1.Основные функции управления
Изучение процесса управления с точки зрения егофункций позволяет установить объемы работ по каждой из функций, определить потребностьв трудовых ресурсах и в итоге сформировать структуру и организацию системыуправления. Каждая управленческая функция наполнена характерным для нееобъемом и содержанием работ и имеет специфическую структуру, в рамках которойона реализуется. Функция управления подчиняется логическому алгоритму, четкойпоследовательности регламентированных действий.
Функции управления весьма многогранны: организацияпроизводства, планирование (прогнозирование, моделирование,программирование), координация, мотивация, контроль и учет выполненияпоставленных задач и, наконец, маркетинг, выделенный недавно всамостоятельную функцию управления (рис. 7)./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Функции управления /> /> /> /> /> /> /> /> />
Организация
Планирование
Мотивация
Контроль
Маркетинг
Рис. 1. Функции управления
Существует и более детализированная классификацияфункций управления.
Действительно, можно выделить как самостоятельныемногие производственные функции, такие, как бухгалтерский учет,научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,материально-техническое снабжение, управление кадрами и качеством продукции,распорядительство (командование), руководство, коммуникация, исследование,оценка, принятие управленческого решения, представительство, ведение переговоров,заключение сделок. Любая классификация не является абсолютной, всегда в неймогут существовать смыкающиеся и даже перекрывающие друг друга элементы.Рассматриваемая классификация управленческих функций является наиболее общей иотражает важнейшие этапы организации управленческого процесса.
Понятие функции управления появилось еще в эпохустановления основ научного менеджмента.
Французский ученый Анри Файоль выделял следующиеосновные функции менеджмента: предвидение (прогнозирование), организация,распорядительская деятельность (администрирование), координация (согласование)и контроль.
Важно, что функции управления определяютдеятельность, направленную на организацию выполнения мероприятий по управлениюобъектом (в соответствии с происхождением самого термина от латинского functio — исполнение,деятельность, совершение). Существенно и то, что логическая последовательностьвыполнения работ, определяемая функциональной структурой управленческогопроцесса, составляет сущность технологии управления.
Основная цель, содержание любой управленческойфункции состоит из двух компонентов:
1) анализа состояния системы, контроля ееосновных параметров, количественного определения тех факторов, которые выводятсистему из состояния равновесия, и причин их появления;
2) определения состава мероприятий, направленныхна оптимизацию процесса управления.
Весьма просто эта задача решается в системахавтоматического регулирования и управления, когда датчики четко фиксируютмалейшие отклонения от заданных параметров и с помощью обратной связи передаютинформацию управляющим органам. Но как сложны эти процессы, если элементамисистемы управления являются не послушные воле человека машины, а сами люди!
2.Организация управления
Организация — обеспечивающая функция управления,направленная на создание необходимых условий для достижения целей. Основныезадачи организации: сформирование структуры организации и обеспечение еедеятельности финансами, оборудованием, сырьем, материалами и трудовымиресурсами. При изменении условий внешней среды зачастую приходитсяперестраивать организационную структуру, чтобы улучшить ее соответствиепотребностям гибкого производства, упростить ее или, наоборот, ввести новыеструктурные элементы. Основной показатель высокой организации управления — еебыстрая реакция на изменения внешней среды, особенная чувствительность кдостижениям научно-технического прогресса, к рыночной конъюнктуре.
Термин «организация» (от лат. organize — придаю стройный вид,устраиваю) имеет двоякий смысл. Организация как функция управления обеспечиваетупорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовойсторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях. В тоже время другое значение этого слова — некое объединение, коллектив, усилиякоторого направлены на достижение конкретных, общих для всех членов этогоколлектива целей. Но любая организация должна располагать такими важнымиресурсами, как капитал, информация, материалы, оборудование и технология. Неменьшую роль для успешной деятельности организации играет и наличие устойчивыхсвязей между членами коллектива, общих для всех правил и культуры поведения.Успех функционирования организации зависит от сложных, переменных фактороввнешней среды: экономических условий, применяемых техники и технологии,конкурирующих организаций, связи с потребителями, действующей системымаркетинга, правительственных и правовых актов и т.д.
Управленческая деятельность человека во многомзависит от организационных начал, самый мудрый приказ будет лишь фикцией, еслине организовано его исполнение, исполнителю не ясна его цель и он не подкрепленмотивацией. Вспомним ответ Екатерины II на вопрос, почему дворянство так безоговорочновыполняет ее решения: «Потому, что я велю им лишь то, чего они сами хотят».
В общем случае задачу организации управления налюбом уровне можно определить как обеспечение перехода из имеющегося состоянияв желаемое. Если в n-мерном пространстве обозначить какие-либо желаемые экономическиеили другие показатели и их значения векторами (а1 а2,…an), то задачей организацииуправления является определение способов, с помощью которых можно перевести снаименьшими затратами и в минимальные сроки имеющиеся в действительностипоказатели (b1 b2… bn)в планируемое состояние. Теоретическимфундаментом научных вопросов организации и управления производством являютсяметоды кибернетики, теории систем, системотехники, праксеологии и бионики.Весьма плодотворным с теоретической и практической точек зрения явилосьпредложение известных американских специалистов в области менеджмента Т.Питерса и Р. Уотермана [101] рассматривать организацию как единство семиосновных переменных: структуры (structure), стратегии (strategy), системы и процедуруправления (systems), совместных, т.е. разделяемых всеми, ценностных установок (shared values), совокупностиприобретенных навыков, умения (skills), стиля управления (style) и состава работников,т.е. системы кадров (staff).
/> /> /> /> /> /> /> /> />
Рис. 8. Схема 7-С компании«Маккинси»
На рис. 8 приведена известная схема 7-С, или, какее шутливо окрестили, «счастливый атом», позволяющая наглядно представитьосновные компоненты и проблемы организации.
В мировой экономике и науке управления весьмавелик диапазон взглядов и образцов организации деятельности коллективов ипредприятий (вплоть до государства в целом). Разработаны и практическиреализованы множество методов организации управления при различных подходах квопросам собственности и разной степени демократизации общества. С историческойточки зрения совсем недавно, всего лишь около ста лет назад, владельцы собственностираспоряжались ею единовластно и были вправе вводить любые формы управления, несчитаясь при этом с мнением общества. Владелец мог продать свое предприятие илиего часть, закрыть его, изменить его ориентацию на выпуск другой продукции,внедрить новую технологию, средства механизации и автоматизации, уволив приэтом сотни рабочих. Судьба целых регионов и даже стран зависела от воливладельца (как было, например, с Аляской).
Сегодня владелец собственности, будь это одинхозяин или группа лиц, при реализации принципиальных, стратегических планов обязансчитаться с интересами коллектива своего предприятия и обеспечивать такуюорганизацию работ, которая отвечала бы правовым положениям, действующим встране, решениям профсоюзов или других общественных организаций. Участиеколлектива в организации управления принимает самые различные формы (концепция«народного капитализма», при которой каждый работник являетсяакционером предприятия и все его члены имеют общие интересы; шведская идея«участия в собственности», когда часть прибыли компании переводится вфонды, подконтрольные профсоюзным организациям; японский метод перевода частиакционерного капитала в пенсионный фонд, принадлежащий рабочим, и т.д.).Современная концепция организации управления подразумевает решающую рольколлектива в принятии стратегических управленческих решений, а коллегиальныйстиль управления дает предприятию значительные преимущества.
Член коллектива имеет право знать финансовоесостояние, цели предприятия и контролировать методы реализации этих целей.
Не следует строить иллюзии, что участиекомпетентных, активных и профессионально подготовленных членов коллективаоказывает решающее воздействие на принятие управленческих решений, все-таки этопрерогатива высшего руководящего звена. Но специалисты оказывают существенноевлияние на процессы стратегического управления, они вносят свои предложения,дебатируют все за и против различных альтернатив, оценивают проекты и варианты,выявляя таким образом наилучшие решения. Известный социолог Мишель Поль в книге«Участие работников в промышленности» предлагает модель организациипроизводства, которая описывается системой уравнений, учитывающей следующиеключевые независимые переменные:
Р= f(L, U),
L = f(E, T),
U = f(P,L, G, I),
где Р — участие рабочих в организациипроизводства и контроле, L — скрытая власть (неформальное лидерство,общественное мнение, так называемая «власть подчиненных» и другиефакторы), U— оценки деятельности со стороны администрации и коллектива, Е,Т — технологические факторы; G — правительственные акты и действия, I— более общие идеологии.Анализ разработанной Полем системы уравнений показывает важную роль участия коллективав организации производства, его сознательного, творческого отношения к задачаморганизации.
Современное общественное производство Россииощутимо страдает из-за слаборазвитой системы самоуправления, из-за недостаточногововлечения в управление производством и обществом широких демократических сил,хотя важность принципов демократии проповедуется со всех трибун.
3.Планирование
Не будет преувеличением утверждение, чтопланирование является основой всех жизненных процессов. Генетическая основавсего живого есть план, программа, алгоритм этапов развития организма, четкаяпрограмма заложена в семени, и именно она определит тип растения, чудо егопоявления на свет, цветение, плодоношение и умирание.
Планирование является важнейшим этапом процессауправления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболееэффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и системупоказателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач.
