СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. ИсторияВТО
1.1 Цель ифункции ВТО
1.2 Задачи ипринципы ВТО
1.3 СтруктураВТО
2. ВТО иРоссия
2.1Предпосылки вступления
2.2Преимущества для российских экспортеров
2.3 Чтонельзя будет делать России после присоединения к ВТО
Заключение
Списокиспользованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Присоединение России к ВТО – сложный и длительный переговорный процесс.Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировойторговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации,совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.
В стратегической перспективе Россия должна присоединиться к ВТО. Толькотаким может быть и конечный выбор российского бизнеса в целом. Однако нормы иправила ВТО создают для него принципиально новую организационно-правовую средуфункционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию.
Актуальностьтемы обуславливается тем, что присоединение к ВТО для России — это нетехнический вопрос внешнеторгового сотрудничества, а вопрос национальноговыбора для страны. Это присоединение является неотъемлемой частью курса наинтеграцию России в Мировую экономическую систему.
Основные цели работы — общий анализ системы многосторонней торговли,основанной на принципах и механизме ВТО, характеристика проблем и перспективРоссии в связи с ее вступлением в ВТО.
Очевидно, что при решении вопроса о вступлении в ВТО недостаточноруководствоваться лишь успешным опытом участия в этой организации других стран.В связи с этим в работе рассматриваются цели вступления России в ВТО, механизмвступления в систему ВТО, а также прогресс России в этом направлении.
1. ИСТОРИЯ ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся продолжателем действовавшегос 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала своюдеятельность с 1 января 1995г. Система развивалась в процессе проведения врамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основномобсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другиеобласти, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд –1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, — привел к созданию ВТО, котораязначительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлюуслугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом,механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развитияторговли. Всемирнаяторговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основусистемы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорныеобязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании ипрактическом применении национальных законодательных и нормативных актов всфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговыеотношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров ипримирения разногласий. На долю членов ВТО приходится более 95процентов мировой торговли товарами и услугами. Особое значение ВТО играет длястран, которые активно вовлечены в международное сотрудничество.
Местопребывание ВТО – Женева (Швейцария). На сегодняшний день ворганизацию входят 153 государств. Россия, Казахстан, Украина не являютсячленами ВТО, но ведут активные переговоры по присоединению к этой организации.
1.1 ЦЕЛЬ И ФУНКЦИИ ВТО
Цель ВТО — создать интегрированную, более жизнеспособную и устойчивуюмногостороннюю торговую систему на основе Генерального соглашения по тарифам иторговле, прежних достижении в либерализации торговли и всех достиженииУругвайского раунда многосторонних торговых переговоров.
Основные функции ВТО:
· Выполнение роликоллективного торгового договора по вопросам входящим в компетенцию пакетадоговоренностей ВТО.
· Содействиевыполнению и применению многосторонних торговых соглашений входящих в еёправовую структуру.
· Функционированиев качестве центра организации и проведения многосторонних торговых переговоров.
· Выполнениеадминистративных функций в отношении договоренности о правилах и процедурахразрешения споров.
· Выполнениеадминистративных функций в отношении механизма проведения обзоров национальнойторговой политики стран-членов ВТО.
· Сотрудничество сМВФ и МБРР и заключение соглашений о сотрудничестве между другими экономическимиорганизациями.
1.2 ЗАДАЧА И ПРИНЦИПЫ ВТО
Главнаязадача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитыестраны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическаясвобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышениюэкономического благосостояния людей.
В настоящеевремя считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующимпяти принципам.
1).Отсутствие дискриминации в торговле.
Ни одногосударство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограниченияна экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны недолжно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией инациональной.
2). Снижениеторговых (протекционистских) барьеров.
Торговымибарьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежныхтоваров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего,таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). Намеждународную торговлю влияют также административные препоны и политикаопределения обменных курсов валют.
3).Стабильность и предсказуемость условий торговли.
Иностранныекомпании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия(тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.
4).Стимулирование соревновательности в международной торговле.
Дляравноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые»приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государствафирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цендля захвата новых рынков сбыта.
5). Льготы вмеждународной торговле для менее развитых государств.
Этот принципотчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировоехозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первыхпорах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается«справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.
В целом ВТОпропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранениепротекционистских барьеров.
/>Практические принципы работы ВТО. В основе деятельности ВТО лежат тримеждународные соглашения, подписанные большинством государств, активноучаствующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговлетоварами (ГАТТ) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами(ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности(ТРИПС). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран,занимающимся экспортно-импортными операциями.
Выполнениесоглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но исиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифовоблегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но можетпривести к разорению отечественных производителей, если они производят товары свысокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членампроводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу«прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствампредставляется более длительный период для полной реализации их обязательств.
Обязательствапо соблюдению правил свободной торговли, принятые на себя всеми членамиВТО, составляют систему «многосторонней торговли». Большинство государствпланеты, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являютсячленами этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому системуназывают «многосторонней» (а не «всемирной»). В перспективе, по мере расширениячисла участников ВТО, система «многосторонней торговли» должна превратиться вподлинно «всемирную торговлю».
1.3 СТРУКТУРАВТО
Соглашение обучреждении ВТО включает приложения являющиеся неотъемлемыми частями Соглашения.Приложения содержат 29 юридических документов, которые охватывают практическиевсе сферы от сельского хозяйства до текстиля и одежды, от услуг доправительственных закупок, а также нормы, регулирующие происхождение товара, иинтеллектуальную собственность. Кроме того, имеется еще 25 деклараций, решенийи договоренностей на уровне министров, в которых формулируются дополнительныеобязательства и правила, которые берут на себя члены ВТО. Однако через все этиправовые документы, которые и образуют многостороннюю торговую систему, краснойнитью проходят несколько простых, но основополагающих принципов.
Высшим органомво всей организационной структуре ВТО является Конференция министров, накоторой представлены все члены ВТО. Конференция выполняет функции ВТО.Конференция должна созываться не реже, чем раз в два года, и правомочнапринимать решения по всем вопросам, которые являются предметом какого-либо измногосторонних торговых соглашений.
Повседневнаяработа ВТО выполняется рядом вспомогательных органов, главным образомГенеральным советом, в который также входят представители всех членов ВТО.Генеральный совет учрежден Соглашением о создании ВТО. Генеральный совет можетзаключить Соглашение о сотрудничестве с другими международными организациями.Генеральный совет подотчетен Конференции министров и обязан представлять ейотчеты о своей деятельности. Помимо выполнения регулярной работы от имениКонференции министров, Генеральный совет также действует в двух особых формах:в качестве Органа разрешения споров, который контролирует применение процедур урегулированияспоров, а также в форме Органа обзора торговой политики для подготовкирегулярных обзоров торговой политики отдельных членов ВТО.
Соглашение осоздании ВТО учредило три других основных органа, а именно Совет по торговлетоварами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектаминтеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами осуществляет контрольза выполнением и функционированием всех соглашений, которые охватывают торговлютоварами, хотя многие из этих соглашений предусматривают наличие собственныхконтролирующих органов. Два других совета отвечают за те соглашения ВТО,которые входят в сферу их компетенции. Советы могут создавать собственныевспомогательные органы по мере необходимости.
Конференцияминистров создала еще три органа:
— Комитет поторговле и развитию, который занимается вопросами, касающимися развивающихсястран.
— Комитет поплатежным балансам, который отвечает за проведение консультаций между членамиВТО и странами, которые применяют ограничительные меры в торговле, всоответствии с положениями статей XII и XVIII ГАТТ в случае сложностей сплатежным балансом.
— Комитет побюджетным, финансовым и административным вопросам, который отвечает зафинансирование и бюджет ВТО.
Соглашения ВТО сограниченным кругом участников, участие в которых носит добровольный характер,а именно по гражданской авиатехнике и правительственным закупкам создают своисобственные органы управления, которые подотчетны Генеральному совету. Однако,они используют единую для ВТО систему разрешения споров.
Секретариат ВТОнаходится в Женеве. В нем работает около 500 человек. Во главе организациистоит Генеральный директор. В обязанности Секретариата входит обслуживаниеорганов ВТО, которые отвечают за проведение переговоров и реализациюсоглашений. Особо следует отметить обязанность Секретариата по оказаниютехнической помощи развивающимся, прежде всего наименее развитым странам.Сотрудники секретариата ВТО готовят аналитические обзоры о состоянии торговли иторговой политики, оказывают помощь в разрешении торговых споров. Другиефункции Секретариата включают оказание помощи в проведении переговоров оприсоединении к Организации новых членов и консультирование правительств повопросам членства. Официальными языками ВТО являются английский, французский ииспанский.
