Реферат по предмету "Литература"


Языковые стилистические особенности жанра "полемическая статья"

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования “Костромской государственный университет
имениН. А. Некрасова”
Курсовая работа по стилистике и литературномуредактированию
ЯЗЫКОВЫЕ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА «ПОЛЕМИЧЕСКАЯСТАТЬЯ»
(на примере статей из книги Олега Павлова «Антикритика.Полемические статьи девяностых годов»)
Выполнила студентка 3 курса
отделения журналистики
филологического факультета
КГУ им. Н.А.Некрасова
Смирнова Елена Владимировна
Научный руководитель:
старший преподаватель
Блинова Е.В.
Кострома, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. …………………………………….......…………………………………..5
1.     Особенности публицистического стиля….…………………………....5
1.1 Понятиепублицистического стиля, его характерные стилевые черты………………………………………………………………………...5
1.2 Языковые особенностипублицистического стиля…..……….......7
2. Стилистические и языковыеособенности жанра полемическая статья…………………………………………………………………….…9
                   2.1Стилистические особенности полемической статьи….....……9
                   2.2Языковые особенности…………………..…………………….16
Глава II. Анализ текстов………………………………………………………...20
1. «Между волком исобакой»……………………………………………20
2. «Газетныйхам»………………………………………………………....27
3. «Рассмеялисьсмехачи»………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы……………………………………………………………....45
Приложения………………………………………………………………….…..46
Введение
Актуальность даннойработы, на наш взгляд, состоит в том, что в современном обществе все больше ибольше назревает спорных вопросов, освещение которых идет через СМИ. Именно вполемической статье можно дать оценку тому или иному явлению действительности.
Новизна работы состоит втом, что впервые жанр «полемическая статья» рассматиматериалах на материалахОлега Павлова «Между волком и собакой», «Газетный хам» и «Рассмеялись смехачи».
Цель данной работы —показать языковые стилистические особенности жанра «полемическая статья». Основнаяцель исследования определила следующие задачи:
1)    изучение теоретического материала поданной теме;
2)    выбор работ, написанных в этом жанре;
3)    выявление экстралингвистическихособенностей жанра;
4)    выявление языковых особенностейполемической статьи.
Объем исследуемогоматериала составил три полемических статьи Олега Павлова, о которых ужеписалось выше.
Цель и задачиисследования обусловили использование следующих методов: изучение литературы потеме, анализ материалов.
Практическая значимостьисследования заключается в том, что анализ текстов можно использовать на курсахпо стилистике.
Настоящее исследованиеимеет следующую струтуру:
1) во введенииопределяется актуальность, новизна, цели, задачи, объем исследуемого матреиала,методы, а также его практическое значение, а также определение жанра «полемиеческаястатья»;
2) главная часть состоитиз двух глав: первая теоретическая, в которой даются общие моменты как попублицистическому стилю в целом, так и по жарну «полемическая статья», вторая главапредставляет анализ текстов;
3) заколючение,содержащее выводы по исследованию.
Прежде, чем говорить остилистических и языковых особенностях жанра «полемическая статья», необходимодать определение ключевым словам этого понятия.
Например, В.Дальобъясняет происхождение слова «статья» от таких слов как «сталось»,«состоялось»… нечто особенное. Толковые словари Ожегова и Ефремовой даютнесколько определений слова «статья». Например, такое, как глава, раздел вкаком-нибудь документе, перечне, справочнике. Но нас интересует определение слова«статья» как «научного или публицистического сочинения небольшого размера». В этомсходятся оба автора.
Также определение жанра статьясодержится в пособиях для журналистов: «Статья отличается наибольшей посравнению с другими газетными жанрами широтой обобщения, глубиной анализафактов» [2; 148].
Практически всеисследователи публицистических жанров дают следующее определение статьи: статья— это один из основных жанров публицистики, характеризующийся постановкой иразработкой проблемы на основе анализа тех или иных явлений, сопоставленияфактов и теоретических обобщений.
