КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Бухгалтерский управленческийучет»
Тема: "Бизнес-планресторана"
курсовая работа по Бухгалтерскому управленческомуучету
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты разработки бизнес-плана
1.1 Структура бизнес-плана
1.2 Учет расходов на разработку бизнес-плана
Глава 2. Бизнес-план ресторана «Моя семья»
2.1 Характеристика ресторана, основныепоказатели деятельности
2.2 План развития бизнеса
2.3 Актуальность проекта
2.4 Анализ конкурентных преимуществ проекта
2.5 Производственный план
2.6 Маркетинговая концепция проекта
2.7 Финансовый план
2.8 Организационный план ресторана
Глава 3. Выводы о финансовых результатах деятельностиресторана за 2009 год
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Бизнес-план, ТЭО (технико-экономическоеобоснование) — эти понятия прочно вошли в современную экономику. Бизнес-план — этоне простая формальность, а жизненная необходимость финансового благополучия предприятия.При создании нового дела, расширении производства, реструктуризации бизнеса руководствопредприятия (часто с помощью специалистов) проводит анализ бизнес-процессов, строитбизнес-прогнозы и т.д., т.е. разрабатывает бизнес-план или укороченный его вариант- технико-экономическое обоснование. Существует множество методик и компьютерныхпрограмм по составлению бизнес-плана.
Часто при разработке проекта посозданию или расширению действующего бизнеса процедура составления бизнес-планаявляется добровольной. Однако в российском законодательстве существует ряд направленийдеятельности, при которых составление бизнес-плана является обязательным, т.е. бизнес-планкак документ является одним из необходимых документов при получении лицензии, разрешений,квот и т.д. Кроме того, разработка бизнес-плана зачастую является обязательным условиемпри получении долгосрочного инвестиционного кредита.
Целью данной курсовой работы является изучение основных теоретическихи практических аспектов составления бизнес-плана в сфере общественного питания идосуга (бизнес-план ресторана).
Задачи работы:
1. исследовать основные теоретическиевопросы, возникающие при составлении бизнес-плана;
2. изучить структуру бизнес-плана, порядокучета расходов на его разработку;
3. составить бизнес-план для ресторана«Моя семья»;
4. проанализировать основные финансовыепоказатели предприятия и сделать соответствующие выводы о результатах его работы;
Актуальность проекта заключается в том, что в регионе расположенияресторана отсутствуют заведения, отвечающие критериям высококачественной кухни иперсонализированного сервиса. При этом существует спрос на данный вид услуг.
Имеющиеся в исследуемом регионепредприятия общественного питания предлагают невысокое качество обслуживания и ограниченныйассортимент в меню. Подобные заведения ориентированы на людей с невысоким уровнемдохода. Многие рестораны и кафе открыты только в летний сезон.
Данный проект предусматриваетсоздание предприятия, которое займет пустующую на сегодняшний день нишу на рынкеобщественного питания. Ресторан создан для взыскательных клиентов, ожидающих персональныйподход, для которых посещение ресторана «Моя семья» станет элементом стиляжизни.
Структура курсовой работы состоит из содержания, введения, основнойчасти, состоящей из трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.Во введение раскрывается суть вопроса, обосновывается актуальность выбранной темы,формируются цели и задачи работы.
В первой главе описываются теоретическиеаспекты составления бизнес-плана, структура бизнес-плана, порядок учета расходовна его разработку.
Во второй, отражено практическоевоплощение бизнес-плана ресторана, на примере ресторана «Моя семья». Третьяглава содержит основные выводы о финансовых результатах работы ресторана.
В заключении излагаются выводы,сделанные при работе над данной темой.
Открывая ресторан, необходимоотдавать себе отчет в том, что данный вид бизнеса — один из наиболее сложных, посколькуобъединяет сразу четыре направления: производство, продажу, сервис и развлечения.Для достижения наилучшего результата нужно уметь сочетать все составляющие.
Для желающихстать владельцами ресторана существуют два пути: купить готовый бизнес или инвестироватьденьги в создание дела «с нуля». Для тех, кто хочет обзавестись рестораноми воплотить в нем свою идею, свое видение будущего заведения, больше подходит второйвариант.
В последнее время многие непрофильныеинвесторы начинают работу над рестораном с проведения маркетингового исследования.Оно делается для того, чтобы определить, какой тип заведения будет наиболее эффективенс финансовой точки зрения в конкретном помещении. Не вступит ли созданная концепцияв конфликт с рыночной действительностью?
Для того, что бы составить правильныйбизнес план ресторана необходимо изучить рынок в конкретном регионе, выяснить ктенденций дальнейшего развития данного рынка.
Чтобы справиться с этой задачей,стоит обратиться к услугам специалистов. Они проведут исследование, изучат соответствующиепараметры: потоки людей в непосредственной близости от помещения, конкурентное окружение,основные здания и сооружения вблизи будущего ресторана, удобство подъезда, наличиепарковки, возможности внешнего оформления; выяснят приблизительную структуру и платежеспособностьпотенциальных клиентов, изучат конкурентов, их концепции, дизайн, посещаемость,клиентов, работу персонала и «средний чек». Важно заранее разобраться,какие возможности предоставляет рекламный рынок и каким образом можно будет«продвигать» будущее заведение.
Ресторанный бизнес сегодня пользуетсяу инвесторов большой популярностью. При первом, грубом, определении размера будущихвложений в предприятие общественного питания специалисты рекомендуют исходить израсчета 1000 долл. на один квадратный метр помещения. При грамотном подходе к управлению,если все пойдет по плану, уже через четыре месяца после открытия рост оборота начнетувеличиваться. А года через 1,5-2 (это средний срок окупаемости ресторана) начинаютполучать прибыль. Минимальная рентабельность в этом бизнесе составляет 20%, средняя- около 25%, а в случае успеха она может достигать 50-60%.
Размеры вложений и будущих доходовзависят от уровня и масштаба бизнеса: можно открыть как ресторан в классическомсмысле этого слова, так и просто бар или кафе.
Глава 1. Теоретические аспекты разработки бизнес-плана
Сегодня невозможно начать новыйбизнес или вкладывать средства в действующее предприятие без разработки бизнес- плана. Таким значимым он стал не сегодня, в эпоху рыночных преобразований, — ив период планирования социалистического народного хозяйства этот документ имел важноезначение. Правда, в то время он назывался «технико-экономическое обоснование»(ТЭО), а методика и принципы его разработки также отличались от современных.
К сожалению, в российских компанияхнесерьезно подходят к планированию своей деятельности. С одной стороны, это связанос отсутствием соответствующей квалификации у менеджеров, с другой — с нашим«авось», т.е. начнем с того, что имеем, а дальше время покажет. Если дажебизнес — план готовится, то в нем практически отсутствует аргументация получениятех или иных исходных экономических показателей, финансовых расчетов и результатов.
Бизнес — план должен разрабатыватьсяпри:
производстве новой продукции;
расширении или модернизации производства;
осуществлении капитальных затратна приобретение основных фондов;
выходе на новые рынки;
слиянии и поглощении предприятий;
получении кредита и т.д.
Одной из самых распространенныхошибок российских специалистов является стремление перенести западную методологиюразработки таких документов без учета особенностей развития российской экономики.Например, берется бизнес — план какого-либо проекта и в него вводятся основные исходныеданные (ставка дисконтирования, уровень инфляции, налоги, нормы затрат и оценкавыпускаемой продукции). Это в корне неверно, так как не делается акцент на законодательнуюбазу, подзаконные нормативные акты, динамику макроэкономических показателей, особенностиделовой среды и психологические факторы. Именно психологические факторы в случаенепредвиденных расходов в зависимости от специфики проекта могут значительно повлиятьна окончательные результаты.
Важно также учитывать, кто являетсяпотребителем бизнес — плана. Если это банк, предоставляющий кредит, то в бизнес-планенеобходимо выделить, насколько баланс предприятия будет ликвиден, каковы потокидвижения денежных средств и показатели финансовой зависимости.
Если осуществляется поставка оборудованиядля производства новой продукции, то следует определить, какова будет эффективностьпроизводства, на какие рынки предприятие планирует выйти, соответствует ли технология,и сделать анализ рынка конкурентов. Если в проекте в том или ином виде участвуетгосударство, то важен возврат инвестиций в бюджет в виде налоговых платежей.
В каждом конкретном случае необходимотщательно проанализировать, кто является основными потребителями бизнес — плана.1.1 Структура бизнес-плана
В принципе статьи бизнес — планаразличных проектов мало отличаются друг от друга.
