Реферат по предмету "Литература"


Жанровое своеобразие рассказов А Платонова 40 х годов

--PAGE_BREAK--Каждый из этих детёй наделен от рождения драгоценными свой­ствами, нужными для гармоничного физического и душевного ро­ста: безотчетным чувством радости бытия, жадным любопытством и неуемной энергией, простодушием, доброжелательностью, потребностью любить и действовать.
«… В юности, — писал Платонов, — всегда заложена возможность благородного величия грядущей жизни: лишь бы человече­ской общество не изуродовало, не исказило, не уничтожило этот дар природы, наследуемый каждым младенцем».
Впрочем, не только особенным интересом к детству и юности как решающим моментам человеческой жизни, предпочтительным изо­бражением молодого героя или откровенной поучительностью, но и по самому существу своего таланта, стремящегося охватить мир целиком, как бы единым, непредубежденным и всепроницающим взглядом, близок Платонов юным. Недаром уже первые книги его и «Сокровенный человек» (1928) в издательстве «Молодая гвардия», а последние прижизнен­ные сборники «Солдатское сердце» (1946), «Волшебное кольцо» (1950) и др. печатались в издательстве «Детская литература».
Немногим, казалось бы, отличаются обстоятельства жизни двух маленьких бедолаг — Саши и Прошки Двановых, живущих в ни­щей крестьянской семье. Только и разницы, что Саша — сирота, в Прошкином доме приемыш. Но этого достаточно, чтобы мало-помалу сформировались характеры, в главном диаметрально про­тивоположные: бескорыстный, честный, безоглядно добрый и от­крытый всем людям Саша и хитрый, хищный, себе на уме, изворот­ливый Прошка
Конечно, дело не в том, что Саша сирота, а в том, что с помощыо добрых людей — Прошкиной матери, но более всего Заxаpa Павловича — Саша преодолевает свое биографическое сирот­ство, и сиротство социальное. «Страной бывших сирот» назвал Советскую Россию Платонов в 30-с годы. Будто о Саше Дванове, самостоятельном, сызмала познавшем истинную цену хлеба и людской доброты, сказал, огляды­ваясь назад из сороковых годов, Михаил Пришвин в повести-сказке «Корабельная чаща»: «Время народного сиротства нашего кончи­лось, и новый человек выходит в историю с чувством беззаветной любви к матери своей — родной земле — не полным сознанием своего культурного мирового достоинства».
Платонову пришвинская мысль органически близка. Мать — Родина — Отец — Отечество — семья — дом — природа — про­странство — земля — таков еще один ряд характерных для платоновской прозы опорных понятии. «Мать… — самая близкая род­ственница всех людей», — читаем в одной из статей писателя. Какие удивительно пронзительные образы матери запечатлены на страни­цах его книг: Вера и Гюльчатай («Джан»), Люба Иванова («Воз­вращение»), безымянная древняя старуха в «Родине электриче­ства»… Кажется, в них воплощены все ипостаси материнства, заклю­чающего в себе и любовь, и самоотверженность, и силу, и мудрость, и прощение.
История становления человека как одухотворенной личности — глав­ная тема рассказов А. Платонова, героями которых являются дети. Анализируя рассказ «Никита», где герой этого рассказа, крестьянский мальчик Никита, тяжело и трудно пре­одолевая возрастной эгоцентризм, раскрывается со стороны своей доброты, формируется как «Добрый кит» (под таким заглавием рассказ был напечатан в журнале «Мурзилка»).
 Изображению сложного процесса перехода отельного человека к жизни «со всеми и для всех» посвя­щён рассказ А. Платонова «Еще мама». Герой этого рассказа малолетний Артем через образ матери познает и осмысливает весь мир, приобщается к великому содружеству людей своей родины.
В расска­зах «Железная старуха» и «Цветок на земле» тот же герой — малень­кий человек, но уже под другим именем — Егора, Афони, в процессе познания мира впервые сталкивается с добром и злом, определяет для себя главные жизненные задачи и цели — окончательно победить самое большое зло — смерть («Железная старуха»), открыть тайну самого большого блага — жизни вечной («Цветок на земле»).
Путь к подвигу во имя жизни на земле, нравственные истоки и корни его проявлены в прекрасном рассказе «На заре туманной юности», который о свидетельствует о единстве проблематики и детализации в творчестве писателя военных и довоенных лет.
О связях творчества. А. Платонова с фольклором писали и фольклористы, и этнографы,[12] не акцентируя внимания на том, что мысль рассказчика направлена, прежде всего, на раскрытие нравственной стороны поступков героев сказки. Связь творчества А. Платонова с фольклором значительно глубже и органичнее. В целом ряде рассказов («Никита», «Еще мама», «Уля», «Фро»).  А. Платонов обращается к композиционной схеме волшебной сказки, описанной в классическом труда В. Я. Проппа.[13] А. Платонов  пишет не сказки, а рассказы, но в их основе лежат архаические жанровые структуры. В этом жанровое своеобразие многих рассказов А. Платонова, что объясняется не только устойчивостью жанровых форм, но и особенностями художест­венного мышления писателя, сосредоточенного на анализе и изображении первопричин и первооснов человеческого бытия.
