Реферат по предмету "Литература"


Авторская позиция и средства ее выражения в романе Пушкина Капитанская дочка

Авторская позиция и средства ее выражения в романе Пушкина Капитанская дочка

В течение всей жизни интерес Пушкина к истории не иссякал, он изучал труды, посвященные различным ее периодам: от античной эпохи од современного поэту правления Николая I. Эти исследования нашли свое отражение во многих стихотворениях, таких как «Лицинию», «Стансы», «Пир Петра Великого»; им была создана историческая драма «Борис Годунов», он начал работу и над более крупным, прозаическим произведением «Арап Петра Великого», из-под его пера вышел значительный труд — исследование «История пугачевского бунта», впоследствии переименованное в «Историю Пугачева».

На стыке 20—30-х годов XIX в. русское образованное общество было увлечено чтением романов Вальтера Скотта, следствием чего стало появление первых русских романов в духе В. Скотта. В 1836 г., в некоторой степени отдавая дань моде, написал свой роман и Пушкин. Легко можно заметить сходство образов, ситуаций, описанных русским и английским авторами: центральный в произведениях является любовная история, существует «треугольник», в котором благородному герою (черты характера также заимствованы Пушкиным у В. Скотта) противостоит некий «злодей»; главный герой теряет свою возлюбленную, но в конце произведения происходит их счастливая встреча; иерархия образов тоже аналогична: главные герои являются вымышленными, а исторические лица появляются редко, выполняют функции раскрытия характеров главных героев и сюжетообразующую.

С другой стороны, несмотря на внешнюю «копированность» «Капитанской дочки», этот роман превзошел романы В. Скотта, которые в наше время рассматриваются в качестве детских произведений, и остается предназначенным для «взрослого», серьезного чтения.

Заметным отличием было и то, что роман написан в форме мемуаров. Надев маску «издателя», Пушкин тем самым подчеркнул минимальность своей причастности к роману. Но глубокое изучение произведения позволяет читателю увидеть в нем и авторскую позицию. Казалось бы, воспоминания Петра Андреевича Гринева о своей молодости, на которую пришлось такое историческое событие, как восстание Пугачева, – как может автор выразить свое мнение? Однако пушкинская позиция проявилась в том, что он выбрал именно этот период, в том, как описал бунт и его непосредственного участника, зачинщика – Емельяна Пугачева. Изображение предводителя восставших подвергалось значительной метаморфозе со времени первого обращения Пушкина к этому событию – в «Истории Пугачева». Произведение поражает изобилием кровавых сцен расправы с отказавшимися присягнуть новоиспеченному царю. В «Капитанской дочке» они присутствуют, но не в таком количестве, Пушкин сознательно «забывает» о них, ставя целью изображение его положительных качеств. В романе Пугачев с легкой руки Пушкина предстает прообразом его идеала милостивого правителя – «человека на троне» (по выражению Державина). Пугачев – мужицкий царь, он обладает властью, но пользуется ей мудро. Можно сказать, он благороден, для него существует чувство долга: он помнит совершенное по отношению к нему добро и не может не отплатить тем же (в ситуации с Гриневым: юноша пожаловал Пугачеву – тогда еще безымянному бродяге-вожатому – заячий тулуп, и тот в благодарность сохранит ему жизнь). Кроме того, «злодей» способен и к простому человеческому пониманию, сочувствию – Гринев обращается к нему с просьбой выручить из беды невесту – Машу Миронову. Пушкин красочно изобразил реакцию Пугачева: девушка-сирота в руках злодея?! Недопустимо! Нужно обязательно ее вызволить! Предводитель ценит искренность, и даже известие о том, что ему солгали и Марья Ивановна – вовсе не племянница попадьи, не вызывает его гнева: Гринев объяснил ситуацию, и Пугачев нашел его действия правильными. Как не назвать такого человека благородным? Довершает картину «положительности» Пугачева сказка, рассказанная им в XI главе. «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью…», — эти слова заставляют читателя создать в своем воображении новый, опоэтизированный образ самозванца. Пушкин сравнивает Пугачева с орлом, а орел всегда был для него символом свободы, могущества (к примеру, в стихотворениях «Узник», «Пророк», «Поэт», в незавершенной поэме «Езерский») – таким образом, рассказывая эту сказку, Пугачев проповедует заключенную в ней идею яркой вольной жизни и приобретает уважение и, в некоторой степени, восхищение читателя, становится немного загадочным.

Подобная ситуация и с Екатериной II. Императрица, по закону обязанная заключить Гринева в тюрьму за измену присяге (юноша долгое время находился в стане бунтовщиков и по неясной ей причине не был убит их главарем), вняла объяснениям Маши Мироновой и освободила его из-под стражи.

Изображение в таком свете власть имущих – императрицы и мужицкого царя – указывает на позицию автора по отношению к тому, какими они должны быть.

Пушкин неоднократно подчеркивает важность чувства долга и чести, причем не только в правителе, но и в каждом человеке. Авторская точка зрения может быть прослежена по ситуациям, в которые попадают его герои и где им приходится решать серьезные нравственные вопросы, и по решениям, которые они выбирают. Примером следования принципам чести и долга служит Гринев. Именно он всегда делает правильный, по мнению автора, выбор: предпочитает бесчестной жизни честную смерть; он между долгом офицера и долгом благородного человека выбирает последнее, презирая формальное отношение к людям оренбургского генерала, отказавшего ему в помощи; наконец, честь невесты для него важнее его собственной. Гринев за свой выбор неоднократно ставил под угрозу свою жизнь или честь, но Пушкин не дал ему умереть или опозориться, тем самым подчеркнув правильность его действий. Пушкин выражает свою позицию косвенно, через создание образа честного человека.

Таким образом, в «Капитанская дочка» – произведении, где, на первый взгляд, присутствие автора ничем не выражено и сам он максимально отдаляет себя от какого-либо участия в сюжете, – взгляд Пушкина на некоторые вопросы все же можно увидеть в исторических событиях, выбранных для изображения, в том, какие проблемы приходится решать героям и как они это делают. Каждое произведение Пушкина содержит хотя бы маленькую частицу его самого – либо он сам является героем, либо герою принадлежат некоторые черты автора, либо он незримо присутствует, оценивая поступки, характеры героев; «Капитанская дочка» не является исключением.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :