Реферат по предмету "Маркетинг"


Маркетинговые исследования на предприятии ОАО Октябрьская швейная фабрика

--PAGE_BREAK--В-третьих, фирма покупает сведения у сторонних поставщиков внешней текущей информации. Для получения подборок рекламы конкурентов, сведений об их затратах на рекламу и наборе используемых ими средств рекламы прибегают к платным услугам бюро вырезок.
В-четвертых, ряд фирм имеют специальные отделы по сбору и распространению текущей маркетинговой информации. Сотрудники этих отделов помогают управляющим в оценке вновь поступающей информации. Подобные службы позволяют резко повысить качество информации, поступающей к управляющим по маркетингу.
Система анализа маркетинговой информации — набор совершенных методов анализа маркетинговых данных и проблем маркетинга. Однако ряд фирм считает подобный подход либо чересчур техническим, либо чересчур академическим. Основу любой системы анализа маркетинговой информации составляют статистический банк и банк моделей. Статистический банк — совокупность современных методик статистической обработки информации, позволяющих наиболее полно вскрыть взаимосвязи в рамках подборки данных и установить степень их статистической надежности. Эти методики позволяют руководству получать ответы на вопросы типа:
— Что представляют собой основные переменные, оказывающие влияние на мой сбыт, и какова значимость каждой из них?
— Что произойдет со сбытом, если цену товара поднять на 10%, а расходы на рекламу — на 20%?
— Какие черты являются наиболее вероятными показателями того, что данные потребители будут покупать мой марочный товар, а не товар конкурента?
— По каким переменным лучше всего сегментировать мой рынок, и сколько его сегментов существует?

 

Рис. 2 Система анализа маркетинговой информации
Банк моделей — набор математических моделей, способствующих принятию более оптимальных маркетинговых решений деятелями рынка[7]. Каждая модель состоит из совокупности взаимосвязанных переменных, представляющих некую реально существующую систему, некий реально существующий процесс или результат. Эти модели могут способствовать получению ответов на вопросы типа «а что, если?» и «что лучше?». За последние двадцать лет ученые сферы маркетинга создали огромное количество моделей, призванных помогать руководителям маркетинга лучше справляться с деятельностью по установлению границ территорий сбыта и планов коммивояжерской работы, выбору местоположения розничных торговых точек, подбору оптимального комплекса средств рекламы и прогнозированию сбыта товарных новинок.
Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых исследований является ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться на отдельных его этапах. Затем с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее подходящий набор этих методов.
Наиболее широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являются методы анализа документов, методы опроса потребителей, экспертные оценки и экспериментальные методы. Главное отличие социологических методов исследования от экспертных оценок заключается в том, что первые ориентированы на людей очень различной компетенции и квалификации, в то время как экспертные оценки -  на ограниченное число специалистов-профессионалов. Объединяет эти две группы методов прежде всего то, что в обоих случаях для обработки собранных данных используются одни и те же методы математической статистики.
Широта применения тех или иных методов при проведении маркетинговых исследований определяется возможностями компании использовать их самостоятельно или покупать результаты таких исследований.[8] Очевидно, что у крупных организаций таких возможностей существенно больше, чем у организаций малого бизнеса. Поэтому количественные методы в маркетинговых исследованиях применяются в настоящее время все чаще организациями, имеющими соответствующие аналитические подразделения, для определения таких важнейших параметров рынка, как спрос, рыночная доля, объемы продаж.
В зависимости от целей исследования различают три типа исследований: разведочный, описательный и казуальный.
Разведочное исследование – это такое исследование, проводимое с целью сбора предварительной информации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвигаемых предположений, в рамках которых ожидается реализация маркетинговой деятельности, а также для уточнения терминологии и установления приоритетов среди задач исследований.[9] Например, предполагается провести исследование с целью определения имиджа какого-то банка. Сразу же возникает задача определения понятия «имидж банка». Разведочное исследование выявило такие его составляющие, как величина возможного кредита, надежность, приветливость персонала и др., а также определило, как измерить эти составляющие.