Бюджет ВТОсоставляет примерно 130 миллионов швейцарских франков. Взносы членоврассчитываются, исходя из их доли в мировой торговле. Часть бюджета ВТО идет насодержание Центра международной торговли.
2. ВТО И РОССИЯ
2.1 ПРЕДПОСЫЛКИ ВСТУПЛЕНИЯ
Вступление России в международную торговую систему представляет собойдлительный и сложный процесс. На протяжении большей части XX века СССР, хотя и поддерживалмеждународные экономические отношения со многими государствами, но в основномразвивал свою внешнюю торговлю, исходя из политических и идеологическихустановок и на основе государственной монополии на все виды экономическойдеятельности. В таких условиях о полной интеграции страны в международнуюторговую систему, действовавшую по нормам развитых стран Запада, не могло бытьи речи. Основная часть (2/3) внешнеторгового оборота СССР приходилась на достаточноузкую группу стран-членов СЭВ, где торговля развивалась под влияниемполитических и идеологических приоритетов.
С началом периода рыночных форм в экономике Россия обозначила желаниевступить в международную торговую систему. Уже с начала 1990-х годов после распадаСЭВ и Советского Союза во внешнеэкономических связях России произошлисущественные изменения. В качестве основного инструмента регулирования внешнейторговли стали использоваться таможенные тарифы, была ликвидированагосударственная монополия внешней торговли, предприятия получили доступ намировой рынок, в качестве основных торговых партнеров Россия получила ведущиестраны Запада и ближайших соседей по СНГ.
В связи с либерализацией внешней торговли в 1992 г. радикально изменилось положение России на мировом рынке. От либерализации внешней торговливыиграли прежде всего продавцы сырья и полуфабрикатов, получив возможностьпродавать их но мировым ценам. В результате усилилась роль России какпоставщика сырья и полуфабрикатов. Заметно присутствие России и на мировомрынке оружия. Но мировой рынок сырья подвержен колебаниям, а рынок оружиязависит от политической ситуации в мире. Это лишь одна из причиннеудовлетворенности России ее сегодняшним местом в мировой экономике. К этомуможно добавить как минимум аргумент о «проедании» природного капиталаРоссии, в то время как другие страны берегут свои ресурсы и зарабатывают наобработке экспортируемых.
Однако попытка изменить ситуацию связана с огромными трудностями. Можносказать, что внешнеэкономическое положение России определяет вызов ее будущему,а возможности страны адекватно ответить на этот вызов — предмет постоянныхдискуссий, далеко не всегда оптимистических. Совершенно естественным, например,кажется требование развивать технологии обработки сырья. Оно может бытьреализовано двумя способами: развитием собственной обрабатывающейпромышленности и размещением в стране иностранных или совместных технологичныхпроизводств. В первом случае вызовом является привлечение инвестиций вусловиях, когда их фактически нет, во втором — сохранение качествачеловеческого капитала, уровня образования и квалификации. Это связано с тем,что развивающиеся страны также готовы предложить недорогой труд производителямизвне и в последние годы активно развивают образование, по крайней мере, внескольких направлениях.
Одним из самых дискуссионных вопросов в этой связи является вступлениеРоссии в ВТО.
Имеются предпосылки для интеграции России в мировое хозяйство. Вдолговременном плане наиболее убедительны потенциальные возможности иперспективы России. Имеются в виду те области, которые становятся движущейсилой преодоления кризиса и будущего развития. Россия обладает экономическимпотенциалом, крупными запасами природных ресурсов, включая энергетическоесырье, руды черных и цветных металлов, другие виды сырья, относящегося к классустратегического, в количествах, достаточных не только для собственных нужд, нои для экспорта. Население страны характеризуется, в целом, достаточно высокимуровнем образованности, среди работающих большой удельный вес квалифицированныхспециалистов. Продвижению России в мировое хозяйство способствует улучшениеотношений с западными странами. Движение России по пути к интеграции в международнуюторговую систему зависит от решения накопившихся проблем в области внутреннейэкономики и внешнеэкономических связей. Для России действительно необходимовосстановление экспортного потенциала за счет быстрого техническогопереоснащения добывающих отраслей, поскольку оно позволяет обеспечитьнеобходимые валютные поступления. Затем необходимо провести постепенную, нодостаточно быструю модернизацию промышленности. Решение этих задач тесносвязано с созданием цивилизованной внешнеэкономической системы инструментов,которая обеспечит вступление России в международные экономические организации,в частности, ВТО.
