СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Развитиеконкурентоспособности торгового предприятия в рыночных условиях
1.1 Качество иконкурентоспособность продукции как основные факторы эффективности работы торговогопредприятия
1.2 Методика оценкикачества и уровня конкурентоспособности продукции на предприятиях РеспубликиБеларусь
2. Анализконкурентоспособности торгового предприятия «Друть»
2.1 Технико-экономическаяхарактеристика магазина «Друть»
2.2 Анализ конкурентоспособности торговогопредприятия «Друть»
3. Пути повышенияконкурентоспособности магазина «Друть»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Решающий факторкоммерческого успеха товара на конкурентном рынке – его конкурентоспособность.Проблема конкурентоспособности белоруской экономики не нова. Еще во временакомандной системы стало очевидно, что невосприимчивость государственныхпредприятий к нововведениям приводит к их серьезному отставанию на мировыхрынках. Но тогда это еще не воспринималось в качестве острой проблемы, посколькубелорусский рынок все равно поглощал все, что производилось вне зависимости откачества продукции и услуг. В этих условиях проблема конкурентоспособностипредприятия и продукции, у производителей практически не вставала, а если ивозникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежалареализации на внешнем рыке.
С развитием рыночногомеханизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и еерешение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методовповышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров.
В связи с этим всовременной экономике главным направлением финансово-экономической ипроизводственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышениеконкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получениямаксимальной прибыли.
Нормальноефункционирование предприятий различных сфер деятельности в условиях рынкапредполагает поиск и разработку каждым из них собственной стратегии развития.Чтобы успешно развиваться, предприятие должно иметь оптимальное соотношениемежду затратами и результатами, изыскивать новые формы приложения капитала,обновлять и улучшать свою продукцию в соответствии с требованиями рынка,находить более эффективные способы ее доведения до конкретных потребителей,проводить обоснованную товарную политику, применять принципиально новые методыуправления и т.д. Иначе говоря, предприятие должно быть конкурентоспособным иэкономически устойчивым.
Высокаяконкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трехпризнаков:
1) потребители довольны иготовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товарынет);
2) общество, акционеры,партнеры не имеют претензий к фирме;
3) работники гордятсясвоим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться вэтой компании.
Конкурентоспособностьпредприятия, его экономическая устойчивость — это сложные и взаимосвязанныекатегории.
С одной стороны,повышение конкурентоспособности предприятия является необходимым и обязательнымусловием обеспечения и поддержания на должном уровне экономическойустойчивости.
С другой стороны,неустойчивое экономическое состояние предприятия не позволяет успешно решатьпроблему конкурентоспособности. Поддержание необходимого уровняконкурентоспособности и экономической устойчивости предприятия требует полногоиспользования многочисленных внутренних и внешних факторов развития.Практическое решение этих вопросов должно опираться на всесторонние научныеисследования и разработки. Объектом исследования работа торгового предприятия«Друть». Это коммерческая организация, основным видом деятельности которойявляется оптовая торговля и розничная торговля молочной и молочно-консервнойпродукцией [3, c. 45].
Предметом исследованияявляется выявление конкурентоспособности торгового предприятия.
За последние годы вРеспублике Беларусь проведено несколько научных форумов по проблемам качества:
-международнаянаучно-техническая конференция «Метрологическое обеспечение качества – 2000»(Минск, 2000);
— семинар «созданиесистемы менеджмента качества в соответствии с требованиями MS ISO 9000, версия2000г.» (Брест – Гомель – Витебск, 2003);
-секция «Метрология,стандартизация, сертификация и управление качеством» международной научно-техническойконференции «Наука — образованию, производству, экономике» (Минск, БНТУ, 2003)[12, с. 92].
Цель данной работы –изучение и исследование состояния проблем конкурентоспособности торговогопредприятия «Друть» и разработать направления совершенствования продаж.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущностьконкуренции и конкурентоспособности торгового предприятия;
-рассмотреть факторы,влияющие на конкурентоспособность торгового предприятия;
-описать методику оценкиконкурентоспособности торгового предприятия;
-провести анализконкурентоспособности торгового предприятия;
-предложить путиповышения конкурентоспособности торгового предприятия.
Предметом исследованияявляется выявление конкурентоспособности торгового предприятия.
1 РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Качество и конкурентоспособностьпродукции как основные факторы эффективности работы торгового предприятия
В научной и специальнойлитературе можно встретить самые различные формулировки сущности качествапродукции, но есть и стандартная.
Качествопродукции – этосовокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворятьопределенные потребности в соот-ветствии с ее назначением [18, c.67].
В ходе изучения данной проблемы определены основные положенияконцепции конкурентоспособности, основополагающими принципами которой являютсяследующие:
конкурентоспособность как экономическая категория имеет смыслтолько в условиях конкуренции;
конкурентоспособность может рассматриваться как по отношению кобъектам, так и по отношению к субъектам рыночных, причем центральным звеномявляется конкурентоспособность предприятия;
конкурентоспособность фирмы зависит от множества факторов, каквнутренней, так и внешней среды;
конкурентоспособность – категория относительная, т. е. предполагаетсравнение с лидером либо аналогичным предприятием данной отрасли;
конкурентоспособность определяется конкурентными преимуществами,которые являются основой конкурентной стратегии.
Анализ взглядов различных ученых-экономистов на проблемуконкурентоспособности предприятия позволил прийти к выводу, чтоконкурентоспособность хозяйствующего субъекта – это обобщающий, комплексныйпоказатель конкурентного потенциала предприятия, который характеризуетопределенное состояние его внутренней среды (потенциальнаяконкурентоспособность) и реакцию на внешние воздействия (реальнаяконкурентоспособность, которая подтверждается на рынке и оценивается поразличным группам показателей).
