Реферат по предмету "Литература"


Уроки по творчеству И.С. Тургенева

--PAGE_BREAK--понурить — уныло склонить плечи или голову;

ракиты — ивы; вожжа (вожжи) — часть упряжи: ремни, верев­ки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лоша­дью;

рогожа — грубый плетеный материал для упаковки; рожок — соска для кормления младенца;
оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

рысистая — обладающая хорошей, резвой рысью (аллюр лоша­ди, при котором выносятся вперед одновременно передняя левая и задняя правая ноги);

справлять (здесь) — выполнять (должность);

челнок (здесь) — выдолбленная из дерева лодка.

Пятая группа. Лексика.

— В чем различие лексики разных героев рассказа?

— Какое значение имеет это различие?

— Сделайте речевую характеристику героев рассказа. Шестая группа. Устное иллюстрирование.

Выберите сцену для иллюстрации. Объясните свой выбор. Дайте устное описание «картины», которой вы бы иллюстри­ровали сцену.

Итоговый вопрос:

— Как вы понимаете слова Белинского о том, что Тургенев в «Записках охотника» «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил»?

Примечание:

На уроке также можно использовать материалы пособия «Чи­таем, думаем, спорим» («Поразмышляем над прочитанным...», стр. 119-121).

Вариант урока внеклассного чтения по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

Цель урока: формирование у школьников навыков социально-психологической характеристики персонажа.

Оборудование: иллюстрации к рассказу «Бирюк» и фотографии окрестностей родины Тургенева Спасского-Лутовинова; иллюст­рации к французскому изданию «Записок охотника» 1858 года с рисунками Годфруа Дюрана.

План урока:

1) выявление и обозначение основных приемов создания ху­дожественного образа;

2) пейзаж как средство характеристики героя;

3) описание интерьера и его функции в создании образа героя;

4) роль и значение авторской характеристики;

5) поступок героя как способ его характеристики.

Ход урока

I. Слово учителя

Рассказ «Бирюк» написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848 году. Создавая это произ­ведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крес­тьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Турге-

Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

151

нева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых лю­дей, даже имена их настоящие: был Ермолай был Бирюк, кото­рого в лесу убили свои же крестьяне...»

В «Записках охотника» писатель применил своеобразный при­ем: ввел в действие рассказчика — образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским лесам, полям, заглядывает в деревен­ские избы вместе с наблюдательным, умным и знающим челове­ком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присут­ствие никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает читателю глубже понять действитель­ность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, рас­крыть тайны героев, обнажить интимные уголки их душ.

П. Словарная работа

— Как вы думаете, почему крестьяне прозвали лесника бирюком?

— Несет ли это слово, помимо обозначения одиночества лес­ника, оценочное значение?

Бирюк1 —

1. Волк-одиночка (обл.).

2. (Перен.) одинокий, нелюдимый человек (пояснение Турге­нева: «Бирюком называется в Орловской губернии человек оди­нокий и угрюмый»).

— Когда, при каких обстоятельствах герои рассказа называют лесника бирюком, по имени, по имени-отчеству? Почему? Когда и почему он сам себя так называет?

III. Анализ пейзажа

1. Слово учителя

По словам В.Г. Белинского, Тургенев «любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему пред­ставляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу...»

Рассказ «Бирюк» начинается с описания леса и надвигающей­ся грозы. Выясним, какое значение имеет пейзаж в структуре по­вествования и в создании образа главного героя.

2. План анализа пейзажа

1. Найти и прочитать описание начала грозы.

2. Ответить на вопрос: «Каким образом Тургенев описывает природу?» Для этого:

1) отметьте, как автор изображает основные моменты перехода душного вечера в грозовую ночь;

2) выделите художественные средства, с помощью которых Тур­генев передает зрительное впечатление от леса, слуховые и осяза­тельные ощущения;

1Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001.
Поурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

3) ответьте на вопрос: что придает динамизм описанию?

4) покажите, как автор одушевляет природу.

