Россия и народ в поэме Гоголя Мертвые душиАвтор: Гоголь Н.В.
Николай Васильевич Гоголь в своей поэме «Мёртвые души» поднял одну из самых важных тем тогдашней России — тему русского народа. Он сумел рассмотреть его истинную душу; скрытую под маской непривлекательной внешности, необразованности, порою даже дикости.
По сути, в то время в России происходило массовое расслоение общества. Тогда не было никакого аналога «среднего класса», так распространённого сейчас. Происходило чёткое разделение по социальному принципу. Но одно дело, когда общество расслоено лишь по принципу «богатый-бедный», ведь это совершенно обыденное явление. А уже совсем другое дело, когда к этому делению добавляется ещё и деление по принципу «раб-господин». И Гоголь отлично это понимал. Крепостное право тормозило развитие страны, оно тянуло её в прошлое, Запущенные деревни, унылый быт — не яркий ли тому пример?
Хотя, если вдуматься, разве настолько уж плоха система крепостного права в принципе? При умелых, человечных и честных помещиках, не дерущих с крестьян три шкуры, но и не распускающих своё хозяйство, эта система могла бы быть очень эффективной и гуманной. Но при взгляде, брошенном Гоголем на этих самых помещиков, становится ясно, что крепостничество не оправдывает себя ни на йоту. Крепостники пользуются своей властью лишь для того, чтобы нажиться за счёт крестьян. Ноздрев их просто не замечает, полагая, видимо, что деньги его берутся сами по себе, будто бы из воздуха. То, что выращено трудом и потом крестьян, Ноздрев спускает за несколько дней. «Поздравь: продулся в пух!» – сообщает он Чичикову.
Плюшкин же и вовсе дерет с крестьян три шкуры. Давно уже заброшено его хозяйство, избы обветшали, а он продолжает брать оброк, о судьбе крестьян ничуть не заботясь и полагая их ворами и мошенниками.
А еще крепостники не понимают того, что поступают, мягко говоря, плохо. Во время разговора Чичикова с чиновниками один из них замечает, что при переезде в Херсонскую губернию хорошо бы нанять конвой, чтоб крестьяне не взбунтовались. На первый взгляд может показаться, что этот чиновник понимает причины угнетенности крестьян и социальную ненужность крепостников, но это не так. Скорее всего, он лишь советует Чичикову относиться к крестьянам как к бодливой козе: держаться подальше, чтоб из вредности не поддала рогами.
Плохая жизнь доводит народ до крайности. Люди умирают, «как мухи» и бегут. Таков, например, Абакум Фыров, ушедший в бурлаки и предпочитающий такую жизнь возвращению в имение своего барина.
Писатель понимает, как трудно приходится многим крестьянам, но, тем не менее, не делает из них «несчастных страдальцев». Он изображает образ родины реально, но с гневом. И крестьяне в поэме показаны такими, какие они есть. Их внешность остаётся такой же непривлекательной. Это кучер Селифан — пьяница, разговаривающий с лошадьми, лакей Петрушка, имеющий из-за крайне редкого посещения бани «особенный запах», «черноногая» девчонка Пелагея, не различающая, где право, а где лево. Это дядя Миняй и дядя Митяй, бестолково помогающие Чичикову разъехаться со встречным экипажем, косноязычные мужики, толкующие Павлу Ивановичу, что Заманиловки нет, пухлый заспанный приказчик Манилова. Это мудрецы, рассуждающие, доедет ли бричка до Москвы или до Казани. Все они такие, немного бестолковые, необразованные, вызывающие порою смех. Они — это Россия бедная, рабская, разоренная.
Но есть в поэме и другая Россия. Сильная, могучая, богатая духовно. И даже в застойном мире мертвых душ сквозит она, эта Россия, пока еще упрятанная далеко в глубине каждого, но готовая вот-вот пробудиться. Гоголь видит могучую силу народа, затравленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в талантливости, в трудолюбии, энергии русского человека, в его способности не падать духом при любых обстоятельствах. Рядом с бедными, морально низкими крестьянами стоят другие крестьяне. К примеру, мужики Собакевича — пусть умельцы лишь в своем деле, но умельцы талантливые, отлично свое дело знающие и владеющие им в полном объеме.
Русская бойкость, сила — она рядом. Униженные крестьяне, оказывается, могут за себя постоять — достаточно поглядеть вокруг. Заседатель Дробяжкин, повадившийся ездить в одну из деревень, «снесен с лица земли» её жителями, капитан Копейкин, обделённый государством, выходит на большую дорогу. Это ведь, по сути, проявления бунта. А бунт — это не только вопрос чистой физической силы, но вопрос воли.
Гоголь это знает. Он уверен, что Россия сможет подняться и «другие народы и государства уступят ей дорогу », стоит лишь найти рычажок, который разбудит дремлющие способности русского народа. Гоголь создает образ этих дремлющих способностей — чудесную птицу-тройку. Она выражает в себе все то высокое и прекрасное, что есть в русской нации, и прежде всего — стремление к свободе и светлому будущему. Гоголь верит, что путь к нему есть, но сам он его не знает: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа.»