Конкурентоспособность фирмы раскрывается через систему понятий,таких как:
– конкурентное преимущество – эксклюзивная ценность, дающаяей превосходство перед конкурентами,
– конкурентная стратегия (стратегия низких издержек,дифференциации товаров, специализации производства),
– конкурентный потенциал, который отражает внутренниесвойства конкретного субъекта (потенциальная конкурентоспособность),
– конкурентная позиция, которая показывает место данногосубъекта в общей системе рыночных отношений и определяется как уровнем истепенью использования его внутреннего потенциала, так и умением учитыватьизменяющиеся условия конкретного рынка, а также поддержкой, которую оказываетгосударство,
– конкурентная среда, которая определяетсясоциально-экономическими условиями функционирования любого хозяйствующегосубъекта.
Исходя из анализа работ по конкуренции и конкурентоспособностиразличных ученых экономистов, можно сделать вывод о том, что при определениисущности понятия «конкурентное преимущество», необходимо учитывать, что [18, c. 48]:
Конкурентное преимущество нельзя отождествлять с потенциальнымивозможностями компании.
Конкурентное преимущество носит относительный, а не абсолютныйхарактер, так как может быть оценено только путем сравнения характеристик,которые влияют на экономическую эффективность продаж.
Относительность конкурентного преимущества проявляется впривязанности к конкретным условиям и причинам. Например, конкурентноепреимущество фирма может иметь на внутреннем рынке и не иметь его на внешнем зарубежномрынке.
Другой характеристикой конкурентного преимущества является егоподверженность неоднозначному влиянию множества разнородных факторов.
Основу конкурентоспособности хозяйствующего субъекта в современныхусловиях должны составлять конкурентные преимущества высшего порядка, которыеочень сложно скопировать конкурентам, и четко разработанная конкурентнаястратегия.
Цель каждой стратегии – достичь конкурентного преимуществана конкретном рынке и ее девиз «быть непохожим на других». Стратегия предприятияопределяет его конкурентную позицию на конкретном рынке и ведет к стабильномуконкурентному преимуществу [5, c. 116].
Конкурентоспособность предприятия включает: с одной стороны,совокупность характеристик самого предприятия, определяемую уровнем использованияего научно-технического, производственного, кадрового потенциала, потенциаламаркетинговых служб, реализуемым в процессе производства, а с другой, внешнихпо отношению к нему социально-экономических и организационных факторов,(законодательство; финансово-кредитная, налоговая политика; тип и емкостьрынка; характеристики конкурентов; отраслевые особенности; особенности влиянияобщественных организаций и политических партий и т.д.), позволяющих предприятиюсоздавать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам болеепривлекательна, чем у конкурентов.
Факторы внешней среды существуют объективно, поэтому к ихнегативному воздействию каждое предприятия должно приспосабливаться. Отдинамичности и быстроты реагирования на них зависит конкурентоспособностьфирмы. Негативное влияние факторов внутренней среды, напротив, можнонейтрализовать за счет активных действий самого предприятия, грамотноразработанной конкурентной стратегии. Внутренние конкурентные преимуществафирмы достигаются и реализуются ее персоналом, среди которого особую рольиграют руководители.
Значениеповышения качества продукции необходимо рассматривать как на макро-, так и намикроуровне, то есть на уровне предприятия.
Повышениекачества на макроуровне позволяет:
- увеличить экспорттоваров и услуг;
- улучшитьструктуру экспорта;
- осуществить напрактике ускорение НТП;
- повыситьэффективность общественного производства, так как улучшение качества продукциив конечном итоге ведет к улучшению использония средств и предметов труда,рабочей силы и финансовых ресурсов;
- повыситьблагосостояние народа, так как с улучшением качества продукции увеличиваетсяреальная заработная плата;
- повысить престижгосударства со всеми вытекающими отсюда последствиями;
- воспитыватьграждан в духе прекрасного и многое другое.
Такимобразом, высокий уровень качества продукции для государства означает ускорениеНТП, повышение эффективности общественного производства и экспорта, могуществои процветание. Поэтому государство должно проводить политику, направленную наповышение и поддержание высокого качества выпускаемой продукции, и для этогодолжны быть задействованы все государственные рычаги, в первую очередь правовыеосновы [15, c. 112].
Дляпредприятия в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественнойпродукции означает очень многое. Прежде всего это формирование имиджапредприятия.
Имиджвысокого уровня – это известность и популярность, устойчивое позитивноеотношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам и атрибутам фирменного стиля– товарному знаку, средствам рекламы.
На каждом предприятии накачество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так ивнешние.
К внутреннимфакторам относятся такие, которые связаны соспособностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, то есть зависятот деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразноклассифицировать в следующие группы: технические, организационные,экономические, социально-психологические.
Техническиефакторы самым существенным образом влияют накачество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применениеновых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпускаконкурентоспособной продукции.
Организационныефакторы связаны с совершенствованиеморганизации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственностиза качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующегоуровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации,улучшением работы службы ОТК и другими организационными мероприятиями.
Экономическиефакторы обусловлены затратами на выпуск иреализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качествапродукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулированияперсонала за производство высококачественной продукции.
Социально-психологическиефакторы в значительной мере влияют насоздание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальныхусловий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за маркусвоего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестноеотношение к работе – все это важные составляющие для выпускаконкурентоспособной продукции. Иногда даже трудно понять, какие факторы болееважны для решения рассматриваемой проблемы – технические илисоциально-психологические.
Внешниефакторы в условиях рыночных отношенийспособствуют формированию качества продукции (если предприятие не являетсямонополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, то естьпокупателей; конкуренция; нормативные документы в области качества продукции;необходимость завоевания достойного места, как на внутреннем, так и на внешнемрынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей.
Конкуренция в широком смысле слова означаетсоперничество в любой сфере деятельности. Если рассматривать конкуренцию счисто экономических позиций, то она означает соперничество между коммерческимиорганизациями за наиболее выгодные условия производства и сбыта, за получениеболее выгодного заказа с целью упрочения позиций на рынке и получения максимальнойприбыли сейчас или в будущем [11, c. 17].
Конкуренцияи монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другуна рынке и являются неотъемлемой чертой рыночных отношений. Стремление победитьв конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке,захвату рыночной власти, образованию монополий.
Конкуренцияна рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Онаможет быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае речь идет оконкуренции между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту жепотребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Такую конкуренциюможно также назвать межфирменной или предметной.