— Какой прием использует автор для изображения усиления грозы?

(Изменение вида глагола: я «ехал», кобыла «бежала», собака «не отставала» — жар «сменился», ветер «загудел», деревья «забушева­ли» и т.д.; т.е. постепенная замена несовершенного вида глаголов совершенным; дважды применяется эффект неожиданности: «вне­запно», «как вдруг».)

3. Комментарии учителя

Тургенев описывает поле и лес в различное время суток. Его пейзаж подвижен: он живет, изменяется. Тургенев обнаруживает себя тонким наблюдателем различных оттенков красок, звуков, запахов поля и леса при переходе от лета к осени, от дня к ночи, от солнечной погоды к ненастью. В большинстве случаев картины природы у Тургенева невелики по объему- Для них характерна сжатость и лаконичность.

В рассказе «Бирюк» автор отобразил несколько моментов транс­формации душного вечера в грозовую ночь-

Первая часть: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстре­чу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали».

Вторая часть передает тот особый момент, когда гроза настойчиво и неумолимо подчиняет себе всю окружающую природу: «Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели».

Последняя, третья часть картины, когда все вокруг заливается мраком и лес погружается в царство грозы- «Сильный ветер вне­запно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гро­за разразилась. Дождь полил ручьями».

Динамический характер пейзаж приобретает не только оттого, что природа описана в состоянии перехода, но и оттого, что угол зрения автора постоянно меняется. Сначала он замечает огром­ную лиловую тучу, длинные серые облака, потом слышит шелест и лепетание ракит, и наконец, его взгляд опускается на землю.

Кроме цветовой гаммы, создаваемой конкретными эпитетами (лиловая, серая), переданы и другие впечатления — слуховые, ося­зательные: длинные облака, сухой ручей, густые кусты орешника, душный жар, влажный холод.

Приемы аллитерации и ассонанса в описании леса и грозы по­зволяют читателю слышать, как «ракиты тревожно шевелились и лепетали», «капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям», «гроза разразилась».

Это описание природы сопоставимо с человеческим миром. Метафорические образы и олицетворения (гроза надвигалась, ра-

Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

153

киты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя заш­лепали по листьям) одушевляют лес.

Пейзажные зарисовки у Тургенева не только фон, на котором происходит действие, но и важнейшее средство характеристики персонажей рассказа. Они помогают раскрыть переживания геро­ев, оттенить их настроения, чувства, выявить авторскую позицию. Здесь важно обратить внимание на детали, которые помогают мак­симально полно и точно определить воздействие грозы на само­чувствие человека и его поведение.

IV. Анализ образа Бирюка

1. Общая характеристика героя, основанная на комментиро­ванном чтении описания избы, портрета и слова повествователя;

2. Анализ эпизода столкновения Бирюка и мужика. Каждый этап анализа образа-персонажа предваряется зада­ниями.

1). Найти в тексте и прочитать описание обстановки избы лес­ника, его портрет и авторскую характеристику героя. 2). Ответить на вопросы:

— При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лесни­ком?

— Какие черты характера раскрывают поведение Бирюка в гро­зовую ночь?

— Почему героя зовут Бирюком? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер?

— Каковы условия жизни Бирюка?

— В чем особенность портретной характеристики героя (на какие детали обращает внимание автор)?

— Каково отношение к Бирюку крепостных мужиков? Комментарии:

Бирюк появляется неожиданно «при блеске молнии», автор сразу отмечает его высокую фигуру и звучный голос. Поведение героя в эту ночь раскрывает ряд ведущих черт его характера: внут­реннюю силу, спокойствие, сдержанность, контрастирующие с описанием грозы. «Мы ехали довольно долго; наконец мой про­водник остановился. «Вот мы и дома, барин», — промолвил он спо­койным голосом». Несмотря на то что первое появление Бирюка сопровождает некий романтический ореол: «Белая молния озари­ла лесника с головы до ног», — в описываемой далее жизни героя нет ничего романтичного, напротив, она обыденна и даже трагич­на. «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: невесело войти ночью в мужицкую избу».

Описание обстановки избы, «закоптелой, низкой и пустой», говорит о бедности и убожестве. Но среди этого печального и бе­зотрадного существования теплится жизнь двух маленьких детей героя, изображение которых усугубляет общую безрадостную кар­тину и настраивает читателя на жалость по отношению к Бирюку.
Если в описании избы — социальная характеристика героя, то художественный портрет помогает выразить его индивидуальные черты: высокий рост, могучие мышцы, черная курчавая борода, суровое мужественное лицо, широкие брови и небольшие карие глаза. В восприятии читателя рассказ о леснике как о «грозе» му­жиков связывается с картиной грозы.

Для создания характеристики героя автор использует высказы­вания о нем мужиков: «Вязанки хворосту не даст утащить», «на­грянет, как снег на голову», «силен… и ловок как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». Автор подчеркивает, что лесник грозен и непреклонен не потому, что чужд своему брату-мужику, а просто Бирюк — че­ловек долга и считает себя обязанным беречь ему доверенное. «Дол­жность свою справляю… даром господский хлеб есть не прихо­дится». Безжалостный по долгу службы, он охраняет лес хозяина наподобие солдата. «Он, обладающий слухом достаточно тонким, чтобы услышать, как где-то в отдалении падает на папоротник береза, он бывает глух к самым отчаянным мольбам».

3). Найти в тексте и прочитать описание столкновения Бирюка с мужиком.

4). Ответить на вопросы:

— В чем причина конфликта мужика с Бирюком?

— На фоне каких пейзажных зарисовок разворачиваются со­бытия?

— Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене?

— Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, образы лесника и мужика?

Комментарии:

Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Сцена борьбы — сначала физической, потом моральной — не толь­ко выявляет взгляды, чувства, интересы, волю героев, но и углуб­ляет психологически их образы. Автор подчеркивает, что физи­чески мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, однако в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоин­ству они становятся равными друг другу.

Создавая образ мужика, Тургенев запечатлел черты нищего крестьянина, изможденного барщиной, полуголодным существо­ванием: «При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщи­нистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза...». Но именно такой мужик от мольбы переходит к угрозам.

Тургенев при помощи ярких художественных деталей показы­вает, как меняется внешний облик и внутреннее состояние крес­тьянина. Сначала мужик молчит, затем «голосом глухим и разби­тым», обращаясь к леснику по имени-отчеству «Фома Кузьмич», просит отпустить. Но когда чаша его терпения переполнилась,

Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

155

мужик «внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска». Голос мужика стал свирепым, и речь стала иной: вместо обрывистых фраз — «Отпусти… приказчик… разоре­ны, во как… отпусти!» — зазвучали ясные грозные слова: «А мне что? Все едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби -один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай всё: жена, дети — околевай всё… А до тебя, погоди, доберемся!».

V. Слово учителя

Рассказ «Бирюк» — один из немногих рассказов «Записок охот­ника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Но из-за цензурных ограничений Тургенев не мог прямо изобразить про­тест крестьян, поэтому в рассказе он использует прием замеще­ния. Олицетворением помещика является Бирюк, наделенный некоторой долей ненавистной для мужика власти. Образ Бирюка в кульминационной сцене психологически углубляется, он высту­пает перед нами как образ трагический: человек честный, суро­вый, жестокий, как собственная его судьба, он весь проникся прин­ципом неуклонного служения долгу. При всей своей правоте он чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привело нищенское существование: «Ей-богу, с голодухи… детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится». Бирюк отпускает кресть­янина не из-за страха перед его угрозами: «Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!», — а из сочувствия ему. Бирюк не выдерживает того беспросветного отчаяния, которое охватывает мужика при мысли о дальнейшей судьбе.

— Почему вся эта сцена, чрезвычайно эмоциональная и на­пряженная, проходит как бы под аккомпанемент дождя? За­читаем фрагменты эпизода.