Для проведения разведочного исследования может быть достаточно только прочитать опубликованные вторичные данные или провести выборочный опрос среди специалистов по данной проблеме. С другой стороны, если разведочное исследование направлено на испытание гипотез или измерение взаимосвязей между переменными, то оно должно быть основано на использовании специальных методов.
Описательное исследование направлено на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков. При проведении данного вида исследований, например, исследуется: кто является потребителем продукции фирмы, что фирма поставляет на рынок, где потребители приобретают продукцию фирмы, когда потребители наиболее активно покупают эту продукцию, как потребители используют данную продукцию. Надо заметить, что описательные исследования не дают ответа на вопрос, почему что-то происходит именно так, а не иначе.
Казуальное исследование проводиться для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей. В основе данного исследования лежит стремление понять какое-либо явление на основе зависимости факторов друг от друга. Факторы, которые вызывают какие-то изменения, называются независимыми переменными, в то время как переменные, изменяющиеся под воздействием этих факторов, называются зависимыми переменными. К сожалению, на основе логики «если — то тогда» изучить проблемы маркетинга очень сложно, а иногда и невозможно. Например, на поведение потребителя влияет множество факторов, заставляющих их действовать порой противоречивым образом. Но даже частичное прояснение проблемы может дать положительные результаты.
На практике при проведении конкретного маркетингового исследования чаще всего используется не один, а все типы исследований, причем в любой последовательности. Так на основе описательного исследования может быть принято решение о проведении разведочного исследования, результаты которого могут быть уточнены с помощью казуального исследования.

1.3 Общая характеристика методов сбора данных Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные[13].
Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных.
Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры. Например, мнение нескольких респондентов о рекламе товара может быть словесно выражено по-разному. Только в результате дополнительного анализа все мнения разбиваются на три категории: отрицательные, положительные и нейтральные, после чего можно определить, какое число мнений относится к каждой из трех категорий. Такая промежуточная процедура является лишней, если при опросе использовать сразу закрытую форму вопросов.
Существует, по крайней мере, три альтернативных подхода к сбору данных: осуществлять это самим, осуществлять путем создания специальной группы или путем привлечения коммерческих компаний, специализирующихся на сборе данных.
В первом случае сотрудники маркетинговой службы организации своими силами осуществляют сбор данных, скажем,  путем интервьюирования. Оче
видно, что такая организация должна обладать достаточно развернутым штатом сотрудников. Однако и в этом случае весьма проблематично проведение сбора данных в широком, например национальном, масштабе.
Специальная группа обычно комплектуется за счет специалистов не очень высокой квалификации, например, студентов для проведения телефонного или персонального интервьюирования. В этом случае с интервьюерами необходимо провести несколько тренировочных занятий. Необходимы контроль за качеством собираемой информации (не заполняются ли анкеты самим интервьюером?), мотивация труда интервьюеров.
За последние годы как у нас в стране, так и за рубежом, начинающие дело небольшие компании и компании- гиганты все чаще прибегают к услугам специализированных компаний, осуществляющих маркетинговые исследования на коммерческой основе. К их числу относятся и компании, занимающиеся только сбором маркетинговой информации. Однако стоимость услуг маркетинговых компаний в три – пять раз превышает стоимость других двух подходов к сбору данных.[14]
    продолжение
--PAGE_BREAK--
2 Маркетинговые исследования на предприятии ОАО «Октябрьская швейная фабрика»
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Октябрьская швейная фабрика»
ОАО «Октябрьская швейная фабрика» расположена в городе Октябрьске, Самарской области и в  течение 30 лет специализируется на производстве одежды для дома, постельного белья, полотенец, нижнего белья, спецодежды для продавцов. Октябрьская швейная фабрика организована 10 июня 1968 года. Её вышестоящей организацией был Куйбышевский швейный трест.
В целях приведения Устава в соответствии с Законом Российской Федерации «Об акционерных обществах» с 15ноября 1999 года АООТ «Октябрьская швейная фабрика» перерегистрировано в открытое акционерное общество «Октябрьская швейная фабрика».
