Реферат по предмету "Логика"


Методы управления запасами

--PAGE_BREAK--Опытный метод – способ разработки индивидуальных норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии, основанный на замерах их расхода и объемов произведенной продукции (работ) в лабораторных и опытно-производственных условиях [6]. При этом необходимо стремиться к определению значений раздельно по каждому элементу состава нормы расходов.
Условия проведения опытов должны быть наиболее типичными для данной технологии производства и вместе с тем максимально приближенными к тем условиям, которые возникнут после реализации в планируемом периоде каких-то мероприятий по совершенствованию производства. Опыт должен производиться максимально возможное число раз на технически исправном и отлаженном оборудовании и в режимах, предусмотренных технологическими регламентами и инструкциями.
Нормы расхода устанавливаются путем отбора наиболее достоверных результатов и вычисления среднего значения методами математической статистики. Этот метод целесообразно применять для нормирования расхода вспомогательных материалов, сырья и материалов в производствах, основанных на химических технологиях, на предприятиях добывающих отраслей и в строительстве.
Отчетно-статистический метод – способ разработки индивидуальных и групповых норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии, основанный на анализе данных статистической (бухгалтерской, оперативной) отчетности о фактическом их расходе на единицу продукции (работ) на прошлый период [6]. При расчете указанным способом необходимо учитывать сопоставимость конструкций, технологии и организации производства, а также возможность полного и точного отражения в отчетности фактических расходов материальных ресурсов в предшествующие годы.
При этом методе рекомендуются два основных варианта расчета норм расхода:
1) исчисляется величина фактического расхода за последний отчетный год, которая корректируется на определенную величину вследствие планируемых мероприятий по совершенствованию техники, технологии и организации производства;
2) по данным фактических удельных расчетов материала формируется интегральный ряд динамики показателей за прошлые годы. Расчет нормы расхода сводится к нахождению уровня ряда за его пределами статистическими методами экстраполяции [6].
Расход материальных ресурсов в значительной мере зависит от совершенства нормативной базы на предприятии. Поэтому систематический анализ позволяет знать ее состояние и своевременно осуществлять мероприятия по совершенствованию с целью более рационального использования материальных ресурсов на предприятии, технологии и организации производства к нормативу, а затем пересмотр норм расхода металла на указанные детали будут способствовать совершенствованию нормативной базы и более рациональному использованию металла на заводе.
При плановой экономике каждому предприятию вышестоящая организация устанавливала общий норматив оборотных средств. В этих условиях предприятия были вынуждены контролировать эту величину.
С переходом на рыночные условия предприятиям норматив оборотных средств никто не устанавливает и не контролирует. Но это не значит, что в условиях рынка предприятия не должны сами устанавливать и контролировать норматив оборотных средств.
В условиях рыночных отношений значение нормирования оборотных средств резко возрастает, так как в конечном итоге это связано с платежеспособностью и финансовым состоянием предприятия.
Норма оборотных средств в производственных запасах включает следующие элементы:
1) транспортный запас (время нахождения материалов в пути);
2) подготовительный запас (время на приемку, разгрузку, сортировку, складирование и подготовку к производству);
3) текущий запас (время нахождения на складе в виде сменного, дневного и тому подобного запаса);
4) страховой запас (время нахождения на складе в виде гарантийного запаса) [8].
