--PAGE_BREAK--Таблица 1 — Органолептические показатели твердого туалетного
· Допускается потертость поверхности и наличие на куске мыла облоя (бортика), не ухудшающего товарного вида куска мыла.
· Допускаются мыльные точечные крапины для марок «Нейтральное», «Экстра» и «Детское» — не более 10, для марки «Ординарное» — не более 15.
· Допускаются следы от присосок на грани куска мыла для всех марок.
· Допускается для мыла всех марок ослабление интенсивности запаха мыла к концу срока его годности.
· Нанесение на поверхность куска мыла рисунка, специального рефления или узора, художественного оформленного штампа – в соответствии с техническим документом на мыло индивидуального фирменного наименования.
Реализация туалетного мыла с предприятия-изготовителя должна производиться не ранее чем через 24ч с момента его изготовления.
Кусковое мыло должно быть твердым на ощупь, однородным в разрезе, без трещин, выпотов, полос, пятен; недопустимы нечеткий штамп и неровный срез.
Поверхность мыла должна быть гладкой, форма куска правильной, с четким штампом, деформация формы не допускается. Цвет мыла должен быть равномерным, чистых тонов, неокрашенное мыло – от белого до кремового цвета, запах мыла – приятным. Цвет и запах должны быть свойственными изделию данного наименования. Допукаются по согласованию с потребителем трещины и разнооттечность, приобретенные в результате размораживания мыла после воздействия температур ниже -5 0 С.
Жидкое мыло должно быть прозрачным, однородным, без мути и осадка (допускается выпадение осадка при температуре ниже 80 С, исчезающего при нагревании), по цвету и запаху – соответствовать изделию данного наименования.
Порошкообразное мыло должно быть тщательно измельченным, без комков, от белого до светло-желтого цвета, сухим на ощупь, с приятным запахом [1].
Физико-химические показатели качества мыла – это качественное число, содержание хлористого натрия, содопродуктов, Тит мыла, первоначальный объем пены.
Качественное число мыла – это массовая доля жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 грамм. Для группы Экстра качественное число – не менее 78 г, для групп Детское, «I», «II» — не менее 74 г, для жидких туалетных мыл содержание жирных кислот определяется в процентах и должно находиться в пределах 16,0 – 21%.
Массовая доля хлористого натрия и содопродуктов в процентах в пересчете на Na2 Oнормируется в зависимости от группы мыла и должны быть не более для групп Экстра и Детское – 40% и 20% соответственно, для группы «I» — 50% и 22%, для групп «II» — 70% и 25%.
В туалетных мылах не допускается большой остаток свободной щелочи (не более 0,05%) и неомыленного жира (не более 0,2% массы жирных кислотдля твердого мыла, а для жидких мыл – не более 1,5%). Свободная щелочь раздражает кожу человека и разрушает ткани, а неомыленные, особенно ненасыщенные жиры, при хранении мыла быстро прогоркают, вызывая появление пятен и неприятного прогорклого запаха.
Титр мыла (титр жирных кислот) – температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла, — характеризует правельность подбора состава жировой смеси. Качество мыла, его твердость, растворимость, истираемость, пенообразование, сохранение первоначальных свойств при длительном хранении в значительной степени определяются составом жировой смеси, подобранным для мыла. Титр жирных кислот жировой смеси туалетных мыл должен быть в пределах 36-410 С. Мыло с более низкой величиной титра имеет недостаточную твердость, повышенные истираемость и расход. При более высоком титре понижается растворимость и моющая способность мыла.
Качество мыла тем выше, чем больше оно может дать пены и чем более она устойчива. Показатель пенообразующей способности характеризуется объемом пены (см3), образующейся при взбалтывании определенного объема 0,5% мыльного раствора (считается на жирные кислоты). Первоночальный объем пены (см3, не более): для мыла группы Детская и «I» — 320, группы «II» — 300 [1].
Показателибезопасности мыла. При сертификации проводится экспертиза показателей безопасностей потребления туалетного мыла. Кроме указанных выше показателей химического состава туалетного мыла исследуются на присутствие в их составе соединений свинца, мышьяка, ртути, перекиных соединений. Содержание их в твердом мыле недопустимо.
Для жидких туалетных мыл массовая доля суммы тяжелых металлов не должна превышать 0,002%. Для жидкого мыла определяется водородный показатель (рН). Значение его должно находиться в пределах 6,0 – 10,0.
При экспертизе показателей безопасности туалетного мыла проводится кожное тестирование. Из клинико – лабороторных показателей безопасности определяются раздражающее и сенсибилизирующее действие мыла на кожу. Такое действие должно отсутствовать после 24-часовой экспозиции [1].
1.4 Требования к маркировке и упаковке туалетного мыла
Упаковка мыладолжна обеспечивать сохранность и неизменность свойств продукта в течение всего возможного срока хранения и пользования. Она должна быть удобной и безопасной в применении. Удачный выбор и постоянное совершенствование упаковки имеет немловажное значение для общего успеха туалетного мыла у потребителя.
Туалетное мыло фасуют в виде кусков номинальной массой до 200 г. Бумажная обертка мыла может состоять из двух или трех слоев:
· Внешнего – в виде художественной оформленной этикетки из бумаги марок М и А или бумаги с микровосковым покрытием, а также пигментированной бумаги;
· Внутреннего, для которого используются подпергамент, писчая биостойкая или оберточная бумага, отвечающая требованиям защиты мыла от воздействия внешних факторов;
· Третьего (промежуточного), для которого используются коробочный картон или бумага пачечная двухслойная с определенной массой 1м2 .
Твердое туалетное мыло марок «Детское» и «Ординарное» выпускают в обертке и без обертки, а мыло марок «Нейтральное» и «Экстра» — только в обертке.
Краски на этикетке должны быть свето-, водо- и щелочеустойчивыми; щелочеустойчивость красок этикетки должны быть не менее четырех баллов по ГОСТ 26160. допускается не контролировать щелочеустойчивость красок при использовании трехслойной обертки. Печать на этикетке должна быть четкой, без смещений, расплывчатости, затеков и пятен.
Туалетное мыло может упаковываться в однослойную обертку из прозрачных, полупрозрачных и непрозрачных материалов, ламинированной бумаги, фольги, бумаги с микровосковым покрытием.
Туалетное мыло упаковывают по 1-4 и более кусков в коробки – мыльницы из синтетических материалов, в художественно оформленные футляры и коробки из картона.
Для упаковки каждой партии мыла применяют товарную тару одного вида. Туалетное мыло упаковывается в групповую или транспортную тару, обеспечивающую его сохранность при транспортировке и хранении (картонные коробки, ящики из гофрированного картона, бумажные пачки), которые оклеивают бандерольной бумажной лентой, лентой из синтетических материалов или клеевой лентой.
Жидкие туалетные мыла традиционно разливают в пластмассовые флаконы. Материалом для изготовления флаконов может служить: полиэтилен высокой и низкой плотности, полипропилен, сополимеры олефинов, полистирол, поливинилхлорид, полиметилметакрилат, полиэтилентерефталат и другие термопластичные полимеры с различными пластификаторами и наполнителями. Флаконы и колпачки производятся различных форм, конструкции и расцветок.
Неудобства жидкой товарной формы мыла, связанные с дозированием, с отвинчиванием и завинчиванием колпачка, во многом устраняются использованием клапанов и дозирующих устройств всевозможных конструкций.
Необходимую порцию туалетного мыла получают через поворотный клапан, находящийся в пробке, что достигается простым надавливанием на эластичный контейнер. В другом случае дозирование осуществляется нажатием на клапан, действующий по принципу сифона. Настенный вариант контейнера позволяет получить порции туалетного мыла, при проведении по шариковому дозатору ладонью или губкой. Подобная тара обычно емкостью не менее 0,5 литров, закрепляется на стенке кроштейном и чаще всего используется для специальных туалетных мыл в больницах, общественных душевых и туалетных комнатах.
Для детей жидкое мыло выпускается в пластмассовых флаконах, выполненных в виде забавных зверюшек и сказочных персонажей.
При соответствующем декоре хорошо смотрятся стеклянная тара, но ее используют сравнительно редко. В последнее время появились стеклянные флаконы с наружной защитой полимерной пленкой, что снижает вероятность боя при ударе и образования осколков.
Допускается применение возвратной картонной, деревянной и полимерной тары. Возвратная тара должна быть чистой, сухой и не иметь посторонних запахов. Показатели качества и механической прочности возвратной тары должны отвечать требованиям документации о порядке использования возвратной тары [1].
Маркировочные данные наносятся как на само кусковое мыло, так и на его упаковку.
На поверхности каждого куска мыла, выпускаемого без обертки или в прозрачной обертке, обозначают:
· наименования (подгруппа по ОКП, марка и индивидуальное фирменное наименование);
· наименования предприятия – изготовителя или товарный знак (при наличии);
· номинальной массы куска;
· обозначение настоящего стандарта.
На мыло, упакованное в другие виды обертки, допускается наносить только товарный знак предприятия – изготовителя, например: «NC» — Невская косметика.
На фирменное туалетное мыло и мыло массой до 35г допускается наносить только наименование предприятия – изготовителя или товарный знак.
На поверхность каждого куска мыла в бумажной обертке, обертке из полупрозрачных и непрозрачных синтетических материалов, коробках – мыльницах, футлярах и коробках допускается наносить только товарный знак предприятии – изготовителя.
На сувенирное, фигурное и нештампованное «мыло для гостиниц» допускается товарный знак предприятия – изготовителя или товарный знак не наносить.
На этикетку, футляр, коробку, маркировочный ярлык или лист-вкладыш наносят:
· наименование (подгруппа по ОКП, марка и индивидуальное фирменное наименование) на русском языке. Возможно по усмотрению предприятия – изготовителя дополнительно наносят наименование на другом языке;
· наименование предприятия-изготовителя, адрес (юридический адрес, наименование страны);
· номинальная масса куска;
· обозначения настоящего стандарта;
· состав (основные группы веществ);
· товарный знак предприятия – изготовителя (при наличии);
· штриховой код (при наличии);
· информацию о сертификации (знак соответствия) для стран, осуществляющих сертификацию мыла;
Возможны сведения о составе мыла и данные рекламного характера. Маркировка транспортной тары для мыла содержит манипуляционные знаки: «Боится сырости», для жидкого туалетного мыла – «Верх», «Не бросать», «Стекло» [1].
1.5 Санитарно – эпидемиологическая экспертиза и сертификация соответствия косметической продукции и туалетного мыла. Показатели, оцениваемые при сертификации. Оформление документов
Санитарно – эпидемиологическая экспертиза косметической продукции проводится органами и учреждениями государственной санитарно — эпидемиологической службы Российской Федерации, организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами и включает в себя:
— проведение экспертизы документации;
— лабораторные и инструментальные исследования и испытания;
(при экспертизе косметической продукции с обследованием условий производства осуществляется обследование условий производства).
Экспертизе подлежит продукция:
— производимая в Российской Федерации — при постановке продукции на производство; при изменении состава, комплектации, конструкции, технологического процесса производства, нормативной или технической документации на продукцию; опытная партия продукции;
— ввозимая на территорию Российской Федерации;
— при истечении срока действия ранее выданного заключения.
Экспертиза косметической продукции включает:
— прием и регистрацию заявки на проведение экспертизы продукции;
— определение необходимого объема экспертизы;
— оформление договора на оплату работ, связанных с экспертизой;
— проведение экспертизы документации;
— проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;
— принятие решения по результатам экспертизы продукции;
— выдачу заключения и внесение его в Реестр санитарно — эпидемиологических заключений на продукцию, прошедшую санитарно — эпидемиологическую экспертизу.
Далее представим характеристику содержания санитарно-эпидемиологических заключений.
1 позиция. Номер санитарно-эпидемиологического заключения.
2 позиция. Требования проектной документации.
3 позиция. Соответствие санитарным правилам.
4 позиция. Основание для признания представленных документов санитарным правилам.
5 позиция. Срок действия заключения.
6 позиция. Указание дополнительной информации, наличие приложений.
Объектом обязательной сертификации может быть любая парфюмерно-косметическая продукция, идентифицированная должным образом, предназначенная для реализации в Российской Федерации, требования к качеству и безопасности которой установлены на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством Российской Федерации.
Парфюмерно-косметическая продукция, подлежащая обязательной сертификации, предназначена для нанесения (с помощью вспомогательных средств или без их использования) на различные части человеческого тела (кожные и волосяные покровы, ногти, губы, наружные половые органы) с целью очищения, придания приятного запаха, изменения их внешнего вида, поддержания здорового состояния, защиты или сохранения в хорошем состоянии, классифицирована в рамках Системы сертификации парфюмерно-косметической продукции на 7 групп однородной продукции.
В сертификации продукции участвуют: Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), Центральный орган системы сертификации парфюмерно-косметической продукции Госстандарта России и Минздрава России на базе НИИ медицины труда РАМН, органы по сертификации парфюмерно-косметической продукции.
Обязательная сертификация парфюмерно-косметической продукции осуществляется на соответствие нормативным документам, устанавливающим обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности для здоровья потребителя на основании микробиологических, физико-химических, клинических и токсикологических испытаний.
К нормативным документам, используемым при сертификации парфюмерно-косметической продукции, относятся законодательные акты Российской Федерации, государственные стандарты (в том числе признанные в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные правила и нормы, а также другие нормативные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.
Токсикологические испытания проводятся для отечественной и зарубежной продукции, представляемой заявителем для сертификации впервые; испытания не проводятся при наличии документа, подтверждающего токсикологическую безопасность продукции в соответствии с требованиями нормативных документов Минздрава России.
Сертификация отечественной и импортируемой парфюмерно-косметической продукции производится по одним и тем же правилам.
Порядок проведения обязательной сертификации парфюмерно-косметической продукции включает:
— подачу и рассмотрение заявки на сертификацию с прилагаемыми документами;
— принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;
— отбор образцов, идентификацию продукции и ее испытания;
— анализ состояния производства, или сертификацию производства, или сертификацию системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации);
— анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия (далее — сертификат);
— оформление и выдачу сертификата соответствия;
-осуществление инспекционного контроля за сертифицированной парфюмерно-косметической продукцией;
-корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;
-оповещение (информирование) вышестоящих и других заинтересованных организаций о результатах сертификации.
Заявку по форме и комплект документов на проведение сертификации парфюмерно-косметической продукции по выбранной схеме заявитель направляет в любой аккредитованный орган по сертификации парфюмерно-косметической продукции. Документы предоставляются в виде оригиналов или их заверенных копий. Орган по сертификации регистрирует поступившую заявку в журнале учета заявок на проведение сертификации продукции.
Орган по сертификации рассматривает заявку и представленные документы в срок не более 10 дней с момента их подачи и сообщает заявителю свое решение по форме, в котором указываются все основные условия сертификации продукции (схема сертификации, нормативные документы, аккредитованные на независимость и компетентность испытательные лаборатории (центры), в которых могут проводиться испытания, и другие сведения), либо дается мотивированный отказ в проведении сертификационных работ.
Отбор образцов для испытаний осуществляет орган по сертификации или по его поручению уполномоченные им другие организации (лица). После отбора образцов составляется акт отбора образцов (проб) по форме, образцы кодируются, регистрируются в специальном журнале, упаковываются, опечатываются печатью органа по сертификации или других организаций и транспортируются в аккредитованные испытательные лаборатории. Срок хранения контрольных образцов (или испытываемых образцов) в органе по сертификации должен соответствовать сроку действия сертификата.
Идентификация парфюмерно-косметической продукции осуществляется органом по сертификации на основе оценки требований к маркировке, упаковке, органолептических показателей, установленных в соответствующих нормативных документах после отбора образцов (проб).
При отрицательных результатах идентификации дальнейшие работы по сертификации парфюмерно-косметической продукции не проводятся. Результаты идентификации оформляются отдельным протоколом или отражаются в акте отбора.
Испытания проводятся в лабораториях (центрах), аккредитованных на компетентность и независимость. Результаты испытаний регистрируются в журнале испытаний и оформляются в виде протоколов испытаний, подписанных руководителем испытательной лаборатории (центра) и исполнителем. Органы по сертификации парфюмерно-косметической продукции должны использовать результаты испытаний, полученные в аккредитованных ИЛ (ИЦ) по аттестованным методикам, позволяющим полно и достоверно провести идентификацию продукции и подтвердить соответствие продукции требованиям, установленным в нормативных документах. При отсутствии аттестованных методик измерений показателей, подлежащих подтверждению при сертификации, результаты, полученные испытательной лабораторией, могут быть признаны действительными при условии внедрения в этой испытательной лаборатории приемов и процедур контроля точности получаемых результатов и при условии, что используемые не аттестованные методики утверждены Минздравом России.
Результаты испытаний должны полно и достоверно подтвердить соответствие парфюмерно-косметической продукции требованиям и нормам ее безопасности, установленным в государственных стандартах, санитарных нормах и правилах и другой нормативной документации.
Сертификаты соответствия оформляются на бланках установленной формы.