Организационная структура предприятия представлена в приложении А. В целом на предприятии имеет место функциональная структура управления, где каждый отдел занимается специфическим видом деятельности. Но в то же время предприятие слаженно работает как единое целое.
Рассмотрим кратко права и обязанности руководителей каждого отдела в соответствии с должностными инструкциями. Руководитель финансового отдела — финансовый директор, начальник отдела сбыта, заведующий складом, непосредственный заместитель начальника и заместитель начальника по производству  имеют право: знакомиться  с проектами решений руководства предприятия,  касающимися деятельности отдела; осуществлять   взаимодействие с руководителями  всех  структурных подразделений  предприятия,  получать информацию и  документы,  необходимые  для выполнения должностных обязанностей; вносить  на  рассмотрение   директора   предприятия   представления  о назначении,  перемещении,  увольнении  работников  отдела,  предложения   об  их поощрении или наложении на них взысканий, требовать  от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав. Рассмотрим основные показатели деятельности предприятия в таблице 1.
Анализируя таблицу, можно сделать следующие основные выводы. Выручка предприятия в 2006 году по сравнению с 2005 г. снизилась на 0,9%, снизилась и прибыль предприятия но в большей степени – на 21,3 %. Это произошло в следствие роста себестоимости на 3,4% и общего снижения продаж. Рост себестоимости обусловлен повышением цен на сырье и увеличением общей численности работающих 2,8 % (соответственно фонда оплаты труда на 4%).
Основными видами деятельности общества согласно уставных документов являются:
      -  производство швейных изделий;
      -  производство специальной одежды для торгового персонала;
      -  производство товаров народного потребления;
      -  торгово-коммерческая  деятельность;
      -  исследование конъюнктуры рынка.
Таким образом, ОАО «Октябрьская швейная фабрика» относится к предприятию лёгкой промышленности, основным видом деятельности которого является  производство швейных изделий.
Таблица 1 — Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия за 2005-2006 года.
Показатель
2005 г.
2006 г.
Отклонение, +/-
 Темп роста, снижения, %
Выручка от реализации продукции (без НДС) тыс.руб.
19892
19711
-181
99,1
Себестоимость, тыс.руб.
16457
17009
552
103,4
Среднесписочная численность работающих, в т.ч.
Промышленно-производственного персонала
Из них рабочих
176
132
98
181
148
103
5
16
5
102,8
112,8
105,1
Фонд оплаты труда, тыс. руб.
8123
8448
325
104
Среднемесячная начисленная заработная плата, тыс. руб.
3846
3889
43
101,1
Выручка продукции
-на одного человека промышленно-производ-ственного персонала
— на одного рабочего.
150,7
203
109
191,4
-41,7
-11,6
72,3
94,3
Затраты на 1 рубль релизованной продукции, руб.
0,83
0,86
0,03
103,6
Прибыль, тыс. руб.
3435
2702
-733
78,7
Рентабельность продаж, %
17,3
13,7
-3,6
79,2
   

2.2  Выбор цели, направления, метода маркетингового исследования
 предприятия
В текущем году предприятие планирует существенно расширить ассортимент выпускаемой продукции. Помимо уже имеющегося производства спецодежды халатов для продавцов, ОШФ хочет запустить производство различных видов спецодежды: костюмы, комбинезоны, фартуки, костюм брезентовый огнестойкий, штаны ватные, куртки ватные. Предприятию необходимо провести маркетинговые исследования, чтобы выяснить степень востребованности продукции целевым рынком, а также возможные препятствия для осуществления эффективного производства и продаж.
Запуск нового производства просто необходим «ОШФ» в связи с низкой рентабельностью текущего производства и наблюдающейся тенденцией к ее снижению. Это и обосновывает насущную необходимость маркетинговых исследований для швейной фабрики.
Итак, проведем маркетинговые исследования в соответствии с изложенными в теоретической части основными этапами.
1-й этап Постановка проблемы. Перед предприятием стоит следующая проблема. В соответствии с выбранной стратегией фирма решила расширить ассортимент и рынок сбыта. Для этого необходимо определить, на сколько рынок готов к принятию нового вида продукции (спецодежды).
