--PAGE_BREAK--
Рис.8Использование основных видов рыбопродуктов
2.2.Улов и добыча водных биоресурсов по видам в Российской Федерации (тонн).
Таблица 7
Улов и добыча водных биоресурсов
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Сельдь
499363
402839
314602
343458
298510
349859
351794
336774
347628
Сардины
11811
3544
9108
4815
6014
13603
51743
70002
29863
Килька
149478
79392
69232
52656
42549
46749
45218
39573
22367
Тюлька
4221
7664
10145
8101
7431
6657
6928
7448
6720
Сайра
13698
35884
44302
50895
71216
75453
67138
86325
84486
Салака (шпрот)
10777
17851
16343
23985
11253
13744
12560
12844
12990
Хамса
3492
4049
3827
8244
9475
6695
5624
6907
10252
Вобла, тарань
6889
6726
6622
4606
1684
1663
2021
2588
3157
Угорь
23
57
53
54
59
56
51
62
18
Минога
1
5
1
55
-
-
2
-
1
Зубатка
21506
22242
23705
14177
24555
14284
11818
9660
8257
Судак
5071
4571
5049
4316
2814
2790
2678
2595
2258
Сазан
4136
2626
2552
2376
4282
2365
2719
3122
4032
Сом
6222
4826
5268
5541
4638
5404
7151
7990
7560
Лещ
20661
23676
24435
22240
20772
28235
20117
19655
21257
Щука
6760
7258
7675
8273
6152
6440
7062
6834
8706
Карп
11856
15515
16125
18529
17276
19804
22529
24612
25502
Толстолобик
13976
12624
14308
13596
11777
11785
14037
17114
14229
Скумбрия
75031
62519
82144
53005
111640
83687
93353
82832
74520
Морской окунь
32948
46620
47609
53638
44591
37484
40401
32639
26096
Ставрида
50296
25118
41695
18277
71590
83948
65383
26069
54815
Амур
143
188
159
252
246
332
336
797
928
Терпуг
42563
50534
55744
59108
43469
46051
41998
41112
50983
Морской карась
1498
824
461
506
711
2120
812
548
1022
Берикс
18
223
92
51
71
297
-
-
-
Рыба сабля
-
90
190
167
39
90
-
-
-
Мойва
126869
189846
213196
87083
2251
2876
2261
6224
8516
Лимонема
37211
31891
24445
24396
22473
24461
24854
23717
20212
Тунец
1247
625
363
32
25
37
438
1808
1
Камбала
106461
114139
88177
85101
67724
91760
73636
77632
63033
Палтус
36805
28772
27625
25030
24601
23859
25763
24106
23743
Акулы
-
3
-
-
1
40
145
449
469
Скаты
5301
4112
3105
4144
5283
2001
1377
2492
1614
Треска
299650
322112
283453
246154
261288
252015
249642
242293
266342
Минтай
1140896
1120889
831179
1003009
857460
948233
1002958
1203080
1261807
Пикша
28642
41060
40598
43479
55408
50001
51533
61628
67161
Осетровые
539
622
491
513
191
299
441
963
477
Сиговые
10728
9987
9260
9640
9983
11529
11066
10491
11257
Лососевые
208194
224458
191694
271370
183728
260376
281773
334177
278497
Прочая рыба
292386
298431
349355
223522
144826
160129
144319
146200
117598
Ракообразные и моллюски
177397
144249
147479
122006
117871
130218
137557
120846
114033
в том числе:
крабы
51985
46903
41904
43046
32940
30298
40351
45036
39671
креветки и шримсы
32366
17782
12210
9734
10289
9176
7299
9276
8546
криль
-
-
-
-
-
-
-
-
225
раки
1
4
4
6
11
10
5
32
1179
моллюски
93045
79560
93361
69220
74631
90735
89901
66502
64413
трубач
3338
3173
4645
3871
2309
9875
5264
4495
6074
кальмары и каракатицы
66133
52090
78188
58926
66317
74056
80099
56459
52432
мидии и устрицы
85
58
33
37
134
146
938
37
42
морской гребешок
23010
23283
9724
5818
4060
5674
3080
4356
4583
Иглокожие
807
1071
1879
1956
1184
2644
3821
5857
6608
Водоросли
5712
4629
9447
7674
9168
7687
9656
3986
4978
в том числе морская капуста
5261
3022
7788
3618
8857
6653
8217
2910
4576
Морской зверь
1001
866
1092
308
31
7
369
84
440
Киты
104
122
1658
-
-
683
347
528
270
продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3. Улов и продажа рыбы и морепродуктов.