Наиболее ответственной задачей планированияявляется прогнозирование или, как часто называют его американские специалисты,стратегическое планирование (кстати, слово стратегия происходит от греческого strategos — «искусствогенералов», стратегов). Прогнозирование должно обеспечить решениепоставленной стратегической задачи, добиться определенной цели с помощьюнаучного предвидения на основе анализа внутренних и внешних связейорганизации, изучения экономических тенденций. Вот что говорят об этомклассики: «Предвидеть — значит управлять» (Блез Паскаль);«Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять» (Огюст Конт).Никколо Макиавелли утверждал, что управлять — это заставить верить, и видел вэтом одну из важнейших задач руководителя.
Прогнозирование является важнейшим инструментомпринятия стратегических управленческих решений на основе анализа системыпоказателей: качественных (их часто называют ориентирами) и количественных(заданий). Основная задача стратегического планирования — определение путей иметодов достижения поставленных целей.
Другой составляющей научного планированияявляется моделирование состояния управляемой системы, которое служитсвоеобразным аналогом эксперимента в естественных науках. Основной задачейнаучного программирования в планировании является разработка алгоритмареализации функций управляемой системы.
Традиционно планирование состояло из несколькихстадий: скрупулезная и объективная оценка состояния дел в организации иопределение ее возможностей; определение цели (основной и промежуточных,второстепенных) и способов ее достижения и, наконец, выбор методовоперативного контроля. Такова принципиальная модель планирования для любых масштабовдеятельности — от государственного до семейного.
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Перспективы /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Выполнение по проектам /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Оперативный контроль />
Стратегический контроль
Рис. 9. Схема стратегического планирования [29]
Кажется, что составление плана — ясная и дажерутинная работа. В любой семье, которая располагает определенной месячнойсуммой доходов, всегда продумываются статьи неизбежных расходов, т.е.составляется месячный, а иногда и перспективный финансовый план. Вдоперестроечное время процедура планирования тоже была достаточно ясной ичетко регламентированной. В конце календарного года все предприятия отраслиполучали контрольные цифры плана и плановики составляли годовой план споквартальной и месячной разбивкой. Цель, т.е. контрольные цифры, определялась«наверху», в главке или министерстве, а руководитель предприятия могтолько ритуально стенать, уверяя всех, что план завышен, и проситьдополнительный фонд зарплаты и материальные ресурсы. Основная характерная чертапланирования при командно-административной системе — директивность — былаинструментом реализации единой плановой системы, показатели которой должныбыли выполняться «любой ценой» для бесперебойной работы всегонародного хозяйства страны.
В конкурентной среде предприниматели современнойРоссии должны иначе подходить к формированию производственного плана итщательно изучать опыт европейского, американского и японского менеджмента.Теперь нет команд сверху, нет и контрольных цифр и ответ на вопросы, что, как икогда следует производить, должно дать само предприятие. Сейчасконкурентоспособность предприятия определяют не только товар и экономичностьего производства, но и система планирования, методы достижения целей истратегического прогнозирования. Показателен опыт известной корпорации«Ксерокс», которая еще в 1981 г. смело заявила, что основнойстратегической целью ее деятельности является автоматизация рутинногоконторского труда, хотя тогда 95% ее продаж приходилось лишь на обычныекопировальные машины.
Таким образом, планирование на современномпредприятии осуществляется, в несколько этапов: 1-й этап — определить рыночныйспрос на продукцию, т.е. включаются механизмы маркетинга, системыпрогнозирования спроса и изготовления продукции на основе этого прогноза.Какова ситуация во внешней конкурентной среде, на какой товар есть спрос,каковы ожидания потребителей? Итак, ориентир на потребности рынка и в итоге ¾ определение целей икомплекса задач, которые необходимо решить для достижения этих целей. 2-й этап— провести тщательный анализ номенклатуры выпускаемых предприятием изделий,внести необходимые корректировки в номенклатурный план, определить готовностьпроизводства к освоению новых изделий. Вновь ориентация на спрос. 3-й этап —принять решения об освоении новых или усовершенствовании старых задач ипрограмм, привести в соответствие с рыночным спросом объем производства играфик выпуска изделий, т.е. опять используются данные маркетинга.
В результате планирования определяются задачи,которые нужно решать для наиболее эффективного функционирования предприятия,ориентированного на сбыт, на потребителя. Фирма гама, без руководящих указанийсверху, осуществляет маркетинг и определяет стратегию управления производством.Американский менеджмент требует обязательного участия в процессе формированияпроизводственного плана работников служб оперативного управления, т.е. тех, ктобудет отвечать за практическую реализацию плана.
