Реферат по предмету "Литература"


Художественное воплощение категорий свободы-несвободы в романах М. Булгакова "Мастер и Маргарита" и Ч. Айтматова "Плаха"

РЕФЕРАТ
текстдипломной работы 60 с., 26 источников.(16 609 слов).
Объектомисследованияв данной работеявляется текст романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», фрагменты раннихрукописей романа в работе Л. Яновской «Треугольник Воланда. К истории романа«Мастер и Маргарита», текст романа Ч. Т. Айтматова «Плаха».
Цельюработыявляется раскрытиехудожественного воплощения проблемы свободы и несвободы в романах М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и Ч. Айтматова «Плаха».
    В ходеисследования предполагается решить следующие задачи:
-определитьфилософскую трактовку понятия «свобода», анализируя работы по данной теме немецких философов А. Шопенгауэра, Ф.Шеллинга, а так же русского философа Н. Бердяева;
-соотнести проблему свободы-несвободы с биографиейписателей;
-определить с помощью какиххудожественных средств и приёмов в произведениях раскрывается проблема свободы-несвободы;
Методыисследования — методсопоставительного и текстологического анализа.
Научнаяновизна: В связи с тем, чтопроблема художественного воплощения категорий свободы-несвободы в романах М.Булгакова и Ч. Айтматова по сути в научных исследованиях не поднималась, вданной дипломной работе эта проблема подана концентрированно, причём с акцентомна выявление художественных приёмов, используемых М. Булгаковым и Ч.Айтматовым.
Областьприменения — преподаваниерусской (зарубежной) литературы в школе.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ,АНТИТЕЗА, АНТРОПОМОРФИЗМ, АПОКАЛИПСИС, ВНУТРЕННИЕ МОНОЛОГИ, ИССЛЕ­ДО­ВАНИЕ,  КОНЦЕПЦИЯ, ЛИЧНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, СВОБОДА-НЕСВОБОДА,СУДЬБА, ТВОРЧЕСТВО, ФИЛОСОФИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СРЕДСТВО, ЭСХАТОЛОГИЧНОСТЬ. Содержание
Задание на дипломную работу
Реферат
Введение
1. Философская трактовка понятия «свобода»......
2. Художественное воплощение категорий свободы-несвободы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
2.1 Проблема свободы-несвободы в жизни М.А.Булгакова
2.2          Художественное воплощение категорий свободы-несвободы в «евангель- ских» главах романа: Иешуа Га-Ноцри — Понтий Пилат — Левий Матвей — Иуд
2.3          Художественное воплощение категорий свободы-несвободы в московских главах романа: Мастер — Маргарита Николаевна — Иван Бездомный — Алоизий Могарыч
2.4 Свобода по Булгакову
3.   Художественное воплощение категорий свободы-несвободы в романе Ч.Т.Айтматова «Плаха»
3.1          Выявление проблемы свободы и несвободы у героев библейской главы рома на: Иисус Назарянин — Понтий Пилат
3.2          Выявление проблемы свободы и несвободы у героев «маюнкумских» глав:  Авдий Каллистратов — гонцы за анашой — оберкандаловцы — Бостон Уркунчиев
3.3          Природа как элемент выявления проблемы свободы-несвободы в романе «Плаха»
4. Общие выводы.................
5. Список использованной литературы..............
Введение.   
    На заре нашей цивилизации, с того момента, когда человек, встав на двеконечности вместо четырёх, выделился в особый род живых существ, получив имяHomo sapiens, неотъемлемой частью его жизни, пусть даже на уровне подсознания,встал вопрос о свободе. С развитием общества этот вопрос перерастает впроблему, так как каждое общественное устройство, каждый человек воспринимаетсвободу по-своему, индивидуально.
   Толкование понятия «свобода» всегда было пищей для размышлений иисследований ученых различных направлений науки: философов, психологов,социологов и других. Свой вклад в раскрытии этой проблемы внесли так же люди,занимающиеся творческой деятельностью: скульпторы, художники, композиторы,писатели и поэты.