Вовтором случае в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей,удовлетворяющие различные потребности потребительского и производственногоспроса, то есть речь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения ипотребности производства.
Пометодам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по болеенизким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложениитоваров более высокого качества, с большими надежностью и сроками службы, сболее высокой производительностью.
Впоследнее время важную роль стали играть такие параметры изделия, какэкологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества,безопасность. Большее значение стали играть надежность и репутацияфирмы-производителя или поставщика, ее престижность. Важными инструментамиконкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирм.
Спереходом на рыночные отношения в Беларуси начала появляться довольно частонедобросовестная конкуренция, что связано с монополизацией экономики,неразвитостью законодательной основы в этой области и пассивностью государствав борьбе с этим явлением, что привело к появлению на рынке недоброкачественныхпродукции и всевозможных услуг [16, c. 156].
Различают два понятия:«конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность продукции».
Подконкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособнуюпродукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый,производственный и трудовой потенциал.
Конкурентоспособностьпредприятия определяется с помощью групп показателей, отражающих:
- конкурентоспособность продукции;
- эффективность использования ресурсов;
- состояние и использование основных иоборотных фондов;
- уровень материальных затрат;
- финансовое положение предприятия.
В основе успеха товара нарынке лежит его конкурентоспособность, то есть соотношение качества, сервиса ицены. Безусловно, причиной удачи или неудачи могут быть и другие (нетоварные)факторы, такие, как реклама, престиж марки. Однако следует признать, чтовнепроизводственные аспекты конкурентоспособности являются лишь своего родапризмой, преломляющей восприятие покупателем уже материализованных в товаресвойств. Таким образом, конкурентоспособность закладывается на стадии проектированияи производства, поэтому может быть предметом весьма ограниченного вмешательствав ход сбытовой функции маркетинга [12, c.35 ].
Отсюдаосновными объектами управления можно считать составляющиеконкурентоспособности: полезный эффект и цену потребления
Вместе стем на рынке товар выступает в виде продукта определенного качества, имеющегопродажную цену, а в ее основе лежит издержки производства, которые и являютсяважнейшими элементами конкурентоспособности.
Такимобразом, управление конкурентоспособностью означает обеспечение оптимальногосоотношения ее составляющих и элементов. При этом усилия направляются надостижение следующих целей:
- повышениекачества;
- снижение издержекпроизводства;
- повышениеэкономичности и оперативности послепродажного обслуживания.
1.2 Методика оценки качества и уровняконкурентоспособности продукции на предприятиях Республики Беларусь
Под определениемпоказателя качества подразумевается нахождение его численного значения. Дляэтого на практике в зависимости от специфики продукции применяются следующиеметоды:
1) Измерительныйметод (лабораторный, инструментальный) определения численных значенийпоказателей качества основан на информации, получаемой при использованиитехнических средств измерений (измерительных приборов, реактивов).
Использованиетехнических средств осуществляется в соответствии с методикой проведенияизмерений и предполагает использование приборов и реактивов. Методикапроведения измерений включает методы измерений; средства и условия измерений,отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению показателей качества;формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов,требования техники безопасности и охраны окружающей среды.
Кнедостаткам этогометода следует отнести сложность и длительность некоторых измерений,необходимость специальной подготовки персонала, приобретение сложного, частодорогостоящего оборудования, а в ряде случаев и необходимость разрушенияобразцов. Измерительный метод во многих случаях требует изготовлениястандартных образцов для испытаний, строгого соблюдения общих и специальныхусловий испытаний, систематической проверки измерительных средств.
2) Регистрационныйметод основан на наблюдении и подсчете числаопределенных событий, случаев, предметов или затрат. Этим методом определяют,например, количество отказов за определенный период эксплуатации изделия,затраты на создание и (или) использование изделий, число различных частейсложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенныхпатентами), количество дефектных изделий в партии.
Недостатком этого метода является еготрудоемкость и в ряде случаев длительность проведения наблюдений.
3) Математическаяобработка данных и анализ результатов измерений (испытаний).
4) Расчетныйметод основан на получении информации расчетом. Показатели качестварассчитываются по математическим формулам, по параметрам, найденным другимиметодами, например измерительным.
Расчетныйметод используют при проектировании и конструировании изделия, когда оно еще неможет быть объектом инструментальных исследований. Часто расчетный методиспользуют для прогнозирования или определения оптимальных (нормативных)значений, например, показателей безотказности. Расчетный метод очень частоиспользуют при проведении косвенных измерений. Например, по величине показателяпреломления стекла устанавливают коэффициент зеркального отражения, а по твердостистали – ее прочность.
5) Метод опытнойэксплуатации является разновидностью регистрационного метода. Егоиспользуют, как правило, для определения показателей надежности, экологичности,безопасности. В процессе реализации этого метода изучается взаимодействиечеловека с изделием в конкретных условиях его эксплуатации или потребления, чтоимеет большое значение, так как измерительные методы не всегда позволяютполностью воспроизвести реальные условия функционирования изделия. Данный методиспользуется для оценки влияния косметических средств на кожу человека, приэтом оценивается сенсибилизирующее воздействие средств на организм человека[16, c. 67 ].
Конкуренция – это борьба за достижение лучшихрезультатов при преследовании одной цели.
Конкурентоспособностьпродукции – этохарактеристика продукции, которая показывает ее отличие от товаров-конкурентовкак по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и позатратам на ее удовлетворение.
Для оценкиконкурентоспособности торгового предприятия следует придерживаться следующихэтапов:
- выбор и анализрынка для реализации товаров;
- изучениеконкурентов, выпускаемых аналогичную продукцию;
- выбортовара-аналога в качестве базы для сравнения;
- определениенеобходимых групп параметров, подлежащих оценке;
- установлениенабора единичных показателей по группам параметров;
- выбор методикирасчета;
- определение ианализ сводных показателей по группам;
- расчетинтегрального показателя конкурентоспособности продукции предприятия.
