Реферат по предмету "Литература"


Уроки по творчеству И.С. Тургенева

--PAGE_BREAK--понурить — уныло склонить плечи или голову;

ракиты — ивы; вожжа (вожжи) — часть упряжи: ремни, верев­ки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лоша­дью;

рогожа — грубый плетеный материал для упаковки; рожок — соска для кормления младенца;
оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

рысистая — обладающая хорошей, резвой рысью (аллюр лоша­ди, при котором выносятся вперед одновременно передняя левая и задняя правая ноги);

справлять (здесь) — выполнять (должность);

челнок (здесь) — выдолбленная из дерева лодка.

Пятая группа. Лексика.

— В чем различие лексики разных героев рассказа?

— Какое значение имеет это различие?

— Сделайте речевую характеристику героев рассказа. Шестая группа. Устное иллюстрирование.

Выберите сцену для иллюстрации. Объясните свой выбор. Дайте устное описание «картины», которой вы бы иллюстри­ровали сцену.

Итоговый вопрос:

— Как вы понимаете слова Белинского о том, что Тургенев в «Записках охотника» «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил»?

Примечание:

На уроке также можно использовать материалы пособия «Чи­таем, думаем, спорим» («Поразмышляем над прочитанным...», стр. 119-121).

Вариант урока внеклассного чтения по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

Цель урока: формирование у школьников навыков социально-психологической характеристики персонажа.

Оборудование: иллюстрации к рассказу «Бирюк» и фотографии окрестностей родины Тургенева Спасского-Лутовинова; иллюст­рации к французскому изданию «Записок охотника» 1858 года с рисунками Годфруа Дюрана.

План урока:

1) выявление и обозначение основных приемов создания ху­дожественного образа;

2) пейзаж как средство характеристики героя;

3) описание интерьера и его функции в создании образа героя;

4) роль и значение авторской характеристики;

5) поступок героя как способ его характеристики.

Ход урока

I. Слово учителя

Рассказ «Бирюк» написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848 году. Создавая это произ­ведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крес­тьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Турге-

Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

151

нева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых лю­дей, даже имена их настоящие: был Ермолай был Бирюк, кото­рого в лесу убили свои же крестьяне...»

В «Записках охотника» писатель применил своеобразный при­ем: ввел в действие рассказчика — образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским лесам, полям, заглядывает в деревен­ские избы вместе с наблюдательным, умным и знающим челове­ком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присут­ствие никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает читателю глубже понять действитель­ность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, рас­крыть тайны героев, обнажить интимные уголки их душ.

П. Словарная работа

— Как вы думаете, почему крестьяне прозвали лесника бирюком?

— Несет ли это слово, помимо обозначения одиночества лес­ника, оценочное значение?

Бирюк1 —

1. Волк-одиночка (обл.).

2. (Перен.) одинокий, нелюдимый человек (пояснение Турге­нева: «Бирюком называется в Орловской губернии человек оди­нокий и угрюмый»).

— Когда, при каких обстоятельствах герои рассказа называют лесника бирюком, по имени, по имени-отчеству? Почему? Когда и почему он сам себя так называет?

III. Анализ пейзажа

1. Слово учителя

По словам В.Г. Белинского, Тургенев «любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему пред­ставляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу...»

Рассказ «Бирюк» начинается с описания леса и надвигающей­ся грозы. Выясним, какое значение имеет пейзаж в структуре по­вествования и в создании образа главного героя.

2. План анализа пейзажа

1. Найти и прочитать описание начала грозы.

2. Ответить на вопрос: «Каким образом Тургенев описывает природу?» Для этого:

1) отметьте, как автор изображает основные моменты перехода душного вечера в грозовую ночь;

2) выделите художественные средства, с помощью которых Тур­генев передает зрительное впечатление от леса, слуховые и осяза­тельные ощущения;

1Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001.
Поурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

3) ответьте на вопрос: что придает динамизм описанию?

4) покажите, как автор одушевляет природу.

— Какой прием использует автор для изображения усиления грозы?

(Изменение вида глагола: я «ехал», кобыла «бежала», собака «не отставала» — жар «сменился», ветер «загудел», деревья «забушева­ли» и т.д.; т.е. постепенная замена несовершенного вида глаголов совершенным; дважды применяется эффект неожиданности: «вне­запно», «как вдруг».)

3. Комментарии учителя

Тургенев описывает поле и лес в различное время суток. Его пейзаж подвижен: он живет, изменяется. Тургенев обнаруживает себя тонким наблюдателем различных оттенков красок, звуков, запахов поля и леса при переходе от лета к осени, от дня к ночи, от солнечной погоды к ненастью. В большинстве случаев картины природы у Тургенева невелики по объему- Для них характерна сжатость и лаконичность.

В рассказе «Бирюк» автор отобразил несколько моментов транс­формации душного вечера в грозовую ночь-

Первая часть: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстре­чу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали».

Вторая часть передает тот особый момент, когда гроза настойчиво и неумолимо подчиняет себе всю окружающую природу: «Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели».

Последняя, третья часть картины, когда все вокруг заливается мраком и лес погружается в царство грозы- «Сильный ветер вне­запно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гро­за разразилась. Дождь полил ручьями».

Динамический характер пейзаж приобретает не только оттого, что природа описана в состоянии перехода, но и оттого, что угол зрения автора постоянно меняется. Сначала он замечает огром­ную лиловую тучу, длинные серые облака, потом слышит шелест и лепетание ракит, и наконец, его взгляд опускается на землю.

Кроме цветовой гаммы, создаваемой конкретными эпитетами (лиловая, серая), переданы и другие впечатления — слуховые, ося­зательные: длинные облака, сухой ручей, густые кусты орешника, душный жар, влажный холод.

Приемы аллитерации и ассонанса в описании леса и грозы по­зволяют читателю слышать, как «ракиты тревожно шевелились и лепетали», «капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям», «гроза разразилась».

Это описание природы сопоставимо с человеческим миром. Метафорические образы и олицетворения (гроза надвигалась, ра-

Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

153

киты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя заш­лепали по листьям) одушевляют лес.

Пейзажные зарисовки у Тургенева не только фон, на котором происходит действие, но и важнейшее средство характеристики персонажей рассказа. Они помогают раскрыть переживания геро­ев, оттенить их настроения, чувства, выявить авторскую позицию. Здесь важно обратить внимание на детали, которые помогают мак­симально полно и точно определить воздействие грозы на само­чувствие человека и его поведение.

IV. Анализ образа Бирюка

1. Общая характеристика героя, основанная на комментиро­ванном чтении описания избы, портрета и слова повествователя;

2. Анализ эпизода столкновения Бирюка и мужика. Каждый этап анализа образа-персонажа предваряется зада­ниями.

1). Найти в тексте и прочитать описание обстановки избы лес­ника, его портрет и авторскую характеристику героя. 2). Ответить на вопросы:

— При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лесни­ком?

— Какие черты характера раскрывают поведение Бирюка в гро­зовую ночь?

— Почему героя зовут Бирюком? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер?

— Каковы условия жизни Бирюка?

— В чем особенность портретной характеристики героя (на какие детали обращает внимание автор)?

— Каково отношение к Бирюку крепостных мужиков? Комментарии:

Бирюк появляется неожиданно «при блеске молнии», автор сразу отмечает его высокую фигуру и звучный голос. Поведение героя в эту ночь раскрывает ряд ведущих черт его характера: внут­реннюю силу, спокойствие, сдержанность, контрастирующие с описанием грозы. «Мы ехали довольно долго; наконец мой про­водник остановился. «Вот мы и дома, барин», — промолвил он спо­койным голосом». Несмотря на то что первое появление Бирюка сопровождает некий романтический ореол: «Белая молния озари­ла лесника с головы до ног», — в описываемой далее жизни героя нет ничего романтичного, напротив, она обыденна и даже трагич­на. «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: невесело войти ночью в мужицкую избу».

Описание обстановки избы, «закоптелой, низкой и пустой», говорит о бедности и убожестве. Но среди этого печального и бе­зотрадного существования теплится жизнь двух маленьких детей героя, изображение которых усугубляет общую безрадостную кар­тину и настраивает читателя на жалость по отношению к Бирюку.
Если в описании избы — социальная характеристика героя, то художественный портрет помогает выразить его индивидуальные черты: высокий рост, могучие мышцы, черная курчавая борода, суровое мужественное лицо, широкие брови и небольшие карие глаза. В восприятии читателя рассказ о леснике как о «грозе» му­жиков связывается с картиной грозы.

Для создания характеристики героя автор использует высказы­вания о нем мужиков: «Вязанки хворосту не даст утащить», «на­грянет, как снег на голову», «силен… и ловок как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». Автор подчеркивает, что лесник грозен и непреклонен не потому, что чужд своему брату-мужику, а просто Бирюк — че­ловек долга и считает себя обязанным беречь ему доверенное. «Дол­жность свою справляю… даром господский хлеб есть не прихо­дится». Безжалостный по долгу службы, он охраняет лес хозяина наподобие солдата. «Он, обладающий слухом достаточно тонким, чтобы услышать, как где-то в отдалении падает на папоротник береза, он бывает глух к самым отчаянным мольбам».

3). Найти в тексте и прочитать описание столкновения Бирюка с мужиком.

4). Ответить на вопросы:

— В чем причина конфликта мужика с Бирюком?

— На фоне каких пейзажных зарисовок разворачиваются со­бытия?

— Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене?

— Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, образы лесника и мужика?

Комментарии:

Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Сцена борьбы — сначала физической, потом моральной — не толь­ко выявляет взгляды, чувства, интересы, волю героев, но и углуб­ляет психологически их образы. Автор подчеркивает, что физи­чески мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, однако в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоин­ству они становятся равными друг другу.

Создавая образ мужика, Тургенев запечатлел черты нищего крестьянина, изможденного барщиной, полуголодным существо­ванием: «При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщи­нистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза...». Но именно такой мужик от мольбы переходит к угрозам.

Тургенев при помощи ярких художественных деталей показы­вает, как меняется внешний облик и внутреннее состояние крес­тьянина. Сначала мужик молчит, затем «голосом глухим и разби­тым», обращаясь к леснику по имени-отчеству «Фома Кузьмич», просит отпустить. Но когда чаша его терпения переполнилась,

Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

155

мужик «внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска». Голос мужика стал свирепым, и речь стала иной: вместо обрывистых фраз — «Отпусти… приказчик… разоре­ны, во как… отпусти!» — зазвучали ясные грозные слова: «А мне что? Все едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби -один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай всё: жена, дети — околевай всё… А до тебя, погоди, доберемся!».

V. Слово учителя

Рассказ «Бирюк» — один из немногих рассказов «Записок охот­ника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Но из-за цензурных ограничений Тургенев не мог прямо изобразить про­тест крестьян, поэтому в рассказе он использует прием замеще­ния. Олицетворением помещика является Бирюк, наделенный некоторой долей ненавистной для мужика власти. Образ Бирюка в кульминационной сцене психологически углубляется, он высту­пает перед нами как образ трагический: человек честный, суро­вый, жестокий, как собственная его судьба, он весь проникся прин­ципом неуклонного служения долгу. При всей своей правоте он чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привело нищенское существование: «Ей-богу, с голодухи… детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится». Бирюк отпускает кресть­янина не из-за страха перед его угрозами: «Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!», — а из сочувствия ему. Бирюк не выдерживает того беспросветного отчаяния, которое охватывает мужика при мысли о дальнейшей судьбе.

— Почему вся эта сцена, чрезвычайно эмоциональная и на­пряженная, проходит как бы под аккомпанемент дождя? За­читаем фрагменты эпизода.

(«Дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями. С трудом добрались мы до избы»; «Дождик стучал по крыше и сколь­зил по окнам; мы все молчали»; «Бедняк потупился… Дождик всё не переставал. Я ждал, что будет». В самом конце рассказа, когда Бирюк обращается к охотнику, вновь говорится о непогоде. «Да уж я лучше вас провожу, — прибавил он, — знать, дождика-то вам не переждать...». Так картины природы углубляют смысл расска­за, напоминают о том, что ненастье — ненастье в душе героев рассказа, всего русского народа — еще продолжается.)

— Как вы оцениваете поступок Бирюка? Почему он отпускает крестьянина именно так, грубовыталкивая?

(Одновременно и злится на него, и жалеет. Автор достоверно передает душевный конфликт Бирюка между долгом и чувством сострадания.) _

Домашнее задание

1. Подготовить пересказ «Бирюка» от лица одного из персонажей.

2. Решить кроссворд «И.С. Тургенев. «Бирюк» (пособие «Чи­таем, думаем, спорим», стр. 123-124).

рочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

Информация для учителя

Критика о «Записках охотника»

«В «Записках охотника Тургенев постепенно довел до уровня высокого мастерства… косвенный психологизм. Он стремится к отбору таких деталей портрета, поведения героя и обстановки, которые как бы опредмечивают в себе определенные движения души; пси­хологический анализ предстает в этом цикле Тургенева преимущественно как предмет­ное, внешнее выражение отдельных процессов внутренней жизни — в мимике, жестику­ляции, в портретной палитре (покраснел, побледнел и т.п.)»

«В пейзажах Тургенева многоцветье, переливы красок и света являются непосред­ственным выражением эстетического богатства природы и средством поэтизации ее. Тур­геневские пейзажи в подавляющем большинстве представляют воплощение авторского, собственно тургеневского восприятия природы, либо восприятия его героев, которые в этом отношении ему близки и выступают в произведении как бы его представителями» (СЕ. Шаталов. «Проблемы поэтики Тургенева».)