Несомненна сложность, многовариантностьреализации любого этапа планирования. При этом необходимая точность, оптимальностьрасчетов чаще всего зависят от искусства применения методов алгоритмизации,программного обеспечения и масштабности использования средств компьютернойтехники. Хорошо сбалансированный план, к разработке и оценке которогожелательно привлекать возможно большее количество компетентных специалистов,дает великолепные результаты немедленно, еще до его внедрения. Сразу жевырисовываются истинные возможности организации, ее резервы и слабые места,этапы предстоящего пути и сама цель, стратегия коллектива. Обоснованносоставленный план является мотивированным стимулом труда коллектива, создаетуверенность в сопричастности к достижению целей у большинства работников (обэтом мы еще будем говорить, рассматривая особенности организации работ ведущихфирм Японии).
Основная деятельность коллектива направлена нареализацию поставленных задач, и опытные сотрудники, не входящие в высшеезвено управления, далеко не всегда рискнут ревизовать стратегическую программуорганизации, кроме особых, экстремальных ситуаций. Новобранец часто пытаетсяоценить дислокацию и направление удара противника, но старый солдат спокойно выполняетсвои привычные обязанности, проверяет наличие боеприпасов, чистит, проверяетсвое оружие и готовится добросовестно выполнить свой воинский долг.
Однако любой, даже самый лучший стратегическийплан — не догма, жизнь может и будет вносить в него неожиданные коррективы(например, при необходимости реорганизации предприятия, при угрожающемсокращении жизненного цикла товара, неожиданных демаршах конкурентов и т.д.).
Коснемся немного подробнее разработки основныхэтапов планирования, требующих опыта и искусства управления. Основой любоговида планирования, а тем более стратегического является объективный анализсостояния и возможностей организации. Этот анализ затрагивает буквально всестороны деятельности организации: ход производства, систему управления,финансовое положение, состояние рынка и сбытовую деятельность и т.д. Цель анализа— выявление потенциальных возможностей, имеющихся резервов, причин неудач. Помногим причинам результаты подобного анализа имеют устойчивую тенденцию кзавышению результатов и затушевыванию негативных сторон деятельностипредприятия. Цель должна быть определена четко, конкретно; должны бытьустановлены цифры, сроки и исполнители. Совершенно недопустима подмена конкретныхцифр призывами «усилить, улучшить, обратить особое внимание», чтобыло так характерно для советской управленческой фразеологии (хотя японскийменеджмент также склонен к общим формулировкам). Психологически важно ориентироватьколлектив на высокие цели и на крупномасштабные задачи. Служение высоким целями идеалам способствует росту самоуважения и развитию корпоративности, тем болеечто практика показывает, что во многих случаях цели недопустимо занижаются.
Если центральной задачей планирования являетсяудовлетворение спроса на выпускаемую предприятием продукцию при минимизациииздержек производства, то эта цель может быть достигнута различными способами— в зависимости от стратегии предприятия на плановый период. В тех случаях,когда объем выпускаемой продукции стабилен и спрос на продукцию имеетнебольшую амплитуду колебаний, численность рабочей силы, структура управленияи плановые показатели остаются постоянными. Увы, периоды такой «райскойжизни» бывают редки, значительно чаще нестабильный рынок диктует своитребования и приходится изменять объемы выпускаемой продукции по значительнойчасти номенклатуры, стараясь сохранить численность рабочей силы постоянной.Сделать это удается не всегда, и часто при изменении объемов выпускаемойпродукции приходится изменять и численность производственного персонала путеморганизации сверхурочной работы, предоставления отгулов или привлечениясубподрядчиков. Такая стратегия характерна для трудоемких процессов, не требующихквалифицированного труда, и при сезонных работах.
Как добиться достижения поставленных целей? Каксократить сроки и уменьшить финансовые, материальные и трудовые затраты? Наэтом этапе и определяется талант руководителя, его умение побудить коллективмыслить творчески, искать нестандартные пути решения возникающих проблем.
В выборе лучшего среди множества альтернативныхвариантов надежной основой должна служить компьютерная техника и действующаянормативно-информационная база данных. Не меньшую роль играет и искусствообщения, стимулирование коллективного творчества, умение не только говорить,убеждать, но и слушать.
Судьба реализации долгосрочного планирования ипрогнозирования находится в руках специалистов оперативного управления иконтроля, которые осуществляют непрерывную коррекцию и выдают информацию оботклонениях фактического производства от плановых показателей.
Основоположник научного менеджмента Тейлорпридавал особое значение функции планирования: «Завод должен управлятьсяне столько директором-распорядителем, управляющим или начальником мастерской,сколько плановым отделом. Ежедневная работа» всего завода должнанаправляться различными функциональными лицами отдела так, чтобы, по крайнеймере, в теории завод мог работать беспрепятственно даже в том случае, если быдиректор-распорядитель, управляющий и его помощники, не входящие в плановыйотдел, все сразу отсутствовали в течение месяца". И сегодня зачастую намногих производственных предприятиях и фирмах начальник планового отдела —ключевая фигура в организации оптимального режима работы и достижении высокойэффективности труда.
