Реферат по предмету "Литература"


ТЕМА ЛЮБВИ В ПРОЗЕ А. И. КУПРИНА

ТЕМА ЛЮБВИ В ПРОЗЕ А. И. КУПРИНААвтор: Куприн А.И.

И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
А, С. Пушкин
Творчество Александра Ивановича Куприна тесно связано с традициями русского реализма. В своем творчестве писатель опирался на достижения трех своих кумиров: Пушкина, Льва Толстого и Чехова. Главное направление творческого поиска Куприна выражено в следующей фразе: «Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его». Тематика произведений этого писателя чрезвычайно разнообразна. Но есть у Куприна одна заветная тема. Это тема любви — одна из самых высоких ценностей в жизни А. И. Куприна, поэтому в своих повестях «Гранатовый браслет» и «Олеся» он затрагивает эту животрепещущую для всех времен тему. Эти произведения объединяют общие черты, самая главная из которых — трагичность судеб главных героев. Кажется, что ни в одном из прочитанных мною литературных произведений тема любви не звучит так, как у Куприна. В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не жаждущая награды, любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд, а радость.
Повесть «Гранатовый браслет» — это подтверждение того, что писатель ищет в реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающими, над пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен.
Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».
Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.
Именно такой была любовь Желткова. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого высшего сословия. Много лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств со стороны членов семейства Шейных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна — адресат этих любовных откровений. А присланный неизвестным влюбленным подарок —
гранатовый браслет — вызывает бурю негодования. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком. И только все тот же генерал Аносов догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: «А — почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины».
А наш герой только и живет этими напоминаниями о себе: письмами от Г. С. Ж., гранатовым браслетом. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в могилу. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благодарит ее, благословляет свою возлюбленную:
«Да святится имя Твое».
Могла ли быть такая любовь в действительности? Гранатовый браслет — это чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?
Известно, что писатель всегда старался находить в реальном мире сюжеты и образы для своих произведений. В основу повести положены действительные факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство.
Повесть «Олеся» построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. Эти люди такие разные: Олеся — «цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины», а Иван Тимофеевич — «человек хотя добрый, но только слабый». Они принадлежат к разным социальным слоям: он — образованный человек, писатель, приехавший в Полесье «наблюдать нравы», а она — «ведьмака», необразованная девушка, выросшая в лесу. Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря, на это, любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь вызывает восхищение, так как Олеся ради любимого была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически.
А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв...». Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: «Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса».
Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича — это трагедия людей, которые «выломились» из своей социальной среды. Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян, прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. Ведь, как известно, люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, кто от них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса. Нитка красных бус это последняя дань щедрого сердца Олеси, в память «об ее нежной, великодушной любви».
У любви героев Куприна тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении — своя печаль, свой излом, свое благоухание. Даже, несмотря на трагическую развязку герои счастливы, так как считают, что осветившая их жизнь любовь — это подлинное, прекрасное чувство.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Теория игр и ее применение в экономике
Реферат Дочерние и зависимые общества как юридические лица
Реферат Эффективные способы создания и разрешения педагогического конфликта в условиях педагогического процесса
Реферат Жизнь и творчество художника И. И. Шишкина
Реферат Реализация права 5
Реферат Woman And Equal Opportunities Essay Research Paper
Реферат Правовая основа неустойки
Реферат Поэтический синтаксис. Фигуры.
Реферат Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия
Реферат Организация строительства полносборного одноэтажного многопролетного промышленного здания
Реферат Автор: учитель литературы
Реферат Пожарная автоматика при обеспечении пожарной безопасности
Реферат Реальные опционы в менеджменте
Реферат Роль опіоїдів у регуляції механізмів апоптозу при гострій серцевій недостатності в експеріменті
Реферат А. И. Качество жизни и качество образования – главные акценты национальной идеи России xxi века и критерии государственной политики