАШИВАЕМОЙ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ ПРОДУКЦИИ (ЕД.)
ЦЕНА
ЗА
1 БУШЕЛЬ
(ДОЛ.) КОЛИЧЕСТВО ПРЕДЛАГАЕМОЙ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ ПРОДУКЦИИ (ЕД.)
ИЗЛИШЕК (+) ИЛИ
ДЕФИЦИТ (-)
(ЕД) 1 2 3 4 2 000 5 12 000 + 10 000 4 000 4 10 000 + 6 000 7 000 3 7 000 11 000 2 4 000 — 7000 16 000 1 1 000 — 15 000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.