В последнее время, явно под влиянием заокеанскихколлег, дополнительно к традиционным плановым документам стал разрабатываться бизнес-план.Если комплекс плановых документов предназначен для внутреннего пользованияи некоторые его разделы носят конфиденциальный характер, то бизнес-планявляется скорее визитной карточкой фирмы и адресован в основном инвесторам,возможным партнерам и банкам. Главная задача бизнес-плана не только отразитьстратегию деятельности фирмы на какой-либо плановый период, но и показатьфинансовую надежность, основательность, солидность предприятия.
Бизнес-план открывается краткой характеристикойпроизводственно-экономической деятельности фирмы, описывает ее возможности,актуальность и качество выпускаемой продукции, ранжирует основные цели постепени их важности, ее научный и финансовый потенциал, совместную деятельностьс партнерами и т.п.
Далее приводятся некоторые данные маркетинговойпрограммы (не являющиеся коммерческой тайной): тактика выхода на рынок,деятельность каналов распределения, политика цен, конкурентоспособностьтовара, рекламные мероприятия, прогнозы объемов продаж и т.д. Этот разделвесьма важен, так как он демонстрирует не только цели предприятия, но испособы их реализации.
В разделе «Производственный план»рассматриваются проблемы обеспечения производства необходимыми ресурсами(сырье, комплектующие изделия и их поставка, энергоносители), технологияизготовления товара, экологичность производства. Здесь же отражаются вопросыуправления и организации производства (иногда эти вопросы являютсясамостоятельным разделом): организационная структура управления, действующиетехнические средства управления и оргтехника, мотивация и стимулирование труда.
И, наконец, анализируются юридические аспектыдеятельности предприятия, правовая защищенность и некоторые данные финансовогоплана. Бизнес-план завершает краткое резюме, где подчеркиваются основныедостоинства, гарантии высокоэффективной деятельности фирмы и получения еюприбыли.
4.Мотивация и стимулирование труда
Мотивация — комплекс мероприятий постимулированию деятельности человека или коллектива, направленный на достижениеиндивидуальных или общих целей организации. При всей простоте и ясности этогоопределения теория и практика мотивации весьма непросты, так как истинныепобуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий,весьма неопределенны и сложны. Знаменитый метод кнута и пряника, принципматериальной заинтересованности или социалистическая система моральных (впервую очередь!) и материальных стимулов не всегда давали ожидаемыерезультаты. Эффективная работа предприятия зависит от того, насколько надежнои добросовестно каждый сотрудник исполняет свои обязанности и зачастуюприлагает дополнительные усилия, проявляет инициативу. Все это возможно присоздании здорового психологического климата в организации, когда люди довольнысвоей работой, понимают важность поставленных целей, когда обеспечиваетсяпостоянное повышение профессиональной квалификации работающих. В начале XIX в., проводя свойзнаменитый эксперимент на текстильной фабрике в Нью-Ленарке, Роберт Оуэнпоявился в цехе с лентами трех различных цветов и молча прикреплял красныеленты к станкам лучших рабочих, зеленые — к станкам рабочих со среднимипоказателями, а желтые — к не выполняющим норму. Через два месяца, неприбавляя рабочим зарплату, не прибегая к угрозам и не вводя никакихтехнических усовершенствований, Оуэн достиг желаемого: на всех станкахкрасовались только красные ленты, т.е. нормы выполнялись всеми рабочими.
Опытные руководители знают, что каждый членгруппы, получившей конкретное задание, будет реагировать на него по-своему,иногда и непредсказуемым образом. Поступки людей зависят не только отнеобходимости или их явных желаний, но и от скрытых в подсознании илиприобретенных в результате воспитания многих сложных субъективных факторов. Уодних людей заметна власть привычки, традиции, целой системы предрассудков истереотипов поведения, другие поступают так, а не иначе, под влияниемнравственных принципов, социальных или политических идеалов. Человек реагируетна внешние события чаще всего импульсивно, без глубокого анализа причин иследствий. Образование, воспитание, возраст, опыт и многие другие факторыопределяют реакции личности на среду. Поступки молодежи чаще формируются подвоздействием моды, принятых в данной среде манер поведения. Люди старшеговозраста более ориентированы на организацию быта, семейной жизни, материальноеблагополучие, моральные принципы, эстетические впечатления. Руководитель должензнать сложность мотивационных тенденций личности и не удивляться неадекватностиреакции людей на управляющие воздействия.
Эффективность деятельности человека зависит отмногих сложных факторов, среди которых основную роль играют: четкое пониманиецели своей работы, вероятность достижения этой цели и система материальных иморальных стимулов, определяющих заинтересованность работника в его труде. Этузависимость эффективности труда (Е) от перечисленных факторов можновыразить следующей функцией:
Е = f(CVS)
где С — цель деятельности личности,важность и значимость достижения поставленной задачи;
V — вероятность достиженияцели;
S— ожидаемое вознаграждениепри достижении цели.
