Введение
Рынок мясных продуктовявляется одним из крупнейших рынков продовольственных товаров. Он имеет весьмаустойчивые традиции, его состояние оказывает существенное влияние на другиерынки продуктов питания. За долгие годы сформировалась определенная системапроизводства и распределения подобных продуктов. Мясная промышленность всегдаотносилась к одной из важнейших, показатели ее развития составляли предметпристального интереса со стороны государства. Мясные продукты в виде тех илииных товарных групп являлись частью государственного стратегического запаса.Несмотря на дефицит мясных продуктов в течение ряда лет, их значение дляобычного потребительского рациона весьма велико. Если жители европейских стран,не испытывают недостатка в подобных продуктах, и по месту в рационе многиемясные продукты отодвинулись на второй план, то в России мясо, а еще чащеколбаса, уступают по важности в семейном рационе только хлебу и картофелю.Хотелось бы также отметить, что всегда мясная промышленность теснейшим образомбыла связана с положением в сельском хозяйстве.
Мясные товары являютсяагропродовольственными продуктами животного происхождения. Известно, что длянормальной жизнедеятельности организма человека в питании его должнысодержаться наборы незаменимых аминокислот, большую часть которых поставляютмясные продукты.
Производство мяса имясопродуктов требует комплексного рационального использования сырья, важнымфактором которого является сохранение исходного качества продуктов в процессепереработки.
Цель моей курсовойработы получить теоретические и практические знания по развитию рынка мясныхполуфабрикатов.
Задачи курсовойработы:
1. Датьхарактеристику мясных полуфабрикатов.
2. Изучитьмаркетинговым исследованием потребительский рынок мясных полуфабрикатов.
3. Разработатьанкету.
4. Провестиопрос 30 человек.
5.Обработать ипроанализировать анкету.
Объектом исследованияпотребительский рынок мясных полуфабрикатов г.Вологды микрорайон Лукьяново.Предмет исследования мясные полуфабрикаты.
Маркетинговыеисследования — это процесс, с помощью которогомаркетологов связывают с рынками, потребителями, конкурентами, а также со всемиэлементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны спринятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они касаютсявсех элементов комплекса маркетинга и его внешней среды.
Методыпроведения маркетинговых исследований:
Наблюдение- один из возможных способов сбора первичных данных, когда исследователь ведетнепосредственное наблюдение за людьми и обстановкой.
Эксперимент. Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимыхмежду собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки,контроля за переменными составляющими и установления степени значимостинаблюдаемых различий. Цель вскрыть причинно-следственные отношения путем отсевапротиворечивых объяснений результатов наблюдения.
Опрос- наиболее удобен при проведении описательных исследований. Фирмы проводятопросы, чтобы получить информацию о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей,о степени их удовлетворенности и т.п.
2) Орудия исследования. При сборепервичных данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудийисследования — анкеты и механических устройств.
Глава 1 Характеристикаисследуемого товара.
1.1.История развитиямясной промышленности в России.
Мяснаяпромышленность одна из наиболее крупных отраслей пищевой промышленности,осуществляющая комплексную переработку скота. Предприятия мясной промышленностив СССР производили заготовку и убой скота, птицы, кроликов и вырабатывали мясо,колбасные изделия, мясные консервы, полуфабрикаты, котлеты, пельмени,кулинарные изделия. Наряду с производством пищевых продуктов в мяснойпромышленности в СССР вырабатывались сухие животные корма, ценные медицинскиепрепараты (инсулин, гепарин, лидокаин и др.), а также клеи, желатин иперопуховые изделия.