Объем продаж рыбы и морепродуктов в России в натуральном выражении ежегодно увеличивается. Исключение составил 2008 г, когда объем рынка упал на 0,8%. С 2005 г по 2009 г продажи рыбы и морепродуктов в стране выросли на 2,1%.
В 2009 г в рыбной отрасли, несмотря на влияние экономического кризиса, отмечались положительные тенденции. В 2010 г объем продаж рыбы и морепродуктов продолжил расти и составил, по нашим оценкам, 3,68 млн т.
Более половины продаж рыбной и морской продукции приходится на мороженую рыбу. Неизменным спросом в России пользуются соленые, маринованные и консервированные морепродукты и рыба. В 2009 г доля продаж соленой, маринованной и вяленой рыбы составила 17,5% от общего объема рынка, консервов и пресервов из рыбы и морепродуктов – 8%.
В 2008 году вылов рыбохозяйственных компаний РФ во всех районах Мирового океана составил 3,2 млн. тонн рыбы, что по данным Росрыболовства на 30 тыс. тонн меньше, чем в прошлом году. Несмотря на небольшое снижение темпов добычи рыбных ресурсов, производство рыбной продукции и объем российского рынка рыбной продукции и консервации неуклонно возрастает в последние годы. Особенно динамично развивается производство рыбных деликатесов, пресервов и консервов. Данная наметившаяся тенденция связана с тем, что сегодня люди при приготовлении пищи часто используют полуфабрикаты и консервы. И здесь находится бесспорная ниша для качественных консервов и кулинарных изделий из рыбы.
Популярность рыбопродуктов в нашей стране растет. В рационе россиян рыба все чаще заменяет мясо. Многие люди стали соблюдать православные посты, во время которых продажи рыбы увеличиваются в несколько раз.
По данным Росрыболовства, за январь-май 2008 г. предприятия и организации рыбохозяйственного комплекса выловили 1,308 тыс. т рыбы и морепродуктов, что на 7% превышает аналогичный показатель прошлого года. Возросла добыча минтая, сайры, пикши, зубатки, сайки, гребешка. Меньше выловлено сельди, скумбрии, ставриды, путассу, шпрот, кильки и хамсы.
На предприятиях отрасли производство живой и охлажденной рыбы возросло соответственно на 23,2% и 39,1%, рыбного филе – на 48,6%, фарша – на 87,4%. Балычных и кулинарных изделий – на 12,0% и 53,1%, морепродуктов – на 23,8%, консервов и пресервов – на 40%, мороженой рыбы на 1,3%. По оценкам Росстата, несколько сократился выпуск сельди. Рыбу и морепродукты добывают в Дальневосточном (65% всего улова) и Северном (9%) бассейнах, в Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях, а также в зонах иностранных государств, конвенционных районах и в открытой части Мирового океана (24%).
На Дальнем Востоке добывают 99% всех лососевых, 100% крабов, свыше 90% камбаловых, более 40% сельди, около 60% моллюсков, 100% трепангов, до 90% водорослей. Основным районом промысла здесь остается Охотское море, а главным объектом – минтай. Его добыча составляет почти 70% всего улова бассейна. И хотя в последние годы запасы этой рыбы сократились, страна продолжает лидировать по добыче. Дальний Восток обеспечивает дарами моря почти всю страну. Исключение составляют регионы, прилегающие к другим морям, имеющие в избытке пресноводную рыбу, а также те, где морепродукты не входят в основной рацион питания (Калмыкия, Кабардино-Балкария).
В Северном бассейне добывается до 90% всех тресковых, 90% морского окуня, 100% семги. Отсюда и с Балтийского моря рыбу поставляют в европейскую часть России, на Урал и в Западную Сибирь. На Каспий приходится более 90% добычи осетровых. Эта продукция поступает в разные регионы, но большая часть – в Москву. Промысловое значение Азовского и Черного морей незначительно и ограничивается снабжением ближайших областей. Наибольший дефицит рыбной продукции испытывают Северо-Кавказский, Центрально-Черноземный и Уральский регионы, где потребление составляет менее 10 кг на жителя в год (по России – около 12 кг).
