Тема путешествия в русской литературе 1840-60 гг
В двух поэмах-эпопеях, написанных в 4060-х гг. XIX в., «Мертвые души» Н.В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо?» Н.А. Некрасова, тема путешествия играет немаловажную роль. Ведь оба автора хотели написать произведения, в которых бы отражалась реальная жизнь Руси во всем ее разнообразии. «Какой огромный, оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем», – писал Гоголь в начале работы над «Мертвыми душами». Предмет изображения произведения Некрасова характеризует высказывание критика Н.К. Михайловского: «Россия познает самою себя».
Авторы по-разному изображают сюжет путешествия в своих поэмах. У героев Некрасова – семи временнообязанных мужиков – цель странствия бескорыстна. В путь их зовет стремление познать страну, в которой они живут, и узнать, «кому живется весело, вольготно на Руси». Они даже жертвуют собой, чтобы разрешит свой спор, обрекая себя на разлуку с женами и детьми и на все неприятности, связанные с путешествием. Эта возможность мужиков «сняться» с места, оставить семью, хозяйство очень показательна. Ее появление связано с освобождением крестьян из-под гнета помещиков вследствие проведения реформы в 1861 г. Путники Некрасова увидели и «ярмонку» со всей ее пестротой и многоголосицей, и сенокос, и пир «на весь мир», побывали в других деревнях, в одной из которых крестьяне, например, почти добровольно подчиняются прихотям выжившего из ума помещика, в другой, затерянной в лесах, наоборот, отказываются служить барину.
Композиционная целостность поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» достигается развитием сюжета путешествия. Оно дает возможность познакомиться с большим количеством людей: помещиками и верными слугами, крестьянами-предателями (такими, как староста Глеб), честными работящими людьми (Ермилой Гириным и Власом), народными заступниками (Гриша Добросклонов) и бунтарями (Савелий). Но не со всеми из них путники встречаются лично. Так, например, о Савелии, губернаторше, Демушке мужики узнают из рассказа Матрены Тимофеевны, о Ермиле Гирине и Григории Добросклонове от других рассказчиков, с которыми сталкиваются на своем пути.
Если обратиться к произведению Гоголя, то в его поэме герой Чичиков не ищет ни счастливого, ни истину. Цель, заставляющая его путешествовать по окрестностям города NN, мелочна и цинична, но проворачивает он гигантскую аферу, чтобы разбогатеть: скупает души умерших крестьян, которые еще не учтены в «ревизских сказках». Для этого он путешествует от помещика к помещику в своей бричке. Дорога, выбранная Чичиковым, извилиста и темна, так же, как и его цель. Этот талантливый по-своему человек растрачивает свои силы и способности впустую, им движут жадность и стремление обогатиться. Может быть, поэтому бричка не раз завозит его не по адресу. Символична ситуация, когда он попадает к Коробочке из-за непогоды и легкомысленности его кучера Селифана. Так и жизнь героя поэмы напоминает дорогу заблудившегося путника. В то же время не следует забывать, что в последующих томах Гоголь хотел показать моральное и духовное исправление своего героя.
Так же, как и поэме Гоголя, в поэме Некрасова образ дороги выполняет роль символа жизненного пути, когда автор рассказывает о народном заступнике Грише Добросклоновом. Перед Гришей стоит вопрос о выборе дальнейшего пути. «Одна – просторная, дорога торная, страстей раба; по ней громадная, к соблазнам жадная идет толпа», «другая тесная – дорога честная, по ней идут лишь души сильные, любвеобильные, на бой, на труд». Далее Некрасов пишет, что «сманила Гришу узкая, извилистая тропочка». Он выбрал тот путь, на котором «ему судьба пророчила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».
Песня о двух дорогах перекликается по своей тематике с лирическим отступлением из поэмы «Мертвые души» о выборе пути писателем. Гоголь, так же как и Некрасов, восхищается людьми, избравшими второй, более трудный путь. С сюжетом путешествия связано еще одно лирическое отступление в поэме «Мертвые души», когда автор сам предстает как путешественник и размышляет о скоротечности жизни, об изменении идеалов: «Прежде, давно, в лета моей юности…мне было весело подъехать в первый раз к незнакомому месту…Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприятно, мне не смешно…и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя свежесть!». Что же касается философского сюжета в произведении Некрасова, то его формирует изображение автором обычных людей, склонных к постановке философского вопроса, поиск ответа на который и является причиной их путешествия. Чем больше ответов получают путники, тем глубже оказывается сущность и содержание этих ответов. Тем самым возникает усложненное представление о счастье, которое также обуславливает философский сюжет.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо?» присутствуют также элементы фольклора, который как благословляет ее героев на путешествие. В роли «волшебного дарителя» выступает говорящая пеночка, а в качестве «волшебного предмета» – скатерть-самобранка, подаренная мужикам этим сказочным персонажем. Скатерть-самобранка кормит и поит путников на протяжении всего их путешествия.
Поэмы «Мертвые души» и «Кому на Руси жить хорошо?» остались незаконченными, поэтому в обоих произведениях развитие сюжета путешествия не нашло своего логического завершения. Но, несмотря на это, авторам все же удалось показать многие стороны жизни на Руси, хотя главный вопрос остался без ответа: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ: не дает ответа».