«… это в своем роде какая-то печальная, но и очень полная, глубоко взволновываю-щая энциклопедия о русском человеке, о русской жизни, о русской земле, книга, уже пропитанная той ностальгией, которой болел всю жизнь добровольно оторвавшийся от России Тургенев и горечь которой нам теперь пришлось отведать» (А.Н. Бенуа.)

«Бежин луг» вводил в русскую литературу проблему изображения детского мира, дет­ской психологии, так ярко освещенной Л.Н. Толстым в повести «Детство» вскоре после появления рассказа Тургенева.

Образы мальчиков — героев «Бежина луга» — овеяны лирическим настроением грусти и сочувствия… Однако рассказ кончается жизнеутверждающей, какой-то праздничной картиной наступающего утра...» (С.Н. Петров.)

«С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских де­тей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ре­бятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой». (Н.И. Якушин «Жизнь и творчество И.С. Тургенева» (М., 1983).)

Урок 2 7. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Цель урока: показать особенности жанра стихотворения в про­зе; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения.

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чте­ние, анализ текста.

Ход урока

«… что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование»

П. В. Анненков.

Урок27. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе

157

I. Слово учителя

Мы познакомились с произведениями Тургенева, которые об­рамляют его творческую жизнь. Цикл рассказов «Записки охотни­ка» был создан в начале творческого пути. Сборник стихотворе­ний в прозе Тургенев выпустил уже в конце своей жизни, в 1882 г., как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творче­стве. Им и посвящен сегодняшний урок.

Тургенев создал новый для русской литературы жанр произве­дений — стихотворения в прозе. Это лирические произведения, в которых выражены мысли и чувства писателя, поэтому они и на­званы стихотворениями.

Первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как эскизы для будущих стихотворений, затем критик и писа­тель М.М. Стасюлевич уговорил его напечатать эти стихотворе­ния. При первом издании автор написал следующее предисло­вие: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра дру­гое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Восемьдесят три стихотворения различны и по тематике, и по настрою, но есть нечто объединяющее их. В 1818 году была опуб­ликована работа Л.П. Гроссмана о «Стихотворениях в прозе», ко­торая названа «Последняя поэма Тургенева». В ней утверждалось, что все эти стихотворения — единое целое: «Это строго согласо­ванное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной фор­мы, отшлифованное и законченное создание представляет в сво­ем целом поэму о пройденном жизненном пути...»

Стихотворение «Русский язык» написано в дни русско-турец­кой войны 1877—1878 гг. В нем отражена боль «при виде того, что совершается дома», выражается надежда, что если у народа такой великий язык, то и народ велик и сможет справиться с испытани­ями, которые выпали на его долю.

II. Выразительное чтение стихотворения «Русский язык» и беседа

Стихотворения читает учитель.

— Какая мысль заключена в этом отрывке? (Мысль о величии русского языка и русского народа.)

— Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая инто­нация главенствует здесь?

(Чувство любви и восхищения передается торжественной, при­поднятой интонацией.)

— Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпи­ческое?

(Это произведение лирическое, потому что выражает чувства автора.)
оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

— В стихотворении всего три предложения. Какие это предло­жения по цели высказывания, по интонации? Какое значе­ние то имеет?

(Два предложения по интонации восклицательные, одно по цели высказывания вопросительное. Это риторический (ораторс­кий) прием, придающий тексту патетическое звучание, передаю­щий искреннюю взволнованность автора.)

— Какие художественные приемы используются в стихотво­рении?

(Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу — его носителю: «великий язык» — «великому народу».)

Комментарий учителя:

Определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный», — сразу вошли в культур­ный обиход страны и стали звучать в публицистических выступ­лениях, использоваться в критических работах. В этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств языка.

III. Выразительное чтение стихотворения «Близнецы» и беседа

— Что поразило автора в описанном им эпизоде? Почему ему стало «жутко»?

— Какое значение имеет многократное повторение слова «оди­наковый»?

— Какое чувство стремится вызвать автор у читателей?

— Каков философский смысл этого стихотворения?

IV. Выразительное чтение стихотворения «Два богача» и беседа

— Какова главная мысль этого стихотворения?

— В чем, по-вашему, превосходство мужика над Ротшильдом? (Помощь мужика ценнее, так как он беден, но главное в том,

что помощь мужика — естественный порыв, нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций, например, «умиления»).

V. Итоговый вопрос

— Какой жанр угадывается в прочитанных нами стихотворе­ниях в прозе: басня, притча, сказание, ораторское выступ­ление?

Домашнее задание

1. Выучите наизусть одно из стихотворений в прозе.

2. Попытайтесь написать свое стихотворение в прозе.

Информация для учителя

Материал для дополнительного и углубленного изучения темы. Анализ некоторых стихотворений.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.