В дореволюционнойРоссии убой скота осуществлялся на мелких кустарных бойнях, которыхнасчитывалось около 5 тыс. Колбасные изделия вырабатывали в небольшихмастерских, главным образом при колбасных лавках. Мясная промышленность СССРполучила большое развитие в годы довоенных пятилеток (1929—1940), когда былпостроен ряд крупных мясокомбинатов: Московский, Ленинградский, Бакинский,Семипалатинский, Орский и др. В период Великой Отечественной войны 1941—45г. мяснойпромышленности был нанесён большой ущерб, полностью или частично разрушенооколо 200 предприятий (1/3 их общего числа), выведены изстроя мощности, на которых до войны вырабатывалось около 50% мяса и мясныхпродуктов. За 1946—1950 предприятия мясной промышленности были полностьювосстановлены, построено и реконструировано более 300 мясокомбинатов и цехов.Промышленное производство мяса в СССР увеличилось с 1,3 млн. т в 1913 до8,3 млн. т в 1973. Общее производство мяса, включая продукцию,произведённую в хозяйствах населения, в 1973 составило 13,5 млн. т. Надолю мясных продуктов приходится (1973) 15% общего объёма реализациипродовольственных товаров. На начало 1973 в составе мясной промышленности СССРимелось около 900 предприятий, в том числе 663 мясокомбината. Заготовкой ипромышленной переработкой скота и выработкой мясной продукции занято около 450тыс. чел., в том числе 360 тыс. производственных рабочих. В мяснойпромышлености развито комбинированное производство. Наряду с переработкой скотана мясокомбинатах вырабатывают колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, мясныеконсервы и др. продукцию. Предприятия мясной промышленности оснащенывысокопроизводительным оборудованием, конвейерными линиями, автоматами исложными агрегатами. Все крупные и значительная часть мелких мясокомбинатовобеспечены искусственным холодом. К началу 1973 на предприятиях мяснойпромышленности действовало более 530 поточно-механизированных конвейерных линийпереработки скота, 570 линий переработки птицы, 165 автоматизированных линийпроизводства пищевых жиров, 240 поточно-механизированных линий переработкисубпродуктов. Оборудование для мясной промышленности изготавливают свыше 20машиностроительных заводов.
В составе мяснойпромышленности имелись предприятия разной мощности, одно из наиболее крупных —Московский мясокомбинат, который вырабатывает в день до 1000 т мяса, 380т колбасных изделий и 120 т различных полуфабрикатов и кулинарныхизделий. На этом комбинате было занято около 6 тыс. рабочих.
В перспективе былозаложено увеличить производство колбасных изделий, мясных полуфабрикатов,деликатесных консервов и др. продукции, пользующейся повышенным спросом унаселения, предусмотрено построить новые крупные мясокомбинаты имясоперерабатывающие заводы и реконструировать действующие, механизировать иавтоматизировать производственные процессы.
В мясной промышленности(1973) 11 научно-исследовательских и проектных институтов с филиалами иотделениями, которые вели исследовательские работы по совершенствованиютехнологии, техники и экономики промышленности.
Мясная промышленностьвела тесные экономические связи с колхозами и совхозами. Объёмы поставок сырьяпо количеству, ассортименту и срокам определялись совместными договорамиконтрактации. Внедрялась система приёмки скота непосредственно в хозяйствах,доставка его средствами предприятий. Эта система делает хозяйственные связиболее прочными, создаёт условия для перехода на систему заказов промышленностисельскому хозяйству. Для перевозки скота на предприятиях применялисьспециализированные автомобильные скотовозы и оборудованные ж.-д. вагоны. Автомобильнымтранспортом перевозилось около 70% скота. Перегон скота сократился и составлял(1973) не более 10%.
В России началонадзору за качеством мяса было положено в 18 в. В 1719 полицейский надзор заубоем скота был установлен в Петербурге, в 1722 — в Москве, а затем и в др.крупных городах. В 1839 был издан «Врачебный устав», которыйрегламентировал всю постройку боенских предприятий и торговлю мясом. В 1904министерство внутренних дел издало «Правила браковки мясныхпродуктов» и «Условия исследования туш убойных животныхврачами». Однако всё это не обеспечивало надлежащего контроля за мясом.Упорядочение ветеринарно-санитарного контроля на предприятиях по убою скотаначалось после установления Советской власти. В 1923 руководствоветеринарно-санитарным надзором на боенских предприятиях было возложено наНаркомат земледелия. В 1925 вышли «Правила ветеринарно-санитарного осмотраубойных животных, исследования и браковки мясных продуктов», имеющие силу закона.Ветеринарно-санитарный надзор на предприятиях мясной промышленности осуществляютотделы производственно-ветеринарного контроля (ОПВК). Основные обязанности ОПВК— ветеринарный осмотр убойных животных, ветеринарно-санитарная экспертиза мясаи изделий из него, проверка доброкачественности вырабатываемых мясных продуктови их соответствия ГОСТУ. Без разрешения ОПВК выпуск мясных продуктов недопускается. Деятельность ОПВК находится под надзором государственнойветеринарной инспекции и вышестоящих органов ведомственной ветеринарной службы.
1.2.Основная характеристика мясныхполуфабрикатов.
К полуфабрикатам относят изделия изнатурального и рубленого мяса без термической обработки. Это изделия,максимально подготовленные для кулинарной обработки.
Мясные полуфабрикаты делятся: нанатуральные (крупнокусковые, мелкокусковые, порционные, порционныепанированные); рубленые; полуфабрикаты в тесте; мясной фарш.
Натуральные полуфабрикаты. Это куски мясной мякоти различной массы, очищенные отсухожилий и грубых поверхностных пленок. К натуральным мелкокусковымполуфабрикатам относятся также мясокостные кусочки мяса с определеннымсодержанием костей. Полуфабрикаты выпускают охлажденными или замороженными.Сырьем является мясо в охлажденном или замороженном состояниях. Не используетсямясо быков, хряков, баранов, мясо, замороженное более одного раза, и мясотощее.
Крупнокусковые полуфабрикаты. В зависимости от сорта мяса крупнокусковые полуфабрикатыделят на четыре группы:
— первая группа: из говядины — длиннейшая мышца спины (спинная часть, поясничная часть), вырезка(пояснично-подвздошная мышца, находится под телами последних грудных и всехпоясничных позвонков), тазобедренная часть (верхний, внутренний, боковой инаружный куски); из свинины — корейка, вырезка; из баранины — тазобедреннаячасть;
— вторая группа: из говядины — лопаточная часть (плечевая и заплечная части), подлопаточная часть, груднаячасть, а также покромка (надреберные мышцы, снятые с 4-го по 13-е ребро,оставшиеся после отделения подлопаточной части, грудинки и длиннейшей мышцыспины) от говядины 1 -и категории упитанности: из свинины — тазобедренная,лопаточная, шейно-подлопаточная части; из баранины — лопаточная часть, корейка;
— третья группа: из говядины — котлетное мясо и покромка от говядины 2-й категории; из свинины — грудинка; избаранины — грудинка, котлетное мясо;
— четвертая группа: из свинины — котлетное мясо. Котлетное мясо (на примере говядины) — куски мясной мякоти отшейной части, пашины, межреберное мясо, мякоть с берцовой, лучевой и локтевойкостей, обрезки, полученные при зачистке крупнокусковых полуфабрикатов икостей.
Порционные полуфабрикаты. Их изготавливают из крупнокусковых полуфабрикатов, нарезаявручную или на специальных аппаратах поперек мышечных волокон наклонно или перпендикулярно.
Ассортимент порционныхполуфабрикатов: из говядины — бифштекс натуральный (из вырезки), лангет (извырезки два более тонких куска, чем бифштекс), антрекот (из длиннейшей мышцыспины), ромштекс (из длиннейшей мышцы спины или самых нежных кусковтазобедренной части — верхнего и внутреннего), зразы натуральные (из тех жекусков тазобедренной части), говядина духовая (из боковых и наружных кусковтазобедренной части).
Ассортимент порционныхполуфабрикатов из свинины включает в себя: котлету натуральную (из корейки),эскалоп (из длиннейшей мышцы спины), свинину духовую (из шейно-лопаточнойчасти), вырезку, шницель — из тазобедренной части.
Порционные панированныеполуфабрикаты: ромштекс (из говядины), котлетанатуральная и шницель (из свинины и баранины). Для порционных панированныхполуфабрикатов куски мяса слегка отбивают для разрыхления тканей и обваливают вмелкодробленых сухарях из белого хлеба для сохранения мясного сока.
Мелкокусковые полуфабрикаты. Из говядины получают: бефстроганов (из вырезки, длиннейшеймышцы спины и верхнего и внутреннего куска тазобедренной части), азу (избоковых и наружных кусков тазобедренной части), гуляш (из лопаточной иподлопаточной частей, а также покромки), суповой набор (мясокостные кусочкимассой 100-200 г с наличием мякоти не менее 50% к массе порции), говядина длятушения (кусочки ребер с наличием мякоти не менее 75% к массе порции), грудинкана харчо (с содержанием мякоти не менее 85% к массе порции).
Мелкокусковые полуфабрикаты изсвинины представлены следующими наименованиями: поджарка (из тазобедреннойчасти и корейки с содержанием жировой ткани не более 10%), гуляш (то же, что игуляш из говядины), мясо для шашлыка (из тазобедренной части), рагу (содержаниемякоти не менее 50% к массе порции), рагу по-домашнему (содержание костей неболее 10% и жировой ткани не более 15% к массе порции).
Крупнокусковые полуфабрикатыреализуются в основном весовыми, порционные — фасованными, масса изделия 125 г(вырезка 250 и 500 г), мелкокусковые — массой порции 250, 500 и 1000 г(мясокостные).
В производстве натуральныхполуфабрикатов могут использоваться посол и массирование. В состав рассолавходит соль, фосфаты, сахарный песок; для некоторых наименований используетсяобсыпка из пряностей и декоративных специй.