Значения слова«полемический», дается в словаре Ожегова. Полемический — 1) смотреть полемика(спор при обсуждении, выяснении каких-нибудь проблем, вопросов); 2) то же, чтои полемичный (присущий, свойственный полемике). Полемика, по толкованиюСоветского энциклопедического словаря, — это острый спор, дискуссия,столкновение по какому-либо вопросу. Таким образом, можно сделать вывод, что полемическая статья — это публицистическое,научное или научно-популярное сочинение небольшого размера, характеризующеесяпостановкой и разработкой проблемы на основе анализа тех или иных явлений,сопоставления фактов и теоретических обобщений, а также раскрывающее острыйспор, дискуссию либо столкновение по какому-либо вопросу.
Глава I
1.    Особенности публицистического стиля
           1.1Понятие публицистического стиля, его характерные стилевые черты
Публицистический стильпредставлен разнообразными жанрами, которые имеют разные задачи в процессеобщения и функционируют в разных условиях. Так, к публицистическим жанрамотносятся газетные политические информации, передовые статьи, заметки,фельетоны, памфлеты, статьи, а также лозунги, призывы, обращения к гражданамстраны, рецензии на фильмы и спектакли, сатирические заметки, очерки, обзоры, т.е.все жанры массовой коммуникации (язык газет, журналов, теле- и радиопередач), атакже устная форма речи – публичные выступления на общественно-политическиетемы. В связи с многообразием жанров характеристика публицистического стилявызывает немало трудностей.
Следует иметь в виду, чтопублицистический стиль, как и все другие стили, — явление историческое иподвергается изменениям, но в нем сильнее, чем в других, заметны изменения,обусловленные социально-политическими процессами в обществе. Так, даже неспециалистувидны перемены в газетном современном стиле в сравнении, например, с языкомгазет начала века: исчезли открытая призывность, лозунговость, директивностьгазет, современные газеты стремятся хотя бы к внешней аргументированностиизложения, полемичности публикаций. Однако характерные стилевые чертыпублицистики сохранились.
Для публицистическогостиля, прежде всего, характерно стремление к воздействию на читателя,слушателя. Итак, важнейшая черта публицистического стиля — его воздействующаяфункция, которую можно обозначить лингвистическим термином «экспрессивнаяфункция». Эта функция публицистического стиля присуща всем его жанрам влюбых социально-политических условиях.
Характерной чертойданного стиля является также информативность изложения, связанная спопуляризаторской функцией. Стремление сообщить нечто новое для читателя ислушателя обеспечивает успех публицистических жанров.
Своеобразиефункционирования публицистического жанра, например, в газетах, условияподготовки материала, разный уровень квалификации многочисленныхкорреспондентов способствует тому, что возникают стандартные языковые средствав языке газет. Стандартность языковых средств порождается и повторяемостью, итем, что поиски экспрессивных средств ограничены временем, а потому используютсяготовые формулы экспрессии.
Таким образом, типичныечерты публицистического стиля: стремление к воздействию на читателя –воздействующая функция; информативность; экспрессивность, обусловленнаявоздействующей функцией; наличие стандарта в выражении.
1.2 Языковыеособенности публицистического стиля
Воздействующая функцияпублицистического стиля обусловливает его экспрессивность. Прежде всего, экспрессивностьпроявляется в оценке событий, явлений. Оценочность в свою очередь выражаетсяупотреблением прилагательных, существительных, наречий со значениемположительной или отрицательной оценки типа: замечательный, интереснейший, важный, достаточный, грандиозный,небывалый, грандиозный и т.п. Оценочность выражается и использованием высокойкнижной лексики: дерзание, Отчизна,Отечество, миссия, вдохновение, чаяния, ратный подвиг и т.п. С другойстороны, оценка выражается разговорной и даже просторечной лексикой, например: шумиха, оголтелые, отщепенцы и т.п.
Острая, меткая, образнаяоценка выражается с помощью метафор, олицетворения, например: новости спешат, забушевала весна, клевета илицемерие ходят рядом.
Оценка может выражатьсяне только лексическими средствами. Это могут быть и словообразовательные средства,например, суффиксы превосходной степени прилагательных, эмоционально-оценочныесуффиксы у существительных: высочайший,интереснейший, важнейший, групповщина, дедовщина, штурмовщина.
Часто оценка выражаетсяуже в заголовках, поэтому к названию статей предъявляются требования выразительности,броскости.
Экспрессивностьвыражается, таким образом, самыми разными языковыми средствами, в том числе иструктурой предложения.
