Проблема добра и зла в комедии Вольтера Простодушный
Проблема добра и зла, природы и сути добра и зла — вечная проблема, которая всегда волновала поэтов и мыслителей, среди которых был и Вольтер — выдающийся французский мыслитель и мастер слова.
Комедия «Простодушный» — одно из самых драматичных произведений писателя, в которых он изобразил конфликт между «сыном природы» и «цивилизованным обществом» и одновременно решает вопрос о том, кто является носителем добра в этом мире.
Молодой европеец, который вырос среди индейского племени гуронов, возвращается во Францию. Простодушный, честный и прямой, открытый в своих мыслях герой сталкивается с несправедливостью, цинизмом «цивилизованного» мира. Хотя действие «Простодушного» относится к эпохе Людовика XIV, Вольтер осуждает феодальные порядки в целом. Его герой — «простой человек», не испорченный цивилизацией. Он многое воспринимает буквально, не знает о многочисленных условностях цивилизованного общества, и потому нередко попадает в комические ситуации.
В этой повести есть любовная интрига — герой влюбляется в мадемуазель Сент-Ив, наивную, недалекую провинциалку, но которая искренне любит его и готова на самоотверженный поступок. Переживание героев раскрываются в столкновении с французской действительностью.
Герой хочет бороться за свое счастье, но сталкивается с еще большим злом общества. Простодушный отбивает нападение вражеской эскадры на французский берег и спешит в Париж, чтобы получить вознаграждение за совершенный подвиг, но вместо благодарности за мужество и самоотверженное служение королю на Гурона ждет арест. Герой в отчаянии смотрит сквозь тюремные окна на прекрасные и далекие звезды, которые сияют в безграничном пространстве Вселенной и сознает, что носителями добра в этом мире есть люди природы. Гурона приводят в удивление жестокость и зло, которые властвуют в мире.
В «Простодушном» поставлен вопрос о первопричинах зла, один из которых коренится в самом социуме. В реальных общественных условиях зло становится неминуемым и закономерным. В государстве, основанном на неравенстве, отдельное лицо неизбежно оказывается беззащитным перед многоступенчатой бюрократической системой, представители которой искренне заботятся об интересах страны, но безжалостно пренебрегают интересами отдельного человека, которого просто не берут в расчет. Результат такого столкновения очевиден, поэтому повесть заканчивается трагически.