Величина транспортного запаса рассчитывается методом прямого счета или аналитическим методом. Метод прямого счета применяется при узкой номенклатуре расходуемых материальных ресурсов, поступающих от ограниченного числа поставщиков. В этом случае по итогам прошлого периода определяется средняя продолжительность пробега груза от поставщика до потребителя, что и является нормой транспортного запаса. При большом числе поставщиков и широкой номенклатуре потребляемых ресурсов норма транспортного запаса определяется аналитическим методом на основе норматива прошлого периода [2].
Расчет времени пребывания средств в подготовительном запасе определяется исходя из фактических затрат, устанавливаемых хронометражем, или на основе отчетных данных за предшествующий период. Время подготовки материалов к производству предопределяется перечнем соответствующих операций и условиями их выполнения. При механизации погрузочно-разгрузочных и складских операций это время обычно не превышает нескольких часов.
В качестве нормы текущего запаса принимают половину средневзвешенного интервала между поставками. По отдельным видам товарно-материальных ценностей, поступающих с интервалом 1-5 дней, норма запаса может быть увеличена до полной продолжительности среднего интервала. Величина средневзвешенного интервала исчисляется на основе оптимального размера заказа или сложившегося в отчетном периоде режима поступления ресурсов. В случаях, когда поставки планируются регулярно, а данный материал потребляется равномерно, средний интервал между поставками определяется делением числа дней в году на число плановых поставок. При расчете нормы текущего запаса по сложившемуся режиму поступления товарно-материальных ценностей средневзвешенный интервал определяется по складским карточкам учета поставок за прошлый год. При этом не принимаются во внимание возврат материалов из цехов на склад, случайные и нетипичные поставки. При получении одного и того же материала или полуфабриката от нескольких поставщиков в один день такие поступления рассматриваются как одна поставка. Аналогично решается вопрос при поступлении сырья от одного поставщика в течение нескольких дней подряд, но при условии, что на все отгрузки выписан один платежный документ.
Норма оборотных средств в днях по страховому запасу обычно устанавливается в пределах до 50% нормы текущего запаса, если данный материал поступает от иногородних поставщиков. Если осуществляются одногородние поставки, то страховой запас не предусматривается или образуется по отдельным позициям в размере до 30% нормы текущего запаса. Норма страхового запаса увеличивается сверх 50%, если:
1) отдельные виды материалов (полуфабрикатов) изготавливаются только для данного предприятия одним поставщиком;
2) потребитель расположен вдали от удобных транспортных путей или доставка материалов возможна лишь в отдельное время года [2].
Готовая продукция – часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса. Экономическое содержание норматива оборотных средств по готовой продукции на складе состоит в том, что для обеспечения планомерной отгрузки продукции потребителям необходимо время для выполнения различных складских операций (подборка по ассортименту, накопление изделий до размеров партии отгрузки, упаковка изделий, оформление отгрузочных документов), поскольку продукция, как правило, реализуется партиями, комплектно и в определенном ассортименте.
Нормы оборотных средств в готовых изделиях на складе включают:
1) подготовительный запас – для обработки и подготовки к отпуску готовой продукции, поступающей от выпускающих цехов;
2) текущий запас, равный норме отпуска;
3) страховой запас – для компенсирования возможных простоев производства и для удовлетворения потребностей новых потребителей. Норматив рассчитывается как произведение однодневного выпуска продукции по себестоимости и нормы оборотных средств по готовой продукции [3].
Нормирование оборотных средств на предприятии и контроль за установленными нормативами – одно из важнейших слагаемых управления предприятием в целом. Особенно актуальна эта проблема для средних и крупных предприятий.


1.4. Системы управления запасами

Использование той или иной системы управления запасами зависит от следующих обстоятельств:
1) если издержки управления запасами значительнее и их можно вычислить, то следует применять систему с фиксированным размером заказа;
2) если издержки управления запасами незначительные, то более предпочтительной оказывается система с постоянным уровнем запасов;
3) при заказе товаров поставщик налагает ограничения на минимальный размер партии. В этом случае желательно использовать систему с фиксированным размером заказа, поскольку легче один раз скорректировать фиксированный размер партии, чем непрерывно регулировать его переменный заказ.
4) если налагаются ограничения, связанные с грузоподъемностью транспортных средств, то более предпочтительной является система с постоянным уровнем запасов;
5) система с постоянным уровнем запасов более предпочтительна и в том случае, когда поставка товаров происходит в установленные сроки [7].
Сравнение основных систем управления запасами приведено в таблице 1.1 [10].
Таблица 1.1.
Сравнение систем управления запасами.
Система Преимущества Недостатки
С фиксированным размером заказа Меньший уровень максимального желательного запаса. Экономия затрат на содержание запасов на складе за счет сокращения площадей под запасы. Введение постоянного контроля за наличием запасов на складе.
С фиксированным интервалом времени между заказами Отсутствие постоянного контроля за наличием запасов на складе. Высокий уровень максимального желательного запаса. Повышение затрат на содержание запасов на складе за счет увеличения площадей под запасы.
Система управления запасами с фиксированным размером заказа часто выбирается тогда, когда необходимо быстро реагировать на изменение сбыта.
Система управления запасами с фиксированным размером заказа ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов [2].
В данной системе заказы производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня.
В случае выдачи заказа его размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимально желательного уровня. Таким образом, данная система работает лишь с двумя уровнями запасов – минимальным и максимальным.
Исходные данные для расчета параметров системы таковы: потребность в заказываемом продукте, интервал времени между заказами, время поставки, возможная задержка поставки [10].
Пороговый уровень запаса в системе с фиксированным размером заказа играет роль минимального уровня. Если в установленный момент времени этот уровень пройден, то есть наличный запас равен пороговому уровню, или не достигает его, то заказ оформляется. В противном случае заказ не выдается, и отслеживание порогового уровня, а также выдача заказа будут произведены только через определенный интервал времени.
Максимальный желательный запас в данной системе играет роль максимального уровня. Его размер учитывается при определении размера заказа. Он косвенно (через интервал времени между заказами) связан с наиболее рациональной загрузкой площадей склада при учете возможных сбоев поставки и необходимости бесперебойного снабжения потребления.
В системе с фиксированным размером заказа основополагающий параметр – размер заказа, который не меняется ни при каких условиях работы системы. Поэтому определение размера заказа является первой задачей, которая решается при работе с данной системой управления запасами.
В системе с фиксированным размером заказа объем закупки должен быть оптимальным, причем критерием оптимизации должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает три фактора, действующих на величину названных совокупных затрат:
1) стоимость оформления заказа;
2) используемая площадь складских помещений;
3) издержки на хранение запасов [10].
Эти факторы тесно взаимосвязаны между собой, причем само направление их взаимодействия неодинаково в разных случаях. Желание максимально сэкономить затраты на хранение запасов вызывает рост на оформление заказов. Экономия затрат на повторение заказа приводит к потерям, связанным с содержанием излишних складских помещений, и кроме того снижает уровень обслуживания потребителя. При максимальной загрузке складских помещений значительно увеличиваются затраты на хранение запасов, более вероятен риск появления неликвидных запасов.
Использование критериев минимизации совокупных затрат на хранение запасов и повторный заказ не имеют смысла, если время исполнения заказа чересчур продолжительно, спрос испытывает существенные колебания, а цены на заказываемые сырье, материалы, полуфабрикаты сильно колеблются. В таком случае нецелесообразно экономить на содержании запасов. Это, вероятнее всего приведет к невозможности непрерывного обслуживания потребителя, что не соответствует цели функционирования системы управления запасами. Во всех других ситуациях определение оптимального размера заказа обеспечивает уменьшение издержек на хранение запасов без потери качества обслуживания.
Издержки выполнения заказа на единицу товара определяют по формуле:
Сед = Со / q, (1.4)
где Со – издержки выполнения заказа;
q – размер партии [6].
Издержки выполнения заказа включают следующие элементы:
1) стоимость транспортировки заказа;
2) затраты на разработку условий поставки;
3) стоимость контроля исполнения заказа;
4) затраты на информирование;
5) стоимость форм документов [1].
Издержки хранения запасов включают в себя расходы, связанные с физическим содержанием товаров на складе, и возможные проценты на капитал, вложенный в запасы. Эти издержки, выражаются в процентах от закупочной цены за определенное время. Годовые издержки хранения товара определяются по формуле:
Сгод = Си • i • q, (1.5)
где Си – закупочная цена единицы товара;
i – издержки хранения, выраженные как доля этой цены [10].
Значение размера партии q, минимизирующее годовые издержки управления запасами, называется наиболее экономичным размером заказа и обозначается qопт. Оптимальный размер заказа по критерию минимизации совокупных затрат на хранение запаса и повторение заказа рассчитывается по формуле Уилсона:
qопт = (Со • S • 2) / i, (1.6)
где Со – издержки выполнения заказа;
S – количество товара, реализованного за год;
i – издержки хранения [8].
Данный вариант формулы Уилсона ориентирован на мгновенное пополнение запаса на складе. В случае если пополнение заказа на складе производится за некоторый промежуток времени, используется коэффициент k, учитывающий скорость пополнения запаса на складе. При этом формула Уилсона приобретает вид:
qопт = (Со • S • 2) / i • k [8]. (1.7)
Величина qопт округляется до целого числа в большую сторону и (или) может быть увеличена до размеров, согласованных с поставщиком.
Гарантийный (страховой) запас позволяет обеспечивать потребность на время предполагаемой задержки поставки. При этом под возможной задержкой поставки подразумевается максимально возможная задержка.
Восполнение гарантийного запаса производится в ходе последующих поставок через использование второго расчетного параметра данной системы – порогового уровня запаса.
Пороговый уровень запаса определяет уровень запаса, при достижении которого производится очередной заказ. Величина порогового уровня рассчитывается таким образом, что поступление заказа на склад происходит в момент снижения текущего запаса до гарантийного уровня. При расчете порогового уровня задержка поставки не учитывается.
Максимально желательный запас не оказывает непосредственного воздействия на функционирование системы в целом. Этот уровень запаса определяется для отслеживания целесообразной загрузки площадей с точки зрения критерия минимизации совокупных затрат.

2. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1. Роль и задача запасов на фирме

На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако многие фирмы не уделяют ему должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось.
Изменения объемов товарно-материальных запасов в значительной степени зависят от превалирующего на данный момент отношения к ним предпринимателей, которое, безусловно, определяется конъюнктурой рынка.
Когда основная масса предпринимателей настроена оптимистично относительно возможностей экономического роста, они расширяют свои операции, увеличивают объемы инвестиций в создание запасов. Тем не менее колебания уровней последних не вызываются одним лишь инвестированием. Важными факторами выступают здесь качество принимаемых решений, а также то, какая конкретно технология управления запасами используется.
Поскольку в фирмах различных отраслей экономики создание товарно-материальных запасов определяется той специфической ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции, постольку объяснимы и различия в подходах к политике капиталовложений в данной области и к определению приоритетности задач, решаемых в ходе производства. В фирмах некоторых отраслей народного хозяйства основной задачей является сырьевой контроль, в других – за готовой продукцией, а на предприятиях отраслей, производящих инвестиционные товары, большая часть организационных усилий концентрируется на контроле за незавершенным производством.
Так, фирмы, выпускающие железнодорожный подвижной состав, производят эту продукцию по заказам потребителя. Никто не станет просто так создавать запасы, например, дизельных двигателей. В швейной промышленности создаются лишь минимальные запасы готовой продукции, что объясняется непостоянством вкусов и моды. В последнем случае значительная часть средств вкладывается в незавершенное производство – полуфабрикаты, которые заготовляются для того, чтобы быстро отреагировать на изменение потребностей рынка изделий.
Прямо противоположна ситуация в фирмах, выпускающих шины. Успех здесь в основном зависит от того, насколько быстро удовлетворяется спрос, и поэтому готовые изделия должны иметься в наличии. Производство шин на заказ осуществляется редко, так как потребители отдают предпочтение определенному сорту или марке продукции. Здесь характерным является неоднократная продажа одному и тому же потребителю одного и того же (по номенклатуре) товара. Инвестиции в запасы сырья и незавершенное производство в фирмах шинной промышленности поддерживаются на минимальном уровне [10].
В большом количестве фирм бытует мнение, что управление запасами является сферой ответственности низшего уровня руководства – задачей чисто технического порядка.
Фирмам следует также обращать внимание на ниже перечисленные обстоятельства, которые являются весьма важными факторами, оказывающими серьезное влияние на эффективность политики любой фирмы в области создания и реализации запасов:
1) специфика структуры издержек, существующая в отраслях народного хозяйства;
2) сезонные колебания сбыта;
3) нормы конкурентной борьбы, принятые в той или иной отрасли экономики;
4) уровень рентабельности;
5) стиль руководства предприятиями;
6) характер деловых операций [2].

2.2. Характеристика ЗАО «СМУ-7»

Общество является юридическим лицом и имеет в собственности имущество, учитываемое на балансе предприятия, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенные федеральными законами.
Основным видом деятельности ЗАО «СМУ-7» являются проектно-изыскательные, строительные работы по промышленному, гражданскому и жилищному строительству. Организационно-правовая форма ЗАО «СМУ-7» соответствует действующему гражданскому законодательству. Уставной капитал на момент учреждения общества составлял 946 обыкновенных акций, приобретенных акционерами. Количество акций, принадлежащих акционеру не должно превышать 5 % от общего количества акций общества.
Наличие государственной лицензии дает право заниматься строительной деятельностью, в приложении к лицензии указаны конкретные виды работ, которыми может заниматься ЗАО «СМУ-7». В основном предприятие осуществляет строительство жилых домов и нежилых помещений. Для выполнения отдельных видов работ привлекаются субподрядные строительно-монтажные организации, у них также имеется лицензия на право заниматься строительной деятельностью.
ЗАО «СМУ-7» имеет расчетные счета в учреждениях банков.
Организационная структура управления предприятием – это совокупность его производственных и управленческих подразделений и связей между ними. В ЗАО «СМУ-7» выделяют структуру аппарата управления и производственную структуру. Общая численность фирмы человек.
В настоящее время организационная структура управления ЗАО «СМУ-7» имеет следующий вид. Во главе ЗАО «СМУ-7» находится генеральный директор, который избирался общим собранием акционеров и осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия. Генеральный директор действует от имени общества, в том числе представляет его Интересы, совершает сделки от имени общества в приделах, установленных Федеральным законом «Об акционерных обществах» и уставом, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками.
Анализируя структуру можно выявить, что она относится к традиционному типу структур (линейно-функциональная структура), так существует иерархия и четкое разграничение компетенции по уровням линейного управления (рис. 2.1.).

Рис. 2.1. Организационная структура управления ЗАО «СМУ-7»
Достоинства этой структуры в управлении одноотраслевым производством (централизованное управление, четкое планирование, строгий контроль производственно-хозяйственной деятельности) общепризнанны в условиях, когда изменения происходят равномерно и по всем структурным подразделениям. Существуют линейные связи между начальником любого отдела и его подчиненными. Функциональные связи можно выделить, например, между специалистами бухгалтерии и специалистами отдела снабжения.
Материально ответственными лицами в ЗАО «СМУ-7» являются старшие производители работ, производители работ, главный механик, главный энергетик, начальник отдела снабжения.

2.3. Анализ запасов

Определим структуру капитала предприятия. На конец 2005 г. уставный капитал предприятия составлял 47300 тыс. руб. Капитал, образованный за счет прибыли предприятия, составлял в 2005 г. 5029899 тыс. руб. В 2005 г. предприятие располагало заемными средствами на сумму 4828752 тыс. руб. В среднем за 2005 г. предприятие располагало пассивами на сумму
9905951 тыс. руб.
Таким образом, доля каждого вида пассивов в валюте баланса составляет:
1) акции – 0,48 %;
2) капитал, образованный за счет прибыли – 50,78 %;
3) краткосрочные и долгосрочные пассивы – 48,74 %.
Процесс управления запасами материальных ценностей нуждается в существенной доработке, вследствие нестабильности экономической обстановки в нашей стране. Для этого необходимо провести следующие мероприятия:
1) организовать эффективную систему контроля состояния материальных запасов. Одним из возможных направлений организации данной системы является применение современных разработок в области управленческого учета, и в частности, компьютеризации учета прихода и расхода материалов. Ведь в настоящий момент для того, чтобы отследить динамику движения материалов на предприятии необходимо проделать довольно трудоемкую задачу. При условии же компьютерного учета движения материалов можно практически мгновенно получать как подробную, так и обобщенную информацию об использовании или же наоборот какого-либо материала;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Соціальна відповідальність та етика в менеджменті
Реферат Изучение и анализ рынка товаров, закупаемых и реализуемых торгово-закупочным предприятием (на примере Белгородского территориального фонда обязательного медицинского страхования)
Реферат Бухгалтерский баланс как основа бухгалтерской отчетности
Реферат Общие представления о риторике как науке. Важнейшие характеристики риторики как искусства
Реферат Электрический ток в вакууме. Электронные лампы. Их применение
Реферат Внешняя экономика Украины
Реферат Восстание под руководством Кенесары Касымова
Реферат Факторинг и его правовое регулирование в Республике Беларусь. Правовые основы
Реферат Незаконная миграция
Реферат Государственное регулирование внешнеторговой деятельности 3
Реферат Разработка прикладной информационной системы
Реферат Неблагоприятные Эффекты Зеленых Лужаек (english)
Реферат Личное страхование 2 3
Реферат Анализ финансовой деятельности ТОО FinEx
Реферат Разговор с родителями: основные психологические потребности дошкольника