Формула убедительно доказывает важностьпредварительной информированности работника об актуальности поставленной передним задачи, о степени сложности достижения цели и о вознаграждении, котороебудет итогом его деятельности.
Если расширить рассмотренные зависимости доуровня предприятия, коллектива, то его деятельность можно наглядно представитьв виде следующей схемы (рис. 10)./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Методы управления
Система мотивации
Подбор кадров /> /> /> /> /> />
Эффективность деятельности организации
Рис. 10. Эффективность деятельности организации
Для эффективного стимулирования деятельностинеобходимо знать желания человека, его надежды, опасения. Если руководитель незнает потребностей, то его попытка обеспечить мотивацию деятельности человека a priori обречена на провал. Приэтом важно понимать, что человеком движет не одна изолированная потребность, аих сочетание и приоритеты потребностей могут меняться (об этом подробнее — приизучении известной пирамиды потребностей Абрахама Маслоу). Влияние внешнихфакторов, потребностей, ценностей, устремлений на трудовую мотивацию человекарассматривается многими мотивационными теориями (теории ожидания, равенства,двух факторов Герцберга и т.п.), но ни одна из них не может дать исчерпывающихобъяснений поведению личности в трудовом процессе и служить основанием дляразработки практических рекомендаций — слишком сложен внутренний мир человека!
Любой человек нуждается в понимании исамоутверждении, редко можно встретить человека, недовольного своим интеллектом.Жизненный успех воспринимается нами как безусловное подтверждение значимостисобственного «Я», а большинство неудач мы объясняем несовершенствомокружающей нас жизни, ошибками или противодействием системы. Каждый поступокчем-то и как-то мотивирован и нуждается в оценке самого человека и окружающихего людей. Причем отрицательная оценка поступка, особенно применениекаких-либо санкций, вызывает часто непредсказуемую, неуправляемую реакцию.Наказание редко дает воспитательный эффект, обычно человек лишь учится, какизбежать в дальнейшем ответственности за свой поступок. Положительная оценкапоступка, особенно безотлагательная, не только формирует поведение, но иудовлетворяет нашу естественную потребность в повышении самооценки.
Хрестоматийный пример важности немедленнойположительной оценки приводится из истории американской компании«Фоксборо», когда в кабинет президента пришел разработчик с прекраснымопытным образцом изделия и президент, не зная, как отблагодарить ученого,протянул ему банан. С тех пор значок в виде золотого банана стал высшимотличием компании. Опыт работы одной американской промышленной компаниипоказывает [32], что наряду с крупными денежными премиями практикуется награждениепочетным значком или помещение портрета особо отличившихся сотрудников в Залеславы или в вестибюле компании (напрасно так осмеивались Доски Почета напредприятиях СССР!). Иногда с успехом применяется и такой простой методповышения производительности и стимулирования труда: если при норме плановогозадания, скажем, равной 9 деталям в день, объявить, что работник, изготовивший10 деталей, свободен и может раньше уйти с работы. Практика показывает, чтобольшинство рабочих охотно соглашаются с этими условиями.
Социологи различных стран с тревогой констатируютувеличение числа людей, которые вообще не имеют мотивации к общественнополезной деятельности или избегают различными способами любого вида работы.Это не только «панки», «бомжи» и нищенствующие по различнымидеологическим мотивам, но и дети обеспеченных родителей, имеющие возможностьжить за их счет. В книге немецкого психолога Петера Вайлера «Кто же телюди, которые хотят меньше работать?» дается их характеристика: неподвержены мотивации 27% из общего числа жителей, из них 75% моложе 35 лет;самый низкий уровень образования; томимые скукой, они находятся в постоянномпоиске новых соблазнов; подвержены идеологии разного толка; тяга к творчествуотсутствует; представляют опасность для общества. На основании этих данныхнемецкий консультант по менеджменту и предпринимательству М. Биркенбиль даетследующую рекомендацию: «Какой же вывод можно сделать для руководителейпредприятий? По моему мнению, он таков: не подверженные мотивации должны быть»отфильтрованы", так как предприятие — не благотворительное общество".Сурово, весьма спорно и жестко, но увеличение числа деморализованных идействительно опасных для общества людей, особенно среди молодежи, —непреложный факт, и думать над этой проблемой обязано все общество.
Каждый член коллектива имеет право получитьвозможность не только обеспечить свое материальное благополучие, но и реализоватьсвои профессиональные знания, полностью проявить свои индивидуальныеспособности. Реализация этого права является лучшей формой социальноймотивации.
Управление коллективом будет наиболееэффективным, если ожидания, надежды его членов будут осуществляться и они небудут разочарованы результатами своей работы. Опытный руководитель всегдабывает и тонким психологом, он прекрасно разбирается в истинных мотивах ипотребностях своих столь разных сотрудников.
Одни действительно увлечены своей работой,стараются выполнять свои функции добросовестно, оптимально; другие ждут отсвоего труда в основном лишь хорошего вознаграждения и относятся к своимслужебным обязанностям с некоторым равнодушием; иные, чаще всего женщины изобеспеченных семей, надеются вырваться из рутины домашних, однообразных дел,войти и новый круг интересных знакомых, получить новые впечатления. Чаще всегов коллективе формируются небольшие группы с однородным отношением к работе иблизким по мотивации поведением.
Абсолютного удовлетворения потребностей каждогочлена коллектива достичь практически невозможно, однако управляющий обязануделять мотивации своих сотрудников постоянное и должное внимание.
Традиционно мотивация деятельности изучалась каксредство повышения производительности труда.
Не пора ли выдвинуть для цивилизованного обществановый постулат: работа должна быть организована так, чтобы она приносилачеловеку радость и удовлетворение. И лишь как следствие реализации этогопостулата будет достигнута высокая производительность труда, эффективностьдеятельности и рост доходов предприятия.
Искусство руководителя особенно нагляднопроявляется в умении стимулировать участие работников в принятии деловыхрешений, что в итоге может увеличить интеллектуальный потенциал организации иудовлетворить глубокую потребность личности в самовыражении и в признаниирезультатов своего труда.
К проблемам мотивации деятельности человека мывновь вернемся в гл. 13, когда будут рассматриваться приоритеты потребностейличности.
5.Контроль и учет
Процесс управления протекает в условиях постоянноизменяющейся внешней среды и характеризуется различной степенью неопределенности.Достигло ли управляющее воздействие поставленных целей? Нуждаются лиуправленческие решения в корректировке? На эти вопросы дает ответ контроль,который осуществляется в системе управления с помощью обратных связей иобеспечивает количественную и качественную оценку труда и учет результатовдеятельности организации. Эффективно организованный контроль прежде всегоориентирован на решение стратегических задач, на конечные результаты работы идолжен быть прост, нагляден и убедителен для каждого исполнителя.
В условиях производства контроль выполнения планаработ, сроков выполнения и особенно качества продукции должен осуществлятьсяна ранних стадиях технологического процесса:
Контроль на ранних стадиях производственногопроцесса дает существенный экономический эффект, так как в намеченный дляпроизводства продукт еще не вложены большие трудовые затраты и его суммарнаястоимость еще находится на наименьшем уровне. Производительность любогодействия представляет объем производства, разделенный на труд, которыйнеобходимо затратить на это действие. Это же принципиальное положениераспространяется на любой управленческий процесс — чем раньше будет выявленаошибка в системе управления, тем меньшие негативные последствия она будетиметь.
За годы советской власти накоплен большой опытобеспечения контрольных функций — одного из основных рычагов воздействия наобщество. Сотни тысяч людей осуществляли проверки, ревизии, контролировали ходвыполнения программ и планов, сопоставляли данные отчетов, т.е. обеспечиваликонтроль во всех сферах жизни общества — от перлюстрации корреспонденции и прослушиваниятелефонных разговоров до составления аналитических отчетов ЦСУ по всемотраслям народного хозяйства. Именно контроль и система жестких репрессивныхмер обеспечили столь длительную живучесть советского строя, несмотря на все егопринципиальные недостатки.
Традиционно контроль вышестоящих органов задеятельностью управляемой системы осуществлялся со скрупулезной жесткостью,поскольку централизация управления для обеспечения и оправдания существованияэтих органов требует именно такого контроля. Бюрократический аппарат подпредлогом важности задания мог держать под оперативным контролем график ходаработ, количество выпускаемой продукции, выполнение плана по основномуассортименту и т.д., хотя далеко не всегда необходимо контролировать этипоказатели. Централизация чаще всего определяет карательный характер контроля,цель которого в этом случае — утверждение авторитета власти.
Современная теория управления выработала четкиетребования к контролю: он должен быть оперативным, гласным и объективным. Сдругой стороны, контроль, если говорить о его психологических аспектах, недолжен выполнять только карательные функции, а должен быть формой проявлениявнимания к труду работника, фактором мотивации его трудовой деятельности. Инаконец,контроль должен быть экономически целесообразным: «Зачем, — спрашивает К.Киллен, — тратить 25 долларов на то, чтобы поймать клерка, укравшего 1доллар?» Хотя этот пример может встретить и принципиальные возражения,если требования к безусловной, скрупулезной честности и неотвратимостьнаказания подвести в абсолют. Сегодня большинство крупнейших корпораций мираглубоко изучают японские методы управления производством, где в основе работытехнологических линий стоит не контроль, а бездефектная работа: усилияспециалистов направлены на ликвидацию самой возможности появления брака, ивозможные дефекты устраняются еще на промежуточных производственных этапах, ане при контроле качества готового изделия.