Правила заполнения бланка сертификата заключаются в указании в графах бланка следующих сведений:
Позиция 1 — регистрационный номер сертификата — в соответствии с правилами ведения Государственного реестра.
В структуре регистрационного номера можно выделить пять элементов:
РОСС XX ХХХХ X ХХХХХХ
(1) (2) (3) (4) (5)
1-й элемент — знак регистрации в Государственном реестре Госстандарта России (РОСС);
2-й элемент—код страны расположения организации—изготовителя данной продукции (оказывающей данную услугу) в виде двухсимвольного буквенного кода (по ОК 025—95) латинского алфавита (например, Россия—RU, Индия — IN, Нидерланды—NL);
3-й элемент — код органа по сертификации (используются четыре последних знака регистрационного номера органа);
4-й элемент (одна или две буквы) — код типа объекта сертификации. Например: «У» — услуга (работа), сертифицированная на соответствие обязательным требованиям; «А» — партия (единичное изделие), сертифицированная на соответствие обязательным требованиям; «В» — серийно выпускаемая продукция, сертифицированная на соответствие обязательным требованиям;
5-й элемент — номер объекта регистрации (часто пятиразрядный цифровой код).
Позиция 2 — срок действия сертификата устанавливается в соответствии с правилами и порядком сертификации однородной продукции. Даты записываются следующим образом: число и месяц — двумя арабскими цифрами, разделенными точками, год — четырьмя арабскими цифрами. При этом первую дату проставляют по дате регистрации сертификата в Государственном реестре. При сертификации партий или единичного изделия вторая дата не проставляется.
Позиция 3—здесь приводятся регистрационный номер органа по сертификации — по Государственному реестру, его наименование — в соответствии с аттестатом аккредитации (прописными буквами), адрес (строчными буквами), телефон и факс.
В структуре регистрационного номера аккредитованного органа по сертификации имеются также пять элементов:
РОСС XX ХХХХ XX ХХХХ (1) (2) (3) (4) (5)
1-й элемент — аббревиатура РОСС — принадлежность к Российской Федерации;
2-й элемент — местонахождение ОС (в виде двухсимвольного буквенного кода латинского алфавита);
3-й элемент — код национального органа, принявшего решение о внесении в Госреестр (например, «0001» — код Госстандарта России);
4-й элемент — категория ОС в зависимости от области аккредитации (например: «10» — ОС продукции и услуг, сертификационный центр; «11» — ОС продукции; «12» — ОС услуг; «13» — ОС систем качества; «14» — ОС производства);
5-й элемент — буквенно-цифровой код конкретного ОС, определенный объектом сертификации и порядковым номером данного ОС среди органов по сертификации конкретных объектов, внесенных в реестр.
Позиция 4—здесь указываются наименование, тип, вид, марка продукции, обозначение стандарта, технических условий или иного документа, по которому она выпускается (для импортной продукции ссылка на документ необязательна). Далее указывают: «серийный выпуск», или «партия», или «единичное изделие». Для партии и единичного изделия приводят номер и размер партии или номер изделия, номер и дату выдачи накладной, договора (контракта), документа о качестве и т.п. Здесь же дается ссылка на имеющееся приложение записью «см. приложение».
Позиция 5 — код продукции (шесть разрядов с пробелом после первых двух) по Общероссийскому классификатору продукции.
Позиция 6 — обозначение нормативных документов, на соответствие которым проведена сертификация. Если продукция сертифицирована не на все требования нормативного(ых) документа(ов), то указывают разделы или пункты, содержащие подтверждаемые требования.
Позиция 7— 9-разрядный код продукции по классификатору товарной номенклатуры внешней экономической деятельности (заполняется обязательно для импортируемой и экспортируемой продукции).
Позиция 8 — наименование, адрес организации-изготовителя (индивидуального предпринимателя).
Позиция 9 — наименование, адрес, телефон, факс юридического лица, которому выдан сертификат соответствия.
Позиция 10—документы, на основании которых органом по сертификации выдан сертификат, например:
— протокол испытаний с указанием номера и даты выдачи, наименования и регистрационного номера аккредитованной лаборатории в Государственном реестре;
— документы (санитарно-эпидемиологическое заключение, ветеринарное свидетельство, сертификат пожарной безопасности и др.), выданные органами и службами федеральных органов исполнительной власти, с указанием наименования органа или службы, адреса, наименования вида документа, номера, даты выдачи и срока действия;
— документы других органов по сертификации и испытательных лабораторий с указанием наименования, адреса, наименования вида документа, номера, даты выдачи и срока действия;
— декларация о соответствии с указанием номера и даты ее принятия.
Позиция 11 — дополнительную информацию приводят при необходимости, определяемой органом по сертификации. К такой информации могут относиться внешние идентифицирующие признаки продукции (вид тары, упаковки, нанесенные на них сведения и т.п.), условия действия сертификата (при хранении, реализации), место нанесения знака соответствия, номер схемы сертификации и т.п.
Позиция 12 — подписи, инициалы, фамилии руководителя органа, выдавшего сертификат, и эксперта, проводившего сертификацию, печать органа по сертификации.
Приложение к сертификату оформляют в соответствии с правилами заполнения аналогичных реквизитов в сертификате.
Сертификат и приложение к нему выполняют машинописным способом. Исправления, подчистки и поправки не допускаются.
Цвет бланка сертификата соответствия при обязательной сертификации — желтый, при добровольной сертификации – голубой.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Исследование ассортимента и качества туалетного мыла
(на примере ООО «Торнадо косметик»)
2.1 Особенности формирования ассортимента туалетного мыла на
предприятии. Динамика товарооборота за 2006-2008год
ассортимент качество туалетное мыло
Ассортимент туалетного мыла в данной работе рассмотрим на примере ООО «Торнадо косметик», расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 7.