    Проблемасвободы и несвободы была актуальна во все времена, у всех народов. Всё этоявилось одним из факторов, определившим мой выбор темы данной работы.
    Другим,не менее важным фактором оказалось то, что творчество такого талантливогописателя, как М.А. Булгаков, по сегодняшний день не изучено в полной мере.Особенно это касается последнего произведения писателя — романа «Мастер иМаргарита». На  мой  взгляд, это происходит из-за того, что, судяпо архивным материалам (письмам писателя, дневникам, ранним рукописям) роман небыл окончен. Что же касается темы свободы и несвободы в произведении, то суверенностью можно сказать, что эта проблема почти не рассматривается висследовательских работах. Косвенно тема свободы раскрыта в работах А.З. Вулисаи И. Виноградова. Если А. Вулис раскрывает проблему свободы через само понятие,то у Виноградова эта проблема решается с помощью понятий «свет», «тьма» и«покой». В исследовании проблемы свободы и несвободы в романе интересна работаЛ. Яновской «Треугольник Воланда. К истории создания романа «Мастер и Маргарита»,где данная проблема исследуется путём текстологического анализа всех шестирукописей произведения.
    Относительно романа Ч. Айтматова «Плаха» можно сказать, что насегодняшний день конкретно анализом художественных средств и приёмов,раскрывающих проблему свободы-несвободы среди персонажей произведения, ни ктоиз исследователей не занимался. Поэтому для решения вопроса я буду в своейработе отталкиваться от  понятий«нравственность», «духовность», являющиеся, на мой взгляд, составнымикомпонентами свободы. Эти понятия используются в статьях В. Чубинского, Р.Бикмухаметова, А. Павловского. 
    Цельюсвоей работы я вижу в том, чтобы, сопоставив всё ранее написанное по темесвободы и несвободы в романах М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и Ч.Т.Айтматова «Плаха», проанализировав тексты произведений с точки зренияхудожественного воплощения концепции свободы-несвободы, сделать собственные выводы.Для более полного раскрытия темы я использовал работы немецких философов А.Шопенгауэра, Ф. Шеллинга, а так же русских – Н. Бердяева и В. Свинцова.
    В этоместь определённая новизна в раскрытии проблемы художественного воплощенияпроблемы свободы и несвободы в романах.
1.Философская трактовка понятия «Свобода».                                            
                                                                                                            «Laliberte est mystere.»
                                                                                                           «Свобода есть тайна»                                             
                                                                                                                                     (Гельвеций)
                                                   
   Проблема сущности и границ человеческойсвободы и несвободы — одна из вечных тем в бесконечном философском диалогеразличных эпох и культурных традиций. Эта проблема понимания свободы являетсяне столько теоретическим, сколько глубоко жизненным вопросом, которыйзатрагивает судьбы общества в целом и каждого отдельно взятого человека.«Свобода требует плюрального понимания и вместе с тем путей поиска синтезаеё многообразных определений во имя достижения единства и связностичеловеческих действий.»[9,10]
   Свобода не есть вседозволенность, как оченьчасто её трактовали. В идеальном и сверхсправедливом обществе люди не могутсчитаться подлинно свободными, если посвящают свою жизнь тому, во что не веряти к чему не питают внутренней склонности. Превращенная форма свободы являетсярабством внешних обстоятельств, причем личность обедняется, идеалыпрофанируются, полностью разрушается личностно-экзистенциальное измерениесвободы. Примечательны слова русского философа А.В. Иванова по этому поводу:«Раб, не осознающий своё рабство, хотя бы потенциально может статьсвободным человеком. Раб, осознающий своё рабство и конформистскиподстраивающийся под него, есть раб вдвойне, так как нет ничего противоречащегосвободе, чем мыслить иначе, чем действовать, и действовать иначе, чеммыслить.» [9,13]
   История свободного человека — это история неего биологического созревания, социального становления под воздействием внешнихфакторов, а процесс индивидуального устройства жизни, преобразование самогосебя в соответствии с индивидуальными жизненными ориентирами.
     Проблема человеческой свободырассматривались многими философами разных времен и народов, начиная с ДревнейГреции, Китая и заканчивая учеными наших дней. В раскрытии этого вопросабольшой вклад внесли философы немецкой классической школы: А. Шопенгауэр, И.Кант, Ф. Шеллинг, Гегель и другие.
   Артур Шопенгауэр подразделяет понятие«свобода» на три подвида, три составных части общего понятия «свобода»:свобода физическая, интеллектуальная и моральная.
   Первый подвид — свобода физическая"… есть отсутствие всякого рода материальных препятствий."[25,46] Интеллектуальнаясвобода, по мнению ученого, относится к произвольной и непроизвольноймыслительной способности. Понятие моральной свободы, «связанное с понятиемсвободы физической, с той стороны, какая проясняет нам его гораздо болеепозднее происхождение."[25,47] Далее Артур Шопенгауэр соединяет понятия«свобода», «воля», «возможность»,«хотение» и приходит к выводу, что «Я свободен, если могу делатьто, что я хочу, — причем слова „что я хочу“ уже решают вопрос освободе.»[25,48] При этом важным звеном в цепочке понятий«свобода», «свободная воля», «возможность»,«хотение» является понятие «необходимость». Ведь свобода неустанавливается только «хотением». Первоначально появляется«необходимость» чего-либо, а затем уже оно воплощается в «желание»или «хотение» и т.д. А. Шопенгауэр считает, что АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА можетсуществовать только при наличии трёх её составных частей, которые взаимосвязаныи взаимодополняемы, при этом "… понятие «свобода» при ближайшемрассмотрении отрицательно. Мы мыслим под ним лишь отсутствие всяких преград ипомех; эти последние, напротив, выражая силу, должны представлять собою нечто положительное."[25,48]
     Ф. Шеллинг, рассуждая о человеческомсчастье, считает неотъемлемым его условием — наличие свободы. Цепочка понятий«счастье» — «свобода» составляют в рассуждениях Ф. Шеллингаединое целое. Это и понятно, ведь человек, а, следовательно, и общество вцелом, не может считать себя счастливым при отсутствии свободы. Счастье, помнению ученого, — это состояние пассивности. Состояние пассивности в контекстепроблемы свободы немецкий философ объясняет следующим образом: «Чем  мы счастливее, тем  мы  пассивнее по отношению к объективному миру. Чем свободнее мы становимся, чем болеемы приближаемся к разумности, тем меньше мы нуждаемся в счастье… Высшее, дочего могут подняться наши идеи, очевидно, существо, которое… наслаждаетсяодним собственным бытом, существо, в котором прекращается всякая пассивность,действует абсолютно свободно только соответственно своему бытию...»[24,71]Ф. Шеллинг вполне справедливо утверждает, что "… там, где естьабсолютная свобода, есть и абсолютное блаженство и наоборот."[24,73] Инымисловами немецкий философ считает оба эти понятия составными частями единогоцелого.
    Среди русских философов, проявивших интереск проблеме свободы и несвободы, я бы выделил Н. Бердяева. Интерес к феноменусвободы у Н. Бердяева связан с философией экзистенциализма. Дело прежде всего встепени близости к насущным человеческим нуждам. Николай Бердяев считалнеотъемлемой частью свободы наличие дисциплины, «самообуздания»,«самоограничения». Свобода, по мнению философа, невозможна без подчинениясебя той истине, которая и делает человека свободным.
     Проблема свободы и несвободы, поставленнаяэкзистенциализмом, с точки зрения социальной значимости сегодня, стоит всехзаконов и категорий диалектики вместе взятых. По мнению профессора В. Свинцова"… несвобода — повседневна, она не обязательно обитает за решеткой иликолючей проволокой. Универсальной нравственной нормой нашего времени сталпринцип несвободы: не отягощай свою душу раздумьями о том, каким путём идёшь,за тебя думает и за тебя отвечает «Икс».[19,4]
   Из всего вышесказанного можно сделатьследующий вывод: свобода – «… способность человека действовать в соответствиисо своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.»[22,595]
    Кроме философов, проблеме свободы инесвободы посвятили свои лучшие произведения русские писатели и поэты XIX — начала XX века, среди которых я бы выделил А.С. Пушкина (стихотворения «КЧаадаеву», «Из Пиндемонти» и др., а также поэмы«Цыганы», «Медный всадник»), М.Ю. Лермонтова (поэма«Мцыри»), Н.В.Гоголя (цикл «Петербургские повести»), Ф.Достоевского («Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»),Л. Толстого («Анна Каренина», «Война и мир»), М. Горького(ранняя лирика: «Песня о Соколе», Песня о буревестнике",«Легенда о Данко»).

