Реферат по предмету "Литература"


Стихотворение М. Лермонтова Дума

Стихотворение М. Лермонтова «Дума»Автор: Лермонтов М.Ю.

Стихотворение было опубликовано в январском номере “Отечественных записок” за 1839 год. Основная мысль произведения — размышления о судьбах поколения.
11 сентября 1842 года Герцен записывает в своем “Дневнике”: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования, — а между тем наши страдания — почка, из которой разовьется их счастие. Поймут ли они, отчего мы лентяи, отчего ищем всяких наслаждений, пьем вино и пр.? Отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуту восторга не забываем тоски?.. О, пусть они остановятся с мыслью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили их грусть...”
Действительно, время написания стихотворения — одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум. Стихотворение Лермонтова — не взгляд на поколение со стороны, а откровение человека, принадлежащего поколению: “Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...”, “Я знал одной лишь думы власть — одну, но пламенную страсть...” и т. д. Поскольку поколение лишено возможности действовать,

… под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Тон “Думы”, потрясший современников, воспроизводит эмоцию “социального отчаяния”. Анализируя свое поколение, Лермонтов видит конфликт между разумом и страстью:

… И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

Это приводит к противоречию между смысловой законченностью фразы и эмоциональностью отдельного слова. Хотя многие строки афористичны (“И ненавидим мы, и любим мы случайно...”), они не способны в полной мере вместить авторские эмоции.

Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию — презренные рабы —

фраза законченная, но за ней идут стихи, продолжающие ее эмоционально:

Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Логическая связь между четверостишиями и частями стихотворения заметно ослаблена и фактически поддерживается лишь общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие — законченное предложение. Голос рассудка звучит открыто, голос страсти — приглушенно. Этот противоречивый поток прекрасно отражает сознание поэта, контраст между высотой чувства и отрицающей мыслью. На этом фоне слово часто функционирует в переносном значении: “состариться” означает не только физическую, но и духовную старость, “ровный путь без цели” — знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог и падений. Часто встречаются метафоры (“старость души”, “жизнь-путь” и т. д.).
В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую.нагрузку несут традиционные слова элегического романтизма (“печально”, “томит”, “вянем”) и слова философского и общественно-политического значения (“познанья”, “сомненья”, “добру”, “злу”, “рабы” и пр.). Выразительны резкие оценочные эпитеты (“постыдно”, “позорно”). Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть: “Так тощий плод...”
Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается игрой “прозаизмов” и “поэтизмов” (“остаток” — “чувства”), которая поддержана употреблением контрастирующих слов: “ненавидим” — “любим”, “холод” — “огонь”. Романтика сменяется реквиемом по поколению.
В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: “ни мысли плодовитой”, “судья”, “гражданин” и т. д. Чем более убедительно развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.
Все вышесказанное позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. Содержание “Думы” не вмещается в границы какого-либо определенного жанра, ибо гражданская тема становится глубоко личной.
Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов “я” и “вы”, но есть слово “мы”. Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии времени, поколения и страны.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гепарин
Реферат Территориальные основы местного самоуправления
Реферат Анализ отрывка из романа Достоевского Преступление и наказание Сон Раскольникова на каторге.
Реферат Тендерна система України
Реферат Анализ неплатежеспособности коммерческой организации и пути выхода из кризиса
Реферат Характеристика акционерных обществ
Реферат «Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных технологий в образовании
Реферат «Современная психодиагностика в изменяющейся России»
Реферат 3. Профессиональное образование
Реферат Федеральное собрание РФ и его правовой статус.
Реферат Унитарное предприятие – пережиток прошлого или жертва несовершенной законодательной базы.
Реферат The AwakeningIsolation Essay Research Paper Was isolation
Реферат Contemporary Reviews Of Georgia Douglas Johnson Essay
Реферат Пеппи Длинный Чулок
Реферат Раннефеадальнае грамадства на Беларусі