Оценка конкурентоспособноститоргового предприятияосновывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобытовар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствоватьопределенным параметрам:
- техническим(свойства товара, область его применения и назначения);
- эстетическим(внешний вид товара);
- эргономическим(соответствие товара свойствам человеческого организма);
- нормативным(соответствие товара действующим нормам и стандартам);
- экономическим(уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся употребителя для удовлетворения данной потребности).
Методика анализаконкурентоспособности продукции представлена на рисунке 1.1
изучение сбор данных изучение запросов/> /> /> /> /> /> />
рынка о конкурентах покупателей/> />
Формулировка требований к изделию
и определение перечня показателей оценки /> /> /> /> /> /> />
конкурентоспособности товара/> />
экономические технические нормативные
параметры параметры параметры/> />
Определение уровня единичных и
групповых параметров конкурентоспособности/> />
Расчет интегрального показателя
конкурентоспособности/> />
Разработка мер по повышению
конкурентоспособности
Рисунок 1.1 – Блок-схемаанализа конкурентоспособности продукции
Оценитьконкурентоспособность продукции можно путем проведения анализа.
Задачами анализаконкурентоспособности продукции являются:
- оценка ипрогнозирование конкурентоспособности продукции;
- изучениефакторов, воздействующих на ее уровень;
- разработка мер пообеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.
Конкурентоспособностьпродукции определяется только теми свойствами, которые представляют заметныйинтерес для покупателя.
Конкурентоспособностьтовара определяется как соотношение полезного эффекта к совокупным затратам:
/> (1.1)
Исходя их этого, сводныйпоказатель конкурентоспособности продукции рассчитывается по формуле:
/>
(1.2)
Расчету сводногопоказателя предшествует расчет двух частных параметрических индексов: индексаконкурентоспособности по техническим параметрам и индекса конкурентоспособностипо экономическим параметрам. Оба эти показателя рассчитываются путемсоотнесения характеристик рассматриваемого товара и товара-эталона (формулы1.3. и 1.4).
/>
(1.3)
/> (1.4)
где Аi– значения технических параметров рассматриваемогоизделия; Аiэтал. – значения технических параметров товара-эталона;
di – удельный вес (коэффициентзначимости) параметра;
Цизд. – цена рассматриваемого изделия;
Рэк.изд. – расходы по эксплуатации рассматриваемого изделия.
В случае отсутствияданных о том, какая модель товара признана потребителем эталоном, расчетыконкурентоспособности по техническим параметрам производится по каждому товарув отдельности из всей изучаемой совокупности изделий по формуле, записанной вчислителе. На основании результатов расчетов в качестве товара-эталонавыбирается тот, у которого показатель максимальный. Затем производитсясравнение остальных товаров с выбранным товаром-эталоном по техническим иэкономическим параметрам и определяются сводные показатели конкурентоспособности[5, c. 67].
Для оценкиконкурентоспособности продукции необходимо сопоставить параметры анализируемогоизделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, исравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповыеи интегральные показатели конкурентоспособности продукции (Рейтинговая оценка).
Единичные показатели (g) отражают процентное отношениеуровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величинетого же параметра продукта-конкурента (Р100), принимаемого за 100%:
/> (1.5)
гдеР – уровеньпараметра исследоваемого изделия;
Р100 – уровень параметра изделия,принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100%.
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров(технических, экономических, эстетических)
с помощью весовыхкоэффициентов (ai),определенных экспертным путем:
/>
(1.6)
Интегральный показатель(I) отражает отношение группового показателя по техническим параметрам (Gm) кгрупповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):
/> (1.7)
Если I1, то оно превосходитизделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.
Кроме рейтинговой оценкиконкурентоспособности продукции для определения фактического положения изделияна определенном рынке можно определить долю рынка, контролируемую даннойфирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность продукциифирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель,как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупногоконкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считываетсявысокой, если меньше – низкой.
Важное направлениеповышения конкурентоспособности продукции – совершенствование процессатовародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей,рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса[10, c. 78].
При анализе организацииторговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какиеиспользуются методы торговли, какой удельный вес они занимают в общем объемепродаж и какие из них наиболее доходные, какой уровень издержек обращения идругое.
Сервисные услуги иреклама – мощные факторы в конкурентной борьбе. Необходимо установить какиевиды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос.
Таким образом, подопределением показателя качества подразумевается нахождение его численного значения.Для этого на практике в зависимости от специфики продукции применяютсяследующие методы: измерительный метод, регистрационный метод, математическаяобработка данных и анализ результатов измерений, расчетный метод, метод опытнойэксплуатации, эвристические методы.
Конкурентоспособностьпродукции – это характеристика продукции, которая показывает ее отличие оттоваров-конкурентов как по степени соответствия конкретной общественнойпотребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Для оценки конкурентоспособностипродукции следует придерживаться следующих этапов: выбор и анализ рынка дляреализации товаров; изучение конкурентов, выпускаемых аналогичную продукцию;выбор товара-аналога в качестве базы для сравнения; определение необходимыхгрупп параметров, подлежащих оценке; установление набора единичных показателейпо группам параметров; выбор методики расчета; определение и анализ сводныхпоказателей по группам; расчет интегрального показателя конкурентоспособностипродукции предприятия; выработка мероприятий [9, c. 23 ].
Таким образом, можносделать следующий вывод: оценка конкурентоспособности продукции основывается наисследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворялпотребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:техническим, эстетическим, эргономическим, нормативным, экономическим.
А также для оценкиконкурентоспособности продукции рационально использовать метод рейтинговойоценки. Для определения положения изделия на определенном рынке можноопределить долю рынка, контролируемую данной фирмой.
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ДРУТЬ»
2.1 Технико-экономическаяхарактеристика магазина «Друть»
Магазин «Друть» г.Рогачева образовано 26 июля 2001 г. В соответствии с Гражданским кодексомРеспублики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь №11 от 16 марта1999, иными законодательными актами Республики Беларусь.
Юридический адреспредприятия: г. Рогачев, ул. Ленина, 43.
Предприятие занимаетздание по названному адресу.
Магазин «Друть» являетсясобственностью ОАО «Рогачевского МКК». По состоянию на 01.12.2009 г.численность сотрудников – 26 человек, из них 3 чел – управленческий персонал.Основная цель деятельности Предприятия – хозяйственная деятельность,направленная на получение прибыли.
Время работы Магазин«Друть» в летнее время с 8-00 до 22-00, в зимнее время с 8-00 до 21-00.
Обеденный перерыв: c14-00 до 15-00. Выходных дней нет.
Уставного фондасоставляет 2500000 (два миллиона пятьсот тысяч) рублей. На момент регистрацииПредприятия уставной фонд формируется учредителем в полном объеме имуществом.По решению Учредителя уставной фонд может быть увеличен за счет дополнительноговклада, размер которого определяется Учредителем.
Управление Предприятием.Органом управления Предприятия являются Учредитель и директор. Высшим органомуправления Предприятия является Учредитель или назначаемый им представитель.Учредитель Предприятия участвует в работе Предприятия лично или через своегопредставителя. Представитель может быть постоянным или назначаемым наопределенный срок. Предприятие вправе передавать свои полномочия другому юридическомуили физическому (третьему) лицу. Учредитель вправе в любое время заменитьсвоего представителя, поставив об этом в известность директора.
В Предприятии создаетсяисполнительный орган – директор, осуществляющий текущее руководстводеятельностью Предприятия. Учредитель может одновременно являться директоромПредприятия. Директор нанимается на должность и освобождается от неёУчредителем в соответствии с условиями контракта. Директор подотчетенУчредителю и организует выполнение его решений. Директор несет ответственностьза результаты работы Предприятия, соблюдение требований устава, выполнениеобязательств перед государством, Учредителем, трудовым коллективом.
Директор:
- в пределах егокомпетенции распоряжаться имуществом и средствами Предприятия;
- обеспечиваетвыполнение планов деятельности Предприятия;
- издает приказы ираспоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками;
- заключает отимени Предприятия договоры;
- регулярноотчитывается перед Учредителем Предприятия;
- выдаетдоверенности;
- открывает вбанках расчетные и другие счета;
- решает другиевопросы, связанные с деятельностью Предприятия и не отнесенные уставомкомпетенции Учредителя.
Порядок образования имущества Предприятия:
Имущество Предприятия состоит из основных фондов и оборотныхсредств, а также иных ценностей, стоимость которых отражается насамостоятельном балансе Предприятия.
Источниками формирования имущества Предприятия является:
- денежные иматериальные взносы Учредителя;
- доходы,полученные от осуществления хозяйственной деятельности;
- доходы от ценныхбумаг;
- доходы от банкови других кредиторов;
- иные источники,не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.
Убытки, понесенные Предприятием, покрываются из резервного фонда.Средства для покрытия убытков определяется директором.
Предприятие занимается мелкооптовой и мелкорозничнойторговлей, что составляет в среднем 20 и 30 % от общего объема товарооборотасоответственно. Предприятие постоянно следит за ассортиментом и качествомтовара. Магазин «Друть» — это рентабельное и платежеспособное предприятие [14, c. 3].
При постоянном росте товарооборота по сравнению спредыдущим периодом в сопоставимых ценах наблюдается увеличение суммы прибыли иуровня рентабельности.
Так, на 01.11 2009 г. по сравнению с 2008 годом в целом товарооборот возрос на 73%. Прибыль за 2008 год составляет 30,7 млн. руб., аза 10 месяцев 2009 года – 52 млн. руб.
Основные итоги финансово-хозяйственной деятельности Магазин «Друть» г. Рогачева за 2008 год и 10 месяцев 2009 годаприведены в таблице 2.
качество товар конкурентоспособность продукция
Таблица 2.1 – основные итоги финансово-хозяйственной деятельности ЧУП«Днепровский» за 2008 — 01.11.2009 года Показатель 2008 год 2009 год Темп роста, % Товарооборот, млн. руб. 1538,0 2470,0 161,0 Выручка от реализации продукции (млн. руб), всего 2376,0 527,0 22,2 Стоимость основных фондов, млн. руб. 104,0 129,7 125,2 Рентабельность, (млн. руб). 1,7 2,1 123,4 Прибыль от реализации, млн. руб. 76,0 -208,0 - Себестоимость реализованной продукции (млн. руб). 2300,0 735,0 165,0 Чистая прибыль 918,0 108,0 168,0 Рентабельность реализованной продукции (%) (прибыль от реализации/себестоимость) 3,3 -28,3 -
Торговая площадь, м2 295,3 413,5 140,2 Численность работников, чел. 20 26 130
Из краткого анализа приведенных в таблице данныхследует, что данное предприятие работает в целом эффективно. За это времятоварооборот увеличился на 932 млн. руб. Стоимость основных фондов увеличилосьна 25,7 млн.руб. и составляет на начало 2009 года 129,7 млн.руб. РентабельностьМагазин «Друть» увеличилась на 0,39 млн.руб. Торговая площадьмагазина увеличилась за счет ремонтных работ на 118,2 м2 и пристройки кафетерия на сегодняшний день составляет 413,5 м2. Из-за увеличения торговой площади в Магазин «Друть» появились новые торговые точки, что позволилорасширить ассортимент товара и увеличить численность работников.
2.2 Анализконкурентоспособности торгового предприятия «Друть»
Для того чтобы торговое предприятия на примере магазина «Друть» было конкурентоспособным оно должно соблюдать ряда составляющих:
1) неодушевленная(технологическая) составляющая — сумма физических характеристик предприятияи организация торгового процесса в нем. К технологической составляющейотносятся:
— физическое местонахождение магазина;
— реклама предприятия: экстерьер, витрина, реклама,дизайн интерьера, планировка торгового зала, современное торговое оборудованиеи система презентации товаров;
— товарный ассортимент и ценовая политика предприятия;— технические особенности совершения покупки (договоры и иная документация,условия оплаты, гарантия, работа сервисного центра, условия доставки товара ипр.).
Технологическая составляющая торгового процессавоспринимается разумом покупателя.
2) одушевленная (психологическая) составляющая —атмосфера магазина, которая составляет эмоционально-психологический настройпокупателя и стимулирует совершение покупок в данном магазине.
К одушевленной (психологической) составляющей относятся:
— элементы рекламной кампании, формирующие имиджпредприятия и ожидания покупателей;
— составляющие мерчендайзинга (музыка, запахи, свет, цветовая гамма интерьера);
— высокий профессионализм персонала предприятия впроцессе торгового обслуживания.
Психологическая составляющая определяет предмет чувств иэмоций покупателя и равнозначна для эффективности торгового процесса стехнологической составляющей. Например, предприятие может вложить значительныесредства в дизайн интерьера, но низкий профессионализм отдельного сотрудникасведет на нет все экономические вложения [16, c.42 ].
Необходимо выявить ближайших конкурентов магазина «Друть».Таковыми будут являться: магазин «Сытый папа», «Престиж», «Кирмаш». Этимагазины располагаются на той же улице, что и магазин «Друть» и являются его ближайшими конкурентами. Лидирующееположение в этом районе занимает ЧТУП «Кирмаш», однако их продажи нацелены восновном на оптового покупателя.
Особенностью магазина «Друть» является широта ассортимента,при которой достаточно трудно выделить лидеров среди продавцовпродовольственных товаров одной ценовой группе.
В связи с этим был проведен ценовой анализ наиболеепопулярных продовольственных товаров, входящих в среднюю ценовую группу. Дляэтого были использовали прайс – листы основных конкурентов «Сытый папа»,«Престиж», «Кирмаш».
Ниже, в таблице, представлен диапазон цен, в белорусскихрублях, на продовольственные товары в магазинах «Друть», «Сытый папа»,«Престиж», «Кирмаш».
Таблица 2.2 – Анализ ценового диапазона предприятий торговли– основных конкурентов.Наименование продукта «Друть» «Сытый папа» «Престиж» «Кирмаш» Молоко, 3.6% 1590 1590 1580 1590 Сметана, 10 % 1530 1600 1530 1500 Масло сливочное 2590 2540 2580 2590 Хлеб зерновой 1400 1400 1390 1380 Сосиски молочные 14100 14210 14150 14100
Источник: авторская разработка.
Проанализировав данные таблицы 2.2, можно сделатьвывод, что цена на анализируемые продукты имеют незначительные колебания, сразницей от 20 до 100 белорусских рублей. Если покупатель будет приобретатьтовар в единичном количестве, то разница в цене будет не заметна, однако, припокупки большого количества продуктов питания разница может быть существенной.
Для повышения качества торгового обслуживания существенноезначение имеет использование разнообразных и качественных услуг. Качествоторгового обслуживания как характеристика деятельности отдельного предприятияоценивается следующей системой показателей:
1. Устойчивость и широта ассортимента товаров.Покупатели предпочитают посещать магазины, предоставляющиеему самый широкий ассортимент товаров, расположенные по пути движенияпокупательских потоков. Продовольственные товары, как правило, приобретаются подороге домой. Это обстоятельство следует учитывать при определенииассортиментного перечня в магазинах различной специализации. От устойчивости иполноты ассортимента во многом зависит время, которое затрачивается покупателемдля приобретения необходимого товара. Полнота и стабильность ассортиментаспособствуют популярности магазина, росту сбыта, валовых доходов и прибыли.
2. Соблюдение технологии обслуживания покупателей, предусмотреннойсогласно типу, стандарту, лицензией и т.д. Основополагающими требованиямирациональной технологии торгового обслуживания являются: своевременностьприемки товаров, тщательность подготовки их к продаже, рациональность размещенияв соответствии с особенностями товаров, пополняемость товарного запаса всоответствии со спросом покупателей, соблюдение условий хранения и продажитоваров, организация доставки товаров покупателю.
3. Издержки потребления отражают затраты времени покупателяна приобретение товара.Их можно классифицировать следующим образом:затраты времени на дорогу в магазин и обратно; затраты времени на повторноепосещение магазина или других магазинов в случае отсутствия необходимоготовара; затраты времени на ожидание, ознакомление, с товаром и его отбор;расчет за покупку и получение выбранного товара [18, c.16]. Чем ширеассортимент, тем больше времени занимает ознакомление и выбор товара. Вместе стем по мере изучения технических средств рекламы и организационных форм показатовара, а также повышения качества консультаций время, затрачиваемое на выбортовара, уменьшается. Множество конфликтных ситуаций возникает из-за длительногопребывания покупателей в очередях.
4. Активность продажи товаров, профессиональное мастерствоработников.Здесь следует оценить знание продавцом товара, егополезности; знание правил эксплуатации товара и способов его потребления;тонкое понимание психологии покупателей; искусство демонстрации и предложениятоваров; умение рекламировать товар и предложить сопутствующие ивзаимозаменяемые товары; скорость обслуживания; вежливость и уважение поотношению к покупателю.
5. Организация торговой рекламы и информации, которыепомогают покупателю выбрать товар или услугу, ориентироваться в торговом зале.Информация о правилах продажи товаров, их размещении, ценах, полезности,получение необходимой покупателю консультации оказывают помощь покупателю нетолько в выборе товаров, но и способствуют сокращению издержек потребления.
6. Предоставление покупателям дополнительных услуг.
7. Завершенность покупки,которая напрямую связана с уровнем сервисного обслуживания.
8. Мнение покупателей об уровне торгового обслуживания.Это обобщающий показатель. Оценка осуществляется путем опросов покупателей,периодичность которых определяется типом магазина и целью опроса. Качествоторгового обслуживания как характеристика деятельности отдельного предприятияопределяется как система показателей.
Отсюдаследует, что неотъемлемыми факторами повышения конкурентоспособностипредприятия будут являться: соблюдение технологии обслуживания покупателей, активностьпродажи товаров, профессиональное мастерство работников, организация торговойрекламы и информациии многое другое.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАГАЗИНА «ДРУТЬ»
Оценка конкурентоспособности магазинов должны дополнятьсяанализом его слабых и сильных сторон [5, c.104]. Кроме того, необходимо более детально оценитьконкурентоспособность своего магазина и магазинов конкурентов. Это необходимосделать путем сопоставления между собой различных производственныхподразделений внутри предприятия по уровню их конкурентоспособности, оценить ихслабые и сильные стороны в этой области. Более подробно данное мероприятие пооценке конкурентоспособности представлено в таблице 3.1.
ГРАФА 1 — показатели лидирующего положения на рынке.
ГРАФА 2 — показатели выше среднего.
ГРАФА 3 — средний уровень. Полное соответствие отраслевымстандартам.
ГРАФА 4 — следует позаботиться об улучшении позиций на рынке.
ГРАФА 5 — позиции на рынке должны быть улучшены решительнымобразом. Предприятие в кризисной ситуации.
Таблица 3.1 — Контрольный лист для анализа сильных и слабыхсторон магазина «Горизонт» в конкурентной борьбеОсновные группы показателей 1 2 3 4 5
1
2
3
4
5
6 ФИНАНСОВЫЕ Структура активов (задолженность по отношению к уставному капиталу) * Движение денежной наличности * Доход на новые инвестиции * ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ Использование производственных мощностей * Производительность труда * Контроль качества * ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ Административная нагрузка * Система связи * Скорость реагирования управления на происходящие изменения на рынке * МАРКЕТИНГОВЫЕ * Доля рынка сбыта * Репутация продукции * Расходы по сбыту * Цены * Качество информации о рынке 1 2 3 4 5
Источник: авторская разработка
Анализируяприведенную информацию следует отметить, что положение магазина «Друть» восновном характеризуют графы 4 и 5. руководству магазина следует позаботитьсяоб улучшении своих позиций на рынке. Следует обратить внимание наплатежеспособность и финансовое состояния. Магазин «Друть» получал кредиты угосударства, но они, как правило, расходовались нерационально. Качествопродаваемой продукции претерпевает в настоящее время значительные изменения всвязи с использованием импортных поставщиков, что приводит к его улучшению.Однако по сравнению с основными конкурентами все же оно оставляет желатьлучшего, подтверждением чего является большое число возврата продукции,следовало бы также обратить внимание на организационно-управленческие факторы.Из-за необоснованного количества управленческого персонала возникают проблемынерационального использования денежных ресурсов и отсутствия четкости разделенияполномочий и функций в аппарате управления.
В целомв результате сопоставления сильных и слабых сторон магазина «Друть» сконкурентами становится очевидна необходимость улучшения работы по рядунаправлений таких, как:
1) развитие и совершенствование материально-техническойбазы торговли является реконструкция магазина. Реконструкция позволит вкороткие сроки осуществить совершенствование действующего магазина: [14, с. 103]
- увеличить общую площадь за счет надстроек, пристроек и т. п.;
- повысить уровень инженерного оборудования;
- улучшить архитектурную выразительность здания и благоустройствотерритории;
- улучшить условия труда работников.
2) управлениеассортиментом. Ассортимент магазина нуждается в расширение, потому, чтопокупатель не всегда может приобрести необходимый товар, что вынуждаетпокупателя идти в магазин конкурентов.
3) работас дилерами, что приведет к повышению качества продукции, позволит получатьпродукцию, что называется «Из первых рук».
4)следует обратить внимание на маркетинговую политикумагазинов-конкурентов. Например, в последнее время основной конкурент магазина«Друть» на рынке является магазин «Престиж», который довольно активно снижаетцены на продаваемую им продукции. Кроме того, магазин «Престиж» увеличил времяработы с 8 до 23 часов.
5) увеличитьрабочий день, например, магазин, может работать без перерыва, для этогонадо взять на работу еще одного сотрудника, для того чтобы у других работниковне было переработки. А также в летнее время магазин также может работать с 8 до23 часов.
6) скидкина продукцию. Скидки могу предоставляться:
- на товарприобретенной либо сразу после открытия магазина, либо в последний час егоработы;
- скидки наскоропортящиеся товары;
- скидка на товары,у которых выходит срок годности;
- скидка припокупке товара на сумму свыше 100 тысяч белорусских рублей;
- накопительнаясистема скидок.
7) прямое снижениецены. Например, объединение нескольких единиц товара в одной упаковке,совмещенная продажа товара.
8) дегустациятоваров.
9)участие покупателей в различных акциях:
- конкурсы длятоваров и фирмы;
- собратьопределенное количество элементов товара;
- беспроигрышнаялотерея.
10)Убрать полностьюторговлю через прилавок, это поможет покупателю:
- самостоятельноделать свой выбор;
- избежатьочередей;
- увеличитсяассортимент товаров.
11) своевременноеоказание комплекса услуг, связанных со сбытом и сервисным обслуживанием.При умелой организации сервис является решающим фактором повышенияконкурентоспособности товара. (упаковка, составление подарочных комплектов,составление комплектов товаров).
Так,если мы определили, что продукция предприятия способна конкурировать по цене,то надо позаботиться о выравнивании всех остальных параметров по имеющимсястандартам. Конечно, лучше было бы найти и выделить для потребителя (преждевсего с помощью рекламы) еще какие-нибудь параметры, выгодно характеризующиеего в сравнении с имеющимися аналогами. Средства внутримагазинной рекламы вместах продаж играют роль «немых продавцов». Рекламную поддержку в магазинеследует оказывать не более чем 15- 20 % товаров, в ином случае реклама простоне будет восприниматься покупателем [ 20, c. 67].
Способовпривлечения внимания покупателя – бесчисленное множество, однако попробуемопределить, какие из POS-материаловцелесообразно использовать в нашем случае. Частью информационного пространствастановятся дегустации. Иногда, лишь попробовав продукт, покупатель можетрешиться его купить. Дегустации служат не только как способ убежденияпокупателей, но и как один из наиболее действенных методов привлечения вниманияк торговой марке или конкретному товару. Следует отметить, что покупателю легкоориентироваться в магазине благодаря прикрепленным к потолку указателям с названиемкаждого отдела. Даже при первом посещении магазина достаточно просто поднятьголову для того, чтобы определить направление своего движения. Целесообразнобыло бы использовать в магазине еще и такие рекламные материалы, как различныевоблеры, мобайлы, штендеры, листовки и плакаты. Все это, несомненно, повлияетна покупателя, стимулируя его к приобретению большего количества товаров.
Существуеттакже такое понятие, как человеческий фактор. Корректное и доброжелательноеотношение продавца к покупателю, его активное участие и совет в выборе товара,красочный плакат в магазине «Мы рады видеть Вас вновь» положительно влияет наклиентов магазина. В дальнейшем они отправятся за покупками именно в нашмагазин.
Врезультате всего выше изложенного можно сделать следующие выводы – дляповышения конкурентоспособности магазина «Друть» в 2010 году необходимо провести следующие мероприятия:
- увеличитьторговую площадь;
- повыситькачество обслуживания;
- увеличитьассортимент товара;
- привлечь новыхпокупателей, тем самым увеличить прибыль;
- открыть новыеторговые точки;
- увеличениекапитальных вложений для расширения своей деятельности. Для этого уже началосьстроительство кафетерия на территории магазина «Друть», в котором будутразмещаться столики в количестве 11 штук, барная стойка, также в продаже будутимеется свежая выпечка «Рогачевского хлебозавода», алкогольные и молочныенапитки. Таким образом магазин «Друть» привлечет новых клиентов и увеличит своюторговую площадь. Таким образом, если магазин «Друть» внедрит мероприятия, предложенныев данной курсовой работе, то эффективность его деятельности повысится.
Заключение
Каждое предприятиевыбирает определенную рыночную стратегию и использует ее в своей деятельностидля получения преимуществ над конкурентами. Для оценки результатовиспользования выбранной рыночной стратегии необходимо периодическое проведениеанализа конкурентоспособности предприятия и особенно в его рамках анализаконкурентоспособности продукции.
Конкурентоспособностьвключает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием кактаковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая – связана как сэкономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическимивозможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, чтоможет быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, какчлену той или иной социальной группы и т. д.
Как известно, каждыйрынок характеризуется «своим» покупателем. Поэтому изначально неправомерна идеяо некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
Для завоеванияконкурентного преимущества на рынке предприятию необходимо учитывать рядсоставляющих конкурентоспособности:
– качество продукции иуслуг;
– наличие эффективнойстратегии маркетинга и сбыта;
– уровень квалификацииперсонала и менеджмента;
– технологический уровеньпроизводства;
– налоговая среда, вкоторой действует предприятие;
– доступность источниковфинансирования.
Конкурентоспособностьсамого магазина можно частично определить с помощью экономических и финансовыхпоказателей, которые показывают прибыльность, производительность,оборачиваемость, деловую активность, ликвидность. Но при этом, как ужеотмечалось выше, необходимо оценивать конкурентоспособность продукции. Так как,если объем продаж позитивен, то в большинстве случаев экономические параметрыговорят о хорошем положении дел.
Магазин «Друть» большоевнимание уделяется качеству и конкурентоспособности продукции.
Что же касается качествапродукции, то вся она соответствует ГОСТу и ИСО-9000. Уровеньконкурентоспособности Магазин «Друть» зависит от работы предприятия,продвижения товара и стимулирования продаж, рекламной деятельности.Немаловажную роль играет упаковка товара. Оценка конкурентоспособности продукцииявляется исходным моментом для принятия управленческих решений в хозяйственнойдеятельности предприятия.
В результате проведенногоанализа в курсовой работе предлагается ряд мероприятий по повышениюконкурентоспособности продукции:
– повышение качествавыпускаемой продукции;
– использованиесовременных технологий и НИОКР;
– проведение активнойрекламной компании;
– снижение себестоимостипроизведенной продукции;
– стимулирование продажи,с помощью проведения различных розыгрышей и лотерей.
Список использованных источников
1. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческойдеятельности М., Биржи и банки, Юнити, 1997
2. Палевская Н.В. Правила торговли: Посредничество. Розничнаяторговля М.: Маркетинг, 2002
3. Памбухчиянц О. Технология розничной торговли М.: Норма,2000
4. Парфентьев Т.Р., Миронова Н.Б., Петухова А.А., ФилипповаН.М. Оборудование торговых предприятий М.: Профессиональное образование
5. Пик Х. Супермаркет. Организация и управление М.: Дело,2000
6. Правила торговли/М.: Кодекс, 2000
7. Рейли Д., Гибас Д. Как найти и удержать оптовогопокупателя М.: Мапкетинг, 1998
8. Сертификация услуг розничной торговли М.: Госттандарт,2001
9. Синецкий Б. Основы коммерческой деятельности М.: НОРМА,2000
10. Торговое дело: экономика и организация // Под общ. ред.Л.А. Брагина, Т.П. Данько М.: Инфра-М,1999
11. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация // подред. Брагина Л.А., Данько Т.П. М., Инфра-М, 2000
12. Фатыхов Д.Ф. Охрана труда в торговле, общественномпитании, пищевом производстве в малом бизнесе М.: ИНФРА-М, 2001
13. Хлебников В. Технология товаров (продовольственных) М.:Академия, 2000.
14. Устав предприятия от 16 марта 1999.
15. Цены и ценообразование // Под ред. Есипова В. М.: НОРМА,2002
16. Щур Д.Л. Проверка торгового предприятия. Практическоеруководство М.: Владос, 2000
17. Экономика и организация деятельности торговогопредприятия // под ред. Соломатина А.Н. М., Инфра-М, 2000 18. Экономикаторгового предприятия: учебник для ВУЗов / А.И. Гребнев, Ю.К. Бажина и др./ М.:Экономика, 1996.
18. Кочкин С.М. Что мешает конкурентоспособностиотечественных товаров\\ Патенты и лицензии.- 1995.- №4
19. Манько А.В. Коммерция: Учебно-методическое пособие:Финансы и статистика.- М.: Недра, 200220.
20. Рубин Ю. Б. «Теория и практика предпринимательскойконкуренции», М.: «Маркет ДС», 2004.