План
Введение
1. Характерные черты творчества Н. Носова
2. Проблематика детских рассказов Н. Носова
Заключение
Список литературы
Введение
Специфика детской литературы — явление подвижное, динамичное. Она всегда конкретна, потому что определена и читательским возрастом, и исторической эпохой, и социальной средой.
«Помимо того, что дети непрерывно меняются с возрастом, — пишет критик И. Мотяшов, — они меняются от эпохи к эпохе, от поколения к поколению. Человечество тоже взрослеет. Вот почему древние мифы, слагавшиеся взрослыми для себя, ныне почти полностью сделались детскими сказками …»
Но проблемы любви, дружбы, преданности, все этические проблемы, связанные с миром человека и с миром детства эти проблемы вечны. Поэтому и произведения талантливого замечательного детского писателя Н.Н. Носова всегда будут востребованы детским читателем и взрослыми.
С. Маршак писал: «Убивает детскую книгу не мораль, а только абстракция, схема. Убивает резонерство, а вовсе не откровенность морального призыва. Если писатель делает моральный вывод с увлечением, со страстью, вывод привлекателен и для читателя… Отвратительна та мораль, которая преподносится равнодушно, неискренне». Мораль же у Носова всегда преподносится с юмором, как бы незаметно, поэтому то она и действенна, и своевременна, и актуальна.
Поставим в данной работе цель: рассмотреть этические проблемы в рассказах Н.Н. Носова для дошкольников.
Задачи работы:
рассмотрим характерные черты творчества детского писателя Н. Носова;
рассмотрим проблематику детских рассказов Н. Носова.
1. Характерные черты творчества Н. Носова
Детская литература существует как самостоятельная область литературы, обладающая своими, только ей присущими, чертами и качествами, отличающими ее от литературы для взрослых. В творчестве Н. Носова особенно хорошо прослеживаются характерные черты, присущие детской литературе.
С. Маршак писал: «Если в книге есть четкая и законченная фабула, если автор не равнодушный регистратор событий, а сторонник одних героев повести и враг других, если в книге есть ритмическое движение, а не сухая рассудочная последовательность, если моральный вывод из книги — не бесплатное приложение, а естественное следствие всего хода событий, да еще, если ко всему этому книгу можно разыграть в своем воображении как пьесу, или превратить в бесконечную эпопею, придумывая для нее все новые и новые продолжения, — это и значит, что книга написана на настоящем детском языке». 1
Вот такой «настоящий детский язык» и присущ всему творчеству Н. Носова.
Николай Николаевич Носов (1908 — 1976) занимает в советской детской литературе почётное место. Яркий юмористический талант, сочетающийся с большей долей лиризма, раскрывается уже в первых рассказах: сборники «Тук-тук-тук» (194), «Ступеньки» (1946), «Весёлые рассказы» (1947). Писатель изображает самые обычные события в жизни школьника — пионерский лагерь, поездку на дачу, покупку новой игрушки, но все они, как правило, рассказаны самими участниками этих событий.
На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий ко всему происходящему героя — мальчишки, по-своему, нередко отношение очень непосредственно освещающего те или иные художественно достоверные события. Это проникновение в психологию героя, оценивающего всё со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла.
Есть у детской литературы одно свойство, без которого она не была бы собою. Это свойство — юмор. Оно обусловлено натурой ребенка, у которого, по выражению Чуковского, «есть великая потребность смеяться». Важно дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности.
Смешат ребенка не только для веселья. Смешат для того, чтобы воспитать в нем чувство юмора — драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, «увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами».
С чувством юмора связана и полноценность интеллектуальной жизни человека. «Смех — один из каналов познания, — пишет В. Сухомлинский, — одна из точек зрения, с которой перед человеком открывается мир в его многообразии. И если этот канал закрыт, мысль не развивается полноценно». 2
Справедливо говорят о том, что нередко именно юмор является кратчайшим расстоянием от идеи воспитателя до сознания воспитанника.
Носов, рассказывая о типичном повседневном поведении подростка, его промахах, неудачах, желании самоутвердиться, вовсе не осуждает своего героя. Его рассказы лишены лобовой назидательности. Он с мудрой улыбкой даёт возможность читателю посмотреть на себя со стороны, увидеть смешное, в способах самоутвердиться.
Период роста героя естествен, его переживает каждый, но именно смешная сторона помогает осмыслить многое в самом себе. Б. Житков писал о том, что юмор — организация духа. «Как бываешь подчас в беде благодарен за юмористическое двустишие, за складную смешную поговорку; она даёт тебе взгляд сбоку на своё положение, напоминает, что не один ты в таком виде по свету гулял. И взгляд на твоё положение у народа совсем не такой лихой и безнадёжный, — вот, гляди, и легче, и веселей, стало, и крепче ты стал. Велик у юмора коэффициент полезного действия».