Полуфабрикаты в тесте. В технических условиях, разработанных ВНИИМП, представленытрадиционный и новый ассортимент пельменей, а также другие полуфабрикаты втесте: палочки мясные, манты, хинкали. По другим ТУ вырабатывается несколькодесятков наименований пельменей, рассчитанных на покупателей как с высоким, таки низким уровнем доходов. В состав фарша пельменей входят говядина и свининажилованные, репчатый лук, перец черный или белый молотый. Для приготовлениятеста используют муку высшего сорта (иногда 1 -го сорта) с нормируемымколичеством и качеством клейковины, яйцепродукты.
Мясные палочки имеют цилиндрическуюили прямоугольную форму длиной до 10 см. Манты — блюдо узбекской кухни. Онибольше по размеру, чем пельмени. Их не отваривают в воде, а готовят на пару в специальнойпосуде — манты-каскане. Хинкали — блюдо закавказской кухни типа пельменей вформе ромба, квадрата. Мясо для мант и хинкалей измельчают крупнее, чем дляпельменей и палочек, фарш для этих изделий содержит повышенное количество лука.
Равиолли в составе фарша содержаттакже грибы и сычужный сыр, они имеют форму полукруга, прямоугольника,квадрата.
Рубленые полуфабрикаты. Их приготавливают из мясного фарша с добавлением другихсоставных частей согласно рецептуре. Традиционный ассортимент рубленых полуфабрикатоввключает в себя: котлеты московские, домашние, киевские, ромштекс, бифштекс.Основным сырьем в их производстве являются говяжье и свиное котлетное мясо,говядина жилованная 2-го сорта, свинина жилованная жирная. В годыэкономического кризиса ассортимент рубленых полуфабрикатов расширялся за счетиспользования более дешевого сырья — мяса птицы механической обвалки, соевыхбелковых препаратов, в основном текстурированной соевой муки, овощей, круп.
Рецептура котлет состоит изкотлетного мяса: московских — говяжьего, киевских — свиного, домашних — говяжьего котлетного и свинины жирной пополам. В состав всех наименованийвходит (%): хлеб из пшеничной муки — 13-14, лук — 1-3, вода — 20, панировочныесухари — 4, соль, перец, в киевских — яичный меланж. В ромштексе используетсябелок соевый гидратированный вместо хлеба; в бифштексе — мясо котлетное говяжье- 80%, шпик колбасный -12%, вода — 7,4%, перец, соль, панировка отсутствует.Допускается замена в котлетах 10% мясного сырья на соевый концентрат илитекстурат и во всех наименованиях 20% мясного сырья на мясо птицы механическойобвалки. Рубленые полуфабрикаты выпускают в охлажденном (0-6 °С) и замороженномвиде (не выше -10 °С).
Мясной фарш. Мясной фарш получают измяса путем измельчения его на волчке с диаметром отверстий решетки 2-3 мм.Традиционный ассортимент мясного фарша: говяжий, свиной, домашний, бараний,особый мясорастительный. Для производства мясного фарша не допускается мясо,замороженное более одного раза, хряков, быков, тощего, свинины с признакамипожелтения. Основное сырье для фарша: говяжье котлетное мясо или говядинажилованная 2-го сорта (фарш говяжий), свинина полужирная или свиное котлетноемясо (фарш свиной). В состав домашнего фарша входит (%): говяжье (50) и свиное(50) мясо; особого фарша — говяжье (20), свиное (50), соевый концентрат (30).
Новым направлением в выпуске фаршейявляется добавление в них соли, лука, пряностей, воды, в некоторые наименования- хлеба (фарш для биточков, для котлет и т. д.).
Глава 2. Особенности рынка г.Вологды мясных полуфабрикатов.
2.1. Общие сведения о г.Вологде.
Город Вологда — административный, культурный и промышленный центр Вологодской области.
Территория:11,6 тыс. га
Население:300 тыс. чел.
Расположение:севернее Москвы на 460 км и юго-восточнее Санкт-Петербурга на 600 км.Географическая широта 59° 13", географическая долгота 39° 53".
Транспортная сеть:железнодорожный узел, аэропорт, разветвленная автомобильная сеть.
Железнодорожныемагистрали: является узловой станцией длянаправлений Москва-Архангельск-Мурманск и Воркута;Санкт-Петербург-Екатеринбург.
Автодороги:федерального значения — Москва-Архангельск, Вологда-Новая Ладога,Вологда-Медвежьегорск; сеть автодорог областного значения.
Речное сообщение:через реку Вологду, а затем по рекам Сухоне и Северной Двине имеется выход вБелое море, а через Северо-Двинский канал и систему Волго-Балта — в Каспийское,Черное и Средиземное моря
2.2 Предприятия г. Вологды изготовляющиемясную продукцию
Вологодский колбасныйзавод «МиМП» — одно из крупнейшихмясоперерабатывающих предприятий Вологодской области. Он был образованв 1996 году на арендованных площадях. В 2006 году былопостроено собственное здание, полностью обновлен цех.
В 2006 годубыла произведена модернизация производства, в связи с постройкойи оборудованием собственных площадей, что увеличило производственныемощности. Пройдя многолетний путь развития, «МиМП» сегодня хорошо известенжителям Вологодской области как современное, динамично развивающеесяпредприятие.
На базе колбасногои полуфабрикатного цехов выпускается свыше 200 наименованийпродукции. Производственные мощности позволяют производить несколько тоннколбасных изделий в сутки.
Огромное вниманиеуделяется поддержанию высокого уровня гигиены производства, строгому контролюсырья и готовой продукции. Тщательный отбор мясного сырья, сотрудничествос ведущими фирмами по пищевым добавкам, вспомогательным материалам,применение новейших технологий производства колбасных изделий позволяютвыпускать продукцию высокого качества.
В настоящее времяВологодский колбасный завод «МиМП» выпускает следующие группы колбасныхизделий: вареные колбасы, полукопченые колбасы, мясные деликатесы, сосиски,сардельки, полуфабрикаты, продукты деликатесные из мяса птицы.
Большое вниманиеуделяется производству и развитию полуфабрикатного направления: пельмени,котлеты, фарш, охлажденные и замороженные натуральные полуфабрикаты.
Ассортимент продукции,производимой Вологодским колбасным заводом «МиМП», четко сегментированпо потребительским группам — от простых вареных колбаси сосисок до элитных сортов, включая различные копчености —буженину, балыки, рулеты, карбонады. Таким образом, ассортимент охватываетпотребительские предпочтения практически всех сегментов рынка.
Система сбыта
Система сбыта продукцииВологодского колбасного завода «МиМП» развивается в несколькихнаправлениях:
-собственная розничнаясеть: павильоны, фирменные магазины.
-прямые поставкипродукции в магазины Вологды и Вологодской области.
Развивая свою розничнуюсеть, «МиМП» преследует цель максимального приближения к конечномупотребителю.
Широкий ассортиментпродукции, деликатное обслуживание, удобный для покупателей режим работыи удачное расположение магазина — основные принципы деятельностифирменных магазинов «МИМП».
Череповецкий мясокомбинат.
Здесь выпускаютсявареные и варено-копченые, полукопченые колбасы; сосиски; ветчины, деликатесы иполуфабрикаты высокого качества в разных ценовых категориях, всего более 100наименований продукции. Ежедневно Череповецкий мясокомбинат выпускает более 30тонн продукции.
Такие объемы были быневозможны без новейшего европейского оборудования, постоянной экспертизыкачества и опыта специалистов высокой квалификации. Экологически чистое сырье,натуральные специи, лучшие пряности, очищенная вода — вот слагаемыезамечательного вкуса череповецких колбас и деликатесов. Здесь практически неиспользуют импортное мясо. Комбинат закупает местную вологодскую скотину,выросшую в экологически чистых условиях. И в дело идет мясо не замороженное, алишь охлажденное, сочное и свежее, сохранившее максимум полезных веществ.
Вологодскиймясокомбинат.
Сегодня предприятиевходит в десятку ведущих предприятий Вологды по объемам товарнойпродукции, активам, балансовой стоимости основных средств. Мясокомбинат выпускает10 000 тонн в год высококачественных, экологически чистыхколбасно-кулинарных изделий. Основными направлениями деятельности ЗАО«Вологодский мясокомбинат» являются заготовка и переработка скота,производство и реализация товаров народного потребления, производствои реализация продукции производственно — технического назначения,оказание услуг по переработке давальческого скота, торговля. Основныепоставщики сырья мясокомбината — сепьхозпредприятия Вологодской области.Вологодский мясокомбинат выпускает более 200 наименований колбасныхизделий и полуфабрикатов из охлажденного мяса.
· варёные колбасы
· новинки
· сардельки
· сосиски
· ветчины
· сырокопчёные колбасы
· варено- и полукопчёные колбасы
· деликатесы
· полуфабрикаты
· фарш
2.3 Особенности рынкамясных полуфабрикатов г.Вологды мкр. Лукьяново.