Информативностьпублицистического стиля достигается:
а)документально-фактологической манерой изложения с помощью употребленияспециальных терминов, специальной лексики, профессиональных слов;
б) обобщенностьюизложения, его аналитичностью;
в)«нейтральностью» изложения, чему способствует неэкспрессивнаялексика; употребляются сложные синтаксические конструкции, особенно сподчинительной связью.
В рамкахпублицистического стиля широкое распространение получила его газетно-журнальнаяразновидность. К основным чертам языка газеты относятся:
1) экономия языковыхсредств, лаконичность изложения при информационной насыщенности;
2) отбор языковых средствс установкой на их доходчивость, так как газета — наиболее распространенный вид массовой информации;
3) наличиеобщественно-политической  лексики ифразеологии, переосмысление лексики других стилей для целей публицистики;
4) использованиехарактерных для данного стиля речевых стереотипов, клише: внести огромный вклад, работать с огоньком, свято чтить, приумножатьбоевые традиции, общечеловеческие ценности;
5) жанровое своеобразие исвязанное с этим разнообразие стилистического использования языковых средств:многозначности слова, ресурсов словообразования (авторские неологизмы),эмоционально-экспрессивной лексики;
6) совмещение чертпублицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально-делового,художественного, разговорного), обусловленное разнообразием тематики и жанров;
7) использованиеизобразительно-выразительных средств языка, в частности средств стилистическогосинтаксиса (риторические вопросы и восклицания, повторы, инверсия и т.д.). [8;41-42]
Таким образом, можносказать, что публицистический стиль использует языковые средства практическивсех стилей речи. Но можно говорить и о его особенностях: он сочетает в себетакие черты, как экспрессивность и стандарт, информативность ипопуляризаторство.
2.    Стилистические и языковые особенностижанра «полемическая статья»
2.1 Стилистические особенности жанра«полемическая статья»
Теоретики журналистики выделяюттри типа статьи: общеисследовательская, практико-аналитическая и полемическая. Например,Тертычный пишет, что полемическая статья обычно появляется в прессе во времявозникновения спора по каким-либо значимым для жизни общества вопросам. Непосредственнымповодом для публикации полемической статьи обычно является выступлениеполитических оппонентов, представителей «чужой» научной школы «еретического»религиозного течения, задевающее каким-то образом интересы автора будущейполемической статьи, его издания, выражающее оценки, представления, выводы,предложения, с которыми автор этой статьи, это издание согласиться не могут. [10;145]
Как правило, цельполемической статьи двоякая. Автор, с одной стороны, обосновывает свою точкузрения по данной проблеме и приводит аргументы, подкрепляющие ее. А с другойстороны, проводя свою политику в жизнь, он же старается опровергнуть мнениеоппозиции. И как следствие это отражается на содержании приводимых им фактов,примеров и, конечно, на логической структуре статьи.
Используемые факты,примеры обычно подбираются таким образом, что они лишь подтверждают позициюавтора. Он не может себе позволить, скажем, в отличие от авторовобщеисследовательской и практико-аналитической статьи, приводить факты,примеры, которые противоречат его тезисам, не может применить к своемувыступлению позицию философа, исходящую из того, что «жизнь есть борьбапротиворечий». Принципиальное требование к полемической статье — отсутствие вней противоречивых высказываний.
Своеобразие осознаваемойавтором цели выливается в своеобразие логической структуры полемическоговыступления. Оно формируется на базе доказательного рассуждения, включающего всебя, с одной стороны, аргументацию в пользу главного тезиса автора выступления,а с другой — опровержение тезиса, аргументов, демонстрации, содержащихся ввыступлении оппонента. Но это распространенное представление об особенностяхполемического выступления обязательно должно быть дополнено знанием иследованием основным законам,которые присущи культурному (цивилизованному) полемическому общению людей спомощью СМИ.
 Что они собой представляют? Грубо говоря,такие законы — это совокупностьтребований, способствующих поиску истины полемистами [1; 58]. Ориентация натакой поиск — исходное, базовое положение, которое они обязательно должны иметьв виду. Как говорили древние, «в споре рождается истина». Если нет желания илиумения искать истину в публичной полемике, то нет и никакого смысла ееначинать. Законы спора, представляемого журналистом на суд аудитории, вырастаютиз выработанных в течение веков норм логики, правил убеждающего коммуникативноговоздействия, требований морали и права.