2.Художественное воплощение категорий свободы и несвободы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
2.1Свобода и несвобода в жизни и творчестве М.А. Булгакова.           
                                                                                                             «Дело не в дороге,
                                                                                                              которую мы выбираем;
                                                                                                              то, что внутри нас
                                                                                                              заставляет выбирать
                                                                                                              дорогу ».
                                                                                                                                        (О’Генри)
                    
Детство и отрочество прошло в консервативной,монархически настроенной среде, что, без сомнения, наложило свой отпечаток встановлении характера и ми­ровоззрения будущего писателя.
   Следуямноговековым традициям рус­ского народа, которые обязывали сына идти по стопамотца, продолжая  начатое им дело, МихаилАфанасьевич должен был бы стать культовым работником. Ведь отец и дед всю своюжизнь проработали препо­давателями в Киевской Духовной академии. Однако,вопреки традициям, молодой Бул­гаков поступает в университет, после окончаниякоторого, получив профессию детского врача, работает по специально­сти врусской глубинке. Уже в этом поступке проявляется независимость будущегописателя, его представления о свободной личности. Жить приходилось в оченьсложной обстановке послереволю­ционных событий: гражданской войны, раз­рухи,скудного питания, невежества и темноты простого люда, их агрессивнойподозрительности к «образованным».
     Работаврачом даёт богатый жизненный материал для писателя, который все своё свободноевремя посвящает литературе. Время работы врачом — является временем началаактивной творческой деятельности писателя. С помощью создаваемых произведенийМ. Булгаков пытается пробудить в современниках стремление познать истиннуюсвободы. Так, уже в 1922 году появляется рассказ «Необыкновенные приключениядоктора», а в 1925 — «Записки юного врача».
    Нонастоящая известность пришла в 1927 году, когда был в журнале «Россия» былопубликован роман «Белая гвардия». Это произведение объявило о приходе врусскую литературу незаурядной личности, таланта.
   Максимилиан Волошин, прочитав роман, заметил, «что такой дебют можносравнить разве что с дебютами Толстого и Достоевского.»[10,28]
    Всядальнейшая жизнь и творчество Михаила Булгакова были связаны, прежде всего, стемой прозрения и обретения своего пути в жизни и литературе. Очень сложнымоказался для писателя этот путь, а сам ход событий и литературные недругипытались столкнуть его с выбранного пути. Наверно, не зря Михаил Афанасьевичтак много думал и писал «… о нелепости судьбы таланта, о самых страшных опасностяхна пути таланта...»[18,65]В одном из писем писателя читаем следующие строки: «Яни за что уже не берусь давно, так как не распоряжаюсь ни одним моим шагом, аСудьба берет меня за горло.»[18,68]
    Однакоподобные строки являлись минутной слабостью, и писатель в условиях несвободы,оставаясь честным и свободным по отношению, прежде всего, к самому себе ибудучи истинным преемником лучших традиций русской классической литературы,продолжал писательскую деятельность.
    В чем жепричина опалы, драматизма жизненных обстоятельств М. Булгакова?