В конце 40-х — начале 50-х годов Носов пишет ряд повестей о школьной жизни: «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950) и, наконец, подлинно новаторскую для того времени повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1952). Интересно, что в повестях Носов словно бы и не избирает новых сюжетов.
На первый взгляд, это типичный рассказ об отстающих учениках, о работе в кружке юннатов, но по существу книги Носова стали переворотом в жанре «школьной повести». Одновременно с Н. Дубовым, Носов совершенно иначе показывает жизнь школы, повседневное бытие школьника, пользуясь свойственным ему оружием — юмором.
Показывая комичные ситуации, Носов критикует шаблон в воспитании. Стереотипные педагогические приемы, используемые порой учителями, вожатыми, с подлинным юмором воспроизведены в диалогах воспитателей и детей.
Однако самое главное, конечно, характеры героев Носова. У мальчишек стремления и способы достижения цели нередко не соответствуют. Расхождение стремлений и поступков, которые определяются свойствами характера и возраста, и создает комические ситуации (например, как Витя Малеев воспитывает волю).
Серьезность героя, совершающего нелепый поступок или произносящего кажущиеся ему важными слова, и реальная их оценка, как правило, не совпадают.
Носов — мастер диалога, и внутренняя динамика его сюжетов развивается через диалог. Очень выразительна интонация диалогов писателя, выражающая способ мышления носовских персонажей. Наивно-реалистическое мышление подростка соседствует с резонерством, шаблон — с оригинальностью, живость восприятия — с абсолютной ненаблюдательностью.
В детстве воображение особенно живо и активно. Мир для ребенка сказочен, фантазия врывается в реальность. В детской книге живет осуществленная детская мечта.
В 50-е — 60-е годы Носов пишет свой сказочный роман — знаменитую серию сказок о Незнайке: «Приключение Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958), «Незнайка на Луне» (1970). Сказочные персонажи по существу те же реальные мальчишки и девчонки, что в его реалистических повестях, только оказавшиеся в фантастической ситуации. Подобный прием позволяет писателю более остро высмеять многие свойства характеров своих героев, отдельные жизненные явления.
Трилогия о Незнайке рассчитана и на взрослого читателя. Вообще у книг Носова, как правило, два адреса — ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.
2. Проблематика детских рассказов Н. Носова
Все элементы произведения литературы, вплоть до отдельных предложений, говорящих о поступке или переживаниях человека, о каком-либо предмете или событии, выступают как детали целостного образа. Писатель не просто сообщает, «информирует» вас об определенных фактах, но представляет эти факты, как бы совершающимися перед нами. Изображая человека, его психологию, его характер, его действия или рисуя какой-либо предмет, явление, писатель схватывает только одну или несколько характернейших особенностей и создает ощущение наглядности.
В новейшей литературе огромное (а в лирике — почти исключительное) место занимает передача человеческих переживаний. Литература изображает их, создает образы внутреннего мира людей. Она не просто «информирует» о переживаниях, но представляет их как развивающуюся цепь душевных движений, как совершающийся процесс сознания.
Ориентация на читателя присуща всякому произведению литературы. «Проблема читательского восприятия возникает в самой структуре творческого процесса, — писал литературовед Б. Мейлах, — ее нельзя выключить из проблемы „стратегии творчества“.
Это тем более справедливо, если произведение адресовано ребенку, у которого все особенное: восприятие, чувства, память, речь, круг знаний и интересов, объем опыта. И чем младше читатель, тем эти особенности выступают отчетливее.
В центре внимания Н. Носова — активный, уверенный в своих неограниченных возможностях герой, фантазёр и неустанный выдумщик. Писатель любит такого деятельного подростка, которому каждое дело кажется лёгким.
Для Мишки — сквозного персонажа многих рассказов писателя — невыносимо бездействие, он весь в движении, в деятельности — варит ли он кашу или играет в телефон. Носов знает тайники души мальчишки этого возраста.
С педагогикой как наукой о воспитании детскую литературу тесно связывает ее воспитательная функция. Задачам воспитания, говорил С. Маршак, служит всякое „серьезное и ответственное“ искусство, если понимать эти задачи „не в прикладном, а в самом широком смысле“.
Маршак был убежден, что моральный вывод должен вытекать из произведения с той естественностью, с какой он вытекает из событий самой жизни. А это возможно, когда произведение отражает действительность правдиво и глубоко. Воспитательная сила детской книги всегда находится в прямой связи с ее художественной убедительностью.