Ассортимент ООО «Торнадо косметик» очень широк и включает в себя следующие товарные группы:
- декоративная косметика,
- гигиеническая косметика,
- парфюмерные наборы,
- товары бытовой химии.
В этом предприятии вся продукция предлагается в виде серий. Ассортимент как отечественных, так и зарубежных фирм достаточно широк.
Туалетное мыло представлено в широком ассортименте согласно фирмам-производителям, ароматическим добавкам, консистенции, ценовому разбросу.
Поставщиками мыла туалетного в ООО «Торнадо косметик» являются: представительства Schwarzkopf& Henkelв г. Новосибирске, представительств Unilever, и Colgate-Palmoliveв г. Москве, прямые поставки осуществляются от отечественных производителей: «Калина», «Красная линия». Взаимодействие вышеуказанных представительств зарубежных производителей мыла туалетного заключается в сотрудничестве с торговыми представителями данных компаний на территории г. Красноярска.
Формирование ассортимента туалетного мыла в ООО «Торнадо косметик» происходит на основании плодотворной работы логистов организации, в обязанности которых входит:
— формирование ассортимента продукции на основании динамики продаж;
— взаимодействие с торговыми представителями поставщиков и непосредственно поставщиками;
— разработка конкретного ассортиментного перечня продукции сроком на неделю, в которых указаны наименования продукции с наличием цены, количества на складе и кода (приложение А).
Таким образом, ассортимент продукции формируется на основании динамики продаж товаров, поэтому в таблице 2 целесообразно рассмотреть данную позицию.
Таблица 2 – Динамика продаж мыла туалетного в ООО «Торнадо косметик» на конец 2006-2008 года в разрезе изготовителей
В «Торнадо косметик» туалетное мыло представлено в широком ассортименте, как отечественных («Калина», «Красная линия»), так и зарубежных производителей (Schwarzkopf& Henkel, Colgate-Palmolive, Unilever).
Динамика продаж мыла туалетного в ООО «Торнадо косметик» на конец 2006-2008 года в разрезе изготовителей показала, что реализация исследуемой продукции за период возросла с 83274.1 тыс.руб. до 122671.1 тыс.руб., что связано с увеличением количества оптовых покупателей товара.
По всем исследуемым изготовителям мыла туалетного за исследуемый период был установлен рост в стоимостных показателях, что связано со стабильным спросом на товар и повышением количества оптовых клиентов.
2.2 Товароведная характеристика ассортимента туалетного мыла
Рассмотрим товароведную характеристику ассортимента туалетного мыла в ООО «Торнадо косметик» в разрезе изготовителей, результаты оформим в таблицу 3.
В ООО «Торнадо косметик» туалетное мыло представлено в широком ассортименте, как отечественных («Калина», «Красная линия»), так и зарубежных производителей (Schwarzkopf& Henkel, Colgate-Palmolive, Unilever).
Мыло туалетное разных наименований представлено производителем Schwarzkopf& Henkel, но одной торговой маркой – это «Fa» в виде жидкой (мыло в полимерном флаконе) и твердой консистенции (обычное кусковое мыло) разной консистенции. Стоимость такого мыла варьировалась от 12 до 85 рублей.
Туалетное мыло различных наименований в широком ассортименте в ООО «Торнадо косметик» было представлено отечественным производителем – концерном «Калина» (г. Екатеринбург). Исследуемый концерн был представлен различными торговыми марками: «Бархатные ручки», «Cosmetic», «L,Aromat», «Nature», «Дракоша», «Чистая линия», «Неженка». Мыло туалетное исследуемых торговых марок было представлено в виде жидкой (мыло в полимерном флаконе) и твердой консистенции (обычное кусковое мыло) разной консистенции. Представленные группы: Экстра, детское и ординарное. Стоимость такого мыла варьировалась от 8 до 42 рублей.
--PAGE_BREAK--2.3 Анализ структуры ассортимента туалетного мыла
Проанализируем структуру ассортимента туалетного мыла в ООО «Торнадо косметик» за 2008 год по фирмам-производителям, торговым маркам, консистенции, стоимости, группам.
Исходные данные по структуре ассортимента мыла туалетного в ООО «Торнадо косметик» приведены в динамике продаж по натуральным показателям.
Таблица 4 – Структура ассортимента мыла туалетного, реализуемого в ООО «Торнадо косметик» по фирмам-производителям за 2008 год
В «Торнадо косметик» туалетное мыло представлено в широком ассортименте, как отечественных («Калина», «Красная линия»), так и зарубежных производителей (Schwarzkopf& Henkel, Colgate-Palmolive, Unilever).
Наибольшее количество туалетного мыла у производителя «Калина» – 6519746 шт. или 63,9% в натуральном выражении, что объясняется наличием широкого ассортимента, различными торговыми марками.
Наименьшее количество туалетного мыла следует отнести к производителю «Unilever» – 520355 шт. или 5,1% в натуральном выражении из-за высокой стоимости товаров.
Высокая доля реализации установлена у туалетного мыла производителя «Калина» — 63,8% или 6148040 шт., что связано с наличием широкого ассортимента таких товаров по наименованиям, консистенции. Уровень реализации – 94,3%.
Наименьшая доля в реализации у туалетного мыла производителю «Unilever» – 4,9% или 477608 шт., что объясняется их высокой стоимостью. Уровень реализации – 91,8%.
Таблица 5 – Структура ассортимента мыла туалетного, реализуемого в ООО «Торнадо косметик» по торговым маркам за 2008 год
В «Торнадо косметик» туалетное мыло представлено в широком ассортименте согласно торговым маркам.
Наибольшее количество туалетного мыла у торговой марки «Fa» – 1510051 шт. или 14,8%, что объясняется наличием широкого количества наименований торговой марки.
Наименьшее количество туалетного мыла следует отнести к торговой марке «Cliven» – 176006 шт. или 1,7% из-за высокой стоимости товаров.