    Помнению современного советского критика Анатолия Королева, причины кроются вследующем: «… В начале века, по мере усиления давления на личность, заметенрост… сопротивления в литературе, а в случае с Булгаковым перед нами примерполного разрушения суверенности вымысла и судьбы… Личность обрела исключительноеправо ответственности за собственную суверенность. Но использовать право наповедение на виду у государственного ока было одиозным вызовом. Булгаков нетолько использовал своё  право  быть, но еще и — вызывающе — утрировал  личную суверенность  вплоть до мелочей.»[10,28] Далее автор отмечает, что, написанная Михаилом  Булгаковым  пьеса «Дни Турбиных», роман о «Белойгвардии», создание «романа о дьяволе», то, что писатель «зацепил» великогоСтаниславского в «Записках сумасшедшего» — всё это было далеко за граньюодиозного. М.А. Булгаков, будучи правдивым художником и историком, позволил поведениев литературе, то есть оставался свободным как личность.
    Причтении художественных текстов, изучении критического материала, архивныхдокументов я ни как не мог понять, почему М. Булгаков, такой «неудобный»писатель и человек не был просто физически уничтожен в тюрьме или лагере, где вто время гибли сотни лучших представителей русской интеллигенции (например, О.Мандельштам, Н. Гумилёв, П. Васильев, В. Мейерхольд)? Пытаясь ответить на этотвопрос, я пришел к следующему выводу. Жизнь и относительную свободу писателюоставили по двум причинам:
 а)политическая: Советскому правительству было очень важно поддерживать высокийавторитет цивилизованной, свободной и культурной страны перед западнымидержавами. И такие люди, как М. Булгаков, нужны были для того, чтобы можно былосказать миру: «Видите, у нас тоже есть таланты!»
   Такихлюдей посылали на различные международные мероприятия: съезды, симпозиумы,конференции и т.п. (Так Б. Пастернак, против собственной воли, был направлен вПариж на писательскую конференцию; М. Горький выступает на открытии«Беломорканала», построенного на трупах заключенных. Для всего мира, естественно,была открыта только одна сторона этого события). М. Булгакова, правда, невыпускали за пределы государства, догадываясь о степени его внутренней свободы,но автор такого романа, как «Мастер и Маргарита», поддерживал престиж страны.
 б)«человеческая»: «Верхи» понимали неординарность такого явления в литературе,каким был, без сомнения, М.А. Булгаков. Сознавая величину этого таланта (неслучайно же Сталин и другие члены правительства неоднократно приходили на «ДниТурбиных»), побоялись уничтожить писателя, по-моему, из-за собственного эгоизма(дабы остаться в памяти людей ценителями и «благодетелями» талантливого писателя)...
    Наверно, понимая сложившуюся обстановку, М.А. Булгаков, как настоящийписатель, не бросил литературную деятельность, не изменил самому себе,продолжая работать «в стол». Одним из произведений, которое было опубликованопочти через тридцать лет после смерти писателя, был роман «Мастер и Маргарита».
    В этомпроизведении отражены извечные проблемы человечества: добра и зла, любви иненависти, веры и безверия, преданности и предательства, судеб таланта ибездарности. И одной из главных, на мой взгляд, стала проблема свободы — несвободы личности, выстраданная художником всей его трагической жизнью.

2.2 Художественное воплощение категорий свободы инесвободы в «евангельских» главах романа: Иешуа Га-Ноцри — Понтий Пилат — ЛевийМатвей — Иуда.
    Роман«Мастер и Маргарита» имеет сложную архитектонику. Трудно определить его вжанровом соотношении. Об этом свойстве произведения точно заметил исследовательнаследия Михаила Булгакова М. Крепс, считая, что «… Роман Булгакова длярусской литературы действительно в высшей степени новаторский, а потому инелегко дающийся в руки. Только критик приближается к нему со старойстандартной системой мер, как оказывается, что кое-что так, а кое-что совсем нетак. Платье менипповой сатиры при примеривании хорошо закрывает одни места, нооставляет оголёнными другие, пропповские критерии волшебной сказки приложимылишь к отдельным, по удельному весу весьма скромным, событиям, оставляя почтивесь роман и его основных героев за бортом. Фантастика наталкивается на сугубыйреализм, миф на скрупулёзную историческую достоверность, теософия на демонизм,романтика на клоунаду.»[12,67] При этом менипповая сатира подразумеваетсоздание фантастической среды обитания для своих персонажей, оживление «царствамёртвых», полёт на небо, нисхождение в преисподнюю, которая «… переворачиваетобщепринятую иерархию ценностей, порождает особый, свободный от всякихусловностей и предрассудков тип поведения героев...»[14,217], а пропповскиекритерии волшебной сказки определяются «… представлениями народа о добре изле… Эти представления воплощаются в образах положительных героев, неизменновыходящими победителями… Наиболее популярны сюжеты о трёх царствах,… очудесном бегстве...»[11,882]
      Вархитектонике романа «Мастер и Маргарита», в художественных приёмах,используемых Михаилом Булгаковым для обрисовки характеров персонажей прираскрытии проблемы свободы и несвободы, наблюдается влияние религиознойфилософии П. Флоренского, в частности учения о троичности как первооснове бытияи цветовой соотнесённости с традициями католической церкви. В своём труде «Столпи утверждение Истины» П. Флоренский говорит «… о числе «три», как имманентном(то есть присущем, свойственном. — В.Д.) Истине, как внутренне неотделимом отнеё… Только в единстве Трёх каждая ипостась получает абсолютное утверждение...»[21,480]Философ доказывает Божественную природу числа три на примерах «… основныхкатегорий жизни и мышления...»[21,481]: трёхмерность пространства, времени(прошедшее, настоящее, будущее), наличие трёх грамматических лиц во всехсуществующих языках, минимальный состав полной семьи, три координатычеловеческой психики: разум, воля, чувства; закон лингвистики: во всех языкахмира первые три числительных — один, два, три — относятся к древнейшемулексическому пласту и никогда не заимствуются. Божественное значение числа «три» П. Флоренского отразилось в романе вследующем: во-первых, повествование ведётся практически от трёх лиц: автора,Воланда и Мастера, во-вторых, связь трёх миров романа: древнего ершалаимского,вечного потустороннего и современного московского, взаимопроникновение которыхобостряет решение проблемы свободы — несвободы в целом.
     Изхудожественных приёмов, используемых М. Булгаковым в романе «Мастер иМаргарита», выделяется цветовая символика, которая основывается на работах П.Флоренского. (Факт знакомства с работами Флоренского взят из «ЭнциклопедииБулгаковской» Соколова Б. стр.474-486). Ученый приводит такое объяснение цветови оттенков: «… белый цвет «знаменует невинность, радость и простоту», голубой- небесное созерцание, красный «провозглашает любовь, страдание, могущество,справедливость, кристаллически-прозрачный олицетворяет беспорочную чистоту,зелёный — надежду, жёлтый «означает испытание страданием, серый — смирение,чёрный — скорбь, смерть или покой...»[21,481] Через использование цветовойсимволики, построенной на ассоциативном восприятии, автору «Мастера иМаргариты» удаётся точнее и глубже передать внутренний мир героя, а так жеобнаружить у него свойства свободного или несвободного человека. Подробнее обэтом позже.
    Действияв романе «Мастере и Маргарите» переносят читателя то в Москву 20-30 годов ХХвека, современное для автора романа время, то в «ветхозаветный» Ершалаим и егоокрестности, возвращаясь тем самым на две тысячи лет назад. Для какой целиМихаил Афанасьевич сравнивает события и людей, между которыми полегли столетья?Я глубоко убеждён, что писатель хотел тем самым показать повторяемость проблем,их вечностный  характер. Определяя жанрромана «Мастера и Маргариты», можно с уверенностью сказать, что это романфилософский, так как проблемы, поднятые в произведении, носят не толькосоциальный, политический, бытовой, но и, в большей степени, философскийхарактер. К таким проблемам, наверняка, можно отнести проблему свободы инесвободы, актуальной в любые времена.
   МихаилБулгаков использует различные художественные средства и приёмы для раскрытияэтой проблемы. Я бы выделил несколько основных, средств и приёмов писателя.Прежде всего, приёмы, раскрывающие психологию: внутренние монологи, диалоги,сны героев, портретные зарисовки, наконец, антитеза, подчёркивающаяамбивалентность, то есть двойственность персонажа, и образы-символы.
    Изглавных действующих лиц «евангельских» глав романа «Мастер и Маргарита» я бывыделил четверых, в жизни которых проблема свободы сыграла особенную роль. ЭтоИешуа Га-Ноцри, прокуратор Иудеи Понтий Пилат, Левий Матвей и Иуда из Кириафа.
    ИешуаГа-Ноцри — бродячий философ, «… проповедник, пытающийся убедить людей вИстине, в которую он верит всем своим сердцем. » [5,367] Этот герой романапоявляется перед взором уже в первой главе, которая мысленно переносит читателяиз Москвы 20-30 годов ХХ века в легендарный Ершалаим, преодолевая с легкостьювременное пространство в две тысячи чет. Под именем Иешуа Га-Ноцри, конечно же,узнаётся Сын Божий Иисус Христос. Однако, М.А. Булгаков трактует этот образиначе. В романе — это Человек, хотя и наделенный необыкновенными способностями.Недаром антипод и вечный оппонент прокуратор Иудеи Понтий Пилат считаетИешуа  великим  врачом: «Сознайся, — тихо  по-гречески спросил Пилат, — ты великий врач?- Нет, прокуратор, я не врач, — ответил арестант...»[5,291] Показать Иешуа,прежде всего человеком — главная задача писателя, который, судя по рукописямранних редакций, стремился сделать это как можно безапелляционно, т.е. так,чтобы у читателя не возникло даже малейшего ощущения Божественногопроисхождения персонажа. В этом легко убедиться, прислушавшись к выводам,которые делает Л. Яновская после изучения текстов ранних рукописей романа:«… Иешуа знает о болезни Понтия Пилата, смерти Иуды, но не знает о своейсудьбе. В нем нет божественного всеведения. Он человек. Человечность герояобостряется автором от редакции к редакции.»[26,87] Иешуа удивительно реален.Он предстает самым, что ни на есть, земным, таким же смертным, как и всеживущие на Земле люди. А между тем, по мнению И. Виноградова «… Иешуа в романеМ. Булгакова — это тот, кто, судя по всему, возглавляет «ведомство добра» впотустороннем мире булгаковской вселенной, — во всяком случае, обладает правом прощать,и наделён такими полномочиями, что сам Воланд, словно соблюдая какой-то свышеустановленный порядок,… называет (Иешуа — В.Д.) так, как называют Бога.[7,367]
    ИешуаГа-Ноцри — «универсальный» образ «евангельских» глав «Мастера и Маргариты». Вокругэтого, изначально абсолютно свободного человека разворачиваются все события.Для доказательства абсолютной свободы персонажа М. Булгаков использует цветовуюсимволику: Иешуа «… был одет в старенький и разорванный голубой хитон.Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруглба...»[5,285], что говорит о его простоте, невинности, нравственной чистоте.Иешуа является связующим звеном между прокуратором Иудеи Понтием Пилатом — Левием Матвеем — Иудой из Кириафа. Именно Иешуа Га-Ноцри позволяет увидетьдругих героев через призму свободы — несвободы.
  Центральный и самый сложный по своему драматизму персонаж «евангельских»глав романа — римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Создавая образ Пилата, М.Булгаков использует всю гамму художественных приёмов. Насколько Иешуа Га-Ноцри,не имеющий ничего, абсолютно свободен, — настолько Понтий Пилат, наделенныйогромной государственной властью, этой свободы лишен. Во время допроса Иешуаговорит так  об этом: «Беда в том,… чтоты слишком замкнут, и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же,согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна,игемон, — и тут говорящий позволил себе улыбнуться...»[5,291] В данном случае,кроме самих слов, которые сами по себе уже много значат, очень важным, мнекажется, является последнее действие арестованного: «… позволил себе улыбнуться...».Что это — насмешка, ирония? Нет. Улыбка Иешуа — улыбка сожаления, сочувствиячеловеку, лишенного свободы. Улыбка является своеобразным катализатором свободнойличности. На протяжении всего романа прокуратор никогда не улыбается, чтоподчёркивает несвободу персонажа. Иешуа видит в Пилате пусть несчастного,но  человека. А то, что прокураторсохранил человеческие качества, о которых бродячий философ знал так же, как и оболезни, на мой взгляд, свидетельствуют слова самого арестованного. Пожелавподелиться новыми своими мыслями, интересными для прокуратора, он говорит:«… ты производишь впечатление очень умного человека.»[5,291] Именнодвойственность (амбивалентность) героя: Понтия Пилата — человека и прокуратора- лишает его свободы. 
    Да,трагедия Пилата заключается в том, что он сам себе не принадлежит. Он — исполнитель власти «великого кесаря». В герое постоянно происходит борьба двух«Я»: прокуратора Иудеи и Понтия Пилата-человека. Эта борьба ярко показана М.Булгаковым через психологические портретные зарисовки, в которых изображеныежеминутные изменения внешности прокуратора во время и после допроса бродячегофилософа Иешуа Га-Ноцри.
    С каждойминутой общения с Иешуа Понтий Пилат убеждается, удивляясь, с одной сторонынеординарностью личности бродячего философа, а с другой — его полнойневиновности. Прокуратор уже для себя решил, как поступить с этим человеком,который, без сомнения, заинтересовал его. В голове Пилата проносятся мысли: «Игемон разобрал дело бродячего философа… и состава преступления в нем ненашел… смертный приговор Га-Ноцри… прокуратор не утверждает. Но…удаляет Иешуа из Ершалаима и подвергает его заключению в Кесарии Стратоновой...,то есть именно там, где резиденция прокуратора.»[5,294] Понтий Пилат,наверняка, уже представлял себе, как, уехав в свою резиденцию, будет бродить сэтим странным человеком, Иешуа Га-Ноцри, по тенистым аллеям парка дворца ивести свой бесконечный спор о добре и зле, о Царстве Истины. Иначе говоря,Понтий Пилат мечтает о собственной свободе, свет которой он увидел на горизонтев виде учения бродячего философа.          
     Прокуратор недолюбливает свою должность, в чём неоднократно признаётся,например, обращаясь к Марку Крысобою: «… У вас тоже плохая должность… моё положение… ещё хуже.»[5,591] Плоха она, прежде всего потому, чтолишает его свободы, мешает делать то, что ему может быть хотелось, так какпрокуратор исполняет волю «великого кесаря». То ли дело во главе кавалерийскойтурмы разить врага. Знакомство с бродячим философом, проповедующим ЦарствоИстины (а значит и Свободы), где нет места власти кесаря, даёт шанс прокураторуприблизиться к собственной свободе, но привычка, а может быть трусость, котораяявляется самым большим пороком, по мнению самого же Пилата, берут верх.
     Вдруг,прочитав вторую часть доноса, которая гласит о «законе нарушения величия»,прокуратор «… нахмурился… он еще больше изменился в лице. Темная ли кровьприлила к шее и лицу или случилось что-либо другое, но только кожа его утратилажелтизну, побурела, а глаза как будто провалились.»[5,294] Отчего происходяттакие резкие изменения с человеком, который до последнего мгновения оставалсяспокойным? Это опять вступают в борьбу два Пилата


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фёдор Тютчев: русофобия против империи
Реферат Влияние мастита на молочную продуктивность коров и пригодность молока для переработки
Реферат Боевые искусства на современном этапе
Реферат Рыба и морепродукты
Реферат 1. Утвердить прилагаемые Правила составления и ведения баланса производства, распространения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения
Реферат Япония в средние века
Реферат Державне управління і контроль у сфері використання та охорони лісів та рослинного світу
Реферат «Генезис общения ребенка с взрослыми и сверстниками» М. А. Панфилова М. А. Панфилова, «Игротерапия общения» тоо «Интелетех» 1995
Реферат Принципи навчання інформатики
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности: способы группировки информации и величина прибыли
Реферат Парадокс сопровождающий развитие высоких технологий в области электроники
Реферат Общая характеристика индивидных свойств человека. Органические предпосылки развития личности
Реферат Япония и новое время
Реферат Редакторский анализ художественно-технического оформления серии книг История книжного искусства
Реферат Бизнес-план по разработке OS2