Структура бизнес — плана выглядитследующим образом:
краткое описание бизнеса;
описание предприятия и анализего финансового состояния;
описание планируемой к производствупродукции (приобретаемых фондов, технологии);
анализ рынка;
производственный план;
маркетинговый план;
финансовый план;
организационный план;
резюме бизнес — плана;
приложения.
Прежде всего необходимо отметить,что разработка бизнес — плана ни в коем случае не должна носить формального характера.К сожалению, не только потенциальные получатели инвестиций, но и многие инвесторыподходят к данному вопросу достаточно формально: бизнес — план рассматривают какоправдательный документ для выделения средств. На самом деле бизнес — план долженбыть «настольной книгой» в процессе реализации проекта для всех заинтересованныхсторон; отклонение от прогноза является показателем некомпетентности его разработчиков.
Краткое описание планируемогобизнеса является одной из наиболее важных частей бизнес — плана. Оно должно бытьсоставлено таким образом, чтобы потенциальный инвестор был заинтересован продолжитьболее детальное знакомство с предприятием, желающим привлечь инвестиции. Необходимоучитывать тот факт, что потенциальные инвесторы, как правило, ограничены во временидля изучения новых инвестиционных возможностей, следовательно, более вероятно, чтоони прочтут только резюме краткого описания.
Резюме должно в сжатой форме охватыватьосновные элементы инвестиционного проекта и должно быть построено таким образом,чтобы потенциальный инвестор мог получить информацию по таким вопросам, как:
показатели прибыли на инвестированныйкапитал;
спрос на новую продукцию;
потенциальная доля рынка компаниидо и после реализации проекта;
конкурентные преимущества длядостижения поставленных целей;
потребности в финансировании,требуемые условия привлечения капитала.
Документ должен содержать следующуюосновную информацию:
бизнес план ресторан маркетинговый
краткое описание компании, продукциии рынков, на которых работает компания;
краткую характеристику руководствакомпании;
краткую характеристику основныхфинансовых показателей компании за последние 2 — 3 года;
краткое описание стратегии развития,инвестиционного проекта, рисков;
прогноз финансового развития на3 — 5 лет;
краткое описание потребности вфинансировании, включая объемы, сроки, предлагаемую структуру капитала и направленияего использования.
Описание компании включает следующее:
год создания;
юридический статус;
описание развития производственныхмощностей, освоение производства новых видов продукции, формирование на предприятиинаучно — исследовательской базы;
описание производственных площадей,зданий и сооружений.
Раскрытие данного раздела бизнес- плана показывает, насколько целесообразно инвестировать или ссужать финансовыересурсы той или иной компании. Для того чтобы инвестор имел представление о финансовомсостоянии предприятия, представляются отчеты этой компании за последние 2 — 3 годаи на последнюю отчетную дату, а именно: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчето движении денежных средств. Для иностранного инвестора финансовые отчеты должныбыть в обязательном порядке приведены в соответствие с международными стандартамибухгалтерского учета. В приложениях к отчетам раскрываются принципы отражения операций:начисления износа, оценки запасов и т.д.
На основе представленных отчетованализируется финансовое состояние компании в динамике:
ликвидность;
финансовая зависимость и платежеспособность;
прибыльность;
оборачиваемости ресурсов.
Только после тщательного исследованияфинансового состояния компании можно принимать окончательное решение об инвестициях.В принципе инвестиционный проект может быть очень интересным и рентабельным, ноесли компания, предполагающая реализовать его, находится в тяжелом финансовом положении,нет никакого смысла реализовывать проект именно через данное предприятие. [1]
Описание планируемой к производствупродукции
В этом разделе бизнес — плананеобходимо подробно описать продукты и (или) услуги, которые компания представляетна рынке сегодня и планирует предложить в будущем. В описании отражается следующаяинформация:
характеристики продукции (услуг)и маркетинга, систем продвижения и распределения продукции и (или) услуг;
недостатки производимой продукции,а также ее конкурентные преимущества, обеспечивающие успех на рынке либо сдерживающиеее проникновение на рынок.
Желательно максимально проиллюстрироватьописание графиками и таблицами. В связи с тем что инвестор может не обладать специальнымитехническими знаниями, описание продукции должно носить общедоступный характер.Необходимая техническая документация о новом продукте (приобретаемом оборудовании)представляется в приложении к бизнес — плану.
Анализ рынка
В данном разделе должны быть отражены:
состояние спроса и предложенияна планируемую к производству продукцию, объем производства в России или регионе;
экономическое, социальное, инфраструктурное,возможно, и политическое значение данного производства (строительства) для развитиястраны или региона;
анализ и расчет ожидаемой доликомпании после выхода на рынок новой продукции либо после расширения производства;
определение собственной доли рынка;
потенциальные конкуренты, их сильныеи слабые стороны, доля рынка конкурентов, планы их развития и финансовое состояние(хотя такую информацию получить достаточно сложно).
Производственный план
В производственном плане описываются:
программа производства и реализациипродукции;
влияние инвестиции на объемы производства:направлены ли они на закупку нового или модернизацию существующего оборудования,предусматривается ли использование этого кредита для пополнения оборотных средств;что повлияет на размеры запасов и дебиторской задолженности, т.е. объемы производствадолжны быть тесно связаны с направленностью инвестиций;
действующая на предприятии технологияпроизводства и влияние внедрения новых технологий на объемы производства;
анализ основных средств (первоначальная,остаточная стоимость, форма и норма амортизационных отчислений), их поставщики иусловия поставок (аренда, покупка, лизинг), поставщики сырья и материалов (название,условия поставок) и ориентировочные цены;
потенциальные альтернативные источникиснабжения сырьем и материалами в случае возникновения проблем у партнеров предприятия;
система управления персоналомна предприятии: численность работающих, затраты на оплату труда, квалификация инженерно- технического персонала и специалистов среднего и высшего звена управления;
управленческий учет на предприятии:годовые затраты на выпуск продукции, переменные и постоянные затраты, себестоимостьединицы продукции.
В случае если инвестиционный проектпредусматривает строительство объектов недвижимости, в данный раздел включаютсяследующие пункты: стоимость строительства; структура капитальных вложений, предусмотреннаяв проектно — сметной документации (в том числе строительно-монтажные работы); затратына оборудование; прочие затраты.
Одним из важнейших пунктов, рассматриваемыхв бизнес — планах в последнее время (в основном по требованию иностранных инвесторов),является обеспечение экологической и технической безопасности производства.
Маркетинговый план.
Данный раздел предусматриваетрассмотрение следующих вопросов:
изучение и оценка конечных потребителей,их разделение по возрастным, социальным и национальным группам;
определение спроса на продукцию;
анализ сегмента рынка планируемойк производству продукции, прогноз его развития;
основные свойства продукции, благодарякоторым она становится предпочтительнее продукции конкурентов;
организация сбыта продукции, характеристикакомпаний, привлекаемых к ее реализации;
расчет и прогноз оптовых и розничныхцен на производимую продукцию;
организация рекламой компаниии ориентировочный объем затрат на ее проведение;
программа реализации продукции;прогноз объема производства, цен и выручки от продажи в целом и по отдельным товарам,распределенной по месяцам (кварталам).
Финансовый план
Финансовый план — пожалуй, одиниз важнейших разделов бизнес — плана, который дает ответ на вопрос: стоит ли инвестироватьв этот проект или нет. В нем рассматриваются следующие показатели:
объем финансирования проекта:инвестиции, направляемые на поставку основных фондов и нематериальных активов, кредитыдля пополнения оборотных средств предприятия и т.д.;
финансовые результаты реализациипроекта: выручка, издержки производства;
движение денежных средств (основополагающимусловием реализуемости проекта является положительное значение показателя денежногопотока);
эффективность инвестиционногопроекта по показателям срока окупаемости, индекса рентабельности, бюджетной эффективности.Срок окупаемости — время с начала реализации проекта до момента, когда разностьмежду дисконтируемой накопленной суммой чистой прибыли и объемом инвестиционныхзатрат приобретет положительное значение;
прогноз баланса и отчета о прибыляхи убытках;
расчет реализации инвестиционногопроекта без финансирования и с финансированием, т.е. воздействие финансового левериджа;[2]
определение точки безубыточности,которая соответствует объему реализации, начиная с которого выпуск продукции долженприносить прибыль. Рассчитанный объем реализации (выпуска) продукции сопоставляетсяс постоянными и переменными издержками. Точка безубыточности рассчитывается какотношение величины постоянных издержек к разности цены продукции и величины переменныхиздержек, деленной на объем реализации продукции. Определяя точку безубыточности,проектант оценивает рискованность проекта;
бюджетный эффект инвестиционногопроекта, который определяется как разница между поступлениями в бюджет и выплатамииз него в связи с реализацией данного проекта;
прогноз движения денежных средствна основе пессимистических и оптимистических значений основных показателей проекта:стоимости сырья, цены реализации, ставки дисконтирования, курса иностранной валютыи т.д.
Во всех расчетах в обязательномпорядке проводится дисконтирование объемов поступлений и выплат по годам реализациипроекта. Ставка дисконтирования — это минимальный размер доходности инвестиций,при котором инвестор предпочтет участие в проекте альтернативному вложению денежныхсредств при сопоставимом риске.
Организационный план
Организационный план представляетсобой план по организации деятельности предприятия, реализующего инвестиционныйпроект, в котором указываются:
статус, размер уставного капитала,состав организации, распределение долей;
форма собственности претендента.По ООО указываются условия создания, по ЗАО — состав основных акционеров и принадлежащиеим доли, по ОАО — объемы выпущенных акций и их эмиссии;
члены совета директоров, их краткиебиографические справки;
распределение обязанностей междудиректорами;
имеется ли поддержка проекта состороны местной администрации.
Резюме проекта
В резюме проекта показываютсяосновные цели проекта и средства их достижения. Кроме того, необходимо кратко показатьвыгодность проекта, его сильные стороны и воздействие на экономику города, регионаили страны, влияние на решение социальных вопросов. Подчеркиваются основные финансовыепоказатели, подтверждающие рентабельность проекта.
Приложения.
В качестве приложений представляетсяотчетная документация предприятия — получателя инвестиций, проектно — сметная иисходно — разрешительная документация, конструкторские и научно — исследовательскиеразработки, договора и протоколы о намерениях, которые в перспективе будут способствоватьреализации проекта, необходимые чертежи и т.д.
В п.10 ст.18 Закона от 22.11.1995N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этиловогоспирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ)сказано, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектамиРФ в предусмотренном ими порядке с учетом положений Закона N 171-ФЗ. Верховный СудРФ в Определении от 03.12.2008 N 56-Г08-21 отмечает, что федеральным законодательствомне установлены правовые нормы, определяющие перечень документов для лицензированиярозничной продажи алкогольной продукции. Исходя из этого, суд сделал вывод, чтолицензирование розничной продажи алкогольной продукции отнесено к компетенции субъектовРФ, которые на своей территории самостоятельно определяют перечень документов, необходимыхдля представления в лицензирующий орган.1.2 Учет расходов на разработку бизнес-плана
Бизнес-план — необходимое условиеразвития современной компании. Нередко для составления бизнес-плана фирмы привлекаютаудиторские или другие специализированные фирмы. Можно заметить, что универсального«рецепта» отражения расходов по оплате услуг составления бизнес-планане существует. Рассмотрим основные моменты.
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете затратына бизнес-планирование отражают на счете 97 «Расходы будущих периодов»,так как этот документ нацелен на перспективу и содержит технико-экономические характеристикиновых производств, прогнозы сбыта и потребностей в финансировании. Как правило,бизнес-планы хранят на магнитных носителях. Расходы на создание бизнес-плана стороннейорганизацией отражают следующей проводкой:
Дебет 97 Кредит 76
отражены расходы на создание бизнес-планасторонней организацией.
В отношении расходов будущих периодовнеобходимо определиться, в течение какого промежутка времени их списывать. Допустим,на 2008 — 2010 гг. компания планирует создание и развитие нового структурного подразделения.Значит, списание такого расхода целесообразно отложить до начала реализации проекта.
Заметим, что направление списаниязависит от того, для каких целей предназначается бизнес-план. Ведь бизнес-планысоздают не только в стратегических целях, но и по конъюнктурным соображениям. Например,компания планирует принять участие в престижном городском конкурсе «Московскийпредприниматель — 2007» и собирается представить бизнес-план в составе конкурснойдокументации. В этом случае затраты на подобный бизнес-план имеют рекламную направленностьи могут быть распределены на год до наступления нового ежегодного конкурса. Поэтомуони списываются в частичных суммах помесячно:
Дебет 44 (26) Кредит 97
списываются расходы, произведенныев рекламных целях.
Нередко бизнес-планы требует банкв составе кредитной заявки. В этом случае расходы на подготовку бизнес-плана связаныс получением кредита. Они считаются прочими расходами и могут распределяться насрок кредита, если он не предназначен для создания инвестиционного актива (п. п.11,14,20 ПБУ 15/01):
Дебет 91 Кредит 97
списываются дополнительные затраты,связанные с получением займа.
Наиболее широко бизнес-планы используютсядля обоснования капитальных вложений. В этом случае затраты на их разработку включаютсяв первоначальную стоимость объектов основных средств. Значит, расходы будущих периодовза время строительства следует списать на счет 08 «Вложения во внеоборотныеактивы». Но это можно сделать и единовременно.
Налоговый учет
В налоговом учете расходов набизнес-планирование важно, на какой период составлен бизнес-план или бюджет компании.
Если он отражает оперативное планированиедеятельности на текущий год, то его можно считать управленческим документом. Напомним,что расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а такжерасходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениямипредусмотрены пп.18 п.1 ст.264 Налогового кодекса.
Как быть с «дальними»бизнес-планами? Можно ли утверждать, что эти расходы произведены для осуществлениядеятельности, направленной на получение дохода? Представляется вероятным, что можно.Коммерческое планирование на перспективу — это уже деятельность в новом направлении,временно не приносящая дохода. Заметим, что перечень прочих расходов оставлен открытым(пп.49 п.1 ст.264 НК РФ).
Все же единовременное списаниезначительных сумм, израсходованных на далеко идущие бизнес-планы, представляетсярискованным.
Если бизнес-план не связан с созданиемосновных средств, то безопаснее будет учесть такие затраты в виде нематериальногоактива (НМА) (при стоимости бизнес-плана, превышающей 10 000 руб.). [3]
Учесть такие затраты в составеНМА можно по следующим причинам. Бизнес-план — документально оформленный результатинтеллектуальной деятельности, его содержание составляет коммерческую тайну. Налоговоезаконодательство позволяет отнести к НМА владение ноу-хау, секретной формулой илипроцессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта(пп.6 п.3 ст.257 НК РФ). Перечисленные моменты — составляющие бизнес-плана. В этомслучае затраты на бизнес-план будут списываться через амортизацию НМА.
Глава 2. Бизнес-план ресторана «Моя семья»2.1 Характеристика ресторана, основные показатели деятельности
Цель проекта — получение прибылиот инвестиций посредством организации эффективной деятельности ресторана «Моясемья». Проект осуществляют частные инвесторы, занимающиеся розничной торговлей.Создание ресторана и впоследствии ресторанного комплекса дает возможность расширитьи диверсифицировать инвестиционный портфель.
В рамках проекта предполагается:
создание, содержание и эксплуатацияресторана;
производство, реализация и организацияпотребления продукции общественного питания;
организация досуга людей;
проведение банкетов, обслуживаниесвадеб, юбилеев, торжеств и ритуалов;
создание собственной производственнойинфраструктуры, включая производственные и перерабатывающие мощности, складскиеи другие вспомогательные объекты, транспорт и сбытовую сеть и управление ими;
внедрение новых технологий приготовленияпродукции общественного питания, расширение ассортимента и повышение качества продукцииобщественного питания.
Краткосрочные цели проекта — организацияресторана, специализирующегося на блюдах восточной, европейской и средиземноморскойкухонь.
Долгосрочные цели проекта — организациякомплекса из нескольких ресторанов, сочетающего несколько концепций, отражающихобширные вкусовые предпочтения посетителей (например, ресторан, гостиничный комплекс,создание клубной системы и т.д.).
Ресторан «Моя семья»общей площадью 615 кв. м.
Ресторан был создан в 2009 году.
Юридический статус — Обществос ограниченной ответственностью. Размер уставного капитала — 10 000 руб. Один учредитель- физическое лицо.
Площадь зала — 380 кв. м.
Площадь производственных помещений- 235 кв. м.
Средняя численность персоналасоставляет 53 человека.
Оборудование находится в собственностиорганизации с первоначальной стоимостью 400 000 руб.
Основное направление — европейская,средиземноморская и восточная кухня.
Средняя наценка на блюдо составляет- 300%.
Первоначальные вложения на созданиебизнеса составили 3 600 000 руб.