2.4.Потребление рыбы и морепродуктов в Российской Федерации.
На российском рынке рыбы и морепродуктов наблюдается тенденция к развитию и росту потребления. По итогам 2006 года, емкость рынка увеличилась на 3%. В первом полугодии 2006 года российскими производителями было добыто 1782,1 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, произведено 39,4 тыс. тонн кормовой рыбной муки, что превышает показатели аналогичного периода 2005 года на 2,4 и 6,1% соответственно .
Рынок морепродуктов в России характеризуется как один из самых динамично растущих среди всех продуктов питания. Объем рынка морепродуктов и морских деликатесов составляет около 3 тысяч тонн в год, при этом он далек от насыщения. По данным исследования, проведенного компанией «АМИКО», официальный объем импорта морепродуктов в 2005 году составил 19 тыс. тонн или 114 млн. долларов США. Объем экспорта морепродуктов составил 9 тыс. тонн или 66 млн. долларов США.
Весьма востребованы среди российских потребителей морепродукты и сельдь соленая, их доли в потреблении составляют 16 и 15% соответственно. Также популярно замороженное рыбное филе с долей в потреблении 11%. Наименьшие объемы потребления приходятся на балычные изделия, сушено-вяленную рыбу и икру.
Структура потребления и потребительских предпочтений рыбы и морепродуктов в значительной мере связаны с уровнем благосостояния семей. Замороженная рыба наиболее популярна среди всего населения России, при этом у населения со среднемесячным доходом менее 10 тыс. рублей наиболее популярная замороженная рыба среднего ценового сегмента – треска, минтай. С увеличением доходов возрастает ассортимент потребляемой рыбы и рыбных продуктов, а также потребление рыбных продуктов верхнего ценового сегмента.
В настоящее время все более востребованной среди российских потребителей становится упакованная рыбопродукция. Результаты исследования, проведенного компанией Capital Research Group (NEIMS) в апреле-мае 2005 года, свидетельствуют о том, что в сегменте упакованной рыбопродукции наибольшим потребительским предпочтением пользуются пресервы в пластиковых банках, их предпочитают 24,3% потребителей. Лишь незначительно от лидера отстают пресервы в мягкой упаковке и рыба в вакуумной упаковке нарезкой, доли которых составляют 22,1 и 20,8% соответственно. Рыба в вакуумной упаковке куском менее востребована среди потребителей – ее предпочитают 17,4% потребителей упакованной рыбопродукции, участвовавших в исследовании.
Рис.9 Структура потребительских предпочтений россиян по видам рыбной продукции в 2006 году, % от числа опрошенных.
Рис.10 Предпочтения потребителей по видам и упаковке рыбопродукции, % от числа опрошенных.
2.5. Отечественные производители рыбы и рыбной продукции
Крупнейшие компании по производству рыбы и рыбопродуктов
1. ОАО «Калининградский рыбоконсервный комбинат»
2. ООО «Полесский рыбоконсервный завод»
3. ОАО «Рыбокомбинат Пищевик»
4. ООО «Креон»
5. ЗАО «Рыбокомбинат Островной»
6. ОАО «Рыбообрабатывающий комбинат № 1»
7. ЗАО «Русское море»
8. ООО ИТА «Северная компания»
9. ОАО ПКП «Меридиан»
Открытое акционерное общество«Рыбокомбинат Пищевик»
ОАО «Рыбокомбинат Пищевик» является одним из крупнейших рыбообрабатывающих предприятий Северо-Западного региона, выпускающий широкий ассортимент рыбной продукции различных видов.
Основной целью общества является получение прибыли путем удовлетворения общественных потребностей в товарах, работах, услугах.
Основными видами деятельности Общества, служащими как для достижения Обществом своей основной цели, так и в иных целях, определяемых Обществом самостоятельно, являются:
переработка, производство и реализация рыбной продукции ( в том числе консервов и пресервов); производство жестетары, включая лакировку и литографию жести; оказание услуг по переработке и производству рыбопродукции, жестетары и другой продукции; и др.
