Введение________________________________________3
1. Склады: определение и виды______________________4
2. Цели складирования_____________________________6
3. Функции складов________________________________7
4. Складская планировка ___________________________9
5. Логистический процесс на складе ________________ 10
6. Система складирования как основа
рентабельности работы склада______________________15
7. Проблемы эффективного
функционирования склада_________________________ 17
Заключение_____________________________________20
Список использованной литературы_______________21
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях нормальное функционирование организаций может быть достигнуто только на основе эффективного использования системы складирования и складской переработки. Большинство организаций имеют и хранят запасы. Таким образом, изучение темы складирования запасов актуально и имеет большую практическую значимость. Задача изучения системы складирования требует теоретического и практического изучения.
Целью работы является исследование системы складирования и складской переработки продукции.
Основные задачи исследования:
— дать определение складам;
— изучить виды складов, их функции;
— определить цели складирования;
— охарактеризовать логистический процесс на складе;
— изучить складскую планировку;
— определить роль системы складирования в эффективности деятельности организации;
— проанализировать основные проблемы, возникающие в процессе функционирования склада.
Объектом исследования в работе является система складирования и складская переработка.
Предмет исследования – изучение системы складирования и складской переработки, определение их роли в логистической системе и в эффективном функционировании организации в целом.
При выполнении работы были использованы научные и учебно-методические работы как отечественных, так и зарубежных авторов.
СКЛАДЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ
Многие организации имеют и хранят запасы. Запасы могут возникнуть в любой точке цепи поставок, где материальный поток приостанавливается или нарушается. Боль
шинство организаций стараются хранить запасы на складах.
Специалисты используют несколько разных терминов для складов, чаще их называют распределительными и логистическими центрами. Иногда считают, что распределительные центры — это места хранения готовой продукции на пути к конечным потребителям, в то время как логистические центры хранят более широкий ассортимент продукции и могут находиться в разных точках цепи поставок. Существуют и другие названия (транзитный центр), показывающие, что в сооружении только хранят материалы, но и выполняют определенный набор других работ.
Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки из потреблению и отпуску потребителю.
Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов,
В широком диапазоне варьируются размеры складов: от небольших помещений до складов-«гигантов», покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров. Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на определенной высоте.
Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.
В складе может создаваться и поддерживаться специ
альный режим, например, температура, влажность.
Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель).
Различаются склады и по степени механизации склад
ских операций: немеханизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.
Существенным признаком классификации является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные
или порто
вые склады (расположенные на территории железнодорож
ной станции или порта), прирельсовые (имеющие подве
денную железнодорожную ветку для подачи и уборки ваго
нов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от стан
ции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным транспортом.
В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со смешанным или универсальным ассортиментом.
По признаку места в общем процессе движения материально
го потока от первичного источника сырья до конечного по
требителя готовой продукции склады можно разделить на две основные группы:
1. склады на участке движения продукции производ
ственно-технического назначения;
2. склады на участке движения товаров народного потребления.
В свою очередь, первая группа складов подразделяет
ся на склады готовой продукции предприятий-изготовите
лей, склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей продукции производственно-технического назначения и склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения.
Склады второй группы подразделяются на склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий, и склады, находящиеся в местах их потребления. Склады торговли в местах производства принадлежат так называемым выходным оптовым базам. Склады в местах потребления торговым оптовым базам.
ЦЕЛИ СКЛАДИРОВАНИЯ
Основная цель складирования — оказывать поддержку более широким логистическим функциям, обеспечивая комбинацию высокого уровня обслуживания по
требителей и низких затрат.
В более широком смысле эти цели включают:
— обеспечение необходимого хранения продукции в ключевых точках цепи поставок;
— обеспечение надежного хранения в режиме, необходимом
для конкретных материалов;
— хранение всех материалов в хороших условиях и с мини
мальными повреждениями;
— обеспечение высокого уровня обслуживания потребителей;
— эффективное выполнение всех необходимых видов деятель
ности с небольшими затратами;
— обеспечение высокой производительности и полного исполь
зования ресурсов;
— эффективный и безошибочный контроль за перемещением материалов;
— сортировка прибывающих материалов и быстрая отправка их на хранение;
— отбор и комплектация отправляемых материалов, быстрая передача их с места хранения на участок объединения и от
правки;
— возможность хранения всего ассортимента необходимых ма
териалов;
-наличие достаточной гибкости, позволяющей эффективно работать при изменениях уровня запасов;
-возможность работы в специальных условиях, динамичной замены запасов и т.д.;
-обеспечение безопасных условий работы и соответствия с ус
тановленными регулирующими требованиями.
ФУНКЦИИ СКЛАДОВ
Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в различных логистических процессах склады выполняют следую
щие схожие функции:
— временное размещение и хранение материальных запасов;
— преобразования материальных потоков;
— обеспечение логистического сервиса в системе об
служивания.
Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний.
Наличие входного потока означает необходимость раз
грузки транспорта, проверки количества и качества про
бывшего груза. Выходной поток обусловливает необходи
мость погрузки транспорта, внутренний — необходимость перемещения груза внутри склада.
Реализация функции временного хранения материаль
ных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.
Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий пли грузо
вых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание.
Рассмотрим функции различных складов, встречающихся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.
На складах готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляется складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.
Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.
Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных выше, выполняют также следующие функции:
— обеспечивают концентрацию товаров, подкомплектовку продукции, подборку ее в нужном ассортименте;
— организуют доставку товаров мелкими партиями, как на предприятия-потребители, так и на склады других оптовых посреднических фирм;
— осуществляют хранение резервных партий.
Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства (выходные оптовые базы), принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют крупные партии товаров оптовым покупателям, находящимся в местах потребления.
Склады, расположенные в местах потребления (торговые оптовые базы), получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.
СКЛАДСКАЯ ПЛАНИРОВКА
Для управления складом очень важна его планировка. Она определяет физическое размещение полок для хранения, зон погрузки и разгрузки, тип оборудования, характеристики офисов и всех остальных помещений. Все это влияет на эффективность выполняемых операций. Если часто используемый продукт хранится далеко от зон приемки и отгрузки, каждый раз тратится большое время на его размещение в место хранения или на изъятие его оттуда.
Склад имеет следующие основные элементы:
— зону приемки, куда товары поступают от поставщика и где они проверяются и сортируются;
— зону хранения, в которой товары содержатся или хранятся;
— зону отгрузки, где комплектуются заказы для потребителей и откуда они отправляются;
— систему грузопереработки для перемещения товаров по территории склада;
— информационную систему, учитывающую расположение всех товаров партии, поступивших от поставщиков, отгрузок потребителям и другую необходимую информацию.
Но эта схема имеет множество вариантов для каждого конкретного случая.
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НА СКЛАДЕ
Логистический процесс на складе требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне.
Логистический процесс на складе включает:
— снабжение запасами;
— контроль за поставками;
— разгрузку и приемку грузов;
— внутрискладскую транспортировку грузов;
— складирование и хранение грузов;
— комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку;
— транспортировку и экспедицию заказов;
— сбор и доставку порожних товароносителей;
— контроль за выполнением заказов;
— информационное обслуживание склада;
— обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).
Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на 3 составляющие: 1. операции, направленные на координацию службы закупки; 2. операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией; 3. операции, направленные на координацию службы продаж.
Снабжение запасами. Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности б закупке запасов должно согласовываться со службой продаж и имеющейся мощностью склада.
Контроль за поставками. Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.
Разгрузка и приемка грузов. При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора. Соответственно подготавлива
ются места разгрузки под указанное транспортное средство (трей
лер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное обо
рудование. Разгрузка на современных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных
рампах и кон
тейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор по грузом погрузочно-разгрузочного оборудования позво
ляют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются про
стои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения. Проводимые на данном этапе операции включают;
— разгрузку транспортных средств;
— контроль документального и физического соответствия зака
зов поставки;
— документальное оформление прибывшего груза через инфор
мационную систему;
— формирование складской грузовой единицы.
Внутрискладская транспортировка. Внутрискладская транспорти
ровка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хране
ния, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполня
ется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов. Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве.
Складирование и хранение. Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования — эффективное использование объема зоны хранения — оптимальный выбор системы складирования, и в первую очередь склад
ского оборудования. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нор
мальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его разрешения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) иди свободного (груз размешается на любом свободном месте) выбора места складирования. Процесс скла
дирования и хранения включает:
— закладку груза на хранение;
— хранение груза и обеспечение соответствующих для этого ус
ловий;
— контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый через информационную систему.
Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка. Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация и отгрузка заказов включают:
— получение заказа клиенте (отборочный лист);
— отбор товара каждого наименования по заказу клиента;
— комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;
— подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель);
— документальное оформление подготовленного заказа и конт
роль за подготовкой заказа;
— объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных;
— отгрузку грузов в транспортное средство.
Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне комплектации. Подготовка и оформление документации осуществляются через информационную систему. Адресная система хранения позво
ляет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время отборки и помогает отслеживать отпуск товара со склада. Благодаря информа
ционной системе облегчается выполнение функции объединения грузов в экономичную партию отгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный маршрут доставки заказов.
Транспортировка и экспедиция заказов могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Наиболее распространена и эконо
мически оправданна централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршру
там доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя. Сбор и доставка порожних товароносителей играют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара- оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю.
Информационное обслуживание склада предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функ
ционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы уп
равления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах). Информационное обслуживание охва
тывает:
— обработку входящей документации; " предложения по заказам поставщиков;
— оформление заказов поставщиков;
— управление приемом и отправкой;
— контроль наличия товаров на складе;
— прием заказов потребителей;
— оформление документации отправки;
— диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки;
— обработку счетов клиентов;
— обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем организации;
— различную статистическую информацию.
