Реферат по предмету "Маркетинг"


Информационная система отдела маркетинга

Введение
Перемены нашего времени обусловили возрастающий интересразного рода коммерческих и некоммерческих организаций к применениюкомпьютерной техники для обеспечения информационной поддержки своего бизнеса,что, несомненно, приводит к увеличению скорости обработки информации исокращению времени получения результатов.
В условиях жесткой конкуренции и роста издержекнепременным условием выживания компании становится маркетинг, именно он способствуетболее успешному выступлению на рынке. И чтобы должным образом функционировать вусловиях маркетинга, необходимо получать адекватную информацию до и послепринятия решения. Существует множество причин, в силу которых маркетинговаяинформация должна собираться при разработке, реализации, пересмотре каких-либоэлементов маркетингового плана, и храниться в удобном для маркетолога виде.[3]
Задачей данного дипломного проекта является разработкаинформационной системы отдела маркетинга, а именно системы постоянного слеженияза состоянием рабочего плана маркетинга, необходимой для организованного сбораи хранения внешней маркетинговой информации, учета внутренней информации,скорости обработки данных, координации стратегии, получения отчетности дляпроведения маркетинговых исследований. Отсутствие таковой системы приводит кдополнительным затратам времени на обработку информации и задержкам в принятии решения,что в свою очередь не может не повлиять на пропускную способность не толькоотдела, но и всей компании в целом.
КомпанияЗАО «УЗО-Электро» образована в 1996 году и является одной из ведущихэлектротехнических компаний на российском рынке.
Организационнаяструктура компании представлена на рис.1.
Отдел маркетинга входит в подчинение коммерческогодепартамента и напрямую связан с отделом продаж.
Основными функциямиотдела являются: размещение рекламы, организация выставок, заказ сувенирной иполиграфической продукции, изготовление макетов, информационная рассылка писем,анализ рынка, сбор информации, разработка стратегии компании, составлениеежегодного плана маркетинга, сопровождение web-сайта компании.
Структураотдела маркетинга представлена на рис.2.
Начальникотдела маркетинганесет ответственность за правильное и своевременное выполнение всех работы вотделе маркетинга. В ряд его обязанностей входят: координация действий своихподчиненных, заключение договоров, утверждение макетов, контроль несущейинформации, учет денежных средств, рассмотрение отчетов, составление ежегодногоплана маркетинга.
Маркетолог – проводит сбор внешней информации,анализирует рынок, оценивает результаты выполненных работ по привлечениюклиентов, разрабатывает стратегии по продвижению брэнда компании, проводитмаркетинговые исследования.
Менеджер по рекламе – осуществляет заказ визитныхкарточек для сотрудников компании, заказ сувенирной и полиграфическойпродукции, размещает рекламу в различных носителях, осуществляет информационнуюрассылку, организует участие в выставках.
Дизайнер – разрабатывает рекламные модули,макеты для полиграфической и сувенирной продукции, производит верстку макетов.
Администратор web-сайта – отвечает за своевременноеинформационное наполнение страниц сайта и навигацию по нему.
Спросна предлагаемую продукцию напрямую зависит от трудовой деятельности отделамаркетинга. Его успешная работа приводит к росту продаж, привлечению новыхпотенциальных клиентов, распространению продукции в новых целевых группах, аследовательно – прибыль и престиж компании возрастают.[3]

1.        СРЕДА РАЗРАБОТКИ
 
В качестве системыреализации проекта предлагается использовать СУБД Microsoft Access 2000 в среде Microsoft Windows XP. Accessпредставляет собой мощную систему, обеспечивающую эффективную разработку исопровождение баз данных.[1]
Выбор в пользу этойсистемы был сделан по нескольким причинам:
1.        Среда Microsoft Access может с успехом использоваться начинающимипользователями для познания секретов реляционных баз данных и в то же времяпредоставляет мощные инструменты разработки опытным программистам.
2.        Логическаяструктура Access представлена объектами базы данныхследующих типов:
-   Таблицы (Tables) создаютсяпользователем для хранения данных об одном информационном объекте модели данныхпредметной области. Таблица состоит из полей (столбцов) и записей (строк).Каждое поле содержит одну характеристику объекта предметной области. В записисобраны сведения об одном экземпляре этого объекта;
-   Запросы (Queries) создаютсяпользователем для выборки нужных данных из одной или нескольких связанныхтаблиц. Результатом выполнения запроса является таблица, которая может бытьиспользована наряду с другими таблицами БД при обработке данных. Запрос можетформироваться в виде запросов по образцу (QBE) или с помощью инструкции SQL — языка структурированных запросов. С помощью запроса можно также обновить,удалить или добавить данные в таблицы или создать новые таблицы на основе ужесуществующих;
-   Формы (Forms) являются основнымсредством создания диалогового интерфейса приложения пользователя. Форма можетсоздаваться для ввода и просмотра взаимосвязанных данных базы на экране вудобном виде, который соответствует привычному для пользователя документу.Формы также могут использоваться для создания панелей управления в приложении;
-   Отчеты (Reports) предназначеныдля формирования выходных документов, содержащих результаты решения задачпользователя, и вывода их на печать;
-   Страницы (Pages) — Страницыдоступа к данным являются диалоговыми Web-страницами, которые поддерживаютдинамическую связь с базой данных и позволяют просматривать, редактировать ивводить данные в базу, работая в окне браузера;
-   Макросы (Macros). Макрос являетсяпрограммой, которая содержит описание последовательности действий, выполняемыхпри наступлении некоторого события в объекте или элементе управленияприложения. Каждое действие реализуется макрокомандой. Создание макросовосуществляется в диалоговом режиме путем выбора нужных макрокоманд и задания параметров,используемых ими при выполнении;
-   Модули (Modules) содержатпроцедуры на языке VBA. Могут создаваться процедуры- функции, которыеразрабатываются пользователем для реализации нестандартных функций в приложениипользователя, и процедуры для обработки событий. В Access для удобствапользователя объекты базы данных могут быть объединены в группы пофункциональному или иному признаку. Группы содержат ссылки на объекты базыданных различных типов.[2]
3.        Обладая всемичертами классической СУБД, Accessпредоставляет и дополнительные возможности, поскольку Access – это не только мощная, гибкая и простая виспользовании СУБД, но и система для разработки работающих с базами данныхприложений, полностью соответствующих потребностям по управлению данными.[1]
4.        Microsoft Access понимает следующие языки программирования: SQL (Structured Query Language – структурированный язык запросов) иVBA (Visual Basic for Applications – язык для приложений). VBA, являясь достаточно мощным и сложнымязыком, весьма гибок при создании и манипулировании определениями объектов, онможет быть использован для выполнения любых действий в ходе выполненияприложения. Использование VBAпозволяет добавлять процедуры выявления ошибки ввода данных и отображатьинформирующие сообщения пользователям.[1]
5.        Access позволяет осуществлять импорт иэкспорт данных из файлов текстовых редакторов и электронных таблиц. Приложениеможет работать с любой базой данных, поддерживающей ОDВС (Open Database Connectivity – открытый доступ к данным).
6.        В СУБД Accessпроцесс создания реляционной базы данных включает в себя создание схемы данных,которая наглядно отображает таблицы и связи между ними, а также обеспечиваетиспользование связей при обработке данных.[1]
7.        Предоставленонесколько средств создания каждого из основных объектов базы. Их можноклассифицировать как: ручные (разработка объектов в режимеконструктора), автоматизированные (разработка с помощью программ-мастеров),автоматические (ускоренная разработка простейших объектов). [1]
8.        Access обладает надежными средствами защитыи обеспечения целостности данных.
Microsoft Access 2000построен таким образом, что его одинаково хорошо используют как на небольшомпредприятии или в сфере домашнего применения, так и в крупной корпорации,поскольку Access прост в настройке и инсталляции,имеет понятный и полностью адаптирующийся к потребностям каждого пользователяинтерфейс, органично входит в состав Microsoft Office.

2.        ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Назначение системы.
Разрабатываемаяинформационная система позволит автоматизировать процесс обработки данных вотделе маркетинга. Её целью является решение следующих вопросов:
-          запись и хранениевсей необходимой информации о носителях рекламы и условиях размещения рекламы свозможностью поиска, изменения и удаления данных;
-          хранение,изменение, удаление и пополнение списка тематических выставок, проходящих вМоскве, поиск данных по списку, возможность отбора данных по типу участия ввыставках;
-          хранение,пополнение и изменение информации относительно заказов сувенирной иполиграфической продукции, просмотр и поиск хранимых данных;
-          запись, хранение,изменение и удаление информации о сотрудниках компании и о потенциальныхклиентах, которые за ними закреплены;
-          запись, хранениеи просмотр информации относительно заказов визитных карточек для сотрудниковкомпании;
-          формирование ипечать различных отчетов.
             Описаниевходных данных
Входные данные вводятся в базу данныхпутем набора их с клавиатуры.
Перечень вводимых данных:
             Информацияо размещении рекламы
-          название носителярекламы;
-          тип носителя(журнал, каталог, справочник, интернет и т.д.);
-          тип рекламы(статья, модуль, баннер, контекстный показ и т.д.);
-          контактные данные(телефон, Ф.И.О.);
-          период показарекламы;
-          номер счёта;
-          стоимостьразмещения рекламы;
-          комментарий.
             Сведенияо тематических выставках
-          названиевыставки;
-          дата проведения;
-          место проведениявыставки (название комплекса, адрес, телефон);
-          организатор(название организации, адрес, телефон, контактное лицо);
-          тип участия(очное, заочное, по приглашению);
-          расходы научастие в выставке (услуга, номер счёта, стоимость);
-          отчёт.
             Сведенияо сувенирной и полиграфической продукции
-          наименованиезаказываемой продукции;
-          тип продукции(сувенир, полиграфия);
-          количество штук;
-          номер счёта;
-          стоимость заказа;
-          изготовительпродукции (название организации, телефон, контактное лицо);
-          срокиизготовления;
-          заказ длявыставки (название выставки, количество штук).
             Сведенияо визитках
-          количество штук;
-          изготовительвизиток (название организации, телефон, контактное лицо);
-          номер счёта;
-          стоимость заказа;
-          срокиизготовления;
-          для кого заказ(Ф.И.О. сотрудника.).
             Данныедля информационной рассылки
-          названиеорганизации;
-          ФИО клиента;
-          адрес;
-          телефон;
-          дата отправленияинформационного письма;
-          ответственныйсотрудник (Ф.И.О. сотрудника);
-          приглашение навыставку (название выставки);
-          отчёт.
             Сведенияо сотруднике компании
-          Ф.И.О. (нарусском и английском языках);
-          Должность (нарусском и английском языках);
-          номер мобильноготелефона;
-          номер внутреннеготелефона;
-          E-mail.
            Описаниевыходных данных
Выходные данные предоставляются ввиде отчётов.
Перечень отчётов:
Отчет порекламе
Отчёт по размещенной рекламе долженсодержать следующие данные:
-          название носителярекламы;
-          тип носителя;
-          тип рекламы;
-          период показарекламы;
-          номер счёта;
-          стоимостьразмещения рекламы;
-          общая суммарасходов;
-          комментарий.
Годовой отчёт о выставках
Отчёт о выставках за определённый годдолжен отображать следующие данные:
-          названиевыставки;
-          дата проведения;
-          место проведения;
-          организатор;
-          тип участия(очное, заочное, посещение, не участвуем);
-          расходы (услуга,номер счета, цена, общая стоимость);
-          общая суммарасходов;
-          отчёт.
Годовойотчёт по заказам сувенирной и полиграфической продукции
Отчёт по заказанной продукции долженсодержать:
-          наименованиепродукции;
-          тип продукции;
-          количество штук;
-          номер счёта;
-          стоимость заказа;
-          названиеизготовителя продукции;
-          заказ длявыставки (название выставки, количество штук);
-          общая суммарасходов на сувенирную продукцию;
-          общая суммарасходов на полиграфическую продукцию.
Макетвизитной карточки сотрудника
Макет должен быть представлен в двухвариантах: русская и английская версии. Должен содержать следующую информацию:
-          названиекомпании;
-          контактные данныекомпании;
-          данные осотруднике (Ф.И.О., должность, номер мобильного телефона, E-mail).
Информационное письмо
Содержание информационного письмадолжно быть следующим:
-          текст обращения синформацией о компании «УЗО-Электро»;
-          кому адресовано(название компании, Ф.И.О. руководителя).
Приглашение на выставку
В приглашении должны быть указаныследующие данные:
-          данные получателя(название компании, Ф.И.О. руководителя);
-          информация окомпании «УЗО-Электро» и текст приглашения;
-          информация овыставке (название, дата и место проведения).
Для отчётов:информационное письмо и приглашение на выставку, должна быть предусмотренавозможность экспортирования данных в текстовый редактор Microsoft Word для дальнейшего редактирования их содержимого.
             
            Требованияк разрабатываемой системе
             
К функциональным характеристикам
Разрабатываемая информационная система должна поддерживать заданнуюструктуру интерфейса, т.е. поддерживать заданные форматы входных и выходныхданных.
К надежности
В системе должен бытьобеспечен внутренний контроль параметров средствами СУБД Microsoft Access 2000, а именно обеспечение целостности данных за счетустановки каскадного обновления и удаления записей из подчиненных таблиц.
В целом информационнаясистема должна быть функционально полной и способной отражать адекватнуюинформацию. Обеспечение надежности вычислительного процесса должно выполнятьсявнешними средствами операционной системы Windows (реакция на сбой, отказ и неправильный ход вычислительногопроцесса).
К составуи параметрам технических средств
Для использованияразрабатываемой системы необходим компьютер, конфигурация которого позволитзапустить на нем СУБД Access2000.

3.ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ
Проектирование базы данных являетсяодной из наиболее ответственных и трудных задач, связанных с созданиеминформационной системы. В результате ее решения должны быть определены исодержание базы данных, и эффективный с точки зрения будущих пользователейспособ ее организации. Учитывая требования пользователей системы, необходимопринять во внимание следующие: получаемая информация по структуре и содержаниюдолжна соответствовать решаемым задачам; база данных должна при необходимостилегко модифицироваться и расширяться; необходимо обеспечить простоту и удобствообращения пользователей за необходимой информацией.
По логическому представлению модели данных СУБДделятся на несколько типов: реляционные, сетевые и иерархические. Эти тримодели различаются в основном способами представления взаимосвязей междуобъектами. Реляционное представление данных в настоящее время является наиболеераспространенным, и фактически стало промышленным стандартом при разработке базданных, обладает некоторыми преимуществами по отношению к другим моделям.
Вся информация в базеданных представлена в виде таблиц. Она поддерживает три реляционных оператора:выбора, проектирования и объединения, с помощью которых можно получитьнеобходимые данные. В Accessв полной мере реализовано управление реляционными базами данных. Системаподдерживает первичные и внешние ключи и обеспечивает целостность данных науровне ядра (что предотвращает несовместимые операции обновления или удаленияданных). Кроме того, таблицы в Accessснабжены средствами проверки допустимости данных, предотвращающими некорректныйввод, независимо от того, как он осуществляется, а каждое поле таблицы имеетсвой формат и стандартные описания, что существенно облегчает ввод данных. Access поддерживает все необходимые типыполей, в том числе текстовый, числовой, счетчик, денежный, дата/время, MEMO, логический, гиперссылка и поляобъектов OLE. Если в процессе специальнойобработки в полях не оказывается никаких значений, система обеспечивает полнуюподдержку пустых значений.
На основаниивышеизложенного, рассмотрим этапы проектирования системы.
 
3.1     Диаграммабизнес-процессов
 
Для описания предметнойобласти используется диаграмма бизнес-процессов. Диаграмма потока данных (BPM – Business Process Modeler) показывает перемещение данных по различным процессамделопроизводства и позволяет лучше понять взаимосвязь между бизнес-операциями иинформационными потоками.[4]
Диаграмма позволитувидеть, где данные берут свое начало и куда они в итоге поступают, какиефункции системы зависят от других функций. Все это поможет устранить избыточныеили неэффективные операции, уменьшить затраты. Диаграмма потока данных состоитиз 4-х видов компонентов: процессов (функций), потоков данных, накопителей(хранилищ) данных и внешних объектов (сущностей).
Процесс преобразует входной поток данных ввыходной в соответствии с заданным алгоритмом. В данном случае процессомявляется «размещение рекламы», «организация участия в выставке» и т.д.
Внешний объект – это предмет или лицо, являющийся приемником или источникоминформации. Например, в данной работе внешними сущностями (объектами)являются: сотрудник отдела маркетинга, менеджер отдела продаж, носительрекламы, организатор выставки и т.д.
Накопитель данных – это некоторое место или устройство для храненияинформации. В данной работе накопителем данных является база данных.
Поток данных – этоинформация, передаваемая от одного блока диаграммы к другому. Поток данныхизображается в виде линии со стрелкой от источника к приемнику. Каждый потокданных имеет свое имя, отражающее его содержимое. Например, в данной работепотоком является «запрос на размещение рекламы», «передача рекламногообращения» и т.д.[4]
На диаграммах (рис.3.1.1,3.1.2, 3.1.3, 3.1.4) представлены процессы, отражающие функционирование отделамаркетинга.
3.1.1  Процесс размещения рекламы
Диаграмма процесса размещениярекламы представлена на рис.3.1.1.
Сотрудник отдела маркетинга выявляетнеобходимость размещения рекламы в каком-либо носителе, для этого онанализирует информацию о носителе и о прошлых заказах, которые хранятся в базеданных. Выбрав носителя, сотрудник запрашивает у него условия размещениярекламы, по поступившему предложению он определяет тип рекламы и передаетрекламное обращение носителю, после чего заносит необходимую информацию осделанном заказе в базу данных. Иногда инициатором заказа является самноситель, обратившийся с предложением на размещение рекламы. В этом случаесотруднику отдела маркетинга необходимо проверить наличие информации о данномносителе в базе данных и далее действовать по вышеизложенной схеме.
3.1.2  Процесс организации выставки
Диаграмма процессаорганизации выставки представлена на рис.3.1.2
Для принятия решения обучастии в определенной тематической выставке анализируется информация базыданных, содержащая отчёт о прошлом участии в этой выставке. После чего, сотрудникотдела маркетинга делает запрос на участие организатору выставки, который всвою очередь выставляет предложение с условиями участия. По принятию решенияоформляется заказ определенных услуг: покупка места в выставочном комплексе,застройка стенда, ввоз/вывоз оборудования и т.п.
Вся информация о заказанныхуслугах и отчёт (по окончанию выставки) заносятся для хранения в базу данных. Вслучае если участвовать в выставке нет необходимости, а возникает вопрос опростом посещении её для сбора информации, сотрудник отдела маркетинга напрямуюсвязывается с выставочным комплексом, в котором будет проходить интересующаявыставка, и заказывает требуемое количество входных билетов для сотрудниковкомпании.
3.1.3  Процесс заказа сувенирной и полиграфической продукции
Диаграмма процесса заказасувенирной и полиграфической продукции (в том числе и заказа визитных карточекдля сотрудников компании) представлена на рис.3.1.3.
При заказе сувенирной илиполиграфической продукции сотрудник отдела маркетинга просматривает в базеданных отчет об уже заказанной продукции и сверяется с планом маркетинга, сцелью контроля расходов денежных средств. Затем, на сделанный запрос изготовителю,он получает предложение и осуществляет заказ продукции.
Вся информация о сделанномзаказе заносится в базу данных. Заказ визитных карточек осуществляется по тойже схеме с приходом запроса от сотрудника компании.
3.1.4  Процесс информационной рассылки
Диаграмма процессаинформационной рассылки писем представлена на рис.3.1.4.
Для осуществления рассылкиписем необходимо занести в базу данных всю контактную информацию опотенциальном клиенте, взятую из справочников, интернета, или любых другихисточников, и, используя собранную информацию, сформировать информационноеписьмо. После чего, для осуществления контакта с клиентом, необходимо назначитьдля каждого из объектов менеджера из отдела продаж, проинформировать его опотенциальном клиенте и отправить информационное письмо почтой клиенту.
По истечении определенноговремени, менеджер налаживает контакт с потенциальным клиентом, в результатепроделанной работы им составляется отчет и передается в отдел маркетинга длязанесения в базу данных.
3.2     Структурабазы данных
 
3.2.1  ER– диаграмма
В данной дипломной работедля моделирования данных используется модель «сущность-связь» (Entity–Relationship, ER), которая наглядно изображает структурные блоки информации илогические взаимосвязи между ними. Компонентами модели являются сущности,атрибуты и связи.
Сущность — совокупность информации о реальномили воображаемом конкретном предмете. Каждая сущность должна обладатьуникальным идентификатором. Каждый экземпляр сущности должен однозначноидентифицироваться и отличаться от всех других экземпляров данного типасущности.
Атрибут – любая характеристика сущности,значимая для предметной области и предназначенная для классификации состояниясущности.
Связь – это графически изображаемаяассоциация, устанавливаемая между двумя сущностями, при которой каждыйэкземпляр одной сущности ассоциирован с произвольным количеством экземпляроввторой сущности. Каждая связь имеет степень и может быть обязательной илинеобязательной. Существует три разновидности связей — «Один к одному» (1:1),«Один ко многим» (1: М) или «Многие к одному» (М:1) и «Многие ко многим»(M: М).[4]
Понятие может иметьнесколько свойств, обладающих уникальностью значений, их называют возможнымиключами. При существовании нескольких возможных ключей один из нихвыделяется в качестве основного (первичного) ключа.[4]
Используя вышеизложенное,построим ER – диаграмму. ER – диаграмма представлена нарис.3.2.1.
3.2.2  Модельданных
По ER – диаграмме, изображенной нарис.3.2.1 построим модель данных, которая учитывает типы и наименование полей итаблиц.
На рис.3.2.2 представленамодель данных, которая является прообразом проектируемой базы данных. В данноймодели каждая сущность представляет собой таблицу базы данных, каждый атрибутявляется колонкой соответствующей таблицы.
3.3     Описаниезапросов
 
Работа с разрабатываемой системой предполагаетобслуживание ряда запросов для получения требуемой информации. Ориентируясь напостроенную ранее диаграмму бизнес-процессов, рассмотрим запросы, используемыепри обращении к базе данных. Ниже представлены запросы для всех процессовдиаграммы.
В процессе размещения рекламы (пункт 3.1.1) предполагается использоватьследующие запросы:
-          запрос для получения данных оразмещенной ранее рекламе за указанный период (название носителя рекламы, типносителя, тип рекламы, № счёта, цена, период показа, отчет).
В процессе организации выставки (пункт 3.1.2) предполагается использоватьследующие запросы:
-          запрос для просмотра всего спискавыставок, относящегося к определенному типу участия (название выставки, датапроведения, место проведения, тип участия, отчет);
-          запрос для получения информации опрошедших выставках за указанный период (название выставки, дата проведения,тип участия, место проведения, организатор, отчет);
-          запрос для внесения информации орасходах на выставку (№ записи, услуга, счет, цена).
В процессе заказа сувенирной и полиграфической продукции (пункт 3.1.3)предполагается использовать следующие запросы:
-          запрос для просмотра информации овсех заказах, относящегося к сувенирной или полиграфической продукции (№записи, наименование, количество штук, № счета, цена, изготовитель, срокиизготовления, количество штук для выставки, дата заказа);
-          запрос для получения информации осделанных заказах за указанный период (наименование, количество штук, № счета,цена, изготовитель, количество штук для определенной выставки, тип продукции,дата заказа).
В процессе информационной рассылки (пункт 3.1.4) предполагаетсяиспользовать следующие запросы:
-          запрос для получения краткойинформации о всех организациях, за которыми закреплен каждый сотрудник (названиеорганизации, отчёт);
-          запрос для просмотра иредактирования подробной информации о всех клиентах, за которыми закрепленкаждый сотрудник (название организации, руководитель, адрес, телефон, датаотправки, ответственный, название выставки, отчёт);
-          запрос для заказа визитныхкарточек сотруднику (количество штук, изготовитель, номер счета, цена, срокизготовления, дата заказа);
-          запрос для составления макетавизитной карточки на английском и русском языках (Ф.И.О., должность, внутреннийтелефон, мобильный телефон, E-mail, FIO, Doljnost);
-          запрос для составления приглашенияна посещение выставки (название компании, Ф.И.О. руководителя, названиевыставки, дата и место проведения);
-          запрос для составленияинформационного письма (название компании, Ф.И.О. руководителя).
3.4     Построениебазы данных
 
По модели данных(рис.3.2.2) реализуем базу данных в Microsoft Access2000. Схема базы данных представлена на рис.3.4.
На данной схеме показанывсе таблицы, необходимые для реализации информационной системы, а также указанывзаимосвязи между ними.
3.5     Описаниеформ
 
Для обеспечения комфортной работы с информационной системой необходимосоздать экранные формы, позволяющие: вводить, редактировать, просматриватьинтересующие данные, удалять ненужные записи. Рассмотрим экранные формы,созданные в Microsoft Access 2000. При создании экранныхформ, для присвоения различных функций элементам управления и самим формам,использовались запросы и встроенный язык VisualBasic. Процедуры, написанные на этом языке, представлены вприложении.

3.5.1  Форма «Обложка»
Данная форма представлена на рис.3.5.1. Она является главной иавтоматически открывается при запуске базы данных. Именно с нее начинаетсяработа с информационной системой.
Основным элементом этой формы является набор вкладок: Реклама; Выставки;Сувенир/полиграфия; Сотрудник. Каждой вкладке соответствует свой набор кнопок:
-           Реклама:
Кнопка «Показать все записи» — при нажатии открывает форму «Размещениерекламы» (рис.3.5.2);
Кнопка «Отчет по рекламе» — при нажатии вызывает отчет «Расходы нарекламу» (рис.3.6.1);
-           Выставки:
Кнопка «Выставки в Москве» — при нажатии открывает форму «Участие ввыставках» (рис.3.5.4);
Кнопка «Годовой отчет» — при нажатии вызывает отчет «Выставки»(рис.3.6.2);
-           Сувенир/полиграфия:
Кнопка «Показать все записи» — при нажатии открывает форму «Заказсувенир/полиграфия» (рис.3.5.8);
Кнопка «Годовой отчет» — при нажатии вызывает отчет «Сувенир/полиграфия»(рис.3.6.3);
-           Сотрудник:
Кнопка «Данные о сотрудниках» — при нажатии открывает форму «Сотрудник»(рис.3.5.9);
Кнопка «Выйти из программы» — при нажатии вызывает закрытие формы«Обложка» и выход из системы.
Код обработчика событий элементов управления формы, представлен вприложении (пункт 1).

3.5.2  Форма «Размещение рекламы»
Форма представлена на рис.3.5.2. Она предназначена для просмотра данных оразмещенной рекламе и поиска нужной записи по названию носителя рекламы.
Источником строк является таблица «НосителиРекламы».
Поле «№ записи» — при нажатии открывает форму «ПравкаРеклама» (рис.3.5.3)с данными соответствующими номеру этой записи;
Поле «Поиск» обеспечивает поиск записи по названию носителя рекламы свозможностью перехода на найденную запись;
Кнопка «Годовой отчет» — при нажатии вызывает отчет «Расходы на рекламу»(рис.3.6.1);
Кнопка «Выход» — при нажатии закрывает форму «Размещение рекламы»
Код обработчика событий элементов управления формы, представлен вприложении (пункт 2).
3.5.3  Форма «ПравкаРеклама»
Форма представлена на рис.3.5.3. Она позволяет вводить, редактировать,сохранять и удалять данные. Источником строк для данной формы является таблица«НосителиРекламы».
Поле со списком «ТипНосителя» — источником его строк является значениестолбца «ТипНосителя» из таблицы «ТипНосителя». Команда Select-SQL:
SELECT Тип Носителя.Код Тип Носителя,
Тип Носителя.[Тип Носителя]
FROM Тип Носителя;
Поле со списком «Тип Рекламы» — источником его строк является значениестолбца «Тип Рекламы» из таблицы «ТипТипРекалмы». Команда Select-SQL:
SELECT Тип Рекламы.Код Тип Рекламы,
Тип Рекламы.[Тип рекламы]
FROM ТипРекламы;
Поле со списком «Год» — источником его строк является значение столбца «Год»из таблицы «Год». Команда Select-SQL:
SELECTГод.КодГод, Год.Год
FROM Год;
Кнопка «Сохранить» — при нажатии сохраняет внесенные в запись изменения изакрывает форму «ПравкаРеклама»;
Кнопка «Добавить запись» — при нажатии сохраняет внесенные в записьизменения и очищает поля формы;
Кнопка «Удалить запись» — при нажатии удаляет запись из таблицы«НосителиРекламы» и закрывает форму «ПравкаРеклама»;
Код обработчика событий элементов управления формы, представлен вприложении (пункт 3).
3.5.4  Форма «Участие в выставках»
Форма представлена на рис.3.5.4. Она предназначена для просмотра данных овыставках, проходящих в Москве, поиска нужной записи по названию выставки исортировки данных по типу участия.
Источником записей данной формы является таблица «Участие». Источникомстрок имеющейся здесь подчиненной формы является Запрос «Выставка»,сформированный на основе таблицы «СписокВыставок»:
SELECT СписокВыставок.№, СписокВыставок.Название,
СписокВыставок.[Дата проведения],СписокВыставок.КодГод,
СписокВыставок.КодМесто, СписокВыставок.Отчёт,СписокВыставок.КодУчастие, СписокВыставок.Дата
FROM Участие INNER JOIN СписокВыставок ONУчастие.КодУчастие = СписокВыставок.КодУчастие
WHERE(((СписокВыставок.КодУчастие)=[Forms]![Участие]![Участие]))
ORDER BY СписокВыставок.Название;
Поле со списком «Участие» — источником его строк является значениестолбца «Участие» из таблицы «Участие». Команда Select-SQL:
SELECT Участие.КодУчастие, Участие.Участие FROM Участие;
Поле «Поиск» обеспечивает поиск записи по названию выставки свозможностью перехода на найденную запись;
Поле «№ записи» — при нажатии открывает форму «Выставки» (рис.3.5.5) сданными соответствующими номеру этой записи;
Кнопка «Годовой отчет» — при нажатии вызывает отчет «Выставки»(рис.3.6.2);
Кнопка «Выход» — при нажатии закрывает форму «Участие в выставках».
Код обработчика событий элементов управления формы, представлен вприложении (пункт 4).
3.5.5  Форма «Выставки»
Форма представлена на рис.3.5.5. Она позволяет вводить, редактировать,сохранять и удалять записи.
Источником записей для данной формы является таблица «СписокВыставок».Источником строк имеющейся здесь подчиненной формы является Запрос «Расход»:
SELECT ВыстРасход.Код№, ВыстРасход.Услуга,
ВыстРасход.Счет, ВыстРасход.Цена
FROM СписокВыставок INNER JOIN ВыстРасход ON
СписокВыставок.№ = ВыстРасход.Код№
WHERE (((ВыстРасход.Код№)=[Forms]![Выставки]![№]));
Поле со списком «Место» — источником его строк является значение столбца «Место»из таблицы «Место». Команда Select-SQL:
SELECTМесто.КодМесто, Место.Место FROM Место;
Поле со списком «Организатор» — источником его строк является значениестолбца «Название» из таблицы «Организатор». Команда Select-SQL:
SELECT Организатор.КодОрганизатор, Организатор.Название
FROM Организатор;
Поле со списком «Участие» — источником его строк является значениестолбца «Участие» из таблицы «Участие». Команда Select-SQL:
SELECT Участие.КодУчастие, Участие.Участие FROM Участие;
Кнопки «Стрелка» — нажатие данных кнопок для одного из полей вызываетоткрытие форм «Место» и «Организатор» (рис.3.5.6 и рис.3.5.7);
Кнопка «Сохранить» — при нажатии сохраняет внесенные в запись изменения изакрывает форму «Выставки»;
Кнопка «Добавить запись» — при нажатии сохраняет внесенные в записьизменения и очищает поля формы;
Кнопка «Удалить запись» — при нажатии удаляет запись из таблицы«СписокВыставок» и закрывает форму «Выставки»;
Код обработчика событий элементов управления формы, представлен вприложении (пункт 5).
3.5.6  Форма «Место»
Форма представлена на рис.3.5.6. Она предназначена для отображенияконтактной информации о месте проведения тематической выставки и позволяетредактировать, добавлять и удалять записи.
Источником строк для формы «Место» является таблица «Место».
Кнопка «Удалить запись» — при нажатии удаляет запись из таблицы изакрывает форму «Место»;
Код обработчика событий элементов управления формы, представлен вприложении (пункт 6).

3.5.7  Форма «Организатор»
Форма представлена на рис.3.5.7. Она предназначена для отображенияконтактной информации об организаторе выставки и позволяет редактировать,добавлять и удалять записи.
Источником строк для является таблица «Организатор».
Кнопка «Удалить запись» — при нажатии удаляет запись из таблицы изакрывает форму «Организатор»;
Код обработчика событий элементов управления формы, представлен вприложении (пункт 7).
3.5.8  Форма «Заказсувенир/полиграфия»
Форма представлена на рис.3.5.8. Она предназначена для просмотра, ввода,редактирования и удаления данных о заказах, поиска нужной записи по названиюпродукции, сортировки данных по типу продукции.
Источником записей данной формы является таблица «Тип». Источником строкдля имеющейся здесь подчиненной формы является Запрос «Тип», сформированный наоснове таблицы «Заказ»:
SELECTЗаказ.Код№, Заказ.Name,
Заказ.КодТип, Заказ.Шт, Заказ.Счет,
Заказ.Цена, Заказ.КодИзготов, Заказ.Срок,
Заказ.СШт, Заказ.Дата, Заказ.№
FROM Тип INNER JOIN Заказ ON Тип.КодТип = Заказ.КодТип
WHERE (((Заказ.КодТип)=[Forms]![Сувенир]![Тип]));
Поле со списком «ТипПродукции» — источником его строк является значениестолбца «Тип» из таблицы «Тип». Команда Select-SQL:
SELECTТип.КодТип, Тип.Тип FROM Тип;
Поле со списком «НазваниеВыставки» — источником его строк являетсязначение столбца «Название» из таблицы «СписокВыставок». Команда Select-SQL:
SELECT СписокВыставок.№, СписокВыставок.Название
FROM СписокВыставок;
Поле со списком «Изготовитель» — источником его строк является значениестолбцов «Изготовитель» из таблицы «Изготовитель». Команда Select-SQL:
SELECT Изготовитель.КодИзготов,
Изготовитель.Изготовитель, Изготовитель.Телефон
FROM Изготовитель;
Поле «Поиск» обеспечивает поиск записи по названию продукции свозможностью перехода на найденную запись;
Кнопка «Годовой отчет» — при нажатии вызывает отчет «Сувенир/полиграфия»(рис.3.6.3);
Кнопка «Выход» — при нажатии закрывает форму «Заказ сувенир/полиграфия».
Код обработчика событий элементов управления формы, представлен вприложении (пункт 8).
3.5.9  Форма «Сотрудник»
Форма представлена на рис.3.5.9. Она содержит три подчиненных формы сданными о сотруднике компании, о заказанных для него визитных карточках и оклиентах, за которыми этот сотрудник закреплен. Форма позволяет просматриватьинтересующую информацию, редактировать, добавлять и удалять записи.
Источником записей для формы «Сотрудник» является таблица «Сотрудник».Источником строк для имеющейся здесь подчиненной формы с контактной информациейо сотруднике является Запрос «ВыборСотрудник», сформированный на основе таблицы«Сотрудник»:
SELECT Сотрудник.КодСотрудник,
Сотрудник.ФИО, Сотрудник.FIO,
Сотрудник.Должность, Сотрудник.Doljnost,
Сотрудник.ВнутрТелефон, Сотрудник.МобТелефон,
Сотрудник.Email,
FROM Сотрудник
WHERE (((Сотрудник.КодСотрудник)=[Forms]![Сотрудник]![ФИО]));
Источником строк для подчиненной формы с информацией о заказах визитныхкарточек является Запрос «ЗаказВизитка», сформированный на основе таблицы«Визитки»:
SELECT Визитки.№, Визитки.Шт,
Визитки.КодИзготов, Визитки.Счет,
Визитки.Цена, Визитки.Срок,
Визитки.КодСотрудник, Визитки.Дата
FROM Сотрудник INNER JOIN Визитки ONСотрудник.КодСотрудник = Визитки.КодСотрудник
WHERE(((Визитки.КодСотрудник)=[Forms]![Сотрудник]![ФИО]));
Источником строк для подчиненной формы с информацией о клиентах являетсяЗапрос «ЗапросКлиент», сформированный на основе таблицы «СписокКлиентов»:
SELECT СписокКлиентов.Организация,
СписокКлиентов.Отчет, СписокКлиентов.Код№
FROM Сотрудник INNER JOIN СписокКлиентов ON
Сотрудник.КодСотрудник = СписокКлиентов.КодСотрудник
WHERE(((СписокКлиентов.КодСотрудник)=[Forms]![Сотрудник]![ФИО]));
Поле со списком «ФИО» — источником его строк является значение столбца «ФИО»из таблицы «Сотрудник». Команда Select-SQL:
SELECTСотрудник.КодСотрудник,
Сотрудник.ФИО
FROM Сотрудник;
Кнопки «MAKET(RUS)» и «MAKET(ENG)» — при нажатии вызывают отчет «RUSВизитка»и отчет «ENGВизитка» соответственно (рис.3.6.4 (а), рис.3.6.4(б));
Поле «Организация» — двойное нажатие кнопки на это поле вызывает открытиеформы «Клиенты»;
Поле со списком «Изготовитель» — двойное нажатие кнопки на это полевызывает открытие формы «Изготовитель». Источником строк для этого являетсязначение столбца «Изготовитель» из таблицы «Изготовитель». Команда Select-SQL:
SELECTИзготовитель.КодИзготов,
Изготовитель.Изготовитель,
Изготовитель.Телефон
FROMИзготовитель;
Кнопка «Выход» — при нажатии закрывает форму «Сотрудник».
Код обработчика событий элементов управления формы, представлен вприложении (пункт 9).
3.5.10           Форма «Клиенты»
Форма представлена на рис.3.5.10. Она позволяет просматривать информациюо потенциальных клиентах, редактировать, добавлять и удалять записи.
Источником записей для формы «Клиенты» является Запрос «Клиент»,построенный на основе таблицы «СписокКлиентов»:
SELECT СписокКлиентов.Код№,
СписокКлиентов.Организация, СписокКлиентов.Фамилия,
СписокКлиентов.ИО, СписокКлиентов.Адрес,
СписокКлиентов.Телефон, СписокКлиентов.Отправлено,
СписокКлиентов.КодСотрудник, СписокКлиентов.Отчет,СписокКлиентов.№,
FROM Сотрудник INNER JOIN СписокКлиентов ON
Сотрудник.КодСотрудник = СписокКлиентов.КодСотрудник
WHERE ((СписокКлиентов.Организация)=
[Forms]![Сотрудник]![Рассылка].[Form]![Организация]));
Поле со списком «Сотрудник» — источником его строк является значениестолбца «ФИО» из таблицы «Сотрудник». Команда Select-SQL:
SELECT Сотрудник.КодСотрудник, Сотрудник.ФИО
FROM Сотрудник;
Поле со списком «НазваниеВыставки» — источником его строк являетсязначение столбца «Название» из таблицы «СписокВыставок». Команда Select-SQL:
SELECT СписокВыставок.№, СписокВыставок.Название
FROM СписокВыставок;
Кнопка «Приглашение» — при нажатии вызывает отчет «Приглашение навыставку» (рис.3.6.5);
Кнопка «Удалить запись» — при нажатии удаляет запись из таблицы изакрывает форму «Клиенты»;
Кнопка «Отправить Инф. письмо» — при нажатии открывает отчет«Информационное письмо» (рис.3.6.6);
Код обработчика событий элементов управления формы, представлен вприложении (пункт 10).
3.5.11           Форма «Изготовитель»
Форма представлена на рис.3.5.11. Она позволяет просматривать контактнуюинформацию изготовителя сувенирной/полиграфической продукции, редактировать,добавлять и удалять записи.
Источником записей для формы «Изготовитель» является Запрос «Изготов»:
SELECT Изготовитель.КодИзготов,
Изготовитель.Изготовитель, Изготовитель.Телефон,
Сотрудник.КодСотрудник, Изготовитель.[Контактное лицо]
FROM Сотрудник INNER JOIN (Изготовитель INNER JOINВизитки ON Изготовитель.КодИзготов = Визитки.КодИзготов) ONСотрудник.КодСотрудник = Визитки.КодСотрудник
WHERE (((Изготовитель.КодИзготов)=
[Forms]![Сотрудник]![Визитки].[Form]![КодИзготов]));
Кнопка «Удалить запись» — при нажатии удаляет запись из таблицы изакрывает форму «Изготовитель»;
Код обработчика событий элементов управления формы, представлен вприложении (пункт 11).
3.6     Описаниеотчетов
 
3.6.1  Отчет «Расходына рекламу»
Отчет по расходам на размещение рекламы представлен на рис.3.6.1.Источником записей для формирования отчета является запрос «РекламаГод»:
SELECT НосителиРекламы.Название,НосителиРекламы.КодТипНосителя,
НосителиРекламы.КодТипРекламы, НосителиРекламы.Счет,
НосителиРекламы.Цена, НосителиРекламы.Комментарий,
НосителиРекламы.Дата, НосителиРекламы.ДатаПоказа,
НосителиРекламы.КодГод
FROM НосителиРекламы
WHERE (((Year([НосителиРекламы].[Дата]))=[ВВЕДИТЕГОД]));
3.6.2  Отчет«Выставки»
Отчет по всем выставкам за указанный год представлен на рис.3.6.2.Источником записей для формирования отчета является запрос «ВыставкиГод»:
SELECT СписокВыставок.Название,
СписокВыставок.[Дата проведения],СписокВыставок.КодГод, СписокВыставок.КодМесто, СписокВыставок.Отчёт,СписокВыставок.КодУчастие, СписокВыставок.КодОрганизатор,
СписокВыставок.№, ВыстРасход.Код№,
ВыстРасход.Услуга, ВыстРасход.Счет,
ВыстРасход.Цена, Год.Год
FROM (Год INNER JOIN СписокВыставок ON
Год.КодГод= СписокВыставок.КодГод)
LEFT JOIN ВыстРасход ON СписокВыставок.№ =ВыстРасход.Код№
WHERE (((Год.Год)=[ВВЕДИТЕ ГОД]))
ORDER BY СписокВыставок.Название;
3.6.3  Отчет«Сувенир/полиграфия»
Отчет по всем заказам сувенирной и полиграфической продукции за указанныйгод представлен на рис.3.6.3. Источником записей для формирования отчетаявляется запрос «СувГод»:
SELECT Заказ.Name, Заказ.КодТип, Заказ.Шт, Заказ.Счет,
Заказ.Цена, Заказ.КодИзготов, Заказ.Дата, Заказ.Код№
FROM Тип INNER JOIN (СписокВыставок RIGHT JOIN(Изготовитель RIGHT JOIN Заказ ON Изготовитель.КодИзготов = Заказ.КодИзготов)ON СписокВыставок.№ = Заказ.Код№) ON Тип.КодТип = Заказ.КодТип
WHERE (((Year([Заказ].[Дата]))=[ВВЕДИТЕ ГОД]));
3.6.4  Отчеты «RUSВизитка» и «ENGВизитка»
Отчеты представляют собой макеты визитных карточек на английском ирусском языках. Макеты визиток представлены на рис.3.6.4 (а) и рис. 3.6.4 (б).
Источником записей для создания этих макетов является запрос «RUS/ENG»:
SELECT Сотрудник.КодСотрудник, Сотрудник.ФИО,Сотрудник.Должность,
Сотрудник.ВнутрТелефон, Сотрудник.МобТелефон,
Сотрудник.Email, Сотрудник.FIO, Сотрудник.Doljnost
FROM Сотрудник
WHERE(((Сотрудник.КодСотрудник)=[Forms]![Сотрудник]![КодСотрудник]));
3.6.5  Отчет«Приглашение на выставку»
Отчет представляет собой макет пригласительного письма. Он представлен нарис.3.6.5.
Источником записей для формирования отчета является запрос«КлиентЗапрос»:
SELECT СписокКлиентов.№,
СписокКлиентов.Организация,
СписокКлиентов.Фамилия,
СписокКлиентов.Адрес,
СписокВыставок.Название,
СписокВыставок.[Дата проведения],
Место.КодМесто,
Место.Место, Место.Адрес,
СписокКлиентов.ИО
FROM(Место INNER JOIN СписокВыставок ON
Место.КодМесто = СписокВыставок.КодМесто)
INNER JOIN СписокКлиентов ON
СписокВыставок.№ = СписокКлиентов.Код№
WHERE (((СписокКлиентов.№)=[Forms]![СписокКлиентов]![№]));
Готовый макет печатаетсяна официальном бланке «УЗО-Электро».
 
3.6.6  Отчёт«Информационное письмо»
Отчет представляет собой макет информационного письма для почтовойрассылки. Он представлен на рис.3.6.6.
Источником записей для формирования отчета является таблица«СписокКлиентов».
Готовый макет печатаетсяна официальном бланке «УЗО-Электро».
3.7 Описаниеметодики тестирования
 
В процессе разработки системы, из-за невнимательностиили неправильной трактовки задания, могут возникать ошибки, которые приводят кнеправильной работе системы и выдаче неверных результатов. Следовательно,прежде чем широко использовать разрабатываемую информационную систему иполностью доверять полученным результатам, необходимо убедиться в том, чтосистема отлажена.
Припрограммировании могут быть допущены ошибки, которые принадлежат к одному изследующих типов:
-          Синтаксическиеошибки – заключаются в нарушении установленных правил описания переменных,записи операторов, т.е. в несоблюдении синтаксиса языка. Такие ошибкиобнаруживает компилятор;
-          Семантическиеошибки или ошибки периода выполнения возникают, когда приложение выполняется,но предпринимается попытка выполнить недопустимое действие;
-          Логические ошибкиимеют место, когда приложение работает не так, как это планировалосьразработчиком. То есть синтаксически и семантически верная программа выдаетнеправильные результаты. Это связано с несоответствием алгоритма поставленной задаче.
Тестирование системы проводилось на всех этапах разработки.При разработке таблиц, проверялось правильность назначения типов полей. Послеразработки структуры базы и интерфейсной части проводилась проверка на предметввода информации в соответствующие поля таблиц, а также проверяласьправильность отображения информации в окнах интерфейса путем сравненияинформации в окнах интерфейса и непосредственно в полях таблиц. Во избежаниеошибок, в системе предусмотрена возможность вывода сообщений, информирующихпользователя о необходимости заполнения определенных полей.
После устранения всех найденных ошибок и тестированияпрограмма работает правильно.

4. РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Работа с информационной системой начинается сзапуска базы данных «Market»,при этом автоматически открывается окно формы «Обложка» (рис.3.5.1). Вэтой форме присутствует набор вкладок: реклама, выставки,сувениры/полиграфия, сотрудник, и кнопка «Выйти из программы». Припереключении вкладок меняется содержимое (набор кнопок) главной формы.
При выборе кнопки «Показать все записи» извкладки «Реклама», откроется форма «Размещение рекламы» (рис.3.5.2)с информацией о всей размещенной рекламе. Для поиска нужной записи можновоспользоваться строкой поиска. При нажатии кнопки «Годовой отчет»появится запрос с просьбой ввести год для формирования отчета «Расходы нарекламу» (рис.3.6.1). Пролистать весь список можно с помощью вертикальнойполосы прокрутки или клавишами PageUpи PageDown. Чтобы редактировать,удалить или добавить запись, нужно щелкнуть левой кнопкой мыши по номерузаписи. При этом откроется форма «ПравкаРеклама» (рис.3.5.3) с подробнойинформацией о выбранной записи. Чтобы сохранить изменения и закрыть форму,нужно нажать кнопку «Сохранить». Для добавления новой записи необходимонажать кнопку «Добавить запись», а для удаления – кнопку «Удалитьзапись». Чтобы закрыть форму «Размещение рекламы» и вернуться кглавной форме, необходимо нажать кнопку выхода или воспользоваться кнопкойоконного меню «х». Для получения отчета о размещенной рекламе, не открываяформы «Размещение рекламы», можно нажать на главной форме кнопку «Отчетпо рекламе» из вкладки «Реклама», после чего появится запрос спросьбой указать год для формирования отчета.
При выборе кнопки «Выставки в Москве» извкладки «Выставки», откроется форма «Участие в выставках» (рис.3.5.4)с краткой информацией о выставках. В форме предусмотрена возможность поисканужной записи по названию выставки и сортировки списка по типу участия. Длясортировки необходимо указать тип участия: очное, заочное, посещение, неучаствуем.
При нажатии кнопки «Годовой отчет» появитсязапрос с просьбой ввести год для формирования отчета «Выставки»(рис.3.6.2). Для редактирования, удаления или добавления записи, нужно щелкнутьлевой кнопкой мыши по номеру записи. После чего откроется форма «Выставки»(рис.3.5.5) с подробной информацией о выставке. Чтобы просмотреть контактнуюинформацию об организаторе выставки или о месте ее проведения, нужно нажатькнопку со стрелкой, при этом откроется одна из выбранных форм: «Место»(рис.3.5.6) или «Организатор» (рис.3.5.7.). В формах предусмотренавозможность редактирования, добавления и удаления записей (кнопка удаления).Для сохранения записи в форме «Выставки» и закрытия формы, необходимонажать кнопку «Сохранить». Для добавления новой записи необходимо нажатькнопку «Добавить запись», а для удаления – кнопку «Удалить запись».Закрыть форму «Участие в выставках» и вернуться к главной форме можно,нажав кнопку выхода.
При выборе кнопки «Показать все записи» извкладки «Сувениры/полиграфия», откроется форма «Заказ сувенир/полиграфия»(рис.3.5.8) с информацией о всех сделанных заказах. Форма позволяетпросматривать весь список, редактировать, удалять и добавлять записи. Дляпоиска нужной записи можно воспользоваться строкой поиска, а для сортировкисписка по типу продукции необходимо указать тип: сувенир или полиграфия. Принажатии кнопки «Годовой отчет» появится запрос с просьбой ввести год дляформирования отчета «Сувенир/полиграфия» (рис.3.6.3). Закрыть форму «Заказсувенир/полиграфия» и вернуться к главной форме можно, нажав кнопку выхода.
При выборе кнопки «Данные о сотрудниках» извкладки «Сотрудник», откроется форма «Сотрудник» (рис.3.5.9) синформацией о сотруднике компании, о заказанных для него визитках и о клиентах,за которыми он закреплен. Чтобы получить эту информацию, необходимо указатьфамилию сотрудника. Эта форма позволяет редактировать, удалять и добавлятьзаписи. Чтобы получить полную информацию о потенциальном клиенте, необходимодважды щелкнуть левой кнопкой мыши по названию организации. При этом откроетсяформа «Клиенты» (рис.3.5.10), позволяющая изменять, удалять и добавлятьзаписи. Нажатие кнопки «Отправить Инф. письмо» позволяет открыть отчет «Информационноеписьмо» (рис.3.6.6), а нажатие кнопки «Приглашение» открывает отчет «Приглашениена выставку» (рис.3.6.5), но лишь в том случае, если в поле «пригласить навыставку» указано название выставки. Перед открытием выбранного отчетапоявляется запрос с предложением экспортировать письмо в MicrosoftWord. Для этого в появившемся окненеобходимо указать имя файла и нажать кнопку «Ok»,в противном случае — кнопку «Cancel».Закрытие формы «Клиенты» осуществляется нажатием кнопки оконного меню«х».
Для составления, просмотра и печати макета визитныхкарточек, необходимо нажать кнопку «МАКЕТ(RUS)»или «МАКЕТ(ENG)».При нажатии кнопки «МАКЕТ(RUS)»открывается отчет «RUSВизитка»(рис.3.6.4 (а)) с данными на русском языке, а при нажатии кнопки «МАКЕТ(ENG)»открывается отчет «ENGВизитка»(рис.3.6.4 (б)) на английском языке. Для просмотра, изменения, удаления илидобавления контактной информации изготовителя визиток, необходимо дваждыщелкнуть левой кнопкой мыши по названию компании. После чего откроется форма «Изготовитель»(рис.3.5.11), выйти из которой можно нажатием кнопки оконного меню «х». Длязавершения работы с формой «Сотрудник» и возвращения к главной форме,необходимо нажать кнопку выхода.
При нажатии кнопки «Годовой отчет» на однойиз вкладок главной формы, появится запрос с просьбой ввести год дляформирования нужного отчета.
Для завершения работы с информационной системой,необходимо нажать кнопку «Выйти из программы», которая расположена внижнем правом углу формы «Обложка», после чего произойдет закрытие окнаэтой формы и выход из системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы над дипломным проектом была разработанаинформационная система отдела маркетинга. Она расположена на файл-сервере ипредназначена для автоматизации процесса обработки данных в отделе маркетинга,а именно: снижения времени, затрачиваемого на обработку маркетинговойинформации, снижения трудоемкости, повышения достоверности данных.
Информационная система разработана с помощью СУБД MicrosoftAccess 2000 в среде MicrosoftWindows XP.В процессе проектирования системы была построена диаграмма бизнес-процессов,разработана структура базы данных (созданы ER-диаграммаи модель базы данных), разработан пользовательский интерфейс, написаноруководство пользователя. Вся система, включая таблицы данных, экранные формы,запросы и отчеты, представлена в файле Market.mdb.
Диаграмма бизнес-процессов представляет собойописание предметной области. Для ее построения использовался метод построениямоделей бизнес-процессов в форме диаграмм потоков данных (BMP– BusinessProcessModeler),позволяющий моделировать функционирование отдела маркетинга.
Для моделирования данных использовался метод«сущность-связь», основой которого является ER-модель(Entity–Relationship,ER).
В процессе отладки, система наполнялась тестовымиданными, отвечающими реальным характеристикам маркетинговой информации.Итоговое испытание системы показало, что она отвечает поставленным требованиями готова к практическому применению.