В процессе осуществления своей деятельности и достижения целей приоритетными направлениями Общества являются:
1. увеличение объемов производства
2. увеличение ассортимента продукции
3. расширение рынков сбыта продукции
4. увеличение рабочих мест и производительности труда
5. внедрение новых технологий
6. снижение себестоимости продукции
В 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2007 года выпуск консервов уменьшился на 8402 туб., что напрямую связано с уменьшением объемов продаж рыбных консервов на 8745туб, в том числе выпуск шпрот уменьшился на 2048 туб.
В 2008 году выпуск консервов составил 33083 туб, или 54 млн. банок .
Выпуск традиционного вида рыбных консервов в масле – «Шпроты в масле» и другие составил 10434 туб или 19,6 млн. банок. Продолжается работа по выпуску консервов «Шпроты в масле» в различных упаковках: жестетара — банки №2, 3, 21 ,17, крышки с ключом., упаковка под брендом «Петербургское золото» с соответствующим названию качеством, бренд этикеток « Герб СССР»
Следуя потребностям рынка консервов, выпуск консервов в томате составил 16147 туб. Ассортимент томатной группы постоянно расширяется, кроме «Кильки в томате», выпущен новый вид продукции «Тюлька в остром томатном соусе», «Тюлька в томатном соусе обжаренная», «Корюшка в томатном соусе обжаренная», « Толстолобик обжаренный в томатном соусе», « Бычки обжаренные в томатном соусе «. « Бычки с овощным гарниром в том. соусе». Выпуск фаршеобразных консервов составил в 2008 году 7420 туб.
Значительно расширился ассортимент натуральных консервов: кроме сельди- 526 туб, выпускались консервы из скумбрии- 228 туб, сайры –286 туб, сардины и сардинеллы – 79 туб., треска, толстолобик — 94 туб., минтай — 8 туб, печень трески –63 туб, паштет из лососевых рыб –11 туб., деликатесный вид продукции «Минога в желе» -2,4 туб.
ОАО «Рыбообрабатывающий комбинат № 1»
Лидерские позиции группы компаний «РОК-1» во многом обеспечены серьезным производственным комплексом, мощность которого достигает 55 тыс. тонн продукции в год. На сегодняшний день в распоряжении холдинга имеются два сектора производственных площадей и два собственных холодильных склада. Основной комплекс находится на территории Морского Рыбного Порта в Санкт-Петербурге. В рамках комплекса производственные помещения площадью 10 тыс. кв. метров оснащены мощным оборудованием, способным обеспечивать полный цикл производства всего ассортимента нашей компании. Производственная площадка в Волховеспециализируется на всех циклах производства пресервов из сельди.
Особое внимание группа компаний «РОК-1» уделяет развитию производственных мощностей. Наши специалисты работают на самом современном и высокотехнологичном оборудовании, позволяющем постоянно повышать качество готового продукта. Мы стремимся использовать не только традиционные, но и самые новые методы обработки рыбы, ее упаковки и хранения. Достаточно сказать, что все производство группы сертифицировано по системе качества НАССР, являющейся признанным стандартом пищевой промышленности Европы, США и Канады
Таблица 8
Показатели компании «РОК-1»
2007
2008
2009
Выручка (млн. руб.)
4405,1
4881,8
4848,7
Валовая прибыль (млн. руб.)
948,2
1107,2
1255,3
EBITDA (млн. руб.)
406,8
-98,1
514,8
Рост выручки, %
13
11
-1
Валовая прибыль, %
22
23
26
EBITDA, %
9
-2
11
Объём выпуска готовой продукции (тонны)
37593
44262
35935
3. Конкуренты
1.СП «Санта Бремор» ООО
2.7 Seas Fisheries Co., Ltd. — Shandong, China
3.Ashoka Group — Rajasthan, India
4.Salmontrader — Hampshire, United Kingdom
5.Asia Tropic Zone Co.,Ltd. — Bangkok, Thailand
6.Better Prospects Sdn Bhd — Sabah, Malaysia
7.AquaTudakul — Navoi City, Uzbekistan
СП «Санта Бремор» ООО — Белоруско-немецкое совместное предприятие, крупнейшая компания-производитель продуктов питания на территории Беларусь. В портфель брендов компании входят более десяти торговых марок, которые пользуются популярностью в странах СНГ и дальнего зарубежья.