2-й этап Определение целей исследования. Общая цель исследования – проанализировать, будет ли соответствовать спрос планируемому предложению товара. Из общей цели вытекают второстепенные — исследовать:
— рынок покупателей (географически, принадлежность к определенной профессии, социальной группе);
— рынок производителей сырья;
— предприятия-конкуренты;
— сложившиеся цены;
— политическую и экономическую ситуацию в регионе производства и сбыта.
3-й этап Выбор методов проведения исследования.
Швейная фабрика проводит описательное маркетинговое исследование. В соответствии с определением это означает, что будут изучаться фактические данные по  потребителям продукции фирмы, по специфике продукции, где потребители приобретают продукцию фирмы, когда потребители наиболее активно покупают эту продукцию, как потребители используют данную продукцию.
4-й этап Определение типа требуемой информации и источников ее получения.
2.3 Маркетинговые исследования рынка спецодежды
Проведем маркетинговые исследования рынка специальной одежды в Самарской области в процессе реализации 5-го этапа «Процесс получения данных» и проведем их анализ в процессе 6-го этапа «Обработки и анализа данных».
1) Характеристика выпускаемой продукции и основные потребители. В настоящее время рынок спецодежды только начал формироваться: кроме крупных предприятий на нем работает большое количество мелких торговцев и производителей, что не позволяет в точности сосчитать суммарные объемы производства.
Наиболее активно сейчас развиваются небольшие отечественные предприятия по пошиву спецодежды, которые выпускают в среднем около 100 комплектов своей продукции в день. Причина, возможно, заключается в том, что такие предприятия могут быстрее реагировать на новые рыночные (и, если хотите, модные) тенденции. Ведь теперь спецодежда — это не только обеспечение безопасности персонала, но также и имидж компании в глазах клиентов, партнеров и конкурентов. Сейчас многие предприятия работают с клиентами по индивидуальной программе, учитывая все их пожелания — начиная от корпоративной символики и расцветки, и заканчивая кармашком для мобильного телефона.[15]
Условно спецодежду можно разделить на четыре типа: защищающая от общих производственных загрязнений, от пониженных и повышенных температур, а также от влаги. Собственно термин «спецодежда» объединяет в себе непосредственно одежду (халаты, комбинезоны, куртки и т.д.), спецобувь (бахилы, ботинки, сапоги и т.д.) и перчатки. Сейчас на российском рынке представлены все типы спецодежды. Особенно широк ассортимент рукавиц: брезентовые, комбинированные для общих работ, кожаные для промышленных и точных работ, рукавицы с латексным или нитриловым покрытием, жаростойкие, маслобензостойкие.[16]
В России  наиболее устойчивым спросом пользуются рабочие костюмы (комбинезоны или полукомбинезоны, куртки), брезентовые и трикотажные с ПВХ-покрытием рукавицы. Потребителями планируемой продукции могут стать абсолютно все предприятия г.Октябрьска и г.Сызрани: как производители, так и торговые организации. Крупнейшими могут стать[17]:
а) В городе Октябрьске: ЗАО «Завод керамзитового гравия», ОАО «Авто Пласт Инжиниринг», ООО «Октябрьский завод изоляционных материалов», ООО «Ньюком», нефтебаза «И-Терра», ООО «Ста-ер», Центральная городская больница г.Октябрьска, ОВД г.Октябрьска.
б) В городе Сызрань: ОАО «Тяжмаш», ОАО «Пластик», ООО «Криста», ОАО «ГеРА и Ко», Центральная городская больница г.Сызрани, СВАУЛ, ОВД г.Сызрани.
в)  ОАО «РЖД» станции Октябрьск, Сызрань.
Планируется так же распространение продукции по Самарской области через оптовые базы спецодежды.
2) Основные конкуренты.
Число производителей в сегменте спецодежды возрастает потому, что повышается спрос на корпоративную одежду для работы. В городе и соседних городах становится все больше производственных предприятий, растет сфера обслуживания. Конкуренция увеличивается, поэтому появляются и новые способы отличаться от конкурентов. Корпоративная униформа стала одним из таких средств. Если раньше от спецодежды требовалось в основном, чтобы она защищала работника, была удобной, ноской и стоила недорого, то сейчас ее рассматривают еще и как инструмент маркетинга — средство создания репутации предприятия и его позиционирования на рынке. Соответственно, вместо того чтобы покупать для своих сотрудников стандартные «спецовки», все большее число предприятий предпочитает носить «индивидуальную» одежду для работы — разработанную и изготовленную специально для них, в соответствии с их фирменным стилем.
Основные производители спецодежды в Сызранском районе ООО Торгово-промышленный дом «Русский текстиль», ОАО «Сызранская швейная фабрика» занимают на нем приблизительно 40%. Остальные 60% — это маленькие ателье, а также посредники, которые полученные заказы переадресовывают партнерам-производителям. Рынок спецодежды имеет большой потенциал, поэтому, вполне вероятно, что со временем на нем появятся новые сильные производители, способные составить конкуренцию уже существующим.
Если рассматривать рынок Самарской области, то можно выделить следующих производителей[18]: ООО «Арт плюс», производственное швейное объединение ОАО «Волга», ООО «Гармония», ООО «Промкомбинат самарского облпотребсоюза», ОАО «Самарская швейная фабрика».
Так как «ОШФ» планирует реализовывать продукцию пока в пределах области, то конкурентные предприятия других областей России не принимаются во внимание.
3) Динамика цен. Как уже отмечалось, основной фактор, от которого зависит цена готовой продукции, — это стоимость материала. Так, в этом году произошло небольшое подорожание хлопковой одежды (примерно на 10%), поскольку год выдался для хлопка неурожайным. Операторы рынка утверждают, что такая ситуация продлится до конца 2007 года.
Второй важный ценовой фактор — сезонность продаж, которая обусловлена не только спецификой рабочей одежды, как, скажем, летняя или влагостойкая продукция, но и периодичностью закупок этой продукции крупными предприятиями, проведением ими тендеров (обычная практика в последнее время). Объемы продаж при сезонном увеличении спроса растут не менее чем на 25%. Соответственно, в период сезона цена на определенные виды продукции поднимается на 5-20%.
Средние цены, сложившиеся на рынке спецодежды представлены в
таблице 2.
Планируемые цены на предприятии представлены в Таблице 3 (Приложение Б). Сравнив две таблицы, мы можем сказать, что цены нашей швейной фабрики близки к средним, равновесным сложившимся на рынке.
4) Сырье. Предприятию ОАО «Октябрьская швейная фабрика» необходимо сориентироваться на рынке производителей и поставщиков тканей, фурнитуры, ниток, чтобы выяснить, где их выгоднее закупать.
Таблица 2 — Средние розничные цены на основные наименования
спецодежды  по региону Самарская область.
Наименование
Цена, руб
1
2
 Халат х/б
220
 Костюм х/б
1000
 Фартук х/б
40
 Фартук прорезиненный
52
 Костюм брезентовый огнестойкий
5000
 Костюм утепленный
1500
Куртка утепленная
700
Костюм х/б и смесов.ткани
600
Плащ ПВХ
600
Костюм нефтяника утепленный
3500
Жилет сигнальный
200
Костюм медицинский
200
Костюм медицинский утепленный
1000
Костюм МЧС утепленный
1300
Костюм охранника
500
Рукавицы
80
Перчатки с каучуком
100
Перчатки х/б
10
Для производства разных типов спецодежды используют разные типы ткани. Самым популярным материалом специалисты называют ортон  ввиду высокой долговечности и хорошего соотношения цены и качества. Ортон — двуслойная ткань, имеющая хлопчатобумажную основу и внешне покрытая полиамидом с водоотталкивающей или маслобензостойкой пропиткой. Такой состав обеспечивает выносливость ткани и позволяет использовать ее для пошива как летней, так и зимней спецодежды.
Второй по популярности является более тонкая ткань грета. Она используется, в основном, для пошива легкой рабочей верхней одежды и состоит из синтетики и хлопка (50/50).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.