В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении кГенеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии сдействующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России кГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ).
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. За11 лет было проведено 30 заседаний РГ.
В ходе 30-гозаседания РГ, прошедшего 21-23 марта 2006 г. состоялись серии двусторонних консультаций по товарам, услугам и системным вопросам, двусторонние имногосторонние консультации по сельскому хозяйству, применению санитарных ифитосанитарных мер в торговле. В ходе многостороннего обсуждения отдельныхразделов проекта Доклада РГ обсуждались вопросы таможенного регулирования,применения антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер. Былисогласованы три раздела проекта Доклада РГ: “Защитные меры в торговле”;“Тарифные изъятия”; “Налогообложение импорта”. В ходе формального заседания РГряд членов РГ, в том числе Китай, высказался за скорейшее присоединение Россиик ВТО.
13-18 декабря 2005 г. в г. Гонконге состоялась VI Министерская конференцияВТО. В ходе Гонконгской конференции была проведена интенсивная работа врамках присоединения России к ВТО. Процесс присоединения удалось приблизить кзавершающей стадии.
Российскаяделегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО спредставителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в2002-2005 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействиястран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросырегулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне главПравительств стран-членов ЕврАзЭС.
В рамкахработы Группы экспертов высокого уровня по формированию Единого экономическогопространства (ЕЭП) России, Белоруссии, Казахстана и Украины регулярнопроводится сравнительный анализ позиций стран «четверки» напереговорах по присоединению к ВТО. Результаты этого анализа используются какпри реализации Концепции формирования ЕЭП, так и при координации процессаприсоединения к ВТО заинтересованными сторонами “четверки”.
Большаяинформационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах поприсоединению ВТО проводится с представителями российских деловых кругов.Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600встреч по этой тематикес различными союзами экспортеров, импортеров иобъединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативныевстречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП),Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителяминаучных и общественных организаций.
С 2002 годапроведено свыше 170 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) попроблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежныерынки во всех федеральных округах и в 50 субъектах Федерации. Мероприятия былиорганизованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственнойдумы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004-2005 года Министерство провело обучение госслужащих в 24 регионах по практическимаспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых опросовобщественного мнения, к середине 2005 года более половины россиян высказывалисьза присоединение России к ВТО (в 2001 году – менее 20 процентов).
В результатеинтенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах российская делегациявышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решитьнаиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения сосновными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме.Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любыхусловиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательствав области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будутприниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ееразвития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителейпри сохранении адекватной конкурентной среды.
Переговоры по присоединению России к ВТО продолжались более 15 лет. Но ихдостоинство состоит, разумеется, не в длительности, а в результатах. Результатыже, как неоднократно отмечалось и главным переговорщиком М.Медведковым, идругими чиновниками достигнуты очень неплохие. Удалось решить в нашу пользусложнейшие переговорные вопросы, такие как требование партнеров об уравниваниивнешних и внутренних цен на газ, допуск иностранных банков и страховых компанийв Россию в форме филиалов. Ни одна импортная таможенная пошлина не подлежаларезкому снижению, в результате чего могла бы возникнуть угроза отечественномупроизводству и т.п. На сегодняшний день в переговорах было пройдено не менее95% пути. Вопросы, которые оставалось решить, во-первых, были немногочисленны,во-вторых, как правило, носили технический характер, о чем также неоднократноговорил Медведков.