Предприятие осуществляет поставки в США, Израиль, Канаду, Ливан, Чехию, Болгарию, Германию, Новую Зеландию. Налажены прочные связи со многими фирмами Норвегии, Голландии, Германии, Польши, России, Латвии, Литвы и другими странами ближнего и дальнего зарубежья. Поставки рыбы осуществляются напрямую от производителей, что позволяет держать конкурентоспособный уровень цен. Закупку рыбы «Санта» осуществляет во многих регионах мира от Дальнего Востока до Норвегии. Дистрибъюционные центры находятся в Российской Федерации.
4. О прогнозах мирового рыбного бизнеса
Мировой вылов морских биоресурсов и производство аквакультуры за последние 12 лет выросли с 98 до 140 млн. т. Этот рост был достигнут в основном за счет развития аквакультуры, как промышленного разведения и выращивания рыбы, других водных животных и растений с целью получения товарной продукции и пополнения их запасов в морях и пресноводных водоемах (в том числе в специальных сооружениях с замкнутым водным оборотом, под контролем человека).
Уже в 90-е годы мировое рыбное хозяйство достигло пределов добычи морского рыбного промысла по массовым видам водных биоресурсов. В этой связи решение продовольственной проблемы для многих развитых в рыболовном отношении стран (КНР, Норвегия, Вьетнам, Чили и др.) стало определяться активным развитием товарного рыболовства
Таблица 9
Мировое производство и потребление продукции рыболовства
Мировое производство и потребление продукции рыболовства и аквакультуры (по данным ФАО)
Сферы мирового рыбного бизнеса
Годы
2002
2003
2004
2005
2006
Производство, млн. т.
Внутренние воды
Рыболовство
8,7
9
8,9
9,7
10,1
Аквакультура
24
25,5
27,8
29,6
31,6
Всего внутренние воды
32,7
34,4
36,7
39,3
41,7
Моря
Рыболовство
84,5
81,5
85,7
84,5
81,9
Аквакультура
16,4
17,2
18,1
18,9
20,1
Всего моря
100,9
98,7
103,8
103,4
102
Всего рыболовство
93,2
90,5
94,6
94,2
92
Всего аквакультура
40,4
42,7
45,9
48,5
51,7
Всего мировое рыбное хозяйство
133,6
133,2
140,5
142,7
142,6
Потребление, млн. т.
Пищевое потребление человеком
100,7
103,4
104,5
107,1
110,4
Использование в непищевых целях
32,9
29,8
36
35,6
33,3
Население, млрд. чел.
6,3
6,4
6,4
6,5
6,6
Поставки рыбных товаров на душу населения
16
16,3
16,2
16,4
16,7
В последние годы ситуация с прогнозированием развития мирового рыболовства значительно осложняется процессом глобального потепления, результатом которого могут стать коренные изменения в сырьевой базе, как в плане общей биопродуктивности морей и океанов, так и в ее региональном распределении.
Сегодня наибольшее развитие в мировом рыболовстве получили прогнозы Общего допустимого улова (ОДУ) по промысловым видам и районам на предстоящий год. Такие прогнозы разрабатываются научными институтами большинства стран и международными рыболовными организациями и являются основой оперативного управления рыболовством. По содержанию и методическим подходам эти прогнозы являются наиболее соответствующими понятию прогноза и отличаются высоким уровнем разработки. Тем не менее, в отношении их реализации и значения для практики рыболовства вполне обоснованно существуют и весьма критические суждения.
Главное назначение прогнозов ОДУ состоит в ограничении вылова гидробионтов объемами, гарантирующими бескризисную эксплуатацию существующих запасов. Однако большинство запасов, оцениваемых сегодня как подорванные промыслом, на протяжении последних 15-20 лет эксплуатировались на основе рекомендованных прогнозов ОДУ. Вопрос о причинах сложившейся ситуации остается спорным. Прогнозисты считают виноватыми рыбаков, регулярно превышающих рекомендованные объемы вылова, а рыбаки видят основную причину в несовершенстве (и даже ошибочности) методов прогнозирования ОДУ.
Таблица10
продолжение
--PAGE_BREAK--