Поскольку полемикапротекает как обмен журналистскими выступлениями, то для каждого отдельного ееучастника эти законы выступают, прежде всего, как требования к содержанию и форме полемической статьи. Своеобразиеэтого требования заключается в том, что, как уже было сказано выше, автор ееобычно стремится опровергнуть позицию оппонента и доказать, утвердить свою. Втом или ином конкретном полемическом произведении соотношение доказательства иопровержения может быть разным. Но и то, и другое в какой-то мере обязательноприсутствует в тексте. Поэтому полемист должен владеть как искусствомдоказательства, так и искусством опровержения.
В любом случае создание полемического текста должно начинатьсяс формулирования главной мысли (главного тезиса), которую далее автор будетотстаивать как в данном, так и в последующих выступлениях в ходе всейполемической кампании. Эта мысль может быть сформулирована в тексте в видесамостоятельного предложения. Но может быть высказана и в форме намека или ссылкина уже известные публике обстоятельства. Главное, чтобы она была понятна и ясначитателю данного номера издания. Это требование становится особенно актуальнымтеперь, когда у печатных СМИ становится все меньше постоянных подписчиков и всебольше покупателей отдельных номеров газеты или журнала.
Следующее требование — доказательность доводов (аргументов) впользу основной мысли выступления. Выполнение этого требования — наиболеетрудная для полемиста задача. Каждому журналисту надо искать эти самые доводы.Доводы становятся таковыми только тогда, когда они присутствуют в тексте вкачестве подтверждений мысли журналиста. А до этого они обычно существуют дляавтора под именем фактов. Серьезнаяполемика требует серьезных фактов. Такого рода факты в наше время частотщательно скрываются или оказываются недоступными для прессы. В чем отличиефактов от серьезных фактов, многим людям хорошо понятно. Одно дело, например,использовать в качестве довода в пользу утверждения, что какой-то человекявляется героем, тот факт, что он не пожалел времени и перевел через дорогустарушку, а другое дело — сослаться на то, что он, рискуя жизнью, вынес изгорящего дома ребенка.
Однако доказательностьдля читательской аудитории того, что обычно называется фактами, зависит не толькоот степени их серьезности. Очень важным моментом является источник происхожденияфактов. Чаще всего в полемике используются данные, представляющие собой:
а) результаты личногонаблюдения автором тех или иных событий, о которых он рассуждает;
б) свидетельства другихлиц, к которым обращается за информацией журналист;
в) документы, содержащиесведения по обсуждаемому вопросу.
Как отмечает А. А. Тертычный,многие полемисты не вникают в «тонкости» происхожденияфактов, которые они используют в качестве аргументов в своих рассуждениях.Между тем, по имеющимся научным данным, наибольшей доказательной силой длябольшей части аудитории обладают документы. За ними следуют свидетельские показания,мнения (особенно показания авторитетных для аудитории лиц). На третьем местестоят личные наблюдения журналиста. Если бы этот момент учитывался участникамиспора на газетной полосе, то истина, на которую они стремятся открыть глазааудитории, стала бы для нее намного очевиднее [10; 150].
Значительную роль играети «содержание» факта, то есть то,является ли журналистский факт действительно фактом, или же за этим понятиемстоит мнение, предположение, оценка. Следует помнить, что факт в журналистике —это твердое знание о том, что реально существует («имеет место быть», как говорятфилософы) в мире. Оценка — это отношение к факту, то есть утверждение о том,насколько хорошо или плохо (прекрасно, безобразно и пр.) его существование длянас или кого-то другого. Предположение — это неясное знание о том, существуетли факт или нет, или же каково его значение для кого-то (его ценность). Мнениеможет включать как фактические данные, так и предположения разного рода.Наибольшей доказательной силой для непредвзятого читателя обладают факты.Поэтому полемист, разумеется, должен стремиться к тому, чтобы его утвержденияопирались, прежде всего, на документы, и прежде всего — документы, содержащиеизложение фактов. Хотя в реальной журналистской практике, как известно, это невсегда возможно.