Ресторан находится в центре города.Рядом несколько бизнес-центров с офисами.
В городе количество ресторановс похожей кухней и уровнем обслуживания — 25.
В данном районе — 1.
Прогноз окупаемости и получениявыручки благоприятный.
За 2009 год работы ресторана выручкаот продажи товара составила 3 560 000 рублей.
Себестоимость оказанных услуг- 789 000 руб.
Коммерческие расходы — 536 000руб.
Управленческие расходы — 934 000руб.
Прочие расходы — 79 000 руб.
прочие доходы — 53 000 руб.
Прибыль от продаж составила 1301 000 руб.
Чистая прибыль оценивается в 1020 000 руб.
2.2 План развития бизнеса
1 этап (июль 2009 — апрель 2010):
организация базовой структурыресторанного комплекса, состоящей из ресторана восточной, европейской и средиземноморскойкухонь.
2 этап (май 2010 — декабрь 2011):
развитие базовой структуры комплекса,создание клубной системы, привлечение организаций для проведения корпоративных мероприятий,банкетов, тренингов, конференций, конкурсов.
3 этап (январь 2012 — декабрь2012):
внедрение дополнительных услуг:доставка полуфабрикатов для проведения праздников на дом с шоу-инструкцией на диске,доставка семейных воскресных бранчей (поздний завтрак) на дом, приготовление эксклюзивныхблюд по предварительному заказу, обучение приготовлению блюд (курсы готовки), заказэлитных продуктов из ресторана.
4 этап (январь 2013 — декабрь2013):
развитие инфраструктуры комплекса,открытие мини-гостиничного комплекса на территории ресторана с SPA-центром.2.3 Актуальность проекта
В регионе расположения ресторанаотсутствуют заведения, отвечающие критериям высококачественной кухни и персонализированногосервиса. При этом существует спрос на данный вид услуг.
Имеющиеся в исследуемом регионепредприятия общественного питания предлагают невысокое качество обслуживания и ограниченныйассортимент в меню. Подобные заведения ориентированы на людей с невысоким уровнемдохода. Многие рестораны и кафе открыты только в летний сезон.
Данный проект предусматриваетсоздание предприятия, которое займет пустующую на сегодняшний день нишу на рынкеобщественного питания. Ресторан создан для взыскательных клиентов, ожидающих персональныйподход, для которых посещение ресторана «Моя семья» станет элементом стиляжизни.
Социально-экономическое значениепроекта для района
Открытие ресторана приведет кзначимым для региона социально-экономическим результатам, а именно:
созданию новых рабочих мест;
предоставлению населению новыхвозможностей качественного досуга недалеко от дома;
образованию населения в областипитания;
расширению доходной базы местногобюджета;
развитию конкурентной среды;
развитию инфраструктуры района;
повышению качества ухода за прилегающимик ресторану территориями;
возможности проведения муниципальныхмероприятий на территории ресторана;
улучшению эстетики района с помощьюландшафтного дизайна территории ресторана.2.4 Анализ конкурентных преимуществ проекта
Ядром целевой аудитории ресторана«Моя семья» являются люди так называемого верхнего среднего класса. Внашем регионе это, как правило, люди возрастом от 25 до 65 лет с высшим образованием,имеющие хорошо оплачиваемые специальности или собственный бизнес, семейные. Именнона эту аудиторию мы ориентируемся при разработке наших услуг.
Ресторан расположен в экологическичистой зоне города всего в 10 минутах езды от центра. В данной местности осуществляетсяактивное строительство бизнес-центров. Недалеко построены два новых высотных здания,в которых нижние этажи занимают магазины, а верхние — офисы.
Ресторан будет предлагать разнообразныеуслуги:
1) возможность оставить ребенкав игровой комнате для детей;
2) летняя детская площадка с батутом,настольным теннисом, детским мини-кафе и игровым комплексом;
3) VIP-залы;
4) воскресные театрализованныедетские представления;
5) тематические клубные вечера;
6) организация банкетов«под ключ»;
7) организация свадебных торжествс возможностью использования вертолета для развлекательной программы (имеется достаточнаяплощадь для организации взлетно-посадочной площадки).
Для развития дополнительных групппотребителей в начале 2009 г. планируется ввести дополнительные услуги: доставкуполуфабрикатов для проведения праздников на дом с шоу-инструкцией на диске, доставкусемейных воскресных бранчей на дом, приготовление эксклюзивных блюд по предварительномузаказу, организацию учебных курсов, приготовление эксклюзивных блюд. Эти услугиобеспечивают лояльность гостей и создают ощутимые конкурентные преимущества.
Каналами продвижения информациио ресторане будут наружная реклама на щитах, расположенных на основных трассах района,Интернет, свадебные журналы, справочники по досугу, а также сотрудничество с туристическимии досуговыми агентствами. Большое внимание планируется уделять персональной работес ключевыми клиентами.
2.5 Производственный план
Данный проект предусматриваетсоздание предприятия, которое займет пустующую на сегодняшний день нишу на рынкеобщественного питания. Ресторан создан для взыскательных клиентов, ожидающих персональныйподход, для которых посещение ресторана «Моя семья» станет элементом стиляжизни.
Основное направление деятельностиресторана — европейская, средиземноморская и восточная кухня.
Для первоначального развития бизнесабыл взят кредит для покупки оборудования на сумму 500 000 рублей.
Технология производства изготовленияблюд и оказания услуг соответствует европейскому качеству сервиса среди заведенийподобного класса.
Ресторан имеет в собственностиосновные средства с первоначальной стоимостью 400 000 руб. (остаточная стоимостьна конец 2009 года оценивается в 386 000 руб.).
У организации заключены 6 контрактовс партнерами на поставку сырья и продукции с своем регионе, что в определенной мерестрахует ресторан от возможного перебоя в поставке в случае возникновения у контрагентовпроблем в работе.
Система управления персоналом
В советское время была в ходуфраза «все решают кадры» и в наше время эта фраза не теряет актуальности.В ресторане не маловажен сервис, а если быть точнее, то не маловажны кадры. У многихрестораторов, которых хотят сделать свой бизнес серьезным и высококлассным оченьтребовательно относятся к своему персоналу и равняются на требования к персоналуза рубежом. Например, работа официанта заключается не только в том, что бы принестиеду и унести посуду, но он так же хорошо должен разбираться в блюдах, которое естьв меню. Так же официант должен быть вежлив и учтив.
С каждым днем все больше и большетребуется профессиональных официантов, и даже спрос на много превышает предложение,так как хороших официантов достаточно мало. Многие рестораны решили поправить этуситуацию с помощью собственных школ официантов. В таких школах учат профессиональныхофициантов, но такие официанты довольно тяжело адаптируются к другим заведениям,где они будут работать. Так же тяжело обстоит ситуация и с управляющими кадрами.Ведь именно управляющие кадры будут выполнять готовый бизнес план ресторана, которыйвы, например, скачали. Грамотные ресторанные управляющие сейчас в дефиците и, ксожалению, нет специальных учреждений, где готовили бы управляющих. Многие управляющиевырастают из бывших менеджеров залов, официантов, барменов. Если же владелец нашелуправляющего профессионала, который отвечал бы всем его требованием, он пытаетсяудержать управляющего высокими зарплатами.
В том случае, если инвестор небудет заниматься новым для себя бизнесом лично, он должен как можно раньше найтиуправляющего и шеф-повара. Эти люди помогут ему в решении таких вопросов, как выборкухни, формирование концепции, подбор и покупка оборудования, разработка технологическогоплана. А уж нанимать на работу весь остальной персонал без участия этих лиц вообщене имеет никакого смысла.
Зарплата шеф-повара, возглавляющегопроцесс приготовления пищи в кафе, составляет примерно 20 000-30 000 руб. В ресторанедля «среднего» класса специалисты хорошего уровня получают от 30 000 руб.в месяц. Зарплаты поваров высокого класса, нанимаемых владельцами, достигают несколькихтысяч. Например, известный повар из Франции может обойтись вам от 90 000 руб. вмесяц, верхний же потолок зависит только от возможностей и фантазии хозяина заведения.
Вопрос с подбором управляющегоболее сложный. Есть управляющие с большим опытом работы по открытию ресторанов,и их имеет смысл нанимать с момента зарождения идеи. Он поможет выбрать помещениеи проконтролировать все этапы. Часто бывает, что на стартовой стадии на роль управляющегонанимают одного человека, а для постоянной, рутинной работы — другого.