Обычно такие стилистические средства создания художественной выразительности, как метафора,  метонимия, олицетворение рассматри­ваются в качестве элементов поэтики.  Применительно к целому ряду  произведений А. Платонова («Никита», «Железная старуха», «Еще мама», «На заре туманной юности») говорить об обычном использо­вании этих приёмов в качестве стилистических приемов нельзя. Не­обычность их использования А. Платоновым состоит в том, что в рас­сказах, героями которых являются дети, они стали естественной и органичной формой восприятия мира. Речь должна идти не о метафоре, а метафоризации, не о метонимии, а метонимизации, не об олицетворении, а об олицетворяющей апперцепции и ее разновидностях. Особенно наглядно эта «стилистика» выступает в расска­зе «Никита». Способ познания и восприятия мира через тот или иной эмоционально окрашенный и этически значимый образ-понятие является для героев произведений А. Платонова почти нормой.
Так, герой рассказа «Еще мама» «прокладывает» себе путь в большой мир людей своей родины, вооруженный одним единственным «орудием» — образом-понятием родной матери. Герой, метафорически и метонимически при­меряя его ко всем непознанным существам, вещам и явлениям окружаю­щего мира, посредством этого образа расширяет свой внутренний мир. Так изображает А. Платонов первую встречу человека с родиной, сложный и трудный путь самопознания и социализации человека.
Эти же приемы метафоризации и метонимизации претворены в рассказе «На заре туманной юности», героиня которого девочка-сирота Оля через образ родного любящего отца осмысливает и представляет себе людей.
2. Духовность как основа личности Андрей Платонов принадлежит к тем избранным художникам слова, произведения которых безошибочно узнаются по немногим наугад прочитанным фразам. У Платонова — свои слова, лишь ему присущая манера соединять их, своя неповторимая интонация, вы­ражающая мировидение писателя, его отношение к человеку.
В неторопливой и негромкой музыке платоновского слога слиты усталость большого труда, тепло сердечного участия к простому человеку, мудрость понимания единства всего сущего на земле, мужество говорить правду, даже если она груба и страшна. Вре­менами писатель, кажется, прикасается к волоску границы, разде­ляющей реализм и натурализм. Но от сбоя в натуралистическое верхоглядство его надежно охраняет наивная, почти  детская целомудренность и непосредственность писательского зрения.
Хотя попытки проникнуть за видимую оболочку явлений, осмыслить их философски, открыть внутренние связи причин и след­ствии в жизни отдельных людей и общества в целом, вытекающие из самой сути писательского дарования Платонова, и побуждают его к рассуждениям и обобщающим выводам, он последовательно избегает дидактической, высокопарной риторики. Простоте, жизнен­ной естественности прозы Платонов учился у Пушкина и Толстого, как учился он живой русской речи у людей молчаливых, не при­знающих самоценного краснобайства, для которых  слово — такая же непраздная необходимость, как хлеб, работа, дети.
В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев), впервые напечатан под названием «Александр Мальцев» в сокращенном виде в журнале «30 дней», 1941, № 2, затем также в сокращенном виде под названием «Воображаемый свет» в журнале «Дружные ребята», 1941, № 3.
История знаменитого машиниста, обладавшего великим талантом вож­дения, отделенного от остальных, не столь совершенных людей одинокой гордыней своего таланта, становится для Платонова поводом для размыш­лений над судьбой исключительных личностей, над превратностями судеб, переворачиваемых внезапно катастрофой, и о единственном залоге спасе­ния — человеческой ответственности  и солидарности. Ответственности не только за судьбы значительных личностей, но и за те пути, по которым поведут они «локомотив истории». Мотиву «роковых сил, случайно и равно­душно уничтожающих человека», «враждебных для человеческой жизни ги­бельных обстоятельств», «внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира» противопоставляется мотив человечности и человеческого достоинства.
«Неодушевленный враг», Впервые опубликован с подзаголовком «Философское раздумье о совет­ском солдате и солдате-фашисте» в еженедельнике «Литературная Россия», 1965, 7 мая, № 15. Авторская датировка— Действующая армия, 1943.
Среди многочисленных платоновских рассказов о воине (сб. «Под небе­сами родины», «Одухотворенные люди», «Бессмертный подвиг моряков», «Рассказ о родине», «Броня») он занимает особое место. В нем выражена платоновская философия народной, праведной войны, когда против врага. ощущаемого как инородное, чуждое природе и людям существо, восстает все—и это восстание справедливо своей глубокой и естественной законо­мерностью. Сказочное противостояние «живого» и «мертвого» предстает в платоновском философском рассказе в виде спора-поединка двух солдат— русского и немецкого, за каждым из которых — определенная идеологиче­ская, нравственная и философская позиция.
Платоновская идея выражается просто: «Рождается ребенок лишь од­нажды, но оберегать его от врага и от смерти нужно постоянно. Поэтому в нашем народе понятие матери и воина родственны: воин несет службу матери, храня ее ребенка от гибели. И сам ребенок, вырастая сбереженным, превращается затем в воина».