Если мыприсоединимся к ВТО сейчас, то еще нескоро войдем в число передовыхпостиндустриальных государств и останемся сырьевой периферией мировогохозяйства. На это прибыльное, но не очень перспективное место поставилэкономику России ее нынешний государственно-олигархический капитализм. Его процветаниеосновывается на горстке отраслей — нефть, газ, сталь, алюминий, цветныеметаллы. При нынешней мировой конъюнктуре именно они обеспечивают наиболеевысокую норму прибыли. Монополии и олигополии этих отраслей не только вышли впервые ряды мирового бизнеса, но и расширяют операции за рубежом, скупаяиностранные промышленные активы. Эта глобальная экспансия требует закрепленияих позиций в мировом хозяйстве присоединением России к ВТО.
Опасность участия в ВТО вытекает не из обязанности соблюдать нормы международнойторговли на внутреннем рынке. Угрозой для экономики России от большейоткрытости мировому рынку является отсутствие базовых условий для повышенияконкурентоспособности бизнеса. Главными ограничителями рыночного развитияРоссии стали слабая конкурентоспособность экономики и низкая эффективностьработы политических, административных и правовых институтов государства.
Дата 9 июня 2009 года наверняка останется в истории процессаприсоединения РФ к ВТО, потому что именно в этот день стало известно, чтособственно Россия прекращает переговоры с этой организацией, ибо теперь будетприсоединяться к ВТО в составе таможенного союза в рамках ЕврАзЕС вместе сКазахстаном и Белоруссией. Решение России стало результатом растущегоразочарования от жестких условий, с которыми Россия сталкивается в попыткеприсоединиться к мировым структурам, подобным ВТО — и еще более широкораспространенной в Москве точки зрения, что после финансового кризиса и по мереослабления мощи США значение региональных блоков будет только возрастать.
Присоединение к ВТО таможенного союза теоретически дело хорошее, однаковозникает целый ряд вопросов. Прежде всего, процесс во многом придется начинатьпочти с нуля. Во-вторых, в ВТО это будет первый случай присоединениятаможенного союза. В-третьих, сказано, что таможенный союз в рамках ЕврАзЕСначнет переговоры о присоединении к ВТО уже с 1 января 2010 года. Возможно,какие-то первые консультации на этот счет и начнутся в указанное время. Однако,по-настоящему переговоры о присоединении таможенного союза пойдут лишь тогда,когда документы о его создании будут ратифицированы парламентами России,Казахстана и Белоруссии. Последнее, разумеется, требует решения всехнеурегулированных по союзу вопросов. А их немало.
Все перечисленные и другие обстоятельства наверняка существенноотодвинут сроки нашего присоединения к ВТО. И при этом сразу же надо учесть ещеодно важное обстоятельство: отодвигая сроки присоединения, мы однозначно делаемэто присоединение более (быть может, намного более) сложным.
2.2 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ РОССИЙСКИХЭКСПОРТЕРОВ
Преимущества,предлагаемые юридической системой международной торговли и выгоду, которую изнее можно извлечь, следует рассматривать с двух различных точек зрения:
· с точки зренияпредприятий как экспортеров товаров и услуг;
· с точки зренияпредприятий как импортеров сырья, других товаров и услуг, необходимых дляпроизводства товаров на экспорт.
Система ВТОобеспечивает стабильность доступа к экспортным рынкам, обязывая страныприменять на границе набор единых правил, содержащихся в различных соглашениях(в частности, правил оценки таможенной стоимости, инспектирования товаров напредмет определения их соответствия обязательным требованиям и стандартам иливыданным импортным лицензиям и т.п.). Наличие таких единых правил помогаетэкспортерам, т.к. они устраняют различия в требованиях, предъявляемых кэкспортерам на разных рынках.
Такойгарантированный доступ к рынкам, который обеспечивается связываниемобязательств, дает возможность экспортным отраслям формировать инвестиционные ипроизводственные планы в условиях большей определенности.
Примеромправ, предоставляемых Соглашениями в пользу экспортирующих предприятий,является право предъявлять в ходе расследований в странах-импортерах своидоказательства по поводу введения антидемпинговых или компенсационных пошлин.Когда власти импортирующих стран игнорируют их права, предприятия-экспортеры немогут обратиться к ним за разъяснениями напрямую. Они должны поставить этотвопрос перед своим правительством и предоставить ему возможность надвусторонней основе решать его с правительством страны-импортера и, еслинеобходимо, обратиться к процедуре разрешения споров, установленной ВТО.