Пожалуй, не будет преувеличением утверждать, чтодеятельность любой управляемой системы просто невозможна, если не будеторганизован четкий, скрупулезный учет. Традиционно учет ведется вколичественных или стоимостных показателях, так как задачи этого класса легкоподдаются формализации, алгоритмизации и программированию. Труд учетныхработников значительно облегчила компьютерная обработка информации, наиболеепопулярна компьютерная версия бухгалтерской задачи «Учет движенияматериальных ценностей в стоимостном и натуральном выражении».
Учет должен выполняться по всем подразделениямпредприятия и отражать динамику учетных показателей, что позволит применитьинструмент анализа тенденций развития производства. Особое внимание постоянноуделяется контролю финансовой деятельности предприятия. Директор и главныйбухгалтер, даже уверенные в точности и правдивости своей финансовойотчетности, всегда с тревогой ожидали такие проверки, особенно если ихпроводило контрольно-ревизионное управление (КРУ) вышестоящей организации.Сейчас широко применяются аудиторские проверки — ревизия финансовойдеятельности, которую выполняет компетентная и независимая (внешняя)аудиторская организация, имеющая соответствующую лицензию. Основной целью такойпроверки является определение правильности указанных финансовых отчетныхпоказателей, их соответствие фактическому состоянию дел и ход выплатыустановленных налогов и отчислений, а также оказание консультативной помощи.Аудит является объективным и наиболее действенным методом контроля, так какимеет возможность дать общую, развернутую картину состояния дел, а не толькоанализировать одну из сторон деятельности предприятия.
Цель аудиторской проверки деятельностипредприятия:
— определить результаты усилий коллектива,направленные на достижение поставленных целей, т.е. определить разницу междунамеченным и фактически достигнутым;
— дать оценку соответствия деятельностипредприятия существующим нормативно-правовым актам;
— оценить перспективность поставленныхстратегических целей и степень риска отдельных направлений деятельности, датьрекомендации по ликвидации намечающихся негативных тенденций.
В настоящее время арсенал методов контроляпополнился еще одним эффективным средством — системой контроллинга, позволяющейопределять ход выполнения оперативных и долгосрочных планов. Контроллингявляется детищем основных видов современного менеджмента: стратегического,инновационного и финансового и нашел широкую сферу практического применения,особенно в крупных фирмах.
Расширяя функции привычного контроля, контроллингна основе анализа данных внутреннего производственного учета долженопределять ход достижения поставленных стратегических целей и определятьпричины отклонений от заданных параметров. Благодаря деятельности системыконтроллинга своевременно вносятся необходимые коррективы в оперативные планыпредприятия и таким образом он охватывает не только подсистему контроля иучета, но и технико-экономического планирования. Все существенные изменения вовнешней конкурентной среде находятся под постоянным прицелом системыконтроллинга, что обеспечивает выживаемость предприятия.
Следует отметить, что с каждым годом расширяетсяотечественная база программных продуктов контроллинга (например, системы«Стадия», «Эвриста»), которые по своим качественным показателямне уступают зарубежным, но значительно дешевле их.
Наука и искусство управления должны обеспечиватьцеленаправленное воздействие на управляемый объект для достижения поставленныхцелей и обязаны учитывать логические причинно-следственные связи междуэлементами системы, высокую сложность, динамичность системы и уметь определитьтот центральный параметр, воздействуя на который можно влиять на контролируемыйпроцесс.
6.Маркетинг как функция управления
Помимо перечисленных основных функций управленияпредприятие должно решать еще значительный комплекс взаимосвязанных задач:управление финансовой деятельностью, кадровой политикой, обучением и повышениемквалификации персонала, решением научно-исследовательских и конструкторскихпроблем и т.п. Особое место среди функций управления производством занимаетмаркетинг, призванный обеспечивать приспособление производства к требованиям испросу рынка, т.е.решать новые для российского предпринимательствазадачи. С методологической точки зрения изучение функций управления должноориентироваться на изменения в содержании управленческих концепций, отражающиеглубинные процессы, происходящие в экономике России. Проблемы маркетинга особенноактуальны в настоящее время не только в силу своей новизны для большинстваруководителей, но и из-за особо сложной конкурентной ситуации на отечественномрынке, куда хлынули новые и в основном высококачественные импортные товары.Особая роль теперь отводится потребителю, выдвигающему свои требования ктовару, к его технико-экономическим характеристикам, возрастает значениеконкуренции, борьбы за покупателя. Все это дает основания для рассмотренияпроблем маркетинга как одной из важнейших функций управления в отдельнойглаве.