На территориимикрорайона Лукьяново находится 2 супермаркета, 5маленьких магазиновпродовольственной продукции, рынок.
В супермаркетах высокаясистема обслуживания. Разнообразие ассортиментного ряда разновидности мясныхполуфабрикатов и их производителей. Цены на продукцию значительно высокие, нопотребление мясных полуфабрикатов большое, так как продукция качественная иразнообразие товара покупателями являются рабочие пенсионеры в супермаркетеочень редко.
В маленьких магазинахассортимент продукции маленький, обслуживание хорошее, продукция не всегдасвежая, цены на мясопродукты ниже чем в супермаркете. Покупатели в магазинахразного возраста. На рынке большое разнообразие продукции разнообразных производителей.Цены на рынке приемлемые. Покупательная потребительность мясных полуфабрикатоввысокая.
« МимП» Продукция Рынок супермаркет Маленький магазин
Крупнокусковые и мелкокусковые
Полуфабрикаты Мясной фарш Рубленые фабрикаты Пельмени Натуральные полуфабрикаты из мяса птицы
«АГРОМЯСОПРОМ»Продукция Рынок супермаркет Маленький магазин
Крупнокусковые мелкокусковые
Полуфабрикаты Мясной фарш Рубленые фабрикаты Пельмени Натуральные полуфабрикаты из мяса птицы
«ЧМК»Продукция Рынок супермаркет Маленький магазин Крупнокусковые и мелкокусковые полуфабрикаты Мясной фарш Рубленые фабрикаты пельмени Натуральные полуфабрикаты из мяса птицы
«ВМК»продукция Рынок супермаркет Маленький магазин Крупнокусковые и мелкокусковые полуфабрикаты Мясной фарш Рубленые фабрикаты пельмени Натуральные полуфабрикаты из мяса птицы
Глава 3.
3.1.Маркетинговыеисследования
Маркетинговыеисследования – это систематический сбор, регистрация и анализ данных попроблемам, относящимся к маркетингу. Задачи исследования маркетинга входят всостав информационной системы маркетинга, являющейся частью информационнойсистемы управления предприятием.
Маркетинговыеисследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговойдеятельности. Все маркетинговые в двух разрезах: оценка тех или иныхмаркетинговых параметров для данного момента времени и получение их прогнозныхзначений.
Маркетинговоеисследование – процесс, состоящий из пяти этапов. На первом происходит четкоеопределение проблемы и постановка целей исследования.
Второй этап –разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичныхданных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение,эксперимент, опрос), подготовка орудий исследования (анкеты, механическиеустройства), составления плана выборки (единица выборки, объем выборки,процедура выборки) и выбора связи с аудиторией (телефон, почта и личноеинтервью).
Третий этап – сборинформации с помощью внекабинетных или лабораторных изысканий.
Четвертый этап – анализсобранной информации для вывода из совокупности полученных данных показателейсреднего уровня, переменных составляющих и выявления разного рода взаимосвязей.Пятый этап – представление основных результатов, которые дадут управляющим помаркетингу возможность принимать более взвешенные решения.
3.2Анкета в системемаркетингового исследования
На втором этапе присборе первичных данных (информации, собранной впервые для какой-то конкретнойцели) выбирают метод исследования. Остановимся на опросе, так как анкетированиеявляется одним из основных инструментов именно данного метода маркетинговогоисследования.
Разработка анкеты.
Анкета должна бытьсоставлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица,которое будет опрошено. Хорошая анкета должна:
— облегчить ответопрашиваемого лица;
— сформулировать вопросс учетом его влияния на ответ опрашиваемого;
— позволить легкопровести анализ.
Проверка анкеты. Преждечем начинать опрос, нужно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобыокончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можноизбежать многих ошибок.
Сбор ответов. Затемнужно обобщить полученные ответы на вопросы. Эта операция может быть легковыполнена вручную при опросе нескольких десятков и даже нескольких сотенчеловек. В случае опроса значительно большего числа людей, особенно есливопросов более 20, нужно использовать электронно-вычислитель-ную технику.Анализ ответов. Каждый ответ нужно тщательно проанализиро-вать и в случаенадобности отбросить, если ясно, что он заведомо неверный, из него невозможночто-либо понять или же если опра-шиваемый ответил просто «длягалочки», не зная предмета.
