Романтические мотивы в лирике В. А. ЖуковскогоАвтор: Жуковский В.А.
В. А. Жуковский — первый русский поэт-романтик, человек, сыгравший выдающуюся роль в формировании романтического направления в русской литературе.
В пору своего литературного ученичества Жуковский испытал большое влияние Карамзина, был поклонником западноевропейской сентиментальной и предромантической поэзии Юнга и Грея. Лирический герой стихотворения Жуковского «Майское утро» (1797) заключает, что жизнь есть «бездна слез и страданий», а счастье ждет человека в могиле. Подобными настроениями отмечены и ранние прозаические опыты Жуковского: «Мысли при гробнице» (1797), «Мысли на кладбище» (1800). В то же время поэт находился под сильным воздействием великих немецких поэтов Гете и Шиллера. Рано проявилась и другая отличительная черта творчества поэта — культ душевной чистоты, мягкосердечия, человеколюбия и смирения.
В1802 году Жуковский перевел элегию английского поэта-сентименталиста Томаса Грея «Элегия, написанная на сельском кладбище». Элегия начинается традиционным для «чувствительных» стихов пейзажем: туманный сумрак, cocны и вязы, дикая сова, притаившаяся под сводом древней башни. Вступление готовит читателя к восприятию размышлений героя. Он думает о равенстве всех перед смертью, о скромной жизни и неприметном, но полезном труде покойных «праотцов села», созерцает закат, а затем уходит в дубраву лить слезы. Скоро, узнаём мы, и он нашел в могиле «приют от всех земных тревог».
Так в русскую поэзию пришел новый тип лирического героя — меланхолически задумчивого, сосредоточенного на своем внутреннем мире, обращенного к мыслям о вечном.
В стихотворении «Вечер» размышления героя обрамлены развернутым описанием природы. Пейзаж рождает в душе лирического героя тот или иной эмоциональный отклик, передает оттенки его настроения:
Как слит с прохладою растений фимиам!
Как сладко в тишине у брега струй плесканы!
Как тихо веянье зефира по водам
И гибкой ивы трепетанье!
Описания природы говорят о внутреннем мире героя. В элегии «Вечер», например, уже сама вечерняя, закатная обстановка содержит в себе символику печали.
Созерцание природы рождает в душе поэта грустные мысли, звучат мотивы рано увядшей юности, безвременно охладевшей души:
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты,
С твоим блаженством и страданьем!
Тихой грустью овеяны и воспоминания героя. Он думает о «священном круге» друзей, которых объединяли и «вакховы пиры», и «песни пламенны». Теперь все изменилось: одни идут «своей тропою», других уже нет. Но поэт надеется, что память «о радостях души» coxpaнится в сердцах живых.
Начиная с 1808 года в стихотворениях Жуковского преобладает не сентиментальное, а романтическое начало. В любовной лирике поэта отчетливо звучит романтическая идея «двоемирия», концепция «лучшего мира», возникают мотивы несбыточной мечты, трагической любви, несовершенства земной жизни («Мой друг, хранитель-ангел мой...», «К Нине», «Путешественник», «К ней», «Желание», «Певец», «Пловец», «Мечты»).
Любовь в творчестве Жуковского — высшее из земных чувств. Счастье недостижимо в реальной жизни: «О милый друг, нам рок велел разлуку...», однако любовь всесильна, «ни времени, ни месту не подвластна», поскольку в «лучшем мире», вне пределов несовершенного земного бытия гармония неизбежно будет обретена: «Есть лучший мир; там мы любить свободны» («Песня»).
В 1812 году Жуковский, находясь в ставке Кутузова, пишет стихотворение «Певец во стане русских воинов», соединившее в себе черты оды, элегии и гимна. По свидетельству современников, «Певец во стане русских воинов» «сделал эпоху в русской словесности и в сердцах русских воинов».
Тема «Певца...» — прославление ратного подвига русских воинов — как героев Отечественной войны 1812 года, так и героев прошлого (Святослава, Дмитрия Донского, Петра I, Суворова). Певец запевает свою песню вечером нa поле брани, в ночной тиши, при свете лупы. На фоне этого романтического пейзажа он уносится мыслями в героическое прошлое Отчизны, вспоминает предков в назидание потомкам: «Да в чадах к родине любовь зажгут отцов могилы». Над его головой, в высоте, мчатся «воздушными полками» тени вызванных из небытия героев.
Такие черты этого стихотворения, как романтизация прошлого, стремление найти в героической старине образец для ныне живущего поколения, соединение героического и лирического начал, позднее получат развитие в творчестве других русских поэтов («Мазепа» Пушкина, «Песня о купце Калашникове...» и «Бородино» Лермонтова).
Творчество Жуковского многое предопределило в последующей русской поэзии, в русской жизни в целом. Именно в его творчестве поэта и переводчика произошло соединение русской литературы с мировым художественным развитием, с его имени начинается «золотой век» русской культуры.