Остальной персонал нанимаетсясовместно с управляющим и шеф-поваром. Официанта, как говорится, ноги кормят, иесли в вашем заведении предполагаются чаевые, то зарплату официантам можно назначитьнебольшую — от 6000-8000 руб. в месяц. Средняя же зарплата официанта составляет9000-10 000 руб.
При создании ресторана очень важносформировать оптимальный штат, корректно рассчитав объем работ. В противном случаедефицит фонда оплаты труда может привести к снижению качества сервиса, что недопустимов ресторане высшего класса. Как правило, оплата труда занимает весомую долю в общейвеличине затрат. В среднем это до 40% всех расходов ресторана. В таблице 1 приведенопримерное штатное расписание ресторана «Моя семья». Практика показывает,что в летнее время количество сотрудников необходимо увеличивать на 30%. Следуетотметить, что при планировании бюджета нужно учитывать особенности применяемой системыналогообложения.
Таблица 1
Штатное расписание ресторана«Моя семья»Должность Оклад в мес., руб. Количество сотрудников 1 2 3
Администрация генеральный директор 100 000 1 системный администратор (неполный рабочий день) 10 000 1 маркетолог 35 000 1 менеджер по персоналу 30 000 1 финансовый менеджер 30 000 1 бухгалтер 30 000 1 секретарь 20 000 1 менеджер по закупкам 30 000 1
Зал менеджер зала 30 000 1 бар-менеджер 30 000 1 бармен 15 000 2 старший официант 13 000 2 официант 9 000 6 аниматор (неполный рабочий день) 15 000 1 гардеробщик 7 000 1
Кухня шеф-повар 60 000 1 су-шеф 35 000 2 шеф-кондитер 35 000 1 повар восточной кухни 20 000 2 повар горячего цеха 20 000 3 повар холодного цеха 18 000 4 кондитер 18 000 1
АХО инженер 40 000 1 техник 25 000 1 электрик 25 000 1 водитель 20 000 1 дворник 15 000 2 уборщица 12 000 2 котломойщица 12 000 2 посудомойщица 12 000 2
Служба безопасности начальник 35 000 1 охранник 20 000 4 Итого 826 000 53
Оборудование.
Разобраться в многообразии и возможностяхкухонного оборудования человеку, не являющемуся специалистом в данной области, непо силам. В зависимости от производителя разнится не только цена, но и качествотехники. Из всего, что представлено на нашем рынке, наиболее низкие цены и, к сожалению,качество у российского оборудования. Значительно более высокое качество и вполнеприемлемая цена — у итальянского оборудования. Еще лучше — немецкое, но оно и дороже.Превосходная репутация у английской ресторанной техники, однако, за нее придетсявыложить немалые деньги.
С точки зрения экономии не стоитпокупать итальянский или немецкий разделочный стол за сумасшедшие деньги — лучшекупить российский: ломаться в нем особо нечему. Если заведение работает на полуфабрикатах,затраты на оборудование не превысят 30% от затрат на обустройство полноценного производства.Об абсолютных величинах говорить сложно: они зависят и от площади помещения, и откласса оборудования. Чаще всего затраты на оборудование в среднем ресторане полногоцикла приготовления пищи площадью 200-300 кв. м составляют 500 000-600 000 руб.
Очень часто оборудование, необходимоедля бара, предоставляется фирмой-поставщиком (например, пива) в аренду бесплатно,правда, при условии, что за пивом вы будете обращаться только к ним. Все остальноеоборудование обойдется около 145 000 руб.
Автоматизация учетной системы.
Важная составляющая ресторанногобизнеса — автоматизация системы контроля и учета. На этом не стоит экономить даженебольшим заведениям, ведь автоматизация аналитического учета и эффективного контроляперсонала на предмет злоупотреблений повышает скорость и качество обслуживания посетителей.
Существует довольно большое количествопрограммных продуктов для обеспечения учета в ресторанах. Самые распространенные- это 1С-Рарус и R-Keeper. В ресторане «Вавилония» мы используем программныйкомплекс TillyPad. Это система автоматизации, предназначенная для предприятийиндустрии отдыха и развлечений. Спектр решаемых комплексом задач максимально учитываетспецифику:
ночных клубов, специализированныхклубов, казино;
боулинг-клубов, бильярдных клубов;
ресторанов, кафе, баров, столовых,бистро;
центров отдыха и развлечений,аквапарков;
кинотеатров, дискотек, театров,концертных залов;
спортивных и оздоровительных центров;
фитнес-клубов, бассейнов, саун,соляриев;
сервисных предприятий, пунктовпроката и т.д.
Комплекс TillyPad позволяет формироватьлюбую отчетность и делать аналитическую выборку для контроля и прогноза, упорядочитьи автоматизировать деятельность предприятия, связав ее в единую высокотехнологичнуюсеть эффективных процессов. Управлять работой предприятия можно даже в удаленномрежиме, например будучи в командировке или отпуске.
TillyPad позволяет автоматизироватьпроцессы:
обслуживания посетителей;
управления предприятием;
учета внутреннего движения средств;
складского учета, калькуляциии производства;
работы с партнерами;
подготовки отчетности;
взаимодействия с персоналом.
Система включает программное обеспечение,а также компьютерное, кассовое и периферийное оборудование. Стоимость комплексаскладывается из следующих компонентов: 800 евро — лицензия на одно рабочее место,1500 евро — POS-терминал (компьютерная касса), 1500 руб. составляет ежемесячнаяплата за обслуживание одного рабочего места. Начать можно с установки 1 POS-терминалас ограниченным набором функций. [4]
2.6 Маркетинговая концепция проекта
Задача проекта — выйти на высокиепоказатели рентабельности и обеспечить ресторану широкую известность. Основополагающиепринципы работы ресторана — качество во всем, инновационный дизайн и имидж, ориентированностьна потребительский сегмент с доходом «выше среднего». Концепция проектане имеет аналогов на ресторанном рынке города. В отличие от абсолютного большинстварестораций, проект призван разрушить устоявшиеся взгляды к организации предприятияобщественного питания и досуга.
В основе проекта лежит новый дляроссийского регионального рынка формат ресторана с архитектурой в стиле средиземноморскойвиллы. Под крышей двухэтажного особняка на земельном участке 1 га в загородной зоне планируется объединить сразу несколько направлений проведения досуга и развлечения:модерн-кафе, изысканный ресторан, элитный клуб. Ставка сделана на объединение этихвзаимодополняющих элементов в единый ресторанный комплекс, который представляетсобой идеальное место проведения досуга с пользой для ума, души и тела, место, гдеможно ощутить свою уникальность.
Проект задуман как место, гдеможно насладиться авторским сервисом, уникальными блюдами и искренней атмосферой.Ресторан должен стать местом, в котором можно провести время с дорогими и близкимилюдьми.
Для претворения этой идеи в жизньбыли предприняты следующие шаги:
проект здания ресторана выполненфранцузским архитектором в стиле средиземноморской виллы, в которой успешно сочетаютсякрасота и функциональность;
в интерьере залов отражен духсредиземноморья, в котором сосуществуют, дополняя друг друга, две дизайнерские концепции- западная и восточная;
мебель и расстановка посадочныхмест спроектированы с учетом создания максимального уюта и комфорта для гостей сдостаточным пространством между столами;
разработана концепция бренда ресторана-клубаи фирменный стиль;
изысканная кухня с блюдами народов,населявших побережье Средиземного моря, адаптирована командой поваров ресторана.Важное место в кухне ресторана будут занимать десерты, приготовленные в собственномкондитерском цехе. Также созданы меню «здоровое», «вегетарианское»,«детское», «банкетное» и «фуршетное»;
разработана бизнес-структура,позволяющая генерировать инновации;
создана современная технологияподбора кадров;
разработана инновационная системапремирования для материальной мотивации сотрудников;
разработана программа обучениясервису и гостеприимству;
для контроля качества кухни привлеченызарубежные шеф-повара консультанты;
оборудование, инвентарь, предметыинтерьера отвечают современным требованиям, заключены договоры с сервисными организациямина техническое обслуживание;
разработана программа рекламныхкампаний и медиаплан на 2009 — 2010 гг.;
разработаны тематические программы«клубных дней» с привлечением звезд российской эстрады;
на открытие ресторана приглашенызвезды отечественного спорта, артисты эстрады, политические деятели.
Программа лояльности для клиентов
Разработана система клубных карт.«Накопительная карта» выдается всем гостям при первом посещении, она обмениваетсяна «Серебряную карту», предусматривающую скидку в размере 5%, если общаясумма счетов за год достигнет 35 000 руб. (либо 25 000 руб. за 3 месяца) или приоплате разового счета на две персоны сумма свыше 5000 руб.
«Золотая карта» предусматривает10% скидки при накоплении на карте 50 000 руб. за год или при проведении банкетана сумму от 50 000 руб.
«Платиновая VIP-карта»дает право на 15% скидку и преимущества при выборе даты банкета и других услуг,предоставляемых рестораном, выдается знаменитым посетителям, а также постояннымгостям при накоплении на карте 100 000 руб. за год, а также при проведении банкетана сумму от 200 000 руб. не более чем на 50 человек.
Для ключевых клиентов разработанаиндивидуальная программа лояльности.
С сентября 2010 г. планируется запуск бонусной программы совместно с другими предприятиями региона, работающими втом же сегменте, но в другой сфере.
Структура площадей ресторана напервых трех этапах
Гостевая зона ресторана распределенаследующим образом: «Восточный зал» площадью 70 кв. м на 40 персон, в центре зала источник воды, «Европейский зал» (при заказе банкетов служитв качестве банкетного зала) площадью 150 кв. м на 80 персон с концертной эстрадой, три VIP-кабинета (на 12 персон каждый), «Летняя терраса» (120 кв. м на 70 персон), «Летняя веранда на втором этаже» (на 40 персон).
Производственная зона составляет 150 кв. метров, разбита на цеха:
1. Цех производства горячих блюд.
2. Цех производства холодных блюд.
3. Цех японской кухни.
4. Кондитерский цех.
5. Цех по производству заготовок.
Складская зона составляет 85 кв. метров.
Сезонность.
Предполагаются два сезона — «теплый» и «холодный». В «холодный» сезон (октябрь,ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель) основными потребителями будут сотрудникиторгово-офисных комплексов, расположенных неподалеку, и жители прилегающих городов.Один раз в месяц планируется проводить тематические «клубные дни», билетына которые будут распространяться заранее среди постоянных клиентов. Выручка отежедневных обедов и ужинов и от банкетов будет примерно одинаковой.
В «теплый» сезон планируетсяобслуживать поток гостей из других городов и стран, планирующих отдых всей семьей.2/3выручки обеспечат банкеты, так как в России свадьбы принято проводить в летнее время.Предполагается, что в теплое время года выручка будет в 2 — 2,5 раза больше, чемв холодное. Для выполнения этого плана на летний период открываются дополнительныеплощади — «Летняя терраса» (120 кв. м) и «Летняя веранда» (40 кв. м).
Рекламная кампания.
Для раскрутки проекта разработанплан рекламной кампании. Источники рекламы приведены в таблице.
Таблица 2
Источники рекламыВид рекламы Источники Радио Рекламные сообщения на радио «Максимум», «Серебряный дождь», «Хит FM» Телевидение Рекламные ролики на СТС, НТВ СМИ
Для обеспечения заинтересованности прессы разработан план по привлечению интернет-ресурсов, занимающихся освещением этого рынка. Информацию, статьи и комментарии о проекте на своих страницах разместить в следующих изданиях:
«Коммерсант Weekend», «Афиша», «Ваш Досуг», «Menu» и др. Адресная рассылка 1500 адресов ближайших офисов Факс-рассылка 1024 адреса ближайших офисов Телефонный маркетинг Опрос и приглашение по телефону по партнерским программам с предприятиями региона Флаеры Бутики, выставки, клубы Специальные мероприятия Пятницы в «Моей семье» 2.7 Финансовый план
Первоначальный объем инвестицийна создание бизнеса составил 3 600 000 руб.
На покупку оборудования и пополнениеоборотных средств был взят долгосрочный кредит в размере 500 000 рублей.
Ожидаемый уровень выручки в год3 800 000 руб.
Основные статьи расходов:
1. закупка сырья, продукции, напитков(около 500 000 руб.)
2. арендная плата (108 000 руб.)
3. заработная плата (826 000 руб.)
4. коммерческие расходы (536 000 руб.)
Всего — 1 970 000 руб.
Ожидаемая минимальная рентабельность- 25%.
Срок окупаемости — 2 года.
Ожидаемый уровень дохода за двагода работы — 4 575 000 руб.
Средняя стоимость блюда — 1000руб.2.8 Организационный план ресторана
Организация имеет форму обществас ограниченной ответственностью. Размер уставного капитала 10 000 рублей. Он полностьюна 100% состоит из вклада одного учредителя (физическое лицо).
Руководителем организации являетсягенеральный директор, назначенный в соответствии с приказом учредителя.
Документальное оформление
Чуть ли не самое сложное в делеоткрытия ресторана — получение и оформление всех необходимых документов, та самаябумажная волокита, которая может отнять массу времени и сил.
Для начала предстоит оформитьдоговор аренды и регистрацию его в подведомственном учреждении. Потом необходимополучить лицензию на розничную продажу алкоголя, свидетельство о внесении в Торговыйреестр, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правиламзаявленного вида услуг и о согласовании плана организации и проведения производственногоконтроля, т.е. кухни, разрешение от пожарной охраны, согласование по поводу наружнойрекламы, заключить договоры на вывоз мусора, дезинсекцию, дезинфекцию, дератизациюи установку охранно-пожарной сигнализации. Если задумали перепланировку помещения,необходимо получить на то согласие в архитектурном управлении, СЭС, УГП и т.д.
Официальные платежи в целом могутсоставить 15 000-30 000 руб.
Глава 3. Выводы о финансовых результатах деятельностиресторана за 2009 год
Ресторанный бизнес сегодня пользуетсяу инвесторов большой популярностью. При первом, грубом, определении размера будущихвложений в предприятие общественного питания специалисты рекомендуют исходить израсчета 1000 долл. на один квадратный метр помещения. При грамотном подходе к управлению,если все пойдет по плану, уже через четыре месяца после открытия рост оборота начнетувеличиваться. А года через 1,5-2 (это средний срок окупаемости ресторана) начинаютполучать прибыль. Минимальная рентабельность в этом бизнесе составляет 20%, средняя- около 25%, а в случае успеха она может достигать 50-60%.
В бизнес-плане необходимо какможно полнее и достовернее отразить следующие моменты: дать краткое описание основнойторговой деятельности; показать экономическое состояние фирмы; представить финансовыйплан на будущий период, технико-экономическое обоснование использования привлекаемыхдополнительных денежных средств для повышения эффективности торговой деятельностии план погашения заемных средств к заданному сроку.
Открытие ресторана приведет кзначимым для региона социально-экономическим результатам, а именно:
созданию новых рабочих мест;
предоставлению населению новыхвозможностей качественного досуга недалеко от дома;
образованию населения в областипитания;
расширению доходной базы местногобюджета;
развитию конкурентной среды;
развитию инфраструктуры района;
повышению качества ухода за прилегающимик ресторану территориями;
При анализе финансовой отчетностиза 2009 год можно сделать вывод об успешности и окупаемости данного бизнес-проекта,ресторан приносит прибыль.
За первый 2009 год работы выручкаот реализации составила 3 560 000 руб.
Основные затраты составили 2 259000 руб., среди которых 37% — заработная плата сотрудникам. Себестоимость оказанныхуслуг — 789 000 руб., что составляет 35% от всех затрат. Коммерческие расходы — 536 000 руб. (24%). Другие управленческие расходы — 108 000 руб. (4 %).
Прочие расходы — 79 000 руб.(3,5%)
Анализируя данные показатели,можно утверждать, что главной статьей расходов является заработная плата. Прямоследует за ней прямые расходы на себестоимость оказанных услуг. Коммерческие расходынаходятся на третьем месте.
Прибыль от продаж составила 1301 000 руб. Рентабельность составила 57%, что является очень хорошим показателем.
При общих затратах на созданиеи развитие бизнеса в 3 600 000 руб. ресторан окупится чуть менее чем через 3 года.Этот показатель не вписывается в предложенный бизнес-план, где срок окупаемостиустановлен в 2 года.
Единственным способом увеличенияприбыли является снижение затрат.
1. При уменьшении ФОТ (заработной платы)на 20% (з/п 660 800 руб.) прибыль = 3 560 000-789 000-536 000-108 000-660 800 =1 466 200 руб.
2. При уменьшении себестоимости, например,за счет снижения затрат на материалы на 30 % (себестоимость 552 300 руб.), прибыльсоставит 1 537 700 руб.
3. При уменьшении коммерческих расходовна 15% (455 600 руб.), прибыль =3 560 000-789 000-455 600-934000= 1 381 400 рублей.
4. При оптимальном уменьшении всех основныхстатей затрат прибыль может составить 1 783 300 рублей.
Расчет: прибыль от продаж = 3560 000-552 300-455 600-660 800-108 000= 1 783 300 рублей.
Таким образом, при планируемомуровне прибыли от продаж ресторан может окупиться через 2 года и 4 дня. Этот результатсоответствует сроку окупаемости в бизнес-плане.Анализ эффективности деятельностиООО «Моя семья»
Основные финансовые результаты деятельности ООО «Моя семья» в течениеанализируемого периода (01.01-31.12.2009 г.) приведены ниже в таблице 2.
Из «Отчета о прибылях и убытках» следует, что в течение анализируемогопериода (2009-й год) организация получила прибыль от продаж в размере 1 301 тыс.руб., что равняется 36,5% от выручки.
Убыток от прочих операций за анализируемый период составил 26 тыс. руб.
Таблица 3
Обзор результатов деятельности организацииПоказатель
Значение показателя, тыс. руб. Изменение показателя
За анализируемый период (2009г.) За аналогичный период предыдущего года (2008г.)
тыс. руб.
(гр.2 — гр.3) ± % ( (2-3): 3) 1 2 3 4 5 1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг 3 560 - +3 560 - - в том числе: выручка от реализации на экспорт 3 560 - +3 560 - 2. Расходы по обычным видам деятельности 2 259 - +2 259 -
3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2) 1 301 - +1 301 - 4. Прочие доходы 53 - +53 - 5. Прочие расходы 79 - +79 -
6. Прибыль (убыток) от прочих операций (4-5) -26 - -26 - 7. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) 1 275 - +1 275 -
8. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и др. расходы из прибыли -255 - -255 -
9. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода(3+6+8) 1 020 - +1 020 - Справочно: Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса (измен. стр.470)
1020 х х х
В 2009 г. организация не производила использование чистой прибыли (погашениеубытка). Поэтому данные по строке «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода»формы №2 равны изменению показателя «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»формы №1.
Эффективность использования трудовых ресурсов характеризует показатель производительноститруда. В данном случае производительность труда рассчитана как отношение выручкиот реализации к средней численности работников.
За год значение производительности труда составило 134 тыс. руб. /чел.
Ниже по качественному признаку обобщены важнейшие показатели финансового положения(по состоянию по состоянию на 31.12.2009) и результаты деятельности ООО «Моясемья» за 2009-й год.
Приведенные ниже 10 показателей финансового положения и результатов деятельностиООО «Моя семья» имеют исключительно хорошие значения:
· чистые активы превышают уставный капитал,при этом за последний год наблюдалось увеличение чистых активов;
· на 31 декабря 2009 г. значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами 0,49 является исключительнохорошим;
· коэффициент текущей (общей) ликвидностиполностью соответствует нормативному значению;
· коэффициент быстрой (промежуточной)ликвидности полностью соответствует нормальному значению;
· полностью соответствует нормативномузначению коэффициент абсолютной ликвидности;
· значительная, по сравнению с общейстоимостью активов организации прибыль (XXX,X% за год);
· идеальное соотношение активов по степениликвидности и обязательств по сроку погашения;
· абсолютная финансовая устойчивостьпо величине излишка собственных оборотных средств;
· за 2009-й год получена прибыль от продаж(1 301 тыс. руб.);
· чистая прибыль за 2009-й год составила1 020 тыс. руб.
В ходе анализа были получены следующие показатели, положительно характеризующиефинансовое положение ООО «Моя семья»:
· доля собственного капитала в активахООО «Моя семья» составляет 60%, что укладывается в норму;
· коэффициент покрытия инвестиций имеетнормальное значение (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общейсумме капитала ООО «Моя семья» составляет 87%).Рейтинговая оценка финансового положенияи результатов деятельности ООО «Моя семья»
Рис.1
Финансовые результаты за период 01.01-31.12.2009
Финансовое положение на 31.12.2009 ААА АА А ВВВ ВВ В ССС СС С D Отличные (AAA)
V Очень хорошие (AA) Хорошие (A) Положительные (BBB) Нормальные (BB) Удовлетворительные (B) Неудовлетворительные (CCC) Плохие (CC) Очень плохие (C) Критические (D)
Итоговый рейтинг финансового состояния ООО «Моя семья» по итогам анализа за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 (по данным одного отчетного периода):
AA (очень хорошее)
По итогам проведенного анализа финансовое положение ООО «Моя семья»оценено по бальной системе в +X,XX, что соответствует рейтингу A (хорошее положение).Финансовые результаты деятельности организации за последний год оценены в +X,XX,что соответствует рейтингу AAA (отличные результаты). Следует отметить, что итоговыеоценки получены с учетом как значений показателей на конец анализируемого периода,так и динамики показателей, включая их прогнозируемые значения на последующий год.Итоговый балл финансового состояния, сочетающий в себе анализ финансового положенияи результаты деятельности организации, равняется +X,XX — по шкале рейтинга это оченьхорошее состояние (AA).
Рейтинг «AA» свидетельствует об очень хорошем финансовом состоянииорганизации, ее способности отвечать по своим обязательствам в краткосрочной (исходяиз принципа осмотрительно), и, возможно, долгосрочной перспективе. Такие организацииотносятся к категории надежных заемщиков, обладая высокой степенью кредитоспособности.
Следует отметить, что данный рейтинг определен по исходным данным в течение анализируемогопериода (2009 г.), но для получения достаточно достоверного результата необходиманализ за период минимум 2-3 года.
Заключение
Таким образом, в данной работебыли изучены основные теоретические и практические аспекты создания бизнес-планав сфере общественного питания и досуга (бизнес-план ресторана).
Исследованы главные вопросы, возникающиепри составлении бизнес-плана. Изучена структура бизнес-плана, порядок учета расходовна его разработку. Был составлен бизнес-план ресторана «Моя семья» и проанализированыосновные финансовые показатели его деятельности за первый год работы.
Прежде всего, необходимо отметить,что разработка бизнес — плана ни в коем случае не должна носить формального характера.К сожалению, не только потенциальные получатели инвестиций, но и многие инвесторыподходят к данному вопросу достаточно формально: бизнес — план рассматривают какоправдательный документ для выделения средств. На самом деле бизнес — план долженбыть «настольной книгой» в процессе реализации проекта для всех заинтересованныхсторон; отклонение от прогноза является показателем некомпетентности его разработчиков.
Краткое описание планируемогобизнеса является одной из наиболее важных частей бизнес — плана. Оно должно бытьсоставлено таким образом, чтобы потенциальный инвестор был заинтересован продолжитьболее детальное знакомство с предприятием, желающим привлечь инвестиции. Необходимоучитывать тот факт, что потенциальные инвесторы, как правило, ограничены во временидля изучения новых инвестиционных возможностей, следовательно, более вероятно, чтоони прочтут только резюме краткого описания.
К сожалению, в российских компанияхнесерьезно подходят к планированию своей деятельности. С одной стороны, это связанос отсутствием соответствующей квалификации у менеджеров, с другой — с нашим«авось», т.е. начнем с того, что имеем, а дальше время покажет. Если дажебизнес — план готовится, то в нем практически отсутствует аргументация получениятех или иных исходных экономических показателей, финансовых расчетов и результатов.
Бизнес — план должен разрабатыватьсяпри:
производстве новой продукции;
расширении или модернизации производства;
осуществлении капитальных затратна приобретение основных фондов;
выходе на новые рынки;
слиянии и поглощении предприятий;
получении кредита и т.д.
Одной из самых распространенныхошибок российских специалистов является стремление перенести западную методологиюразработки таких документов без учета особенностей развития российской экономики.Например, берется бизнес — план какого-либо проекта и в него вводятся основные исходныеданные (ставка дисконтирования, уровень инфляции, налоги, нормы затрат и оценкавыпускаемой продукции). Это в корне неверно, так как не делается акцент на законодательнуюбазу, подзаконные нормативные акты, динамику макроэкономических показателей, особенностиделовой среды и психологические факторы. Именно психологические факторы в случаенепредвиденных расходов в зависимости от специфики проекта могут значительно повлиятьна окончательные результаты.
Важно также учитывать, кто являетсяпотребителем бизнес — плана. Если это банк, предоставляющий кредит, то в бизнес-планенеобходимо выделить, насколько баланс предприятия будет ликвиден, каковы потокидвижения денежных средств и показатели финансовой зависимости.
Открытие ресторана всегда считалось прибыльным делом, но в современной Россииуже велика конкуренция между подобными заведениями. Поэтому, планируя открытие ресторана,каждый предприниматель стремится завоевать клиентов безупречным качеством оказываемыхуслуг. Потребители также достаточно требовательны к соответствию услуг ресторанаих запросам. В связи с этим, вопрос как открыть ресторан, должен рассматриватьсясерьезно и ответственно.
Многие представители ресторанного бизнеса не только не получают прибыль от заведения,но и влезают в огромные долги, а иногда и вовсе разоряются. Видимо, они не до концапоняли всю необходимость тщательной проработки того, как открыть ресторан. Для успехапредприятия необходимо руководство к действию, составленное грамотно, понятно, четко.Таким руководством является готовый бизнес-план ресторана. Примечательно, что этотдокумент рассчитан на все этапы функционирования ресторана — от подготовительныхработ по организации, до непосредственно, деятельности, приносящей доход. Любойпредприниматель, невзирая на степень его опыта в ресторанном бизнесе, почерпнетв данном документе всю необходимую для грамотной организации дела, информацию. Стечением времени россияне стали более разборчивы и гораздо притязательнее. Именнопоэтому ресторанам стоит уделить особое внимание кухне, что бы удивить и привлечьлюдей. Привлечь внимание людей можно несколькими способами: например, особые изыскиповарского искусства, либо, наоборот, предлагая качественный стандарт: домашняяеда, кофейня, фьюжн и т.д.
В не зависимости от вида бизнеса любой бизнес стремиться к получению и увеличениюприбыли, что изначально заложено в бизнес плане. Увеличение прибыли достигаетсяобычно двумя способами — уменьшением расходной части и повышением оборота за счетпосещаемости. Для ресторанов самым ценным является его бренд, клиенты и месторасположение.
В данной работе был представленбизнес-план ресторана «Моя семья». Цель проекта — получение прибыли отинвестиций посредством организации эффективной деятельности ресторана.
В бизнес-плане необходимо какможно полнее и достовернее отразить следующие моменты: дать краткое описание основнойторговой деятельности; показать экономическое состояние фирмы; представить финансовыйплан на будущий период, технико-экономическое обоснование использования привлекаемыхдополнительных денежных средств для повышения эффективности торговой деятельностии план погашения заемных средств к заданному сроку.
Открытие ресторана приведет кзначимым для региона социально-экономическим результатам, а именно:
созданию новых рабочих мест;
предоставлению населению новыхвозможностей качественного досуга недалеко от дома;
образованию населения в областипитания;
расширению доходной базы местногобюджета;
развитию конкурентной среды;
развитию инфраструктуры района;
повышению качества ухода за прилегающимик ресторану территориями;
В ходе анализа были получены следующие показатели, положительно характеризующиефинансовое положение ООО «Моя семья»:
· доля собственного капитала в активахООО «Моя семья» составляет 60%, что укладывается в норму;
· коэффициент покрытия инвестиций имеетнормальное значение (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общейсумме капитала ООО «Моя семья» составляет 87%).
· чистые активы превышают уставный капитал,при этом за последний год наблюдалось увеличение чистых активов;
Анализ деятельности ресторана свидетельствует об очень хорошем финансовом состоянииорганизации, ее способности отвечать по своим обязательствам в краткосрочной (исходяиз принципа осмотрительно), и, возможно, долгосрочной перспективе. Такие организацииотносятся к категории надежных заемщиков, обладая высокой степенью кредитоспособности.
Следует отметить, что данная оценка определена по исходным данным в течение первогогода работы, но для получения достаточно достоверного результата необходим анализза период минимум 2-3 года.
Таким образом, основываясь на имеющихся финансовых показателях деятельности ресторана,в заключении необходимо отметить, что предложенный бизнес-план оказался очень успешен.
Анализируя финансовые показатели,можно утверждать, что главной статьей расходов является заработная плата. Прямоследует за ней прямые расходы на себестоимость оказанных услуг. Коммерческие расходынаходятся на третьем месте.
Можно сделать вывод об окупаемости данного бизнес-проекта, ресторан приноситприбыль. Об этом может свидетельствовать уровень рентабельности, оцененный в 57%,что является очень хорошим показателем. В итоге, по предварительной оценке срокего окупаемости составит 2 года, как и было запланировано в бизнес-плане.
Список использованной литературы
1. ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» (ФЗ — 129 от 21.11.96)
2. ФЗ РФ «О государственном регулировании производства и оборотаэтилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (№171-ФЗ от22.11.95)
3. Гулиева А. Бизнес-план ресторана: Разрешительные документы и персонал //«Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ», №12, 2009
4. Гулиева А. Как создать ресторан: маркетинговые аспекты // «Предпринимательбез образования юридического лица. ПБОЮЛ», №7, 2009
5. Диркова Е. Учет расходов на разработку бизнес-плана. //«Практическая бухгалтерия», №7, 2007
6. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М. 2003
7. Карпова Т.В. Управленческий учет. М. 2004
8. Керимов В.Э. Управленческий учет. М. 2001.
9. Кондратова И.Г. Основы управленческого учета. М. 2005
10. Котляров. С.А. Управление затратами. СПб. 2001
11. Курбатова А. Как помочь бизнесу в кризис // «Консультант», №3,2010
12. Николаева О.Е. Шишкова Т.В. Управленческий учет. М. 2003
13. Петров В.В. Татаренко Н.К. Бухучет в общественном питании. М. 2006
14. Семенов В. Составление типовой модели бизнес-плана // «Финансоваягазета. Региональный выпуск», №32, 2003
15. Сисошвили С. Основы разработки бизнес — плана // «АКДИ»Экономика и жизнь", №10, 2004
16. Управленческий учет. Под ред. Шеремета А.Д. М. 2003
17. Чередниченко О.В. Бизнес-план. Экономическая целесообразность изаконодательная обязанность // «Право и экономика», 2008, №1
ПриложенияАнализ финансового положенияООО «Моя семья»
Представленный в данном отчете анализ финансового состояния ООО «Моя семья»выполнен за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 г. Качественная оценка финансовыхпоказателей ООО «Моя семья» выполнена с учетом принадлежности к отрасли«Гостиницы и рестораны» (класс по ОКВЭД — 55).Структура имущества и источники егоформирования Таблица 4. Показатель Значение показателя Изменение за анализируемый период на начало анализируемого периода (на 01.01.2009) на конец анализируемого периода (31.12.2009)
(гр.4-гр.2), тыс. руб. (гр.4: гр.2), %
в тыс. руб. в % к валюте баланса
в тыс. руб. в % к валюте баланса 1 2 3 4 5 6 7
Актив 1. Иммобилизованные средства* - - 743 40,4 +743 - 2. Текущие активы**, всего - - 1 094 59,6 +1 094 -
в том числе:
запасы (кроме товаров отгруженных) - - 333 18,1 +333 -
в том числе:
-сырье и материалы; - - 259 14,1 +259 - - готовая продукция (товары). - - - - - - затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) и расходах будущих периодов; - - 74 4 +74 - НДС по приобретенным ценностям - - - - - - ликвидные активы, всего - - 761 41,4 +761 -
из них:
— денежные средства и краткосрочные вложения; - - 761 41,4 +761 - - дебиторская задолженность (срок платежа по которой не более года) и товары отгруженные; - - - - - -
Пассив 1. Собственный капитал - - 1 095 59,6 +1 095 - 2. Долгосрочные обязательства, всего - - 500 27,2 +500 -
из них:
— кредиты и займы; - - 500 27,2 +500 - - прочие долгосрочные обязательства. - - - - - - 3. Краткосрочные обязательства (без доходов будущих периодов), всего - - 242 13,2 +242 -
из них:
— кредиты и займы; - - - - - - - прочие краткосрочные обязательства. - - 242 13,2 +242 -
Валюта баланса - - 1 837 100 +1 837 -
*Иммобилизованные средства включаютвнеоборотные активы и долгосрочную дебиторскую задолженность (т.е. наименее ликвидныеактивы).
**Текущие активы — это оборотныеактивы, за исключением долгосрочной дебиторской задолженности.
Структура активов организациипо состоянию на 31.12.2009 характеризуется следующим соотношением: 40,4% иммобилизованныхсредств и 59,6% текущих активов.
На диаграмме ниже наглядно представлено соотношение основных групп активов организации:
Собственный капитал ООО «Моя семья» по состоянию на 31.12.2009 составил1 095,0 тыс. руб. За рассматриваемый период (01.01-31.12.2009 г.) собственный капиталООО «Моя семья» увеличился на 1 095,0 тыс. руб.