Обработка результатов.После того, как ответы проверены и случае необходимости исправлены, нужнообработать результаты и представить их в форме настолько простой, насколько этовозмож-но, обычно в форме таблиц, графиков.
Анализ результатов.Целью опроса может быть поиск весьма определенной величины или же проверкагипотезы. В первом случае важно определить коэффициент доверия (вероятностьошибки и соответствующий интервал доверия). Во втором случае важно составитьто, что статистики называют смысловым тестом.
Написание отчета.Окончательный отчет имеет целью представить результаты опроса в наиболее яснойи наиболее достоверной форме. В любом случае автор не должен поддаватьсявлиянию своих собственных убеждений. Речь идет не о доказательствах, но обизложении фактов
3.3Обоснованиевопросов.
При проведениимаркетинговых исследований составила анкету с вопросами подробно опишупостановку данных вопросов.
1. Покупаете ли Вы мясные полуфабрикаты?
Составивэтот вопрос я хотела узнать какой покупательной способностью пользуются мясныеполуфабрикаты в г.Вологде.
2.Какихпроизводителей мясные полуфабрикаты предпочитаете покупать?
Составлениемданного вопроса поставила цель узнать продукцию каких производителей мясныхполуфабрикатов покупают.
3.Какиеиз перечисленных ниже мясные полуфабрикаты вы покупаете чаще всего?
Поставивданный вопрос, выяснить какая продукция мясной продукции покупаетсяпотребителями чаще всего.
4.Какчасто покупаете мясные полуфабрикаты.
Этимвопросом хотела узнать как часто покупаются мясные полуфабрикаты в торговыхточках.
5.Гдеобычно покупаете мясные полуфабрикаты.
Поставивданный вопрос узнать в каких торговых точках покупаются мясные полуфабрикаты.
6.Какоеколичество мясных полуфабрикатов вы чаще всего покупаете за 1 раз.
Этимвопросом узнать какой объем мясных полуфабрикатов покупается за одну покупку.
7.На что вы обращаете при выборе места покупки мясных полуфабрикатов.
Вэтом вопросе заключается узнать на что потребители обращают внимание припокупке мясных полуфабрикатов
8.Какую сумму вы готовы израсходовать на покупку мясных полуфабрикатов?
Этимвопросом выяснить какая сумма тратится на покупку мясных полуфабрикатов.
9.Начто вы обращаете внимание при покупке мясных полуфабрикатов?
Этимвопросом, что является главным у потребителей в выборе мясных полуфабрикатов.
10.Укажите свой пол.
Сколькоучаствует в маркетинговых исследованиях мужского и женского пола ихпотребительские возможности.
11.Укажите род вашей деятельности.
Узнатьмнение респондентов разных родов деятельности о мясных полуфабриката. Отличиев покупках респондентов.
12.Укажите,пожалуйста, свой возраст.
Какойвозрастной контингент участвует в маркетинговом исследовании.
13.Укажите, пожалуйста, средний семейный доход.
Какойсемейный доход у анкетированных преобладает чаще всего. Каких производителеймясной продукции они могут приобрести по своему семейному доходу.
14.Как вы считаете на сегодняшний день цены на мясные полуфабрикаты.
Мнениереспондентов о ценах на рынке мясной промышленности.
15.Если цены на мясные полуфабрикаты станут ниже на 15%.
Мнениереспондентов о ценах на рынке их мнение при снижении цен на 15%, что они будутпредпринимать при снижении цены.
16.Если цены на мясные полуфабрикаты станут выше на 15%?
Какбудут реагировать потребители при поднятии цен на 15%.
Анализ ответов навопросы анкеты.
Впроведении маркетинговых исследовании рынка мясопродуктов г. Вологды былопроанкетировано 30 респондентов. Мясные полуфабрикаты покупает 29 респондентов96,6% и один респондент не покупает мясных полуфабрикатов это 3,4%. При выборепроизводителе мясных полуфабрикатов в анкетировании участвовало 29человек96,6%. Продукцию «МИмП» предпочитают покупать, 13 потребителей это составило 42,3%опрошенных. Продукцию «ВМК» предпочитают покупать, 7 потребителей этосоставляет 23,3%. Продукцию «Агромясопром» потребляют ,4 респондента составляет13,3 % проанкетированных. Продукцию «ЧМК» предпочитает покупать 1респондент,что составляет 3,4% всех проанкетированных.