(«Дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями. С трудом добрались мы до избы»; «Дождик стучал по крыше и сколь­зил по окнам; мы все молчали»; «Бедняк потупился… Дождик всё не переставал. Я ждал, что будет». В самом конце рассказа, когда Бирюк обращается к охотнику, вновь говорится о непогоде. «Да уж я лучше вас провожу, — прибавил он, — знать, дождика-то вам не переждать...». Так картины природы углубляют смысл расска­за, напоминают о том, что ненастье — ненастье в душе героев рассказа, всего русского народа — еще продолжается.)

— Как вы оцениваете поступок Бирюка? Почему он отпускает крестьянина именно так, грубовыталкивая?

(Одновременно и злится на него, и жалеет. Автор достоверно передает душевный конфликт Бирюка между долгом и чувством сострадания.) _

Домашнее задание

1. Подготовить пересказ «Бирюка» от лица одного из персонажей.

2. Решить кроссворд «И.С. Тургенев. «Бирюк» (пособие «Чи­таем, думаем, спорим», стр. 123-124).

рочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

Информация для учителя

Критика о «Записках охотника»

«В «Записках охотника Тургенев постепенно довел до уровня высокого мастерства… косвенный психологизм. Он стремится к отбору таких деталей портрета, поведения героя и обстановки, которые как бы опредмечивают в себе определенные движения души; пси­хологический анализ предстает в этом цикле Тургенева преимущественно как предмет­ное, внешнее выражение отдельных процессов внутренней жизни — в мимике, жестику­ляции, в портретной палитре (покраснел, побледнел и т.п.)»

«В пейзажах Тургенева многоцветье, переливы красок и света являются непосред­ственным выражением эстетического богатства природы и средством поэтизации ее. Тур­геневские пейзажи в подавляющем большинстве представляют воплощение авторского, собственно тургеневского восприятия природы, либо восприятия его героев, которые в этом отношении ему близки и выступают в произведении как бы его представителями» (СЕ. Шаталов. «Проблемы поэтики Тургенева».)

«… это в своем роде какая-то печальная, но и очень полная, глубоко взволновываю-щая энциклопедия о русском человеке, о русской жизни, о русской земле, книга, уже пропитанная той ностальгией, которой болел всю жизнь добровольно оторвавшийся от России Тургенев и горечь которой нам теперь пришлось отведать» (А.Н. Бенуа.)

«Бежин луг» вводил в русскую литературу проблему изображения детского мира, дет­ской психологии, так ярко освещенной Л.Н. Толстым в повести «Детство» вскоре после появления рассказа Тургенева.

Образы мальчиков — героев «Бежина луга» — овеяны лирическим настроением грусти и сочувствия… Однако рассказ кончается жизнеутверждающей, какой-то праздничной картиной наступающего утра...» (С.Н. Петров.)

«С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских де­тей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ре­бятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой». (Н.И. Якушин «Жизнь и творчество И.С. Тургенева» (М., 1983).)

Урок 2 7. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Цель урока: показать особенности жанра стихотворения в про­зе; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения.

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чте­ние, анализ текста.

Ход урока

«… что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование»

П. В. Анненков.

Урок27. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе

157

I. Слово учителя

Мы познакомились с произведениями Тургенева, которые об­рамляют его творческую жизнь. Цикл рассказов «Записки охотни­ка» был создан в начале творческого пути. Сборник стихотворе­ний в прозе Тургенев выпустил уже в конце своей жизни, в 1882 г., как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творче­стве. Им и посвящен сегодняшний урок.

Тургенев создал новый для русской литературы жанр произве­дений — стихотворения в прозе. Это лирические произведения, в которых выражены мысли и чувства писателя, поэтому они и на­званы стихотворениями.

Первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как эскизы для будущих стихотворений, затем критик и писа­тель М.М. Стасюлевич уговорил его напечатать эти стихотворе­ния. При первом издании автор написал следующее предисло­вие: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра дру­гое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Восемьдесят три стихотворения различны и по тематике, и по настрою, но есть нечто объединяющее их. В 1818 году была опуб­ликована работа Л.П. Гроссмана о «Стихотворениях в прозе», ко­торая названа «Последняя поэма Тургенева». В ней утверждалось, что все эти стихотворения — единое целое: «Это строго согласо­ванное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной фор­мы, отшлифованное и законченное создание представляет в сво­ем целом поэму о пройденном жизненном пути...»

Стихотворение «Русский язык» написано в дни русско-турец­кой войны 1877—1878 гг. В нем отражена боль «при виде того, что совершается дома», выражается надежда, что если у народа такой великий язык, то и народ велик и сможет справиться с испытани­ями, которые выпали на его долю.

II. Выразительное чтение стихотворения «Русский язык» и беседа

Стихотворения читает учитель.

— Какая мысль заключена в этом отрывке? (Мысль о величии русского языка и русского народа.)

— Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая инто­нация главенствует здесь?

(Чувство любви и восхищения передается торжественной, при­поднятой интонацией.)

— Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпи­ческое?

(Это произведение лирическое, потому что выражает чувства автора.)
оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

— В стихотворении всего три предложения. Какие это предло­жения по цели высказывания, по интонации? Какое значе­ние то имеет?

(Два предложения по интонации восклицательные, одно по цели высказывания вопросительное. Это риторический (ораторс­кий) прием, придающий тексту патетическое звучание, передаю­щий искреннюю взволнованность автора.)

— Какие художественные приемы используются в стихотво­рении?

(Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу — его носителю: «великий язык» — «великому народу».)

Комментарий учителя:

Определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный», — сразу вошли в культур­ный обиход страны и стали звучать в публицистических выступ­лениях, использоваться в критических работах. В этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств языка.

III. Выразительное чтение стихотворения «Близнецы» и беседа

— Что поразило автора в описанном им эпизоде? Почему ему стало «жутко»?

— Какое значение имеет многократное повторение слова «оди­наковый»?

— Какое чувство стремится вызвать автор у читателей?

— Каков философский смысл этого стихотворения?

IV. Выразительное чтение стихотворения «Два богача» и беседа

— Какова главная мысль этого стихотворения?

— В чем, по-вашему, превосходство мужика над Ротшильдом? (Помощь мужика ценнее, так как он беден, но главное в том,

что помощь мужика — естественный порыв, нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций, например, «умиления»).

V. Итоговый вопрос

— Какой жанр угадывается в прочитанных нами стихотворе­ниях в прозе: басня, притча, сказание, ораторское выступ­ление?

Домашнее задание

1. Выучите наизусть одно из стихотворений в прозе.

2. Попытайтесь написать свое стихотворение в прозе.

Информация для учителя

Материал для дополнительного и углубленного изучения темы. Анализ некоторых стихотворений.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Административные округа г
Реферат Позаказный метод калькулирования себестоисмости на примере ОАО ОЗМК
Реферат «Удельная Русь XIII – XIV вв.». Авторы составители: Н. Ю. Корькова (моу демяховская оош, Бельский район); Т. Г. Шишкина (моу оршинская оош, Калининский район); Е. Н. Николаев (гоу нпо пл №10 г. Тверь) Даты
Реферат Характеристика валютного регулирования в РБ
Реферат Competition Among The Telecommunications Industry Essay Research
Реферат Разработка функциональной цифровой ячейки от функциональной логической схемы проектируемого узла
Реферат Белаши
Реферат Разработка мероприятий по совершенствованию политики управления товарооборотом торгового предпри
Реферат Рынок ценных бумаг и его формирование в РК
Реферат Массовая полиэтническая миграция как источник роста межнациональной напряженности
Реферат Роль государственно-частного партнерства в повышении эффективности экономической политики региона
Реферат Культурологічний підхід як основа модернізації змісту астрономічної освіти у загальноосвітніх навчальних
Реферат Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
Реферат НАТО И ГЕОПОЛИТИКА УКРАИНЫ
Реферат King Lear And The Fatal Flaw Essay