ПРИЛОЖЕНИЕ
 
КОД ОБРАБОТЧИКА СОБЫТИЙЭЛЕМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ
 
1.        Код обработчика событий элементов управления формы«Обложка»
Кодкнопки «Показать все записи» для вкладки «Реклама»:
Private Sub Кнопка5_Click()
On Error GoTo Err_ Кнопка5_Click
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
stDocName = «Реклама»
DoCmd.OpenForm stDocName,,, stLinkCriteria
Exit_ Кнопка5_Click:
Exit Sub
Err_ Кнопка5_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_ Кнопка5_Click
EndSub
Кодкнопки «Годовой отчет» для вкладки «Реклама»:
Private Sub Кнопка3_Click()
On Error GoTo Err_ Кнопка3_Click
Dim stDocName As String
stDocName = «Рекл»
DoCmd.OpenReport stDocName, acPreview
Exit_ Кнопка3_Click:
Exit Sub
Err_ Кнопка3_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_ Кнопка3_Click
End Sub
Кодкнопки «Выставки в Москве» для вкладки «Выставки»:
Private Sub Кнопка26_Click()
On Error GoTo Err_ Кнопка26_Click
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
stDocName = «Участие»
DoCmd.OpenForm stDocName,,, stLinkCriteria
Exit_ Кнопка26_Click:
Exit Sub
Err_ Кнопка26_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_ Кнопка26_Click
End Sub
Кодкнопки «Годовой отчет» для вкладки «Выставки»:
Private Sub Кнопка52_Click()
On Error GoTo Err_ Кнопка52_Click
Dim stDocName As String
stDocName = «Выставка»
DoCmd.OpenReport stDocName, acPreview
Exit_ Кнопка52_Click:
Exit Sub
Err_ Кнопка52_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_ Кнопка52_Click
End Sub
Кодкнопки «Показать все записи» для вкладки «Сувениры/полиграфия»:
Private Sub Кнопка36_Click()
On Error GoTo Err_ Кнопка36_Click
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
stDocName = «Сувенир»
DoCmd.OpenForm stDocName,,, stLinkCriteria
Exit_ Кнопка36_Click:
Exit Sub
Err_ Кнопка36_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка36_Click
End Sub
Кодкнопки «Годовой отчет» для вкладки «Сувениры/полиграфия»:
Private Sub Кнопка54_Click()
On Error GoTo Err_ Кнопка54_Click
Dim stDocName As String
stDocName = «Сув»
DoCmd.OpenReport stDocName, acPreview
Exit_ Кнопка54_Click:
Exit Sub
Err_ Кнопка54_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_ Кнопка54_Click
EndSub
Кодкнопки «Данные о сотрудниках» для вкладки «Сотрудник»:
Private Sub Кнопка43_Click()
On Error GoTo Err_ Кнопка43_Click
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
stDocName = «Сотрудник»
DoCmd.OpenForm stDocName,,, stLinkCriteria
Exit_ Кнопка43_Click:
Exit Sub
Err_ Кнопка43_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_ Кнопка43_Click
End Sub
Кодкнопки «Выйти из программы»:
Private Sub Кнопка47_Click()
On Error GoTo Err_ Кнопка47_Click
DoCmd.Quit
Exit_ Кнопка47_Click:
Exit Sub
Err_ Кнопка47_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_ Кнопка47_Click
End Sub
2.        Код обработчика событий элементов управления формы«Размещение рекламы»
Кодкнопки «Годовой отчет»:
Private SubКнопка11_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка11_Click
Dim stDocName As String
stDocName = «Рекл»
DoCmd.OpenReport stDocName, acPreview
Exit_Кнопка11_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка11_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка11_Click
End Sub
Кодполя«№»:
Private Sub №_Click()
On Error GoTo Err_№_Click
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
stDocName = «ПравкаРеклама»
stLinkCriteria = "[№]=" & Me![№]
DoCmd.OpenForm stDocName,,, stLinkCriteria
Exit_№_Click:
Exit Sub
Err_№_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_№_Click
EndSub
Кодполя «Поиск»:
Private Sub Поле7_Change()
Dim rst As DAO.Recordset, frm As Form, s As String
On Error GoTo 999
Set frm = Me.ВыборРеклама.Form
Set rst = frm.RecordsetClone
rst.FindFirst "([Название]Like '" & Me.Поле7.Text& "*')=True"
If rst.NoMatch = False Then
frm.Bookmark = rst.Bookmark
End If
Exit Sub
999:MsgBox «Введите правильно данные!»
EndSub
Кодкнопки «Выход»:
Private Sub Кнопка17_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка17_Click
DoCmd.Close
Exit_Кнопка17_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка17_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка17_Click
EndSub
3.        Код обработчика событий элементов управления формы«ПравкаРеклама»
Кодкнопки «Сохранить»:
Private SubКнопка2_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка2_Click
DoCmd.Close
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
stDocName = «Реклама»
DoCmd.Close,, acForm
DoCmd.OpenForm stDocName,,, stLinkCriteria
Exit_Кнопка2_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка2_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка2_Click
EndSub
Кодкнопки «Добавить запись»:
Private Sub Кнопка3_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка3_Click
DoCmd.GoToRecord,, acNewRec
Exit_Кнопка3_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка3_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка3_Click
EndSub
Кодкнопки «Удалить запись»:
Private Sub Кнопка69_Click()
DoCmd.RunCommand acCmdDeleteRecord
DoCmd.Close
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
stDocName = «Реклама»
DoCmd.Close,, acForm
DoCmd.OpenForm stDocName,,, stLinkCriteria
EndSub
4.        Код обработчика событий элементов управления формы«Участие в выставках»
Кодкнопки «Годовой отчет»:
Private Sub Кнопка11_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка11_Click
Dim stDocName As String
stDocName = «Выставка»
DoCmd.OpenReport stDocName, acPreview
Exit_Кнопка11_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка11_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка11_Click
End Sub
Кодполя«№»:
Private Sub №_Click()
On Error GoTo Err_№_Click
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
stDocName = «Выставки»
stLinkCriteria = "[№]=" & Me![№]
DoCmd.OpenForm stDocName,,, stLinkCriteria
Exit_№_Click:
Exit Sub
Err_№_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_№_Click
EndSub
Кодполя «Поиск»:
Private Sub Поле7_Change()
Dim rst As DAO.Recordset, frm As Form, s As String
On Error GoTo 999
Set frm = Me.СписокВыставок.Form
Set rst = frm.RecordsetClone
rst.FindFirst "([Название]Like '" & Me.Поле7.Text& "*')=True"
If rst.NoMatch = False Then
frm.Bookmark = rst.Bookmark
End If
Exit Sub
999:MsgBox «Введите правильно данные!»
EndSub
Кодполя «Участие»:
Private Sub Участие_AfterUpdate()
Me.СписокВыставок.Requery
EndSub
Кодкнопки «Выход»:
Private Sub Кнопка17_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка17_Click
DoCmd.Close
Exit_Кнопка17_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка17_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка17_Click
EndSub
5.        Код обработчика событий элементов управления формы«Выставки»
Кодкнопки «Сохранить»:
Private SubКнопка2_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка2_Click
DoCmd.Close
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
stDocName = «Участие»
DoCmd.Close,, acForm
DoCmd.OpenForm stDocName,,, stLinkCriteria
Exit_Кнопка2_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка2_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка2_Click
EndSub
Кодкнопки «Добавить запись»:
Private Sub Кнопка17_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка17_Click
DoCmd.GoToRecord,, acNewRec
Exit_Кнопка17_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка17_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка17_Click
EndSub
Кодкнопки «Удалить запись»:
Private Sub Кнопка69_Click()
DoCmd.RunCommand acCmdDeleteRecord
DoCmd.Close
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
stDocName = «Участие»
DoCmd.Close,, acForm
DoCmd.OpenForm stDocName,,, stLinkCriteria
EndSub
Кодкнопки со стрелкой для поля «Место проведения»:
Private Sub Кнопка49_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка49_Click
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
If IsNull(Me![КодМесто])Then
MsgBox«Укажите место проведения выставки!»
Else
stDocName = «Место»
stLinkCriteria = "[КодМесто]="& Me![КодМесто]
DoCmd.OpenForm stDocName,,, stLinkCriteria
End If
Exit_Кнопка49_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка49_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка49_Click
EndSub
Кодкнопки со стрелкой для поля «Организатор»:
Private Sub Кнопка57_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка57_Click
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
If IsNull(Me![КодОрганизатор])Then
MsgBox«Укажите организатора выставки!»
Else
stDocName= «Организатор»
stLinkCriteria= "[КодОрганизатор]=" & Me![КодОрганизатор]
DoCmd.OpenForm stDocName,,, stLinkCriteria
End If
Exit_Кнопка57_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка57_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка57_Click
EndSub
6.        Код обработчика событий элементов управления формы«Место»
Кодкнопки «Удалить»:
Private SubКнопка15_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка15_Click
DoCmd.RunCommand acCmdDeleteRecord
DoCmd.Close
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
stDocName = «Выставки»
DoCmd.Close,, acForm
DoCmd.OpenForm stDocName,,, stLinkCriteria
Exit_Кнопка15_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка15_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка15_Click
EndSub
7.        Код обработчика событий элементов управления формы«Организатор»
Кодкнопки «Удалить»:
Private SubКнопка12_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка12_Click
DoCmd.RunCommand acCmdDeleteRecord
DoCmd.Close
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
stDocName = «Выставки»
DoCmd.Close,, acForm
DoCmd.OpenForm stDocName,,, stLinkCriteria
Exit_Кнопка12_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка12_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка12_Click
EndSub
8.        Код обработчика событий элементов управления формы«Заказ сувенир/полиграфия»
Кодкнопки «Годовой отчет»:
Private SubКнопка11_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка11_Click
Dim stDocName As String
stDocName = «Сув»
DoCmd.OpenReport stDocName, acPreview
Exit_Кнопка11_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка11_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка11_Click
EndSub
Кодполя «Поиск»:
Private Sub Поле7_Change()
Dim rst As DAO.Recordset, frm As Form, s As String
On Error GoTo 999
Set frm = Me.Заказ.Form
Set rst = frm.RecordsetClone
rst.FindFirst "([Name] Like '" & Me.Поле7.Text& "*')=True"
If rst.NoMatch = False Then
frm.Bookmark = rst.Bookmark
End If
Exit Sub
999:MsgBox«Введите правильно данные!»
EndSub
Кодполя «Тип»:
Private Sub Тип_AfterUpdate()
Me.Заказ.Requery
EndSub
Кодкнопки «Выход»:
Private Sub Кнопка17_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка17_Click
DoCmd.Close
Exit_Кнопка17_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка17_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка17_Click
EndSub
9.        Код обработчика событий элементов управления формы«Сотрудник»
Кодкнопки«МАКЕТ(RUS)»:
Private Sub Кнопка40_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка40_Click
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
stDocName = «RUSВизитка»
DoCmd.OpenReport stDocName, acViewPreview
Exit_Кнопка40_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка40_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка40_Click
EndSub
Кодкнопки «МАКЕТ (ENG)»:
Private Sub Кнопка47_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка47_Click
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
stDocName = «ENGВизитка»
DoCmd.OpenReport stDocName, acViewPreview
Exit_Кнопка47_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка47_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка47_Click
End Sub
Кодполя«ФИО»:
Private Sub ФИО_AfterUpdate()
Me.Рассылка.Requery
Me.Визитки.Requery
Me.Sotrudnik.Requery
End Sub
Private Sub ФИО_DblClick(CancelAs Integer)
On Error GoTo Err_Кнопка5_Click
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
If IsNull(Me![ФИО])Then
MsgBox «Укажитесотрудника!»
Else
stDocName = «Sotrudnik»
stLinkCriteria = "[КодСотрудник]="& Me![КодСотрудник]
DoCmd.OpenForm stDocName,,, stLinkCriteria
End If
Exit_Кнопка5_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка5_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка5_Click
EndSub
Кодкнопки «Удалить из списка»:
Private Sub Кнопка16_Click()
DoCmd.RunCommand acCmdDeleteRecord
DoCmd.Close
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
stDocName = «Сотрудник»
DoCmd.Close,, acForm
DoCmd.OpenForm stDocName,,, stLinkCriteria
EndSub
Кодполя «Организация»:
Private Sub Организация_GotFocus()
If IsNull(Me![КодСотрудник])Then
MsgBox «Укажитесотрудника!»
Else
End If
End Sub
Private Sub Организация_DblClick(CancelAs Integer)
On Error GoTo Err_Организация_Click
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
If IsNull(Me![КодСотрудник])Then
MsgBox«Укажите сотрудника!»
Else
stDocName= «СписокКлиентов»
stLinkCriteria= "[КодСотрудник]=" & Me![КодСотрудник]
DoCmd.OpenFormstDocName,,, stLinkCriteria
End If
Exit_Организация_Click:
Exit Sub
Err_Организация_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Организация_Click
EndSub
Кодполя «Изготовитель»:
Private Sub КодИзготов_GotFocus()
If IsNull(Me![КодСотрудник])Then
MsgBox «Укажитесотрудника!»
Else
End If
End Sub
Private Sub КодИзготов_DblClick(CancelAs Integer)
On Error GoTo Err_КодИзготов_Click
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
If IsNull(Me![КодСотрудник])Then
MsgBox«Укажите сотрудника!»
Else
stDocName= «Изготовитель»
stLinkCriteria ="[КодИзготов]=" & Me![КодИзготов]
DoCmd.OpenForm stDocName,,, stLinkCriteria
Else
Exit_КодИзготов_Click:
Exit Sub
Err_КодИзготов_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_КодИзготов_Click
EndSub
Кодкнопки «Выход»:
Private Sub Кнопка17_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка17_Click
DoCmd.Close
Exit_Кнопка17_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка17_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка17_Click
EndSub
10.     Код обработчика событий элементов управления формы«Клиенты»
Кодкнопки «Отправить Инф. письмо»:
Private Sub Кнопка19_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка19_Click
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
stDocName = «ИнфПисьмо»
DoCmd.OpenReport stDocName, acViewPreview
On Error Resume Next
Dim fn As String
fn= InputBox(«Ведите название файла», «Экспорт письма в MSWord»)
If fn "" Then
fn = fn + ".rtf"
DoCmd.OutputTo acOutputReport, «ИнфПисьмо»,acFormatRTF, fn, False
End If
Exit_Кнопка19_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка19_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка19_Click
EndSub
Кодкнопки «Приглашение»:
Private Sub Кнопка20_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка20_Click
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
If IsNull(Me![Код№])Then
MsgBox «Укажитевыставку!»
Else
stDocName = «Приглашение»
DoCmd.OpenReport stDocName, acViewPreview
On Error Resume Next
Dim fn As String
fn= InputBox(«Ведите название файла», «Экспорт пригашения в MSWord»)
If fn "" Then
fn = fn + ".rtf"
DoCmd.OutputTo acOutputReport, «Приглашение»,acFormatRTF, fn, False
End If
End If
Exit_Кнопка20_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка20_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка20_Click
EndSub
11.     Код обработчика событий элементов управления формы«Изготовитель»
Кодкнопки «Удалить»:
Private SubКнопка12_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка12_Click
DoCmd.RunCommand acCmdDeleteRecord
DoCmd.Close
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
stDocName = «Сотрудник»
DoCmd.Close,, acForm
DoCmd.OpenForm stDocName,,, stLinkCriteria
Exit_Кнопка12_Click:
Exit Sub
Err_Кнопка12_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка12_Click
EndSub


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :