Реферат по предмету "Литература"


Личное и общественное. Сопоставление стихотворений А. Пушкина Деревня и ...Вновь я посетил...

Личное и общественное. Сопоставление стихотворений А. Пушкина «Деревня» и «… Вновь я посетил...»Автор: Пушкин А.С.

Стихотворения Пушкина “Деревня” и “… Вновь я посетил...” разделяют шестнадцать лет. Творческую биографию поэта условно делят на несколько периодов. Конечно, эти стихотворения принадлежат к разным периодам: “Деревня” (1819 год) — петербургский; “… Вновь я посетил...” (1835 год) — зрелые годы. Итак, рассмотрим на примере этих стихотворений эволюцию Пушкина-поэта, Пушкина-гражданина и Пушкина-человека.
Интересен жанр стихотворений. В “Деревне” молодой Пушкин экспериментирует, соединяя два жанра (элегию и политическую сатиру), тем самым разделяя все произведение на две части. Стихотворение “… Вновь я' посетил...” по жанру представляет собой элегию. Причем, в обоих стихотворениях автор соединяет себя с природой. Так, променяв “порочный двор” на “мирные дубравы”, лирический герой оказывается не только на лоне природы, но и “погружается” в себя, в свой духовный мир.
Вообще оба стихотворения построены так: сначала описание “уголка” земли (кстати, одного и того же — Михайловского), а затем переход к отвлеченным мыслям. Каков же образ природы в обоих произведениях? Несомненно, пейзаж Пушкина психологический, причем лирический герой и природа едины. Так, в стихотворении “Деревня” “тишина полей” знаменует душевное спокойствие, “темный сад” можно воспринимать как символ души…
Но “… десять лет ушло с тех пор”… Поэтому-то в стихотворении “… Вновь я посетил...” возникает мотив перемен (“иные берега, иные волны”), причем сам поэт замечает, что переменился и он. Все вроде бы прежнее, но все другое… Другое и отношение Пушкина к жизни.
Стихотворение “Деревня” входит в вольнолюбивую лирику поэта. Действительно, Пушкин поднимает в нем тему свободы (в первой части: это прежде всего внутренняя свобода, свобода творчества, во второй — свобода общественная, “свобода Родины”).
В стихотворении “… Вновь я посетил...” главной темой становится тема неумолимого времени, которое-то и не дает свободы человеку. К этому периоду своей жизни Пушкин уже понимает невозможность абсолютной свободы. Свободна лишь сама жизнь.
Оба стихотворения построены на антитезе: на лексической (“лоно счастья, забвенья” и “ужасная мысль”, “толпа” и “народ”), фонетической, интонационной (сложный синтаксис второй части “Деревни” и появление восклицаний во второй части “… Вновь...”), ассоциативной и смысловой.
Фигура эллипса и инверсия в обоих произведениях создают образ нашей многоликой жизни. Особенно часто встречается инверсия во “… Вновь я посетил...” (“переменился я”, “жил я”, “не слышу я”), которая, чередуясь с обыкновенным порядком слов (“я сиживал”, “я проезжал”), рисует жизнь, ставящую человека в самые различные ситуации.
Если просчитать словарь стихотворений, то можно заметить, что чаще всего употребляются прилагательные-эпитеты (“лесистый” холм, “златые” нивы, “полосатые” нивы, “убогий” невод, “пустынный” уголок, “влажные” берега, “угрюмый” сон), затем существительные и, наконец, глаголы. Во второй части “Деревни”, написанной в традициях XVIII века, эпитеты становятся оценочными (“убийственный” позор, барство “дикое”, “бесплодный” жар).
В первой части стихотворения “Деревня” чувствуется влияние лирики Жуковского, вторая же часть этого произведения — безусловно подражание Ломоносову и Державину. Отсюда использование приемов синекдохи (“покорствуя бичам”), гиперболы (гиперболично все описание), аллегории (“неумолимый владелец”), олицетворения отвлеченных понятий (“Позор”, “Судьба”, “Закон”, “Рабство”, “Заря”...). Анафора создает решительную интонацию.

И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвященной...

Вторая же часть “… Вновь я посетил...” написана в собственно пушкинских традициях.
Если согласиться, что “существо поэтической техники состоит в периодических возвратах”, то таким повтором в обоих стихотворениях станет мотив перемен. Так, меняется жизнь лирического героя на лоне природы в первой части “Деревни”, жаждет изменений он во второй; стихотворение же “… Вновь я посетил...” все построено на этом мотиве.
Повторяются тематически и многие метафоры (“уголок земли” — “уголок”, “равнины” — “стелется широко”), создавая при этом таинственное мерцание Смысла.
Итак, можно сделать вывод: меняется не только все мировоззрение Пушкина, но на протяжении этих шестнадцати лет оттачивается и мастерство его как поэта и художника…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прикарпатье
Реферат Изменение климата: проблема парникового эффекта
Реферат Аналіз міжнародних економічних відносин України, Угорщини, Франції та Бразилії
Реферат 2 Банковские риски 19 III
Реферат капитальные вложения, портфель ценных бумаг
Реферат Учет и отчетность граждан осуществляющих самостоятельно предпринимательскую деятельность
Реферат Н. Дайер-Визефорд «Кибер-Маркс: циклы и круговороты борьбы в высокотехнологичном капитализме»
Реферат 1801-1815 «дней Александровых прекрасное начало…»
Реферат Образ Русской земли на страницах Слова о полку Игореве.
Реферат Задачи и порядок проведения анализа оптового товарооборота
Реферат The Adventures of Huckleberry Finn
Реферат Понятие, предмет и метод экологического права
Реферат Понавательные процессы в обучении детей младшего школьного возраста с использованием компьютера
Реферат Культура Византии IV-XIV вв
Реферат РНР - что в этом слове?