Некрасов-поэт, Некрасов-гражданин
Николай Некрасов… Великий русский поэт, продолжатель традиций поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, друг и единомышленник Чернышевского и Добролюбова, поэт-трибун, поэт-гражданин, певец народной жизни… В стихотворении «Элегия» мы читаем:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
В поэтическом творчестве Н. А. Некрасова с поразительной яркостью отразились сила и драматические противоречия становящегося интеллигентского сознания. «Становящийся» интеллигент — это прежде всего глубоко одинокий человек. У него, как правило, обрублены связи с определенной социальной средой; он не имеет «своего» класса, сословия, семьи. Зачастую «путь в интеллигенцию» начинался с отцовского проклятия. Такой путь судьба уготовила и самому Некрасову. Он уже не может и не хочет опереться на родовые «предания», традиции. Переоценке подвергаются сословные представления о ценностях жизни, о ее смысле, цели. Некрасов выработал новые нравственные ценности — они воплотились в слове «любовь».
Для Некрасова внимание сосредоточено на земной жизни; «земную» участь человека и призвана облегчить «любовь». Для Некрасова служение «делу любви» —это служение идеалам свободы, правды и справедливости. Некрасов прежде всего строгим судом судил себя. С годами он все больше и больше укрепляется в своей высокой вере — вере в народ.
У Некрасова 40-х годов народная тема только начинает зарождаться. Нашумевшее стихотворения «В дороге» (1845 г.) заставило увидеть в Некрасове «истинного поэта». Почему крепостная, получившая «господское» воспитание, возвратившись к крестьянской жизни, обречена на гибель? Да потому, что человек, приобщившийся к «просвещению», уже не сможет жить в низменно-бездуховном, «неразумном мире». Некрасов проповедует здесь цивилизованный быт, грамотность, эмансипацию женщины. Некрасов искренне сочувствует крестьянам. В середине 50—х годов поэт одушевлен надеждами на обновление русской жизни — эти надежды поддерживались тем, что поэт увидел в народе неисчерпаемый нравственный потенциал, способность к духовному возрождению («Влас». 1855 г.).
Роздал Влас свое имение?
Сам остался бос и гол,
И собирать на построение
Храма божьего пошел.
Именно в эту пору для Некрасова — поэта и человека — обретает особый смысл и ценность понятие Родины. Поэт чувствует себя виноватым перед Русью — и сама Русь обещает страннику отпущение грехов:
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной
«Тишина»
Отныне главным героем творчества Некрасова становится народ. Некрасов верит, что народ найдет правильную дорогу к счастью своей Родины. Поскольку народ для него создатель и хранитель всечеловеческих ценностей, то нынешнее положение народа рассматривается как чудовищное, вселенское зло. И напряженно ищутся пути для изменения народной участи. Раздумья поэта над народными судьбами ярче всего воплотились в вершинном создании Некрасова — поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо».
Поэт стремится понять истоки противоречия между прекрасной сущностью народа и его трагической судьбой. Почему на Руси нет счастья? Ведь наша родина вызывает неподдельную гордость:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая.
Ты и всесильная,
Матушка Русь.
Некрасов понял с юношеских лет, что «то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». И его сердце не уставало ненавидеть. Поэт всю жизнь ненавидел то, что мешало и не давало Родине жить светлой и счастливой жизнью. Он страстно желал свободы своей стране. А завоевать свободу можно лишь в борьбе — и за высокие идеалы, и с низкими обстоятельствами, и просто за существование. Борьба всегда трагична и предполагает жертвы. Поэтому в некрасовском мире господствует смерть. Умирают несчастные бедняки, умирают сломившиеся. Умирают герои. И не случайно значительная часть произведений Некрасова —надгробные элегии. У него есть отклики на смерь Белинского, Гоголя, Грановского, Шевченко, Добролюбова, Писарева…
Но некрасовский мир — это не только «страшный» мир. Есть в нем и другая сторона. Мир света и надежды, связанный с природой:
Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно-смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум.
«Надрывается сердце от муки».
Некрасов был поэтом, удивительно слышащим стих. Он откосился к немногим поэтам, которые приходили в мир со
своим «новым словом».
Поэзия Некрасова — величайшее достижение русской литературы второй половины XIX века. Без Некрасова облик русской литературы — да и культуры в целом, был бы иным.