Научно-практическаяконференция по литературе
Доклад на тему:
Художественный мир вромане Виктора Пелевина «Жизньнасекомых»
Выполнила:ученица 11 класса «А»
школы № 6 Шамело Евгения
Преподаватель: Савельева Т. В.
г. Миасс 2002 г.
Виктор Пелевин- один из самых модных современных писателей,культовый писатель нынешней молодежи. Несмотря на это, в его творчестве немалобелых пятен, которые дают богатейший материал для возможных исследователей. Вданной работе автором предпринимается попытка анализа модного писателя. Ведькуда легче писать реферат о Пушкине или Толстом: всё уже разобрано, расписано иобдумано за нас, но гораздо интереснее, хотя и сложнее, разобрать современнуюпрозу. Именно по данной причине выбор пал на Пелевина. Темой данной работыслужат художественное пространство романа «Жизнь насекомых», тот мир, в которыйпопадает читатель, его краски, архитектоника, населяющие его образы.
Хотя творчеству П. Посвящено множество критических статей иочерков, к великому удивлению, о данном романе написано очень мало. В ней авторлишь опирается на исследования творчества П. Леонидом Филипповым, АлександромГенисом и Андреем Даниловым. Тем не менее в основной части своей работасамостоятельна, так как роману «Ж.н.» не посвящено ни одной монографии, атолько несколько критических статей в периодических изданиях ( журнал «Звезда»и газета «Деловой Урал»).
Результатом данного исследования явились несколько выводов:В романе с названием известной книги Фабра «Ж.н.», опубликованном журналом «Знамя» в апреле 1993 года, Виктор Пелевин создает особое художественное пространство, мир, где фантасмагории перемешиваются с реальностью, являя собой череду искусственных конструкций. В нем действуют непривычные правила: раскрывая ложь, не приближаешься к правде, но и умножая ложь, не удаляешься от истины.
Пелевин помещает своих героев в условия «плохойреальности», где постоянны социальные бури и катаклизмы. Заурядные явленияпостсоветской действительности получают оригинальную интерпретацию ипредставляются манифестацией мощных и злобных магических ритуалов. Однакоритуализация действительности играет вспомогательную роль: основное содержаниеромана составляет описание состояний сознания, воспринимающего представленнуюкартину мира в качестве реальности. При этом советская действительностьоказывается своеобразным вариантом ада, где в качестве адских мук фигурируетбезысходное переживание специфических состояний ума. Окружающий мир для П.-череда искусственных конструкций, где мы обречены вечно блуждать в напрасныхпоисках из начальной действительности. Стремление воссоздать потерянноедостоинство человеческой личности – основная тема романа «Ж. н.»Место действия романа — небольшой курортный городок близ Феодосии, где узнаваемы приметы постсоветского времени: ветшающее здание пансионата, кооперативные ларьки, где продают «позорные кооперативные штаны», бетонные молы, бытовка на вершине холма, фанерные щиты с рисунками несбывшегося социалистического будущего, полузаклеенные афишами с призывами посетить лекции об НЛО – «от всего этого веяло печалью». Как в любом курортном городке здесь есть танцплощадка, кино-бар «АО ЛЮЭС» с неоновой вывеской, кафе, где громкие названия блюд не соответствуют их вкусу.
В романе обозначенонесколько сюжетных линий, и каждая из них связана с какой-либо категориейлюдей, являющихся лицом своего времени. В романе 15 героев (кстати, ровностолько, сколько и глав). В каждой истории внимание сосредоточено наизображении странной жизни, бессмысленно жестокой в круговороте рождений,совокуплений и смертей. Но никто не спросит у героев «Зачем живёшь?». Героипроизведения узнаваемы, потому что маски насекомых удивительно точно передаютих сущность, они – типажи постсоветского периода. В нашей стране в последнее десятилетие XX века появились так называемые « новыерусские». Это комары из советской Шамбалы – Арнольд (бывший Паша) и Артур, ноэти звучные иностранные имена плохо сочетаются с образами обычных кровопивцев,как иронизирует автор, в блоковском стиле – характерного цвета «мне избы серыетвои». Но устремления у них самое современные: наладить на продаже кровисоотечественников совместный бизнес с американцем Сэмом Саккером (имя которомудано не случайно, во всём мире именно Америку называют «uncleSam»), для них Сэм – существовысшей породы. Не выдерживают натиска новых русских непородистые – пример тому,судьба Арчибальда, работающего в пункте сдачи крови. Он сам расценивает своёпрозябание как существование мимо жизни. Его попытка встать вровень с Артуром заканчиваетсяплачевно: крылья его уже не держат, а муха Наташа, у которой он хочет напитьсякрови, попросту прихлопывает его ладошкой.
Современны устремления и у самой Наташи: она мечтает уехатьс Сэмом в Америку, не желая оставаться в России и повторить бесцветную жизньсвоей матери, муравьиной самки Марины, или растягивать меха баяна, как этоделал её покойный отец, офицер «Магаданского муравейника», Николай.
Ещё два героя романа: драматический актёр Максим, тоторгующий бессодержательными картинами, то увлекающийся постмодернизмом –«искусством советских вахтёров», и его друг Никита. Оба они наркоманы. Кстати,начиная с «Ж. н.» герои П. регулярнопотребляют наркотики, однако писателю глубоко безразлична проблема наркомании –его гораздо больше интересует состояние расширенной через «набор» психики,которая изображается им очень жёстко – со всеми её изломами и падениями. С точки зрения формы П. – посмодернист (в классическом его варианте), экспериментирующий и изобретающий. Но он уходит дальше то этого, развивая традиции постмодернистской эстетики, он выписывает в романе картину мироздания. Принцип буддизма о возможном переселении человеческих душ в животных, насекомых П. доводит до абсурда. Обитатели этого мира взаимодействуют друг с другом в 2-х равноправных телесных модусах – людей и насекомых. Каждое действие героя как насекомого немедленно отзывается в нем как в человеке. Жизнь людей-насекомых оказывается непрекращающейся взаимосогласованной симуляцией актов существования. Читателю невозможно уследить за превращениями. Думаешь, что это человек, а он вонзает хоботок и пьет кровь, думаешь, муха, а она снимает платьице и идет купаться и т.д. Но всё сливается в единое целое и по отдельности один модус ничего не значит без другого. Целое – это человек-насекомое, пытающийся жить в мире, который кажется ему реальностью. По этому же принципу всеобщей связанности и взаимосогласованности, построена и структура самого романа. Самопознание пелевинских героев в ситуации «плохой реальности» определяется через примат духа над материей. Это мысль о том, что источник всех бед – нравственная неполноценность личностного начала, неизбежным следствием чего является общая социальная неустроенность. П. поднимает в романе проблемы, что без внимания к смыслу собственной жизни и свободы от коммунальной зомбированности ничего хорошего не получится. Это показывает он на героях романа, точнее на 4-х их них.
Глава вторая под названием «Инициация» рассказываетоб отце и сыне – жуках-скарабеях. Мудро и просто смотрит на жизнь отец, длякоторого вся жизнь и весь мир – навозный шар, который он называет египетскимслогом Йа. Тому же учит и сына. И хоть жизнь эта непростая («башкой об бетон»),она прекрасна.
Невеселосложилась жизнь насекомого Серёжи. Вгрызшись в мягкий суглинок, он уподобилсяпростому таракану, к тому времени, когда он стал задумываться, всё ли делаетверно, его жизнь стала рутинной. И в России и в Америке он оставался всё тем жеобычным тараканом, обывателем с характерным набором предметов материальногоблагополучия. Серёжа пытается вырваться и для этого роет вверх (всю жизнь онрыл в сторону), под землёй от него остаётся лишь навозный шар. Выбравшись наповерхность, он вернулся на то место, откуда начал рыть, но уже совсем старым.Он стал цикадой и затрещал своими горловыми пластинами о том, «что жизнь прошлазря, и о том, что она вообще не может пройти не зря, и о том, что плакать по всем этим поводам абсолютно бессмысленно.
Иного мненияпридерживается ночной мотылек Митя, сопровождаемый двойником Димой. Митя ищет вжизни истинный свет, для этого он летит к площадке, освещённой двумя краснымифонарями, посередине её – трухлявый пень с гнилой водой, а вокруг – мириадынасекомых, спешащих к нему, как к алтарю, но лишь Митя понимает всюбессмысленность их стремления и стремится прочь. Теперь он заглянет в колодецсвоей жизни и поймет, что жизнь существует лишь один миг, что «мы носим в себеисточник всего». И миг этот освещён внутренним светом, который дарованизначально каждому:
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идёт, и плачет уходя.
Этим новым знанием Митя растревожил могущественноесущество, которое как он говорит «незаметно жевало меня почти всю жизнь исожрало почти целиком». Думал и жил всё это время не он, а это существо – его труп, который превратился вскоре внавозный шар. Митя сбрасывает его с обрыва. Нигде не находит он Димы, ведь Димаи был тем трупом, тем навозным шаром, который не давал Мити жить всё это время.После всего этого нет уже ни того, ни другого, а есть только один настоящий,живущий Дмитрий (вот откуда не случайность их имён). Он нашёл свой источниксвета, заключающийся во внутренней гармонии «ты – круг ослепительно яркогосвета, кроме которого ничего никогда не было и нет».
То, что в экзистенциальной философии называется«конечностью человеческого существования», некие первичные условиячеловеческого бытия в мире, через которые и посредством которых человек живёт,П. объявляет «навозным шаром». У каждогоиз 4-х уже рассмотренных героев есть свой Йа. Для отца и сына скарабеев этотшар – сам мир, для Серёжи – это то, что делали его тараканы, для Мити же –нечто отмершее, мешающее жить полноценно.
Роман «Ж. н.» — особый фантасмагорический мир,царство живых и мёртвых (живых мертвецов, таких как труп Мити и мёртвых живцов,таких как Серёжа и скарабеи).
· Критики видят в П. продолжателя многихтрадиций, сам же он сказал: «В русской литературе было очень много традиций, икуда ни плюнь, обязательно какую-нибудь продолжишь». Прозу Пелевина пыталисьистолковать как турбореалистическую, фантастическую,постмодернистскую, но в целом его творчество не укладывается в какие-либожанровые рамки: произведения его многослойны. Однако, возникает вопрос, почемуранние произведения Пелевина были отмечены малой букеровской премией, а егозрелые творения воспринимаются многими критиками с нескрываемой враждебностью.Возможно, так произошло потому, что костяк этих произведений, в данном случаеромана «Ж.н.», составляют ирония и интеллектуальная игра и используются в томчисле и применительно к позитивному содержанию, к ценностям сакральногохарактера, а такая литература обычно переводится в разряд «несерьёзной»,фантастической, а то и нравственно сомнительной.
·
По замечанию критика А. Гениса,Пелевин пишет в жанре басни – «мораль» из которой должен извлекать самчитатель. Автор ничего не «хочетсказать», и все смыслы, которые читатель находит, он вычитывает из текстасамостоятельно.
Многочисленные эксперименты состилями, контекстами, художественной формой служат у П. организации этой особойформы авторства, редуцирующей взаимоотношения автора с читателем вплоть дополного упразднения.
Списокиспользуемой литературы:
1. Леонид Филиппов – статья«Полёты с Затворником. вариации на заданную тему» — ж. «Звезда» 1999, №5
2. Александр Генис – статья «Поле чудес» — ж. «Звезда» 1997, №12
3. Андрей Данилов – статья «Синтетическая правда Пелевина. попыткаанализа модного писателя» — г. «Деловой Урал» 1997