Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы По книге Пелевина ДПП NN
Современная литература переживает непростое время: переходный момент жизни общества порождает кризис во всех областях жизни, в литературе особенно. Прошло то время, когда литература была «учебником жизни». Общество потребления диктует свои законы, читатели хотят отдохнуть от своих проблем, не хотят напрягаться, осмысливая сложные тексты, самыми востребованными стали детективы и женские любовные романы, то есть то, что можно читать в метро, чтобы время прошло быстрее. Тем не менее все же еще появляется литература, которая ставит проблемы, которая заставляет читателя думать, хотя и она зачастую имеет все признаки массовой культуры.
Один из наиболее читаемых современных писателей, из тех, кто не пишет детективы, — Виктор Пелевин. Он имеет свое лицо, свой стиль, свою тематику. Конечно, с первых же страниц его произведений становится ясно, что постмодернизм продолжается, но приятно уже то, что автор знаком с классической литературой, и многие его аллюзии и реминисценции радуют узнаваемостью. В последнем его сборнике «ДПП (NN)» («Диалектика переходного периода из ниоткуда в никуда») особый интерес вызывает роман «Числа». Проблемы, затронутые в романе, напрямую связаны с современностью, с жизнью человека в мегаполисе, с проблемами преступности, но самое главное — с проблемой бездуховности современного человека. В какой-то степени это сатира на то, что мы видим на экране телевизора, это оборотная сторона бизнеса. Все, что описывает Пелевин, смешно и противно, и в конце остается ощущение, что недалек конец этой пустой, примитивной и суетливой жизни, что очередной всемирный потоп смоет с лица земли накопившуюся грязь, и следующее поколение людей все-таки будет жить иначе.
Роман посвящен Зигмунду Фрейду и Феликсу Дзержинскому, думается, что Фрейд много интересного нашел бы для себя как психиатр, если бы прочитал этот роман, а вот что нашел бы «железный» Феликс, это вопрос сложный. Эпиграф из Даниила Хармса подчеркивает абсурдность происходящего, абсурдность самой жизни.
Главный герой романа, Степа Михайлов, помешан на числах. Любимое его число — семерка. Но от неприятностей семерка в чистом виде не помогает, и Степа разделил ее на две цифры, после чего число «34» стало для него Богом, всем в жизни: «Число «34» с железной необходимостью диктовало ему все существенные поступки… Если решение, которое Степа собирался принять, могло иметь серьезные последствия, он обращался к своему невидимому союзнику». Появляется у него и враг — антипод числа «34», число «43». Бизнес главного героя зависит от соотношения этих двух чисел. Сам Степа не понимает своей трагедии, своей нравственной порабощенности числами. Когда отсутствуют духовные потребности, когда сиюминутные удовольствия становятся самым главным в жизни, когда нет в жизни никакой основы, нет воли, нет характера, нет цели в жизни — вот тогда и выходят на первый план числа, а человек становится их рабом.
В романе много узнаваемых персонажей из реальной действительности, остроумно изображенных автором. Их выбор не случаен, так как именно эти персонажи необходимы для того, чтобы подчеркнуть бессмысленность и исковерканность жизни: «Тихо играло радио — гей-звезда Борис Маросеев в своей неповторимой манере исполнял песню «Сурок всегда со мной». Степа знал из новостей, что артистом плотно занимается молодежное движение «Эскадроны Жизни», убеждая его уделять больше внимания патриотической тематике. Видимо, песня про сурка по какой-то причине попала в эту категорию».
Автор использует жизненные реалии, хорошо знакомые читателям по теленовостям: это и «крыша» для бизнеса Степы, состоящая из братьев-чеченцев, философствующих на тему ислама, жизни и смерти, и капитан Лебядкин (как тут не вспомнить Достоевского) из ФСБ, и пиар-кампании, и конкурентная борьба. Но все это лишь подчеркивает пустоту жизни главного героя. Основной итог описанной автором борьбы героя с судьбой — это понимание того, что современный человек забыл о своем великом предназначении, превратился в карикатурный персонаж с ничтожными мыслями и чувствами, стал игрушкой в руках темных сил, толкающих его на унижающие его достоинство поступки. Но дело-то в том, что достоинства никогда и не было. Почему-то вспоминается «Превращение» Кафки, когда герой превращается в насекомое, уже будучи таковым по своей сути. Правда, этот прием Пелевин уже использовал в «Жизни насекомых».
Роман «Числа», написанный очень остроумно и живо, заставляет читателей задуматься о жизни современного человека, о том, как надо прожить свою жизнь, как не дать сиюминутным мелким проблемам заслонить главное — понять свое предназначение.