В рассказе «Неодушевленный враг», построенном на противопоставлении одухотворенного человека «неодушевленному врагу», писатель проводит мысль о том, что понимание истинного смысла жизни определяет саму жизнь, что правильная «идея жизни» укрепляет жизнь отдельного человека, помогая ему одолеть смерть в единоборстве с конкретным врагом, фашистом. В поэтическом мире А. Платонова одухотворенность как состояние человеческой души определяется степенью привязанности человека к другим людям: това­рищам и соратникам по борьбе, отцу, матери, жене, невесте, родному очагу, «дереву родины».
Мера привязанности человека к жизни высту­пает мерой личной ответственности каждого человека за саму жизнь. Равнодушие, понимаемое как отсутствие привязанности и любви к людям, указывает на неодушевленность человека жизнью, на его без­духовность. Как высочайший миг торжества жизни над смертью, как высшее проявление чистой духовной силы в человеке описан в рассказе «Одухотворенные люди» героический подвиг самопожертвования людей во имя всеобщей будущей жизни всех людей  родины. 
 Подобная ценностная ориента­ция героев А. Платонова определяет героический пафос большинства произведений писателя военных лет. В этих рассказах писатель изо­бражает жизнь с учетом тонких взаимозависимостей и связей, объединяющих людей в одно целое, — народ. Поэтому тыл и фронт для писателя одно неделимое целое, более того, фронт — это непосред­ственное поле сражения за то духовное, сокровенное и нежное, что скрыто глубоко в тылу, как самое дорогое и драгоценное.
Писатель показывает, что это внутреннее, глубинное и является главной опре­деляющей причиной, обусловливающей героическое поведение   людей на войне. Тыл — это все духовное и материальное много­образие Родины, раскрывающееся для каждого отдельного человека во всей неповторимости образа родного дома и близких, родных людей. В повествовательной манере военных рассказов А. Платонова преобладает оптимистическое звучание, так как писатель сосредоточен не на ужасы войны, а прежде всего – на созидательной работе, казалось бы, слабых сил любви, нравственной чистоты, одолевающих зло жизни и войны. Защищая Родину-мать, герои А. Платонова защищают те идеалы и принципы, на которых основывается жизнь в их отечестве.
Это очевидно в рассказе «Полотняная рубаха». Анализ образа Ивана Фирсовича Силина пока­зывает, что герои А. Платонова взрослые, как и герои-дети «закоре­нелые сенсуалисты», воспринимающие мир через образы-символы близ­ких и родных людей. Магический предмет — полотняная рубаха матери,  бережно хранимая сыном, — помогает герою бороться и побеждать в  грозной войне.
Таким же особым сенсуализмом пронизано мироощущение героев рассказа «Одухотворённые люди». В этом реквиеме морякам-черноморцам «сцепление мыслей» подчинено изображению эмоционально-симпатических связей, объединяющих людей на фронте и в тылу в одно неделимое, а потому и непобедимое, целое.
Уже в раннем творчестве писателя чётко вырисо­вываются два типа героя: с одной стороны,  это тип эмоционально богатой и щедрой индивидуальности, а с другой — сухой и равнодушный к окружающим индивидуалист.
Расчет на «алгебраический разум»  предопределил жизненное поражение героя повести «Епифанские шлюзы» английского инженера Бертрана Перри. Саша Дванов и Прокофий Дванов («Чевенгур»),  Назар Чагатаев и Hyp-Мухаммед («Джан»), Оля и Лиза («На заре туманной юности») — образы этих героев полярно разведены и противопоставлены в произведениях А. Платонова именно как образы людей одухотворённых  и  людей равнодушных, индивидуальностей и индивидуалистов.
Этим противопоставлением определяется основной конфликт и динамика развития действия во многих произведениях писателя. Это противо­поставление сохраняется и в рассказах военных лет, но в них одухотворенные люди противопоставлены «неодушевленному врагу».
В то же время, как об этом свидетельствует рассказ «Полотняная рубаха», писатель выделял и третий тип героя — высокосознательную личность, сочетающую в себе горячее сердце и умную голову — таков образ Демьяна Карусельникова.
Анализ таких рассказов А. Платонова, как «Третий сын», «Июльская гроза», «Возвращение'' доказывает, что для писателя, человек есть мера всех вещей.
Обращаясь к изображению взаимоотношений родителей и детей, писатель исходит из представления о матери как о хранительнице и дарительнице жиз­ни, поэтому через отношение к матери героев-сыновей обнаруживает­ся гуманистическое содержание их души (»Третий сын").
В таком же качестве «индикаторов человечности» в человеке выступают в некоторых рассказах и дети. В творчестве А. Платонова дети выступают в двух ролях. В одних рассказах они являются непосредственным предметом изображения под углом зрения формирования человека как личности. В других — они выступают в качестве особых «аксиологических предметов», так как писатель в детях видит естественную фор­му воплощения будущей жизни, связывает с ними представление о самых главных ценностях жизни, поэтому через отношение к детям (так же, как и через отношение к матери) герои рассказов «Июль­ская гроза» и «Возвращение» раскрываются со стороны человечности. Именно по отношению к детям противопоставлены в этих рассказах образы отцов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.