Контроль за выполнением заказов и обеспечение обслуживания клиентов. На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживании. Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупателей может стать важнейшим, стратегическим признаком, выгодно отличающим данную фирму от конкурентов. Выделяют три основные категории элементов обслуживания: допродажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных, так и послепродажных услуг. К продажным услугам относят:
— сортировку товаров;
— полную проверку качества поставляемых товаров;
— фасовку и упаковку;
— замену заказанного товара (изменение заказа);
— экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки;
— информационные услуги;
— заключение договоров с транспортными агентствами.
Послепродажные услуги охватывают спектр услуг, оказываемых потребителям продукции:
— установку изделий;
— гарантийное обслуживание;
— обеспечение запасными частями;
— временную замену товаров;
— прием дефектной продукции и замену ее.
Рациональное осуществление логистического процесса на складе — залог его рентабельности. Поэтому при организации этого процесса необходимо добиваться:
1. рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;
2. эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;
3. использования универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;
4. минимизации маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;
5. осуществления унитизации партий отгрузок и применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;
6. максимального использования возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информацией.
В поиске резервов эффективности функционирования склада должны анализироваться все составляющие, а результаты анализа использоваться для улучшения организации логистического процесса.
СИСТЕМА СКЛАДИРОВАНИЯ
КАК ОСНОВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СКЛАДА
Складская система в первую очередь должна быть экономичной. Экономический успех обеспечивается в случае, если планирование и реализация складской системы рас
сматриваются с точки зрения интересов всей фирмы, являясь лишь частью общей концепции склада. А рентабельность склада и будет основным критерием выбранной обшей концепции.
Система складирования предполагает оптимальное разме
щение груза на складе и рациональное управление им. При разра
ботке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвя
зи и взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры склада, технические сред
ства, особенности груза и т. д.). Разработка системы складирования основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между собой факторов, систематизированныхв несколько основных подсистем.
Система складирования включает следующие складские подсистемы:
— складируемая грузовая единица;
— вид складирования;
— оборудование по обслуживанию склада;
— система комплектации;
— управление перемещением груза;
— обработка информации;
— конструктивные особенности, зданий и сооружений.
Каждая подсистема включает в себя целый ряд возможных элементов.
Выбор рациональной системы складирования должен осуществляться в следующем порядке:
1. определяются место склада в логистической цепи и его функции;
2. устанавливается общая направленность технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая);
3. определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования;
4. выбираются элементы каждой складской подсистемы;
5. создаются комбинации выбранных элементов всех подсистем;
6. осуществляется предварительный выбор конкурентных вариантов из всех технически возможных;
7. проводится технико-экономическая оценка каждого конкурентного варианта;
8. осуществляется альтернативный выбор рационального варианта.
Выбор элементов складских подсистем ведется с помощью схем и диаграмм или разработанных программ на ЭВМ. Это обеспечивает методический подход с учетом всех возможных вариантов.
ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СКЛАДА
Собственный склад фирмы или склад общего пользования.
Первый вопрос, который должен быть рассмотрен фирмой при решении проблемы обеспечения складской площадью, — это владение складом. Существуют две основные альтернативы: приобретение складов в собственность или использование складов общего пользова
ния (СОП). Возможна и третья альтернатива — лизинг, т. е. взятие в аренду здания и оборудования за определенную ежегодную плату. Однако этот вариант близок к приобретению склада.
Выбор между этими вариантами или их комбинацией – одна из самых главных проблем в складировании. Комбинация собственного склада и СОП особенно привлекательна и экономически оправданна, если фирма реализует свою продукцию во многих различных регионах и в случае сезонного спроса на товар. Это решение должно быть направлено на поиск компромисса. Оба случая имеют и преимущества и недостатки. При выборе одного из них обычно решающим фактором является условие минимума затрат.
Критическим фактором экономичности склада фирмы (собственного склада) является стабильно высокий оборот. В пользу собственного склада можно отнести постоянный спрос с насыщенной плотностью рынка сбыта на обслуживаемой территории. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля за продукцией. Руководству фирмы в таких условиях легче корректировать стратегию сбыта и расширять перечень предлагаемых клиенту услуг, что дает ему возможность укреплять свои позиции в конкурентной борьбе.
Складам общего пользования следует отдавать предпочтение при низком объеме оборота фирмы или сезонности хранимого товара. К выбору СОП прибегают в случаях, когда фирма внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен. СОП не требуют инвестиций фирмы в развитие складского хозяйства. К тому же сокращаются финансовые риски от владения собственными складами, увеличивается гибкость использования складской площади (можно изменять арендованные складские мощности и сроки их арендования).
Количество складов и размещение складской сети.
Малые и средние фирмы, ограничивающие сбыт своей продукции одним или несколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад. Для крупных же фирм с большим национальным или межнациональным рынком этот вопрос оказывается очень сложным, в его решении приходится преодолевать значительные трудности. Здесь должен применяться метод поиска компромисса и анализ потребности складская площади в различных регионах сбыта. При этом наиболее распространены два варианта размещения складской сети — централизованное (наличие в основном одного крупного склада) и децентрализованное — рассредоточение ряда
складов в различных регионах сбыта. Вопрос об увеличении числа складов связан с изменением затрат.
Территориальное размещение складов и их количество определяются мощностью материальных потоков и их рациональной организацией, спросом на рынке сбыта, размерами региона сбыта и концентрацией в нем потребителей, относительным расположением поставщиков и покупателей, особенностями коммуникационных связей.
При максимальном приближении складов к потребителям появляется возможность более четко выполнять заказы клиентов, быстрее реагировать на изменения их потребностей. Это тем более актуально в распределительной системе, где клиентом выступает розничная сеть, стремящаяся к сокращению собственных складских площадей и предпочитающая заказы мелкими партиями, но с более частой периодичностью поставки.
Выбор места расположения склада.
При определении складских мощностей необходимо учитывать требования, предъявляемые к условиям и срокам хранения конкретного вида сырья, материалов, готовой продукции и т. д. Для хранения таких видов сырья, как уголь или песок, требования к складским мощностям могут быть удовлетворены предоставлением открытой площадки, содержание которой связано с незначительными затратами. В то же время для хранения комплектующих, незаконченной и готовой продукции, стоимость которых высока, требуются специальные складские здания и сооружения, обеспечивающие их сохранность от внешних атмосферных воздействий, порчи, кражи. Естественно, что эксплуатация таких площадей обходится во много раз дороге.
Точность в расчетах складского пространства во многом зависит от правильного прогноза спроса на продукцию данного склада и определения необходимых запасов. Эта задача достаточно просто решается с помощью существующих компьютерных программ, которые анализируют множество возможных вариаций.
При выборе места расположения склада из числа возможных вариантов оптимальным считается тот, который обеспечивает минимум суммарных затрат на строительство и дальнейшую эксплуатацию склада и транспортных расходов по доставке и отправке грузов.
При увеличении мощности и размеров складов удель
ные капитальные затраты на 1 т грузооборота и запасы хранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупныхскладов. Однако, с другой стороны, это чаще всего влечет за собой сокращение числа складов, а следовательно, увеличение транспорт
ных расходов при доставке.
Разработка системы складирования.
Эта задача особенно актуальна в условиях эксплуатации собственного склада предприятия, поскольку правильный выбор системы складирования позволяет добиться максимального использования складских мощностей, а значит, сделать функционирование склада рентабельным. С такой задачей
руководство фирмы сталкивается не только в момент строительства склада, но и в процессе его эксплу
атации. Главным критерием оценки системы складирования должна быть ее эффективность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам работы можно сделать выводы об актуальности и большой практической значимости исследованной темы.
Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. В работе раскрыта сущность складирования, дано определение складам, охарактеризованы различные их виды.
Исследованы цели складирования и выяснено, что складирование преследует множество различных целей, но основной целью складирования является оказание поддержки более широким логистическим функциям, обеспечивая комбинацию высокого уровня обслуживания потребителей и низких затрат.
В различных логистических процессах склады выполняют схожие функции, такие как временное размещение и хранение материальных запасов, преобразования материальных потоков, обеспечение логистического сервиса в системе об
служивания. Таким образом, любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний. Также для управления складом очень важна его планировка.
Логистический процесс на складе требует полной согласованности и охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне.
Изучена система складирования, которая является основой рентабельности складского хозяйства организации. Система складирования включает множество подсистем, каждая из которых также состоит из различных элементов. Но необходимо рассматривать все компоненты системы складирования во взаимосвязи и взаимозависимости.
Рассмотрены проблемы эффективного функционирования склада, такие как выбор собственности, места расположения склада, определение количества складов и размещения складской сети и разработка системы складирования.
В заключение можно отметить, что основными критериями оценки эффективности системы складирования являются рационализация складского пространства, минимизация времени и материальных затрат.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений/ А.М. Гаджинский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 375 с.
2. Касенов, А.Г. Логистика: Обслуживание потребителей: Учебник/ А.Г. Касенов, Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев. – М.: Инфра-М, 2002. – 190 с.
3. Логистика: Учебник/ Под ред. Б.А. Аникина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2000. – 352 с.
4. Неруш, Ю.М. Логистика: Учебник для вузов/ Ю.М. Неруш. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 495 с.
5. Уотерс, Д. Логистика: Управление цепью поставок/ Д. Уотерс. – Пер. с англ. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 503 с.