Маловероятно ожидать от присоединения к ВТО и расширения экспортныхвозможностей для российских производителей в современных условиях. Во-первых,уже сегодня Россия торгует со своими партнерами в режиме наибольшегоблагоприятствования на основе двухсторонних соглашений. В этом смыслесущественного улучшения в условиях доступа российских товаров на внешние рынкипроизойти не может. Во-вторых, в структуре экспорта России преобладаютэнергоресурсы и сырьевые товары (70 % всего экспорта в первой половине 2002 г.), которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом.
2.3 ЧТО НЕЛЬЗЯ БУДЕТ ДЕЛАТЬ РОССИИПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО
· Автономноповышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО.Повышение возможно:
только после консультаций, или в случае дефицита платежного баланса, илив случае применения антидемпинговых или компенсационных мер.
· Дискриминироватьимпортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включаядискриминационное налогообложение*, предложение к продаже, включая рекламу,применение технических барьеров, стандартов и пр.
· Применятьколичественные ограничения, за исключением случаев применения специальныхзащитных мер
· Применятьмаксимальные или минимальные обязательные цены (энергетические товары)
· Ограничиватьтранзит и доступ к транзитным сетям
· Увязывать импорт(товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор)
· Включать винвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары навнутреннем рынке (энергетический сектор)
· Применятьэкспортные субсидии в любых формах (ЕС)
· Применять меры,ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования
· Предоставлятьпривилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю(энергетические товары)
· Ограничиватьтекущие платежи по внешнеторговым сделкам (ЕС)
· Ограничиватьплатежи по капитальным операциям, если такое ограничение ведет к ограничениюторговли товарами или услугами (ЕС)
· Дискриминироватьтовары и услуги и их поставщиков одних стран по сравнению с товарами и услугамии их поставщиками других стран по любым признакам (за исключением товаров,поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и таможенном союзе)
· Ухудшать условиядоступа на рынок и деятельности на рынке услуг по сравнению с параметрами,установленными соглашениям
· Лицензировать илииным образом ограничивать деятельность поставщика услуги, которое выходит зарамки цели обеспечить компетентность поставщика и качество самой услуги
· Дискриминироватьпоставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком илиуслугой, если возможность такой дискриминации не предусмотрена соглашением
· Таким образом,подавляющее число ограничений уже должно применяться Россией в силуобязательств по международному договору, на основе действующего законодательстваили де-факто.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно, что Россия, являющаясяважным игроком на многих мировых рынках и достаточно сильно зависящая отмировой конъюнктуры, не может оставаться в стороне от ВТО. Один из важныхаргументов за присоединение связан с тем, что участие России в ВТО будетспособствовать устранению ее дискриминации в экспорте.
Действительно, условия доступа российских товаров иуслуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. В настоящее время противРоссии применяется более 100 мер дискриминационного характера, общий прямойущерб от которых оценивается в 3-4 млрд. ам. долл. Доступ на рынки становится проблемойв контексте экономической безопасности страны.
После присоединения, в отношении России нельзя будетприменять, например, антидемпинговые меры иным, худшим способом, чем поотношению к другим странам, а ныне действующие антидемпинговые меры должны бытьпересмотрены, отменены или приведены в соответствие с правилами этойорганизации. ВТО запрещает применение количественных ограничений, которые, вчастности, действуют в отношении российского экспорта стали (США, ЕС),некоторых видов текстильных изделий (США), ядерного топлива (ЕС), спортивногооружия (США), пушнины (ЕС) и др.
Решение соответствующих проблемсдерживается изоляцией России от современных механизмов урегулирования торговыхспоров. Механизм, действующий в ВТО, в этом плане достаточно эффективен. Ондает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, нои играет важную превентивную роль, удерживая торговых партнеров от произвольныходносторонних действий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. «ВТО и российские интересы». – М.: Магистр,2009
2. ДюмулинИ.И. «ВТО: экономика, политика, право». – М.: Монография, 2008
3. ВолковГ.Ю., Солодков Г.П. «Международная торговля». – М.: Феникс,2008
4. www.wto.org –секретариат ВТО
5. www.wto.ru –информационное бюро по присоединению России к ВТО
6.www.economy.gov.ru –Министерство экономического развития и торговли
7. www.lotpp.ru –ленинградская торгово-промышленная палата
8. www.newsland.ru – Интернет-газета