Продукцию«Шекснинской птицефабрики» предпочитают покупать 10 респондентов, чтосоставляет 33,4%. Один респондент предложил свой ответ предпочитаетприобретать продукцию «Надеево» составляет 3,4%. При покупке мясныхполуфабрикатов больший спрос на натуральные полуфабрикаты из мяса птицыпокупают 9 респондентов, что составляет 29,9 %. Покупка крупнокусковых имелкокусковых полуфабрикатов приобретает 7 человек и составляет 23,3%. Рубленыеполуфабрикаты покупают 5 респондентов и составляет 16,6%. Мясной фарш покупают6 человек составляет 19,9%. Пельмени покупают 4 респондента составлчяет13,3%.
Покупаямясные полуфабрикаты 21 респондент приобретает 1-2 раза в неделю, чтосоставляет 70%. Каждый день приобретают мясные полуфабрикаты 4 респондента13,3%. 3-4 раза в неделю покупают 3 респондента 9,9%. Один респондент покупаетмясные полуфабрикаты 2-3 в месяц составляет 3,3. При приобретении мясныхполуфабрикатов на рынке покупают 4 респондента 13,3%, в супермаркетахосуществляют покупки 15 респондентов и составляет 49,9%. В маленьком магазинепокупают 11 человек 36,3%.Разовая покупка мясных полуфабрикатов покупаемая до 1кг – 10 респондентов и составляет 33,3%, от 1-2кг покупают 9 респондентов-29,9%, покупка от 2-3кг за разовую покупку 2 человека 6,6%. Один респондент3,3% осуществляет разовую покупку 300гр. При выборе места покупки мясныхполуфабрикатов на ассортимент продукции обращают внимание 15 проанкетированных,что составило 49,9%, близость расположения 8 человек 26,6%, обращают вниманиена уровень обслуживания 6 человек – 19,9%. 5 проанкетированных дали свой ответ:обращают внимание качество, свое рабочее место, свежесть продукции.
Припокупке мясных полуфабрикатов на производителя обращают внимание 13 человек-43,3%. Качеством продукции интересует 9 человек – 29,9%. На внешний видобращают внимание 3 респондента- 9,9%. На цену обращают внимание 8 человек26,6%. Предпочтение вкусовым качествам отдают 9 респондентов – 29,9%. Участвовалов анкетировании 30 человек -100%, респондентов женского пола 22- 73,3%,мужского 8-26,6%. По роду деятельности госслужащих 5 человек -16,6%, рабочих 14– 46,6,% студентов 4 13,3%, учащихся и домохозяек по1 человеку составляетпо3,3%, пенсионеров 2- 6,6%, безработных 3 человека -9,9%. В проведениимаркетинговых исследовании респондент с возрастом 18-30 – 15 человек- 49,9%, свозрастом 30-40 – 10 человек составляет 33,3%, с возрастом от 40-50 – 2человека составляет 6,6%, с возрастом от 50 лет 3 респондента и составляет9,9%. Респонденты со средним семейным доходом от 3000- 10000 -8 человек- 26,6%,имеющие доход от 10000-до 15000 -11 человек-33,4%, имеющие доход. С доходомболее 30000 – 3 человека – 9,9%. При покупке мясных полуфабрикатов не оправдановысокими считают 16 респондентов – 53,3%, считают приемлемыми цены12 – 34,9%,большую накрутку магазина свой ответ 1 респондент -3,4%. При покупке мясныхполуфабрикатов если цены снизят на 15%: будут покупать больше -7человек-23,3%,объем покупки останется прежним -19 человек -63,3%. Будут покупать меньше 3человека-9,9%. Если цены на мясную продукцию будут выше покупка будет меньше у6 человек- 19,9%, объем покупки останется прежним у 23 человек -76,6%.
Вывод
Припроведении маркетинговых исследований рынка мясных полуфабрикатов г. Вологдымикрорайона Лукьянова. Рынок потребления мясных полуфабрикатов высокий. Предпочтениеотдается производителям мясной промышленности «МИмП», «ВМК». Чаще всегопокупается продукция: крупнокусковые и мелкокусковые полуфабрикаты, натуральныеполуфабрикаты из мяса птицы, мясной фарш. Мясные полуфабрикаты покупаются вмаленьком магазине и в супермаркете 1-2 раза в неделю чаще до одного килограммана сумму от200- до 300р. При покупке мясных полуфабрикатов обращается вниманиена уровень обслуживания, близость расположения, ассортимент. Большую роль вприобретении мясных полуфабрикатов играет: качество, цена, производитель.Покупательной способностью пользуются у женского пола с возрастом от 18-30л сродом деятельности рабочие с средним доходом от 10000-15000 рублей и считаютцены на мясные полуфабрикаты не оправдано высокие.