То, какой тип аргументов применяетжурналист, когда готовит обычное (неполемическое), разовое выступление, конечноже, может не иметь особого значения. Главное, чтобы текст был интересным,убедительным. Но вот если он собрался вступить в спор по какому-то вопросу, тохарактер возможной аргументации необходимо тщательно осмыслить. При этомследует найти и представить в тексте такие аргументы,которые по своей доказательной силе должныбыть равными тем, которые применяет оппонент, или же превосходить их в этомотношении. Изложенные выше соображения не всегда принимаются во вниманиенекоторыми полемистами, что резко снижает их шансы на победу в публичном споре.
Наибольшую трудность приподготовке вызывают статьи, в которых анализируются различные ситуации. Поэтомуостановим наше внимание на некоторых аспектах подготовки статьи такого рода.
Первое, что долженсделать журналист, — добыть необходимуюинформацию. Начинается поиск с выявления конкретных действующих лицситуации. Определив их, далее следует узнать конкретные ответы на следующиевопросы: что было (будет) предпринято и кем? К каким социальным группамотносятся участники? Какие цели они преследуют? При каких условиях онидействуют? Какие противоречия есть между общественными требованиями и личнымиинтересами участников? Какие проблемы возникают при этом? Как реагируют на этоучастники? Какие средства и методы применяют? С кем и против кого онидействуют? Почему действуют так, а не по-другому? К чему это может привести?Что это значит для общества? Какие пути выхода из ситуации можно использовать?
Получив подобнуюинформацию, автор может приступить к написанию статьи. Общие структурныетребования к ней таковы. Любая статья должнаобладать ясной концептуальной линией. Нельзя, чтобы эта линия терялась вгуще фактов, автор должен развивать четкую ясную мысль, чтобы разъяснитьчитателю определенную ситуацию, ее политическую, экономическую и другуюсущность.
Читателю должны бытьпонятны те методы, которые журналист применяет при оценке явлений. Именно этопомогает аудитории правильно воспринимать значимость для себя общих событий,вырабатывать свою линию поведения, действий. В решении этой задачи журналиступомогает соблюдение определенных методических установок. Одна из нихзаключается в том, что статьяделится на три части: начало, главную часть, заключение. Требования кначалу статьи: в первой трети излагаетсяэкспозиция статьи, читателю дается актуальный повод узнать, почему даннаяситуация анализируется, почему она важна для общества, почему ее надоразрешить.
Поскольку пониманиеситуации зависит от того, насколько ясно осознаются актуальные проблемы изадачи, которые порождаются ею, то надо показать эти проблемы, задачи, их связьс ситуацией. Познакомив аудиторию с проблемами, задачами, условиями ихвозникновения в данной ситуации, автор далееможет поставить вопрос о том, каким образом эти задачи, проблемы могут бытьрешены и в интересах каких сил.
Поскольку любая ситуациясодержит в себе внутренние противоречия, то это может вызвать определенныесомнения в правильности, полезности, необходимости постановки какой-либо цели,задачи, поиске путей их решения. Поэтому можно сформулировать в прямой иликосвенной форме соответствующий вопрос-сомнение и адресовать его аудитории.Подобный вопрос может быть дан не только в свернутой, но и в развернутой форме(как несколько вопросительных предложений). При постановке вопроса автор можетсослаться на опыт, который в данных условиях чаще всего воспроизводится. В главной части статьи автор можетсосредоточить свое внимание на анализе тех факторов, которые помешали разрешить ситуацию, постаратьсявыяснить, почему задача до сих пор еще не решена. Кроме того, он можетпоказать, как, каким образом достичь цели или приблизиться к ней, какиеконкретные шаги стоит предпринять для этого. Последовательность действий частобывает довольно сложной, поэтому следует обратить внимание на то, чтобы нетерялась нить рассуждений, чтобы публикация была понятной аудитории.
В сравнении с главнойчастью, в которой ситуация анализируется, заключительнаячасть имеет синтезирующий характер. В ней может поясняться, что несет ссобой изменение ситуации, какие силы задействуются, какие новые задачи ипроблемы должны быть решены далее. В конце статьи могут быть также ссылки нато, что может сделать аудитория для изменения ситуации в лучшую сторону.
2.2. Языковыеособенности жанра «полемическая статья»
Языковые особенностижанра «полемическая статья» предопределяются, прежде всего, типом статьи иучетом адресата. Как и любой другой публицистический жанр, полемическая статьяв основном направлена широкому кругу читателей, поэтому раскрытие темы должнобыть доступным и ясным. Усложнение же возможно в специализированных журналах,имеющих узкий круг читателей, компетентных в обсуждаемом вопросе.
Если же полемическаястатья, даже на научную тему, публикуется на страницах массового издания, онадолжна включать в себя два стилистических слоя:
1) предметно-научный(непосредственное описание реалий, инструментов, опытов, научных проблем);
2) публицистический,связанный с авторским «я» (популяризация, комментирование, публицистическоеобобщение и другое) [9; 196].
Нужно отметить, чтополемическая статья носит аналитико-обобщенный характер изложения. По стилюречи полемическая статья близка к научному, но с непременным публицистическим,экспрессивно-воздействующим и ярко оценочным моментом [5; 188-189].
Языковые особенностилюбого жанра необходимо рассматривать в нескольких аспектах: лексика,фразеология, словообразование, морфология и синтаксис.
2.2.1.Лексика
Лексический уровень жанра«полемическая статья» достаточно разнообразный. В силу того, что полемическаястатья — это все-таки тот жанр, в котором журналист может непосредственновыразить свои мысли с высоким уровнем оценочности и экспрессивности, то ипреобладать будет лексика эмоционально-окрашенная, встретятся образныесредства, такие как эпитеты (живая кровь,страдальческий образ), метафоры (боролисьхудожественные представления), олицетворения (почва-то ушла), метонимия (прочитаетГоголя) и т.д..
Обязательно будутприсутствовать, пусть и в небольшом количестве, перифразы (судороги выживания, мертвая вода, живая кровь мучений, кашазаваривается в мозгах) и устойчивые метафоры-штампы (острая необходимость, закрытая тема, насущная тема). Большое местов тексте будут занимать и слова различных тематических групп, в зависимости оттого, какой теме посвящена статья. Но даже, несмотря на это, в некоторыхтекстах встречаются и различные тематические группы слов. Так, например, еслистатья посвящена литературной критике, что можно встретить слова такихтематических групп, как литература, культура в целом, образование ижурналистика.
Причем нужно отметить,что авторы полемических статей стараются разнообразить язык, и чтобы придатьтексту наибольшую эмоциональность, оценочность и убедительность, используют иразговорные слова.
2.2.2. Фразеология
На фразеологическомуровне наиболее часто встречаются устойчивые безобразные обороты (острая необходимость, закрытая тема, обреклина мучения), а также заимствованные из разговорной речи фразеологизмы (переливать из пустого в порожнее, таскать забороду, бить по мордасам).
Реже встречаютсястилистически окрашенные публицизмы, мифологизмы, библеизмы (если тема статьисоответствующая), а также фразеологизмы из литературных источников.
2.2.3.Словообразование
На словообразовательномуровне широко используются суффиксы превосходной степени прилагательных,эмоционально-оценочные суффиксы у существительных: высочайший, интереснейший, важнейший, групповщина, дедовщина,штурмовщина.
Также распространеныслова, содержащие в себе суффиксы, иноязычные по  происхождению (-ия, -ция, -ация, -изация): индустрия,энергия, продукция, организация, операция, механизация. Особенно активнымоказывается суффикс –изм: коллективизм, интернационализм.
Активизируется суффикс –нича(ть) в оценочных глаголах: благодушничать, деликатничать, хозяйничать.
Распространены слова,содержащие в себе суффиксы  -ость-:безответственность, воинственность,длительность, действительность, преемственность, личностей, случайность (общекнижнаялексика); -ск-: советского,писательского; -ений- (-аний-):приспособление, мучение, поколение, ожидание, затруднения, сочинение (существительныесо значением отвлеченного процессуального признака).
2.2.4.Морфология
В полемической статьеиспользуются все ресурсы морфологии, чему подтверждением могут служитьразнообразные слова, встречающиеся в текстах. Чаще всего встречаютсясуществительные, прилагательные и наречия, реже глаголы и деепричастия. Обусловленоэто тем, что статья имеет статичный характер, в ней нет динамики, развитиядействия. Использование же форм частей речи в переносном значении встречаетсяредко.
2.2.5.Синтаксис
В текстах полемическихстатей можно встретить предложения в основном малого и среднего объема, чтоделает текст более доступным для понимания. За объемными предложениями нетеряется главная мысль.
Поскольку полемическаястатья тот аналитический жанр, в котором наиболее глубоко можно выразитьэмоции, то и соответственно наиболее часто встречаются такие выразительныесредства синтаксиса, как риторическиевопросы (Быть может, извечное русскоенесчастье бездействия? Но разве это литература гибнет?), восклицания (И вот наш ректор, «его высокоблагородие»,  поучает, как плохих от хороших отличать! Ониписали, сидя от нашего ректора, ну разве что этажом выше, в студенческойаудитории!), ряды однородных членов(с кем он пьет, ест за одним столом, скем дышит одним воздухом), антитеза (авместо  службы охранника — одну несильнуюсмертельную горячую ванну и ледяную полку в больничном морге).
Текст полемической статьичасто стилизуют под разговорный стиль, поэтому возможно использование неполных предложений (В литературе это изувеченные писательскиесудьбы. Помесь собаки с волком), повторов,а также вопросно-ответного хода рассуждения (Но разве это литература гибнет? Гибнут мифы…; И что теперь? Ожиданиесвободы превратилось в ожидание чего-то от свободы).
Глава II
1.    Между волком и собакой (см.приложение 1)
«Между волком и собакой»— полемическая статья Олега Павлова, посвященная культуре и литературе.
Автор задается целью показать читателям, чтолитература проявляется на самом деле не в массе, а именно в личностях; что улюбого, кто хочет и может создавать художественные произведения, есть выбор:заниматься творчеством, либо приспосабливаться к общественным вкусам. Автортакже говорит, что уж если есть возможность такого выбора, то не надо ееупускать, не отказываться от выбора, обрекая себя на «существование». Онговорит также о том, что литература жива до тех пор, пока читатель хочет получатьот нее нечто большее, чем просто удовольствие и развлечение, пока естьиздатели, которые опубликуют подобные произведения, пока есть критики, которыесмогут оценить такие произведения. Автор просит задуматься как самихлитераторов, так и читателей над тем, что они хотят получить от литературы, задуматьсянад судьбой литературы в современном обществе.
Исходя из целинаписания статьи, можно говорить о ее функциях.Прежде всего,это информирование читателей о происходящем в мире литературной критики, о состояниисовременной литературы. Однако полемическая статья несет в себе не толькоинформативную функцию, она еще призвана воздействовать на читателя, убеждатьего в правоте той или иной точки зрения. Так вот и анализируемая статья «Междуволком и собакой» также воздействует на волю, оценку и эмоции читателя.
Поскольку полемическаястатья — жанр газетный, то соответственно и ситуация общения будет «одни — много», а также форма речи письменная и монологическая.
Тип речианализируемой статьи, несомненно, — рассуждение. Автор рассуждает оположении современной ему литературы, о ее значении в жизни людей.
Статья «Между волком исобакой» имеет культурную значимость,поскольку автор сравнивает современную ему литературу с литературой середины 20века, 19 века и приходит к выводу, что она изживает себя — не за что бороться,нет идеи в современном обществе, поэтому и приходится писать для развлечения.
Что касается актуальности материала, то даннаястатья значима для 1990-х годов, а именно тогда она была опубликована. Но несомненна,на наш взгляд, ее актуальность и сегодня, ведь в литературе преобладаютсредненькие детективы, романы «мыльного» типа. О новизне материала можно сказать, что автор рассматриваемой статьине раз писал публикации на подобные темы, значит, тема не нова, но,по-видимому, рассматривается под иным углом.
В своей работе ОлегПавлов не оперирует датами. Весь материал построен на его собственныхнаблюдениях и умозаключениях, поэтому говорить о фактах в данном случае затруднительно.
Однако отсутствие втексте конкретных дат, цифр, ссылок на другие источники и т.д., на наш взгляд, делаетматериал более доступным любомучитателю. К тому же текст написан доступным языком, очень эмоционально, восновном используются общеупотребительные слова, нет специальных терминов,сокращений и т.д., а также нет сложных предложений, что делает речь болеепонятной.
Полемическая статьяпредполагает выражение именно мыслей самого автора, его точки зрения на даннуюпроблему. Поэтому мы можем говорить о субъективномотражении действительности.
         Анализируемыйматериал довольно эмо


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.