Свои педагогические задачи детская литература решает всегда с учетом возраста читателей. В книгах для малышей эти решения могут быть предельно обнажены, доведены до той плакатной схематичности, с которой В. Маяковский написал „Что такое хорошо и что такое плохо?“. Этические категории в таких книгах подчас исследуются как бы по отдельности и даются крупным планом. Таков, например, рассказ о честности — »Огурцы" Н. Носова.
Сколько переживаний досталось Котьке за колхозные огурцы! Не понимая того, что сделал плохо, он радуется, неся огурцы с колхозного поля домой маме, никак не ожидая ее сердитой реакции: «Сейчас же неси их обратно!». И сторожа он боится — только успели убежать и порадоваться, что он не догнал — а тут надо идти и добровольно «сдаваться». Да и поздно уже — на дворе темно, страшно. Но зато, когда Котька вернул огурцы сторожу, на его душе и радостно было, да и дорога домой теперь была для него приятной, не страшной. Или он стал смелее, увереннее в себе?
«Детям, столь неопытным в жизни, — писал К. Чуковский, — мир на первых порах представляется в виде упрощенной схемы, построенной на конфликте добрых и злых, хороших и плохих». 3
Об этом схематизме, прямолинейности детского мышления много говорил Б. Житков, видя в нем своеобразие и обаяние эстетического кодекса ребенка.
В рассказах Носова нет «плохих». Он строит так свои произведения, что дети не замечают, что их учат вежливому, уважительному отношению ко взрослым, учат жить в согласии и мире.
В хрестоматии по детской литературе дошкольникам предлагаются рассказы Носова «Огурцы», «На горке», «Живая шляпа».
Проблематика рассказа «Живая шляпа» останется актуальной всегда. Этот веселый рассказ был любимым у многих в детстве. Почему же он так хорошо запоминается детьми? Да потому, что «детские страхи» преследуют ребенка на протяжении всего его детства: «А вдруг это пальто — живое и сейчас меня схватит?», «А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный выйдет из него?».
Такие или другие, подобные «ужасы» частенько посещают маленьких детей. А рассказ Носова «Живая шляпа» является как бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют «придуманные» страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.
Сила жизнеутверждения является общей чертой детской литературы. Оптимистично само жизнеутверждение детства. Маленький ребенок уверен, что мир, в который он пришел, создан для счастья, что это правильный и прочный мир. Такое чувство — основа нравственного здоровья малыша и будущей способности к творческому труду.
Радость общего труда является темой рассказа «На горке». Ребята целый день трудились — строили горку во дворе, а вот Котька Чижов горку не строил, а покататься ему тоже очень хотелось. Но вот беда, горку-то он не строил и как взобраться на нее тоже не знал, поэтому и посыпал горку песком. Испортил горку и ребятам, и сам прокатиться не смог.
Но ребята подсказали ему выход из создавшегося положения: «Бери сейчас же лопату!».
Понравилось Котьке работать — и горку снегом засыпал, и даже ступеньки сбоку проделал: " Это, чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!".
Социальная позиция детского писателя, его миросозерцание находит отражение в его творчестве. Внутренняя организация произведения, адресованного детям, отражает мировосприятие самого автора, его социальную, нравственную и эстетическую ориентацию в мире.
Все проблемы рассказов Н. Носова: честности, воспитанности, дружбы, трудолюбия — свойственны каждому ребенку. Каждый в детстве решает этот очень нелегкий вопрос: «Как сказать правду?», «Признаваться или не признаваться в совершенном проступке?». Каждый учится трудиться и уважать чужой труд. Каждый в детстве решает для себя самую сложную задачу — а кто мне друг, а что такое дружба.
Произведения Н. Носова помогут нашим детям решить с успехом эти каверзные вопросы, они помогут смотреть на жизнь оптимистично и решать все проблемы творчески и с юмором, как это делают герои рассказов писателя.
Заключение
Н.Н. Носов — удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои «нелегкие» детские проблемы.
Художественное слово всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети. Оно намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения. И живое обсуждение рассказов Носова — это не только увлекательное путешествие вместе с героями его книг по стране детства, это еще накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое «хорошо», что такое «плохо», как поступить правильно, как научиться быть сильным, смелым.
Читая рассказы Носова детям, можно и весело провести время, от души посмеяться, и сделать для себя важные выводы не забывать, что рядом с тобой такие же девчонки и мальчишки, у которых не все всегда гладко и хорошо получается, что всему можно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить.
Список литературы
1. Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб., 2002.
2. Маршак С. Собр. соч. в 8-ми т., т.6. М., 1971.
3. Советская детская литература. Под ред. Разовой В.Д., М., 1978.
4. Чуковский К. Собр. соч. в 6-ти т., т.6., М., 1969.
5. Эстетика. Под ред. Радугина А.А. М., 2002.