Высокая доля реализации установлена у туалетного мыла торговой марки «Fa» — 14,9% или 1440242 шт., что связано с наличием широкого ассортимента таких товаров по наименованиям, консистенции. Уровень реализации – 95,4%. Наименьшая доля предложения у торговой марки «Cliven» –1,7%. Уровень реализации – 95,7%.
Таблица 6 – Структура ассортимента мыла туалетного, реализуемого в ООО «Торнадо косметик» по консистенции за 2008 год
В «Торнадо косметик» туалетное мыло представлено твердой и жидкой консистенции.
Наибольшее количество туалетного мыла твердой консистенции – 5438223 шт. или 53,3%, что объясняется спросом потребителей на стандартную продукцию Наименьшее количество туалетного мыла следует отнести к жидкой консистенции – 4764822 шт. или 46,7% из-за высокой стоимости товаров.
Высокая доля реализации установлена у туалетного мыла твердой консистенции — 55% или 5303372 шт., что связано с наличием широкого ассортимента таких товаров по наименованиям, торговым маркам, объему. Уровень реализации – 97,5%. Наименьшая доля предложения у туалетного мыла жидкой консистенции – 45%. Уровень реализации – 91,1%.
Таблица 7 – Структура ассортимента мыла туалетного, реализуемого в ООО «Торнадо косметик» по стоимости за 2008 год
В «Торнадо косметик» туалетное мыло представлено разной ценовой позиции.
Наибольшее количество туалетного мыла предлагается стоимостью до 18 рублей – 4795403 шт. или 47,0%, что объясняется спросом потребителей на продукцию Наименьшее количество туалетного мыла следует отнести к стоимости более 31 рубля – 1326424 шт. или 13,0%.
Высокая доля реализации установлена у туалетного мыла стоимостью до 18 рублей – 48,4%, что связано с наличием широкого ассортимента таких товаров по наименованиям, торговым маркам, объему. Уровень реализации – 97,3%. Наименьшая доля предложения у туалетного мыла стоимостью более 31 рубля – 13,8%. Уровень реализации – 85,4%.
Таблица 8 – Структура ассортимента мыла туалетного, реализуемого в ООО «Торнадо косметик» по группам за 2008 год
В «Торнадо косметик» туалетное мыло отечественных производителей представлено разных групп (Экстра, детское и нейтральное) согласно стандартной классификации товаров.
Наибольшее количество туалетного мыла предлагается группы «нейтральное» – 5144679 шт. или 71,2%, что объясняется наличием широкого количества наименований такой группы у производителей. Наименьшее количество туалетного мыла следует отнести к группе «детское» – 955621шт. или 13,2%, так как такое мыло имеется только у торговой марки «Дракоша» (изготовитель: концерн «Калина»).
Высокая доля реализации установлена у туалетного мыла группы «нейтральное» – 72,2%, что связано с наличием широкого ассортимента таких товаров по наименованиям, торговым маркам. Уровень реализации – 95,8%. Наименьшая доля предложения у туалетного мыла группы «детское» – 12,9%. Уровень реализации – 92,2%.
2.4 Организация приемки косметических товаров и мыла по количеству
и качеству на предприятии. Анализ результатов личной приемки 5
партий туалетного мыла
Организация приемки косметических товаров по количеству и качеству на предприятии «Торнадо косметик» уделяют не достаточно должного внимания. Приемка производиться товароведом в течении 1-2 дней. После поступления товара на склад в «Торнадо косметик» товаровед принимает товар по количеству, сравнивая фактическое количество продукции с тем количеством, которое указано в товарно-транспортной.
Таблица 9 – Результат количественной приемки 5 партий туалетного мыла
Приемка товаров по качеству осуществляется уже при комплектации товаров на складе, где внешним осмотром проверяют целостность упаковки, наличие маркировки и другие дефекты внешнего вида.
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 10 – Результаты качественной приемки 5 партий туалетного мыла
2.5 Оценка органолептических показателей 10 наименований туалетного мыла группы «Ординарное»
Органолептическими методами согласно ГОСТ 29188.0-91 «Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний». Проверили следующие показания: внешний вид, цвет, запах, форма куска, консистенция, для 10 наименований туалетного мыла. Полученные данные сравним с требованиями, указанными в ГОСТе 28546 – 2002 «Мыло туалетное».
Таблица 11 – Органолептические показатели 10 наименований туалетного мыла
На основании проверки следует, что вся продукция соответствует ГОСТу 28546 – 2002 «туалетное мыло».
2.6 Оценка физико – химических показателей: кислотности среды, пенообразующей способности 10 наименований туалетного мыла
Произведем оценку физико-химических показателей (кислотности среды и пенообразующую способность) и сравним с требованиями ГОСТ 28546-2002 «Туалетное мыло».
Кислотность среды туалетного мыла определялась с помощью универсальной индикаторной бумаги. Полоску индикаторной бумаги обмакивают в мыльный раствор (представлены в приложении), и быстро сравнивают окраску полоски с эталонной шкалой.
Пенообразующую способность туалетного мыла находили лабораторным методом, в емкость 250мл наливаем 99мл воды и 1г исследуемого образца мыла. Жидкость в цилиндре энергично встряхиваем в течении 30сек., и измеряем объем пены. Пенообразующая способность рассчитывается по формуле:
Пенообразующая способность = объем пены в тот час
объем исходного раствора (%)
Чтобы определить объем исходного раствора = объем начального раствора – раствор при максимальном увеличении объема пены.
Объем исходного раствора = 99-49=50мл
1. Пенообразующая способность (мыло «Молочное»)= 180/50 =360%
2. Пенообразующая способность («Русская баня») = 200/50 = 400%
3. Пенообразующая способность («Душистое облоко»)= 210/50 =420 %
4. Пенообразующая способность («Цветы весны»)= 215/50 = 430%
5. Пенообразующая способность (”CamaY”) = 205/50 = 410%
6. Пенообразующая способность («Молоко и Черника») =180/50 =360%
7. Пенообразующая способность («Нежное»)= 210/50 = 420%
8. Пенообразующая способность («Узор»)= 215/50 = 430%
9. Пенообразующая способность (”CamaYCHIC”) = 205/50 = 410 %
10. Пенообразующая способность («Лесная поляна») = 210/50= 420%
Таблица 12 – Физико-химические показатели туалетного мыла
Все образцы туалетного мыла имели зеленоватый цвет, можно сказать, что у них слабощелочная рН среда.
Пенообразующая способность туалетного мыла варьируется в пределах 360 – 430%, самая низкая пенообразующая способность у мыл «Молочное» (Невская косметика) и «Молоко и Черника» (Нэфис косметикс), а самая высокая у «Цветы весны» (Весна) и «Узор» (Новосибирский жировой комбинат).
2.7 Оценка качества маркировки и упаковки туалетного мыла различных изготовителей на соответствие требованиям стандартов
Оценим качество маркировки и упаковки туалетного мыла на соответствие требованиям ГОСТ 28546-2002 «Туалетное мыло».
Таблица 13 – Оценка качества маркировки и упаковки туалетного мыла различных изготовителей
Оценка качества маркировки и упаковки туалетного мыла разных изготовителей выявила, что туалетное мыло упаковывается в бумажную обертку, которые являются не поврежденными. На упаковке имеется все необходимые маркировочные реквизиты. Таким образом, качество маркировки и упаковки полностью соответствуют требованиям ГОСТа.
2.8 Анализ соблюдения нормативных требований при оформлении санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия на продукцию различных изготовителей
Проверка подлинности и правильности заполнения сертификата соответствия на туалетное мыло является одной из форм контроля качества продукции, поэтому для полного анализа экспертизы качества следует проверить полноту правильности оформления сертификатов соответствия.
Для идентификации в ООО «Торнадо косметик» было отобрано 5 сертификатов соответствия на туалетное мыло (в приложении).
Образец 1. Представленный сертификат соответствия заполнен с одной стороны, что соответствует установленным требованиям, имеет регистрационный номер РОСС RU.AE56.H04553.
(1) (2) (3) (4)
(1) – две буквы обозначают, что организация изготовляющая продукцию является Россия.
(2) – (АЕ56) код органа сертификации, выдавшего сертификат соответствия (ООО «Самарский центр испытаний и сертификации»).
(3) – буква регистрационного номера (Н) обозначает, что продукция выпускается серийно, прошедшая добровольную сертификацию.
(4) – (04553) порядковый номер по мере включения в Государственный реестр выданных сертификатов.
Срок действия сертификата с 28.07.2005 по 27.07.2008г., даты записаны в соответствии с правилами: число и месяц – двумя арабскими цифрами, разделенными точками, год четырьмя арабскими. Срок действия сертификата не превышает сроки установленные Законодательством РФ. Сроки действия сертификатов соответствия в настоящее время просрочены.
Орган по сертификации указан верно, имеется регистрационный номер органа по сертификации по государственному реестру (РОСС RU.0001.10AE56), его наименование в соответствии с аттестатом аккредитации (Орган по сертификации продукции и услуг ООО «Самарский центр испытаний и сертификации») – прописными буквами, адрес, телефон и факс (443077, г.Самара, ул.Пугачевская, д.21А, тел. (846)278-85-33, 278-85-34, факс 278-85-32) – строчными буквами.
Наименование, тип, вид продукции указан в соответствии с контрактом: антибактериальное туалетное мыло серии «Absolut» марки ординарное, максимальная защита.
Код продукции 91 4420 «туалетное мыло» по ОКП указан верно.
Следующая позиция показывает соответствие требованиям нормативных документов, на соответствии которых проводилась сертификация – ГОСТ Р 51391-99 п.4.6. «Изделия парфюмерно – косметические. Информация для потребителя», ГОСТ 28546-2002 «Мыло туалетное твердое. Общие технические условия».
Код ТН ВЭД не указан.
Наименование и юридический адрес организации – изготовителя указан полностью: ОАО Парфюмерно-косметическая компания «Весна», ОГРН: 1036300007360. ИНН: 6311064600, Россия, г.Самара.
Наименование и юридический адрес организации, которому выдан сертификат соответствия указан полностью — ОАО Парфюмерно-косметическая компания «Весна», ОГРН: 1036300007360. ИНН: 6311064600, Россия, 443036, г.Самара, ул.Неверова, 33, тел, (8462)77-96-64, факс (8462)70-70-55.
Сертификат соответствия выдан на основании протокола испытаний, санитарно-эпидемиологического заключения.
Сертификат соответствия заверена печатью органа, прошедшего сертификацию, которая нанесена отчетливо и в ней просматривается вся информация об органе по сертификации. Отчетливо видны подписи руководителя органа по сертификации и эксперта, проводившего сертификацию, и даны расшифровки этих подписей.
Таким образом, можно сделать заключение, что предоставленный сертификат соответствия заполнен верно.
Образец 2. Представленный сертификат соответствия заполнен с одной стороны, что соответствует установленным требованиям, имеет регистрационный номер РОСС ТR.ПК12.В02496.
(1) (2) (3) (4)
(1) – две буквы обозначают, что организация изготовляющая продукцию является Турция.
(2) – (ПК12) код органа сертификации, выдавшего сертификат соответствия (ООО «Центр исследования качества душистых веществ и косметики «Космэкс»).
(3) – буква регистрационного номера (В) обозначает, что продукция выпускается серийно, прошедшая обязательную сертификацию сертификацию.
(4) – (02496) порядковый номер по мере включения в Государственный реестр выданных сертификатов.
Срок действия сертификата с 07.09.2006 по 07.09.2009г., даты записаны в соответствии с правилами: число и месяц – двумя арабскими цифрами, разделенными точками, год четырьмя арабскими. Срок действия сертификата не превышает сроки установленные Законодательством РФ. Сроки действия сертификатов соответствия в настоящее время действительны.
Орган по сертификации указан верно, имеется регистрационный номер органа по сертификации по государственному реестру (РОСС RU.0001.11ПК12), его наименование в соответствии с аттестатом аккредитации (ООО «Центр исследования качества душистых веществ и косметики «Космэкс») – прописными буквами, адрес, телефон и факс (119991, г.Москва, Ленинский проспект, д.63/2, тел. (495) 135-73-46, факс (495) 135-73-46 ) – строчными буквами.
Наименование, тип, вид продукции указан в соответствии с контрактом: Мыло туалетное серии «DURUMOODSBEAUTYSOAP».
Код продукции 91 4420 «туалетное мыло» по ОКП указан верно.
Следующая позиция показывает соответствие требованиям нормативных документов, на соответствии которых проводилась сертификация – ГОСТ Р 51391-99 п.4.6. «Изделия парфюмерно – косметические. Информация для потребителя», ГОСТ 28546-2002 п. 5.1.«Мыло туалетное твердое. Общие технические условия», СанПин 1.2.681-97 прил.1 п.1.4, прил. 3 п.1.3.
Код ТН ВЭД России: — 3401 11 000 0.
Наименование и юридический адрес организации – изготовителя указан на иностранном языке: EvyapSabunYagGliserinsanayiveTicaretA.S. Ayazaga, Gendereyolu10, 80670 Levent-Istandul/ Turkey, Турция.
Наименование и юридический адрес организации, которому выдан сертификат соответствия указан неполностью — EvyapSabunYagGliserinsanayiveTicaretA.S. Ayazaga, Gendereyolu10, 80670 Levent-Istandul/ Turkey, Турция. Сертификат соответствия выдан на основании протокола испытаний, санитарно-эпидемиологического заключения.
В дополнительной информации имеется ссылка, что продукция не содержит этилового спирта; продукция в наборе и индивидуальной упаковке.
Сертификат соответствия заверена печатью органа, прошедшего сертификацию, которая нанесена отчетливо и в ней просматривается вся информация об органе по сертификации. Отчетливо видны подписи руководителя органа по сертификации и эксперта, проводившего сертификацию, и даны расшифровки этих подписей.
Таким образом, можно сделать заключение, что предоставленный сертификат соответствия заполнен не верно, так как в нем не указан полностью юридический адрес организации, которому выдан сертификат соответствия.
Образец 3. Представленный сертификат соответствия заполнен с одной стороны, что соответствует установленным требованиям, имеет регистрационный номер РОСС ТR.ПК12.В03820.
(1) (2) (3) (4)
(1) – две буквы обозначают, что организация изготовляющая продукцию является Турция.
(2) – (ПК12) код органа сертификации, выдавшего сертификат соответствия (ООО «Центр исследования качества душистых веществ и косметики «Космэкс»).
(3) – буква регистрационного номера (В) обозначает, что продукция выпускается серийно, прошедшая обязательную сертификацию сертификацию.
(4) – (03820) порядковый номер по мере включения в Государственный реестр выданных сертификатов.
Срок действия сертификата с 03.04.2007 по 28.02.2010г., даты записаны в соответствии с правилами: число и месяц – двумя арабскими цифрами, разделенными точками, год четырьмя арабскими. Срок действия сертификата не превышает сроки установленные Законодательством РФ. Сроки действия сертификатов соответствия в настоящее время действительны.
Орган по сертификации указан верно, имеется регистрационный номер органа по сертификации по государственному реестру (РОСС RU.0001.11ПК12), его наименование в соответствии с аттестатом аккредитации (ООО «Центр исследования качества душистых веществ и косметики «Космэкс») – прописными буквами, адрес, телефон и факс (119991, г.Москва, Ленинский проспект, д.63/2, тел. (495) 135-73-46, факс (495) 135-73-46 ) – строчными буквами.
Наименование, тип, вид продукции указан в соответствии с контрактом: Мыло туалетное серии «DURU1+1 BEAUTYSOAP(с кремом)».
Код продукции 91 4422 «туалетное мыло» по ОКП указан верно.
Следующая позиция показывает соответствие требованиям нормативных документов, на соответствии которых проводилась сертификация – ГОСТ Р 51391-99 п.4.6. «Изделия парфюмерно – косметические. Информация для потребителя», ГОСТ 28546-2002 п. 5.1.«Мыло туалетное твердое. Общие технические условия».
Код ТН ВЭД России: — 3401 11 000 0.
Наименование и юридический адрес организации – изготовителя указан на иностранном языке: EvyapSabunYagGliserinsanayiveTicaretA.S. Ayazaga, Gendereyolu10, 80670 Levent-Istandul/ Turkey, Турция.
Наименование и юридический адрес организации, которому выдан сертификат соответствия указан неполностью — EvyapSabunYagGliserinsanayiveTicaretA.S. Ayazaga, Gendereyolu10, 80670 Levent-Istandul/ Turkey, Турция. Сертификат соответствия выдан на основании протокола испытаний, санитарно-эпидемиологического заключения.
Сертификат соответствия заверена печатью органа, прошедшего сертификацию, которая нанесена отчетливо и в ней просматривается вся информация об органе по сертификации. Отчетливо видны подписи руководителя органа по сертификации и эксперта, проводившего сертификацию, и даны расшифровки этих подписей.
Таким образом, можно сделать заключение, что предоставленный сертификат соответствия заполнен не верно, так как в нем не указан полностью юридический адрес организации, которому выдан сертификат соответствия.
продолжение
--PAGE_BREAK--